Объективность, глубина познания, количество исследователей, влияние на общественное сознание и полезность. Каковы основные черты большой науки? Основные признаки науки, характерные черты Основные черты большой науки таблица примеры

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Наука – одна из форм общественного сознания. За две с половиной тысячи лет своего существования нау­ка превратилась в сложное, системно организованное образова­ние с четко просматриваемой структурой. Основными элемен­тами научного знания являются:

1) твердо установленные факты;

2) закономерности, обобщающие группы фактов;

3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изу­чаемых объектов;

5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Выделяют следующие функции современной науки :

1) описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;

2) систематизирующая – встраивание объективных знаний в систему;

3) объяснительная – объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;

4) производственно-практическая – возможность применения полученных знаний на практике;

5) прогностическая – возможность научного предвидения явлений в будущем;

6) мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира.

Соотношение науки и вненаучного знания. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем по­нятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это существует немало видов знания, источником которых явля­ется не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное , понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное , выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное , несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное , сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения (лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.);


6) антинаучное , утопичное и сознательно искажающее представление о действительности;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

8) обыденно-практическое знание - элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его первой особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания;

9) игровое познание , которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения;

10) личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.

11) народная наука , которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

12) вера - важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и эле­мент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосред­ственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положе­ний, норм, истин. Вера проявляется в состоя­нии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения, требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.

Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками :

1) научное знание характеризуется систематичностью , а также логической выводимостью одних знаний из других;

2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их свое­образные аналоги - идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);

3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фикса­ция и предъявление строгих требований к методам познания;

4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка , четко фиксирующего смысл и значение по­нятий;

5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познаю­щего субъекта, безусловную воспроизводимость;

6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы , по ко­торым эти явления существуют.

В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.

В XIX в. в связи с успехами естествознания наука начала доминировать в культуре и мировоззрении. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, который продолжается до настоящего времени. Суть конфликта – борьба за право обладать истиной в последней инстанции. В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.

Антисциентисты считают, что наука (научное познание), безусловно, является одной из форм по­стижения бытия, но она выражает собой лишь ог­раниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не каса­ется бытия в целом. Наука не может претендовать на «чистое» описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит предпо­сылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных мето­дик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, согласно антисциентизму , наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпрета­ции) мира.

Классификация наук. К настоящему времени наука превратилась в весьма слож­ную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации - дисциплинарный. Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку - в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем в системе «разделения труда» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по от­ношению ко всем прочим разделам научного знания, - математи­ка, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д. Их пред­метная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли ме­тодологической основы научного познания.

По предметному своеобразию все научные дисциплины де­лятся на три большие группы: естественные, общественные и технические.

Предметная область естественных наук (физики, химии, био­логии, геологии и др.) охватывает все доступные человеку при­родные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей.

Общественные науки имеют дело с той частью бытия, которая включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные органи­зации и институты и т.д. В совокупности общественных наук принято выделять соци­ально-научные и гуманитарные дисциплины . Разделение это не строгое и не однозначное, но тем не менее имеющее под собой серьезное основание.

Социально-научные системы знания (эконо­мика, социология, политология, демография, этнография, антро­пология) ориентируются на стандарты естественных наук. Эти науки предпочитают иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами иссле­дования. Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук яв­ляются, как правило, тексты (в широком смысле этого слова) - исторические, религиозные, философские, юридические, рисован­ные, пластические и т.д. Поэтому методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диа­лог с его автором. Рождающиеся в результате такого диалога ин­терпретации текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксирован­ных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разу­меется, быть строго однозначными.

В дисциплинарной структуре научного знания особое место занимают науки технические . К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований - техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная сто­роны человеческой деятельности. Главной особенностью технических наук считается то, что конечной их целью выступает не по­знание истины о природных процессах, а эффективное использо­вание этих процессов в производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть технического знания может быть отнесена к разряду прикладного , которое принято отличать от зна­ния фундаментального .

Соотношение фундаментальных и прикладныхнаукобычно выражают противопоставлением «знания, что» «знанию, как». За­дача прикладных наук - обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его конечный продукт до по­требителя.

С превращением науки в непосредственную производи­тельную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общест­венного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и при­кладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лабо­ратории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потреб­ностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-техни­ческого прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
Приведем некоторые данные, характеризующие совре­менную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие вы­сокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современ­никами.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч жур­налов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, соз­данных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появле­ния нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы по­лучил дальнейшее развитие.
Наибольшую значимость приобретают исследования, на­правленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использова­ние и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организацион­ных.
Приведем некоторые примеры исследовательских реше­ний важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской пре­мии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало извест­но многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, сред­ствах связи и других сферах, потребовала перехода на со­вершенно новые технологии, которые прежде не существо­вали ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и про­изводства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электрон­но-вычислительных машин, информатика.
Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной на­уки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести по­пытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурент­ной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследова­ний.
Продуктивное развитие науки требует оптимального со­четания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (напри­мер, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и не­большой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований совре­менной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
Современная наука дифференцированна. Она насчиты­вает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообра­зием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся ис­следовательским областям. Дифференциация научного зна­ния должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий син­теза знаний».
В минувшем веке отечественная наука заняла лидирую­щие позиции в мире по ряду ведущих направлений: косми­ческие исследования, квантовая физика, математика и др.
В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государст­венные структуры не обеспечивают быстрого и эффективно­го использования новейших инновационных разработок рос­сийских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Пре­одоление этих трудностей - ближайшая задача государст­ва, коллективов ученых и общества в целом. Главное - по­высить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирова­ние науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производ­ственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления раз­вития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриально­му, информационному обществу, который был бы невозмо­жен без новейших научных достижений.


Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.

Георг Гегель (1770-1831), немецкий философ, основоположник диалектики, сформулировал основные признаки, определяющие науку :

1) существование достаточного объема опытных данных;

2) построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные;

3) возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.

Перечисленные признаки содержатся и в современном определении науки : наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Выделяют следующие функций науки :

1. описательная - выявление существенных свойств и от­ношений действительности;

2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;

3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;

4. производственно-практическая - возможность примене­ния полученных знаний в производстве, для регуляции обще­ственной жизни, в социальном управлении;

5. прогностическая - предсказание новых открытий в рам­ках существующих теорий, а также рекомендации на будущее,

6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в су­ществующую картину мира, рационализация отношений чело­века к действительности.

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты:

Характерные черты науки:

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - сообщает знания, истинные для универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ - изучает различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки- однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ- наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ- новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

КРИТИЧНОСТЬ - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.



ДОСТОВЕРНОСТЬ - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

ЧУВСТВЕННОСТЬ - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанный пар:

универсальность - фрагментарность, преемственность - критичность,

общезначимость - обезличенность, достоверность - внеморальность,

систематичность - незавершенность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые формы, методы исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

4. Структура, уровни и формы научного познания.

За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:

ü твердо установленные факты;

ü закономерности, обобщающие группы фактов;

ü теории, как правило, представляющие собой знания сис­темы закономерностей, в совокупности описывающих не­кий фрагмент реальности;

ü научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное един­ство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора, фундамент науки - это, конечно, установлен­ные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, эксперимен­тов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязатель­ными. Это - эмпирический, т. е. опытный базис науки. Коли­чество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Есте­ственно, они подвергаются первичному эмпирическому обобще­нию, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.

Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономер­ности обычно мало что объясняют. Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэв-ристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений науч­ного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне по­знания - теоретическом .

Эмпирический уровень научного познания предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер­вичная систематизация).

Теоретический уровень научного познания связан с объяснением, обобщени­ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Кроме того, принято различать еще один уровень научного познания, который носит прикладной характер - производственно-технический - проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, проклады­вая путь развитию техники.

К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории , а также идеи, принципы, категории и законы – важнейшие элементы теоретических систем.

Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез , с помощью которых исследова­тель пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза представляет собой всякое предположение, до­гадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или лож­ность которого еще не установлены. Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюде­нии ряда правил - требований:

1. Предлагае­мая гипотеза не должна противоречить известным и проверен­ным фактам.

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям (так, после открытия закона сохранения и превраще­ния энергии все новые предложения о создании «вечного дви­гателя» просто не рассматриваются).

3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экс­периментальной проверке (хотя бы в принципе).

4. Максимальная простота гипотезы.

Таким образом, любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фак­тами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, сис­тематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опро­вергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация - про­цедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты экс­перимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая даль­нейшее развитие знаний. В противном случае отказа от пер­вой гипотезы не происходит.

Верификация - процесс установ­ления истинности гипотезы или теории в результате их эмпи­рической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо вери­фицированных фактов.

По­сле того, как гипотеза проверена и доказана, она приобретает характер теории - систе­мы истинного, уже доказан­ного, подтвержденного знания о сущности явлений. Теория – это высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структу­ру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимо­отношение всех его элементов, сторон и связей. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи.

Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объ­ектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объек­тов и поэтому всегда дают неполную картину действительнос­ти. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от раз­работки или усвоения теории к се применению на практике.

Главные элементы теории - ее принципы и законы . Прин­ципы - наиболее общие и важные фундаментальные положе­ния теории. Как обобщающий результат предыдущего позна­ния в данной теории принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных по­сылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные ас­пекты содержания каждого принципа раскрываются в совокуп­ности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают «механизм» их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в фор­ме теоретических утверждений объективные законы (т.е. об­щие и необходимые связи изучаемых явлений, объектов, про­цессов). Категории науки - наиболее общие и важные поня­тия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучае­мой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, научное предвидение.

Теория - одна из наиболее устойчивых форм научного зна­ния. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей степени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее. Но и тео­рии подвержены количественным и качественным изменени­ям. Вслед за изменением фактического, эмпирического бази­са теории, накоплением новых фактов ее законы уточняются или дополняются новыми. В конце концов, изменения затра­гивают и фундаментальные принципы теории. Переход к но­вому принципу - по существу переход к новой теории. Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в сово­купности ряда, вернее множества теорий. Изменения в наибо­лее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания; в результате происходит науч­ная революция. Известные научные революции связаны с име­нами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.

Современная наука, на­зываемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечени­ем ученых в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на инду­стриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребно­стями совершенствования, обновления техники и технологии.

Особенности, свойственные «большой науке»: 1) резко возросшее число учёных . В конце XVIII века их было около тысячи, в середине XIX века - 10 тысяч, в 1900 году - 100 ты­сяч, к концу XX века - свыше 5 миллионов. Около 90 % всех ученых, когда-либо живущих на Земле, являются нашими современниками;

2) рост научной информации, информационный взрыв. В XX сто­летии мировая научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. В 1800 году в мире было 100 научных и технических журналов, в 1850 - 1000, в 1900 - 10 тысяч, в 1950 - 100 тысяч, к концу XX века -несколько сот тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.

3) изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом.

4) превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятель­ность не была главным источником их материального обеспечения. В 2009 году расходы на науку составили в России 21,7 млрд дол­ларов, в США - 389,2 млрд, что составляет 35 % мировых расходов на науку. Наука является теперь приоритетным направлением в деятельно­сти государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества.

Важной проблемой современной науки является вопрос об ответст­венности ученых перед обществом. Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин, она детерминирована социальными, экономическими и тех­ническими факторами. Действительно, основой познания, в том чис­ле и научного, является практика, потребности материального и ду­ховного производства. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внима­ние уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Практика в процессе научного по­знания выполняет следующие основные функции: - является источником научного познания - выступает как основа научного познания, его движущая сила. - служит целью научного познания - является критерием истинности научного знания.

28.Современное положение и проблемы российской науки.

Наука в России прошла большой и сложный путь. Она развива­лась как составная часть мировой науки. Начало научной работе в России было положено правитель­ством Петра I, глубоко понимавшего интересы государства. Создаются специальные организации для научной работы - Ака­демия наук в 1724 году, Публичная библиотека в 1714 году, Кунсткамера - первый русский естественноисторический музей в 1719 году, первый в России университет в Москве в 1755 году. Первыми академиками были приглашенные ученые из Европы: медик Л.Л. Блюментрост, математики Я. Герман, Д. и Н. Бернулли, Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Г. Бюльфингер и т.д.

Рассматривая науку России, нельзя не остановиться на ее со­временном этапе развития. По мнению ряда ученых, постсоветская российская наука находится в состоянии функционального кризиса. Симптомами этого кризиса, по А.В. Юревичу и И.П Цапенко, яв­ляются: 1) быстрое сокращение числа российских ученых. С 1986 к 1996 году армия ученых уменьшилась более чем вдвое.

2) значительное ухудшение материально-технической и инфор­мационной оснащенности российской науки. Российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для исследований, в 80 раз, а информацией - в 100 раз хуже американского.

3)снижение продуктивности научных исследований. Количест­во ежегодно патентуемых открытий и изобретений сократилось с 200 тыс. в конце 80-х годов до 30 тыс. в 1994 году, сократился и экономический эффект от их внедрения.

4) интенсивная утечка умов из российской науки. Нашу страну ежегодно покидают 5-6 тыс. научных работников. С начала 90-х го­дов за рубеж выехало 150 тыс. ученых, преимущественно физиков, химиков, биологов и программистов;

5) резкое падение престижа научной деятельности и кризис про­фессионального самосознания отечественных ученых. Причина кризиса российской науки - ее убогое финансирова­ние. Если в советские годы доля науки составляла 5-7 % всеобщего валового продукта, то в 1996 году - 0,42 %, в 2003 - 0,31 %, в 2009 -0,17 %.

Более глубокие причины такого положения российской науки кроются в серьезном функциональном кризисе мировой науки. В последней создан большой задел фундаментальной науки, кото­рый прикладная наука не успевает переварить, практически освоить. Российская наука переживает двоякий функциональный кризис - и в качестве составляющей мировой науки, и в качестве субструктуры российского общества.

Социальные функции отечественной науки были весьма специ­фичны и выражали особенности советского общества. Основная со­циальная функция советской естественной науки состояла в укреп­лении оборонной мощи государства, а общественной науки - в «промывании мозгов» и укреплении советской идеологии.

Функциональный кризис затронул не всю нашу науку. На фоне кризиса естествознания стали процветать такие дисциплины, как социология, психология и политология. Возникло более 100 новых социологических центров, количество политологов превысило 50 тыс., психологов - 30 тыс. Эти науки обслуживают политиче­скую и экономическую элиты нашего общества. Для развития науки отечественное научное сообщество должно оказывать большее влияние на политику властей и общественное мнение. Это предполагает идейное и организационное сплочение ученых, отстаивание их коллективных интересов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы её главные функции?

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Главными функциями науки выступают: культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки.

2. Каковы основные черты большой науки?

Основными чертами большой науки являются:

Универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);

Безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);

Дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

Действительно для продуктивного развития научных знаний необходимо оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований, а также это необходимо для большей объективности научных знаний.

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.

6. Каковы основные положения этики учёных?

Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм.

8. Какова роль образования в современном обществе?

Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.

9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

Фундаментальная наука ищет ответы на фундаментальный вопросы. В основном она занимается углублением и расширением знания ради самого знания, ищет новые нестандарнтные пути решения проблем. Но главное тут - именно отношению к знанию и к информации как к самоцели, то есть - новое знание ради него самого.

Прикладная наука ищет способы решения совершенно конкретных проблем и вовсе не обязательно чтобы эти способы были новыми. Знание тут не главное, а главное - найти эффективный способ разрешить существующие затруднения.

В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.

4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент - основанная на науке...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.

В настоящее время в человеческую систему властно вошел четвертый...элемент – основанная на науке - техника. По мнению А. Печчеи, «техника... зиждется исключительно на науке и ее достижениях». Ведь никогда не существовало техники и даже самых элементарных орудий производства, изготовлению которых не предшествовало бы какое-нибудь знание, по крайней мере, о свойствах материалов, из которых они изготовлены.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.