Социальный статус человека. Социальные роли и статусы Смысл этой позиции социальная позиция

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

СВЕРХНОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫРАЖЕНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ

Р.С. НЕМОВ

Проводимая в настоящее время реформа школы требует интенсификации психологических исследований по формированию у школьников активной социальной позиции, выражающейся в кровной заинтересованности в государственных и общественных делах, инициативном, творческом отношении к труду : «Вся атмосфера обучения и воспитания в семье и школе, в трудовом коллективе, пионерской и комсомольской организациях должны быть проникнуты духом коллективизма, идейности, непримиримости к иждивенчеству, к равнодушию... . Между тем именно в психологии проблема активной социальной позиции личности до сих пор остается слаборазработанной. В других научных дисциплинах - философии, социологии и педагогике - имеются работы, посвященные активной социальной позиции (см., например, ), однако из-за отсутствия должной поддержки со стороны психологов ее исследования еще не настолько продвинулись вперед, чтобы обеспечить решение практических задач по формированию и развитию у школьников такой позиции. Со своей стороны психологи вряд ли в состоянии решить проблему, не опираясь на фундаментальные философские, социологические и педагогические знания. Проблема активной социальной позиции ни в целом, ни в основном не может быть решена только средствами психологии.

В психологическом исследовании активная социальная позиция выступает как особая форма деятельности коллектива или личности и решаются вопросы изучения механизмов ее формирования, диагностики и развития. Психологическим выражением активной социальной позиции являются мотивы, ценностные ориентации, нравственные ожидания, моральные установки, отношения, поступки и результаты общественно полезной деятельности субъекта - коллектива или личности, соответствующие тому, что не может быть им предъявлено как обязательное к исполнению, официально предписанное, т.е. нормативное в правовом смысле этого слова. Речь идет о таких мотивах, ценностных ориентациях, установках, отношениях и результатах деятельности, которые отвечают интересам общества, ради прогрессивного развития которого данная деятельность осуществляется. Эти высшие проявления общественно полезной деятельности мы называем сверхнормативными.

Сверхнормативная деятельность есть социально-психологическое выражение активной социальной позиции коллектива и личности. В теоретическом и экспериментальном исследовании сверхнормативной деятельности мы будем исходить из того, что ее психологическое изучение не может ни подменить, ни заменить собой исследования мировоззренческих и социальных основ активной общественной позиции. Приоритет и «последнее слово» в понимании и объяснении сверхнормативной деятельности как выражения активной социальной позиции принадлежит всему комплексу общественных наук.

Исходным моментом определения сверхнормативной деятельности и установления путей ее экспериментально-диагностического исследования служит

сама общественная практика. Это относится и к психологии, и к другим наукам, для которых предметом изучения является активная социальная позиция. Поиск собственно психологического теоретического, экспериментального и методического подхода к решению проблемы требует предварительного рассмотрения реальных жизненных проявлений активной социальной позиции личности и коллектива в истории становления и развития социалистических общественных отношений. Такое рассмотрение позволит уточнить определение сверхнормативной деятельности, разработать соответствующие ее природе методы исследования.

Одним из первых и наиболее ярких проявлений активной социальной позиции коллективом и личностью в нашей стране стали коммунистические субботники . Подчеркивая социальное и политическое значение того нового отношения к труду, которое проявилось в коммунистических субботниках, В.И. Ленин говорил: «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу» . Подлинно коммунистический труд «есть бесплатный труд на пользу общества, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам (курсив наш. - Р. Н .), даваемый без расчета на вознаграждение, без условий о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу...» .

Яркими проявлениями сверхнормативной деятельности в первые годы Советской власти помимо коммунистических субботников стали шефство передовых рабочих над отстающими, создание и распространение производственных коммун, ударных бригад, коллективных форм производственного самоуправления, принятие встречных социалистических обязательств и планов, добровольное повышение норм выработки и стахановское движение. В годы Великой Отечественной войны возникли такие новые формы сверхнормативной деятельности, как движение «тысячников», «фронтовые бригады», добровольные массовые отчисления от заработной платы в фонд обороны. Сразу же по окончании войны развернулось движение за повышение производительности труда на основе внедрения в производство достижений науки и техники. В 60-е гг. получило широкое распространение движение за коммунистический труд.

Формы общественно полезной социальной активности, в которых проявляется сверхнормативная деятельность советских людей, в настоящее время продолжают развиваться. Все они убедительно свидетельствуют, что по мере дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества сверхнормативная трудовая деятельность коллективов и личностей не только не исчезает, но приобретает новые, более соответствующие требованиям современности формы.

Обобщением социальной практики становления и развития коммунистического отношения к труду явились работы, посвященные теоретическим вопросам активной социальной позиции и общественно полезной деятельности школьников. А.А. Гусейнов, например, пишет о том, что активная социальная позиция предполагает такое внутреннее отношение к труду советского человека, когда он, исходя из своего гражданского долга, оказывается не только способным критически отнестись к достигнутому, но выбрать и следовать более совершенному общественному идеалу, более высоким, идущим в русле тех же самых ценностных ориентации целям . Ту же мысль - о том, что проявления сверхнормативной деятельности характеризуют более высокий уровень социально-психологического развития личности, подчеркивает Д.И. Фельдштейн: «Качественно новый исторический

уровень развития личности становится возможным именно на этапе развитого социализма… Главное здесь - это новый тип социальной активности, новый уровень сознания..., потребность самореализации не себя в обществе, а себя для общества» .

Рассмотрим некоторые принципиальные вопросы, относящиеся к проблеме сверхнормативной деятельности, решение которых определяет методологические рамки ее теоретического и экспериментального изучения. Один из них - вопрос о существовании качественно различных уровней регуляции социальной активности коллектива и личности. Из его решения вытекает одно из оснований для выделения сверхнормативной деятельности как особой, несводимой к другим формы общественно полезной работы.

Специалисты в области философии морали и права различают два вида социальных норм, соответствующие двум различным уровням социальной регуляции общественно полезной деятельности коллектива или личности: правовые и моральные. Правовые нормы в своем деонтическом содержании выражают обязательные требования, которым в своей социальной деятельности должны удовлетворять группы и индивиды, принадлежащие данному обществу. Правовые нормы рассматриваются как основа отношений, нормативно связанных с теми или иными правовыми актами. Нормы этого типа разрабатываются и утверждаются соответствующими инстанциями, существуют в виде законов, положений, уставов, уложений, инструкций, приказов и т.п. Отклонение от них обычно наказуемо и ведет к применению к нарушителю определенных санкций. Моральные нормы, в отличие от правовых, характеризуются меньшей категоричностью, менее выраженной формальной определенностью, меньшей императивностью и «санкционируемостью». Ценностно они связаны, как правило, с более высоким уровнем социальной, а именно нравственной регуляции поведения и соответствуют, скорее, не нормам как таковым, а нравственным ожиданиям.

Как критерий оценки деятельности коллектива или личности моральные ожидания опережают «правовую действительность». Их характерная черта состоит в том, что следующие им коллективы и личности опираются в своих действиях не на закон, а на собственную сознательность, чувство долга, высокую гражданственность, ответственность и требовательность. «Мораль зрелого социализма - это не «кодекс», обладающий качествами абсолютной завершенности, а процесс развития и совершенствования элементов истинной человеческой нравственности...» .

Мысль о том, что в регуляции социального поведения следует различать несколько уровней, высказывалась и обсуждалась неоднократно многими учеными, занимающимися проблемами личности и нравственности. В содержательную характеристику соответствующих уровней регуляции включалось отношение субъекта деятельности к существующим, узаконенным нормам. Их превышение рассматривалось как проявление социальной активности более высокого уровня, чем простое следование, не нарушение данных норм. П.А. Ландесман и Ю.В. Согомонов, например, назвали высший из уровней социальной регуляции поведения «сверхнормативным ярусом или сектором морального сознания» . Автор известной книги «Советский человек: формирование социалистического типа личности» Г.Л. Смирнов также пишет о недостаточности понятия нормы для решения проблемы многоуровневой регуляции социальной активности и выделения в ней более высоких и более низких уровней: «Норма выражает реальные отношения в специфическом виде - в виде требований общества к людям... Но нельзя упускать из виду, что реальные отношения несравненно богаче моральных и правовых требований, норм, и уже в силу этого невозможно ограничиться нормативными характеристиками» .

Для более точного обозначения разных уровней регуляции социальной деятельности, соответствующих правовым нормам и моральным ожиданиям, мы решили воспользоваться различными

терминами. Ту форму регуляции деятельности, которая связана с действием правовых норм, мы, как это и принято в большинстве работ, обозначили как нормативную, а ту, которая связана с функционированием и влиянием на поведение нравственных ожиданий - как сверхнормативную.

Использование в данном случае термина «сверхнормативная» требует пояснения. Все виды социальной деятельности личности или коллектива в своем регулятивном моменте так или иначе связаны с какими-то «нормами», выступающими для них в качестве эталона, образца. В этой связи употребление термина «сверхнормативная» несколько нарушает сложившуюся в социальной психологии традицию широкого использования понятия «социальная норма» (см., например, М.И. Бобнева ) и, естественно, порождает определенные трудности терминологического порядка. Однако их было бы больше, если бы тот вид социальной деятельности, которому посвящена данная статья, назывался иначе, чем «сверхнормативный».

Приведем некоторые дополнительные аргументы в обоснование данной точки зрения. Во-первых, развивающаяся социальная действительность ведет к появлению таких новых форм социальной деятельности, для которых еще не существует уже ставших, «узаконенных», обязательных для всех социальных норм. Именно таким в свое время было стахановское движение и многие другие, упомянутые выше, возникшие раньше или позднее примеры трудового энтузиазма, проявляемого советскими людьми.

Во-вторых, понятие «норма» характеризует принятые стандарты деятельности различных субъектов: общества в целом, организаций, групп, индивидов. То, что уже стало нормой для индивида или группы, может еще не быть нормой для организации и общества, как это, к примеру, характерно для указанных выше проявлений трудового энтузиазма отдельными коллективами и личностями. Более высокие нормы-стандарты социальной деятельности личностей, групп, коллективов и организаций по отношению к принятым другими людьми и общностями могут выглядеть как сверхнормативные. В этом плане различение нормативного и сверхнормативного необходимо для того, чтобы терминологически зафиксировать более прогрессивный характер деятельности одних личностей и социальных групп по сравнению с другими.

В-третьих, в ходе социально-психологического изучения регуляции деятельности возникает необходимость различения двух противоположных по нравственному содержанию форм отклонения поведения от принятых норм. Для характеристики одной из них в социальной психологии давно и широко используется словосочетание «отклоняющееся поведение», которое в сложившейся традиции его употребления имеет явно отрицательный оттенок, обозначает действия и поступки, не соответствующие норме, т.е. донормативные. В этой связи целесообразно выделить и обозначить как сверхнормативный вид деятельности, прямо противоположный по своему социальному смыслу отклоняющемуся поведению. Логика требует, чтобы он был назван сверхнормативным.

Общие, исходные теоретические положения социально-психологического исследования сверхнормативной деятельности как выражения активной социальной позиции личности или коллектива можно сформулировать следующим образом:

1. Только система общественных отношений, характерных для развивающегося социалистического общества и основанных на принципах коммунистической нравственности в массовом порядке порождает явление сверхнормативной деятельности. Именно в этой системе отношений следует искать ключ к глубокому пониманию происхождения, социальной и психологической сущности данной формы социальной активности личностей и коллективов.

2. Необходимым социально-психологическим условием для развития и проявления сверхнормативной деятельности личности или коллектива является их участие в деятельности более широких социальных общностей - больших социальных групп или организаций, где эти отношения уже построены

на ценностях и нормах коммунистической морали или по крайней мере имеются хорошие примеры таких отношений.

3. Сверхнормативная деятельность - сложное явление, которое имеет свои внешние и внутренние признаки - проявления и формируется в результате одновременного развития общих свойств субъекта, определяющих его активность, и специфических особенностей, связанных со зрелостью его нравственного сознания.

Рассмотрим, исходя из этих положений, основные проявления и возможные пути исследования сверхнормативной деятельности. Обратимся для этого к рисунку. На нем представлены виды, уровни регуляции, формы и проявления социальной деятельности, и среди них схематически задана область определения сверхнормативной деятельности, ее место среди других видов социальной деятельности, основные эмпирические проявления. Заштрихованная часть этой схемы включает систему основных понятий, в которых рационально (верхняя часть схемы) и операционально (ее нижняя часть) определяется сверхнормативная деятельность. Схема показывает место, занимаемое сверхнормативной деятельностью среди других видов социальной деятельности. С этой целью на ней представлены возможные виды, уровни регуляции и формы социальной деятельности.

Заметим, что не все виды и формы социальной деятельности могут называться сверхнормативными. К ней не относятся, например, общественно полезные формы социальной деятельности, ориентированные только на соблюдение правовых норм, и включаются те, которые связаны с нравственным уровнем регуляции. Это является еще одним аргументом в пользу обозначения обсуждаемого нами вида социальной деятельности как сверхнормативного.

Сверхнормативная деятельность эмпирически может проявляться во внутренних психологических характеристиках субъекта и вне его - в общении и результатах деятельности. Эти проявления сверхнормативной деятельности, в свою очередь, можно назвать субъектными, межсубъектными и объектными. Субъектные проявления сверхнормативной деятельности включают характеристики мотивационно-потребностной сферы, стимулирующие субъекта на повышенную общественно полезную активность, ценностные ориентации и морально-нравственные установки, взятые в их отношении к существующим правовым нормам и ожиданиям. Межсубъектные проявления сверхнормативной деятельности представляют собой разнообразные формы общения, порождаемого и поддерживаемого инициативой субъекта - коллектива или личности - с другими субъектами: коллектива с коллективом, коллектива с личностью, личности с коллективом, личности с личностью. Объектные проявления сверхнормативной деятельности - это практические субъекта, реальные результаты его общественно полезной деятельности, взятые в их предметном выражении и в отношении к целям общественного прогресса.

Рис. Виды, уровни регуляции, формы и проявления социальной деятельности

Различные проявления сверхнормативной деятельности у одного и того же субъекта могут совпадать и расходиться. Субъект, у которого внутренняя установка на проявление сверхнормативной деятельности уже образовалась, может не выявлять ее в реальных межсубъектных связях и в практических делах из-за отсутствия подходящих для этого условий. Межсубъектные и объектные проявления социальной деятельности со своей стороны могут внешне выходить за пределы существующих норм, т.е. казаться сверхнормативными, но в действительности побуждаться мотивами, отнюдь не соответствующими высоким нравственным идеалам. Возможность существования такого рода расхождений является основанием для выделения и изучения рассмотренных проявлений сверхнормативной деятельности как аналитически различных.

В качестве полноценного социально-психологического референта активной социальной позиции личности или коллектива их деятельность выступает тогда, когда налицо сосуществование и гармония всех трех сверхнормативных проявлений: субъектных, межсубъектных и объектных. Отсюда - следующие требования, которым должно соответствовать исследование, направленное на диагностику сверхнормативной деятельности:

1. Как феномен сверхнормативную деятельность коллектива или личности всегда следует оценивать комплексно, принимая во внимание все три возможных ее проявления: субъектное, межсубъектное и объектное.

2. Для дифференциальной оценки каждого из этих проявлений могут применяться различные методики. Но они должны позволять оценивать не столько отдельные проявления сверхнормативной деятельности, сколько весь феномен в целом. С этой целью в комплексе частных методик, предназначенных для изучения и оценки отдельных проявлений сверхнормативной деятельности, должна быть предусмотрена возможность интегрирования получаемых индексов отдельных проявлений в единый показатель, позволяющий судить о том, в какой мере у данного субъекта сформирована сверхнормативная деятельность как выражение его активной социальной позиции.

3. В комплекс диагностических методик, предназначенных для исследования сверхнормативной деятельности, должны входить экспертные оценки, экспериментальная методика и анализ результатов деятельности. Каждая из них имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга и взаимно компенсируют недостатки, которыми обладает каждая из этих методик, взятая в отдельности.

4. При диагностике сверхнормативной деятельности обязательно должны учитываться имеющиеся нормы, так как без них само понятие сверхнормативной деятельности теряет смысл. Предварительное определение нормы выступает поэтому как необходимое и основное условие правильной диагностики деятельности как сверхнормативной.

В процессе выявления норм деятельности изучаемого субъекта - коллектива или личности - возникает ряд сложных вопросов, ни один из которых пока не имеет вполне удовлетворительного решения. Среди них следующие два: 1. Какое из определений нормы среди имеющихся в социально-психологической литературе в данном случае использовать? 2. Как понимать и определять норму по отношению к разным субъектам и различным проявлениям сверхнормативной деятельности? Признавая принципиальную необходимость решения этих и многих других, связанных с диагностикой норм, вопросов, нахождения удовлетворительного, теоретически основательного и эмпирически реализуемого ответа на каждый из них, мы в данной статье выскажем лишь некоторые соображения по этому поводу, оставив окончательное решение проблемы на будущее.

Нормой для субъективных проявлений сверхнормативной деятельности могли бы, например, стать статистически взвешенные результаты исследования обычных ценностных ориентации, мотивов и потребностей, установок и убеждений у многих субъектов -

коллективов или личностей, сверхнормативная деятельность которых интересует исследователя. При выявлении норм оценивания деятельности как сверхнормативной необходимо будет, вероятно, принимать в расчет два вида существующих норм: институциональные и конвенциональные. Первые обычно определены и закреплены формально (например, плановые задания и нормы выработки на промышленных предприятиях или в учреждениях), вторые приняты общим согласием людей, составляющих данную общность. Для каждого из проявлений сверхнормативной деятельности могут, таким образом, существовать два различных показателя, в основу одного из которых положена институциональная, а в основу другого - конвенциональная норма.

Что же касается эмпирической процедуры выяснения и способов практической оценки норм, то они в каждом конкретном случае должны устанавливаться в зависимости от особенностей субъекта деятельности и условий его существования. Развернутый ответ на вопрос о том, как в каждом конкретном случае практически выяснять и оценивать норму, может быть получен только в итоге специальных исследований.

Схема, изображенная на рисунке, показывает, что общественно полезная деятельность связана с двумя уровнями социальной регуляции: нормативно-правовым и морально-нравственным. С донормативным уровнем регуляции соотносится социальная деятельность, которой соответствует отклоняющееся поведение .

Выскажем несколько предположений, которые можно положить в основу экспериментально-диагностических исследований сверхнормативной деятельности. По-видимому, существуют внутренние условия, помимо внешней ситуации предрасполагающие субъекта к сверхнормативной деятельности. Они, вероятно, представляют собой специфическое сочетание положительных устойчивых психологических качеств субъекта деятельности. Можно, например, предположить, что проявление личностью сверхнормативной деятельности будет коррелировать с наличием у нее таких достоинств, как развитое чувство долга, совесть, ответственность, коллективизм, трудолюбие. Свой вклад в субъектное проявление сверхнормативной деятельности могут внести развитый мотив достижения, адекватная самооценка, внутренний локус контроля и другие мотивационно-динамические характеристики, побуждающие субъекта к повышенной социальной активности. При этом должен существовать и сильный внутренний нравственный контроль соответствующей деятельности. То же самое можно ожидать и в отношении коллектива как субъекта деятельности; здесь внутренней предпосылкой для сверхнормативной деятельности могла бы стать развитость специфических межличностных отношений, характеризующих уровень социально-психологической зрелости коллектива.

При изучении межсубъектного проявления сверхнормативной деятельности необходимо включение субъекта в реальное взаимодействие с другими - общение, в котором ему предоставляется возможность осуществления самостоятельного нравственного выбора: ограничиться ли в своих действиях по отношению к другому субъекту соблюдением только официально установленных норм, или, взяв на себя дополнительную ответственность, реализовать сверхнормативную деятельность. Поскольку речь идет о реальных поступках и действиях, то лучше всего для данной цели может подойти естественный эксперимент.

Объектные проявления сверхнормативной деятельности можно исследовать через анализ результатов общественно полезного труда коллектива или личности. Если, например, изучаются производственные коллективы, то там исследование данного проявления сверхнормативной деятельности провести сравнительно легко, так как производственная деятельность обычно точно нормирована. Для таких коллективов

почти всегда существуют установленные законом качественные, количественные и номенклатурные нормы.

Обсудим еще один важный теоретический вопрос. Он касается отличий понятия сверхнормативной деятельности от близких к нему понятий надситуативной активности, наднормативной активности и ответственности. Понятие надситуативной активности введено и операционально представлено в работах В.А. Петровского (см., например, ), а понятия наднормативной активности и ответственности раскрыты в публикациях А.К. Дусавицкого и К. Муздыбаева . Их мы и будем иметь в виду, приступая к сравнительному анализу.

Надситуативная активность экспериментально изучалась В.А. Петровским как проявление индивидуальной творческой активности субъекта при решении интеллектуальных сенсомоторных задач игрового типа. Ее мотивом в соответствующем эксперименте выступил специфический мотив риска, стимулированный непосредственным интересом к предмету деятельности - задаче. Мотивация надситуативной активности рассматривалась автором в отвлечении от влияний непосредственного социального окружения и значения выполняемого индивидом задания для окружающих людей, коллектива и общества в целом. При исследовании проявлений сверхнормативной деятельности ее субъект будет нами пониматься как обязательно включенный во взаимодействие с другими субъектами. Мотивационной основой сверхнормативной деятельности является не мотив риска не непосредственный интерес к предмету деятельности, а чувство долга перед людьми, значение выполняемой деятельности для коллектива и общества в целом. Понимание механизмов происхождения, формирования и развития сверхнормативной деятельности невозможно без учета влияний социального окружения. Сказанного нам кажется достаточно для того, чтобы сверхнормативную деятельность и надситуативную активность рассматривать как два различных, несводимых друг к другу и невыводимых друг из друга феномена.

Рассматривая понятие наднормативной активности, А.К. Дусавицкий пишет, что «существование наднормативной активности отражает противоречие между двумя различными целостностями: личностью и коллективом» . Он понимает наднормативную активность как проявляющуюся «за пределами необходимости, обусловленной целями совместной кооперативной деятельности» [там же]. Из сравнения приведенных высказываний, относящихся к наднормативной активности, с данным выше определением сверхнормативной деятельности следует, что эти феномены различны. Сверхнормативная деятельность по определению не может выходить за пределы необходимости, обусловленной целями кооперации, так как она ориентирована на более эффективную реализацию именно этих целей. Социальным источником сверхнормативной деятельности не могут быть противоречия между коллективом и личностью, а следствием - нарушение системы кооперации. Сверхнормативная деятельность не нарушает, а созидает, не разобщает или разъединяет, а соединяет и сплачивает личность с коллективом, поскольку именно в ней утверждаются подлинно коллективистские принципы человеческих взаимоотношений, соответствующие интересам как коллектива, так и личности.

Анализируя понятие ответственности, К. Муздыбаев пишет: «Все виды ответственности объединяет то, что они представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта» со стороны общества или его самого. «В первом случае ответственность отражает подотчетность субъекта в плане реализации им требований общества или его институтов с последующим применением санкций в зависимости от степени его вины или заслуг» [там же]. «Во втором случае ответственность отражает отношение к должному самого субъекта...» [там же]. Характеризуя социальную ответственность как свойство личности, К. Муздыбаев считает, что она включает в себя выполнение индивидом определенных

обязанностей; «виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность, т.е. обнажают общественную ее сущность...» [там же; 25]. Соотнося социально ответственное поведение со сложившимися нормами, К. Муздыбаев следующим образом уточняет свою позицию: «Мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности» [там же].

Итак, мы имеем перед собой достаточно четкое социально-психологическое определение социальной ответственности, данное через понятие контроля, подотчетности субъекта, ориентации на требования и нормы общества, применения санкций, должного, круга обязанностей, склонности придерживаться принятых социальных норм. Сравнивая это определение с дефиницией сверхнормативной деятельности, мы усматриваем следующие различия между ними. Во-первых, сверхнормативная деятельность не предполагает ни внешнего контроля, ни подотчетности субъекта, ни применения к нему санкций в случае отсутствия с его стороны соответствующей активности. Во-вторых, сверхнормативная деятельность выражается не столько в склонности придерживаться общепринятых социальных норм, сколько в следовании им, сопровождающемся обязательным стремлением превзойти существующие нормы, ставить и достигать нравственно более высокие цели.

В настоящее время уже создана методика, предназначенная для исследования и диагностики сверхнормативной деятельности, и продолжается работа по ее совершенствованию. Ее описание и результаты работы по ней составят предмет наших дальнейших публикаций.

1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 40.

2. В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей. 4 декабря 1919 года. - Полн. собр. соч. Т. 39.

3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. - М., 1984.

5. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. - 286 с.

14. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984. - 201 с.

15. Петровский В. А. К психологии активности личности. - Вопр. психол. 1975. № 3. С. 26-38.

16. Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. 3-е изд. - М., 1980. - 464 с.

17 Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания. - Вопр. психол. 1984. № 2. С. 43-51 .

Поступила в редакцию 6. VII 1984 г.

Психологический анализ управленческой деятельности каждой организации (в широком понимании этого слова) требует рассмотреть каждого работника в тесной взаимосвязи с теми группами, организациями, в состав которых он входит. Каждый работник, будучи членом какой-то социальной группы, организации, занимает ту или другую позицию в управленческих отношениях. Социальная позиция работника обусловлена прежде всего его профессионально-квалификационными характеристиками и функциональными обязанностями.

В каждой организации (например, предприятии) чётко разделяются позиция директора, начальника цеха, мастера, бухгалтера, работника отдела технического контроля и простого рабочего.

В зависимости от того, какое участие личность-работник принимает в общественной жизни, в зависимости от выполняемых функций в общественных организациях, можно выделить также соответствующие определенные позиции.

Понятие "позиция личности" предложил известный австрийский психолог А. Адлер, основатель индивидуальной психологии. Он называет своё учение "позиционной психологией".

Понятие "позиция личности" употребляют в отечественной и западной литературе, тем не менее описывают его по-разному.

Очень часто это понятие отождествляют с понятием "роль", "статус" "отношение", "установка", "ценностные ориентации".

Можно выделить два наиболее общих подхода к пониманию позиции.

В соответствии с первым подходом (социологическим), под позицией понимают что-то внешнее к личности, то место, которое она занимает в системе отношений определенной социальной структуры.

Чешский психолог Ф. Якубчак пишет, что позиция характеризует место личности, класса или категории людей в общественной структуре относительно других людей.

И. Кон рассматривает позицию как социальное положение личности, её место в социальной структуре (В. Селиванов, А. Глоточкин употребляют понятия позиции в значении роли).



Во втором подходе (психологическом) позицию рассматривают как внутренний компонент, который относят к структуре личности. В частности, Б. Ананьев исходит из того, что позиция личности является сложной системой отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей.

В. Мясищев связывает понятие "позиция" с системой отношений личности, указывая, что психологическое отношение выражает активную выборочную позицию личности, которая определяет индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков.

По мнению Л. Божович, позиция - это система внутренних мотивов, потребностей, стремлений ("внутренняя позиция"), которые предопределяют определенную структуру отношения человека к действительности, к окружению и к самому себе.

Именно с позиции, считает Б. Паригин, начинается тот структурный пласт психики, который характеризует личность уже не как объект, а как субъект социальных отношений (собственной жизни).

Каждую позицию личности в том или другом производственном коллективе организации всегда анализируют соответственно другим позициям. То есть, имеется соответствующая взаимосвязь между людьми, которые находятся в связанных между собою позициях (например, нет позиции генерала без армии, директора без предприятия и т.п.).

Понятие "позиция" тесно взаимосвязано с понятием "социальная роль". В процессе их анализа нужно обратиться к ролевой теории, которую разрабатывали О. Бодалёв, И. Кон, Э. Кузьмин, Б. Паригин.

Определим, что такое "социальная роль". В психологической литературе можно найти много интерпретаций этого понятия.

Мы будем рассматривать социальную роль как нормативную систему действий, которую можно ожидать от индивида соответственно его социальной позиции (положения), места в конкретной системе социальных отношений.

Как отмечает Р. Шакуров, ожидание или образ поведения предопределяются как организационно-техническими, так и социальными факторами производства: "Организационно-технические притязания непосредственно диктуются оборудованием, технологией и конечным продуктом деятельности организации, в которой находится работник. Социальные притязания исходят от людей, которые окружают индивида. Они являются как бы отображением в общественном сознании организационно-технических условий деятельности и представляют собой идеальную модель социальной роли".

Например, работник какой-то бригады или отдела, будучи членом этого коллектива, должен исполнять определенные обязанности, то есть должен действовать соответственно тем правам и обязанностям, которые составляют образ его поведения. Эти ролевые притязания выходят не только от первичного коллектива (бригады, отдела), а от всего коллектива предприятия и от общества в целом.

Заметим, что на ролевых притязаниях, которые выходят от конкретных людей, групп или общностей, ярко обнаруживаются их социально-психологические особенности. Например, на групповом уровне эти притязания будут зависеть от соответствующих групповых ценностей, традиций, интересов и могут отличаться даже в границах одного предприятия. Соответственно этому осуществляется ролевое взаимодействие в системе неформальных отношений в коллективе.

В системе формальных отношений работник не должен нарушать технологию производства, правила безопасности, дисциплину труда. Если его деятельность отвечает ожидаемым образцам, то её считают успешной и работник выполняет свою профессионально-функциональную роль. Детальнее рассмотрим официальную функциональную роль личности в коллективе.

Как отмечает В. Афанасьев, управление людьми означает решение следующих задач:

Правильное определение социальной роли каждого работника и его места в производстве, коллективе;

Усвоение каждым работником предназначенной ему социальной роли;

Обеспечение выполнения каждым работником своей социальной роли.

Функциональная роль каждого участника трудового коллектива определяется должностными инструкциями, в которых отмечается задача и цель определенной работы, обязанности и права работников, виды их официальных взаимодействий с другими членами коллектива (мастером, директором).

Понятная и чёткая должностная инструкция обеспечивает основу для понимания своей функциональной роли каждым работником. А нечёткость инструкции приводит к отрицательным последствиям в деятельности работающих.

Вместе с тем по должностной инструкции должна предполагаться и некоторая самостоятельность, чтобы обеспечить творческий процесс работы.

В целом учёные делают акцент на оптимально равные детализации разных должностных инструкций, поскольку от качества этих инструкций зависят производственные показатели работников и межличностные отношения.

По словам Г. Предвечного и Ю. Шерковина, ролевое поведение личности можно рассматривать как функцию двух переменных - социальной роли и "образа Я".

Качество выполнения той или другой социальной роли зависит от того, насколько человек понимает её специфику и в какой мере эту роль он принимает и усваивает, то есть интернализует. Как заметила И. Кон, "интернализованная роль - это внутреннее изучение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению соответственно его обязанностям".

В аналогичном понимании Б. Паригин употребляет понятие "привлечение в деятельность". Он отмечает, что это привлечение "характеризуется определенной мерой соответствия или несоответствия внутреннего психического состояния, расположения духа личности в целом тем притязаниям, которые к ней предъявляют". Интернализация работниками своих официальных ролей в производственном коллективе предусматривает прежде всего понимание и принятие целей определенного коллектива; согласование с этими целями собственных целей.

Эффективность выполнения социальной роли работником обусловлена также и особенностями самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. Бывают ситуации, когда субъективное понимание и оценка личностью отдельных элементов своей функциональной роли не полностью отвечают притязаниям коллег (то есть не совпадают).

С. Безсонов проводил исследования, сопоставляя две оценки:

Субъективное представление работников о свойствах личности, которые необходимые им для успешного выполнения должностной роли;

Соответствующие ролевые "эталоны" (эталон менеджера, руководителя отдела и т.п. и их особенности).

В результате исследований было выявлено, что разница этих двух оценок колеблется в границах 60-30 % . Анализ особенностей, понимание личностью своей должностной роли и её коррекция могут быть использованы с целью оптимизации управления.

Важной является также проблема влияния роли на психологические особенности. Соответственно главным принципам психологии о единстве сознания и деятельности, психологические свойства личности одновременно обнаруживаются и развиваются в процессе её деятельности. Социальная деятельность человека является стержневой, ведущей характеристикой личности. Особенности трудовой деятельности и индивидуального стиля работы, влияя на свойстве личности, могут привести к так называемой профессиональной деформации.

Как свидетельствуют экспериментальные данные, иногда те или другие профессиональные роли настолько входят в сознание людей, что становятся преградой для принятия других ролей, даже в мысленной ситуации. В частности, в экспериментах Г. Гомелаури исследуемые (прокуроры и адвокаты, то есть лица с противоположными профессиональными ролями) сначала должны были оценить правонарушения с позиции своей роли, а потом с противоположной. Оказалось, что некоторые исследуемые не могли справиться с задачей, которая состояла в оценивании поступков с позиции противоположной роли.

Чтобы успешно выполнять профессиональные роли, необходимы не только знания и понимание должностных инструкций, а также важна моральная готовность принять определенную роль и активность относительно её выполнения. Тогда официальные ролевые притязания подкрепляются соответствующими притязаниями человека к самому себе. Нужно в особенности акцентировать внимание на значении ответственности как свойства личности, которое определяет её отношение к своим функциональным обязанностям.

Ответственность личности всегда имеет социальный характер, поскольку представляет собой ориентацию на выполнение определённых социальных притязаний, норм и образцов поведения соответственно его месту в системе общественного отношения.

Ответственность является средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет необходимое на своё усмотрение, "сознательно и добровольно", отмечал К. Муздибаев.

К. Муздибаев проводил интересные исследования. С помощью специальной шкалы были отобраны "рабочие более ответственные" (196 человек) и "менее ответственные" (161 человек). Оказалось, что "рабочие более ответственные" лучше осознают выполнение производственных обязанностей, чем "менее ответственные". Это сказывается и на их поведении. В частности, случаи невыполнения своих обязанностей характерны для "менее ответственных". Они меньше проявляют готовность помочь коллегам, не проявляют заинтересованности в делах коллектива, чаще нарушают дисциплину.

В целом была установлена положительная корреляция между социальной ответственностью и их поведением как в сфере производства, так и в повседневной жизни.

Исследование К. Муздибаева обнаружили также разные уровни осознания работниками отдельных видов должностных обязанностей. Одни из этих обязанностей субъект осознает как нераздельные с их социальной ролью и собственным "Я", а другие - как периферические, которые не задевают их "Я". Отсюда и разная степень реализации обязанностей: то, что лучше осознаётся, лучше и выполняется.

Отсюда можно выделить разные модели ответственности работников (от высокого осознания и выполнения производственных функций к осознанию и реализации лишь части из них).

Укажем, что основы ответственности закладываются и формируются в детском (подростковом) возрасте.

Материалы исследования Н. Бахаревой и Э. Ширяева удостоверяют, как особенности семьи (трудовые нормы, ролевая структура, стиль руководства, характер взаимоотношений) влияют на формирование у школьников разных типов отношения к труду.

И подытоживая, заметим, что для формирования работника нового типа (ответственное, дисциплинированного, творческого) необходимо прежде всего создание возможностей для эффективного выполнения своих ролей, которые определяются особенностями производственной и общественной деятельности. Решение задач оптимизации взаимодействия личности и этих ролей начинается с профориентационной работы и профотбора. Далее - управление процессами трудовой адаптации личности. На всех этих этапах необходимы соответствующие управленческие стимулы, которые бы оказывали содействие производственной и общественной активности работающих.

Сделаем выводы. Слово "роль" взято из театра. Здесь оно означает своеобразный распорядок действий, характерных для тех, кто занимает определенную социальную позицию. В этом случае понятия "позиция" мы употребляем в социологическом значении, как что-то внешнее для личности; это место, которое личность занимает в системе отношений определенной социальной структуры (это социальное положение личности, её место в социальной структуре).

Есть и психологический подход к определению понятия "позиция". Это внутренний компонент, который относится к структуре личности, это избирательность, которая определяет индивидуальный характер деятельности в отдельных случаях.

Таким образом, социальная роль - это набор норм, которые означают, как должен вести себя человек определенного социального статуса или занимающего определенную социальную позицию.

Социальную роль нужно понимать как способ реализации социальной деятельности через определенные поступки личности, её поведение (отвечает на вопрос "как она это делает?").

Роль - это характеристика личности как члена коллектива, социальной организации, общества в процессе общения. Прежде всего она отображает привлечение личности к деятельности конкретной организации, выполнение в ней определенных функций и обязанностей.

Учитывая это, мы ведем речь о важности усвоения функциональных ролей, которое осуществляется в процессе усвоения должностных инструкций. Также очень важно для эффективности выполнения той или другой роли её усвоение, то есть интернализация. Эффективность выполнения социальных ролей работников обусловлена также и особенностями их самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. Не всегда эта самооценка отвечает притязаниям коллег. Важной является также проблема влияния профессиональных ролей на психологические особенности личности (может привести к профессиональной деформации). Для успешного выполнения профессиональных ролей также важное значение имеет моральная готовность принять определенную роль и её активность, если соответствующие ролевые притязания подкрепляются соответствующими притязаниями человека к самому себе.

Особое значение, как утверждают исследователи, имеет такое свойство личности, как ответственность.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)