Архив Александра Н. Яковлева

November 7th, 2015

Исходя из того, что мне удалось прочитать и синтезировать по "раннему этапу" планирования спецссылки для раскулаченных, вырисовывается типичная для сталинского руководства модель "кризисного прагматизма". Этот modus operandi проявлялcя далеко не только в эру 1929-1931 гг, но и в период катастрофического голода 1932-1933 гг. , а также массовых операций 1937-1938 гг.

Если не вдаваться в чрезмерные нюансы, cегменты модуля "кризисный прагматизм" довольно простые.
а) Создаем системную проблему чрезвычайно амбициозным замахом, без оглядки на реальные управленческие, инфраструктурные, кадровые ресурсы и уж тем более гуманитарные последствия.
б) Даем карт-бланш исполнителям на местах, требуя "всемерно нажать" по всем фронтам, подкрепляя "кампанию" массовой неизбирательной и очень жесткой пропагандой среди народонаселения.
в) Героически эту системную проблему преодолеваем, когда становится ясно, что жилы рвутся и все вот-вот рухнет в тартарары.
г) Лавры от преодолевания проблем и "перегибов" присваиваем себе на своеобразном этапе "выхода из террора"
д) Максимально дистанцируемся от исполнителей, сваливаем на них вину за "перегибы на местах", объявляем "неонэп"(условно говоря) и восстановление попранной социалистической законности.

Куда изящнее сформулировал примерно те же самые мысли доктор исторических наук О.В.Хлевнюк: "Для достижения своих целей, в том числе для проведения мaссовых репрессий и выкaчивaния хлебa из голодaющей деревни, режиму вовсе не был нужен aппaрaт, действовaвший четко и ритмично по принципу чaсового мехaнизмa. Огрaниченность центрaлизaции в огромной стрaне вполне компенсировaлaсь широким применением методa кaмпaний, состaвлявших основу политической прaктики стaлинизмa. Внимaтельное изучение тaких кaмпaний позволяет выявить их общий, многокрaтно отрaботaнный aлгоритм. Все нaчинaлось (и это вaжно подчеркнуть) с выдвижения центром (чaще всего Стaлиным) целей кaмпaнии и рaспределения конкретных зaдaний. Зaтем происходилa мобилизaция aппaрaтa нa выполнение постaвленных зaдaч чрезвычaйными методaми, что предполaгaло широкое рaспрострaнение "перегибов". В результaте кaмпaния доводилaсь до уровня кризисa, в высшей точке которого определялись пределы отступления - преодоления "перегибов". Отступление было зaдaчей контркaмпaнии, своеобрaзного выходa из террорa. Нa этом этaпе репрессиям подвергaлись некоторые исполнители террорa, преврaщенные в "козлов отпущения", и провозглaшaлись формaльные лозунги "восстaновления зaконности". Ситуaция стaбилизировaлaсь, цели кaмпaнии объявлялись достигнутыми. Тaкие методы приводили к уничтожению огромных мaтериaльных ресурсов и многочисленным человеческим жертвaм. Однaко в контексте стaлинской системы кaмпaнии были вполне эффективным способом мобилизaционной центрaлизaции. <...>

Приводимый ниже известный документ как раз является живой иллюстрацией периода своеобразного "выхода" из террора и массовых депортаций наиболее "крайнего" по арсеналу применяемых методов периода коллективизации 1930-1932 гг. Центральная власть, бомбардируемая паническими докладными записками и информационными сводками по линии всех ведомств, весной-летом 1933 г. стала все яснее осознавать последствия беспрецедентного "нажима" на деревню. Голодная катастрофа 1932-1933 гг. стала стремительно разрушать и так достаточно аморфную и рыхлую структуру государственного аппарата молодого советского государства- в некоторых регионах массовая смертность была так велика, а неразбериха настолько усилилась, что почти полностью парализовала работу местного управления. Cильнейший кризис переживал ГУЛАГ- годовой коэффициент смертности в 1933 г. достиг доселе невиданной отметки в 15%- за решеткой умер каждый шестой заключенный в масштабах всего Союза. Тюрьмы и лагеря были до предела забиты арестованными. Однако, массовые аресты не прекращались. Более того, л ьвиная доля учрежднеий ГУИТУ НКЮ и в меньшей степени ГУЛАГа ОГПУ сотрясалась от мощных эпидемий тифа и дизентерии. Ситуация была в прямом смысле кататстрофической. Данный системный кризис и вызвал к жизни секретную инструкцию-директиву от 8 мая 1933 г, призванную смягчить наиболее "острые" углы предыдущей карательной политики. В ней, в частности, констатировалось: "В ЦК и СНК имеются заявки на немедленное выселение из областей и краев около ста тысяч семей. В ЦК и СНК имеются сведения, из которых видно, что массовые беспорядочные аресты в деревне все еще продолжают существовать в практике наших работников. Арестовывают председатели колхозов и члены правлений колхозов. Арестовывают председатели сельсоветов и секретари ячеек. Арестовывают районные и краевые уполномоченные. Арестовывают все, кому только не лень и кто, собственно говоря, не имеет никакого права арестовывать. Не удивительно, что при таком разгуле практики арестов органы, имеющие право ареста, в том числе и органы ОГПУ, и особенно милиция, теряют чувство меры и зачастую производят аресты без всякого основания, действуя по правилу: сначала арестовать, а потом разобраться ".

Директива-инструкция ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О прекращении массовых выселений крестьян, упорядочении производства арестов и разгрузке мест заключения»



Источник оригинала: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 981. Л. 229-238. Подлинник. Опубликовано: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927—1939: Документы и материалы. В 5-ти тт. / Т. 3. Конец 1930—1933 / Под ред. В.Данилова, Р.Маннинг, Л.Виолы. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
Секретно.
Не для печати.
Всем партийнно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры
Отчаянное сопротивление кулачества колхозному движению трудящихся крестьян, развернувшееся еще в конце 1929 г. и принявшее форму поджогов и террористических актов против колхозных деятелей, создало необходимость применения Советской властью массовых арестов и острых форм репрессий в виде массового выселения кулаков и подкулачников в северные и дальние края.
Дальнейшее сопротивление кулацких элементов, вредительство в колхозах и совхозах, вскрытое в 1932гг., широко распространившиеся массовые хищения колхозного и совхозного имущества потребовали дальнейшего усиления репрессивных мер против кулацких элементов, воров и всякого рода саботажников.
Таким образом, три последних года нашей работы в деревне были годами борьбы за ликвидацию1* кулачества и победу колхозов.
И эти три года борьбы привели к разгрому сил наших классовых врагов в деревне, к окончательному укреплению наших советских социалистических позиций в деревне.
Подводя итоги, мы можем теперь сказать, что позиции единоличного хозяйства уже преодолены во всех основных районах СССР, колхозы стали повсеместной и господствующей формой хозяйства в деревне, колхозное движение укрепилось прочно, полная победа колхозного строя в деревне обеспечена.
Теперь задача состоит уже не в том, чтобы отстоять колхозную форму хозяйствования в ее борьбе против частной формы хозяйствования, ибо эта задача уже разрешена с успехом. Теперь задача состоит в том, чтобы пойти навстречу растущей тяге единоличных трудящихся крестьян в колхозы и помочь им войти в колхоз, где только и могут они уберечь себя от опасности обнищания и голода.
ЦК и СНК СССР считают, что все эти обстоятельства создают в деревне новую благоприятную обстановку, дающую возможность прекратить, как правило, применение массовых выселений и острых форм репрессий в деревне.
ЦК и СНК считают, что в результате наших успехов в деревне наступил момент, когда мы уже не нуждаемся в массовых репрессиях, задевающих, как известно, не только кулаков, но и единоличников и часть колхозников.
Правда, из ряда областей все еще продолжают поступать требования о массовом выселении из деревни и применении острых форм репрессий. В ЦК и СНК имеются заявки на немедленное выселение из областей и краев около ста тысяч семей. В ЦК и СНК имеются сведения, из которых видно, что массовые беспорядочные аресты в деревне все еще продолжают существовать в практике наших работников. Арестовывают председатели колхозов и члены правлений колхозов. Арестовывают председатели сельсоветов и секретари ячеек. Арестовывают районные и краевые уполномоченные. Арестовывают все, кому только не лень и кто, собственно говоря, не имеет никакого права арестовывать. Не удивительно, что при таком разгуле практики арестов органы, имеющие право ареста, в том числе и органы ОГПУ, и особенно милиция, теряют чувство меры и зачастую производят аресты без всякого основания, действуя по правилу: сначала арестовать, а потом разобраться.
Но о чем все это говорит?
Все это говорит о том, что в областях и краях имеется еще не мало товарищей, которые не поняли новой обстановки и все еще продолжают жить в прошлом.
Все это говорит о том, что несмотря на наличие новой обстановки, требующей перенесения центра тяжести на массовую политическую и организаторскую работу, эти товарищи цепляются за отживающие формы работы, уже не соответствующие новой обстановке и создающие угрозу ослабления авторитета Советской власти в деревне.
Похоже на то, что эти товарищи готовы подменить и уже подменяют политическую работу в массах в целях изоляции кулацких и антиколхозных элементов административно-чекистскими операциями органов ГПУ и милиции, не понимая, что подобная подмена, если она примет сколько-нибудь массовый характер, может свести к нулю влияние нашей партии в деревне.
Эти товарищи, видимо, не понимают, что метод массового выселения крестьян за пределы края в условиях новой обстановки уже изжил себя, что выселение может применяться лишь в частичном и единоличном порядке и лишь к главарям и организаторам борьбы против колхозов.
Эти товарищи не понимают, что метод массовых и беспорядочных арестов, если только можно считать его методом, в условиях новой обстановки дает лишь минусы, роняющие авторитет Советской власти, что производство арестов должно быть ограничено и строго контролируемо соответствующими органами, что аресты должны применяться лишь к активным врагам Советской власти.
ЦК и СНК не сомневаются, что все эти и подобные им ошибки и отклонения от линии партии будут ликвидированы в кратчайший срок.
Было бы неправильно думать, что наличие новой обстановки и необходимость перехода к новым методам работы означают ликвидацию или хотя бы ослабление классовой борьбы в деревне. Наоборот, классовая борьба в деревне будет неизбежно обостряться, так как классовый враг видит, что колхозы победили, он видит, что наступили последние дни его существования, и он не может не хвататься с отчаяния за самые острые формы борьбы с Советской властью. Поэтому не может быть и речи об ослаблении нашей борьбы с клас совым врагом. Наоборот, наша борьба должна быть всемерно усилена, наша бдительность — всемерно заострена. Речь идет, стало быть, об усилении нашей борьбы с классовым врагом. Но дело в том, что усилить борьбу с классовым врагом и ликвидировать его при помощи старых методов работы невозможно в нынешней новой обстановке, ибо они, эти методы, изжили себя. Речь идет, стало быть, о том, чтобы улучшить старые способы борьбы, рационализировать их и сделать наши удары2* более меткими и организованными. Речь идет, наконец, о том, чтобы каждый наш удар был заранее подготовлен политически, чтобы каждый наш удар подкреплялся действиями широких масс крестьянства. Ибо только при подобных способах улучшения методов нашей работы можем добиться того, чтобы окончательно ликвидировать классового врага в деревне.
ЦК и СНК не сомневаются, что все наши партийно-советские и чекистско-судебные организации учтут новую обстановку, созданную в результате наших побед, и соответственно перестроят свою работу применительно к новым условиям борьбы.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:
I. О прекращении массовых выселений крестьян
Немедленно прекратить всякие массовые выселения крестьян. Выселение допускать только в индивидуальном и частном порядке и в отношении только тех хозяйств, главы которых ведут активную борьбу против колхозов и организуют отказ от сева и заготовок.
Выселение допустить только из следующих областей и в следующих предельных количествах:
Украина 2 тыс. хозяйств
Северный Кавказ 1 тыс. хозяйств
Нижняя Волга 1 тыс. хозяйств
Средняя Волга 1 тыс. хозяйств
ЦЧО 1 тыс. хозяйств
Урал 1 тыс. хозяйств
Горьковский край 500 хозяйств
Западная Сибирь 1 тыс. хозяйств
Восточная Сибирь 1 тыс. хозяйств
Белоруссия 500 хозяйств
Западная область 500 хозяйств
Башкирия 500 хозяйств
Закавказье 500 хозяйств
Средняя Азия 500 хозяйств
Всего 12 тыс. хозяйств
II. Об упорядочении производства арестов
1) Воспретить производство арестов лицами, на то не уполномоченными по закону, председателями РИК, районными и краевыми уполномоченными, председателями сельсоветов, председателями колхозов и колхозных объединений, секретарями ячеек и пр.
Аресты могут быть производимы только органами прокуратуры, ОГПУ или начальниками милиции.
Следователи могут производить аресты только с предварительной санкции прокурора.
Аресты, производимые начальниками милиции, должны быть подтверждены или отменены районными уполномоченными ОГПУ или прокуратурой по принадлежности не позднее 48 часов после ареста.
2) Запретить органам прокуратуры, ОГПУ и милиции применять в качестве меры пресечения заключение под стражу до суда за маловажные преступления.
В качестве меры пресечения могут быть заключаемы под стражу до суда только лица, обвиняемые по делам: о контрреволюции, терактах, о вредительстве, о бандитизме и грабеже, о шпионаже, переходе границы и контрабанде, об убийстве и тяжелых ранениях, о крупных хищениях и растратах, о профессиональной спекуляции, о валютчиках, о фальшивомонетчиках, злостном хулиганстве и профессиональных рецидивистах.
3) Установить при производстве арестов органами ОГПУ предварительное согласие прокурорского надзора по всем делам, кроме дел о террористических актах, взрывах, поджогах, шпионаже и перебежчиках, политическом бандитизме и контрреволюционных антипартийных группировках.
Установленный в настоящем пункте порядок вводится в жизнь для ДВК, Средней Азии и Казахстана лишь через 6 мес.
4) Обязать прокурора СССР и ОГПУ обеспечить неуклонное исполнение инструкции 1922 г. о порядке прокурорского контроля за производством арестов и содержанием под стражей лиц, арестованных ОГПУ.
III. О разгрузке мест заключения
1) Установить, что максимальное количество лиц, могущих содержаться под стражей в местах заключения НКЮ, ОГПУ и Главного управления милиции, кроме лагерей и колоний, не должно превышать 400 тыс.3* человек на весь Союз ССР.
Обязать прокурора СССР и ОГПУ в двухдекадный срок определить предельное количество заключенных по отдельным республикам и областям (краям), исходя из указанной выше общей цифры.
Обязать ОГПУ, НКЮ союзных республик и прокуратуру СССР немедленно приступить к разгрузке мест заключения и довести в двухмесячный срок общее число лишенных свободы с 800 тыс., фактически заключенных ныне, до 400 тыс.
Ответственность за точное выполнение этого постановления возложить на прокуратуру СССР.
2) Установить для каждого места заключения максимальную цифру лиц, могущих содержаться в данном месте заключения, исходя из установленной выше цифры 400 тыс.
Запретить начальникам мест заключения принимать арестованных сверх установленного предела.
3) Определить предельный срок для содержания арестованных в арестных помещениях при милициях не свыше трех суток. Обязательно обеспечить арестованных хлебным пайком.
4) Предложить ОГПУ, НКЮ союзных республик и прокуратуре СССР немедленно организовать пересмотр личного состава следственных заключенных с тем, чтобы всем, кроме особо опасных элементов, заменить содержание под стражей другой мерой пресечения (поручительство, залог, подписка о невыезде).
5) В отношении осужденных провести следующие мероприятия:
а) всем осужденным по суду до 3 лет заменить лишение свободы принудительными работами до 1 года, а остальной срок считать условным;
6) осужденных на срок от 3 до 5 лет включительно направить в трудовые поселки ОГПУ;
в) осужденных на срок свыше 5 лет направить в лагеря ОГПУ.
6) Кулаки, осужденные на срок от 3 до 5 лет включительно, подлежат направлению в трудовые поселки вместе с находящимися на их иждивении лицами.
7) Для разгрузки мест заключения и проведения указанных в пп. 5 и 6 мероприятий организовать в каждой республике, области (крае) специальные областные комиссии в составе: краевого (областного) прокурора, председателя краевого (областного) суда, ПП ОГПУ и начальника краевого (областного) управления милиции под председательством краевого (областного) прокурора.
8) В республиках, краях, областях, где общее количество заключенных превышает в данный момент 30 тыс. чел., разрешить областным комиссиям образовывать межрайонные выездные подкомиссии как вспомогательные их органы, с тем чтобы решения межрайонных комиссий утверждались областными комиссиями.
9) Предоставить право областным комиссиям освобождать от направления в лагеря и поселки, независимо от срока осуждения, нетрудоспособных, инвалидов, стариков, матерей с маленькими детьми, беременных женщин, заменяя им лишение свободы принудительными работами.
В отдельных случаях областные комиссии вправе направлять в лагеря особо опасные элементы, хотя бы и осужденные на срок до 5 лет.
10) Для проведения разгрузки в Среднеазиатских республиках, Казахстане, Кара-Калпакии предложить прокуратуре СССР, ОГПУ и Верхсуду СССР направить специальные комиссии из Москвы для общего руководства работой республиканских комиссий этих республик.
Обязать НКЮ союзных республик и Наркомздравы союзных республик в месячный срок ликвидировать полностью сыпно-тифозные заболевания в местах заключения.
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В.Молотов (Скрябин) Секретарь ЦК ВКП(б) И.Сталин

Совет Народных Комиссаров дает следующую директиву Комиссии: Справедливо и необходимо добиваться полных политических прав для граждан обеих республик, проживающих в другой республике.

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПРИ ПЕТР. СОВЕТЕ 393

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК

Принимая во внимание, во-1-х, что рядом с Финляндией имеется громадный город с необычно высоким процентом буржуазного населения;

Во-2-х, что Финляндия обычно высылает в Питер около 30 тысяч финских рабочих;

в-3-х, что буржуазия Питера обычно высылает в Финляндию около 200 тысяч буржуа;

В-4-х, что поэтому формальное равноправие финских и русских граждан (в вопросе об использовании ими политических прав за границей) было бы на деле явной привилегией для русской буржуазии;

либо говорить в § 13 не о гражданах, а только о рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьянах;

либо добавить к прежней редакции § 13 оговорку, что русские граждане, приезжающие в Финляндию и не могущие доказать свою принадлежность к двум вышеназванным разрядам трудящихся, не пользуются в Финляндии политическими правами634.

Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXI Печатаются по рукописям

ДОПОЛНЕНИЕК ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПРИ ПЕТРОГРАДСКОМ СОВЕТЕ

Ввиду заявления тов. Шрейдера, что он твердо убежден, вопреки мнению комиссии, в виновности т. Мицгендлера во взяточничестве, СНК считает долгом тов. Шрейдера, во-1-х, повторить его заявление

394 В. И. ЛЕНИН

письменно, во-2-х, предъявить от своего лично имени немедленно перед судом обвинение против Мицгендлера635.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК О СОЗДАНИИ КОЛЛЕГИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ636

Поручить товарищам Милютину, Шляпникову и Апрелеву завтра же организовать коллегию, на основании § 3(637), с тем чтобы на каждую особую функцию был назначен специальный уполномоченный, ответственный перед коллегией в целом и перед СНК.

По § 3 временно 6 членов по избранию ВСНХ и представителей областных советов заменить представителями всероссийских профессиональных союзов.

Двое товарищей, один из союза водного транспорта, один от ВСНХ, должны быть назначены немедленно и завтра же явиться к Спундэ с тем, чтобы добиться отсылки денежных знаков без промедления638.



Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXI Печатается по рукописи

К ПРОЕКТУ ДЕКРЕТА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВСЕМИ ВИДАМИ СТРАХОВАНИЯ639

Изменить состав Страхового совета в направлении увеличения, приблизительно до 2/3 общего числа членов, представителей трудящихся классов.

О КОНТРОЛЕ НАД РАСХОДОВАНИЕМ СУММ ВСНХ 395

Установить связь Главного комиссариата по делам страхования с СНК таким образом, что главный комиссар участвует с совещательным голосом в СНК.

Добавить*

Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXI Печатается по рукописи

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК О КОНТРОЛЕ НАД РАСХОДОВАНИЕМ СУММ ВСНХ640

СНК поручает представителям 1 - от Контроля, 1 - от Комиссариата финансов составить комиссию, с тем чтобы завтра же обревизовать счетно-контрольный отдел при Отделе топлива ВСНХ, а равно другие счетно-контрольные отделы ВСНХ.

Созыв комиссии поручается товарищу Боголепову.

Той же комиссии поручается, во-1-х, особо рассмотреть вопрос о формах отчетности; во-2-х, затребовать точные письменные акты за подписью всех заинтересованных лиц, удостоверяющие участие этих лиц в ассигновании денег и в ведении хозяйственных операций разных отделов ВСНХ.

Сверх того затребовать от этих руководящих лиц, чтобы они в ближайшее время предъявили соответствующие документы от всех подведомственных им учреждений и лиц, чрез посредство коих происходит расходование сумм ВСНХ.

СНК ставит на вид ВСНХ и в особенности Отделу топлива крайнюю неправильность ведения им дел.

Впервые напечатано в 1933 г. в Ленинском сборнике XXI Печатается по рукописи

* На этом рукопись обрывается. Ред.

Из директивы СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей», 29 июня 1941 г.

Читайте также:
  1. Банковская система России. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
  2. Вывод: профилактика химической зависимости должна быть тотальной и поддерживаться как общественными организациями, так и государством. Волонтеры для этого – оптимальная среда.
  3. Государство и церковь. Взаимодействие государства с религиозными организациями
  4. Задачи финансовой политики, проводимой коммерческими и некоммерческими организациями.
  5. Как следствие государство не вправе заключать договоры и присоединяться к международным организациям, если это налагает на него обязательства, противоречащие настоящей Хартии

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим опасным коварным врагом - немецким фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками, авиацией. Красная Армия, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьется за каждую пядь Советской земли. ...

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) обязывает все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма.

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП (б) требуют от вас:

1) В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2) Организовать всестороннюю помощь действующей армии. ... Обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, …, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов … Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не подаваться на провокации.

4) При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно … уничтожаться.

5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде … В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их …, срывать все их мероприятия.



6) Немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. …

КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. –

M., 1958, - С. 354-356.


В директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. и в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск» определены принципиальные направления деятельности патриотов на оккупированной советской территории, причем особое внимание обращается на дезорганизацию тыла противника, на нарушение коммуникаций врага.
Позднее на этот вопрос было обращено внимание в приказе Народного Комиссара Обороны СССР от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения». Главные задачи патриотов, говорилось в приказе, состоят в том, чтобы «не пропускать ни одного немецкого поезда к фронту, подрывать эшелоны, железнодорожное полотно, уничтожать мосты, сооружения, водокачки, взрывать склады, нарушать связь, всеми способами уничтожать гитлеровцев, ни на минуту не прекращать борьбу с немцами, держать фашистов в состоянии страха» .
Основываясь на этих директивах, патриоты в тылу врага старались всеми средствами выводить транспорт противника из строя. Гитлеровские генералы констатируют, что главными объектами диверсий партизан были прежде всего железнодорожные магистрали, мосты, обозы, эшелоны.
Диверсии на транспорте, совершаемые советскими патриотами, были не только эффективной формой нарушения ритма хозяйственной жизни в тылу противника, но и способом уничтожения его живой силы и техники, а также материальных ценностей, которые фашисты вывозили в Германию. Уже в июле-августе 1941 г. движение транспорта оккупантов проходило с перебоями в связи с тем, что патриоты Минской области уничтожили многие мосты через реки Случь, Морочь, Орессу, Свислочь, Березину, Припять, Птичь и др. Подпольщики и партизаны разрушали не только мосты. В депо станции Осиповичи (Могилевская область) подпольщики во главе с М. С. Шведовым за август - ноябрь 1941 г. вывели из строя 12 паровозов.
В декабре 1941 г. у г. Вязьмы на железной дороге Брянск - Вязьма партизаны произвели крушение поезда и на три дня задержали движение на этой дороге. Патриоты-железнодорожники во главе с К. Заслоновым, работавшие в депо станции Орша, за период с ноября 1941 г. по февраль 1942 г. повредили более 150 паровозов.
На Минском железнодорожном узле первую диверсию совершил машинист Федор Живалев. Большим напором воды во многих местах он вывел из строя водонапорную сеть железнодорожного узла. В течение десяти дней обеспечение паровозов водой было нарушено. Здесь же, на Минском узле, за зиму 1941/42 г. были «заморожены» 50 паровозов \ В середине февраля 1942 г. железнодорожники Брянского узла «заморозили» 60% паровозного парка, а сами ушли в партизанские отряды.
В тяжелых условиях первой военной зимы большую активность проявили ленинградские партизаны. Они постоянно совершали диверсии на Бологовской и Витебской железнодорожных магистралях и держали под контролем шоссейные дороги, соединяющие Холм со Старой Руссой и станцией Локня. За восемь месяцев 1942 г. ленинградские партизаны организовали 103 крушения поездов. 3 ноября 1941 г. оккупанты восстановили железнодорожный мост через Днепр в районе Черкасс, а 7 ноября, т. е. через четыре дня, он уже был поврежден партизанами. В январе 1942 г. на участке между станциями Игрень и Илларионово подпольщики из комсомольско-молодежной организации Амур-Нижнеднепровского района г. Днепропетровска развернули звено рельсов, в результате произошло крушение поезда. Подпольщики этой же организации в октябре 1942 г. при маневрах пустили состав в тупик завода имени Карла Либкнехта, что привело к крушению поезда.
В первый период Великой Отечественной войны - зимой 1941/42 г., по неполным данным, партизаны пустили под откос 224 поезда, подорвали и сожгли около 650 мостов, уничтожили и повредили 1850 автомашин. С 1 декабря 1941 г. по 1 апреля 1942 г. в результате диверсий движение на различных железных дорогах во вражеском тылу было прервано в общей сложности более чем на 180 суток. Две железные дороги в Смоленской области (Смоленск-Мичуринск и Брянск-Вязьма) были выведены из строя полностью и не действовали около года.
В донесении в Берлин из оккупированных советских областей № 14 от 31 июля 1942 г. сообщалось: «Постоянно растущее число актов саботажа, проведенных партизанами на железной дороге, доказывает, что противник всеми средствами пытается помешать снабжению немецких войск» 7 Но это было лишь начало по сравнению с тем, какая война на рельсах развернулась в 1943 и 1944 гг.
Партизаны и подпольщики применяли различные способы для диверсий на железных дорогах. По подсчетам оккупантов, почти /з диверсий были совершены с помощью мин и других взрывных средств. Но у партизан и подпольщиков не всегда имелись в нужном количестве тол и мины.
Командир партизанского соединения Герой Советского Союза А. Н. Сабуров в своих воспоминаниях пишет о том, что его заместитель по снабжению партизан Рева вел дневник, в котором отражалась жизнь партизан. «Вот ироническая запись по поводу нашего,- пишет Сабуров,- наставления диверсантам: отвинчивать гайки и вынимать болты на стыках рельсов. «Приказано в кузнице ковать гаечные ключи»,- пишет Рева. И горько добавляет: «Крути, Гаврила, спасай Россию!» Да, наши хлопцы уходили на задание не с минами, а с гаечными ключами. Не было взрывчатки. . . И как крик души трижды подчеркнутые слова: тол надо не у штаба просить, его надо у Стро- кача (начальник Украинского штаба партизанского движения.- Авт.) требовать!» И дальше: «Хотя бы тысячу килограммов тола! Тысяча килограммов тола дала бы куда больший эффект, чем десять тысяч снарядов на фронте... Это мнение не одного Ревы. Все мы думали так. Но что поделаешь? Г де достать взрывчатку?»2
Из-за отсутствия взрывчатки партизаны использовали «подручные средства»: пэрекрытие путей деревьями (завалы); ослабление гаек и соединительных накладок рельсов; обстрел поездов пулеметным и минометным огнем и огнем из противотанковых ружей; закупорку маслопроводов на осях ветошью; засыпку песка в буксовые коробки; повреждение воздушных насосов у стоящих под парами локомотивов; отвинчивание гаек водяных и паровых кранов; закупорку питательных насосов и паровых цилиндров локомотивов; похищение мелких, но совершенно необходимых деталей.
Диверсии на железных дорогах вынуждали фашистов продвигать эшелоны в объезд тех районов, в которых особенно активно действовали партизаны. Так, в связи с тем что дорога Насва - Новосокольники была выведена из строя, враг вынужден был продвигать эшелоны из-под Ленинграда на наш
Западный фронт через Латвию и Белоруссию (Даугавпилс - Полоцк). В декабре 1942 г. во время наступления советских войск на Центральном фронте партизаны опять нарушили движение на этом же участке дороги, и противник должен был перебрасывать грузы с севера автотранспортом к За период с апреля по октябрь 1942 г. партизанами, по сообщению оккупантов, только на самой важной стратегической дороге Брест - Вязьма на территории генерального комиссариата Белоруссии было взорвано 62 моста общей длиной 3703 м. Не верить этим признаниям нет оснований.
Немецкие оккупанты очень боялись нападения партизан на пути сообщения и поэтому были вынуждены на ряде участков прекратить ночное движение не только железнодорожного, но и автомобильного и гужевого транспорта. Перевозки совершались лишь в дневное время. Таким образом, страх оккупантов перед партизанами в значительной мере сковывал транспорт. Трудности в работе транспорта сдерживали осуществление мероприятий и по ограблению захваченных территорий СССР. Например, из-за недостатка горючего оккупанты предполагали использовать на полях газогенераторные тракторы, изготовленные в Германии. Однако из-за транспортных трудностей газогенераторы не были доставлены на оккупированную советскую территорию к весенним полевым работам 1942 г.
Работа железнодорожного транспорта нарушалась также и диверсиями на предприятиях, где производился ремонт подвижного состава и паровозов.
В Дновском депо (Ленинградская область) фашисты ремонтировали паровозы руками русских рабочих под наблюдением немецких мастеров. Последние, принимая готовую продукцию, не находили дефектов, но в пути паровозы останавливались, в их буксах обнаруживали песок, металлическую стружку. Дышло паровоза крепилось так, что через несколько километров выходило из строя.
В марте 1942 г. в Даугавпилсе подпольная группа, созданная в мастерских депо коммунистом Е. Максимовым, организовала на железнодорожной станции диверсию, в результате которой сгорели армейские склады.
В Полтаве оккупантам не удалось восстановить паровозоремонтный завод. Этому помешали саботаж и диверсии, в том числе и взрыв заводской электростанции, осуществленные полтавскими рабочими, которыми руководило партийное подполье. На Крюковском вагоностроительном заводе, как и на других предприятиях, рабочие затягивали восстановительные работы, делая все по принципу: меньше, медленнее и хуже. В депо станции Днепропетровск патриоты вывели из строя 34 паровоза.
В 1942 г. оккупанты привезли на Дарницкий вагоноремонтный завод колесотокарные станки, но саботаж рабочих и организованные ими диверсии так и не дали возможности пустить их в эксплуатацию. Подпольщики завода, опираясь на поддержку рабочих, вывели из строя пресс для распрессовки колесных пар, пятитонный подъемный кран и другое оборудование, организовали пожар в заводской котельной .
В Одесской области подпольщики, повредив стрелки, пустили под откос воинский эшелон. Два эшелона сошли с путей в мае 1942 г. в результате диверсии, проведенной группой подпольщиков во главе с работником Горловского райкома партии Ореховым.
В сентябре 1941 г. группа партизан гомельского партизанского отряда «Большевик» (командир отряда Федосеенко, комиссар Антонов) взорвала два цеха Гомельского паровозоремонтного завода, где оккупанты производили ремонт танков и автомашин. Когда оккупанты начали возрождать железнодорожный узел в Красном Лимане, патриоты, работавшие на восстановлении путевого хозяйства и депо, внесли свой «вклад» в это дело. Мастеру механического цеха С. Г. Муращенко было поручено собрать для депо необходимые станки на разрушенных заводах г. Славянска. При перевозке этих станков его бригада разукомплектовала их. Больше месяца оккупанты не могли пустить в ход ни один станок. Тогда новые «шефы» приказали привезти для депо 12 станков с завода имени Сталина в Краматорске. С. Г. Муращенко и возглавляемая им группа из трех человек вновь применили оправдавший себя способ диверсии - отгрузили некомплектное оборудование. Из 12 станков было собрано только 4. Восстановление депо в целом было задержано на четыре месяца.
В июле - августе 1943 г. диверсантами-одиночками, работавшими в депо Минского железнодорожного узла, путем засыпки песка и железных опилок в цилиндры и подшипники паровозов, а также умышленного повторного ремонта выведено из строя и недодано по графику паровозов: с 9 по 31 июля на Оршу - 30, Гомель - 47, Молодечно - 17, Барановичи - 21; с 8 по 16 августа на Оршу- 16, Гомель - 2, Барановичи - 9, Молодечно -13. Кроме того, в депо за указанный период уничтожено взрывом два паровоза 7
В Ворошиловграде оккупанты поставили задачу организовать на заводе имени Октябрьской революции ремонт паровозов. Для этого они хотели использовать оставшееся там оборудование. Но в результате саботажа рабочих восстановить имевшиеся станки и оборудование им не удалось, хотя на заводе работало свыше 2000 человек. Оккупанты сумели вывезти лишь 85 т цветных металлов. Больше ничего с этого завода они не получили.
В одной из инструкций об обращении с рабочими на оккупированных советских территориях говорилось: «Украинцы работают хорошо лишь при непосредственном руководстве И строгом присмотре. Мероприятия ПО отношению К украИН" цам не должны быть мягкими» . И гитлеровцы не были «мягкими». Всюду, где ступала нога фашистского оккупанта, тянулся кровавый след, стояли виселицы, рвы наполнялись трупами. Но, несмотря на все усилия захватчиков, им не удавалось наладить более или менее нормальную работу ни на одном предприятии, ни на одном железнодорожном узле.
Фашисты стремились использовать квалифицированных железнодорожников-специалистов в своих целях, но это им редко удавалось.
В мае 1942 г. главная железнодорожная дирекция «Восток» затребовала для выполнения программы строительства 16 700 рабочих. А уже в августе 1943 г. из Минска в Варшаву, где располагалась главная железнодорожная дирекция «Восток», с тревогой сообщалось: «Недостаток в рабочей силе увеличивается ввиду побегов рабочих» 7 Советские патриоты всячески саботировали мероприятия по восстановлению транспорта. Не помогали ни угрозы, ни расстрелы. Оккупанты понимали, что совершить диверсию на железной дороге без участия населения, хотя бы и пассивного, невозможно. Гитлеровцы стали возлагать ответственность за порядок и безопасность на железной дороге на жителей окрестных деревень. Генеральный комиссар Литвы 9 сентября 1943 г. писал: «Увеличение числа покушений на железные дороги и мосты принуждает нас принять энергичные меры... Я поручаю уездным начальникам, разделив соответствующие объекты, каждый раз привлекать к ответственности известную группу лиц. Жителей следует предупредить, что впредь в случае совершения покушений близлежащие группы домов и населенные пункты будут беспощадно уничтожаться, а жители вывозиться» к Но и эта угроза не прекратила саботаж и диверсии на транспорте.
Уже в первый период Великой Отечественной войны германский генералитет был обеспокоен положением дел с транспортом на временно оккупированной советской территории. В дневнике генерала Гальдера, бывшего в то время начальником германского генерального штаба сухопутных войск, имеется запись от 14 декабря 1941 г.: «Положение с железнодорожным транспортом. Значительно уменьшилось число прибывающих эшелонов. Причиной этого, по-видимому, являются диверсии партизан. В Великих Луках сожжены паровозо- и вагоноремонтные мастерские». 26 января 1942 г. Гальдер констатировал: «Положение с транспортными перебросками... принимает катастрофический характер!»
После войны гитлеровский генерал-полковник Гудериан свидетельствовал, что уже в 1941 г. действия партизан, «заключавшиеся в нападении на отдельных солдат и в совершении диверсий (взрывы мостов, полотна железных дорог и других важных объектов в нашем тылу), становились все более неприятными и требовали принятия решительных контрмер». Гудериан признает, что железные дороги из-за недостатка паровозов и значительных повреждений, которые противник умел весьма искусно наносить там, где ему позволяло время, создали трудности в снабжении войск группы армий «Центр». В середине ноября 1941 г. суточная потребность в подвозе для всей группы армий «Центр» составляла 70 эшелонов, а фактически прибывало только 23 эшелона.
С лета 1942 г., когда была создана система централизованного руководства партизанским движением, активизировалась вся борьба в тылу врага, в том числе усилились диверсии на транспорте, которые стали занимать все большее место в боевой деятельности партизан. О том, какой размах приняли диверсии по разрушению вражеского транспорта в первое полугодие 1942 г., можно судить на основании немецких документов. Вот что говорится в приложении к докладу главной железнодорожной дирекции группы армий «Центр» от 28 июля 1942 г., представленном имперскому министру путей сообщения: «Налеты партизан в течение июля месяца приняли столь угрожающие масштабы, что пропускная способность дорог не только снизилась и значительно отстает от установленных норм, но и вообще на ближайшее будущее положение вызывает самые серьезные опасения» 7
За первое полугодие 1942 г., по данным противника, только в зоне действия немецкой группы армий «Центр» на железнодорожном транспорте было зафиксировано 814 диверсий. При этом захватчики свидетельствуют не только об увеличении числа диверсий, но и о возрастании разрушающих последствий. В вышеуказанном документе подчеркивается: «Потери в людях, и особенно в драгоценнейшей материальной части, очень велики» .
Только на минах за первые 6 месяцев 1942 г. подорвалось 200 паровозов, кроме того, 38 паровозов были спущены под откос. Тревога нацистов из главной железнодорожной дирекции была не напрасной. Они знали, что это месячная продукция паровозостроительной промышленности всей Германии. С января по 25 июля 1942 г. партизаны вывели из строя или очень сильно повредили в указанном районе 773 вагона. «Что касается ремонта вагонов на государственных (т. е. германских.- Авт.) заводах или в депо, то здесь положение такое же, как и с паровозами»,- так характеризовала состояние дел главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр».
Только в первой половине 1942 г. в районе действия указанной группы армий были разрушены или сильно повреждены мост на западной окраине Калинковичей, два моста на участке железной дороги Демехи - Горваль, мосты на участке Осиповичи - Могилев и другие; уничтожено железнодорожное полотно общей протяженностью 13 440 м; выведены из строя водонапорные башни, водокачки и другие технические сооружения. Результатом диверсий явилось снижение пропускной способности железнодорожной магистрали. В начале июля 1942 г. продолжительность простоев на 23 участках этого района в среднем составила около 6 ч в сутки. Графиком движения предусматривалось прохождение по направлению к фронту 128 эшелонов в сутки, но фактически с 12 по 18 июля в среднем проходило 116 эшелонов, а с 19 по 25 июля - только 111. В сложившихся условиях оккупанты вынуждены были задерживать составы с углем, отдельные поезда с военными грузами, тыловые перевозки и даже перевозку войск. Главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр» доводила до сведения имперского министра путей сообщения, что дальнейшая задержка движения на железных дорогах «ставит под угрозу выполнение программы строительства на Востоке»
По данным начальника тыла немецкой группы армий «Центр», на железных дорогах, находившихся в его ведении, в августе 1942 г. партизанами было совершено 289 диверсионных актов.
Увеличение числа диверсий на коммуникациях и повышение их эффективности ставили противника в очень трудное положение. В совершенно секретной телеграмме оперативного управления генерального штаба главного командования сухопутных войск вермахта (ОКХ) немецкой группе армий «Центр» от 29 августа 1942 г. говорилось: «Деятельность партизан на железных дорогах в районе действий группы армий,Центр” повлекла за собой нетерпимое более снижение пропускной способности транспорта. Поэтому... очень важно провести как можно скорее следующие операции:
  1. Воспрепятствовать подходу подкреплений партизанам через промежутки между частями 59 армейского корпуса.
  2. Активно охранять железнодорожные линии:
а) Минск, Бобруйск, Гомель.
б) Минск, Борисов, Орша, Смоленск.
в) Дюнабург, Полоцк, Витебск, Смоленск.
г) Орша, Могилев, Жлобин.
Для осуществления этих задач сконцентрировать все имеющиеся силы, причем придется примириться с временным ослаблением охраны других районов... Проведение других операций, не стоящих в непосредственной связи с этими задачами, будет возможно лишь после высвобождения сил, т. е. после прибытия частей резервной армии» .
Несмотря на многочисленные карательные экспедиции против партизан, их диверсионная деятельность не сокращалась, а состояние на транспорте врага не улучшалось. Это вынуждены были констатировать в документах сами фашисты.
Так, в сводке в Берлин «О партизанских действиях в тыловых районах войск, входящих в состав группы армий „Центр”» от 5 сентября 1942 г. содержалось следующее признание: «Диверсии партизан участились. Взрывы на железных дорогах привели к почти полному прекращению железнодорожного движения (например, на линии Двинск - Смоленск в отдельных местах рельсы взорваны до 40 с лишним раз на небольших участках)». О состоянии железнодорожных перевозок на участке, подведомственном начальнику тыла группы армий «Центр», в этом документе сказано следующее: «Обстановка значительно ухудшилась. Ежедневно уничтожался подвижной состав. Взрывы носили настолько серьезный характер, что движение на отдельных перегонах прекращалось на время до 36 часов. Основными районами действий партизан были тыловой район 59 армейского корпуса и северный участок тылового района группы армий „Центр"» к
Не улучшилось положение и в сентябре. Вот что говорится в сообщении отдела разведки и контрразведки командования немецкой группы армий «Центр»: «За период с 20 по 24 сентября 1942 г.- 55 взрывов на железной дороге. Особенно велико число взрывов на основных железнодорожных линиях, обеспечивающих подвоз снабжения с тыла. Например, 22 сентября участок Идрица - Полоцк - Смоленск был закрыт для движения в обе стороны в течение 21 часа в результате трех взрывов. Тот же участок был закрыт для движения в одном направлении еще в течение 10 часов. 23 сентября участок Минск - Орша - Смоленск был закрыт для движения в обе стороны на 28 часов и для движения в одну сторону - на 35 часов».
4-я немецкая армия 27 сентября 1942 г. доносила в штаб группы армий «Центр»: «За отчетный период не произошло существенных изменений в деятельности партизан и в борьбе с ними немецких войск. Как и раньше, активность партизанских отрядов была высокой. Увеличилось число минирований и взрывов» .
Гитлер в приказе от 6 сентября 1942 г. вынужден был признать: «Действия партизанских отрядов на Востоке за последние несколько месяцев стали крайне опасными и ныне представляют серьезную угрозу нашим коммуникациям, идущим к фронту».
Диверсии на транспорте привели к тому, что захватчики вынуждены были в целях обеспечения поставок на фронт отказаться от ряда хозяйственных перевозок, крайне необходимых для обеспечения нужд войны. Поскольку транспорт не обеспечивал подвоз грузов, необходимых непосредственно для немецкой армии, гитлеровцы в начале января 1943 г. ввели полный запрет на ввоз чего бы то ни было для восстановления промышленности и сельского хозяйства на оккупированной советской территории. Этот запрет продержался до середины марта 1943 г., а в начале сентября вновь вступил в силу . Таким образом, создалась ситуация, когда оккупанты вынуждены были из-за транспортных трудностей замедлить процессы, ускорение которых крайне требовалось в интересах развития военной экономики.
Из-за транспортных затруднений у оккупантов возникли большие перебои с поставкой сырья в Германию и вывозом готовой продукции. «Из-за отсутствия транспорта,- читаем в сообщении № 32 от 4 декабря 1942 г. из оккупированных областей,- не будет доставлено для питания немцев 75 тыс. тонн сельскохозяйственных продуктов. Это годовая потребность такого города, как Дрезден» . Там же сообщается, что вследствие напряженного положения с транспортом «большое количество яиц, овощей, фруктов, масла и т. п. портилось на месте» . По этим же причинам были сорваны поставки соли на Украину. А это привело к порче большого количества продуктов. Как видно из названных цифр, у захватчиков были веские основания для беспокойства. Вместе с тем эти же цифры характеризуют эффективность борьбы патриотов по срыву экономических целей захватчиков.
Во втором периоде Великой Отечественной войны все действия патриотов, находившихся в тылу врага, в том числе и диверсии на транспорте, разворачивались на фоне побед Красной Армии. Началось массовое изгнание противника с советской территории. Наступление наших войск постоянно поддерживалось ударами партизан по коммуникациям противника. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. не дошли до цели 1500 эшелонов с грузами и войсками противника. Удары по коммуникациям врага силами партизан с каждым месяцем нарастали. Если в апреле 1943 г. было осуществлено 320 крушений, в мае - более 760, то в июне захватчики не досчитались уже около 900 эшелонов. Только на Украине, по данным Украинского штаба партизанского движения, за период с 1 апреля по 1 июля 1943 г. произведено 368 крушений поездов, уничтожено и повреждено 427 паровозов, разбито 4536 вагонов.
Немецко-фашистские захватчики, боясь нападения партизан, укрепили охрану железнодорожных станций и мостов. Тогда партизаны по рекомендации Украинского штаба партизанского движения перенесли свои основные удары на перегоны железных дорог. В результате потери врага не сократились, а резко возросли. Лишь за июль 1943 г. было пущено под откос 355 эшелонов и 4 бронепоезда.
Но локомотивы уничтожались не только на станциях и перегонах. Патриоты научились выводить их из строя и во время ремонта. Так, в паровозном депо станции Днепропетровск подпольная группа, возглавляемая коммунистом
В. Е. Анищенко, совершила следующие диверсии: на 51 паровозе были забиты шлаком дымогарные трубы, в результате чего 23 из них вышли из строя; на 19 паровозах буксы были засыпаны песком; на 86 паровозах неправильно залиты подшипники; на 23 паровозах буксовые подшипники были залиты баббитом с примесью железных стружек, в результате чего 11 локомотивов вышли из строя на длительное время. Подпольщики портили воздушные и водяные насосы и совершали другие диверсии 7
Патриоты железнодорожного депо Каунаса при постановке локомотива на промывочный ремонт спускали горячую воду и затем быстро, не ожидая, пока котлы остынут, вливали в них ледяную воду. В котлах появлялись незаметные трещины, приводившие к тому, что текли пробки. Фашистам трудно было найти виновных .
Рабочие депо станции Бессарабская (Молдавия) так производили «ремонт», что паровоз выходил из строя в первый же день эксплуатации.
Патриоты уничтожали не только подвижной состав, но и ремонтную базу. Так, в Минске в июле 1943 г. подпольщики взорвали цех вагоноремонтного завода, часть депо и два паровоза. Члены подпольной комсомольской организации, возглавляемой Вильгельмом Гудовичем, уничтожили эшелон с бензином, два станка, поворотный круг с двумя локомотивами и другое оборудование.
Советские люди выполняли свой патриотический долг перед Родиной, не щадя жизни. В январе 1943 г. в депо станции Лубны Полтавской области в ненаведенный поворотный круг был направлен локомотив. В результате диверсии депо не работало два месяца. Совершили это молодые патриоты Гайдай, Сацкий и Буценко, которым было тогда всего по пятнадцать лет. Фашисты расстреляли их за то, что «они злонамеренно вывели из строя транспортную связь и этим принесли вред немецким вооруженным силам» .
Немецким оккупантам для удовлетворения нужд фронта требовалось не менее 250 эшелонов в сутки. Для этого необходимо было иметь не менее 10 тыс. паровозов. Но в связи с диверсионной деятельностью партизан оккупанты на захваченной советской территории располагали менее чем 5 тыс. исправных паровозов.
Производственная мощность паровозостроительных заводов, находившихся в распоряжении германских властей, по свидетельству Теске, составляла в 1943 г. в месяц всего 400- 500 единиц к
Диверсии советских патриотов на транспорте наносили оккупантам большой ущерб и ставили паровозо-, вагоностроительную и ремонтную промышленность Германии в очень трудное положение. Руководящая фашистская газета «Франк- фуртер цайтунг» уже в 1942 г. вынуждена была признать: «Недостаток рабочей силы и транспорт - вот цепи, сковывающие наши военно-экономические мероприятия» .

Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941, Постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 «Об организации борьбы в тылу германских войск»: Директива ЦК КП(б)Б 1 от 30 июня и 2 от 1 июля Штаб партизанского движения возглавляемый П.К. Пономаренко



В 1941 г. на оккупированной территории действовало 3 подпольных обкома, 2 горкома, 21 райком. Там, где ЦК КП(б)Б совместно с обкомами сумели создать партийное подполье летом 1941 г., была высокая активность партизанского движения. Эффективно действовал партизанский отряд под командованием В. 3. Коржа, созданный в июне 1941 г. в Пинской обл. С июля 1941 года начал борьбу организованный Полесским обкомом партии партизанский отряд «Красный Октябрь», под командованием Т. П. Бумажкова и Ф. И. Павловского. К концу лета с 1941 года в тыл противника были организованы и действовали на местах 118 партизанских отрядов и групп.


28 июня 1941 года в районе деревни Посеничи был дан первый бой партизанского отряда под командованием В.З.Коржа. Для охраны города с северной стороны на дорогу Пинск - Логишин поставили группу партизан. На засаду партизанского отряда, которым командовал Корж, наскочили 2 немецких танка. Это была разведка 293-й пехотной дивизии вермахта. Партизаны открыли огонь и подбили один танк. В результате этой операции им удалось захватить в плен 2 гитлеровцев. Это был первый партизанский бой первого партизанского отряда в истории Великой Отечественной войны! Пинское партизанское соединение под командованием Коржа в боях разгромило 60 немецких гарнизонов, пустило под откос 478 вражеских эшелонов, взорвало 62 железнодорожных моста, уничтожило 86 танков и бронемашин, 29 орудий, вывело из строя 519 километров линий связи. В.З Корж



По оценкам, в августе 1941 года действовало уже около 231 партизанских отряда. К концу 1941 года на территории Белоруссии было сформировано 437 партизанских отрядов с общей численностью более7,2 тысячи человек. Особенностью развития партизанского движения в Белоруссии было пополнение партизанских отрядов воинами Красной Армии, оказавшимися в окружении. Они вносили в партизанское движение воинскую выучку, дисциплину, часто становились командирами и комиссарами партизанских отрядов и групп.


В тяжёлых условиях развёртывалось партизанское движение в 1942 году. В результате понесённых потерь в борьбе с оккупантами осенью зимой 1941 года, многие из партийных комитетов, созданных до оккупации, а также переброшенных через линию фронта, прекратили деятельность. Сократилось и число партизан: к началу 1942 года в партизанских отрядах насчитывалось около 4 тысяч бойцов. 31 января 1942 года ЦК КП(б)Б принял пост. «О мерах по улучшению связи и руководства подпольными партийными организациями и партизанскими отрядами Белоруссии. В ноябре 1942 года на территории Белоруссии действовали 430 партизанских формирований насчитывавших около 50 тысяч бойцов, к маю партизанских отрядов, в которых сражались свыше 75 тысяч человек. Массовый приток в партизанские отряды наблюдался летом и осенью 1943 года, после победы Красной Армии в Курской битве. В сентябре 1943 года с врагом сражались 103 тысячи партизан, к концу 1943 года свыше 153 тысяч. В течение 1943 года в партизанские отряды вступило около 96 тысяч патриотов.


Вместе с ростом партизанских отрядов росли и партизанские резервы, из которых пополнялись действующие отряды и формировались новые. К началу 1943 года партизанский резерв составлял 150 тысяч человек (в ноябре 1942 года 30 тысяч человек). Активно действовали партизаны в период Белорусской операции 1944 года. Во время её проведения большинство резервов немецко-фашистских армий «Центр» были скованы борьбой с партизанами. В период боёв за освобождение Белоруссии войсками Красной Армии на оккупированной территории действовало 157 бригад и 83 отдельных партизанских отряда, в рядах которых сражались свыше 270 тысяч патриотов. Партизанский резерв насчитывал до 250 тысяч человек. Партизаны оказывали помощь советским войскам при форсировании рек, захватывая и удерживая до их прихода мосты, мешали организованному отходу противника, с подходом советских танков действовали в качестве танковых десантов, участвовали в освобождении Минска, Слуцка, Борисова, Могилёва, Кличева, Пинска и других городов.


Партизанские зоны В результате успешных боевых действий партизанских формирований на оккупированной территории с конца 1941 года начали образовываться партизанские края и зоны. В марте 1942 года был полностью освобождён Кличевский район Могилёвской области с райцентром. Большие территории были освобождены в 1942 году в Белорусском Полесье, Витебской, Минской, Барановичской, Вилейской областях. С конца 1943 года партизаны контролировали около 60% оккупированной территории Белоруссии. Более 20 партизанских зон являлись базой для партизанских формирований. Там располагались партизанские аэродромы и посадочные площадки, оттуда шло основное снабжение партизан продовольствием и предметами первой необходимости. На освобождённой партизанами территории работали органы Советской власти, колхозы. Небольшие предприятия, школы. Партизанская зона – это территория, освобождённая от гитлеровцев в результате боевых действий и контролируемая партизанами.



Полоцко-Лепельская партизанская зона была создана в 1942 году. В результате боевых действий бригад от немецко-фашистских оккупантов была освобождена значительная территория. К концу 1943 года она охватывала 3,2 тыс.кв.км, на которых находилось 1220 населенных пунктов. Это была крупнейшая в Беларуси партизанская зона. Обороняли зону 16 бригад, насчитывающих 17,5 тыс. человек. На вооружении партизан к концу 1943 года имелась 21 пушка, 143 миномета, 151 противотанковое ружье, 721 пулемет, 1544 автомата, 9344 винтовки. Партизаны построили 287 км оборонительных рубежей с системой окопов, дотов, минных полей. В декабре феврале 1944 года гитлеровцы пять раз пытались прорвать оборону, но партизаны отбили атаки и разгромили более 30 гарнизонов. Партизаны за разработкой очередной операции


Не достигнув успеха, немецко-фашистские захватчики организовали карательные операции "Весенний праздник" и "Ливень". Против партизан и мирных жителей гитлеровцы выставили силы численностью 60 тыс. человек, 137 танков, 235 пушек, 70 самолетов, 2 бронепоезда. 11 апреля каратели начали наступление. Мужественно сражались партизаны бригад имени Чапаева, имени Ленина, 16-й Смоленской. Особенно тяжелые бои начались 18 апреля. В бой за деревню Казимировка 23 апреля против бригады "Алексея" гитлеровцы бросили около тысячи человек пехоты, 4 танка, 2 самолета. Только после шести часов боя, когда врага поддержали 50 бомбардировщиков, партизаны покинули позиции. 27 апреля гитлеровцы сузили кольцо окружения до 20 км возле Ушачей. Командование зоны отдало приказ партизанским отрядам идти на прорыв. Смоленский партизанский полк, партизанские бригады имени ВЛКСМ, 16-я Смоленская, 1-я Антифашистская, имени Ворошилова и другие 5 мая прорвали вражеское окружение и вывели из блокады около 15 тыс. местных жителей. 25 дней героически сражались партизаны против карателей, обессилив вражескую группировку и нанеся ей значительные потери: убито 8,3 тыс. солдат и офицеров, ранено около 12,9 тыс., подбито 59 танков, 116 автомашин, 7 бронемашин, 22 пушки, 2 самолета.


В ознаменование этого подвига партизан Полоцко-Лепельской партизанской зоны в канун празднования 30-летия со дня освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков был сооружен мемориальный комплекс "Прорыв". Открытие мемориала состоялось 30 июня 1974 г. Монумент расположен на возвышенности и представляет железобетонную стену высотой 11 м, как бы расколотую на две глыбы. В центре комплекса – бронзовая фигура партизана высотой 7,5 м с автоматом в левой руке, устремленная вперед. Справа от скульптуры, у братской могилы, полукругом расположены 33 мемориальных плиты с именами 1450 героев, павших в период блокады и прорыва. Здесь же бронзовая композиция - три карабина в пирамиде и лента с надписью: «Они пали в борьбе с врагом, выполнив свой священный долг перед Советской Родиной» Шестнадцать молодых дубков, высаженных на возвышенности, символизируют 16 партизанских бригад, сражавшихся здесь в апреле - мае 1944 г.


Занятие в лесной школе партизанского отряда. Кличевская партизанская зона стала самой крупной в Белоруссии – ее защищало 18 тысяч партизан. В Усакинских лесах базировалось 5 партизанских бригад и 16 партизанских отрядов. Борьба с врагом здесь носила поистине всенародный характер. Солдатами были все: мужчины и женщины, взрослые и дети. Беспощадная война народных бойцов кличевской партизанской зоны стала одной из самых содержательных страниц истории Великой Отечественной войны. В составе партизанских формирований Кличевщины сражались представители 67 национальностей. Под их защитой находились свыше 70 тыс. мирных жителей. Кличевская партизанская зона была настолько мощной силой, что здесь с апреля 1943 года базировались все руководящие органы области. В партизанской типографии издавались подпольные газеты: областная "За Радзіму", кличевская "Голос партизана" и газеты соседних районов.


Это было весной, год примерно назад, Как в лесах белорусских, сосновых Небольшой партизанский родился отряд Из людей боевых и здоровых. Было их в тот момент сорок девять бойцов, Сорок девять отважных и смелых, На защиту Советской земли от врагов В бой вели их рукою умелой. В мае теплом тогда у Березы-реки Немец полчища двинул в блокаду, Засверкали на солнце фашистов штыки, Но не страшно все это отряду. Фронт Калининский был на Березе-реке, Там отряд отбивал все атаки, Жалкий стон раздавался порой вдалеке: То стонали фашисты-собаки. Дни за днями в боях закалялся отряд, Вот из взводов уж выросли роты И схватиться с врагом из бойцов каждый рад, По дорогам, в лесах и болотах. Год прошел боевой, полный бурь и огня, Боевых эпизодов и схваток, Под откосам лежат эшелоны врага - Разговор у калининцев краток. Сегодня тебе теплый ветер с полей Улыбается бархатным взглядом, Мы суворовцы в славный твой юбилей Партизанский привет шлем отрядом.
Показателем возросшего мастерства партизан и их штабов являлось проведение в один и тот же срок в пределах всей оккупированной территории Беларуси крупномасштабных операций, которые вошли в историю под названием "Рельсовая война". В них участвовали фактически все партизанские соединения республики. В Беларуси в гг. операция "Рельсовая война" проводилась в три этапа. Ее целью был срыв военных перевозок противника и максимальное содействие наступлению Красной Армии. Первый этап начался в ночь с 3 на 4 августа 1943 г. и продолжался до середины сентября 1943 г., второй - с 19 сентября 1943 г. до начала ноября 1943 г. (он получил название "Концерт"). Третий этап начался в ночь на 20 июня 1944 г. За время 1-го и 2-го этапов "рельсовой войны" партизаны взорвали более 200 тыс. рельсов. Были разрушены железнодорожные линии Тимковичи - Осиповичи - Бобруйск - Старушки, Жлобин - Калинковичи. На многих железнодорожных магистралях движение было приостановлено от 4 до 15 суток, а участки Могилев - Кричев, Полоцк - Двинск, Могилев - Жлобин, Барановичи - Лунинец были выведены из строя на еще больший срок. Одновременно партизаны пускали под откос эшелоны, взрывали мосты, водокачки, железнодорожные станции.


С июня 1941 по июль 1944 года партизаны Беларуси вывели из строя около 500 тысяч военнослужащих оккупационных войск и марионеточных формирований, чиновников оккупационной администрации, вооруженных колонистов и пособников (из них 125 тыс. человек - безвозвратные потери), подорвали и пустили под откос вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций и 948 вражеских штабов и гарнизонов, взорвали, сожгли и разрушили 819 железнодорожных и других мостов, перебили более 300 тыс. рельсов, разрушили свыше км телефонно-телеграфной линии связи, сбили и сожгли на аэродромах 305 самолетов, подбили танков и бронемашин, уничтожили 438 орудий разного калибра, подорвали и уничтожили автомашин, уничтожили 939 военных складов. За тот же период партизаны Беларуси взяли следующие трофеи: орудий - 85, минометов - 278, пулеметов, винтовок и автоматов Общие безвозвратные потери белорусских партизан в гг., по неполным данным, составили 45 тысяч человек.


Всего за годы войны 87 партизан и подпольщиков Беларуси стали Героями Советского Союза, свыше 140 тысяч награждены орденами и медалями. Медаль «Партизану Отечественной войны» Партизаны Герои Советского Союза Т.П Бумажков Ф.И Павловский М.Ф Шмырёв В.З Корж К.С Заслонов В.Е. Лобанок И другие …