Интересный опыт работы учителей логопедов доу. Обобщение опыта работы учителя-логопеда

Опыт работы учителем - логопедом показал, что при коррекции дефектов устной и письменной речи недостаточно одних логопедических приемов, необходимо комплексное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность ребенка.

Я работаю над проблемой: «Комплексное коррекционное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность в сопровождении музыки и цветовой гаммы».

Частью этого комплекса должны быть упражнения, которые позволяют успокоить детей после рабочего дня, снять с них чрезмерное двигательное беспокойство, мышечное и эмоциональное напряжение и это для того, чтобы ребенок смог плодотворно работать с логопедом.

Почему расслабление так необходимо при коррекции речи?

Известно, что дети говорят свободно, когда они спокойны. И это надо объяснить детям, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены и мы можем свободно выполнить любое речевое упражнение. Во время работы с детьми видны, трудности у тех детей, которые не умеют расслабляться, чувствовать себя уверенно и спокойно. И моя задача - научить детей расслабляться и постоянно напоминать им, как приятно состояние спокойствия. Можно сравнить расслабленное тело с мячом, из которого вышел воздух.

Такие упражнения увлекают детей, они дают возможность воздействовать на волю и сознание детей только словом. Когда в момент релаксации, у учащихся глаза закрыты, возникает отключенность от окружающих проблем.

Использую «Позу покоя» - сидим на стульях, спина касается спинки стула, ладони лежат на коленях, глаза закрыты. Здесь, на этом этапе работы использую классическую музыку, которая благотворно влияет на все органы человека (музыка П.И. Чайковского - «Времена года»).

Это упражнение называется «Станция отдыха». Вот такое упражнение:

1. «Волшебный сон».
- Наши руки отдыхают, ноги то же отдыхают
Отдыхают, засыпают, засыпают…
Напряженье улетело и расслаблено все тело,
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно и нам спокойно.
Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.

2. «Лесная полянка». Отдыхают наши ножки, руки, спинка расслаблена, голова немного наклонена вперед.

Мы лежим на зеленой полянке, трава мягкая, как пух. Нам приятно, уютно, тепло. Солнышко своими длинными пальцами поглаживает наши руки, ноги, волосы. Дышим ровно и спокойно носом. А на веточке дерева поет для нас песенку соловей. Нам уютно, тепло. Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.
Вдох - носом, выдох - носом.

Дети должны знать, что мышечное расслабление и спокойствие - это необходимое условие для коррекции речи. Перед работой я говорю: «Мы спокойны всегда», «Успокойся, расслабься». « Мы умеем и все сможем сделать». Эти упражнения мы с детьми выполняем в начале занятия, я детям называю станцию отдыха, а они сами придумывают продолжение.

Работая над проблемой комплексного коррекционного воздействия, огромное внимание уделяю развитию мелкой моторики, которая взаимосвязана и взаимозависима от речевого развития.

На занятиях использую комплекс японской пальчиковой гимнастики, сюда входит работа с пластилином, аппликации, штриховка, раскрашивание готовых картинок, волшебные палочки, шитье, а также использую в работе массаж мелкой моторики « Поможем себе». Во время массажа и пальчиковой гимнастики, упражнений для снятия напряжения с органов зрения звучит классическая спокойная музыка, в начале занятия и во время физминутки можно послушать веселую, динамичную музыку, которая позволит снять усталость, поднимет общий жизненный тонус ребят, позволит активизировать умственные способности детей. Такое целенаправленное использование музыки позволит повысить эффективность логопедических занятий. А также в конце занятий звучит веселая детская песенка, которая помогает и дает уверенность детям.



На занятии использую китайскую звукотерапию. Она не только развивает фонематический слух, но и звукопроизношение, артикуляционную моторику, развивает психические функции детей, оздоравливает все внутренние органы и активизируют деятельность головного мозга, повышает иммунитет ребят. Так по данным российских ученых у школьников в течение 11 лет учебы обостряются хронические заболевания, мы просто обязаны разными способами уменьшить процент заболеваний.

Индийские и китайские, русские ученые считают, что «пение» гласных способствует в профилактике болезней, например:

«У»- способствует вентиляции легких, « М- ПОМ»- снижает болевые спазмы, оказывает положительный эффект на сосуды головного мозга. И еще очень важное упражнение, которое повышает иммунитет - сложить большой и указательный пальцы в колечко и с усилением нажать на подушки пальцев рук. Так делать со всеми пальцами, слушая при этом спокойную музыку.

При изучении согласных мягких и твердых, на этом этапе целесообразно использовать цветовую гамму, с ее помощью можно изучит основные цвета, произвести звуко- буквенный анализ слов, так как у младших школьников преобладает наглядно - образное мышление.

Цветовая гамма на занятиях подбирается с опорой на психофизическое состояние каждого ученика. Зеленый -успокаивает нервную систему, желтый - стимулирует деятельность головного мозга. Кладу на стол ребенку определенный цветной листочек.

На протяжении нескольких лет я использую на занятиях комплексно упражнения для развития мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, дыхательные упражнения, на развития психических функций, музыку, цветовую гамму на групповых и индивидуальных занятиях и весь этот комплекс помогает детям и мне, работая с ними.

Чтобы работать продуктивно и видеть результаты труда, я считаю нужно все время совершенствовать свои знания. И в этом мне помогает сотрудничество с коллегами - логопедами дошкольных и школьных учреждений, с учителями младших классов, с воспитателями, родителями. Это постоянная работа с методической литературой, курсы повышения квалификации, работа с компьютером, выход в Интернет, где можно найти интересные наработки, новое в логопедии. И мне вспоминается восточная мудрость, которая гласит так: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». И поэтому только постоянное движение вперед к самосовершенствованию и саморазвитию даст положительные результаты.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми логопедических групп

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Считается нормой, если первые слова у ребенка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком?
Проведя педагогические наблюдения за детьми общеобразовательных детских садов, выявляется большое количество детей с бедным словарным запасом, нарушенным звукопроизношением, не развитой связной речью.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменно художественная выразительность.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям) .
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении) .
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию) .
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки) .
Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре) .
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету) .
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,
А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,
Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. По мнению Винарской Е.Н., эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитие всех сторон речи.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Методические приемы по логосказке :
Словесно-режиссерская игра.
Задачи:
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
Психогимнастика.
Задачи:
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Словесное комментирование.
Зада чи:
1. Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
Совместная словесная импровизация.
Разгадывание отдельных эпизодов сказки.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.
Словесное рисование.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности :
Продуктивная деятельность.
Театральная деятельность.
Коммуникативная
Музыкальная деятельность
Познавательная деятельность
Виды логосказок:
Артикуляционные
Пальчиковые
Фонетические
Лексико-грамматические
Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказки по обучению грамоте
Имитационная игра :
Песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки считаю неизменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у детей радость. С помощью фольклора удается легко установить контакт с детьми. Именно чаще всего через элементы фольклора можно донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Особенно важным обращение к фольклору считаю в первые дни посещения детского сада. Особенно уговорушки способствуют скорейшей адаптации ребенка. Но и мы логопеды постоянно используем потешки, фольклорные стишки в своей работе

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме, с использованием логосказок, так же способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики . Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Влияние ручных действий на развитие головного мозга было известно с давних времен. Известно, что чем большее число систем задействовано в воспитании и обучении ребенка, тем эффективнее происходит его развитие. Использование пальчикового театра театров картонажного, перчаточного, с использованием плоскосных фигур - героев сказок - одна из форм развития мелкой моторики и одновременно формирования всех разделов речи детей.

Формирование грамматического строя речи. Один из основных раздело в работе учителя – логопеда. При обследовании детей старшей логопедической группы в начале года, выяснила, что только
2 –е из 15 человек пользуются предложениями из 3-4 слов, у остальных фраза из 2-3 слов и с грамматическими ошибками. . На основании этих данных основными задачами по развитию речи считаю:
расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи, так же используя нетрадиционные виды работ, такие как логосказки.

Развитие связной речи важный этап в работе учителя – логопеда логопедических групп. Каждое индивидуальное занятие в период автоматизации звуков обычно заканчиваю заучиванием стихотворения, пересказом рассказа, сказки. И если это проводить в игровой форме с использованием мимики, масок, с использованием музыкального сопровождения, диалогического пересказа, интерес детей повышается, улучшается запоминание текста. Как завершающий этап по звкопроизношению, развитию грамматики, связной речи провожу фронтальные занятия в виде путешествий в сказочные страны или с использованием сказочных персонажей.

В подготовительной группе , когда мы начинаем проводить занятия по обучению грамоте, если эти занятия проводить в игровой, сказочной форме, дети быстрей запоминают буквы, осваивают по-слоговое чтение.

Итогом своей работы считаю , что уже давно мои дети, даже с тяжелыми речевыми диагнозами, редко попадают в речевую школу, идут в общеобразовательную.

«Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников»

(обобщение опыта работы по методической теме учителя-логопеда МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа Голубевой О.Г.)

Актуальность проблемы и перспектива.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». (Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий. На сегодняшний день под понятием дисграфии понимается – частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.

Дисграфия и дислекия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями чтения и письма, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушении не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими учениками. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Основная задача учителя-логопеда - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок письма и чтения очевидна для всех.

Ведущая педагогическая идея.

Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала по русскому языку. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Цель: составить адекватное представление о профилактике дисграфии и дислексии у младших школьников, планировать и осуществлять логопедическую работу в соответствии с полученной информацией, прогнозировать возможный результат коррекционно-развивающей работы.

Пути реализации идеи:

    Изучение психолого-педагогическую литературу о предупреждении нарушений письма и чтения у младших школьников.

    Осуществление коррекционной работы, направленной на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе письма и чтения.

    Систематизация игры и игровых упражнений для предупреждения нарушений чтения и письма.

    Повышение педагогической грамотности учителей и родителей по данной теме;

    Пополнение коррекционно-развивающей среды кабинета.

Основные этапы работы:

1 этап. Определение круга источников информации, поиск и составление списка литературы по данной теме.

2 этап. Изучение передовых исследований логопедов, дефектологов, учителей, занимающихся проблемами профилактики дисграфии и дислексии, обзор информации в Интернет-сети, широкое применение ресурсов Интернет для ознакомления с опытом коллег, посещение семинаров, уроков и занятий учителей. Изучение нормативно-правовой базы об организации работы логопункта с целью оптимизации работы.

3 этап. Проектирование работы по данной теме, составление плана работы.

4 этап. Практическая деятельность.

Основными направлениями работы по предупреждению нарушений процессов письма и чтения являлись:

Проведение логопедического обследования учащихся 1-4 классов, исследование неречевых психических функций, состояния моторной сферы;

Преодоление нарушений звукопроизношения;

Коррекция нарушений письменной речи;

Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;

Развитие лексико- грамматического строя речи;

Обогащение словарного запаса;

Развитие связной речи.

К мерам ранней профилактики относится целенаправленное развитие у детей тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения навыками письма и чтения. Таким образом, помимо непосредственной коррекции речевого дефекта проводилось развитие психологической базы речи. Данная работа велась по следующим направлениям:

    Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

    Развитие моторики и графомоторных навыков.

    Формирование и совершенствование пространственных представлений.

    В процессе работы способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей.

    Формирование навыков чтения.

    Формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесной инструкции, контроль за собственными действиями.

Практическая часть начиналась с традиционного обследования речи и психических процессов детей. Чем раньше проведено обследование школьника, тем выше вероятность того, что работа будет иметь профилактический характер, корректирующий затруднения в овладении письмом и предупреждающий возникновение его стойкого нарушения. Выявляемое при обследовании количество учащихся с предпосылками возможных нарушений чтения и письма, свидетельствовало о необходимости целенаправленной профилактической деятельности. На логопедических занятиях в процессе работы со школьниками использовала различные виды коррекционной работы по устранению и предупреждению речевых недостатков в комплексе. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов проводилась работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Кроме того, на занятиях уделялось много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и пространстве, развитию психических процессов. В структуру коррекционного логопедического занятия всегда включала упражнения и игры на запоминание слоговых рядов и цепочек, слоговые таблицы и карточки для чтения, моделирование букв из палочек, упражнения «Закончи узор», пальчиковую гимнастику, физминутки на развитие пространственных представлений. Графические диктанты также являлись упражнениями коррекционно-развивающей направленности. Перед каждым графическим диктантом детям загадывалась загадка о том предмете, который они будут изображать на уроке, это стимулировало интерес к заданию, способствовало развитию слухового внимания, мышления, расширению словарного запаса и сведений об окружающем.

На основании своего практического опыта работы логопедом в образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

Поскольку единой классификации дисграфии не существует, были взяты за основу общепризнанные ее формы, чаще всего встречающиеся в практике логопедической работы. А именно: акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на почве несформированности фонематическогоанализа и синтеза слов, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.

С учетом данной классификации мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушенийи предупреждению дисграфии у детей:

    Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии: « Назови слова», «Будь внимателен», «Скажи как я», «Кто больше».

    Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», « Хлопочки», «Измени слово», «Собери цветок», «Грибочки».

    Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Найди фрагменты изображения», «Что пропало?», «Повтори рисунок по клеточкам», «Распутай буквы».

    Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Мы считаем», « Один, два, пять», «Большой-маленький», «Закончи предложение», «Из чего сделан».

Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это «мертвый груз». А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Приложение\презентация кабинета.pptx

Приложение\Комплексы дидактических игр.doc

Приложение\Примерное содержание работы по развитию ВПФ.doc

2. Взаимодействие с родителями учащихся.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. В работе с родителями использовала различные методы и формы: анкетирование, обсуждение результатов тестирования или обследования ребенка мной и на ПМПК, приглашение на индивидуальные занятия, родительские собрания, консультации, домашние задания, вспомогательные наглядные средства (информационные стенды, пособия), творческие проекты. В ходе работы над проектами я пришла к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и учителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители стали чаще интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь.

3. Сотрудничество с учителями.

Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Организуя работу в этом направлении, я активно выступала с различными сообщениями на педагогических советах, посещала уроки с целью определения степени овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что являлось основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. Рекомендовала учителям дополнять и видоизменять уроки чтения и письма, вводить в их структуру упражнения по развитию речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук и т.д. В соответствии с содержанием и планируемыми темпами подбирался дидактический материал, давались рекомендации в работе над рифмой, интонацией, ударением. В течение года присутствовала на заседаниях МО учителей начальных классов, на которых знакомила учителей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по. Совместно с учителями начальных классов участвовала в педагогических советах по вопросам адаптации первоклассников к школьной жизни и пятиклассников к новым условиям обучения. Все формы сотрудничества способствовали выработке единых требований к ученику.

Приложение\выст на МО Что такое дисграфия.doc

Приложение\семинар Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов.doc

5 этап. Представление материалов работы по методической теме:

Проведение семинара-практикума для родителей учащихся «Особенности формирования процесса письменной речи»;

Выступление на МО учителей начальных классов «Что такое дисграфия?»;

Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей;

Оформление стендов с информацией для родителей и учителей»;

Разработка и проведение творческих детско-родительских проектов «В гостях у буквы», « Звуковой домик», «Волшебные цветы»;

Проведение семинаров-лекций на курсах обучения по программе «Школа приемного родителя» на темы: «Причины и виды речевых нарушений», « Задержка речевого развития у детей»;

6. Результаты методической работы.

Разработка дидактического материала и наглядности по профилактике дисграфии и дислексии у младших школьников (создание картотеки игр и игровых упражнений на развитие познавательных процессов и речи, оформление папок по обследованию речи и автоматизации звуков, изготовление карточек-заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, составление конспектов индивидуальных и групповых занятий);

Создание электронного портфолио профессиональной деятельности;

Приложение\мое портфолио.pptx

Создание в социальной сети работников образования своего персонального мини-сайта, размещение на нем электронного портфолио, методической работы «Психокоррекция как способ социализации детей с аутизмом в условиях массовой школы».

При выпуске из логопедического пункта в большинстве обучающиеся:

    Получили полноценные представления о звуковой стороне речи;

    Овладели навыками языкового анализа и синтеза;

    Овладели навыками правильного письма и чтения;

    Получили развитую связную речь.

Результаты работы по коррекции (развитию) письменной речи и чтения за 3 года.

Таким образом, изучение данной темы и применение ее материалов на практике дало положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи.

Профессиональная деятельность на перспективу:

Продолжить работу над профилактикой нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

Расширить сотрудничество с педагогами и родителями, продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы. М., 1991 г.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.

Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.

Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Правдина О.В. Логопедия.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

План работы на 2011-2012 учебный год.

Срок проведения

в теч.года

Разработка перспективного плана по изучаемой теме.

сентябрь

в теч.года

в теч. года

Создание папки «Индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения».

1 четверть

Создание и подготовка творческого детско-родительского проекта «Волшебные цветы». Приложение\проект Волшебные цветы.rtf

1 четверть

Выступление перед родителями учащихся первых классов с сообщением «Логопедическая помощь учащимся общеобразовательной школы», «Результаты диагностики адаптации детей к школе». 1А, 1Б

2 четверть (ноябрь)

Реализация творческого детско-родительского проекта « Волшебные цветы» с учащимися 1-х классов. Приложение\проект Волшебные цветы.rtf

2 четверть (ноябрь)

Подбор игр по предупреждению дисграфии и совершенствованию чтения и письма для детей с нарушениями речи.

в теч.года

Оформление папок «Артикуляционная гимнастика» и «Обследование речи».

в теч. Года

Оформление стенда « Непослушные буквы» для родителей в здании начальной школы.

2 четверть

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов». Сообщение о результатах логопедического обследования.

2 четверть

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме: изготовление слоговых таблиц, таблиц по устранению дисграфии.

в теч.года

2 четверть

весенние каникулы

Приложение\Выступление на собрании родителей первоклассников.doc

3 четверть

4 четверть

Осуществление сотрудничества с педагогами МДОУ «Ромашка», «Березка».

в теч.года

План работы на 2012-2013 учебный год.

Сроки проведения

Продолжение изучения психолого-педагогической, методической литературы и периодических изданий «Логопед», «Школьный логопед», «Начальная школа» по теме «Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников».

в теч.года

Изучение методических пособий по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

в теч.года

Изучение новых методов и приемов по развитию лексико-грамматического строя речи и по обогащению словарного запаса.

в теч.года

Составление конспектов индивидуальных и групповых занятий.

в теч.года

Составление картотеки игр по развитию мелкой моторики.

в теч.года

Оформление уголка « Наши ловкие пальчики» в кабинете.

1 четверть

Разработка картотеки игр и упражнений для занятий родителями с детьми.

в теч.года

Разработка картотеки игр и упражнений по развитию познавательных процессов и речи. (папка «Консультации для родителей», картотека заданий «В гостях у буквы», папка «Дифференциация звуков в тексте».

в теч.года

Создание и подготовка творческого детско-родительского проекта «В гостях у буквы».Приложение\проект В гостях у буквы.rtf

1 четверть

1 четверть

Реализация творческого детско-родительского проекта « В гостях у буквы » с учащимися 1-2-х классов.Приложение\проект В гостях у буквы.rtf

1 четверть

Оформление стенда « Что такое дисграфия и дислексия» для родителей в здании начальной школы.

2 четверть

Выступление на педагогическом совете по результатам классно-обобщающего контроля в 1-х классах с сообщением итогов диагностики адаптации учащихся к школе и предоставлением сведений о результатах логопедического обследования.

2 четверть

Участие в комиссии по приему детей в школу. Экспресс-диагностика психофизиологической и речевой готовности детей к школьному обучению. Рекомендательная работа с родителями по развитию познавательных процессов и речи будущих первоклассников.

3 четверть

весенние каникулы

Выступление перед родителями будущих первоклассников с сообщением «Речевая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе».Приложение\Выступление на собрании родителей первоклассников.doc

4 четверть

в теч.года

Выступление на педагогическом совете по результатам классно-обобщающего контроля в 4-х классах с сообщением итогов диагностики уровня готовности обучения детей в среднем звене. (уровень развития мышления, внимания, памяти, учебной мотивации).

4 четверть

Проведение семинара-лекции на курсах обучения по программе «Школа приемного родителя» на тему: « Причины и виды речевых нарушений».Приложение\семинар КЦСОН Причины и виды реч.нарушений.rtf

План работы на 2013-2014 учебный год.

Сроки проведения

Изучение психолого-педагогической, методической литературы и периодических изданий «Логопед», «Школьный логопед», «Начальная школа» по теме «Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников».

в теч.года

Обзор информации в Интернет-сети. Широкое применение ресурсов Интернет для ознакомления с опытом коллег.

в теч.года

Составление конспектов индивидуальных и групповых занятий.

в теч.года

Разработка картотеки игр и упражнений по развитию познавательных процессов и речи. (папки «Развитие внимания», «Графоморные диктанты», «Развитие языкового анализа и синтеза – д.з.», «Лексика», папки по автоматизации звуков Р, С, З, Ш).

в теч.года

Создание и подготовка творческого детско-родительского проекта «Звуковой домик».Приложение\проект Звуковой домик.doc

1 четверть

Выступление перед родителями учащихся первых классов с сообщением «Логопедическая помощь учащимся общеобразовательной школы», «Результаты диагностики адаптации детей к школе». 1А, 1Б

1 четверть

Реализация творческого детско-родительского проекта « Звуковой домик » с учащимися 1-2-х классов.

Участие в областном конкурсе методических разработок в номинации «Социализация детей с ОВЗ». Работа на тему «Психокоррекция как средство социализации детей с аутизмом в условиях массовой школы. Конкурсная работа.rtf

Выступление на педагогическом совете по результатам классно-обобщающего контроля в 1-х классах с сообщением итогов диагностики адаптации учащихся к школе и предоставлением сведений о результатах логопедического обследования.

2 четверть

Участие в комиссии по приему детей в школу. Экспресс-диагностика психофизиологической и речевой готовности детей к школьному обучению. Рекомендательная работа с родителями по развитию познавательных процессов и речи будущих первоклассников.

3 четверть

весенние каникулы

Проведение семинара – практикума для учителей всей школы на тему: Подводные камни формирования письменной речи».Приложение\семинар подводные камни.rtf

3 четверть

весенние каникулы

Выступление перед родителями будущих первоклассников с сообщением «Речевая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе».Приложение\Выступление на собрании родителей первоклассников.doc

Консультирование родителей учащихся, принятых на логопункт.

в теч.года

Выступление на педагогическом совете по результатам классно-обобщающего контроля в 4-х классах с сообщением итогов диагностики уровня готовности обучения детей в среднем звене. (уровень развития мышления, внимания, памяти, учебной мотивации).

4 четверть

Создание электронного портфолио и размещение его на сайте МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.мое портфолио.pptx

Проведение семинара-лекции на курсах обучения по программе «Школа приемного родителя» на тему: « Задержка речевого развития у детей».Приложение\семинар КЦСОН Задержка речевого развития у детей.rtf

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 п. Адамовка

передовой педагогический опыт работы учителя – логопе да

I квалификационной категории

Макаровой Натальи Викторовны

«Радоваться даже маленьким достижениям,

стремиться к совершенству,

потому что у него нет предела».

Макарова Наталья Викторовна работает учителем-логопедом 9 лет, имеет первую квалификационную категорию. С 2005 года является постоянным участником районной психолого-медико-педагогической комиссии, организованной с целью выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проведения диагностического обследования несовершеннолетних и разработки рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания .

В 2009 году обобщила свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста». В течение трех последних лет активно внедряю его в свою практическую деятельность.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с 6 месяцев до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.

Мы часто замечаем, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

В результате достижения заявленной цели решается ряд задач:

Укрепление психологической базы ребенка.

Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.

Развитие переключаемости с одного движения на другое.

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

Развитие сенсорно – перцептивной сферы.

Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.

Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.

Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических игр на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори…) и загадками (отгадай…).

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Работа по обобщению педагогического опыта позволила заинтересовать не только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии, в школьном возрасте, с появлением дисграфии.

Инновационность данного опыта состоит в том, что введение наглядных моделей в процесс обучения позволит логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, возрастные особенности детей дошкольного возраста, учет речевого окружения.

Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика среди детей на определение предрасположенности к дисграфии, тест на выявление уровня выносливости и быстроты мышц кисти рук, диагностика оценки уровня развития речи; тест на определение рукости ребенка, диагностика пространственного восприятия и конструктивного праксиса с использованием кубиков Кооса, анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ, педагогов школ и родителей.

Основные пути развития и совершенствования мелкой мо торики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в корр екционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)

Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки).

Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения. Цель сопряженной гимнастики – привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка).

Пальчи ковый театр и пальчиковый театр теней (Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат).

Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами (Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование).

Физкультминутки в соче тании с пальчиковой гимнастикой (Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта).

Логоритмика (Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром).

Подготовка руки к письму . Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка.

Развитие графического навыка (графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы.

Представленный опыт рабо ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. У детей:

Формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

Развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

У детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

Развивается мышечная активность;

Развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

Совет родителям и педагогам , работающим с ребенком:

Старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, б ыть терпеливыми и добрыми, помо гайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из ни х трагедии, то есть просто научитесь его понимать!