Интенсификация обучения. Дидактический подход к проблеме интенсификации обучения §1

1

В статье рассматриваются принципы интенсивного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе, и актуализируется необходимость внедрения интерактивных технологий в условиях информатизации и глобализации современного образования. Уточняется понятие «интерактивная технология обучения иностранному языку», раскрываются преимущества инновационных интерактивных форм (обсуждения в парах, ротационных тройках, группах; дискуссии; творческого задания; деловой игры), методов (метода «мозгового штурма», проблемного метода, метода проектов, метода анализа конкретных ситуаций, метода «кейс-стади») и средств (интерактивной доски, ИКТ) обучения. Описаны достоинства применения некоторых интерактивных приемов таких как «Броуновское движение», составление «ментальной карты», «ажурная пила», «Аквариум» в процессе иноязычной подготовки студентов. Автором проведен анализ использования интерактивных технологий с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

интенсификация процесса обучения

неязыковой вуз

иноязычная коммуникативная компетенция

интерактивная технология

интерактивные формы

средства

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - №2. - С.1 -18.

2. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разработок / Сост. М.Н.Солоневичева. - СПб, РЦОКОиИТ, 2010. - 88 с.

3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб.-метод. пособие / Г. А. Китайгородская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высш. шк., 2009. - 277 с.

4. Околелов О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Автореф. дис. ...док. пед. наук. - М.: 1995. - 45с.

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе - 2000. - № 3. - С.3-10.

6. Сатунина А.Е. Технология обучения, технология образования, образовательная услуга: диалектика понятий // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - №4 - С.73-74. -URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3425 (дата обращения: 27.10.2015).

7. ФГОС ВПО, направление подготовки 210602 - Специальные радиотехнические системы (17 января 2011года) - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m61.pdf (дата обращения: 11.10.2015).

8. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков / Н.В.Языкова. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1994. - 238с.

9. Fitzpatrick A. Information and Communication Technologies in the Teaching and Learning of Foreign Languages: State-of-the-Art, Needs and Perspectives. Analytical Survey, UNESCO Institute for Information Technologies in Education, Moscow. - 2004. - URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214627.pdf. (дата обращения: 23.02.2014).

Современные процессы глобализации, интернационализации и информатизации общества предъявляют новые требования к выпускникам вузов. Конкурентоспособность будущих специалистов во многом определяется уровнем владения иностранным языком как средством межкультурного общения, а также как средством самообразования в области профессиональных интересов. В условиях ограниченной сетки аудиторных часов в неязыковом вузе интенсификация процесса обучения иностранному языку приобретает особую актуальность на сегодняшний день.

Понятие интенсификации процесса обучения обсуждается в методике с 60-х годов в связи с развитием интенсивных методов обучения с целью овладения иностранным языком как средством общения. В педагогике (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.А.Зимняя, Г.А. Китайгородская, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев) интенсификация определяется как процесс, направленный на совершенствование обучения иностранному языку, т.е. на отбор и организацию материала, разработку эффективных способов, методов и приемов овладения, развитие коммуникативных умений, активизацию резервов личности и межличностных отношений.

К важнейшим принципам интенсивного обучения относят: принципы коллективного взаимодействия, личностно-ориентированного общения, ролевой организации учебно-воспитательного процесса, концентрированности в организации учебного материала, полифункциональности упражнений ; принцип мотивации; принцип осознанности; принцип программирования деятельности; принцип оценки усвоения деятельности; принцип познавательной самостоятельности; принцип активности и др. Реализации данных принципов, которые обеспечивают взаимосвязь учебного материала и учебной деятельности, развивают мотивацию, активность и самостоятельность студентов, способствуют современные интерактивные технологии обучения.

Внедрение интерактивных технологий ̶ одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов, в том числе иноязычной, в современном вузе. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения осуществление учебного процесса предусматривает проведение занятий в интерактивных формах, удельный вес которых определяется целью основной образовательной программой и составляет не менее 30 процентов аудиторных занятий . Интерактивное обучение направлено на повышение эффективности образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике .

Интерактивное обучение (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) построено на взаимодействии обучающихся, включая педагога. Под технологией обучения понимают формы, методы, приемы и средства обучения, выбираемые и воплощаемые преподавателем на основе его научного и преподавательского опыта в учебном процессе по конкретной учебной дисциплине . Следовательно, интерактивные технологии обучения иностранному языку представляют собой совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе продуктивной совместной деятельности обучающихся и преподавателя.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающихся, которое характеризуется высоким уровнем взаимно направленной активности субъектов, конструктивным сотрудничеством преподавателя и студентов в совместной деятельности, динамикой управляющей роли преподавателя от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к поддерживаемому действию, далее к последовательному нарастанию собственной активности студентов и самообучению, к появлению отношений партнерства с преподавателем .

В рамках иноязычной подготовки в неязыковом вузе повсеместно применяются интерактивные формы проведения практических занятий, предполагающие:

1) обсуждение в парах, ротационных тройках, группах, которое направлено на нахождение истины в процессе анализа и обсуждения нового материала, способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, межличностного общения, осмыслению, закреплению и усвоению лингвистического материала;

2) ведение дискуссии, включающей целенаправленное, коллективное обсуждение выбранной проблемы, сопровождающейся свободным обменом личными мнениями, суждениями и идеями по исследуемому вопросу, что инициирует их всесторонний анализ и формирует собственный взгляд каждого участника на ту или иную проблему;

3) использование творческих заданий, которые составляют основу любого интерактивного метода, и мотивирует обучающихся, так как требуют от студентов творческого воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем;

4) организацию деловой игры, ориентированной на овладение навыками и умениями иноязычного делового общения в процессе имитационного моделирования учебной деятельности для решения профессионально ориентированных задач, и способствующей формированию не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов, профессиональной коммуникативной компетенции.

Использование многочисленных интерактивных методов создает условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в различных видах речевой деятельности, а также приводит к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих вопросов :

1) метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом генерирования идей для разрешения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участники свободно обмениваются мнениями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

2) проблемный метод направлен не на сообщение студентам готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, усвоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на разрешение последовательно создаваемых в учебных целях проблемных личностно и профессионально обусловленных речевых ситуаций;

3) метод проектов представляет собой творческий, исследовательский метод, способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в письменной или устной форме (в виде плаката, альбома, презентации, представления, видеофильма, страницы на сайте (в случае телекоммуникационных проектов) и др.) Проектные задания позволяют органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, тем самым способствуя реализации принципа межпредметных связей.

4) метод анализа конкретных ситуаций (ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения) позволяет студентам анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий;

5) метод «кейс-стади» (case-study) представляет собой один из видов метода анализа конкретных ситуаций и сочетает несколько методов (самостоятельная работа с научной литературой, мозговой штурм, метод проектов и др.) и форм (практические занятия, деловая или ролевая игра и др.) обучения. Студенты, предварительно изучив пакет учебного материала (кейс), ведут коллективный поиск новых идей, а также определяют оптимальные пути, механизмы и технологии их реализации. Результатом использования «кейс-стади» являются не только полученные знания, но и сформированные навыки профессиональной деятельности, профессионально-значимые качества личности.

Для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач в практике преподавания иностранного языка в вузе также активно применяются инновационные интерактивные стратегии и приемы («Броуновское движение», составление «ментальной карты», «ажурная пила», «Аквариум» и др.), которые развивают творческие способности, коммуникативные умения, навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, приучают работать в команде, формируют мотивационную готовность к межличностному взаимодействию.

Прием «Броуновское движение» предполагает движение студентов по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Преподаватель помогает с формулировкой вопросов и ответов и следит, чтобы взаимодействие велось на иностранном языке.

Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, Mind Map), которая представляет в виде схем, диаграмм, информационных графов различные идеи, тезисы, задачи, объединенные общей проблемой, и позволяет охватить всю ситуацию в целом и удержать в сознании большое количество информации, а также воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Данный прием является наиболее действенным при обучении аннотированию и реферированию текстов профессиональной направленности.

Прием Jigsaw «ажурная пила» предполагает организацию учебного занятия, когда студенты объединяются в группы по 4-6 человек для работы над материалом, разбитым на логические и смысловые блоки. Вся группа может работать над одним и тем же материалом, при этом каждый участник разрабатывает одну тему особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в группе о проделанной работе. Такая работа организуется на этапе творческого применения языкового материала в виде конкурса между группами.

Прием «Аквариум» ̶ это «спектакль», в котором группе студентов предлагается обсудить проблему перед «зрителями», выступающими в роли экспертов и критиков. Организованное таким образом практическое занятие стимулирует обучающихся к практической работе, дает возможность студентам развивать критическое мышление в процессе рефлексивной деятельности.

Среди интерактивных аудио-визуальных средств обучения особого внимания заслуживает интерактивная доска , которая способствует продуктивному усвоению студентами учебного материала, воздействуя на них через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы восприятия . Использование интерактивной доски в сочетании с аудио- и видеосредствами позволяет реализовать принципы доступности, наглядности и системности изложения учебного материала.

Выделяют основные достоинства работы с интерактивными досками в процессе преподавания иностранного языка: ускорение темпа занятия путем разнообразной и динамичной работы с различными аутентичными ресурсами; возможности для обсуждения материала и взаимодействия студентов; активизация познавательной деятельности обучающихся и развитие мотивации; эффективное осмысление и усвоение учебного материала.

Интерактивная доска может применяться на всех этапах усвоения языкового учебного материала. Кроме того, многообразие мультимедийных языковых программ, электронных учебных пособий, Интернет-ресурсов дает возможность организовать иноязычную информационно-образовательную среду, обладающую высоким потенциалом для развития иноязычной коммуникативной компетенции, дальнейшего самообразования и исследовательской деятельности.

Преимущества интерактивных технологий обучения иностранному языку над традиционными неоспоримы, так как они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, помогая осознавать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. Применение интерактивных технологий предоставляет преподавателю возможности для творческого разнообразия и активной работы, гибкого использования учебных материалов, осуществления индивидуального подхода, а также содействует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, таким образом, значительно повышая уровень подготовки обучающихся.

Рецензенты:

Бережная И.Ф., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж;

Мещерякова Е.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин, ФГКОУ ВПО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Воронеж.

Библиографическая ссылка

Серостанова Н.Н. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23597 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
— содержания учебного материала;
— методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины.
Совершенствование содержания предполагает как минимум:
— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
— широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевых деловые игры и др.);
— выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
— применения различных форм и элементов проблемного обучения;
— совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
— индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке и индивидуальных заданий и выборе форм общения;
— стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
— знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
— применения современных аудиовизуальных средств ТСО, а при необходимости — информационных средств обуучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Лекция, реферат. Интенсификация обучения - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


13.10.2010/курсовая работа

13.10.2010/курсовая работа

Изучение технологии интенсификации обучения на основе проведения урока с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики. Анализ проведения эксперимента по способу интенсификации процесса обучения посредством "опорных схем".

8.02.2005/контрольная работа

Школьные болезни. Интенсификация учебного процесса. Сколько весит ранец? Как питается школьник? Санитарно-гигиенические условия обучения. Методы борьбы со школьными болезнями. Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

5.02.2010/реферат

Существующие виды методических систем обучения и формулировка понимания "интенсивные технологии обучения". Понятие и задачи технологии обучения. Сущность и содержание процесса интенсификации обучения. Виды методических систем и проблемного обучения.

23.10.2009/реферат

Основные направления перестройки обучения в современной школе: интенсификация и оптимизация учебного процесса. Интенсификация обучения как повышение производительности труда учителя и ученика в единицу времени. Педагогическое общение, функции обучения.

20.11.2010/реферат

20.11.2010/реферат

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Предметно-практическая деятельность: понятие, роль в развитии детей младшего школьного возраста. Предметно-практическая деятельность как средство интенсификации мышления.


Согласно энциклопедическому определению слово "интенсивный" определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую производительность. "Интенсификация" означает усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности.
Интенсивный метод обучения проектируется, как правило, следующим образом, а именно, в традиционный метод обучения вносятся какие-либо новшества, позволяющие добиться за один и тот же отрезок времени более высоких результатов.

Или, в другом случае, традиционный метод обучения заменяется полностью или частично более совершенным методом обучения. При интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психолого-педагогической и других наук.

Среди этих новшеств могут быть:

- грамотное научно обосно­ванное построение процесса обучения по этапам, периодам, циклам, модулям и т.д.;

- широкое применение различных и, в первую очередь, новых технических средств обучения, т.е. компьютерные средств;

- использование активных игровых форм обучения;

- постоянное развитие стремления обучающихся к творчеству, самообразованию, непрерывному совершенствованию;

- развитие и использование способностей учащихся к обучению с учетом их индивидуальных запросов и психологических характеристик;

- разработка и применение новых методик обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

- постоянное усиление мотивации и т.д.

Интенсификация процесса обучения, как и различные инновации, являются результатами научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Для достижения поставленных целей, по их мнению, интенсификация должна быть научно обоснована и управляема.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс в высшей школе элементов его интенсификации каждый педагог нуждается в специальной психолого-педагогической подготовке, т.к. в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, методики обучения и воспитания. Педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, иссле­дователя, пользователя и пропагандиста новых теорий, концепций.

Необходимость интенсификации учебного процесса в совре­менных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств, среди которых:

- социально-экономические преобразования, вызывающие потребность коренного обновления системы образования, методологии и метода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

- усиление гуманитаризации содержания образования, не­прерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и их составных частей, введения новых учебных предметов или разделов дисциплин, в свою очередь, требуют постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения;

- предоставление педагогу определенной самостоятельности в выборе новых программ, учебников, приемов и способов педагогической деятельности, ведения экспериментов и исследований (при постоянном их анализе и оценке компетентными экспертами н органами управления образованием);

- вхождение вузов в рыночные отношения и создание реальной ситуации их конкурентоспособности.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

· рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

· использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

· интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

· создание единой информационной среды образовательного учреждения;

· разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.

· анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;

· формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.

· подготовка пользователей единой информационной системы.

С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:

1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;

2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;

3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;

4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;

5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.

Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:

1) повышение целенаправленности обучения;

2) усиление мотивации учения;

3) повышение информативной емкости содержания образования;

4) применение активных методов и форм обучения;

5) ускорение темпа учебных действий;

6) развитие навыков учебного труда;

7) использование компьютерных и других технических средств.

К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:

1) принцип мотивации;

2) принцип осознанности;

3) принцип программирования деятельности;

4) принцип оценки усвоения деятельности;

4) принцип самостоятельности в познании;

5) принцип активности.

X. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).

4. Принципы конструирования процесса обучения

Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоение знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции. Для примера: на одном отрезке учебного процесса главная задача заключается в объяснении учителем, восприятии и понимании учащимися нового материала, на другом – анализ усвоения и оценка знаний учащихся. При правильной постановке проверки и оценки знаний все без исключения ученики, каждый из них мысленно воспроизводит необходимые знания, с допустимой критикой выслушивает ответ вызванного к доске, внимательно следит за выполнением опыта, сам в любой момент готов продолжить этот опыт. Из вышесказанного следует, что в каждом звене своеобразно сочетаются общие и специфические функции обучения.

Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:

1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;

3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков; применение знаний, умений и навыков;

4) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.

Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.

Дидактические принципы. Современная дидактика рассматривает следующие основные дидактические принципы [см. 194].

1. Коммунистического воспитания и всестороннего развития в процессе обучения. 2. Научности и посильной трудности. 3. Сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя. 4. Наглядности обучения и развития теоретического мышления. 5. Систематичности. 6. Перехода от обучения к самообразованию. 7. Связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. 8. Прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся. 9. Положительного эмоционального фона обучения. 10. Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Все указанные дидактические принципы учитываются при создании учебных пособий и организации любого учебного процесса. Эти же принципы положены и в основу построения автоматизированных систем интенсивного обучения.

Аспекты учебной деятельности. Интенсификация должна отразить все аспекты учебной деятельности. Ю.К. Бабанский [см. 23] выделяет три основных аспекта учебной деятельности: 1) организация учебной деятельности; 2) мотивация и стимуляция учебной деятельности; 3) контроль.

По пути реализации этих трех аспектов направлены интенсификация и автоматизация учебного процесса, т.е. их реализация в системах интенсивного автоматизированного обучения.

Педагогические системы. Интенсификация должна охватывать всю систему обучения -- от начального этапа до завершающего. Анализу педагогических систем посвящены многие работы. Наибольший интерес представляет концепция В.П. Беспалько [см. 34], который рассматривает педагогические системы как взаимообусловленную совокупность форм и приемов учебной деятельности с поэтапным восхождением по уровням усвоения. В зависимости от вида учебной деятельности, организованной техническими обучающими средствами, достигается 1-й уровень ("узнавания"), 2-й ("воспроизведения"), 3-й ("применения") или 4-й уровень ("творчества"). Порядок действий, выполняемых в ходе педагогического процесса, В.П. Беспалько называет алгоритмом функционирования, аналогичный порядок управления учебным процессом -- алгоритмом управления. Качество изучения предмета ("ступень абстракции") оценивается им на четырех уровнях: ступень А -- феноменологическая (описательная), ступень Б -- аналитико-синтетическая (предсказание), ступень В -- прогностическая (прогноз), ступень Г -- аксиоматическая (объяснение на высоком уровне общности описания) . Качество усвоения с точки зрения степени автоматизации в усвоении основных операций и приемов оценивается по времени выполнения действий. В.П. Беспалько выделяет следующие этапы учебной деятельности: начальный исходный уровень, мотивация, усвоение общего плана, собственно учебная деятельность, обобщение, определение итогового качества. Алгоритмы управления делятся им на разомкнутые и циклические, вид информационного процесса -- на рассеянный и направленный, средства управления -- на ручные и автоматические. В соответствии с приведенной классификацией образуются следующие дидактические системы: "классическая", "аудиовизуальные средства в группе", "консультант", "аудиовизуальные средства индивидуально", "малая группа", "автоматизированный класс", "репетитор", "адаптивное программное управление". Структура обучающей программы включает кадры информации, операции, контрольные. Существенным компонентом процесса является внутренняя обратная связь.

Н.В. Кузьмина [см. 131] выделяет в педагогических системах: цель обучения, содержание, систему обучения, деятельность учащегося, обучающую программу. Эти аспекты могут составить основу для построения различных систем, в том числе автоматизированных.

Для создания автоматизированных систем интенсивного обучения теория педагогических систем дает возможность выбрать оптимальный вид управления, характер информационного процесса, средства управления и этапность дидактического процесса.

Педагогические системы рассматривают процесс обучения в неразрывном единстве с развитием и воспитанием.

Методы обучения. Повышение качества обучения, ориентация на формирование всесторонне развитой личности -- важнейшие задачи педагогики. В связи с этим особое значение приобретает выбор и поиск новых методов, обеспечивающих взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Рассмотрим основные методы, формы, приемы и средства обучения, используемые в различных педагогических системах.

Существует несколько классификаций методов обучения. За основу принята классификация М.И. Махмутова [см.: 152, 153] ; она дополнена некоторыми новыми методами.

1. Система традиционных (источниковых) методов. Учебными действиями в ней считаются виды, способы, приемы деятельности преподавателя и учащегося: рассказ, беседа, наглядность, чтение книги, практическая деятельность и т.д. Совокупность этих методов делится на словесные, наглядные и практические в соответствии с источниками знаний, используемыми в учебном процессе.

Традиционные источниковые методы оказались малоэффективными, так как не предусматривали активные формы организации учебной деятельности, не затрагивали мотивационной сферы обучаемого. Они используют аудиовизуальные материалы (учебники, фонограммы, слайды), которые могут быть также применены в простейших автоматизированных системах обучения.

2. Система дидактических методов. Эта система включает объяснительно-иллюстративное (информационно-репродуктивное), репродуктивное обучение, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский методы обучения [см.: 144, 145].

В этих методах учебная деятельность осуществляется в более активных формах, чем в системе традиционных методов, соответственно улучшается мотивация, но не решен вопрос оптимального сочетания различных приемов в учебном процессе.

В автоматизированных системах обучения из дидактических методов могут быть использованы учебные пособия (репродуктивное изложение). Проблемный, эвристический, исследовательский виды изложений требуют подготовки специального сценария, по которому делается обучающая программа.

3. Система методов оптимизации обучения. Методы группируются по видам осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования н мотивации, контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. Сюда входит и традиционные методы и часть дидактических и проблемных, а также различные способы деятельности преподавания и учения [см. 24].

В этой системе решается вопрос оптимального использования различных приемов с учетом многих показателей.

В автоматизированных системах могут быть использованы в комплексе все приемы оптимального осуществления учебной деятельности, мотивации, контроля.

4. Система методов проблемно-развивающего обучения [см. 153]. Эта система строится на основе теории управления учебным процессом, разработанной с учетом принципов деятельности, целеполагания и проблемности.

Метод проблемного обучения успешно решает вопросы организации учебной деятельности, мотивации, контроля, развития и воспитания. Этот метод требует от преподавателя такого уровня творчества, который на сегодняшний день не позволяет формализовать, а значит автоматизировать учебный процесс.

Однако представляется возможным использовать в автоматизированных системах метод проблемно-развивающего обучения через подготовку специальных сценариев, по которым в принципе может быть изготовлена аудиовизуальная обучающая программа по разветвленной системе.

5. Программированное обучение [см.: 34, 200, 201]. Системы программированного обучения предполагают достаточно четкую формализацию учебного процесса за счет построения программы учебных действий по линейной или разветвленной системе. Программированное обучение может быть реализовано как с помощью специальных программированных учебных пособий, так и с помощью технических средств. Программированный курс из всех ранее перечисленных наиболее просто поддается автоматизации.

При программированном обучении используются как ручные, так и автоматизированные системы. Ручные системы -- "классическая" и "репетитор", автоматизированные -- "аудиовизуальные средства в группе" и "адаптивные программированные устройства".

6. Деловые игры [см. 46]. Учебные игры определяются как модель взаимодействия людей в процессе достижения учебных целей, т.е. это -- игровая имитация конкретной проблемы управления (в частности, познавательной деятельности) с целью выработки наилучшего варианта решения. Деловые игры подразделяются на управленческие, исследовательские и учебные. Игры строятся на основе специально разрабатываемого для конкретного случая сценария. Для организации коллективного творчества ведущий такую игру должен обладать высокой квалификацией. Игры с использованием ЭВМ организуют диалоговый режим общения.

Недостатком деловых игр является трудоемкость процесса написания сценария и подготовки самого ведущего. Недостаток машинных игр -- отсутствие возможности организации коллективных форм учебного процесса и использования положительных сторон коллективной деятельности. Автоматизация при организации деловых игр, как правило, обеспечивается составлением специальной так называемой интерактивной обучающей программы, в которой используется не только выбор из готовых заранее блоков информации, но и формирование новых блоков в соответствии с полученной новой информацией.

7. Интенсивные методы обучения (Г. Лозанов [см. 146] , ГЛ. Китайгородская [см. 113]).

Методы интенсивного обучения представляют собой дальнейшее развитие и прикладное использование деловых игр. Впервые данные методы были апробированы, а затем развились при интенсивном обучении иностранному языку.

В этих методах учебная деятельность осуществляется в форме групповых, коллективных взаимодействий и игр. Широко используются такие приемы, как предъявление больших объемов учебной информации, разнообразная эмоциональная окраска учебной информации, использование как осознаваемых, так и неосознаваемых форм психической деятельности (двуплановость), постоянное взаимное общение обучаемых в игровых ситуациях и т.д.

Методики, основанные на принципах интенсивного обучения, имеют большие потенциальные возможности. В них технические средства (диапроекторы, кинопроекторы, магнитофоны и т.д.) применяются фрагментарно. Системное их использование является предметом особого направления -- суггесто-кибернетического метода обучения.

Системное рассмотрение подходов к проблеме интенсификации обучения требует анализа отдельных приемов и показателей различных видов учебной деятельности.

В табл. 1 приводятся экспертные оценки (в условных баллах) эффективности различных методов обучения по некоторым показателям. За основу взята система Ю.К. Бабанского [см. 23]. Аналогично в табл. 2 приводится экспертный анализ различных видов учебной деятельности.

Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает: а) увеличение объема знаний, умений, навыков; б) укрепление и упрочение знаний, создание нового уровня обучения и воспитания; в) новый более высокий уровень познавательных потребностей обучения; г) новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.


По М.И. Махмутову [см. 153], система методов состоит из трех подсистем: общих методов, бинарных методов, приемов и способов преподавания и учения.

Из многообразия дидактических приемов и способов можно вычленить относительно небольшое число универсальных. Для преподавания -- это рассказ, решение задачи, чтение текста, сравнение, аналогия, указание причин и следствия, постановка проблемы, создание проблемных ситуаций, определение, инструктаж, постановка вопроса, задачи, задание, демонстрации, показ образца наглядного объекта, проверка и оценка, одобрение, поощрение и т.д. Для обучения -- это слушание, заучивание, пересказ, воспроизведение, наблюдение, чтение, письмо, решение задачи, разделение, соединение, сравнение, рисование, черчение, практическое действие, обдумывание, приемы объяснения, описания, формулировка проблемы, доказательство, выдвижение предположений, гипотезы, систематизация, классификация, выполнение упражнений, консультирование, конструирование и т.д.

При построении автоматизированных систем представляют интерес все перечисленные здесь виды деятельности (преподавания и учения) для активизации учебного процесса интенсивного автоматизированного обучения.

Автоматизация учебного процесса возможна лишь при достаточной его формализации. Иными словами, все перечисленные формы, методы и приемы обучения требуют такого точного формального описания, которое могло бы быть основой для автоматизированной обучающей программы. Такое упорядочение послужит делу совершенствования и неавтоматизированного учебного процесса, так как детальный анализ всех сторон учебного процесса позволяет лучше управлять им и без средств автоматизации.

Требуют рассмотрения основные формализованные показатели учебного процесса, представляющие особый интерес для его автоматизации.

Различны показатели разных видов обучения и в плане формирования знаний, умений и навыков, развития мышления, памяти, самостоятельности и творчества. При этом, как правило, рецептивные виды деятельности лучше обеспечивают репродуктивное усвоение информации, а проблемно-поисковые (эвристические) виды деятельности при значительно больших затратах времени обеспечивают продуктивное усвоение информации. Рациональное сочетание разных видов учебной деятельности на разных этапах обучения в этом смысл интенсификации учебного процесса. При этом следует учитывать цели и задачи обучения, индивидуальные особенности учащихся и характер учебного материала.

Таким образом, при построении автоматизированных систем интенсивного обучения требуется учитывать необходимость организации на первом этапе репродуктивных видов деятельности, а на заключительных этапах продуктивных.

Рассмотрим возможные пути интенсификации различных этапов обучения. Для первого этапа усвоения информации требуется максимальная скорость восприятия. Лучше всего это достигается в методиках ускоренного чтения ("скорочтения", "быстрого чтения", "динамического чтения", "рационального чтения" в интерпретации различных авторов [см. 216]) .Ускоренное чтение, повышая скорость и качество усвоения зрительной информации, одновременно способствует развитию памяти, внимания, воображения, анализу и синтезу изучаемого материала. Фактически ускоренное чтение можно рассматривать как средство снижения порога зрительного восприятия и переноса навыков ускоренного чтения на изучение учебных печатных материалов.

Пороги осознанного зрительного восприятия при чтении литературы у человека меняются с практикой. Скорость чтения в начальном школьном возрасте 80-150 слов в минуту, в среднем школьном возрасте 210-250, в студенческом -250-280. Высококвалифицированные специалисты читают со скоростью 340-620 слов в минуту.

Для освоения основных приемов различными авторами предлагаются специальные упражнения на расширение объема внимания, на переключение внимания, на исключение мысленного проговаривания, на выработку умения находить главное и анализировать текст на различных уровнях. Эти упражнения хорошо формализуются и могут быть автоматизированы.

Своеобразная методика обучения используется В.Ф. Шаталовым [см. 217] .

Основным элементом методики В.Ф. Шаталова являются опорные сигналы -наглядное конспективное отображение учебного материала. При этом в методике используется принцип крупноблочного введения теоретического материала в объеме целых тем или разделов. Новаторство В.Ф. Шаталова состоит в той роли, которая отводится опорным сигналам в учебном процессе. Фактически это ориентировочная основа деятельности по П.Я. Гальперину. Использование опорных сигналов способствует усвоению большого объема теоретических знаний, позволяет охватывать единым взором совокупность отдельных звеньев новой информации, помогает установлению связей между ними, их сопоставлению, логической обработке материала. В опорных сигналах дана классификация знаний по уровню их значимости (самое главное, менее существенное и т.д.). Один из основных принципов методики В.Ф. Шаталова усвоение знаний на основе их многократного вариативного повторения. Методика позволяет реализовать такой важный принцип обучения, как гармоническое развитие репродуктивного и продуктивного мышления за счет организации соответствующих форм учебной деятельности -- от деятельности по обобщению учебного материала с помощью опорного конспекта до проведения "уроков открытых мышей". В системе В.Ф. Шаталова сочетается постоянный внешний контроль за ходом усвоения и его оценки с самоконтролем и самооценкой. При этом используется как самоконтроль учащихся, так и взаимоконтроль. К недостаткам методики можно отнести то обстоятельство, что В.Ф. Шаталов дает конспекты в готовом виде, считая, что работа по составлению конспекта депо специалиста (психолога, учителя, методиста и т.д.). Учащиеся привлекаются к составлению конспекта только эпизодически.

Идеи, заложенные в методику В.Ф. Шаталова, представляют значительный интерес с точки зрения автоматизации учебного процесса, особенно такие принципы, как подача информации крупными блоками, многократное вариативное повторение учебного материала, опорное конспектирование, взаимный контроль, организация творчества.

Для последующих этапов обучения представляют интерес методики анализа учебных материалов в виде обучающих игр [см. 46], организации учебной исследовательской деятельности, активизации творчества [см. 152].

С точки зрения построения автоматизированных систем организация таких видов деятельности, как ускоренное чтение, конспектирование, не представляет особой проблемы. Что касается организации исследовательской деятельности и творчества, то обучающие программы здесь должны быта специально разработаны по разветвленному принципу.

Наиболее сложными с точки зрения формализации и соответственно реализации в автоматизированных системах являются проблемно-исследовательские формы обучения.

Согласно М.И. Махмутову [см. 152], основу методов любой науки составляют принципы проблемности открываемых новых знаний и целеполагания. Он рассматривает взаимосвязь методов и приемов научного исследования с методами, применяемыми в обучении.

Обобщенная схема последовательности этапов проблемного познавательного процесса может быть представлена следующим образом: 1) возникновение проблемной ситуации; 2) анализ ситуации и постановка проблемы; 3) попытка решения проблемы известным способом; 4) поиск нового способа решения путем выдвижения предположений; 5) нахождение нового способа решения путем догадки; 6) реализация найденного принципа решения путем: а) обоснования гипотезы и ее доказательства, б) догадки (интуиции) ; 7) проверка решения.

В зависимости от характера неизвестного и предполагаемого затруднения проблемы могут иметь разные виды:

алгоритмически проблема -- ситуация, в которой можно применить готовые ранее усвоенные алгоритмы;

эвристическая проблема по содержанию данных и целей не указываются алгоритмы решения, т.е. способ решения проблемы надо найти. Поиск способов решения связан главным образом с интуитивным мышлением (с "инсайтом");

фиксированная проблема из-за богатства и разнообразия данных мысли учащихся фиксируются на второстепенных элементах, упуская основные.

Основными учебными действиями, реализующими приемы создания проблемных ситуаций, могут быть следующие:

  • а)привлечение внимания учащегося к вопросу, задаче, учебной теме, возбуждения у него познавательного интересам других мотивов деятельности;
  • б)создание для ученика таких посильных познавательных затруднений, преодоление которых активизировало бы его мыслительную деятельность;
  • в)обнажение" перед учащимся противоречия между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредством имеющего запаса знаний, умений, навыков;
  • г)помощь учащемуся в определении основной проблемы познавательной задачи, в вопросе, задании, в разработке плана поиска и выхода из возникшего затруднения, т.е. побуждение его к активной поисковой деятельности;
  • д)помощь учащемуся в определении границы актуализируемых ранее усвоенных знаний и указание направления поиска наиболее рационального пути выхода из затруднения.

Автоматизация этапа проблемного обучения -- особенно сложная задача, так как речь идет о необходимости формализации творческой деятельности преподавателя и учащегося. Тем не менее вся последовательность операций преподавателя и соответствующих им ответных действий (операций) учащегося вполне поддается описанию в разных вариантах. Такие операции подразделяются на способы и приемы организации учебной деятельности проблемного обучения.

На основе обобщения передового педагогического опыта М.И. Махмутов указывает несколько основных способов создания проблемных ситуаций:

столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения;

использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданна;

постановка учебных проблемных заданий на объяснение явлении и поиск путей их практического применения;

побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, стал кивающих их с противоречием между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;

выдвижение гипотез, формулировок в выводах, опытная проверка;

  • 6) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, явления, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение;
  • 7) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
  • 8) ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы;
  • 9) организация межпредметных связей.

Им выделяются три вида проблемного обучения.

"Научное" творчество, т.е. поиск и открытие нового закона, правила и т.д.

Практическое творчество -- поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, рационализаторство, изобретательство.

Художественное творчество -- это художественное отображение действительности на основе творческого воображения.

С помощью методики "генерации идей" возможно научное творчество. Методика активизации творческой деятельности в автоматизированных системах может быть формализована и воплощена в обучающую программу для осуществления практического творчества (конструирование, рационализаторство, изобретательство). Автоматизация методики художественного творчества возможна в виде автоматизированного обучения, например, линейному рисунку.

Интенсификация творческой деятельности продуктивного мышления в настоящее время предмет многочисленных исследований [см. 180 ], "Бреншторминг" А. Осборна [см. 233], "синектика" У. Гордона [см. 232], "алгоритм изобретения" Г.С Альтшуллера [см. 16], "индуцирование психоинтеллектуальной деятельности" В.В. Чавчанидзе [см. 213], а также учет всех "за" и "против" Дж. Конанта [см. 231] являются попыткой стимуляции творческой деятельности. В процессах творчества существенную роль играет неосознаваемая интуитивная компонента мыслительной деятельности.

Особую перспективу для реализации проблемного учебного процесса представляют деловые (обучающие) игры. Основные психолого-педагогические принципы учебной деловой игры, по А.А. Вербицкому [см. 46], таковы:

принцип имитационного моделирования конкретных условий предметной познавательной деятельности и игрового моделирования содержания профессиональной деятельности;

принцип проблемности содержания учебной деловой игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности обучаемых;

принцип совместной деятельности учащихся в условиях ролевого взаимодействия и разделения учебных функций в процессе решения задач;

принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие познавательной активности;

принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Н.Б. Островский, А.А. Землянский, Н.А. Троицкая [см. 168] классифицируют деловые игры по следующим показателям: по назначению игры -- на производственные (управленческие), исследовательские и учебные; по широте охвата игры на специализированные и общего назначения; по степени реальности игровых моделей на конкретные (практические) и абстрактные (теоретические).

Уровень планирования в играх может быть либо оперативным, либо перспективным. По продолжительности игровой имитации игры можно подразделить на разовые, временные и постоянные; по сложности игровых процедур игры на простые и сложные; по способам обработки информации на ручные и машинные; по способу формализации игровой модели -- на формализованные полностью, формализованные частично и неформализованные.

Структура участников игры может быть однотипная или смешанная. По виду оценки деятельности игроков игры различаются с учетом посторонней оценки, без оценки и с самооценкой. По уровню использования информационного обеспечения игры можно подразделить на мало информированные и хорошо информированные; по общности интересов учащихся -- с не противоположными интересами и с противоположными. По степени регламентации игры различают по жесткой, полужесткой или свободной регламентации. По степени привлечения экспертов -- с внутренними или с внешними экспертами.

Учитывая приведенную классификацию деловых игр, автоматизированные системы обучения должны реализовать в первую очередь: игры учебные общего назначения, с конкретными практическими реальными игровыми моделями, с оперативным планированием. Такие игры могут быть реализованы как временные с простыми игровыми ситуациями, ручной или машинной обработкой информации. Игровая модель может быть частично формализована. Структура участников допускается смешанная. Оценка деятельности игроков производится с помощью самооценки или посторонней оценки. Важно предусмотреть информационное обеспечение. Интересы участников должны быть общими в командах и противопоставлены в разных командах. В автоматизированных системах регламентация учебных процедур допускалась жесткой, а режим предъявления свободным. Эксперты могут использоваться как внутренние, так и внешние.

Обобщением современных тенденций совершенствования учебного процесса являются интенсивные методы обучения. Развитие этих методов исторически складывалось на примере обучения иностранному языку.

Именно в методах интенсивного обучения иностранным языкам оптимально реализуются некоторые прогрессивные тенденции педагогики и психологии. Фундаментом интенсивного обучения является активизация учебной деятельности группы. Коротко суть обучения выражается в формуле "в коллективе и через коллектив".

Г.А. Китайгородская [см. 115] рассматривает некоторые методические системы интенсивного обучения иностранному языку, созданные на основе концепций Г. Лозанова. Среди них отмечаются следующие:

Эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер). Поскольку цель коммуникации -- обмен смыслами, а не значениями, основной путь овладения речевым общением И.Ю. Шехтер видит в опоре на смыслообразование, возникающее в условиях ролевой игры.

Предлагаемый Л. Гегечкори цикловой межцикловой интенсивный курс для взрослых предполагает последовательное чередование циклов устной речи и межцикловых этапов обучения языку.

Курс "погружении" (А.С. Плесневич) рассчитан на подготовку в течение десяти дней научных работников к общению со своими зарубежными коллегами в условиях научной профессиональной деятельности.

Сугтесто-кибернетический интегральный метод ускоренного обучения (В.В. Петрусинскнй и др.), основанный на "кибернетизации" суггестивного управления состоянием и восприятием при предъявлении информации большими массивами для целостного запоминания с использованием технических средств.

Разработанные в Институте русского языка им. Пушкина краткосрочные курсы русского языка для студентов-иностранцев.

Метод активизации резервных возможностей обучаемого, предложенный Г.А. Китайгородской [см. 113], развивает основные идеи Г. Лозанова, в частности положение о двуплановости процесса обучения. Важное значение имеет опора на сознательное и подсознательное овладение навыками речи, максимальная опора на эмоциональные и другие процессы, взаимодействующие с процессами усвоения. Другие принципы метода активизации также близки принципам деловых игр, например организация совместной деятельности обучаемых или принцип индивидуального обучения через групповое.

Представляет интерес рассмотрение с дидактических позиций некоторых специфических методических приемов и способов активизации познавательной деятельности, например, при создании языковой среды или "полного погружения". Известен десятидневный "интенсивный курс", который создан на основе метода, разработанного Техническим университетом в Ганновере с помощью электронно-вычислительных машин и точного исследования словарного состава русского языка. Скоростные курсы изучения иностранных языков, особенно русского, ныне функционируют и в других странах. В США "Школа Берлица" проводит пятидневные курсы, по 12 часов в день, всего 60 часов. В курсе "полного погружения" запрещается категорически пользоваться родным языком, это важнейшее требование метода Берлица. Каждый день сменяются три преподавателя. Занимаются разговорной речью на основные бытовые темы. Даже во время еды с учащимися говорят только на иностранном языке. Аналогичный метод разрабатывался в СССР А.С. Плесневичем был создан в Пущино-на-Оке десятидневный курс "полного погружения", позволяющий активизировать пассивный запас учащихся.

Метод "полного погружения" а языковую среду поддается слабой формализации. Однако сочетание такого метода с автоматизированным обучением имеет определенную перспективу.

Рассмотрим некоторые подходы к проблеме обучения профессиональным двигательным навыкам. Анализ обучения двигательным навыкам можно провести на примере обучения машинописи.

В традиционном курсе (250-400 часов обучения) скорость работы на машинке обеспечивается до 150-170 ударов в минуту [см. 150] . При использовании ритмической музыки время обучения сокращается в 2,5-3 раза. Б.И. Березин [см. 32] предлагает массовую систему десятипальцевого обучения со зрительным контролем на первой стадии обучения при ежедневных занятиях по 2 часа.

Автоматизация методик обучения двигательным навыкам может опираться на существующий опыт использования ритмической стимулирующей музыки, опыт использования лингафонной техники и персональных компьютеров. Обучение машинописи в режиме, при котором обучаемый осваивает сразу всю клавиатуру, предложен С.Л. Маловым. Скорость 70--80 ударов в минуту достигается за 20--40 часов обучения. В методике С.Л. Малова для освоения клавиатуры обучаемые выполняют поэтапно разные умственные действия. При этом клавиатура осваивается не по рядам, а сразу в полном объеме в целом по типу информационной стимуляции.

Методика освоения клавиатуры "в целом" предложена также МЛ. Портновым, С.Л. Ходыкиным. В этой методике при освоении клавиатуры в целом обучаемый набирает случайную последовательность (криптограммы).

В.Г. Литвиновым и А.Г. Голенко разработан тренажер обучения машинописи на базе микроЭВМ. ЭВМ с помощью печатающего устройства дает задание (строку текста). Обучаемый набором по клавиатуре должен набрать "буква под буквой" предлагаемую строку. После набора ЭВМ тут же сообщает обучаемому его скорость работы, показатель ритмичности печати и количество опечаток. На освоение клавиатуры таким автоматизированным способом затрачивают 20-30 часов.

Таким образом, рассмотрение проблемы интенсификации обучения с дидактических позиций показывает, что системное использование различных видов, методов, приемов организации учебной деятельности, мотивации и контроля может составить основу формирования автоматизированных обучающих программ для автоматизированных систем интенсивного обучения. Однако для выбора средств обучения и оптимальных методик, учитывающих все резервы систем обучения и возможности человека, требуется рассмотрение проблемы как с кибернетических позиций, так и с психофизиологических.