Семинар учителей химии в гимназии №1

25.11.2014 года в МОУ “Рыбницкая русская гимназия № 1″ прошел семинар учителей химии.

Открытые уроки провели:

Гуназа Л.Н. провела открытый урок в 9 классе.

Тульчинская Е.М. провела открытый урок в 11 классе.


Увеличить презентацию

«Внеклассные мероприятия как средство повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения химии».

Тульчинская  Е.М.

Учитель химии высш.кв. категории

МОУ «Рыбницкая русская гимназия №1»

г.Рыбница, ПМР

e-mail: kera53@mail.ru

«Ребёнок  – это факел, который нужно зажечь,        а не сосуд, который нужно наполнить»

.                                                                                                                                          Рабле.

Каждый учительзаинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом. Этому способствуют внеклассные мероприятия. Они развивают у школьников творческую самостоятельность и изобретательность, формируют ценные практические навыки и умения, способствуют самореализации личности учащихся.Внеклассные мероприятия помогают формировать коллектив учащихся, пробуждают чувство ответственности перед коллективом.  Содержание внеклассных мероприятий должно подчиняться определённым требованиям:

-научность,

-доступоность,

-актуальность и практическая значимость,

- занимательность.

Внеклассное мероприятие имеет ряд особенностей. Оно проводится в более свободной форме, чем урок. Хотя ведет его учитель, ученикам предоставляется больше самостоятельности. Вне урока дети могут проявлять больше творческой активности и развивать мышление, осваивать навыки общения в коллективе и групповую работу. Обучающая функция на внеклассных мероприятиях играет второстепенную роль, даже если мероприятие направлено на углубленное изучение того или иного предмета. Гораздо более важным при организации внеклассной  мероприятия  является умение школьников применить на практике теоретические знания, получаемые на уроках. Это способствует развитию интереса к изучаемому предмету. Не менее значимым является расширение кругозора и повышение культурного уровня школьников, воспитание чувства уважения друг к другу, к традициям и обычаям. Именно эти цели являются приоритетными при подготовке внеклассного мероприятия.Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников лидерские качества и умение общаться. Особое эмоциональное состояние, возникающее у школьников на таких занятиях, существенно повышает эффективность их деятельности и улучшает усвоение знаний. Химия покажется ученикам легким и интересным предметомпри правильном сочетании учебного плана и внеклассных  мероприятий.

При проведении внеклассных мероприятий учителям приходится сталкиваться и с некоторыми трудностями: много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам.

Однако, составляя план внеклассного мероприятия необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учеников, при этом материал, отбираемый для внеклассного мероприятия, может несколько выходить за рамки программных требований. Ученики должны знать, что их ждут в кабинете химии и хотят с ними сотрудничать.

Внеклассные мероприятия по химии проводим по возможности на протяжении учебного года. В нашей гимназии в течении года мы проводим следующие внеклассные мероприятия:

  1. Традиционные мероприятия для учащихся начальных классов в рамках недели предметов естественно-математического цикла« Это удивительная химия».
  2. Конкурс стенгазет.
  3. Конкурс творческих работ.
  4. Презентации.
  5. Участие в школьном  дне Науки.
  6. Викторины, аукционы, квн.

К каждому мероприятию  надо готовиться заранее.  Процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие в проведении мероприятия. Внеклассные мероприятия провожу либо  в параллели, либо в классе среди команд. Это развивает умение работать в команде, способствует становлению целостного коллектива, учит сотрудничать, ставить вопросы и решать проблемы.

Для учащихся 5-6 классов проводим викторины и игры. Эти мероприятия носят пропедевтический характер с точки зрения химических знаний. Организовывать и проводить такие мероприятия помогают старшеклассники. При этом им приходится расширить свой кругозор, используя разнообразную химическую литературу, интернет ресурсы. В декабре обычно проводим «Посвящение в химики» для семиклассников. Для учащихся 8-11 классов проводим  аукционы, игры-соревнования, квн. Приведу в качестве примере план проведения интеллектуальной игры «Углеводороды» , проведенной в 11 классе.

Тема: Углеводороды.

Цели:обобщить, систематизировать и закрепить ранее полученные знания о углеводородах, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся.

Задачи:

а) Образовательные – обобщить и систематизировать  знания обучающихся о свойствах, номенклатуре, изомерии  углеводородов; продолжить формирование умений выявлять взаимосвязи строения и функций вещества.

б) Развивающие – развитие коммуникативных способностей учащихся, наглядно-образного мышления, информационной грамотности, умение высказываться, аргументировать свою точку зрения.

в) Воспитательные – умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный  проектор, коллекции «Нефть»,  «Каучук», «Пластмассы»,  « Каменный уголь», презентация, видеоролики  «Бромирование  декана»,   «Взаимодействие ацетилена с бромной водой», творческие работы учащихся

Структура мероприятия: в процессе мероприятия проводится 6 конкурсов: разминка, «Угадай кто я?»,  «Счастливый билетик», «Напряги извилины», «Покажи реакцию»,  «Химическая  эстафета».

Участники: ученики 11класса.

Время проведения:40минут

Ход мероприятия

Вступление (слово преподавателя):

Они бывают разные
Твердые, жидкие, газообразные.

Их называют алканами, алкенами и аренами.

В недрах Земли они в нефти и газе
А ну-ка ребята узнайте их сразу.

О каких веществах идет речь?

Сегодня, в ходе  внеклассного мероприятия мы обобщим  материал, изученный по теме: « Углеводороды». Это важные и необходимые соединения, основой которых является углерод. Издавна его называли царем природы и основой жизни. Углерод с легкостью соединяется с другими элементами  и образует до 18 млн. органических соединений, окружающих  нас от рождения до глубокой старости.

Углеводороды – это нефть и бензин, а еще ароматические растворители, парафин, из которого сделаны свечи, вазелин из аптеки, полиэтиленовые пакеты…… (демонстрация слайдов)

Слово ведущего:

Сегодня  встретятся 2 команды 11 класса: Алканы и Алкены.. Оценивать ответы будут члены жюри            (познакомить с ними).

Девиз нашей игры: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».

Проведение конкурса

1.Конкурс. Разминка.

Слово ведущего:  Необходимо восстановить шпаргалку, она была найдена несколько лет назад в тетрадке нерадивого ученика. Видно, что пользовались ею много раз, большинство записей стерлись. Помогите их восстановить.

На это задание отводится 5 минут. (5 баллов)

Задание для  команд.

I команда

1…это вещества одинаковой молекулярной массы и состава, но …

2 Именем … назван один из способов получения алканов.

3 Чем выше молекулярная масса,  тем … температура плавления.

4… используют для сварки металлов.

5. Для изготовления каучука и резины используются углеводороды, принадлежащие классу …

 

II команда.

1…….. – это реакция присоединения водорода …

2.Для предельных углеводородов характерно наличие …  связи.

3.Молекулярная формула нонена …

4.Валентность углерода в органических веществах всегда …

5.Метан применяют   …

Пока команды работают, обратимся за помощью к болельщикам. Проведем с болельщиками викторину

 Вопросы викторины:

1.Свойства органических веществ, представляющие опасность для человека? (ядовиты, взрывоопасны, вызывают поражение кожи)

2 Назовите вещество, если известно , что это газ без цвета и запаха, почти в 2 раза легче воздуха. Он образуется в природе в результате разложения без доступа воздуха останков животных и растений. Этот газ называется рудничным или болотным газом . (Метан)

3.Какое производное метана долгое время использовали в медицине? (хлороформ)

4. Название какого природного материала получится из двух индейских слов- «дерево» и «плакать» (каучук).

5.Какой газ используют в качестве наполнителя для баллонов в газовых плитах? (пропан, бутан)

6.Кто первым научился получать волокно? (паук, он при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе).

7.Какие органы человек использует при анализе органических веществ? (зрение и обоняние, и реже вкус и осязание)

8.Является ли нефть веществом (смесь веществ).

2.Конкурс  Угадай кто я?  (4балла)

Демонстрируются на экране изображения шаростержневых моделей органических веществ, ученики должны нх назвать (формулы и названия)

3.Конкурс «Счастливый билетик»

Слово ведущего: Каждая команда по жребию вытягивает конверт с заданием. Этот конкурс проверяет ваши умения составлять уравнения по демонстрации опыта в видиоролике. На этот конкурс отводится 5 минут. Задание оценивается 4 баллами

Музыкальная  пауза.

4.Конкурс « напряги  извилины»    (4б)

Ведущий: слово синквейн в переводе с французского означает стихотворение                          без рифмы, написанное по определённым правилам:

1 строка –заголовок, ключевое слово, выражается в форме существительного;

2 строка—2 прилагательных,

3 строка- 3 глагола,

4 строка – фраза или предложение (высказывает свое отношение к теме)

5 строка – синоним.

Составить синквейны. Команда Алканы  —этилен, команда Адкены- ацетилен.

5. Конкурс «Покажи реакцию»

Дома каждая из команд приготовила сценку изображения одной из реакций, характеризующих свойства углеводородов. После показа одной команды, другая записывает уравнение реакции. На выполнения задания дается 5 минут.  Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

6. Конкурс  «Химическая эстафета»

Ведущий: cоставить уравнения реакций с помощью которых можно осуществить схемы превращений. Команды получают конверты с заданиями и записывают по одному уравнения реакций. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

ICH4àC2H2àC2H4àC2H5OHàCH2=CH-CH=CH2

II.   CH4àCH3Cl à C2H6à C2H4à CH2Cl-CH2Cl

Занимательные опыты.

1.Волшебная щёлочь.

2. Несгораемый платок.

3. Вулкан.

Жюри подводит итоги.

И у природы есть всему свой срок

И осени пора и бурного цветения и химии не кончится урок

Жизнь будет её бурным продолжением.

Внеклассные мероприятия по химии – это особая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету и, конечно,  требует тщательной организации

И учителям, и родителям школьников следует помнить о силе воспитательного воздействия внеклассных мероприятий и уделять им внимание не меньше, чем традиционным урокам.

 

Литература

  1. Чернобельская Г. М. «Основы методики обучения химии» изд. центр ВЛАДОС,

2000г.

2.Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и эффектные опыты по

химии»,Дрофа, 2002г.

3.Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 11кл. М. Русское слово, 2013г

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.