Формирование ууд в проектной деятельности школьников. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных ууд

Cлайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель начальных классов Вилочкова Л. И. МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Cлайд 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Cлайд 6

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Cлайд 7

Cлайд 8

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ Виды проектов УУД Результативность деятельности Творческие Регулятивные метапредметные – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. Информационные Познавательные – предполагать, какая информация нужна, – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет Коллективные Коммуникативные – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Культурно-исторической тематики Личностные формирование самоопределения школьников как граждан России.

Cлайд 9

Cлайд 10

РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Cлайд 11

РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельностный этап Консультант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Cлайд 12

РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Представление работы Координатор Актер В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Инновационный проект

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. C 2010-2011 наша школа перешла на обучение по новым стандартам. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, участвовала в разработке ООП НОО, рабочих программ по предметам. В ходе изучения литературы, разработки программ я пришла к выводу, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. И передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

Тема инновационного проекта: «Формирование УУД на уроках в начальной школе»

Главная цель инновационного проекта:

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

Задачи:

    Изучить сущность универсальных учебных действий.

    Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.

    Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

Предполагаемые результаты:

    Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

    Повышение уровня профессионализма учителя

Направления работы:

Профессиональное

    Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.

    Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.

    Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.

Методическое

    Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.

    Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.

    Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

    Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом.

    Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Этапы работы:

I этап – 2010 -2011год –изучение литературы по теме, повышение квалификации учителей. На 1 этапе изучала сущность и особенности новых ФГОС, программу формирования УУД, педагогическую и методическую литературу, прошла курсы повышения квалификации.

II этап – 2011 -2014 г.- активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД, отслеживание результатов.

III этап – 2015год (январь-май) – систематизация материалов и подведение итогов работы.

В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Старое дидактическое правило «учить детей учиться» никогда не было так актуально, как сейчас.

Достижение данной цели становится достижимым благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, ведь УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия разделяются на четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные действия.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД амоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание) . Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) . Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Как же спроектировать урок?

Для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

    Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

    Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

    Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

    Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1)Уроки «открытия» нового знания;

2)Уроки отработки умений и рефлексии;

3)Уроки общеметодологической направленности (уроки построения системы знаний);

4)Уроки развивающего контроля.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД» (урок ОНЗ)

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения .

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

РегулятивныеКоммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта .

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные,Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

    создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяю цель урока.

    учу ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

    перед началом решения составляю совместный план действий.

    привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

    учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.

    строю общение с детьми с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

    не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями

    учу разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

    показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

    вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

    учу детей планировать свою работу и свой досуг.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:

На уроке литературного чтения и родного литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.

На уроке русского языка и родного (тувинского) языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.

Приемы и задания, используемые для формирования УУД.

Личностные УУД:

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика)

2.Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

3.Учащимся начальных классов очень нравятся соревнования, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак

4. На уроках чтения учащиеся высказывают свое отношение к прочитанному.


Я почувствовал (а)
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Регулятивные УУД.


1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

3. При самооценке работ учащихся применятся метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагается на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю я сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.

4. Применяется также такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

Умение летать будет отличительным признаком птиц?

Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагается ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят ко всем урокам.

3. Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишнее". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2.
чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3.
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы.

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
- возрастает сплочённость класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5. Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
Это только небольшая часть приёмов и методов работы над УУД, которые применяю на уроках. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.

Исследование уровней сформированности УУД.

В ходе работы над проектом, я отслеживала результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:

Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель : выявление нравственных представлений учеников.

Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.

Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.

Коммуникативные УУД – методика «Рукавички». Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Результаты мониторинга, проведенного в 2010 году (пилотный 1а класс)

Таблица 1.

ФИ учащегося

Личностные

Регуля-

тивные

Познава-

тельные

Коммуни

кативные

Мотивация

Нравств. представл.

Бичиш Н.

1уров

средний

низкий

высокий

высокий

Донгак А

3уров

средний

низкий

низкий

высокий

Донгак М

3уров

высокий

средний

высокий

средний

Куулар О

1уров

высокий

высокий

средний

высокий

Куулар Д

2уров

высокий

средний

средний

средний

Лопсан-С.В

1уров

высокий

высокий

высокий

высокий

Монгуш А

4уров

средний

средний

средний

средний

Монгуш Ч

3уров

средний

высокий

высокий

высокий

Монгуш А-Ч

2уров

средний

средний

средний

высокий

Ооржак Б

2уров

высокий

средний

средний

высокий

Ооржак В

3уров

средний

низкий

низкий

средний

Ондар Ч-Д

3уров

средний

средний

высокий

средний

Сарыглар М

3уров

средний

средний

средний

средний

Сат М

3уров

высокий

средний

низкий

высокий

Сат Денис

1уров

средний

средний

средний

средний

Сат Доржу

1уров

высокий

низкий

низкий

высокий

Тумат С

2уров

высокий

высокий

высокий

средний

Тюлюш С

4 уров

средний

низкий

низкий

средний

Ховалыг Я

1уров

высокий

высокий

высокий

высокий

Ховалыг А

2уров

высокий

высокий

высокий

низкий

Чимит-Д.А

1уров

средний

низкий

средний

высокий

% в среднем по классу

I – 33%

II – 23%

III – 33%

IV – 9,5%

V – -

В – 47,6%

С – 52,4%

Н – -

В – 28,8%

С – 43%

Н – 28,8%

В – 38%

С – 38%

Н – 24%

В – 52,3%

С – 43%

Н –4,8%

Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У двух учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у одного – очень низкая мотивация и коммуникативные УУД. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

Результаты мониторинга, проведенного в 2014 году (4а класс)

Таблица 2.

ФИ учащегося

Личностные

Регуля-

тивные

Познава-

тельные

Коммуни

кативные

Мотивация

Нравств. представл.

Бичиш Н.

1уров

высокий

средний

высокий

высокий

Донгак А

2уров

средний

низкий

низкий

высокий

Донгак М

2уров

высокий

средний

средний

высокий

Куулар О

1уров

высокий

высокий

высокий

высокий

Куулар Д

2уров

высокий

высокий

средний

высокий

Лопсан-С.В

1уров

высокий

высокий

высокий

высокий

Монгуш А

3уров

высокий

средний

средний

высокий

Монгуш Ч

2уров

средний

высокий

высокий

высокий

Монгуш А-Ч

2уров

средний

средний

средний

высокий

Ооржак Б

2уров

высокий

средний

высокий

высокий

Ооржак В

2уров

средний

средний

средний

средний

12

Ондар Ч-Д

2уров

средний

средний

высокий

высокий

13

Сат М

1уров

средний

высокий

средний

высокий

14

Сат Денис

1уров

высокий

средний

средний

высокий

15

Сат Доржу

1уров

высокий

средний

средний

высокий

16

Тумат С

1уров

высокий

высокий

высокий

средний

17

Тюлюш С

3уров

средний

средний

средний

средний

18

Ховалыг Я

1уров

высокий

высокий

высокий

высокий

19

Ховалыг А

1уров

высокий

высокий

высокий

средний

20

Чимит-Д.А

1уров

высокий

высокий

высокий

высокий

% в среднем по классу

I – 50%

II – 40%

III – 10%

IV – -

V – -

В – 70%

С – 30%

Н – -

В – 45%

С – 50%

Н – 5%

В – 50%

С – 45%

Н – 5%

В – 80%

С – 20%

Н –

Из таблицы видны продвижения отдельных учеников, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.

Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах:

Динамика формирования личностных УУД

Изучение мотивации

Динамика формирования нравственных представлений.

Динамика формирования регулятивных УУД

Динамика формирования познавательных УУД

Динамика формирования коммуникативных УУД

Отслеживание результатов мониторинга показывает положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий

Результаты работы над инновационным проектом:

    У учащихся наблюдается положительная динамика развития УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

    Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

    Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.

    Развивается умение работать в парах и группах:
    - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
    - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.

    Дети умеют использовать знаково-символические средства.

    Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

    Повышение качества преподавания предметов.

    Создается методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.

Литература:

1. Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся// Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150.

2. Галиахметов И. Р. Комплексный педагогический мониторинг качества образования// Национальные проекты. - 2006. - № 4. - С. 60-62.

3. Засорина Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования./ Л.Н.Засорина, Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-2007.-№ 1. -с.74.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019148-7.

5. Петрова О. В. Портфолио как форма мониторинга развития школьника// Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 34-42.

6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов] - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

9. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 3.

11. Федосова Н.А. «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год.

12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

Аннотация : В статье раскрывается структура проектной деятельности, состоящая из совокупности логически связанных универсальных учебных действий. Их формирование предстает как реализация учителем дидактической технологии проектной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия, являясь одним из видов в системе универсальных действий, имеют, в свою очередь, свои разновидности. Мы выделяем такую их разновидность, как «универсальные учебные действия, составляющие способ познавательной деятельности». С каждым способом познавательной деятельности соотносится определенная совокупность универсальных учебных действий (далее – УУД).

Понятие «способ деятельности» («способ познавательной деятельности») для педагогики не является новым. Однако не всякий способ деятельности (метод) интересует новую школу. Современную школу интересуют способы деятельности:

– на которых строятся и будут в перспективе строиться производственная, организационная, научная, познавательная деятельность человека;

– общие основы которых могут быть включены в общеобразовательный и профессионально значимый процесс и подготавливать личность к жизни в ее широком понимании;

– основанные на определенной научно и практико-обоснованной совокупности учебных действий, являющихся необходимыми и достаточными для этого способа и общими при его применении в разных жизненных обстоятельствах, то есть УУД;

– выстроенные на посильном для учащихся определенного возраста выполнении всех составляющих его УУД.

Способ познания есть логически единый, системный, самодостаточный (самостоятельно решающий определенный круг педагогических задач) познавательный процесс.

Способы познания, основывающиеся на ограниченной совокупности УУД, технологичны: они реализуются в технологической организации познавательного процесса. Компоненты технологии обучения есть отдельные УУД, закономерно связанные между собой.

Наиболее значимыми для современной школы развивающими способами познания являются: проектный, исследовательский, проектно-исследовательский, проблемный.

Остановимся на проектной деятельности.

Проект – это: а) жизненно (социально и личностно) значимое задание (В. Кильпатрик); б) реальное дело (Е. Паркхерст); в) прообраз, прототип предлагаемого объекта (Н.Ю. Пахомова); г) план, замысел какого-либо действия (К.Н. Поливанова, Н.В. Матяш).

Проектирование – разработка плана проектной деятельности; тождественно понятию «планирование».

Проектная деятельность есть целостная деятельность по реализации проекта: от появления задания (дела) до получения результатов его выполнения.

Проектное задание – то же, что и проект.

Российское образование стоит в начале пути освоения проектной деятельности. Обращаем внимание читателя на то, что в многочисленных публикациях по вопросу проектной деятельности наблюдаются серьезные искажения педагогической сущности этого явления: структуры проектной деятельности, роли учащихся и учителя в ней, сведения проектной деятельности к традиционным обучающим процессам, когда теряется основная развивающая значимость проектной деятельности. Причины этих явлений: 1) незнание классической модели метода проектов; 2) неосмысленность развивающего ядра вводимой процедуры; 3) непонимание необходимости учить детей базовой основе проектной деятельности как принципиально новой; 4) недостаточное осознание важности постепенного перехода учащихся в массовом обучении по все более высоким уровням проектов.

Проектная деятельность имеет разные уровни сложности. Остановимся на том ее уровне, который характеризуется учебными проектами. Учебный проект – это задание (дело), взятое из социальной практики, связанное с учебной программой, выполняемое проектным способом. Он ориентирован на освоение проектной деятельности в ее базовой структуре; процедура его выполнения является посильной для массового ученика; он не претендует на исследовательский подход. Учебная проектная деятельность призвана выполнить и ту функцию, которая является общей для всякой проектной деятельности: максимально, для конкретного возраста обучающихся, стимулировать самостоятельное осуществление проектной деятельности.

Мы обращаем внимание на поиск дидактической технологии проектной деятельности, применимой к разному предметному содержанию, позволяющей разрабатывать частные технологические процедуры проектной деятельности с общих, принципиально значимых позиций.

Кратко охарактеризуем структуру технологического способа проектной деятельности с составляющими его компонентами – УУД.

Определение проекта и его качественных характеристик. Это может выступать как задание учителя или же как «дело», предлагаемое самими учениками по ходу учебной практики. Проект имеет четко очерченные качественные характеристики. Дети изначально приучаются к тому, что изначально следует четко представлять, какого качества продукт следует получить. Возникает прообраз будущего продукта.

Планирование проектной деятельности. Приучение обучающихся к самостоятельному обоснованному планированию деятельности требует от учителя высокого профессионализма, видения рациональных вариантов планирования, терпения. Однако безусловным является требование всестороннего и тщательного продумывания учащимися плана действий.

Защита проекта. После завершения планирования действий, получения ясного представления о методах, условиях, средствах и времени выполнения проекта, сформированности ясного представления о проекте как прообразе будущего объекта проект можно защищать. Защита проекта должна следовать за планированием, а не в конце проектной деятельности, когда дети защищают полученный результат слабо продуманной и плохо организованной деятельности. Детей следует приучать защищать продукт интеллектуального труда, то, что предлагается реализовать на практике и обеспечит успех в соответствии с критериями качества продукта, а не всякий полученный результат. Тогда выполнение деятельности осуществляется полностью в соответствии с защищенным планом действий, его обоснованным утверждением.

Рефлексивная оценка результата. Согласно педагогическим задачам проектной деятельности рефлексивной оценке следует подвергнуть:

– качество выполненного проекта в соответствии с заданными его качественными характеристиками;

– освоение целостного способа проектной деятельности с составляющими его УУД;

– самостоятельность детей в выполнении проекта.

Презентация продукта как результата деятельности.

Подчеркнем закономерность струк­туры проектной деятельности: строго определенный комплекс составляющих ее УУД, их логическую последовательность и соотнесенность, необходимость полноценной сформированности и реализации каждого УУД как структурного компонента системного, технологического способа познавательной деятельности.

Покажем организацию учебного проекта учителем математики Бабаевской СОШ № 1 Вологодской области Т.Н. Глухих (по материалам дистанционного повышения квалификации учителей по программе «Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся», осуществленного под нашим руководством).

УУД № 1 (первый компонент проектной деятельности) – «Определение проекта и его качественных характеристик».

Тема программы – «Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда».

Учебный проект: изготовить макет городского перекрестка со всеми атрибутами. Название проекта – «Макет перекрестка».

Качественные характеристики проекта: а) атрибуты перекрестка (здания, элементы светофора, транспортные средства) должны иметь форму прямоугольного параллелепипеда; б) все модели атрибутов должны быть правильно и аккуратно выполнены (формы, размеры, роспись); в) макет должен обладать характеристиками по улучшению безопасности движения автотранспорта и пешеходов.

Практическая значимость проекта: его результаты будут использоваться как наглядное пособие при изучении правил дорожного движения учащимися школы. В процессе выполнения проекта учащиеся самостоятельно сделают параллелепипед (трехмерную фигуру), рассчитают площадь его поверхности и объем, тем самым подведут итог изучения темы «Параллелепипед». Так объединяется учебное и жизненное значение данного проекта.

УУД № 2 (второй компонент проектной деятельности) – «Планирование деятельности».

В процессе планирования предусматриваются следующие операции: а) определить количество элементов макета, их размеры; б) вырезать развертки; в) надрезать развертки по сгибам г) склеить параллелепипеды (элементы проекта); д) расписать все элементы; е) установить их на основании макета.

Планируется групповая работа с распределением заданий. В группе 6 человек: три ученика выполняют модели трех домов и трех транспортных средств и расписывают их; два ученика выполняют модели всех светофоров и расписывают их; шестой выполняет и расписывает основание макета.

Планируются консультации: а) по правильному выполнению плана перекрестка (с работником ГИБДД); б) по правильному выполнению разверток (с учителем математики); в) по качеству росписи элементов макета (с учителем ИЗО).

Осуществляется расчет времени: на уроке повторить тему «Параллелепипед, его площадь поверхности и объем» – 15 минут; после уроков – групповая работа по расчетам – 3 часа; индивидуальная работа дома – 4 часа. Определяются материалы и их количество: фанера, ватман (картон), краски, чертежные инструменты и др.

Предусматривается, что учащимся предварительно надо пройти наиболее опасные перекрестки в городе и зарисовать их план.

УУД № 3 (третий компонент проектной деятельности) – «Защита проекта».

Защита модели макета перекрестка и плана его качественного изготовления осуществляется в форме доклада с представлением рисунков, чертежей. Доклад поручается одному из учащихся с последующим добавлением информации другими участниками проекта. На доклад (на классном часе) отводится 7 минут. «Защита» заключается в ответах докладчика и других участников проекта на вопросы присутствующих одноклассников, учителей и работника автоинспекции. Оценка со стороны присутствующих осуществляется на основании того, как представленная модель и план действий отвечают качественным характеристикам проекта, которые вполне понятны пятиклассникам.

Учитель, приняв участие в подготовке доклада (консультация), предоставил самостоятельность действий детям во время доклада и ответов на вопросы.

УУД № 4 (четвертый компонент проектной деятельности) – «Выполнение деятельности».

Участники проекта старались выполнять намеченный план действий, чему содействовал учитель математики. Имелся важный стимул для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на точном выполнении разработанного плана: проект готовился для участия в районном конкурсе по правилам дорожного движения, а в дальнейшем – для использования его при повторении ПДД на классных часах.

При выполнении проекта встречались естественные затруднения, связанные с его содержанием: необходимо было точно соблюсти все пропорции элементов модели, сделать очень аккуратно чертежи. Но эти трудности были преодолены.

УУД № 5 (пятый компонент проектной деятельности) – «Рефлексивная оценка результата».

А. Участникам проекта с самого начала работы были представлены качественные критерии оценки продукта – макета перекрестка: 1) правильность и аккуратность выполнения развертки и модели параллелепипеда по его размерам и росписи; 2) правильность расчета площади поверхности параллелепипеда и его объема; 3) установка объектов и оформление макета перекрестка по современным правилам дорожного движения.

Все участники проекта научились строить развертки параллелепипеда. Аккуратно осуществляли роспись элементов макета. Самостоятельно сделали трехмерную фигуру – параллелепипед. Ребята научились рассчитывать площадь поверхности и объем параллелепипеда, закрепили знания правил дорожного движения и воплотили их в макете перекрестка (одобрен работником ГИБДД). Результаты соответствуют критериям качества продукта.

Б. Для оценки полноты структуры учебной проектной деятельности (отработки всех составляющих ее универсальных учебных действий) использовалась предложенная нами методика (табл. 1). Проектная деятельность осуществлена по всем ее компонентам; учащиеся прошли через процесс формирования всех составляющих ее УУД.

В. При оценке и самооценке самостоятельности детей в данной учебной проектной деятельности результат оказался на уровне «частичной самостоятельности» (по разработанной нами методике, которую мы здесь не приводим из-за ограниченности объема статьи). Такой результат для пятиклассников вполне удовлетворительный.

УУД № 6 (шестой компонент проектной деятельности) – «Презентация результата».

Продукт проектной деятельности был представлен в форме макета «Перекресток». Организация презентации в 5-м классе носила несложный характер: присутствовали учащиеся класса. Учитель произнес краткое вступительное слово о цели проектной работы, критериях оценки результатов, ознакомил с группами участников, трое из которых представили макет «Перекресток», рассказали о его содержании и практическом использовании в будущем. Важно, что все участники сообщили о расширении своего личного опыта: что поняли в процессе работы, чему научились (в том числе в ходе общения), что было наиболее интересно в выполнении проекта, как поощрялось стремление каждого из них находить свой способ работы.

Ученики, не участвовавшие в проекте, приглашались к обсуждению макета и его значения в расчете на появление у них желания выполнить свой проект.

Выводы:

1) важнейшей разновидностью познавательных УУД являются те УУД, которые составляют проектный способ познавательной деятельности;

2) первейшей задачей образовательного процесса в отношении проектной деятельности является освоение закономерной структуры учебной проектной деятельности в ее строгой логической последовательности универсальных учебных действий;

3) только после отработки учащимися этой закономерности в самостоятельной деятельности и на ее основе возможно переходить к творческому самостоятельному созданию конкретных, усложненных вариантов проектной деятельности (например, проектно-исследовательской).

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Е.С. Полат






Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Использование исследовательских методов Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Основные требования к использованию метода проектов


Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для данного проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованность ученика в работе.


Дать возможность ребенку развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей -осознание своей значимости и принадлежности; - знакомство с методами научной и творческой работы; - развитие познавательного интереса и любознательности; - обучение общению со сверстниками; - овладение опытом выявления проблем и выдвижения гипотез -осознание своей значимости и принадлежности; - знакомство с методами научной и творческой работы; - развитие познавательного интереса и любознательности; - обучение общению со сверстниками; - овладение опытом выявления проблем и выдвижения гипотез Проектная деятельность


Расширение кругозора детей и подростков в области новейших достижений; - выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях; - активное включение ребенка в процесс самообразования и саморазвития - расширение кругозора детей и подростков в области новейших достижений; - выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях; - активное включение ребенка в процесс самообразования и саморазвития - совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей, повышение эрудиции; - усовершенствование процесса обучения, воспитания и проф самоопределения - совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей, повышение эрудиции; - усовершенствование процесса обучения, воспитания и проф самоопределения


Ученик учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Структура деятельности учителя и ученика


Универсальные учебные действия, развивающиеся в процессе проектной деятельности 1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.


Универсальные учебные действия, развивающиеся в процессе проектной деятельности 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).


Универсальные учебные действия, развивающиеся в процессе проектной деятельности 6. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. 7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.


По характеру контактов Внутренние Региональные Международные По характеру контактов Внутренние Региональные Международные По количеству участников Индивидуальные Групповые По количеству участников Индивидуальные Групповые По продолжительности Краткосрочные Средней продолжительности Долгосрочные По продолжительности Краткосрочные Средней продолжительности Долгосрочные По объекту проектирования Социальные Психолого - педагогические Образовательные По объекту проектирования Социальные Психолого - педагогические Образовательные


Перечень возможных выходов проектной деятельности (продукт) Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций Праздник; Серия иллюстраций; Сказка; Справочник; Сравнительно- сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия. Система школьного самоуправления


Виды презентации проектов Деловая игра. Демонстрация видеофильма продукта, выполненного на основе информационных технологий. Игра с залом. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций... Научная конференция. Научный доклад. Отчет исследовательской экспедиции. Реклама. Ролевая игра. Соревнования. Спектакль. Спортивная игра.


Критерии выбора темы учебного проекта Наличие вопроса или проблемы Связь с личным миром ученика Учёт различных возможностей и потребностей учащихся (каждый из группы учеников должен найти в нем место) Возможность продуманной системы оценивания и поощрения (это залог успешности проекта) Актуальность (востребованной на сегодня) Ориентация на практическую применимость получаемых знаний, умений, навыков Связь хотя бы с одним школьным предметом, или интегрированная тема (объединение нескольких предметов) Обеспечивающей мотивацию и положительный эмоциональный настрой учеников; Доступность и посильность для ученика Обязательное содержание развивающей составляющей




Я должен научиться сам видеть проблемы в окружающей действительности и научиться находить способы их решения. Мой успех в жизни зависит не только от знаний, которые я получаю, но и от умения самостоятельно учиться. Причины внедрения проектной деятельности (путь к успеху через проектирование) Я хотел бы понимать зачем мне нужны знания, которые я изучаю, где и как я смогу их применить на практике.


Причины внедрения проектной деятельности (путь к успеху через проектирование) Я должен сам уметь разобраться в ситуации, проблемах, иметь самостоятельную точку зрения, которая, возможно, не всегда будет совпадать с точкой зрения моего Учителя или автора учебника. Я понимаю, что мой успех в жизни во многом зависит от моего умения общаться с людьми - если нужно, подчиниться руководителю, уметь быть лидером, быть общительным, уметь убеждать других и уважать чужое мнение. Мне необходимо постоянно учиться общаться с людьми.