Методический семинар по биологии. Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению Как проводить урок биологии на региональный семинар

Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Антропогенез».

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся знаний о признаках сходства и различиях между человеком и животными, об этапах антропогенеза и роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.
  • Углубить знания учащихся о единстве рас и реакционной сущности расизма.
  • Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопросов, требующих развернутого и связанного ответа.
  • Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем антропогенеза и коммуникативных способностей учащихся.

Воспитывающие:

  • Создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира.
  • Способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду.

Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint,

Методические приемы : беседа, рассказ, демонстрация.

Тип урока: семинар – развернутое собеседование.

Формы работы на уроке : индивидуальная, фронтальная.

Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

Учебник: Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил.

План урока:

I. Вводное слово учителя.

II. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

III. Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).

IV. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия.

На изучение темы отведено 4 урока. Семинар организован с целью самостоятельного изучения нового материала. На первом уроке учащиеся получают вопросы для подготовки к семинару. Вопросы семинара едины для всех учащихся. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы. На втором уроке проводится консультация для учащихся. На третьем уроке проводится семинар. В процессе его проведения групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

В презентацию включены не только вопросы, но и ответы что позволит учащимся самостоятельно проанализировать, насколько правильно, они ответили на вопрос. Четвертый урок отводится для контроля знаний по теме.

“Не важно, произошел ли человек от обезьяны , намного важнее, чтобы он туда снова не вернулся.” (Р.Вагнер)

1. Что называют антропологией, антропогенезом?

Антропология - это наука о происхождении человека, возникшая на рубеже XVIII-XIX веков.

Антропогенез – это исторический процесс эволюционного становления человека. (Слайды 3,4)

История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека. Приложение 2

2. Расскажите о вкладе ученых в решение проблемы антропогенеза.

Аристотель (384-322 г. до нашей эры) - древнегреческий философ. Создал первую классификацию животных, основанную на внешнем виде, строении тела и некоторых особенностях поведения и разделил их на «кровяных и «бескровных». Человека он отнес к группе «кровяных». Между человеком и животными Аристотель поместил обезьян.

Клавдий Гален (130-200 г. до н.э.) римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален признавал близость человека к животным, делая этот вывод на основе изучения анатомического строения.

Карл Линней (1707-1778) - шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. В 1735 году в своей книге «Система природы» выделил род людей с одним видом – Человек разумный и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 году он опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1744-1829). В своем труде «Философия зоологии» (1809) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Дарвин Чарлз Роберт (1809–1882). В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. Пришел к выводу о наличии у человека и обезьян общего предка. Отмечал роль социальных факторов в эволюции человека. (Слайды 6-10)

3. Опишите систематическое положение человека.

  • Империя – Клеточные
  • Надцарство – Эукариоты
  • Царство – Животные
  • Подцарство – Многоклеточные
  • Тип – Хордовые
  • Подтип – Позвоночные (Черепные)
  • Класс – Млекопитающие
  • Подкласс – Звери
  • Инфракласс – Высшие звери (Плацентарные)
  • Отряд – Приматы
  • Подотряд – Человекоподобные
  • Надсемейство – Высшие узконосые
  • Семейство –Люди (Гоминиды)
  • Род – Человек (Гомо)
  • Вид – Человек разумный
  • Подвид - Человек разумный разумный

(Слайды 11-12)

4. Укажите признаки сходства человека и животных .

  • Тип Хордовые - хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.
  • Подтип Позвоночные - развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, сердце на брюшной стороне, пять отделов головного мозга.
  • Класс Млекопитающие - диафрагма, четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов.
  • Подкласс Плацентарные - развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
  • Отряд Приматы - конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение), хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные.
  • Подотряд Человекообразные обезьяны - редукция хвостового отдела позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре группы крови, мимическая мускулатура.

(Слайды 13 -14)

5. Укажите признаки отличия человека от животных.

Признаки отличия человека от животных:

  1. прямохождение
  2. позвоночник S - образной формы
  3. сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем
  4. более широкие тазовые кости
  5. мощно развитая мускулатура нижних конечностей
  6. грудная клетка уплощена в передне - заднем направлении
  7. бинокулярное зрение
  8. мозговой отдел преобладает над лицевым
  9. средняя масса мозга 1350-1500г. (горилла, шимпанзе - 460-600г)
  10. сознание, мышление, речь

(Слайды 15-16)

6. Приведите доказательства происхождения человека от животных.

Эмбриологические доказательства эволюции человека:

  1. Основные стадии развития характерные для позвоночных (дробление, бластула, гаструла)
  2. Хорда, нервная трубка, жаберные щели, хвост (конец 1 мес.)
  3. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения
  4. Мягкая шерсть на всем теле (5 мес.)

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека:

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли (волосы на теле, третье веко, копчик, мышца, двигающая ушную раковину, аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости).

Атавизмы – признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Палеонтологические доказательства эволюции человека:

  1. Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).
  2. Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

(Слайды 17 -20)

7. Перечислите движущие силы антропогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

  • Биологические: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, мутации, дрейф генов, изоляция.
  • Социальные: трудовая деятельность, общественный образ жизни, групповое сотрудничество, изготовление орудий труда, речь, мышление.

(Слайды 21-22)

8. Как оценивал роль труда в процессе становления человека Фридрих Энгельс?

Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

  1. Труд - источник всякого богатства, утверждают политэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
  2. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.
  3. Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

(Слайды 23-24)

9. Как выглядит родословное древо человека?

Литература.

  1. Биология в таблицах для 6-11 классов / Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА, 1998. – 104 с.
  2. Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил
  3. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М.: Дрофа, 2003. – 624 с.
  4. https://ru.wikipedia.org.

А ) Биология - это, прежде всего, основа медицины. «Медицина, взятая в план е теории, - это прежде всего общая биологи.»(И.В. Давыдовский). Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач должен быть всегда осведомлен о новейших достижениях биологии. Достаточно привести несколько примеров из истории науки, чтобы доказать насколько важна роль биологии в медицине.

Исследования Луи Пастера, опубликованные в 1862г. И доказавшие невозможность самозарождения жизни в современных условиях, открытие микробного происхождения процессов гниения и брожения обеспечило развитие хирургии (антисептики, асептики).

Изучение физиологических и биохимических закономерностей, открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволило глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали внедрению в практику новых медов лечения и диагностики (нов. Исследования в области деления клеток имеют большое значение для проблемы регенерации органов, и для борьбы с онкологическими заболеваниями).

Изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных привело к открытию фагоцитоза и способствовало объяснению явлений иммунитета (раскрытие механизмов иммунитета необходимо для восстановительной хирургии, трансплантации органов).

Исследования И.И. Мечникова по межвидовой борьбе у микроорганизмов привело к открытию антибиотиков, используемых для лечения многих болезней.

Структуры и функции человеческого организма – результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. Поэтому в основе патологических процессов так же лежат общебиологические закономерности.

Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение их требует знание генетики. Многие врожденные аномалии возникают из-за воздействия неблагоприятных условий внешней среды. Это все упирается опять же в биологию развития организмов.

Здоровье людей в большей мере зависит от состояния окружающей среды. Знание биологических закономерностей необходимо для научно обоснованного отношения к природе, охране и использованию ее ресурсов, в том числе и с целью лечения и профилактики заболеваний.

Б ) Методы исследования в биологии:

Научный метод (от греч. Methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

1) Описательный метод .

В основе его лежит наблюдение. Самый древний метод исследования. Он не потерял своего значения и сейчас. Например, он используется при открытии новых видов или изучении клеток с помощью современных методов исследования.

2)Сравнительный метод .

Заключается в сравнении многообразия живых форм, их анализе, систематике, синтезе и обобщении. В наше время этот метод так же широко применяется в различных отраслях биологии.

3)Исторический метод.

Изучение филогенеза, исторического развития организмов, их жизнедеятельности, эволюции. Этот метод позволяет осмыслить полученные данные, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод позволил превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют живые системы.

4)Экспериментальный метод .

Постановка опытов, моделирование процессов в живых системах. Важно соблюдение точных условий эксперимента – его воспроизводимость другими учеными. В ХХ веке экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможно благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф, и др.). Этот метод расширил познавательные возможности биологии и открыл новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности.

Методы познания:

1)Индуктивный.

От частного к общему. Метод используется в естествознании и естестествоиспытании. Так создаются гипотезы, концепции, теории и законы.

2)Дедуктивный.

От общего к частному. Широко используется в профессиональной деятельности, в том числе врачами и провизорами.

В )Биологическое мышление – разновидность предметно-специфического мышления в ходе которого формируется биологическая картина мира на основе установления закономерностей биосистем при рассмотрении конкретного фактического материала (взаимосвязи строения органов и функций, обмена веществ, эволюции органического мира)

Г )Уровни организации живого:

1)Молекулярно-генетический .

Представлен молекулами органических веществ – белков, нуклеиновых кислот, углеводов липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На молекулярном уровне исследуется роль важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.

2)Клеточный .

Представлен клетками. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей всех живых организмов. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функции клеточной мембраны, механизмы деления клеток.

3)Тканевый.

Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань. Совместно функционирующие клетки, относящиеся к разным тканям, составляют органы. В состав организма входят 5 основных тканей, в состав растения – 6. На этом уровне изучают строение и функции тканей организма.

4)Органный.

Представлен органами и системами органов. На этом уровне изучается строение и функционирование систем органов и органов в отдельности.

5)Организменный (онтогенетический).

Представлен как одноклеточными, так и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм как целое, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования его органов в процессе жизнедеятельности.

6)Популяционно-видовой.

Представлен популяциями видов. На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции.

7)Экосистемный.

Представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.

8)Биосферный.

Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучается протекание глобальных биохимических циклов, влияние на них деятельности человека.

Д )Эволюционный подход – теоретическое направление ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим предкам выжив и производить потомство.

Системный анализ – методологическое решение крупных проблем основанное на концепции систем. Методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредствам представления их в качестве систем, проведение их структуризации и послед анализа.

От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - семинар в системе групповых технологий, как эффективная форма обучения старшеклассников.

От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно - семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как "погружение".

Уроки-семинары имеют специфическое содержание:

  1. их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы;
  2. они отличаются особым характером деятельности учащихся;
  3. им предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера.
  4. при подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», где учитываются интересы и способности учащихся.

Семинары отличаются от уроков:

  1. большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару;
  2. большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки;
  3. владением навыков работы с литературой;
  4. изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
  5. изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса состоит:

  1. в своевременности информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманности плана, внесении корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
  1. системе подготовки: подбора основной и дополнительной литературы, характера консультаций, работе консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
  2. разработке системы дифференцированных заданий (подготовке докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

Здесь широко применяются:

Фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);

Групповые задания (подготовка доклада, вопросов для групповой работы, работа с групповыми заданиями, подготовка стенда, газеты, поиск литературы, распределение ролей в групповой работе);

Индивидуальные задания (подготовка сообщения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ исследуемой проблемы, темы).

Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся состоит:

  1. в четкости определения темы и цели семинара;
  2. психологической подготовке учащихся к обсуждению вопросов;
  3. форме стимулирования их активности и познавательного интереса;
  4. соотношении деятельности учителя и учащихся: краткости и целенаправленности вводного слова учителя, уместности и продуманности замечаний и коррекции, организации коллективного обсуждения, дискуссии.

В форме семинаров можно организовывать уроки:

После проведения вводных, установочных и текущих лекций;

При обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

При изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной

Проработки учащимися;

При проведении уроков, посвященных реализации модельного, проблемного метода обучения, различным методам решения заданий, задач т.д.

При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания.

В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний.

Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов.

Она заранее знакомятся с основными положениями выступлений учащихся, готовят вопросы, рецензируют выступления.

На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания.

С этим связаны и цели семинаров:

Определение собственной позиции ученика, его личного мнения;

Выявление способностей учащихся

Где главная цель семинарского занятия - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы.

Поэтому семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:

Самостоятельным изучением учащимися программного материала;

Обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности школьников.

Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества, способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

На семинарах отрабатываются умения:

  1. выступать с самостоятельными сообщениями
  2. дискуссировать
  3. отстаивать свои суждения

Семинары желательно проводить, начиная с 9 класса, т. к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных уроков. Существуют разнообразные виды семинаров, отличающиеся по организации их проведения. Приводим один из примеров классификации семинаров по В.В.Гузееву.

1.Аналитический семинар. Учащиеся самостоятельно анализируют тексты, конструируют задания для групп, решают задачи, составляют планы, схемы.

2. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.

3. Контрольно – обобщающий, проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.

Пример. Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий.

Время

2 мин.

Вводный инструктаж. Учитель обращает внимание на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек- заданий, немых рисунков.

10 мин.

Практическая работа . Конструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы.

7 мин.

Защита выполненных работ . Группы обмениваются заданиями и проверяют правильность выполнения заданий других групп. Результаты данной работы оценивают консультанты совместно с учителем. Выставляются баллы в листки самоконтроля.

8 мин.

Обсуждение предложенных вопросов в группах. Проводят ученики – консультанты в каждой группе совместно с учителем.Результаты обсуждения заносятся в листки самоконтроля в виде баллов.

3 мин.

Общий вывод

8 мин.

Индивидуальная работа «Проверь себя». Тестирование. Предлагаются тесты разного уровня сложности на выбор ученика.

2 мин.

Подведение итогов . Выставление оценок в лист самоконтроля. Учащиеся сдают листки самоконтроля, выполненные тесты, которые проверяет учитель совместно с консультантами

По характеру деятельности выделяют три разновидности семинара:

  1. семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
  2. семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
  3. семинары-диспуты.

Различают уроки семинары:

По учебным задачам,

По источникам получения знаний,

По формам их проведения

По формам проведения выделяют: семинары – развёрнутые беседы, семинары доклады, заключительный семинар, семинар-диспут, семинар-решение задач, семинар конференция.

Семинар - развёрнутая беседа наиболее распространённая форма семинарских занятий.

Данный семинар предполагает:

  1. подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы;
  2. выступления учащихся и их обсуждение;
  3. выступление и заключение преподавателя.

Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам.

Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.

Семинары – доклады готовятся по заранее предложенной тематике.

Кроме общих целей учебного процесса преследует задачи:

  1. привить навыки научной, творческой работы;
  2. воспитать самостоятельность мышления;

Вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2-3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре).

Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты.

Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.

Заключительный семинар проводится по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

Семинар-диспут имеет ряд достоинств:

  1. кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки навыков полемиста;
  2. диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий;
  3. как самостоятельная форма наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами - другого, о чем договариваются заранее.
  4. вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.
  5. диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно.

Выбирая форму урока и методы обучения необходимо помнить,

Что «учащиеся удерживают в памяти:

  1. 10 % того, что читают;
  2. 26 % того, что слышат;
  3. 30 % того, что видят;
  4. 50 % того, что видят и слышат;
  5. 70 % того, что обсуждают с другими;
  6. 80 % того, что основано на личном опыте;
  7. 90 % того, что проговаривают в то время, как делают;
  8. 95 % того, чему они обучаются сами»

(Джонсон Дж.,1996г.)

Мы предлагаем Вам два курса по молекулярной биологии и по биохимии .
Основная цель этих курсов — показать школьникам увлекательный мир биохимии и молекулярной биологии.
Курсы проводятся на сайте http://sdo.justbrain.ru (выбрать Бесплатные курсы).
Для прохождения курсов необходимо зарегистрироваться, и можно приступать к обучению.
Эти курсы вполне доступны школьникам 9 классов, но будут интересны и школьникам 10-11 классов.

Курс по молекулярной биологии состоит из 12 лекций и 12 тестов. Учебный материал осваивается последовательно, сначала прочитывается первая лекция и выполняется тест, потом вторая лекция и т.д. Вы можете работать с курсами в удобном для Вас режиме. После прохождения всех тестов Вам будет доступна финальная контрольная работа, по итогам которой можно будет оценить, насколько успешно вы усвоили материалы лекций.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась настоящей революцией в познании фундаментальных процессов, лежащих в основе существования всех живых систем. Были открыты основные закономерности хранения, размножения и реализации генетической информации в клетке, а затем и механизмы регуляции этих процессов. Все эти достижения составили основу науки молекулярной биологии.

Настоящий курс знакомит с основными открытиями молекулярной биологии XX и XXI века, а также рассказывает о современных тенденциях развития этой науки. В курсе рассматриваются основные особенности строения «молекулы наследственности» — ДНК, излагаются механизмы её удвоения – репликации. Особое внимание уделено этапам реализации генетической информации – транскрипции, сплайсингу и трансляции, а также механизмам регуляции этих процессов, при этом в курс включены самые современные достижения в данных областях. В курсе также содержатся некоторые примеры медицинских приложений молекулярно-биологических исследований.

Биохимия. Механизмы биологических процессов любого уровня (молекулярного, клеточного, организменного) невозможно понять без изучения химических закономерностей, лежащих в основе всех этих процессов. Наука биохимия как раз и изучает химическую основу различных биологических явлений.

Настоящий курс включает два больших раздела: статическую биохимию, изучающую состав живых организмов и свойства составляющих их молекул, и динамическую биохимию, изучающую превращения веществ в организме. В первой части курса рассмотрены структура и основные свойства белков, углеводов и липидов. Особое внимание уделено биологическим катализаторам — ферментам, механизму их действия и способам регуляции активности. Во второй части курса рассмотрены общие закономерности биохимических реакций, энергетика живых систем, а также некоторые конкретные пути распада и синтеза различных молекул в клетке и организме. Весь курс содержит много информации по различным областям химии – органической химии, химической термодинамике и кинетике. В курсе также содержатся примеры медицинских приложений биохимических исследований.