Методика обследования слоговой структуры слова по левиной. Обследование состояния слоговой структуры слова и предпосылок её становления у дошкольников с ОНР

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности.

Предлагается самостоятельно назвать все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание уделяется произнесению сложных по слоговой структуре слов в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.

Задание: Слова со сложной слоговой структурой

Задание: Повторить за логопедом словосочетания:

    Слесарь- инструментальщик.

    Космонавт- исследователь.

    Молодой экскурсовод.

    Строгий регулировщик.

Задание: Повторить за логопедом предложения:

    Лара забрала Рому домой.

    Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

    На перекрестке стоял регулировщик.

    Валерия Александровна учила Лару.

    Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.

4. Обследование словаря.

Здесь представлен материал, который позволяет провести количественный и качественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г.Шевченко.

Задание: Назвать части туловища, части лица.

Задание: назвать, подобрать обобщающее слово.

5. Обследование грамматического строя речи.

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

      Понимание обращенной речи:

    Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;

    Понимание предлогов;

    Понимание предложений с причинно- следственной связью;

    Понимание изменения числа существительного в предложении.

      Словоизменение:

    Изменить существительное по падежам;

    Изменить прилагательное по родам;

    Подобрать глагол к существительному;

    Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;

    Изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок- котята);

    Множественное число существительных в родительном падеже;

    Согласование существительных с числительными;

    Изменение глаголов по временам.

      Словообразование:

    Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;

    Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;

    Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;

    Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;

    Образовать прилагательные от существительных;

    Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия (белый- беловатый);

    Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);

    Подбор родственных слов.

Задание: назвать действие по предъявленному предмету.

Задание : назвать слова с противоположным значением (антонимы).

Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.

Определить:

Какой чай в чайнике;

Какой снег на ощупь;

Какой дождь летом.

Задание: назвать, из чего сделан предмет.

Задание: посмотри на картинки и скажи:

Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?

Задание: (Наречия)

Как ползает черепаха?

Как светит месяц?

Как скачет конь?

Задание:

Когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

Когда дети идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Задание : Без чего?

Задание: (Понимание предлогов) Покажи, где:

    Кот идет к дому;

    Кот в доме;

    Кот перед домом;

    Кот за домом;

    Кот на крыше;

    Кот вылезает из трубы;

    Кот под крыльцом.

Задание : назови, какой по цвету этот предмет.

Задание: Работает чем?

Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.

Задание: подобрать глагол к существительному:

Бабочка …. Бабочки………

Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов

Задание: изменение глаголов по временам.

За основу обследования взяты классификации А.К. Марковой и З.Е. Агранович. Успешность выбора методик зависит от их доступности, возможности модификации и удобства в использовании. Также эти методики включают в себя широкий диапазон обследования, что способствует достаточному исследованию по данной теме.

Основой подбора слов послужила классификация Марковой А.К., которая выделяет 14 классов слоговой структуры по возрастающей степени сложности, а слова делит на группы еще и по месту ударения в них.

1. Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)

2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна)

3. Односложные слова (дом, кот, кит)

4. Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель)

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь)

7. Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас)

8. Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета)

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди)

13. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино)

14. Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)

По методике З.Е. Агранович детям предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине и конце лова. Виды работ должны варьироваться:

· Назвать предметные картинки;

· Повторить слова за логопедом;

· Отвечать на вопросы.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

· Повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных звуков (ка-га-да); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (та-та-та);

· Отстучать ритмический рисунок слова.

При исследовании особенностей искажений слогового состава слова использовались эксперимент и специальная методика, в процессе которых выявлялись состояния абсолютно всех компонентов речевого недоразвития (произношение, словарный запас, грамматический строй), а кроме того состояние психических процессов, принимающих участие формировании речи (сенсорная, артикуляционная и другие сферы). Эксперимент осуществлялся в естественных для ученика условиях, применялся привычный для детей учебный материал (рассматривание предметных и сюжетных картинок, проговаривание отдельных звуков, слов, слоговых рядов, предложений).

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ ШКОЛА

№875 ДГ «Надежда» города Москвы. В экспериментальную группу вошли дети 5ти летнего возраста с общим нарушением речи III уровня. Исследуемая группа состоит из 12 детей. Обследование проводилось с сентября по ноябрь 2016 года.

На этапе констатирующего эксперимента, по обследованию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), были поставлены следующие задачи :

1) Определить уровень доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения.

2) Определить характер и количество вероятных искажений.

3) Выявить умение применять слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества вероятных искажений при разных вариантах использования слов.

Программа проведения исследования заключалась в следующих этапах.

Первым этапом исследования послужила адаптированная методика А.К. Марковой. В нее включены задания на повторение ряда слогов, воспроизведение ритмических структур и ритмического рисунка из методики З.Е. Агранович.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1- 3 классов.

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4- 6 класса.

3. Исследование сформированности 7-9 класса.

4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10- 13 классов.

7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур.

10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы. Вторым этапом было усложнение слов по методике З.Е. Агранович.

При оценке ответов применялись следующие критерии оценок:

4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех слов.

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 бала - произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает. 1 балл - большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов.

0 баллов - искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

Первый этап исследования проводился по адаптированной методике А.К. Марковой.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов.

1 класс - двусложные слова из открытых слогов:

Вода муха зубы

2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:

Собака ягоды молоко

3 класс - односложные слова:

Мяч дом нос

лыжи, мыло, пила; 2 класс:

машина, лопата, корова; 3 класс:

кот, лес, нож.

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс - двусложные слова с закрытым слогом: Веник, утюг, паук;

5 класс - двусложные слова со стечением в середине слова: Банка, юбка, письмо;

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: Чайник, поднос, компот.

2) Инструкция: «Назови картинки».

лимон, топор, пенал; 5 класс:

мышка, кошка, вилка; 6 класс:

фартук, альбом, тетрадь.

3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7-9 класса.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом: Колобок, помидор, ананас;

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных: Яблоко, шахматы, ананас;

9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: Автобус, кузнечик, осьминог.

2) Инструкция: «Назови картинки».

7 класс: телефон, огурец, самолет;

8 класс: конфеты, рубашка, котлеты;

9 класс: памятник, цыпленок, карандаш.

4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10-13 классов.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных: Матрешка, избушка, игрушка;

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: Флаг, хлеб, волк;

12 класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных: Звезда, штанга, гнездо;

13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов: Пианино, ежевика, кукуруза.

2) Инструкция: «Назови картинки.

10 класс: кисточка, лампочка, корзинка; 11 класс: стол, стул, ключ;

12 класс: клетка, краски, кнопка;

13 класс: черепаха, гусеница, пирамида.

5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры.

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

Примечание. Заранее выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивномсловаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Скворечник простокваша лекарство троллейбус телевизор транспорт строительство парикмахерская

2) Инструкция: «Назови картинки».

Танкист сковорода космонавт аквалангист термометр кинотеатр милиционер аквариум

6. Исследование возможности повторения ряда слогов.

Примечание . Слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков.

ПА - ТУ - КО

ТА - ПУ - БО

ДА - ТУ - ПО

2) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание . Слоги, состоящие из разных согласных, но одинаковых гласных звуков.

КА - ГА - ДА ПО - КО - КО БУ - ПУ - ГУ

3) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание. Слоги, состоящие из разных гласных, но одинаковых согласных звуков.

ПА - ПО - ПУ БО - БУ - БА КУ - КА - КО

4) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание. Одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением).

ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА

Критерии оценки:

4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.

3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги. 2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах.

1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1, 2, 3 пробу из двух слогов.

0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от выполнения задания.

7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур

1) Инструкция: «Послушай, как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).

2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание. Заранее предъявляются карточки с разным количеством точек.

3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой.

Критерии оценки:

4 балла - точное воспроизведение ритмических предъявления структур после первого

3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления. 2 балла - появление ошибок после второго предъявления. 1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

8. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами.

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»

Слова 1 класса:

Маша, лето, мыши, мыло, мука, лапа.

Слова 2 класса:

Молоко, ракета, машина, газета, лопата, котята.

Критерии оценки:

4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов). 3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.

2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.

1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов.

0 баллов - не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».

Слова 1 класса:

Лыжи, часы, луна, коза, ваза, рыба; Слова 2 класса:

Бананы, собака, корова, лисица, береза, кубики, бусы, радуга, муха, сапоги.

Критерии оценки:

4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.

3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно.

2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса. 1 балл - количество ударов не соответствует количеству слогов.

0 баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

9. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры.

Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».

Примечание. Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования.

Экскурсовод проводит экскурсию. Водопроводчик чинит водопровод. Регулировщик регулирует движение транспорта. В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской.

Весело журчат весенние ручьи. На сковороде жарятся котлеты.

10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы.

Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы».

Примечание. Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.

Что жарят на сковороде? (котлеты)

Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод)

Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик) Кто подстригает волосы? (парикмахер)

Как называют водный дом для рыб? (аквариум) Кто учит учеников? (учительница)

Второй этап исследования слоговой структуры слова проводился по адаптированной методике З.Е. Агранович.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов в четырехсложных словах из открытых слогов.

Инструкция: «Повтори за логопедом».

пианино гигиена океаны механика методика раковина ящерица витамины ежевика гусеница мухоморы паутина мычание чемоданы течение

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов в пятисложных словах из открытых слогов.

Инструкция: «Повтори за логопедом».

академия обучение поведение дуновение кукование увядание выжигание насекомое заведение кинокамера

3. Исследование сформированности слоговой структуры слов в четырехсложных словах со стечением согласных.

Инструкция: «Повтори за логопедом».

внимание экономный витаминка незабудка воспитатель этикетка ступенечка медвежата мотоцикл окошечко движение гармония

4. Исследование сформированности слоговой структуры слов в пятисложных словах со стечением согласных.

Инструкция: «Повтори за логопедом».

автономия многоэтажный медикаменты сновидения основание затемнение география геометрия фотография акробатика мясокомбинат

Анализ результатов экспериментального исследования

Целью нашего экспериментального исследования было выяснить особенности восприятия и проговаривания слов разной слоговой структуры и неречевых процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В экспериментальную группу входили дети 5ого года жизни с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня, которые посещали подготовительную к школе логопедическую группу №8 в составе 12 человек. Обследование слоговой структуры слова проводилось с соблюдением определенной последовательности этапов эксперимента. Речевой материал был подобран с учетом возрастных показателей развития речи ребенка.

В результате обследования слоговой структуры слова были выявлены следующие результаты:

В таблице 1 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с ОНР по первому этапу обследования (методика А.К. Марковой).

Андрей С.

Андрей Ч.

5 человек искажают слова сложной слоговой структуры; имеют сложности в повторении ряда слогов; сложность в возможности воспроизведения ритмических структур и ритмического рисунка слова; искажают слова сложной слоговой структуры в предложении; происходит искажение слоговой структуры слова при ответах на вопросы.

Обследование развития слоговой структуры выявило, что 7 человек удачно справляются со всеми предложенными заданиями.

В таблице 2 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с нормой по первому этапу обследования (методика А.К. Марковой).

Полина Ч.

В таблице 3 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с ОНР по второму этапу обследования (методика З.Е. Агранович).

Андрей С.

Андрей Ч.

У 9 человек из обследуемой группы сохраняются трудности при произношении слов усложненной слоговой структуры. Четырехсложные и пятисложные слова со стечением согласных произносят замедленно, по слогам, искажают звуконаполняемость слов.

3 человека воспроизводят слоговую структуру правильно, но напряженно и замедленно.

В таблице 4 приведены оценки обследования слоговой структуры слова у детей с нормой по второму этапу обследования (методика З.Е. Агранович).

4х сложные слова из открытых слогов

5ти сложные слова из открытых слогов

4х сложные слова со стечением согласных

5ти сложные слова со стечением согласных

Полина Ч.

Анализ обследования направленный на выявление особенностей произнесения слов разной степени сложности показал следующие результаты:

На диаграммах видно, что дети с нормой вдвое лучше выполняют задания. Слоговая структура слова у них нарушается изредка, чаще всего в почти не знакомых словах. В отличие от детей с нормой у дошкольников с ОНР выявляются трудности в произношении слов с более трудной слоговой структурой. У них появляются трудности в выполнении заданий: повторение слов сложной слоговой структуры; повторение ряда слогов; воспроизведение ритмических структур и произнесение предложений со словами сложной слоговой структуры. Наиболее хороший результат мы наблюдает в заданиях направленные на повторения слов 7-9 классов; слов 10- 13 классов и в ответах на вопросы. Лучше дети справились с заданиями, которые включают в себя повторение слов 1-3 классов; слов 4-6 класса и воспроизведение ритмического рисунка слова ударами.

При обследовании слоговой структуры слова у детей с ОНР были отмечены следующие нарушения:

Пропуск слогов;

Увеличение количества слогов за счет добавления слогообразующей гласной в месте стечения согласных;

Сокращение стечения согласных;

Перестановка слогов в слове;

Застревание на одном слоге.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у детей выявляются стойкие нарушения речи. Ритмическая организация движений, оптико-пространственная ориентация и способность к последовательной обработке информации представляются базовыми предпосылками развития слоговой структуры слова. Таким детям важна правильно организованная коррекционная работа.

речевой слог ребенок

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Классификация а.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.

Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это».

1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава: трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.

2. Исследование произнесения слов различного слогового состава. Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:

1) двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);

2) трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);

3) односложные слова (мак, лев);

4) двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик );

5) двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка );

6) двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик );

7) трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет );

8) трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка );

9) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник );

10) трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка );

11) односложные слова со стечением согласных в начале и в конце (кнут, клей );

12) двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка );

13) четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея ).

3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.

Мальчик слепил снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Оцениваются:

Особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по – разному);

Элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

Парафазии, перестановки при сохранении контура слов;

Итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);

Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень. За каждое нарушение ребенок получает 1 балл.



Первый уровень (низкий, более 4 баллов) – ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень (ниже среднего, 3 балла). У ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава, например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.

Третий уровень (средний, 2 балла). У ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.

Четвертый уровень (выше среднего, 1 балл). У ребёнка имеются нарушения слов сложного слогового состава.

Пятый уровень (высокий, 0 баллов). У ребенка нет нарушений слогового состава слова.

Результаты обследования заносятся в таблицу.

Типы слов (по А.К. Марковой)

1 класс - двусложные слова из двух открытых слогов:

лыжи - ваза -бусы -

пила -рама -коза -

собака - береза -

корова - ворона -

курица - сапоги -

3 класс - односложные слова

сыр - лук -

мак - кот -

мяч - рак -

4 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом:

петух - пенал -

лимон - щенок -

шалаш - забор -

5 класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова:

кукла - туфли -

шишка - чашка -

лодка - бочка -

арбуз - чайник -

обруч - поднос -

альбом - медведь -

барабан - колобок -

самолет - помидор -

телефон - колодец -

яблоко - конфеты -

шахматы - рубашка -

колбаса - бутылка -

карандаш - виноград -

цыпленок - автобус -

кузнечик - сапожник -

матрешка - пустышка -

избушка - морковка -

игрушка - расческа -

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

флаг -слон -

хлеб -тигр -

гриб -лист -

12 класс - двухсложные слова с двумя стечениями согласных:

звезда - спички -

гнезда - блюдце -

свекла - трактор -

кукуруза - пуговица -

черепаха - Буратино -

ящерица - рукавица -

Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры детей со стертой дизартрией показали, что им наиболее доступны слова 1-4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звукослоговой структуры. Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др. Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.

Слова же повышенной сложности (за пределами 13 классов) многие дети со стертой дизартрией либо отказываются называть, повторять за логопедом, либо так искажают звукослоговую структуру, что слово становится полностью искаженным. Логопед визуально отмечает трудности в артикуляционной моторике: кинестетические диспраксии, когда ребенок подбирает нужную артикуляцию, или кинетические диспраксии, когда он не может переключиться на следующую артикуляцию. Кроме того, отмечаются синкинезии, замедленные и напряженные движения органов артикуляции. Большинство детей со стертой дизартрией не могут произносить слова сложной слоговой структуры в предложении, хотя значение этих слов уточняется, проводится определенная работа по семантизации, не только из-за трудностей речедвижений, но в ряде случаев и из-за снижения слуховой памяти на последовательный линейный ряд. Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:

На сковороде жарятся котлеты.

Весело журчат весенние ручьи.

Учительница учит учеников.

Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стертой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т.е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей со стертой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей со стертой дизартрией - правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом три сложных слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура этих слов отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10-13 классов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую структуру редко употребляемых, но знакомых слов, даже состоящих из правильно произносимых звуков.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией значительно отличается от возрастной нормы. Анализ результатов исследования позволяет определить низкий уровень сформированности ведущих компонентов, значимых для формирования слоговой структуры слова: уровень овладения звукопроизношением, показатели сформированности фонематических процессов, состояние артикуляционной моторики. Высокая степень взаимозависимости определена между состоянием артикуляционной моторики и звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры слова и фонематическим слухом.

Изучая нарушения звукопроизношения в зависимости от типов, слогов, О.Ю. Федосова установила, что нарушение звуков нестабильно. Так, произношение свистящих значительно ухудшается в закрытых слогах и при стечении согласных, а шипящих - лишь при стечении согласных. Сонорные резко искажаются в слогах со стечением согласных. Эта особенность должна быть учтена при планировании коррекционной работы в разделе автоматизации звуков. Следует уделять наибольшее внимание при автоматизации свистящих, закреплению их в закрытых слогах и при стечении. При коррекции сонорных звуков наибольшее внимание следует уделять отработке звуков в слоговых упражнениях со стечением согласных. При автоматизации шипящих звуков в разной степени тренируют произнесение поставленного звука в открытом, закрытом, интервокальном положении и чуть больше внимания уделяют слогам со стечением согласных. Усложнение слоговой структуры влечет ухудшение звукопроизношения. Это касается всех фонетических групп. ^

Обследование слоговой структуры слов
у детей со стертой дизартрией

Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, двусложные, со стечением и т.д., последовательно обследуются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отраженно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, состоящие:

Из разных гласных и согласных, например, «ка - ту - бо»;

Из разных согласных, но одинаковых гласных, например, «ка - га - да»;

Из разных гласных, но одинаковых согласных, например, «та - то - ту»;

Из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (акцентированные) па - па - па, да - да - да, па - па - па.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Цель исследования:

1. Выявить те частотные классы слов, слоговая структура которых сохранна в речи ребенка.

2. Выявить те классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребенка.

3. Определить тип нарушения слоговой структуры слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова - см. п. 5.2.

По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень ОНР.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов (по Марковой)

1 класс - двусложные слова из открытых слогов:

вода

муха зубы

2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:

собака

ягоды

молоко

3 класс - односложные слова:

мяч

дом нос



1 класс:

Критерии оценки:

4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех слов.

2 балла - произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает.

1 балл - большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов.

0 баллов - искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс - двусложные слова с закрытым слогом:

веник

утюг

паук

5 класс - двусложные слова со стечением в середине слова:

банка

юбка письмо

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

чайник

поднос компот

2) Инструкция: «Назови картинки».

4 класс: 5 класс: 6 класс:

лимон мышка фартук

топор кошка альбом

пенал вилка тетрадь

Критерии оценки:

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла - произносит скандированно, со второй попытки.

1 балл - большинство слов воспроизводит, искажая слоговую структуру.

0 баллов - некоторые слова отказывается повторить и назвать картинки, остальные искажает по структуре и звуконаполняемости.

3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7-9 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок

помидор

ананас

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко

шахматы

ананас

9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

автобус

кузнечик

осьминог

2) Инструкция: «Назови картинки».


7 класс:

памятник

цыпленок

карандаш

Критерии оценки:

4 балла - верно повторяет слова и называет картинки.

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками.

2 балла - слоговая структура воспроизводится в замедленном темпе.

1 балл - искажается слоговая структура большинства слов.

0 баллов - отказывается повторить некоторые слова и назвать отдельные картинки.

Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.

4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10-13 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

матрешка

избушка

игрушка

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце:

слова:

флаг

хлеб

волк

12 класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных:

звезда

штанга

гнездо

13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино

ежевика

кукуруза

2) Инструкция: «Назови картинки.


10 класс:

кисточка

черепаха

лампочка

гусеница

корзинка

пирамида


Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура всех слов 10-13 классов воспроизводится верно.

3 балла - слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается.

2 балла - слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отраженно.

1 балл - искажается слоговая структура по всем классам слов и нарушается звуконаполняемость.

0 баллов - отказ от выполнения задания.

5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Примечание 2. Слова, сложные по семантике, подчеркнуты.

скворечник

простокваша

лекарство

троллейбус

телевизор

транспорт

строительство

парикмахерская

2) Инструкция: «Назови картинки».

танкист

сковорода

космонавт

аквалангист

термометр

кинотеатр

милиционер

аквариум

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно.

3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слова нарушается.

2 балла - искажает слоговую структуру при назывании картин.

1 балл - искажается слоговая структура более половины всех слов.

0 баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.

6. Исследование возможности повторения ряда слогов

1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков.

ПА - ТУ - КО

ТА - ПУ - БО

ДА - ТУ - ПО

2) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных согласных, но одинаковых гласных звуков.

КА - ГА - ДА

ПО - КО - КО

БУ - ПУ - ГУ

3) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных, но одинаковых согласных звуков.

ПА - ПО - ПУ

БО - БУ - БА

КУ - КА - КО

4) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание: предлагают одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением). ТА - ТА - ТА

ТА - ТА - ТА

ТА - ТА - ТА

Критерии оценки:

4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.

3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги.

2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах.

1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1, 2, 3 пробу из двух слогов.

0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от выполнения задания.

Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слуховой памяти на линейный ряд. В этом случае предлагается сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду.

7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур

1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).

Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.

! - !

!! - !!

! - !!

!! - !

! - ! - !!

!! - !! - !

2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек.

3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой: ! - тихо, ! - громко.

Примечание: лучше проводить исследование воспроизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.

! - !

! - ! - !

! - ! -!

! - !

! - ! - ! - !

Критерии оценки:

4 балла - точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления.

3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления.

2 балла - появление ошибок после второго предъявления.

1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления;

0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

8. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»


слова 1 класса

слова 2 класса

Маша лето

молоко ракета

Мыши мыло

машина газета

Мука лапа

лопата котята

Критерии оценки:

4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).

3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.

2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.

1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется.

0 баллов - не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».


слова 1 класса

слова 2 класса

сапоги -


Критерии оценки:

4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.

3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением.

2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса.

1 балл - количество ударов не соответствует количеству слогов.

0 баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

9. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры

Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».

Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.

# Экскурсовод проводит экскурсию.

# Водопроводчик чинит водопровод.

# Регулировщик регулирует движение транспорта.

# В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

# Строители работают на строительстве высотного дома.

# Волосы подстригают в парикмахерской.

# Весело журчат весенние ручьи.

# На сковороде жарятся котлеты.

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура слов в предложении воспроизводится правильно.

3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слоговой структуры слов.

2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения.

1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 предложениях после двух- трехкратного повторения.

0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов.

10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы

Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы».

Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.

Что жарят на сковороде? (котлеты)

Кто чинит водопровод? (водопроводчик)

Кто проводит экскурсию? (экскурсовод)

Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик)

Кто подстригает волосы? (парикмахер)

Как называют водный дом для рыб? (аквариум)

Кто учит учеников? (учительница)

Критерии оценки1:

4 балла - правильное воспроизведение слоговой структуры слов.

3 балла - замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов.

2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 ответах.

1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. Допускает ошибки даже после двух- трехкратного повторения.

0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от ответа: «Я так сказать не могу».

В результате исследования слоговой структуры ребенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка.

Профиль развития слоговой структуры слов ребенка со стертой дизартрией

График № 5

Параметры обследования:

1) слоговая структура слов 1-3 классов;2

2) слоговая структура слов 4-6 классов;

3) слоговая структура слов 7-9 классов;

4) слоговая структура слов 10-13 классов;

5) слоговая структура слов повышенной слоговой сложности;

6) повторение разного типа слоговых рядов;

7) воспроизведение ритмических структур;

8) воспроизведение ритмического рисунка слов;

9) воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры;

10) воспроизведение слоговой структуры слов при ответах на вопросы.

На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определена в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемости движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отмечают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при каких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре.

Если опускается слог («сипед» - велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» - полотенце), то это элизии (усечение).

Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеверации.

Если уподобляет слог другому («пепенье» - печенье), то это антиципация.

Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» - трава), то это итерация.

Если слоги в слове меняются местами («ракатан» - таракан), то это перестановка слогов.

Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» - трактор пашет), то это контаминация.

Такой анализ результатов обследования поможет определить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так, в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостью. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекционных мероприятий.


Выводы


1. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».

2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звукового состава слова прежде всего следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, предлагает четыре параметра слоговой структуры: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов и модель самого слога.

5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей ребенка.

6. Недостаточность фонематического слуха у детей со стертой дизартрией тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка.

7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному даже в норме формируется слоговая структура. Одни дети раньше усваивают ритмическую структуру слова, у других сначала появляются слова-корни.

8. Маркова выделяет тринадцать классов слов разной слоговой структуры.

9. У детей с преобладающей кинестетической чувствительностью раньше усваивается ритмическая структура слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты.

10. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопро-изношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.

11. Нарушения речевой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями.

12. У детей со стертой дизартрией определена высокая степень взаимозависимости между состоянием артикуляционной моторики, звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры и фонематическим слухом.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):

- опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

- вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.