Звуки и буквы. Как пишутся слова в которых количество звуков больше чем букв В каком слове пишется буква о в корне

Вам необходимо привести пример слова, в котором звуков меньше, чем букв.

Вспомним фонетические явления

Причин несовпадения количества звуков и букв с позиции фонетики две.

Первая причина: не во всех случаях согласные буквы могут обозначать звуки. Есть так называемые непроизносимые согласные - согласные, которые не произносятся в слабой позиции в трёх случаях:

  • в позиции конца слова (примеры: радост ь [радас, ], молодост ь [моладас, ] ), свежест ь [св, эжэс, ];
  • в позиции перед разделительным мягким знаком (примеры: счаст ье [щ, ас, й, э], помест ье [пам, эс, й, э], ненаст ье [н, и э нас, й, э]);
  • в позиции перед другим согласным (примеры: лест ный [л, эсный, ], груст ный [грусный, ], чув ствовать [ч, уствават, ]).

Вторая причина: разделительные Ь и Ъ знаки звуков вообще не обозначают (примеры: мышь [мыш], пьёт [п, й, от], капель [кап, эл, ], подъезд [падй, эст]).

Сделаем вывод

Таким образом, в качестве примеров слов, в которых звуков меньше, чем букв, могут быть приведены слова с разделительными Ь и Ъ и слова с непроизносимыми согласными, стоящими либо в позиции перед другим согласным, либо в позиции конца слова, либо перед разделительными Ь и Ъ .

А грамотно и обоснованно привести примеры таких слов нам помогут знания по фонетике и орфографии.

Приведём свои примеры

Ярким примером слова, в котором звуков меньше, чем букв, может служить слово радост ный . Транскрипция этого слова будет выглядеть так: [радасный, ]. В данном слове 9 букв и 8 звуков. Звуков меньше, чем букв, потому что в слове радостный есть непроизносимая согласная т (она находится в слабой позиции: перед согласным).

Сравним. Поставим согласную т в сильную позицию (изменим форму слова или подберём однокоренные слова так, чтобы согласная т стояла перед гласным): радости [радас, т, и]. В данном случае количество звуков и букв уже совпадает.

Рассмотрим ещё один пример слова, в котором звуков меньше, чем букв: слово тень . Транскрипция этого слова будет выглядеть так: [т, эн, ]. В данном слове 4 буквы и 3 звука. Звуков меньше, чем букв, потому что в слове тень есть разделительный ь на конце слова(он звука не обозначает).

Фонетика - раздел русского языка, который изу­чает звуки и буквы.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, ко­торые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые вы­ражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.


Гласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков - 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йоти­рованные буквы обозначают:

Один звук после мягкого согласного: [э] - [м"эл]; [о] - [л"от]; Гу] - [л"ук]; [а] - [м"ач];

Два звука:

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п"йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

Ударные;

Безударные.

Согласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух встречает в полости рта какую-нибудь пре­граду.

Согласных звуков - 37: [б], [б"], [в], [в*], , [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п"], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.

Все согласные звуки делятся на группы:

Звонкие - глухие;

Твердые - мягкие.

Парные согласные по звонкости - глухости:

[б] [В] [г] [Д] [ж]
и [ф] [к] [т] [ш] [С]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости - мягкости:

[б] - - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, - [зЧ, [К] - [к"], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

На конце слова: лоб [лоп];

Перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласны­ми: молотьба [малат"ба].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный глас­ный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?

а) гребень, тень, клетка

б) дремать, энциклопедия, дерево

в) плести, эра, эмоции

г) трепать, эмиграция, трель

5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твер­дые.

б) желтизна

в) широкий

г) жернова

6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

а) щуриться

б) чистить

в) мелкий

г) щетина

7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

8. В каком ряду располагаются слова, где все согля ные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ходовой

г) пес, крот, тоска

9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

а) петь, яма, льняной

б) емкость, рояль, стоять

в) клев, прелесть, бьют

г) тряпка, сядет, яркий

В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

а) деготь, дом, род

б) мода, код, дерево

в) сода, доступ, доблестный

г) стадо, дебаты, дар

12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д"]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, труд

13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?

а) кафе, фронт, федерация

б) феномен, строфа, фикус

в) фурункул, катастрофа, факт

г) фанера, фейерверк, фельдшер

14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф"]?

а) футбол, дефицит, вприпрыжку

б) функция, правка, плов

в) фильм, циферблат, отправь

г) феерия, червь, вползти

15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С"]?

а) сувенир, сюрприз, счет

б) изморозь, сигнал, присесть

в) посев, сбитый, плесень

г) корсет, сейф, ситец

17. В каком раду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т*]?

а) карате, партер, тембр

б) табель, скатиться, убедиться

в) титульный, петь, тяжкий

г) тысяча, бороться, трон

19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?

а) вера, добавить, завидовать

б) водить, оловянный, свобода

в) вширь, выдержать, готовь

г) вода, добавление, вышина

20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?

а) столб, богатый, берег

б) буравить, болезнь, подобраться

в) белеть, пробежать, бокс

г) пробка, робкий, блажь

21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

а) шарж, шорты, шинковать

б) широкий, пробежка, вожжи

в) булочная, конечно, дрожжи

г) счастливый, шествовать, шерсть

22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?

а) жареный, стежка, живот

б) грабёж, желтый, живительный

в) кожа, жатва, рубеж

г) божественный, ухаживать, жевать

23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч"]7

а) черный, алчный, нарочно

б) вечность, чемодан, яичница

в) конечно, чулки, чахнуть

г) чудовище, численность, чрезмерный

24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?

а) щавель, счастье, пощада

б) счет, щель, расчистить

в) перебежчик, щенок, плюшевый

г) грузчик, щи, широкий

25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) выдающийся

б) восемьсот

в) пьедестал

г) укрываться

26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) расписание

б) необъятный

в) просьба

г) проезжающие

27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

б) портьера

в) прилетать

г) указание

28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже

г) футбол, брызжут, сожженное

29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, косьба

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

30. Укажите случаи, в которых написание и произно­шение совпадают.

б) расплата

г) обаяние

31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 зву­ков.

а) полет, пьесы, пальто

б) сапог, вожжи, драться

в) язык, съемка, ветер

г) польза, сатин, яркий

ВАРИАНТ 1

Часть 1

1) парта 3) Юра

2) коньки 4) букет

Укажи пару слов, в которой слова состоят из одинаковых звуков.


1) мышь - тишь

2) мыло - Мила

3) луг - лук

4) софа - сова


Укажи слово с ударением на первом слоге.

1) щавель 3) свёкла

2) цемент 4) начать

1) скала 3) сходка

2) съехать 4) сварка

Какое слово не является однокоренным к слову холод.


1) холодный

2) холодно

3) холодильник


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением».

1) з_морозить 3) х_трец

2) м_розный 4) сад_к

Укажи слово, в котором пропущена буква з?

1) _делать 3) привё_

2) ру_кий 4) поло_ка

Укажи слово с предлогом.


1) (по)други

2) (по)ехали

3) (по)берегу

4) (по)бережье


В каком слове пропущен мягкий знак (ь)?


1) скрипач_


10. В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и?


1) подготовка к осен_

2) прочитал в книг_

3) бегал по лужайк_

4) сидел на диван_


11. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется е?


1) за дальн_м озером

2) в син_м море

3) весенн_м теплом

4) от горьк_х слёз


Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.


1) выглянуло солнышко

2) солнышко выглянуло и покатилось

3) покатилось по небу

4) по синему небу


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове счас_ливый.

Ответ: _________________

Сучья (1) ломались(2) скрипели (З) трещали.

Ответ:____________________

Часть 3

А. Осенью упало с неё яблоко.

Б. Росла в саду яблоня.

В. Птицы склевали это яблоко, и только зёр­нышко спряталось в землю.

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.

Д. Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.

Ответ:_______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка 3) Юля

2) пять 4) чайка

2. В каком слове произносятся только твёрдые со­гласные звуки?

1) пение 3) вагон

2) прямо 4) колесо

Укажи слово с ударением на втором слоге.

1) километр 3) звоните

2) сторожит 4) документ

В каком слове отсутствует приставка?


1) подорожник

2) подарок

3) полочка


Какое слово не является однокоренным к слову сказка.


1) сказочка

2) сказочник

4) сказочный


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяйте ударением».


1) п_белка

3) молод_сть

4) л_нивый


В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?


1) влас_ный

2)лес_ница

3)чудесный

4)хрус_нула


В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание и?


1) встретились на вокзал_

2) играли на площадк_

3) мечтал о поездк_

4) подъехали к площад_


Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).

1) багаж_ 3) в_ехал

2) ноч_ной 4) молодёж_

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква и?


1) на горяч_м песке

2) по свеж_й траве

3) зимн_м лесом

4) в дальн_ю поездку


11. В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?

Смолистые шишки украшают вершины елей.


1) смолистые шишки

2) шишки украшают

3) вершины украшают

4) вершины елей

Часть 2

Укажи слова, близкие по значению (синонимы).


1) ночь, звёзды

2) подземный, подводный

3) река, рыба

4) жара, зной


Болотные птицы полетели на юг.

Ответ:_____________

Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники отвязали(1) лодку(2) уложили в неё рюкзак(З) оттолкнулись(4) от берега(5) и поплыли.

Ответ_________________

Часть 3

15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст .

А. Скоро у них вывелись аистята.

Б. На старом дереве аисты свили гнездо.

В. Радовались аистята вкусной еде.

Г. С раннего утра до позднего вечера роди­тели носили им из болота лягушек и ры­бёшек.

Д. Они благодарно хлопали широкими кры­льями и звонко щёлкали крепкими клю­вами.

Ответ: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3

Часть 1

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) эхо 3) юрта

2) звёзды 4) ель

2. В каком слове произносятся только мягкие соглас­ные звуки?

2) сеять 4) яркий

Укажи слово с ударением на третьем слоге.

1) растение 3) красивее

2) спасибо 4) магазин

В каком слове отсутствует суффикс?

1) волосок 3) карманы

2) чайник 4) берёзка

Какое слово не является однокоренным к слову ракета.

1) ракетный 3) ракеты

2) ракетчик 4) ракетница

В каком слове пишется буква о в корне?


1) кв_ртира

2) комн_та

3) ст_рожит

4) д_бежал


В каком слове на месте пропуска надо писать букву т?


1) прекрас ный

2) опас_ный

3) интерес_ный

4) прелес_ный


8. В каких словосочетаниях на месте пропуска в вы­деленных словах надо писать окончание -е ?


1) ошибки в тетрад_

2) на краю деревн_

3) скакал на лошадк_

4) ехал на лошад


Укажи слово, в которых пропущен разделительный твёрдый знак (ъ).

1) в_юга 3) с_едобный

2) товарищ_ 4) ш_ют

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква е?


1) на колюч_й веточке

2) под хрупк_м льдом

3) в берёзов_ю рощу

4) по высок_м берегам


11. В каком варианте верно указаны главные члены предложения?

Пролетела шумная стая зябликов и скрылась в берёзовой аллее.


1) стая зябликов

2) стая пролетела

3) стая скрылась

4) стая пролетела и скрылась


12. Укажи слово, противоположное по значению (анто­ним) слову мощный (мотор)?

1) сильный 3) спокойный

2) слабый 4) могучий

Часть 2

13. Определи падеж имени прилагательного в предло­жении.

Корни яблони тянут из земли питательные соки.

Ответ: _____________

Под корнями старого дуба(1) была маленькая норка(2) а в норке(З) спал ёжик.

Ответ:______________________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Б. Хороша будет ушица!

В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ответ: _____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4

Часть 1

В каком слове четыре буквы и три звука?



2. Укажи слово, которое оканчивается на глухой со­гласный звук.


2) водопад

3) прилетел

4) трактор


1) алфавит 3) километр

2) красивее 4) магазин

Состав какого слова отличается от состава слова нагрузка?


1) поделки

2) поездка

3) полюшко

4) подарки


В каком слове пропущена буква е в корне?


2) св_стит

3) на подоконник_

4) вып_чка


6. Укажи слово, в котором пропущена буква д .


1) лопа_ка

2) пала__ка

4) крова_ка


7. В каком варианте в обоих словах пропущена буква е?


1) в книг_ и в тетрад_

2) на верхушк_ ел_

3) по дорожк_ к сторожк_

4) на листочк_ черёмух_


Укажи слово с предлогом.


1) (с)бежать

2) (на)мазать


Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.


1) по зимней (дороге)

2) на нижней (нолке)

3) вечерние (сумерки)

4) у заднего (колеса)


10. Слово какой части речи отсутствует в данном предложении ?

Вьётся в воздухе листва.


2) существительное

3) прилагательное

4) предлог


11. В каком словосочетании имя прилагательное упо­треблено в переносном значении?


1) горячий кофе

2) горячий суп

3) горячий спор

4) горячий утюг


12. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

Перелётные птицы почистили перышки и от­правились в путь.


1) почистили перышки

2) перелётные птицы

3) птицы почистили

4) птицы почистили и отправились


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове мес_ность .

Ответ:___________________________

Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весной(1) снегирь летит в чащу леса(2) устра­ивает гнездо(З) в густых лапах елей.

Ответ:_______________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

A. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.

Б. А потом осмелела и набросилась на до­бычу.

B. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.

Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.

Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вна­чале побоялась подойти.

Ответ:____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 5

Часть 1

В каком слове пять букв и четыре звука?

1) ножка 3) ружьё

2) олень 4) верба

2. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий со­гласный звук.


2) рассказ

3) суффикс


В каком слове неверно поставлено ударение?

1) взяла 3) торты

2) столяр 4) позвоним

Состав какого слова отличается от состава слова лимончики?


1) травушка

2) стульчики

3) игрушки

4) записка


Укажи слово без предлога.


1) (на)горизонте

2) (под)деревом

3) (по)крылись

4) (в)ущелье


Часть 3

ВАРИАНТ 1

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) парта 3) Юра

Ответ от Невроз [активный]
Скажу по одному слову:
Ёжик, тетрадь, пенал


Ответ от Любовь тымченко [гуру]


Ответ от Гироскоп [гуру]
1)звуков больше чем букв: яблоко йогурт ёлка яма ягода ёж маяк юла юбка маятник
2)букв больше чем звуков: печь дочь кровать мебель модель цель зелень лень лагерь любовь
3)звуков столько же сколько и букв: вьюга подъезд объезд объявление подъём объем объект въезд съемка семья


Ответ от Осокорь [новичек]
деревья полька яркий полёт


Ответ от NeoGeo [новичек]
2 Rasp
йогурт - это 3-я категория. Букв и звуков одинаково. Вот если бы писалось ёгурт, тогда да: было б 5 букв, но 6 звуков. а так - йогурт - 6 и 6


Ответ от Гульнара Курбиева [новичек]
1. поставь буквы е, ё,я, ю в начале слова или после гласной и будкт звуков больше чем букв. эти буквы дают по 2 звука. юла, пою.
2. непроизносимые согласнык сердце, солнце, здравствуйте и т. д.
з дом, том, лес, пена, собака, квартира, абрикос, дело, ученик.


Ответ от Анастасия Мотигуллина [новичек]
1. поставь буквы е, ё,я, ю в начале слова или после гласной и будет звуков больше чем букв. эти буквы дают по 2 звука. юла, пою.
2. непроизносимые согласнык сердце, солнце, здравствуйте и т. д.
з дом, том, лес, пена, собака, квартира, абрикос, дело, ученик.


Ответ от 1 [новичек]
дом ежик солнце

Одна из главных особенностей русского языка заключается в том, что далеко не всегда слова пишутся так, как слышатся. Фонетический анализ показывает, что в русском языке есть слова, в которых звуков больше, чем букв.

Зная правила и секреты языкознания, учащийся сможет вести правильный подсчет при разборе, а также верно записывать транскрипцию.

Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.

Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.

Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».

Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.

В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» — «у», «я» — «а».

Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»); люк («ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).

В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.

Это происходит в позициях, когда:

  • «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко);
  • идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).

Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.

Определение количества звуков

Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.

Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».

Если есть, то определить их позицию:

  • после согласной;
  • после твердого или мягкого знаков;
  • после гласной;
  • самое начало.

Продолжить анализ в зависимости от позиции:

  1. Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь);
  2. Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы);
  3. Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
  4. Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.

Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.

План фонетического разбора слова

Это следующие случаи:

  • удвоенные и непроизносимые согласные;
  • твердый/мягкий знаки;
  • гласные «е», «ё», «ю», «я».

Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

  1. Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» — значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» — согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
  2. Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» — значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») — 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
  3. Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция — начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» — 4 звука. Количество не совпало.
  4. Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» — 9 зв., 7 б.

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Примеры слов

Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.

Бегает: фонетический разбор слова

Рассмотрим несколько примеров:

  • ералаш – «йиралаш»;
  • яблоко – «йаблака» (сюда же яблочный и подобные);
  • едкий – «йэтк`ий»;
  • енот – «йинот»;
  • ёлка – «йолка» (ель не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • ёмкий – «йомк`ий» (ёмкость не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • юрист – «йур`ист»;
  • ястреб – «йастр`ип»;
  • юноша – «йунаша» (юность не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • рояль – «райал`»;
  • уныние – «унын`ийи»;
  • светлая – «св`этлайа»;
  • красивая – «крас`ивайа».

Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).

3 буквы и 4 звука

Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:

  • яма – «йама»;
  • юла – «йула»;
  • уют – «уйут»;
  • еда – «йида»;
  • шея – «шэйа»;
  • пою – «пайу»;
  • ёрш – «йорш»;
  • туя – «туйа».

Юла: фонетический разбор слова

3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.

5 звуков и 4 буквы

В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:

  • маяк – «майак»;
  • дают – «дайут»;
  • поёт – «пойот»;
  • змея – «зм`ийа»;
  • моет – «мойит»;
  • своё – «свайо»;
  • ярко – «йарка»»
  • енот – «йинот».

Ежик: фонетический разбор слова

Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам — е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.

Полезное видео

Подведем итоги

Запомнив фонетические законы языка, ученик и студент без проблем смогут выполнить фонетический анализ.

Вспомнить правила, найти их применение в исследуемом слове, сделать транскрипцию – вот и все, что необходимо для верного выполнения задания по подсчету графических и фонетических единиц.