Герои выбирают то, что хотят.
Находятся во многих местах одновременно.
Переживают все возможности сразу.
Затем схлопывают лишь одну.
Все дороги ведут в Рим. Всё переплетено. Вечный город. Вечный вопрос, вечная тайна сознания: я ли творю реальность, или она творит меня?
Каждый из нас неизбежно, так или иначе, отвечает на вопрос: творю ли я свою реальность или я - только лист на ветру?
Я сам определяю свою жизнь или она - лишь одно из звеньев цепи предопределённых событий?
Сознание формирует реальность или моя реальность создает мое сознание?
Нам приходится отвечать на вопрос о природе реальности всякий раз, когда мы встаём с кровати, всякий раз, когда вступаем во взаимодействие с «внешним миром».
Может быть, нам приходится отвечать на вопрос «Творю ли я свою реальность?» или «Мое сознание определяет реальность» в каждый миг взаимодействия с «внутренним миром»?
И если правда, что мы сами творим свою реальность, тогда «внутренние» моменты являются предпосылками для «внешних» моментов >>>
Именно поэтому данный вопрос - самый главный.
«Я творю свою реальность, мое сознание меняет реальность» - эта идея была и остаётся центральной концепцией всех духовных, метафизических, оккультных и алхимических традиций.
«Как вверху, так и внизу, как внутри, так и снаружи» - это считается фундаментально-правильным взглядом на реальность.
Но даже если здравый смысл подсказывает, что вы сами создаёте некоторые события своей жизни (что съесть на завтрак, на ком жениться, какую машину купить), не слишком ли большая натяжка - утверждать, что вы имеете какое-то отношение к падению дерева на чью-то машину?
На самом деле у концепции, согласно которой вы творите реальность (в конце концов, кто-то же должен её творить - ведь она существует!), есть масса нюансов.
Она вызывает целый ряд вопросов и возражений. Например:
Если я творю реальность, и вы творите реальность, и они разные - что тогда?
- Я никогда не создал бы ___________ (нужное вписать) к своей жизни!
- Как понимать совпадения?
- Творит ли умирающий от голода ребёнок свою судьбу?
- А что можно сказать о природных катаклизмах?
- Кто этот «я», творящий реальность?
Все эти вопросы, в свою очередь, переплетены с концепциями кармы, трансцендентного «я», частотного резонанса, отношений, личной ответственности, виктимизации и власти.
Но суть в следующем: наибольшее влияние на вашу жизнь оказывает то, как именно вы отвечаете на этот вопрос, который, подобно забору, разделяет мир надвое.
По какую сторону забора оказываетесь вы?
Принимаете ли вы тот факт, что ваше сознание управляет реальностью?
Все слова, действия и поведение представляют собой флуктуации сознания.
Вся жизнь рождается из сознания и поддерживается сознанием, вся Вселенная является проявлением сознания.
Реальность Вселенной представляет собой единый безграничный океан беспрестанно движущегося сознания.
Махариши Махеш Йоги.
Тайна сознания в лаборатории
Лауреат Нобелевской премии принстонский физик Джон Уилер говорит:
Как ни удобно в повседневной жизни утверждать, что «внешний» мир существует независимо от нас, ныне отстаивать этот взгляд уже не представляется возможным.
Говоря словами того же Уилера,
Мы не просто зрители перед космической сценой, но творцы и обитатели интерактивной Вселенной.
Физик и писатель Амит Госвами говорит:
Мы привыкли думать, что всё вокруг нас изначально вещественно и существует независимо от нашего личного выбора.
Однако, продолжает Госвами, дабы не вступать в противоречие с открытиями квантовой физики
Мы должны отказаться от мышления подобного рода.
Вместо этого мы вынуждены признать, что даже окружающий нас материальный мир: эти стулья, эти столы, этот ковер, эти комнаты - всё это не более чем возможные движения сознания.
И я каждый миг выбираю, какое из этих движений будет реализовано через мой личный опыт .
Эти физики, и новая физика вообще, декларируют смерть дуализма.
Не разум первичен, а материя вторична, но «разум = материя». Не сознание творит реальность, но «сознание = реальность». Сознание как реальность. Сознание создает реальность >>>
Восприятие реальности
Одной из самых странных идей, возникших в неврологии, является различие между восприятием и реальностью.
Мы переживаем наше восприятие, но не реальность. Что является субъективным восприятием реальности.
С тех пор как физиология цвета была впервые исследована в 1960-х годах Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелем, ученые поняли, что цвета не существует в любом абсолютном смысле.
Длины волн света существуют, но цвета, которые мы воспринимаем как зеленый и синий, не соответствуют никаким простым способом длинам этих волн. Цвет — относительное свойство.
Он зависит от выборки длин волн, воспринимаемой глазом от многих поверхностей в пределах всей визуальной сцены, и от сравнения мозгом одной поверхности с другой. Одна и та же длина волны может выглядеть зеленой в одной визуальной сцене, красной — в другой, серой — в третьей.
Но никто не думает, что на основе этих выводов объяснение «покончило» с цветом или показало его ложность. Когда мы наблюдаем волны, мы воспринимаем их как цвет. Когда мы наблюдаем мозг, приводящий в действие тело, мы воспринимаем его как сознающего субъекта. И то и другое имеют «реальную» сторону и реконструированную, перцептивную сторону.
Мы живем, движемся и действуем в мире наших восприятий и должны принимать их как они есть.
Новое осознание
Подумайте о том, что находится с разных сторон этого забора:
Что является причиной, а что следствием?
Существует ли связь между этими явлениями? Существует ли грань между ними? Кто создаёт эту грань, и кто сидит на заборе, свесив ноги по разные стороны? Это мы, и это всегда были мы.
Но со смертью дуализма исчезает также связь, или причинность (или забор). Всё - одно. Всё взаимозависимо, о чём всегда и твердили исследователи сознания.
Госвами признаёт, что очень сложно приспосабливаться к новому образу мышления, который, казалось бы, противоречит нашему повседневному опыту. Он говорит:
Это единственная радикальная мысль, которую вам необходимо принять, но она слишком радикальна.
Она даётся с таким трудом, поскольку мы склонны полагать, что мир уже существует независимо от нашего опыта. Но это не так.
Квантовая физика не оставляет никаких сомнений по этому поводу.
Всё это в 1970-е годы побудило Фреда Алана Вольфа сказать:
Я создаю свою реальность.
Последователи зарождавшегося в то время движения Нью Эйдж сразу же подхватили эту фразу и включили в свою парадигму.
Но, как не устают повторять многие физики, это сложная идея и охватить её полностью не так просто.
Мы вынуждены признать, что даже окружающий нас мир: эти стулья, эти столы, этот ковёр, эти комнаты - всё это не более чем возможные движения сознания.
Амит Госвами, доктор философии
Мой сын Эван, физик, говорит, что на практике реализуется сумма разных реальностей: у меня одна реальность, в него - другая…
Например, сегодня вечером разыгрывают кубок по бейсболу, и реальность команды «Орлов» отличается от реальности команды «Патриотов», но на практике воплотится только одна их этих реальностей.
Кэндаси Перт, доктор философии
Кто что создаёт?
Доктор Вольф продолжает:
Вот один из вопросов, возникающих в связи с концепцией создания реальности: что происходит, если два человека создают разную реальность?
В связи с этим следует понимать: если ты думаешь, что «я» - это эгоистическая личность (своего рода постановщик личного шоу), тогда идея о том, что ты создаёшь свою реальность, скорее всего, неверна. Тогда, скорее всего, реальность создаешь вовсе не ты».
А вот что говорит Амит Госвами:
Стало ясно, что место, откуда я решаю создавать с вою реальность (место пребывания сознания), представляет собой очень необычное состояние бытия, где субъект и объект разрушаются и исчезают.
Я делаю выбор именно в этом необычном состоянии, - а поэтому ликование последователей Нью Эйдж поутихло, когда им пришлось осознать, что в реальности бесплатных обедов для них не будет.
Для того, чтобы стать творцом своей реальности, нужно медитировать и учиться входить в необычные состояния сознания.
(Здесь речь идет про состояния сознания изменяющие реальность, немного об этом читайте в статье , а если хотите попрактиковать, то инструкцию читайте тут: ).
Итак, концепция «сознание творит реальность» порождает вопросы «Какое сознание? Какие уровни сознания? Что есть творящее «я»?»
Прекрасной иллюстрацией этого вопроса может служить фильм «Запретная планета».
Жители этой планеты создали машину, которая мгновенно воплощает их мысли в физическую реальность. Настал день, когда работа над машиной завершена, и - Ура! - что за дивный день!
Люди создают роскошные особняки, «феррари» возле каждого дома, прекрасные парки, роскошные банкеты, после которых люди разъезжаются (на «феррари») по собственным особнякам и ложатся спать. И видят сны.
А наутро все просыпаются на опустошённой планете.
По мнению доктора Дина Радина, есть веская причина, почему наши мысли не воплощаются сразу.
Всё, что ты делаешь, всё, о чём думаешь, все твои планы - всё это распространяется по Вселенной и влияет на неё.
Однако, в конечном счёте большая часть Вселенной остаётся незатронутой - наши маленькие индивидуальные мысли не изменяют сразу же всю Вселенную, как мы её видим.
Полагаю, если бы было иначе и наши мимолетные капризы могли непосредственно влиять на Вселенную, мы бы разрушили этот мир почти мгновенно.
Вспомните моменты, когда кто-то подрезал вас на трассе и вы подумали… в общем, вы сами знаете, чего вы ему мысленно пожелали. А теперь представьте себе, что такие вещи немедленно реализовываются. Весело будет, правда? «А чтоб тебя… !» - «Да иди ты сам в …!»
Наверное, есть какой-то смысл в том, что наши мысли не воплощаются в реальность немедленно. Пожалуй, это помогает нам защититься от самих себя.
Доказательства того, что сознание формирует реальность
В космическом масштабе есть ли свидетельства в пользу концепции «сознание творит реальность»?
Похоже, эта концепция подтверждается на различных уровнях опыта («как наверху, так и внизу»), но есть ли у нас доказательства или хотя бы разрозненные свидетельства?
В пользу этой концепции говорит всё - начиная от поведения электронов и позитронов и заканчивая заявлениями заслуженных физиков и кинематографистов.
Как отмечает Дин Радин «Слово доказательство не используется в науке. Мы можем приводить свидетельства . Мы можем с большей или меньшей уверенностью утверждать, что то или иное явление таково, каким оно нам кажется. Но «доказал» ли кто-то гравитацию?
Ньютон сказал, что гравитация - это сила притяжения между массами.
Эйнштейн сказал, что массы искривляют геометрию пространства времени, и это служит причиной того, что массы притягиваются друг к другу.
Но они не могли доказать, что дела обстоят именно так, а не иначе.
Так и мы еще не скоро сможем доказать тайну сознания и его способность формировать реальность.
Остается только верить своей интуиции, которая многим из нас подсказывает, что мы действительно творим свою реальность сами. А если вам интересно узнать о моем опыте материализации желаемого, приходите на
Развитие восприятия – это путь приятия жизни на все более тонком уровне. Мы живем в ментальной «матрице», которая накладывает на наше ощущение жизни ограничения – психические шоры, создающие своеобразный буфер между нашим восприятием и чистой реальностью. Этот буфер искажает истинное положение дел и препятствует развитию восприятия жизни. Так происходит, потому что реальность в сущности представляет собой , насквозь пронизанной вечностью, бесконечностью и еще чем-то, неподдающимся никаким объяснениям. И от этого чего-то, не будь у разума вышеупомянутых рамок, его разорвало бы на части.
Вследствие ограниченного восприятия, мы воспринимаем мир системно. Мы не способны видеть реальность в истинном свете. Система, которой обусловлено восприятие действует через комплекс бесчисленных ментальных моделей, вытекающих в иллюзию осведомленности. Мы привыкли полагать, будто знаем, что происходит на самом деле. Нам кажется, что все основные вопросы нашего существования очевидны и разрешены по умолчанию. И поэтому мы тотально предаемся вторичным следствиям. Толком не понимая, кем мы являемся, где мы, откуда пришли, сколько и в каком теле просуществуем, куда последуем дальше, мы парадоксальным образом в большинстве случаев даже не склонны об этом задумываться.
Сознание обывателя крепко спит. Он погружен в матрицу иллюзии человеческой жизни. Ему куда важней, другие спящие люди, чем то, кем он в действительности является. Ему важен курс валют, социальный статус его ложной личности, что лежит в тарелке, фильмы, игры, мода, политика и т.д. У него нет стимулов для развития восприятия и пробуждения сознания, он даже не подозревает, что это возможно.
Чистое восприятие реальности от нас закрыто рамками матрицы. Все, что мы видим – образы нашего собственного ума. Каждый образ отражает бесконечно малое, и обеспечивается определенным словесным ярлыком. Все, что не входит в систему восприятия мира, обывателю кажется невозможным, невероятным, если он это видел, и просто вымыслом, если об этом рассказывают. Иногда происходит процесс, в психологии называемый «вытеснением », когда увиденное чудо попадает в подсознание и вспомнить происшедшее не получается, либо воспоминание приходит уже позже (по мере развития восприятия) в зрелом, подготовленном состоянии.
Интернет, СМИ, социальное общение, все, что мы видим и слышим – создает и поддерживает иллюзию осведомленности, поэтому внимание направляется на глубоко вторичные иллюзорные проблемы – неврозы, которые в большинстве случаев вообще не имеют никакого отражения в объективном мире. По-настоящему осведомлен лишь практикующий развитие восприятия, кто выходит за рамки поверхностных снов сознания.
Карлос Кастанеда говорит о системном восприятии как о «делании» мира. Каждый «делает» свой собственный мир. «Делание» можно проследить в любом явлении. К примеру, стакан – это кусок стекла, который мы «делаем» стаканом в своем уме, исходя из формы объекта, которая связывается с конкретным ментальным шаблоном. Картина представляет собой ворох пятен, которые наш разум «делает» конкретными, понятными ему формами. Во времена Возрождения, «делание» (программирование в своей психике) женщин красивыми сопровождалось наличием у них весьма пышных форм. В наше время эталон красоты кардинально поменялся. Развитие восприятия подразумевает освобождение от автоматического «делания» реальности.
«Неделанием», нарушением системного восприятия в этом контексте является неотождествленный взгляд на красивые формы, как на совокупность разного рода материи. Подобное растождествление может оказаться болезненным, но впоследствии избавляет от многих иллюзий и неоправданных беспокойств. По сути, «неделание» – ничто иное, как восприятие настоящего момента без шаблонных мысленных проекций прошлого опыта. Чтобы избавиться от иллюзий можно использовать практику , или . Созерцание и – это прямые методы развития восприятия, которые однако подходят далеко не каждому.
На определенном этапе неделание проявляется в абсолютно не фиксированном безопорном существовании, когда вы осознаешь, что ничего не знаешь. И в то же время открываются настоящие тайны, суть всех явлений за пределами мысли. Это парадоксальное существование, где в каждый миг словно рождаешься и умираешь, воспринимая реальность, как в первый раз, с полным вниманием, как новорожденный ребенок. Неделание играет ключевую роль в развитии восприятия.
Вспомните свой первый оргазм. Первые несколько раз он может казаться невероятным, затем даже это переживание, вызванное действием полового центра, человек неизбежно впишет в свою картинку мира, как еще одно, чем-то объяснимое явление социального общества.
Когда ребенок находится на этапе социального становления и еще не является полноценной личностью, в нем постепенно развивается процесс системного восприятия, чтобы упорядочить хаос – сделать его знакомым и понятным. В это время впервые появляются мысли, облекаемые в слова, которые закрепляют восприятия определенным образом. Взрослые настраивают развитие восприятия ребенка на всеобщую коллективную визуализацию социального мира.
Взросление сопровождается ростом эго и ложных личностей. При этом сознание становится нагромождением всевозможных , потому что на этом этапе оно воспринимает уже не столько реальность, сколько собственные системообразующие мысли о реальности. Дальнейшее развитие восприятия становится шаблонным.
Если сознание еще не готово, а система уже нарушена, человек может сойти с ума, могут появиться бесконтрольные мысли, страхи, беспокойства, как это случалось с некоторыми неосторожными мистиками, перепрыгивающими ряд ступеней развития восприятия. Поэтому самое главное – это , трезвость и ясность сознания. Именно этот аспект необходимо развивать в первую очередь, и благодаря этому способности проявляются спонтанно, а не как у некоторых мистиков – от обратного, когда развиваются способности, а неподготовленное восприятие «догоняет» новую реальность, не всегда подстраиваясь адекватно.
Шаблонное восприятие, «делание» ограничивается мыслями, с которыми мы отождествляемся. Мы привыкли думать и беспокоиться о чем угодно, кроме самых важных вещей. Хотя и на уровне мысли есть лазейки за их собственные пределы в развитии восприятия. Эти лазейки представляют собой утверждения, или вопросы, которые необходимо прочувствовать до глубины души. Если находишь на них ментальные логические ответы – это иллюзии, игры разума. Таких ответов может быть бесконечное множество. Но истинный ответ приходит как ощущение. Чтобы ответ пришел, все, что нужно сделать – это понять сам вопрос. Если понимаешь вопрос, то будет понятен, или скорей – прочувствован и ответ. Вопрос сам по себе уже содержит ответ. Вопрос – это зерно ответа.
Что такое ощущение «я»? Что такое восприятие? Что значит развитие восприятия? Где зарождаются мысли? Как происходит выбор? Можно ли ощутить бесконечность? Что такое время? Что такое пространство? Почему реальность вообще существует?
Вопрос: Как устроено восприятие реальности человека?
Ответ: В нашем мире восприятие реальности человека определяется пятью материальными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием (тактильными ощущениями) и вкусом.
Они соответствуют пяти духовным органам чувств (кетэр, хохма, бина, зеир анпин, малхут), которые ощущаются в нас, когда мы начинаем постигать Высший мир.
А вне нас существуют только силы и не более того. Как компьютер с помощью различных электрических векторов рисует всевозможные картины, которые мы наблюдаем на экране и воспринимаем как некую реальность, так же и окружающий нас мир представляет собой не более чем всевозможные векторы, находящиеся между собой в различных сочетаниях, которые строят в нас определенные картины действительности.
Проблема материального восприятия в том, что наши органы чувств не дают нам полную картину мира. А как нам начать воспринимать истинную реальность, находящуюся вне нас и представляющую собой физическое поле, состоящее из множества всевозможных сил?
Это осуществляется с помощью подъема над нашими эгоистическими желаниями. В принципе, чем они плохи? Тем, что мы воспринимаем только то, что попадает в них и не более того. Мы не выходим за пределы нашего естества. То, что ощущают наши органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, то мы и чувствуем.
Причем более 90% мы воспринимаем органами зрения, 8% – органами слуха. И совсем мизерный процент выпадает на осязание, обоняние и вкус. Вкус мы ощущаем только во время еды. Обоняние человека очень заторможенное, хотя эти клетки занимают в мозгу большое пространство. А через тактильные ощущения мы ощущаем себя находящимися в пространстве.
Но все равно эти пять органов чувств постигают только то, что может через них войти, обрабатывается и складывается в общую картину реальности, которую мы рисуем себе. В действительности вне нас нет ни людей, ни животных, ни растительного и неживого мира: галактик, звезд, планет. Есть какие-то силы, которые воздействуют на наши органы ощущений и рисуют в нас такую картину.
Если же мы, используя каббалистическую методику, поднимаемся над своими ощущениями, то начинаем воспринимать эти силы вне нас в объективном виде, не возмущенные нами. Причем, в относительно объективном виде, поскольку воспринимаем их в мере нашего подобия им, то есть еще не в полной мере.
А в полной мере они называются Бесконечности – никоим образом ничем и никак не возмущенным, не сокращенным. Этого мы пока не можем почувствовать, т.к. ощущаем свет только в мере своего частичного подобия высшему полю.
Как нам уподобиться ему, чтобы начать правильно воспринимать его? В этом наша проблема. Если мы выйдем на данный уровень, нам станет понятно, где мы находимся на самом деле.
Практически подготавливает человека к восприятию высшего поля. Чтобы войти в его ощущение, надо проделать над собой определенные преобразования, приложить усилия и подняться над своим эгоизмом, который замыкает нас в себе, как карликовая звезда, которая настолько поглощает саму себя, что даже не выпускает свет.
Мы должны выйти из этого состояния, подняться над собой, начать ощущать то, что находится вне нашего эгоизма. То есть я должен сделать на него сокращение, перестать воспринимать всё только ради себя, и попытаться воспринимать ради других.
Здесь я уже начинаю понимать, что специально создан эгоистом, чтобы подняться над своей природой. Я живу в мире, который состоит из меня и множества других людей для того, чтобы они помогли мне выйти из себя и проделать определенную работу, заботясь о них больше, чем о себе.
В таком случае, в той мере, в которой я могу подняться над собой, я объективно воспринимаю окружающее пространство в его мощности, величии, объеме.
Чтобы дать мне возможность еще больше охватить все пространство до состояния бесконечности, во мне постоянно развивается эгоизм. Как только я начинаю выходить вне себя, эгоизм начинает возбуждаться во мне еще больше, чтобы я еще выше поднялся над собой и таким образом познакомился с окружающим меня высшим полем со всеми его проявлениями.
Что значит его проявления? Выходя вне себя, я взаимодействую с высшим полем и начинаю практически понимать его замысел, его действия на себе, пытаюсь стать подобным Ему. Так происходит мой контакт с ним. На практике это называется "объединение человека с Творцом", потому что высшее поле и есть мой Творец, и не только мой, но и всех остальных.
Правда, я не знаю, кто такие "все остальные". Я начинаю воспринимать их как части самого себя и видеть свое будущее развитие в том, чтобы все больше и теснее объединяться с ними.
Эгоизм тем временем растет и все время пытается нас разъединить. А мы, стараясь еще сильнее соединиться между собой, все больше и больше постигаем высшее поле, и в нем – все замыслы творения, все, что только необходимо, чтобы выйти в новый объем мира, подняться над всеми ограничениями в высшее измерение – абсолютно безграничное, ничем невозмущенное пространство.
Если человек приступает к реализации всего вышесказанного, если он видит себя частью единой системы, охватывающей всех людей, если он передает это знание другим и выстраивает окружение как опору на пути, тогда он начинает постепенно развивать в себе подлинное сильное и цельное желание – обрести природное свойство альтруизма. Путь к такому желанию – сам по себе вызов, он наполняет нашу жизнь многогранным содержанием, придавая ей глубочайший смысл. На этапе своего окончательного формирования, альтруистическое желание распахивает перед человеком новую реальность.
Прежде чем описывать эту действительность и ощущения, которые испытывает человек, находящийся в ней, следует выяснить общий механизм восприятия реальности. На первый взгляд, такой экскурс может показаться излишним и бессмысленным. Кто же не знает, что такое реальность? Реальность – это все то, что нас окружает, все видимые предметы, стены, дома, люди, Вселенная в целом. Реальность – это то, что можно потрогать, услышать, попробовать на вкус, обонять и так далее.
Однако ситуация не так проста, как может показаться. Величайшие умы человечества отдавали этому вопросу немало сил, пытаясь выстроить научный подход к проблеме восприятия реальности. Современные представления, которых большинство людей сейчас придерживаются, складывались поэтапно.
Классический подход, представленный Ньютоном, состоял в утверждении, что мир существует сам по себе, вне связи с человеком. Совершенно неважно, воспринимает его человек или нет, иными словами, живет он в мире или нет – так или иначе мир имеет место, и форма его существования определена.
В дальнейшем развитие естественных наук позволило рассматривать картину мира, как нечто, воспринимаемое органами чувств живых существ. Выяснилось, что их восприятие не равнозначно. Например, фасеточное зрение пчелы или стрекозы основано на мозаичном изображений. Эти насекомые получают зрительную информацию, поступающую от многочисленных сегментов глаза. Мировосприятие собаки складывается, главным образом, из различных запахов. Эйнштейн обнаружил феномен, что изменение скорости наблюдателя или наблюдаемого объекта создает совершенно иную картину реальности на осях пространства и времени. Это утверждение в корне отличается от точки зрения Ньютона.
Например, представим себе палку, движущуюся в пространстве. Что случится, если мы заставим ее перемещаться с очень высокой скоростью? Согласно Ньютону, какой бы ни была эта скорость, длина палки не претерпит изменений. Согласно Эйнштейну, палка начнет укорачиваться. Современные концепции породили более прогрессивный подход к вопросу восприятия реальности, который состоит в том, что картина мира зависит от наблюдателя: различные свойства, органы чувств и состояния движения наблюдателей приводят к тому, что они по-разному воспринимают реальность.
В 30-е годы прошлого века были сформулированы принципы квантовой механики, которая произвела революцию в научном мире. Согласно ее утверждениям, человек в состоянии воздействовать на наблюдаемое им событие. В таком случае, исследователь может задавать лишь один вопрос: что показывают его измерительные приборы? Бессмысленны попытки изучать процесс в отрыве от себя или объективную реальность как таковую. Открытия в области квантовой механики, а также в ряде других областей повлекли за собой оформление современного научного подхода к восприятию реальности: человек воздействует на мир, и как следствие, воздействует на свое собственное мировосприятие. Картина реальности лежит где то посередине между свойствами наблюдателя и воспринимаемого им объекта.
Современная наука обнаруживает, что, фактически, у мира нет никакой картины. «Мир» – это явление, ощущаемое человеком внутри себя и отражающее меру его подобия универсальной и всеобъемлющей внешней силе природы, которая, как уже говорилось, абсолютно альтруистична. Именно степень соответствия или несоответствия собственных свойств и внешнего природного альтруизма представляется человеку «картиной мира». Таким образом, картина окружающей реальности полностью зависит от наших внутренних свойств, и мы в силах изменять ее вплоть до того, что она станет диаметрально противоположной.
Чтобы лучше понять механизм нашего восприятия реальности, представим себе человека в виде коробки с пятью отверстиями, символически соответствующих органам чувств. Внутри этой коробки вырисовывается картина окружающей реальности.
Рассмотрим, к примеру, как устроен орган слуха. Звуковые волны, поступающие на барабанную перепонку, вызывают ее колебания, которые передаются слуховым косточкам. В результате этого процесса биоэлектрические импульсы отсылаются в мозг, который переводит их в те или иные звуки. Все наши измерения осуществляются уже после раздражения барабанной перепонки. Аналогичным образом действуют и остальные органы чувств.
Практически, мы измеряем свои внутренние реакции, а не какие-либо факторы внешней реальности. Диапазон звуков, которые мы слышим, световой спектр, который мы видим, и т.д. – зависит от характеристик способностей наших органов восприятия. Мы замкнуты в своей «коробке» и никогда не знаем, что же в действительности происходит вне нас.
Итоговые сигналы всех органов чувств поступают в «центр управления», расположенный в соответствующем участке мозга, где полученная информация сравнивается с предыдущими данными, хранящимися в памяти. Ну, а затем, информация проецируется на своего рода «киноэкран», где человеку и демонстрируется картина мира, будто бы предстающего перед ним. В результате, человек определяет для себя, где он находится и что должен делать.
В ходе этого процесса то, что прежде было нам незнакомо, становится чем-то будто бы «известным», и в человеке формируется картина «внешней реальности». Однако фактически, речь идет не о внешней реальности, а лишь о внутреннем изображении.
Возьмем, к примеру, наше зрение, благодаря которому перед нами распростирается огромный мир во всем его великолепии. На самом деле, мы видим эту картину лишь внутри себя, в той части нашего мозга, где расположена некая «фотокамера», которая отображает все воспринимаемые нами зрительные образы. Извне мы не видим ничего, просто в нашем мозге есть нечто вроде зеркала, отражающего каждый объект так, чтобы мы наблюдали его снаружи, перед собой.
Таким образом, картина реальности является следствием строения человеческих органов чувств и информации, уже отложившейся в нашем мозге. Если бы мы обладали другими органами чувств, то наблюдали бы иную картина мира. Возможно, то, что сегодня кажется нам светом, выглядело бы тьмой или чем-то вообще не доступным человеческому воображению.
В этой связи следует отметить, что уже многие годы тому назад наука нашла возможность вызывать в человеческом мозге электрические раздражения. В сочетании с имеющимися в памяти сведениями они создают ощущение пребывания в определенном месте и в определенной ситуации. Кроме того, мы научились подменять органы чувств искусственными приспособлениями, прибегая к помощи электронного оборудования. Для слухового аппарата существует целый спектр вспомогательных средств – от усилителей, компенсирующих нарушения слуха, до электродов, вживляемых в уши абсолютно глухих людей. Уже ведутся разработки искусственного глаза, и более того, имплантированные в мозг электроды заменяют звуковую информацию визуальной, то есть меняют звуки на изображения. Вот еще одна инновационная технология, разрабатываемая в наши дни: вживление в глаз миниатюрной камеры, преобразующей световые лучи, проходящие через зрачок, в электрические импульсы. Затем, эти импульсы отсылаются в мозг, где и переводятся в зрительный ряд.
Несомненно, наступит день, когда мы полностью освоим эту сферу технологий, расширим диапазон восприятия своих естественных сенсоров и поставим на поток выпуск искусственных органов, если не всего тела целиком. Однако вместе с тем, и в этом случае воспринимаемая картина мира останется, исключительно, внутренней.
Следовательно, все наши ощущения являются лишь внутренними реакциями, не связанными с окружающей реальностью. Мы не можем даже утверждать, существует ли она, ведь картина «внешнего» мира складывается внутри нас.
Программа природы
Исследование природы выявило условия возникновения и существования жизни: для этого необходимо, чтобы каждая клетка и каждая часть системы посвящала себя интересам всего организма. Однако человеческое сообщество не следует этому правилу, и отсюда возникает вопрос: как вообще мы можем существовать? Ведь эгоистическая клетка вызывает рак и приводит к смерти всего тела. Однако мы, являясь эгоистическими частями общей системы, все-таки живем!
Дело в том, что наше настоящее существование вообще не определяется как «жизнь».
Фактически, человек отличается от остальных уровней природы тем, что разделен на две ступени:
Первая ступень – это текущий этап, на котором каждый из нас чувствует себя обособленным от других, а потому не считается с ними и пытается использовать их в собственных интересах.
Вторая ступень – это исправленное существование, когда люди действуют как части единой системы, пребывая в обоюдной любви и отдаче, в совершенстве и вечности.
Именно существование на второй ступени и называется «жизнью». Нынешний переходный этап имеет целью подвести нас к самостоятельному прорыву в исправленное и вечное состояние, в подлинную жизнь. Можно определить наше сегодняшнее существование, как воображаемую жизнь или мнимую реальность, тогда как существование, исправленное в соответствии с альтруистическим намерением, зафиксируем как подлинную жизнь или истинную реальность.
Истинная реальность изначально была скрыта от нас – иначе говоря, мы естественным образом неспособны ощущать ее, так как человек воспринимает себя и мир в соответствии с собственным желанием, с личными, присущими только ему внутренними свойствами. Сегодня мы не чувствуем, что все люди соединены в единое целое, – не чувствуем потому, что картина подобных взаимоотношений кажется нам противоестественной, и даже в чем-то отталкивающей. Эгоистическое желание наслаждений, запечатленное в нас с первого дня, не заинтересовано в таком союзе и не позволяет нам разглядеть истинное положение дел.
Нас окружают бесчисленные детали реальности, которые мы не воспринимаем. Наш разум обслуживает эгоистическое желание и по его указке обрабатывает сигналы органов чувств. Как следствие, мы не в состоянии ощутить то, что не входит в круг интересов нашего эгоизма, что не соотносится напрямую с его выгодой или ущербом. Так запрограммированы наши органы чувств, и именно этот расчет лежит в основе человеческого восприятия реальности.
Теперь, если нам удалось обрисовать общую картину происходящего, давайте попробуем обратить ее в противоположную и понять, как воспринимается реальность в альтруистическом желании. Представим себе, что наши ощущения настроены на то, что является добром для окружающих. В таком случае, пред нашим взором предстанут абсолютно другие картины и детали, прежде неразличимые; а все, что мы видели раньше, будет выглядеть совершенно в ином свете.
С формированием нового желания – стать здоровой частью человечества и уподобиться альтруистической силе природы – закладываются основы качественно иной системы ощущения, которая не связана с нынешней. Это исправленная система восприятия. С ее помощью человек воспринимает новую картину мира – реального мира, где все мы соединены друг с другом, подобно частям одного тела, и наполнены бесконечным наслаждением.
Теперь можно уточнить определение цели жизни, сформулированное нами как «объединение между людьми», и дополнить его. Цель жизни заключается в том, чтобы подняться с уровня воображаемого существования на уровень истинного бытия, на основе собственного осознания. Нам нужно увидеть себя и реальность не такими, как сейчас, а подлинными, настоящими. Ведь наше нынешнее состояние – плод мнимой картины, рисующейся благодаря информации, поставляемой эгоистическими органами чувств. Если мы направим свои усилия на процесс исправления и выстроим внутри себя цельное желание, устремленное на альтруизм, то наши органы восприятия станут альтруистичными, и мы иначе ощутим свое состояние.
Истинное состояние вечно: все мы спаяны в единую систему, пронизанную непрерывным потоком наслаждения и энергии. Обоюдная отдача ведет к неограниченности и совершенству получаемого удовольствия, тогда как текущий этап является временным и ограниченным.
Сегодня наше жизнеощущение подобно малой капли вечной жизни, доходящей до нижних уровней существования. Капля эта – составная часть общей альтруистической силы природы, проникающая в наши эгоистические желания и оживляющая их, несмотря на взаимное несоответствие. Функция этой частицы совершенства в том, чтобы поддерживать наше существование на первичном материальном уровне, пока мы не ощутим истинную духовную реальность. Наша нынешняя мимолетная жизнь – словно дар, врученный на время, чтобы мы использовали его как средство достижения подлинного бытия. Тогда наши ощущения не будут больше довольствоваться этой малостью – вся неисчерпаемая энергия природы, сила любви и отдачи, наполнит нашу жизнь.
Духовная реальность находится над нами не в физическом смысле, а в качественном. Подъем из материальной реальности в духовную представляет собой восхождение человеческого желания к свойству альтруизма, к природному качеству любви и отдачи. Ощущать духовный мир – значит чувствовать, что мы взаимосвязаны как части единой системы, воспринимать более высокий уровень природы. Цель нашей жизни – подняться в духовную реальность и ощутить ее в дополнение к реальности материальной, то есть в процессе существования в физическом теле этого мира.
Согласно программе природы, человечество преднамеренно было создано так, чтобы ощущать лишь первичный воображаемый уровень, развиваясь на нем в течение тысячелетий. К нашему времени оно накопило достаточный опыт и способно осознать, что естественное эгоистическое существование бесцельно и не ведет к счастью, а потому нам необходимо перейти к исправленному альтруистическому бытию на втором, истинном уровне реальности. Глобальный кризис эгоистического развития указывает нам точку, в которой мы можем осуществить переход из одного уровня действительности в другой, более высокий. Наши дни нужно рассматривать как особый этап, озаренный проблесками надвигающихся перемен. Это поворотный момент в истории человечества, точка перехода в вечное совершенное существование, изначально запрограммированное природой, как пик развития человеческого рода.
Здесь следует объяснить, что наслаждение, к которому мы стремимся сегодня, диаметрально отличается от ощущения, наполняющего тех, кто обрел свойство природного альтруизма. В данный период человек наслаждается тем, что чувствует себя единственным, неповторимым, наилучшим. Эгоистическое желание может наполняться лишь в сопоставлении с какой-либо недостачей, дефицитом чего-либо по сравнению со своей прошлой потребностью или с другими людьми. Наслаждение такого рода требует немедленных и постоянных вливаний, поскольку, наполняя желание, сразу же аннулирует его, как мы уже знаем из второй главы. В итоге, за короткое время чувство наслаждения сходит на нет. Ну, а со временем, когда эгоизм усиливается, человек способен испытывать удовлетворение лишь при виде бедствий, постигающих ближнего.
Альтруистическое наслаждение является противоположностью этому. Оно ощущается не внутри нас на фоне окружающих, а внутри них. В каком-то смысле, можно сравнить это с взаимоотношениями матери и ребенка. Мать любит свое дитя и потому испытывает удовольствие, видя, как младенец наслаждается тем, что она ему дает. Ее удовольствие растет по мере того, как он наслаждается все больше. Усилия, которые мать вкладывает в ребенка, доставляют ей большее удовольствие, чем что-либо иное. Разумеется, такое удовлетворение возможно лишь при условии нашей любви к другим, и мощь его зависит от меры этой любви. Фактически, любовь – это готовность заботиться о благе ближнего и обслуживать его. Человек, чувствующий, что все мы являемся частями единой системы, именно в этом служении видит свою задачу, личный смысл существования и собственное вознаграждение. Таким образом, пред нами ясно предстает огромное различие между двумя вышеописанными способами наслаждения.
Человек, который обрел свойство альтруизма, обладает «иным» сердцем, «иным» разумом. У него совершенно другие желания и помыслы, а потому и восприятие реальности отличается от нашего. Благодаря альтруистическому отношению к ближнему он выходит за рамки своей личной «клетки», присоединяется к «общему телу» и получает от него жизненные силы. Оживляя для себя единую систему, частями которой все мы являемся, человек вливается в ощущение вечной жизни всеобъемлющей природы, в бесконечный поток энергии и наслаждения, наполняющий мировое единство.
Наше ощущение жизни включает в себя две составляющие: чувство и разум. Переняв и осмыслив чувство и разум вечной природы, человек проникает в нее и живет ею. Жизнь больше не представляется ему случайным всплеском, обреченным на угасание. Объединение с вечной природой приводит к тому, что, даже лишившись своего биологического тела, в человеке не прерывается ощущение жизни.
Смерть плоти означает прекращение деятельности системы, ответственной за восприятие материальной реальности. Пять органов чувств пресекают поток информации, поступающий в мозг, а тот в свою очередь перестает проецировать картину материального мира на свой «киноэкран». Однако система восприятия духовной реальности не относится к уровню материального мира, а потому продолжает функционировать и со смертью биологического тела. Если человек при жизни в материальном мире ощутил свою реальность через духовную систему восприятия, это чувство остается у него и после смерти тела.
Колоссально различие между жизнью, которую мы ощущаем сейчас, и той, которую способны ощутить на следующем этапе развития. Чтобы хоть отчасти передать этот диссонанс, иногда прибегают к сравнению свечи или искры с бесконечным светом, или одной песчинки с целым миром. Обретение духовной жизни – это реализация заложенного в людях потенциала. Каждый из нас должен достичь новой ступени на протяжении своей жизни в этом мире.
Прозрение
В завершение главы давайте проделаем маленькое упражнение. Представим себе, что мы находимся в определенном пространстве, где ничего не видим и не слышим, где отсутствуют запахи, вкусовые и осязательные ощущения. Вообразите: это состояние длится так долго, что мы забываем о возможностях своих органов чувств, а затем, даже отголоски былых ощущений стираются в памяти.
Внезапно до нас доносится некий аромат. Он все усиливается и обволакивает нас, хотя мы еще не можем распознать ни самого запаха, ни его источника. Затем, до нас начинают доноситься и другие запахи разной интенсивности, манящие или наоборот неприятные. Хотя они поступают с разных сторон, с их помощью мы уже способны ориентироваться, и, следя за ними, прокладывать свой путь.
Затем, неожиданно, тишину заполняют различные звуки и голоса, раздающиеся со всех сторон. Они самые разнообразные: одни – мелодичны, как музыка, другие – отрывисты, как человеческая речь, а некоторые просто неразборчивы. Это улучшает нашу способность ориентироваться в пространстве. Теперь мы можем определять направление и расстояние, а также судить об источниках поступающей информации. Нас окружает уже целый мир звуков и запахов.
Спустя какое-то время нам добавляется новое ощущение, когда нечто касается нашей кожи. Эти прикосновения то теплые и холодные, то сухие и влажные, то твердые и мягкие, а есть и такие, о которых даже трудно сказать что-либо определенное... Если нечто попадает к нам в рот, то мы с удивлением испытываем вкусовые ощущения. Мир становится все богаче. Он изобилует звуками, красками, вкусами и ароматами. Мы имеем возможность притрагиваться к предметам и изучать свое окружение. Кто бы мог подумать о подобном многообразии, когда у нас не было этих органов восприятия?
Если бы вы оказались на месте слепых от рождения людей, потребовалось бы вам зрение? Знали бы вы, чего, собственно, лишены? Вовсе нет.
По аналогичной причине мы не замечаем у себя отсутствия духовного органа чувств, отсутствия души. Мы живем, не зная о существовании духовного измерения. Оно отрезано от наших ощущений, и мы не испытываем в нем потребности. Этот мир вполне удовлетворяет нас, день за днем, год за годом, поколение за поколением. Мы рождаемся, живем, наслаждаемся, страдаем и, в итоге, умираем, так и не ощутив иного пласта реальности, наполненной духовной жизнью.
Ситуация эта могла тянуться до бесконечности, если бы в нас не начали пробиваться новые неукротимые ощущения: опустошенность, бессмысленность существования, бесцельность бытия. Даже реализация всех имеющихся желаний больше не утешает нас – все равно нам постоянно чего-то недостает. Знакомая жизнь со всеми ее прелестями и соблазнами постепенно перестает удовлетворять нас.
По правде говоря, такое положение удручает, и потому мы предпочитаем не думать о нем. Действительно, что тут поделаешь? Так живут сегодня, практически, все.
Чувства эти обусловлены пробуждением нового желания – стремления насладиться от неизвестного источника чем-то возвышенным и превосходящим все вокруг. Теперь, если мы устремимся на реализацию столь амбициозного порыва, то обнаружим, что он обращен к чему-то, что выходит за пределы нашего мира.
Многие из нас уже испытывают это влечение вместе с чувством пустоты, преследующей нас в рамках повседневной жизни. Речь идет о естественных процессах, заранее включенных в программу природы. Новое желание дает нам понять, что существует нечто вне известных границ, – и мы начинаем пытливо озираться по сторонам. Необходимо только позволить этому желанию повести нас вперед, нужно только прислушаться к собственному сердцу, и тогда мы очнемся, чтобы увидеть истинную реальность во всей ее необыкновенной красоте.
Принцип жизни № 6:
Ваша стратегия. Определите те фильтры восприятия, через которые вы видите мир. Признайте свое прошлое, но не оставайтесь под его властью.
Этот принцип настолько глубок, что определяет, насколько вы счастливы, удовлетворены жизнью и спокойны. Принятие этого принципа означает, что вы признаете тот факт, что независимо от того, что происходит в вашей жизни, только от вас зависит, как вы воспринимаете это событие. Какое бы значение или ценность определенное обстоятельство ни имело для вас, это будет то значение или та ценность, которые вы ему придадите.
Чтобы понять, как работает этот принцип, вам нужно уяснить разницу между ощущением и восприятием. Когда световые волны воспринимаются глазами или звуковые волны - ушами, это ощущение: явление, заключающееся в воздействии раздражителей, воспринимаемых нашими органами чувств. Восприятие, с другой стороны, это то, как вы образуете эти ощущения и воспринимаете их. Восприятие это уровень, на котором вы приписываете определенное значение ощущениям, воспринимаемым из мира.
Замечание о том, что "красота находится в глазах зрителя" - признание того, что ваше восприятие может быть в значительной степени отличным от моего. Оба мы можем смотреть на одну и ту же картину, и мне она могла бы понравиться, в то время как вам - нет. Это утверждение является верным и относительно всех событий в вашей жизни. Мы не можем говорить о том, что происходит в вашей жизни, не принимая в расчет вашу интерпретацию произошедшего.
Поскольку вы - единственная в своем роде личность, ваше восприятие уникально. Не важно, насколько, как вы думаете, вы похожи на другого человека: значение, которое вы придаете про исходящему в вашей жизни, является исключительно вашим. Неспособность признать этот принцип создает больше проблем, чем вы могли бы когда-либо представить.
Теперь мы знаем, например, что вдобавок к отличиям одного индивидуума от другого в характере восприятия и интерпретации, существуют также половые различия, которые отличают восприятие мужчин и женщин. На протяжении веков этот феномен мучил женатые пары.
Не секрет, что муж и жена, глядя на одну и ту же ситуацию, могут придумать две совершенно разные версии того, что это может означать. Это "несовпадение восприятий" может вести к чувству разочарования, замешательству и дисгармонии в браке. В частности, годами проверяя эту теорию буквально на тысячах пар, я обнаружил, что женщины думают даже о таких приземленных вещах, как домашние обязанности, совсем не так как мужчины. Существует широкий спектр несоответствий в том, как партнеры интерпретируют такие простые вещи, как вынос мусора. Мужчины склонны относить вынос мусора к категории обязанностей. Большинство женщин, с другой стороны, относятся к этому как к акту проявления любви. Женщины объясняли мне это следующим образом: "Вынос мусора - это неприятная работа, и, если бы он любил меня, он бы выполнял ее, чтобы избавить меня от этой неприятной необходимости. Если он не делает таких простых вещей, которые, как он знает, повышают качество моей жизни, то, следовательно, не заботится обо мне, и поэтому я прихожу к заключению, что он меня не любит".
В противоположность женщинам, мужчины воспринимают вынос мусора просто как одну из многих обязанностей, которые они должны выполнить в установленный день. Мужчины воспринимают это так, что, если они не могут "найти время" в этот день, они просто добавят вынос мусора к списку дел на следующий день. Им никогда не приходит в голову, что, поскольку женщины воспринимают выполнение этой домашней обязанности как акт проявления любви, их отказ от ее выполнения будет оцениваться как нелюбовь.
Вопрошая о том, кто прав и кто не прав в этом банальном сценарии, ничего нельзя добиться. Ни один из супругов не является правым или виноватым. Реальности не существует, есть только восприятие. Если она истолковывает отказ от выполнения этой задачи как проявление нелюбви, то эта интерпретация так же реальна для нее, как солнце, восходящее по утрам. Если он истолковывает это просто как еще одно задание на день, совершенно не придавая ему эмоционального значения, то это является его восприятием, настолько же реальным для него, как ее восприятие - для нее. То, как вы оцениваете событие, - это то, что определяет его значение для вас. Ключевой момент состоит в том, что там, где затронуто ваше восприятие, у вас есть способность выбирать нечто отличное от того, что вы обычно выбираете, если вы захотите сделать это. Когда речь идет о том, как вы представляете себе вещи и обстоятельства и в каком свете вы их видите, у вас действительно есть выбор.
Одна из самых суровых проверок этой истины, какую только можно себе представить, произошла в жизни доктора Виктора Франкла, австрийского психиатра, который был взят в плен нацистами во время Второй мировой войны и оказался узником концентрационного лагеря в Аушвице. Фашисты убили его жену и родителей и, подвергая всевозможным оскорблениям, держали его жизнь в своих руках. Когда впоследствии доктор Франкл писал о своих переживаниях в концентрационном лагере, он описал тот постоянный навязчивый контроль, который осуществляли охранники: каждый день ему и его соузникам говорили, когда садиться, когда вставать, когда работать, когда есть и когда спать, и еще им говорили, позволят ли им сегодня жить или заставят умереть.
В своей восхитительной и вдохновляющей книге "Человек в поисках смысла" доктор Франкл заметил, что перед лицом этих бесконечных зверств он обнаружил один очень важный аспект своего существования, который охранники не могли контролировать: какую именно позицию он занимал по отношению к своему страданию. Они не могли навязать ему, как он будет воспринимать обращение с ним и как относиться к происходящему.
В какой-то момент в середине срока своего заключения доктор Франкл принял ключевое жизненно важное решение. Он понял, что, считая эти ужасные страдания лишенными всякого смысла, он сойдет с ума. Вместо этого он решил жить по принципу: "Мы осознаем и переживаем эту жизнь только через смысл или значимость восприятий, которые мы им приписываем".
Я полагаю, можно с уверенностью сказать, что вы никогда не подвергались такому испытанию, которое выпало на долю доктора Франкла. Тем не менее его послание имеет непосредственное практическое применение. События в вашей повседневной жизни имеют только то значение, которое вы им приписываете. Иначе говоря, не существует хороших новостей и плохих новостей - существуют просто новости. У вас есть власть выбирать свое восприятие. И вы развиваете эту силу выбора при всех обстоятельствах, каждый день своей жизни.
Когда вы будете обдумывать уместность этого наблюдения по отношению к своей собственной жизни, а фактически к жизни любого человека, полагаю, что вы поймете, почему я считаю, что это настолько глубокая истина. Философия доктора Франкла сегодня так же верна, как и в ужасной обстановке концентрационного лагеря. Подумайте об этом. Когда вы покупаете газету и заголовок гласит: "Демократы одержали верх в сенате" - это хорошие новости или плохие? На самом деле, не то и не другое; это просто новости. Это не хорошо и не плохо до тех пор, пока вы не припишите этому значения. Если вы сами демократ и вас устраивает, что делают демократы в политической жизни, то это может быть хорошей новостью. Если вы республиканец, который не удовлетворен тем, что они делают, то это определенно плохая новость. Важно отметить, что ваша реакция на заголовок - результат не произошедшего события, а вашего выбора, как воспринимать то, что произошло.
Я не говорю, что одно из ваших решений должно заключаться в том, чтобы решить, что все случающееся в вашей жизни хорошо. Очевидно, что это не всегда разумная реакция. В том случае, если одному из ваших детей или любимому человеку наносится какой-то вред или с ним происходит трагедия, то неразумно воспринимать это как благо. Но у вас есть выбор, будет ли для вас это событие полной катастрофой или станет чем-то, с чем вы справляетесь конструктивным образом.
Если, например, один из ваших детей травмирован, вы можете извлекать уроки из этого события и, таким образом, защищать своих детей в будущем более эффективно. Вы можете выбрать понимание того, что ребенок учится иметь дело с реальностью жизни и преодолевать неприятности. Вы можете выбрать научиться тому, чтобы не воспринимать здоровье и благополучие как нечто само собой разумеющееся и даруемое просто так вы можете решить предпринять некоторые шаги для изменения ситуации, которая привела к травме, защищая, таким образом, других детей.
Куда бы вы ни посмотрели, ВЫ видите примеры именно такого рода извлечения уроков из неприятностей и обретения в них смысла. "Матери против пьяных водителей" (MADD) - замечательная организация и идеальный пример того, как родители, которые пострадали от потери или травмы ребенка по вине безответственной части общества, решили путем общественной деятельности найти смысл и извлечь пользу из своих страданий. Пожалуйста, ни на минуту не подумайте, что я говорю, будто хотя бы один из этих родителей считает, что эта общественная деятельность стоит травмы или смерти их ребенка. Я лишь указываю на то, что их реакция на тот факт, что это случилось, была их свободным выбором и что они выбрали конструктивную альтернативу. Вы на самом деле можете выбирать, как воспринимать мир.
Все мы видим мир через индивидуальные фильтры восприятия. Эти фильтры - наша личность, наше отношение к обстоятельствам, наши точки зрения и взгляды на жизнь - сильно влияют на те объяснения, которые мы даем событиям в нашей жизни. Эти объяснения, в свою очередь, влияют на то, как мы будем реагировать на ситуацию и, следовательно, как, в конце концов, окружающие будут реагировать на нас. Присутствие этих фильтров не является ни хорошим, НИ плохим обстоятельством, они просто есть. Какие-то фильтры могут быть полезными и конструктивными, тогда как другие могут быть искаженными и разрушительными. Но чтобы жить эффективно, вы должны осознавать присутствие своих фильтров и позаботиться о том, чтобы они не искажали ваше восприятие, вводя вас в заблуждение и направив по неверному пути в процессе принятия решений.
Не должно вызывать вопросов и то, что фильтры, через которые мы видим мир, по большей части являются побочным продуктом нашего воспитания и обучения в прошлом. Человек, воспитывавшийся, к несчастью, в обстановке вражды и насилия, будет, вероятно, рассматривать свои переживания и события своей жизни через фильтр, который заставляет его понимать мир как опасную и угрожающую среду. В противоположность ему тот, кто воспитывался с любовью, вниманием и заботой будет, весьма вероятно, воспринимать мир через фильтр, благодаря которому он видится как нечто замечательное.
Но вспомните урок принципа жизни № 6: . Вы несете ответственность за свою жизнь. Это означает, что вы не должны использовать события прошлого для того, чтобы придумывать себе оправдания. Да, мы являемся продуктом нашего воспитания и обучения. Действительно, дети учатся на том, что окружает их в жизни. Но что вам нужно осознать, так это то, что здесь и сейчас не должно иметь значения, хорошим или плохим было ваше прошлое, оно просто было. Я не обсуждаю с вами, хорошие или плохие карты вам достались, были с вами справедливы или нет, правильно с вами обращались или нет. Предположите на минуту, что мы находимся в ситуации, когда я, как психолог, вас консультирую. Конечно, я хочу знать, какова история вашей жизни. Что еще важнее, я хочу, чтобы вы знали эту историю. Я хочу, чтобы вы осознавали, что, если вас изнасиловали или избили, когда вам было пять лет, это событие могло исказить ваше представление об отношениях между людьми.
Я, конечно, не обсуждал бы с вами, справедливо ли то, что вас изнасиловали или избили, или это "просто часть вашей жизни"; конечно, я согласился бы с вами, что это несправедливо - это и в самом деле ужасно. Не в этом смысл знания вашей биографии. Ценность вашей личной истории состоит в том, чтобы заставить вас осознать, что кто-то поместил фильтр поверх ваших глаз и разума, и теперь этот фильтр влияет на то, как вы видите мир. Стоит вам осознать это, и вы сможете принимать в расчет искажающие ваши представления фильтры.
Если вы продолжаете смотреть на мир через фильтр, созданный прошлыми событиями, то позволяете своему прошлому контролировать и навязывать вам как ваше настоящее, так и ваше будущее. Возьмите мой пример о ком-то, кто был изнасилован или избит в возрасте пяти лет. Единственное, что может быть хуже, чем само это событие, - позволить воспоминаниям разрушить всю последующую жизнь человека, определенным образом окрашивая его видение мира тридцать, сорок или пятьдесят лет спустя. В этом сценарии ужасные события детства никогда не заканчиваются, они живут вечно. Как вы уже узнали, вы не можете изменить того, чего не признаете. Стоит вам признать, что боль от определенного события изменила наш взгляд на мир и на окружающих, и вы перестанете быть узником этого восприятия.
Ясно, что вы, конечно, не несете ответственности за то, что были изнасилованы или с вами плохо обращались, когда вы были ребенком. Но вы, несомненно, ответственны за то, как реагируете на это сейчас. Когда дело касается вашего восприятия, это означает, что вы должны отдавать себе отчет, через какие фильтры вы смотрите на мир. Иначе вы введете себя в заблуждение и пойдете по ложному пути.
Спросите себя: "Через какие фильтры я смотрю на мир?" Определите эти фильтры так, чтобы вы могли компенсировать их влияние на вашу жизнь. Если вы агрессивны и постоянно ищите повода к ссоре, не воспринимаете ли вы всех людей как врагов, когда они ими не являются? Вы не доверяете представителям противоположного пола? Вы чрезвычайно наивны и слепо доверчивы? Каким бы ни был ваш фильтр, вам нужно знать о нем.
Вы, наверное, заметили, что существуют люди, которые, когда сталкиваются лицом к лицу со стрессом и жесткими требованиями со стороны окружающих, впадают в панику или теряют душевное равновесие. Уверен, что вы знаете и других людей, которые действительно выходят из кризиса еще более сильными и отлично выполняют свою работу, находясь в состоянии стресса и острой нехватки времени. Два разных типа реакций могут быть ответом на один и тот же набор стимулов. Почему? Потому что один человек видит кризис через такой фильтр, который побуждает его к восприятию кризиса как непреодолимого и неуправляемого события, тогда как другой человек воспринимает кризис как благоприятную возможность для роста и говорит себе: "Для меня это отличная возможность выделиться и проявить себя".
Чаще, когда мы осознаем чей-то фильтр, это происходит потому, что он вносит свой вклад в поведение, которое мы находим своеобразным, если не сказать ненормальным. Людям с "необычными фильтрами" часто приклеивают ярлык сумасшедших. Хотя многие из этих людей пребывают в клиниках для душевнобольных, мы сталкиваемся с некоторыми из них в повседневной жизни, и эти люди придают своеобразную пикантность обстоятельствам нашей жизни. На сегодняшний день самое распространенное ложное представление о психологии таких людей состоит в том, что эти люди просто не умеют логически мыслить и делать выводы. Ничто не может быть дальше от истины. На самом деле, тогда как у них явно другой взгляд на вещи, их реальные рассуждения могут быть очень похожими на наши. Они просто начинают свои логические построения "не с того конца", поскольку их фильтры восприятия отличаются от фильтров обычных людей.
Вы можете вспомнить, что привычка делать ошибочные первоначальные предположения была одним из видов эпидемического поведения, о котором говорилось в первой главе этой книги. Я уверен, что вы бы согласились, что, как и любой другой человек, временами делали Ошибочные предположения относительно кого-то или чего-то и эти предположения уводили вас дальше по неверной дорожке. То же самое может быть сказано о многих из тех, кто лечится в психиатрических клиниках. Единственное различие может быть в том, что их исходные предположения выпадают дальше за пределы господствующей тенденции, чем ваши. Но как и вы, психически больные люди совершают важную ошибку, которая заключается в том, что вы и они не проверяете свои предположения прежде, чем начнете обращаться с ними как с истинными.
На первой неделе моих занятий в интернатуре, которые проходили в психиатрической больнице города Вако, я познакомился с больным, пребывание которого казалось там совершенно неуместным. Большинство пациентов клиники были похожи друг на друга. Они были тощими, неряшливыми и плохо одетыми. Но у этого джентльмена была изысканность и изящество аристократа. Спокойно беседуя со мной в коридоре, одетый в костюм-тройку, ОН мог бы так же легко ждать начала заседания правления группой корпорации. Его суждения были такими же здравыми и четкими, как и у любого другого нормального человека, с кем я был знаком. Фактически вначале я ошибочно принял его за представителя обслуживающего персонала. Затем я познакомился с персоналом клиники и понял, что он был уж слишком изысканным, чтобы быть одним из нас. Я подошел к своему руководителю и спросил его об этом парне. Он и прошептал: "Ричард вовсе не таков, каким выглядит. Прояви терпение".
В этот момент я считал себя и в самом деле психологом, хотя и не имел совершенно никакого опыта. Я был уверен, что знаю практически все, что можно знать. Убежденный, что мой руководитель ошибается, я возобновил разговор с Ричардом, который утверждал, что он ветеран войны и время от времени приходит в больницу, чтобы восстановиться от истощения. Это меня раздражило. Я помню, как размышлял, уходя домой, что здание больницы не должно быть отелем или домом отдыха и что Ричарда следует отправить домой.
Примерно неделю спустя, во время бабьего лета, солнечным сентябрьским днем, я прогуливался по территории больницы, наслаждаясь прекрасной погодой. Подойдя к скамейке, я увидел кого-то, съежившегося под ней. Все тело этого несчастного напряглось от дрожи. Это был Ричард. Я поспешил к нему, склонился над ним и спросил: "Ричард, что случилось?"
"Ложитесь! - закричал он. - Ложитесь! Они стреляют, они стреляют!"
Мне немедленно пришло на ум, что если бы кто-то решил случайно пострелять в людей из ружья, то психиатрическая больница на тысячу двести мест оказалась бы вполне подходящим для этого местом. Я бросился на землю. Заползая под скамейку к Ричарду, а затем пристально оглядывая горизонт во всех направлениях, я попросил его рассказать мне, что случилось. Ричард с тревогой в голосе объяснил, что "они стреляют в меня из своих ружей тепловыми лучами". Смущенный, я отряхнулся и встал. Теперь, сидя на скамейке, а не съеживаясь под ней, я попытался понять, что же все-таки произошло.
Чтобы сократить длинную историю, скажу, что Ричард был одет в черную нейлоновую рубашку; он сидел на скамейке, а лучи солнца падали ему на спину. Погода была такая, что пока солнце закрывали облака, было Довольно свежо, но когда оно светило, пригревало очень сильно. И как только Ричард почувствовал тепло на своей спине, он немедленно предположил, что "они" атаковали его "тепловыми лучами".
Конечно, его Исходное предположение было ошибочным. Слегка эксцентричное, да. Но будь его предположение верным, разве не имело бы все остальное поведение Ричарда правильный смысл? Если бы вы поверили, что в вас стреляют, то очень логичным было бы спрятаться в укрытие, бояться за свою безопасность, предупредить других и быть в наивысшей степени встревоженным. Ричард не был нелогичным, он просто сделал ошибочное предположение и не смог проверить его справедливость.
Не именно ли это вы делаете в своей жизни? Не строите ли вы предположений, которые вам не удается проверить, и затем не относитесь ли к ним, будто бы они были истинными? И не является ли результатом этого поведения то, что вы выстраиваете реальность, основываясь не на фактах, а на непроверенном восприятии? Может быть, предположения, которые вы делаете и не проверяете, не такие причудливые, как у Ричарда, но они могут быть такими же ошибочными.
Подумайте об этом. Может быть, ваше ошибочное исходное предположение выглядит так: "Я никому не нравлюсь". Если вы относитесь к этому предположению как к истинному и не проверяете его, вы можете никогда не собрать опровергающую его информацию. При любой встрече или знакомстве с новым человеком ваше предположение заставит вас составить неверные суждения о том, что вам следует и чего не следует делать. Теперь предположим, что некто с более причудливой и навязчивой идеей-фикс может поверить, что мир действительно сговорился, чтобы достать его (что, в конце концов, всего лишь более радикальная версия "Я никому не нравлюсь"). Предположим, что он тоже не проверил исходное предположение. Вы оба сделали ошибочные исходные предположения, и никто из вас не проверил их правдивость. Я бы предположил, что, за исключением этих двух исходных изъянов в вашем мышлении, как вы, так и ваш более эксцентричный двойник продемонстрировали хорошую логику. Вовсе не обязательно быть нелогичным, чтобы совершать грандиозные ошибки. Если вы начинаете с неверного предположения и затем рассуждаете правильно, вы по-прежнему бьете мимо цели.
К сожалению, наши фильтры искажают реальность особенно сильно, когда мы смотрим на самих себя. Несомненно, людям трудно увидеть себя в истинном свете. Мы совершенно не замечаем того, как влияем на свои впечатления. Вспомните, сколько раз вы слышали, как люди рассказывают о каком-нибудь случае в своей жизни, не замечая, кажется, никакой своей ответственности за то, что произошло. Вы слышите, как они обвиняют других людей, вовлеченных в ситуацию, часто с мучительными подробностями, и возлагают ответственность за случившееся на всех и вся, не обращая внимания на то, что очевидно для слушающих, на свой собственный вклад в происшествие.
Я работаю с выдающимся и опытным судебным аналитиком, чье имя было бы нескромным открывать: Линдон МакЛеннэн. Несколько лет назад Линдон - тогда ему было около сорока лет - переехал и временно остановился в новой квартире. Когда я проходил мимо офиса Линдона утром в понедельник, я случайно услышал, как он рассказывал коллегам о том, что произошло с ним в выходные. Один из его новых соседей - мужчина, наверное, двадцати с лишним лет - вошел в прачечную самообслуживания и без разрешения вынул одежду Линдона из сушилки, выложил ее на стол и затем загрузил туда свою собственную одежду. Линдон вышел на минуту, но вернулся во время этого, несомненно гнусного, посягательства на его собственность. Когда Линдон рассказывал нам об этом происшествии, было ясно, что он все еще в смятении. Сейчас я признаю, что знал очень немного о правилах этикета в прачечной самообслуживания, пока не уловил смысла этого рассказа.
Линдон сказал, что столкнулся лицом к лицу с тем наглым молодым человеком, и в результате между ними произошел спор. Через несколько секунд разговор, видимо, как-то иссяк, потому что Линдон и незнакомец теперь сцепились друг с другом и повалились на пол, где Линдону удалось уложить молодого человека на лопатки. Следующую часть истории он рассказал с огромным энтузиазмом. Сидя на этом молодом человеке, упираясь коленями в его грудь, вцепившись руками в его горло, Линдон вопил: "Если ты наконец повзрослеешь и будешь вести себя соответственно своему возрасту, я отпущу тебя!" История закончилась тем, что Линдон спросил нас, можем ли мы поверить , насколько несерьезным и незрелым был этот молодой человек
Тогда мне пришло в голову, что Линдон, которому было сорок лет и который боролся с кем-то на полу в прачечной самообслуживания в споре за сушилку, тоже вел себя немного менее зрело, чем это соответствует его возрасту. Бессмысленный взгляд, которым Линдон встретил это предположение, показал нам, что это никогда не приходило ему в голову. Он совершенно не осознавал своей роли в этом инциденте и был явно шокирован, когда все в комнате взорвались от смеха. С тех пор его прозвали "Ландромат" в переводе на русский язык - "Прачечная самообслуживания". - Прим. пер. ). (Он может со временем исправить это, но только в том случае, если мне нечего будет сказать на эту тему.) Смысл здесь в том, что Линдону было почти невозможно сохранить объективность в оценке своего собственного поведения в этом эпизоде, увидеть свое собственное поведение в ясном и разумном свете. А как насчет вас?
Одна из величайших трудностей с фильтрами, относится ЛИ это к восприятию вас самих или к восприятию других людей, состоит в том, что фильтры образованы застывшими убеждениями. Застывшее убеждение можно представить себе как жизненно важное решение, плохо сработавшее: это негативное предубеждение настолько укрепилось в вашем мышлении, что является мертвой, застывшей частью вашей системы представлений. Застывшие убеждения обычно очень опасны, если у них нет другого оправдания, кроме их твердости и непоколебимости. Сознательно или как-то иначе, вы перестали искать или получать и перерабатывать новую информацию. Вы относитесь к этому убеждению как к факту и больше не подвергаете его обсуждению или корректировке. В этих условиях вы не только упускаете новую информацию, но и не замечаете важных перемен в себе и в других людях, которые могли бы опровергнуть это застывшее убеждение. Одна из самых опасных категорий застывших убеждений - то, что я называю ограничивающими убеждениями. Это убеждения, которые существуют у вас по поводу собственных недостатков и ограничений, реальных или мнимых.
Как всегда, вы не сможете изменить то, чего не признаете. Не признавать, что у вас есть ограничивающие убеждения и не выяснять, что они из себя представляют, означает: они остаются активными, угрожающими подорвать тот жизненный план, который вы почти составили. Очень часто это происходит тогда, когда вы уже столкнулись с проблемой, и тут ваши ограничивающие убеждения поднимаются на поверхность сознания, создавая сомнения относительно ваших способностей справиться с кризисом. Такое пренебрежение ими и предоставление им возможности продолжать существование могли бы стать губительными для любых ваших усилий. Вы должны убедиться, что столкнулись лицом к лицу с этими убеждениями, противостоите им и устранить их сейчас же, немедленно . Чтобы сделать это, вам придется сначала определить и признать существование каждого из них.
Давайте уточним, за чем мы охотимся. Убеждения это все те представления, которые вы рассматриваете как правдивые и правильные. Вы относитесь к ним как к факту: вы больше нс проверяете их, не говоря уже о том, чтобы поставить их под сомнение: вы верите, что уже обнаружили истину, и дело с концом. Ограничивающее убеждение в таком случае - это некоторое негативное восприятие самого себя, которое, как вы решили, истинно и справедливо по отношению к вам. Вы "знаете", что это правда, так что просто принимаете это и живете с этим.
Наша цель сейчас - вновь вернуться к вашей базе данных по каждому отдельному ограничивающему убеждению, которое у вас есть. Вы должны бросить им вызов, вместо того чтобы жить, подчиняясь им, будто это заповеди на каменных скрижалях. Далекие от того, чтобы быть высеченными в камне, многие из них наверняка являются продуктами искажающих действительность фильтров, созданных событиями далекого прошлого.
Задание № 10. Вы, наверное, уже можете догадаться, что я собираюсь попросить вас порыться в своем сознании и найти те ограничивающие убеждения, которые вы носите с собой изо дня в день. Они есть у всех. Опасность состоит в том, что вы носите их так долго, что можете даже не осознавать их присутствия. Но единственное, что более опасно, чем их негативное влияние в вашей жизни, - негативное влияние, которое вас не настораживает, которое бесшумно, коварно и почти незаметно подрывает ваши усилия измениться. В этом и состоит природа ограничивающих убеждений.
Некоторые из них могут брать свое начало в вашем далеком детстве. (Вы знаете, что ни один психотерапевт не может написать книгу, не упомянув в ней о вашем детстве!) другие могут быть более свежими. Но все они вносят свой вклад в формирование тех фильтров, через которые вы смотрите на себя и на мир. Подумайте, как эти ограничивающие убеждения влияют на вас. Если в атмосфере конкуренции - касается ли это вашей работы, людей из вашего ближайшего окружения или чувства собственного достоинства и собственной ценности - вы таскаете за собой набор убеждений, которые говорят вам, что вы не сможете достигнуть и не достигните своей цели, то вы терпите поражение прежде, чем начнете что-то делать. Можете вспомнить старую поговорку: "Думая, что можете, или думая, что не можете, вы, наверное, правы". Важно, чтобы вы определили свои ограничивающие убеждения, и когда одно из них начнет поднимать свою безобразную голову, вы осознали его и смогли противодействовать ему. Узнайте их настолько хорошо, что если одно из них начнет демонстрировать даже намек на свое присутствие, раздастся сигнал тревоги - и вы нейтрализуете его.
Чтобы помочь вам определить ваши собственные ограничивающие убеждения, приведу некоторые типичные примеры таких убеждений, носителем которых был либо я сам, либо другие люди, те, кто поделился ими со мной:
Бедные люди идут путем бедности, и он, должно быть, предназначен и мне.
На самом деле я просто недостаточно умен.
Просто я не так хорош, как люди, с которыми мне приходится конкурировать.
Мне никогда не выбраться из болота жизни.
Не важно, насколько хорошо все начинается, что-нибудь обязательно разрушит все мои усилия.
Я и в самом деле не могу измениться, я - тот, кто я есть.
У меня нет такого происхождения, чтобы стать тем, кем я действительно хочу быть.
Я никогда не был способен на это раньше, так незачем надеяться и сейчас.
Как только я становлюсь слишком счастливым и расслабляюсь, что-нибудь обязательно пойдет не так
Если бы люди действительно узнали, сколько времени я "притворялся", У меня были бы настоящие неприятности.
Если бы я попытался измениться, это разочаровало бы окружающих.
С моей стороны эгоистично тратить так много времени и энергии на самого себя.
Я не заслуживаю второго шанса.
Возможно, вы заметили в этом списке некоторые из своих собственных ограничивающих убеждений. В любом случае пора сесть, открыть ваш дневник и составить собственный список Идеальной исходной точкой будет карточка, которую вы заполняли, изучая принцип жизни № 2: вы сами создаете собственный жизненный опыт . Используйте ее, чтобы внести в список те "кассеты" или "записи", которые вы проигрываете на протяжении дня. Выискивайте и записывайте все, что касается восприятия самого себя и тянет вас назад. Когда вы это делаете, скажите себе, что, наверное, со временем будете вносить дополнения в этот список, поскольку столкнетесь с проблемами в будущем и осознаете другие разнообразные ограничивающие убеждения. Будьте настороже, решившись сорвать маску с оскорбительных убеждений. Избавление от них - ключевой шаг в хорошей, основательной жизненной стратегии.
Может быть, вы держитесь за такие убеждения о себе, которые обрекают вас на убогую, скучную и однообразную жизнь. Может быть, ваши ограничивающие убеждения побуждают вас думать о себе как о человеке, неспособном справиться с проблемами, которые ставит перед вами жизнь. Каково бы ни было это ваше "послание" самому себе, такие убеждения ведут к негибкому мышлению и негибкому поведению - и то, и другое угрожает вашему будущему и вашей способности управлять им. Пора заново открыть эти убеждения для того, чтобы противостоять им и изменить их. Если вам не удалось обратиться к ним прямо сейчас и вы позволите им продолжать вести вас в неверном направлении, - вы не сможете в полной мере применить то, что узнали из этой книги, чтобы изменить свою жизнь.
Потратьте столько времени, сколько вам нужно, чтобы внимательно проверить всю систему своих убеждений. Вдобавок к своим личным ограничивающим убеждениям вы могли бы еще сформулировать свои убеждения по следующим темам:
О ваших товарищах
О ваших отношениях с любимыми людьми
О вашей карьере
О вашем будущем
О ваших друзьях
О мире в целом
О людях в целом
Признавая, что держитесь за определенные застывшие убеждения, которые служат вам поводом, чтобы думать и вести себя негибко, вы можете заново открыть эти темы для обсуждения и переоценить их. В любом случае, вы управляете своим восприятием, следовательно, контролируете свою интерпретацию жизни, свое отношение к ней и свои точки зрения на нее. В этом заключается сила.
Делайте все возможное, чтобы убедиться, что ваши восприятия основываются на реальной действительности. Они должны развиваться не просто под влиянием вашего взгляда на мир, но в результате проверки и подтверждения этой точки зрения. Если вы встряхнете свою систему убеждений и поставите под сомнение в частности те взгляды, которых вы придерживаетесь в отношении самого себя, перестав слепо или по привычке принимать их, то свежесть перспектив, открывающихся в вашей жизни, может оказаться поразительной. Старый мир может внезапно показаться новым. Это может изменить вас настолько, что вы сами будете выглядеть обновленным.
Вы представляете собой живой, развивающийся организм. С каждым новым опытом в жизни вы меняетесь и, используя этот опыт должным образом, совершенствуетесь, становитесь лучше. Вы меняетесь и становитесь совершеннее с каждой страницей этой книги, если используете ее должным образом, как следует. Реальности не существует; есть только восприятие. Позвольте своим восприятиям оставаться свежими и всегда основываться на реальной действительности, а не на событиях прошлого.
Дело не в том, сбили ли вас с ног; дело в том, смогли ли вы встать.
Вине Ломбарди
- Жизнь вознаграждает действие
- Мы сами учим людей, как обращаться с нами