Ветхий завет есфирь. Библия онлайн

1 Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяца Нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из колена Вениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем Иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот - день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое на земле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных. - Мардохей, пробудившись после этого сновидения, изображавшего, что Бог хотел совершить, содержал этот сон в сердце и желал уразуметь его во всех частях его, до ночи. И пребывал Мардохей во дворце вместе с Гавафою и Фаррою, двумя царскими евнухами, оберегавшими дворец, и услышал разговоры их и разведал замыслы их и узнал, что они готовятся наложить руки на царя Артаксеркса, и донес о них царю; а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских. | И было во дни Артаксеркса, - этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, -
2 в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,
3 в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих,
4 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней.
5 По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.
6 Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах.
7 Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.
8 Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого.
9 И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса.
10 В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу - семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса,
11 чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива.
12 Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов.
13 И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена - ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, -
14 приближенными же к нему тогда были : Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве:
15 как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов?
16 И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;
17 потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.
18 Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.
19 Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.
20 Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого.

Книга Есфирь

[Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяца Нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из колена Вениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем Иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот – день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое на земле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных. – Мардохей, пробудившись после этого сновидения, изображавшего, что Бог хотел совершить, содержал этот сон в сердце и желал уразуметь его во всех частях его, до ночи. И пребывал Мардохей во дворце вместе с Гавафою и Фаррою, двумя царскими евнухами, оберегавшими дворец, и услышал разговоры их и разведал замыслы их и узнал, что они готовятся наложить руки на царя Артаксеркса, и донес о них царю; а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских.]

1 И было [после сего] во дни Артаксеркса, – этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, -

2 в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,

3 в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих,

4 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней.

5 По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.

6 Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах.

7 Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.

8 Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого.

9 И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса.

10 В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу – семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса,

11 чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива.

12 Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов.

13 И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена – ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, -

14 приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан – семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве:

15 как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов?

16 И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;

17 потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.

18 Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.

19 Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.

20 Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого.

21 И угодно было слово сие в глазах царя и князей; и сделал царь по слову Мемухана.

22 И послал во все области царя письма, писанные в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, чтобы всякий муж был господином в доме своем, и чтобы это было объявлено каждому на природном языке его.

1 После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса, он вспомнил об Астинь и о том, что она сделала, и что было определено о ней.

2 И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц,

3 и пусть бы назначил царь наблюдателей во все области своего царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор Гегая, царского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им притиранья [и прочее, что нужно];

4 и девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею вместо Астинь. И угодно было слово это в глазах царя, и он так и сделал.

5 Был в Сузах, городе престольном, один Иудеянин, имя его Мардохей, сын Иаира, сын Семея, сын Киса, из колена Вениаминова.

6 Он был переселен из Иерусалима вместе с пленниками, выведенными с Иехониею, царем Иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский.

7 И был он воспитателем Гадассы, – она же Есфирь, – дочери дяди его, так как не было у нее ни отца, ни матери. Девица эта была красива станом и пригожа лицем. И по смерти отца ее и матери ее,

Книга Есфири – одна из книг Ветхого Завета, завершает цикл исторических книг в классическом переводе, идет за книгой Неемии.

Книга Эсфирь написана на древнееврейском языке, однако в ней встречаются арамейские и персидские фразы. Историки, богословы и библеисты спорят о том, является ли Книга Есфири исторически истинной или вымыслом. Некоторые рассматривают книгу Эсфирь как псевдоисторическую историю – притчу. Однако, подобное мнение, скорее всего, неверное, так как в тексте присутствует множество детальных описаний и масса подлинных персидских имен.

Читать книгу Есфирь.

Книга Есфири состоит из 10 глав.

Споры ведутся и по поводу авторства. Многие считают автором книги Есфири Мардохея – двоюродного брата и опекуна Есфири, однако группа исследователей ставят под сомнение не только авторство Мардохея, но и сам факт существования такой личности в реальной истории. Фигура Мардохея является одной из центральных в книге Есфирь. Мардохей состоял на службу у царя Персии.

Царь Ахашверош (Артаксеркс / Ксеркс) собирает красавиц своей империи, чтобы найти замену своей царице Вашти, которую он сам лишил титула. Среди красавиц оказывается и Есфирь. Мардохей советует Есфири не рассказывать о своем иудейском происхождении. Эсфирь становится царицей Персии.

Мардохей узнает о заговоре против царя Ахашвероша и через Есфирь предупреждает его об опасности.

Незадолго после этих событий царь назначает амаликитянина Амана верховным сановником и приказывает каждому падать ниц перед Аманом. Мардохей отказывается кланятся. Этим отказом иудей Мардохей не высказывает неуважение к сановнику. Мардохей остается послушным своему Богу, велевшему

«воевать с амаликитянами из поколения в поколение».

Отказ кланяться амаликитянину был вопросом верности Богу. Сановника же сей факт привел в ярость. Узнав, что Мардохей иудей, сановник разозлился вдвойне. Аман решил физически уничтожить не только Мардохея, но и всех иудеев в империи персов. По наставлениям сановника Царь Ахашверош издал указ об истреблении евреев.

После выхода царского указа Мардохей обратился к царице Есфирь и настаивал на том, что она была избрана Богом для спасения народа иудейского. Есфирь согласилась поговорить с царем, хотя этот разговор мог стать прямой угрозой ее жизни.

Однажды ночью царь Ахашверош не мог уснуть и приказал принести книгу летописей, в которой был описан случай того, как Мардохей предупредил царя о заговоре. Выяснилось, что Мардохея до сих пор не отблагодарили. Царь решил отблагодарить Мардохея и приказал сановнику Аману провести церемонию чествования Мардохея.

Эсфири удалось изобличить сановника в глазах царя в его клевете на иудеев. Царь приказал повесить Амана на столбе, который сановник приготовил для казни Мардохея. После казни верховного сановника Мардохей занял его пост и получил его дом. Мардохей провел указ о праве иудеев защищать себя и свою собственность в день назначенного истребления. В этот день евреям удалось истребить более 75 тысяч врагов своих. После этих событий многие персы стали ассимилировать иудейскую веру.

Толкование книги Эсфирь.

Центром повествования книги Эсфирь является крепкая вера Мардохея в Бога и преданность народу иудейскому. Прослеживается здесь и основная идея исторических ветхозаветных книг: история народа является отражением его взаимоотношений с Богом – за непослушание Бог карает, за истинную веру – поощряет. Независимо от того, живет ли богоизбранный народ в благочестии или во грехе, Бог не отступает от своих обещаний.

Книга Есфирь является уникальным описанием жизни иудейского народа в Персидский период. События, описываемые в книге, происходили 539-331 гг. до н. э. После окончания вавилонского плена многие иудеи приняли решение не возвращаться на родину вопреки воле Бога, который, по словам пророка Иеремии, вновь поддержит народ свой на земле обетованной согласно завету.

Есфирь и Мардохей были из числа евреев, не вернувшихся на родину. Правивший в то время царь Персии Ахашверош (другие варианты имени Артаксеркс, Агасвер, Ксеркс) был сильным правителем. События книги Есфирь начинаются на 3 год правления Ксеркса и заканчиваются на 12 год (483 — 473 г. до н.э.).

Книга Есфирь единственная из ветхозаветных книг, где нет упоминания ни имени Бога, ни закона Моисеева. В Новом Завете нет ни одной цитаты из книги Есфирь. Все это еще раз подчеркивает факт отступничества евреев, оставшихся поле плена в Персидской Империи, от заветов Бога своего.

В книге Есфирь нет молитв, даже Мардохей и Есфирь не обращаются к Богу, хотя убеждены в том, что именно Бог защищает и ведет их. Нет в книге описаний жертвоприношений. Все это является доказательством того, что иудеи, не вернувшиеся на родину после плена, были уже несведущи в духовных вопросах и начали забывать веру свою.

По мнению большинства богословов, книга Есфирь была написана в Персии и доставлена в Палестину либо написана изначально в Палестине. В любом случае, адресатами книги являлись репатрианты из вавилонского плена. Назначение книги Есфирь – в ободрении Израильтян, напоминание, что Бог не покидает свой народ, даже тех, кто отказался вернуться на Родину.

Книга Есфирь была источником ободрения нации. Она внушала мысль необходимости поклоняться Боку своему в любой ситуации.

Автор Книги Есфири неизвестен, однако описание истории установления праздника Пурим, подробностей жизни персидского двора, народных обычаев, знание географии царства побуждают предположить в нем персидского еврея Мардохея, проживавшего в Сузах, пламенного патриота, обладавшего писательским талантом.

Охваченный период : примерно V в. до Р.Х. В настоящее время многие ученые склонны датировать книгу концом V или началом IV в. до Р.Х. Подтверждением этой даты, по их мнению, служат особенности языка автора, его благорасположение к персидскому царю и язычникам.

По мнению некоторых исследователей, это история о персидском царе Артаксерксе, известном также под именем Ксеркса (485/6-465 гг. до Р.Х., Ездра 4:14).

Артаксеркс был персидским царем, прославившимся тем, что объединил империю своего отца Дария, воздвиг несколько удачных построек и вел войны с греками в 480-470 гг. до Р.Х.

Книга Есфири объясняет последующим поколениям Израиля обстоятельства установления праздника Пурим, который и сегодня празднуется евреями.

1:1- 4 И было во дни Артаксеркса – этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Эфиопии –
2 в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,
3 в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска персидского и мидийского и для правителей областей своих,
4 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего [в течение] многих дней – ста восьмидесяти дней.

Да уж, хвастать своим богатством 180 дней – не каждому царю, думаем, под силу. Выходит, много диковинок из недвижимости было у Артаксеркса, если столько времени публику развлекать удавалось «отличным блеском богатства своего», как написано.

1:5-9 По окончании этих дней сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузы, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.
6 Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, [висели] на серебряных кольцах и мраморных столбах.
7 Золотые и серебряные ложи [были] на помосте, устланном камнями зеленого цвета, и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.
8 Напитки подаваемы [были] в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценой в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье [шло] чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого.
Но и этого показалось мало царю: ещё на 7 дней царь пир решил закатить для своих в столице. Но не безобразничали: пили чинно и благопристойно, никто никого напиваться не заставлял, напивались по доброй воле. Интересно, неужели есть на свете такие, кто заставляет пить зелёного змия – своих домашних?

1:9-12 И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса. 1
0 В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу – семи евнухам, служившим пред лицом царя Артаксеркса,
11 чтобы они привели царицу Астинь пред лицо царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива.
12 Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, [объявленному] через евнухов.

Царь с царицей развлекались отдельными компаниями: он - с мужами, она – с дамами. Пришла пора царю и движимым своим имуществом похвастать: царицей-красавицей, каких князья все эти и не видали. Приказал он ей явиться в их компанию и красоты свои продемонстрировать. И зря. Хвастовство, как известно, ни к чему хорошему не приводит: отказала ему в любезности такой царица, не вещь и не недвижимость - царица, чтобы её как в цирке для развлечения хмельным князьям и начальникам показывать. Хотя, может, не повиновалась царица приказу,
переданному через Евнухов, ибо ожидала, что царь собственною персоной её пригласить на смотрины изволит.
Однако, как бы там ни было, а
прискорбно у царя вышло, слово царское ничего не значило в глазах царицы.

1:13-15 И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим [прежние] времена, – ибо дела царя [делались] пред всеми знающими закон и права,
14 приближенными же к нему [тогда были]: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан – семь князей персидских и мидийских, которые могли видеть лицо царя [и] сидели первыми в царстве:
15 «Как поступить по закону с царицей Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, [объявленному] через евнухов?»

Н еповиновение жены, да ещё и прилюдное - в присутствии всех князей и при свидетелях-евнухах, повергло царя в ярость. Ещё бы, он был публично опозорен. Но, надо отдать ему должное, гнев не помутил рассудка его и солнце не зашло во гневе его, не дал он разуму своему затмиться: совладав с собой и собравшись с мыслями, он обратился к мудрецам, знавшим законы государства с древних времён, ибо не хотел поступить по своему произволу. Разумный был царь: интересы и законы царства поставил выше своих, меркантильных. Царь - это ведь не корона и не трон, однако, а ПОВЕДЕНИЕ царское.

1:16-18 И сказал Мемухан пред лицом царя и князей: «Не перед царем одним виновна царица Астинь, а перед всеми князьями и перед всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;
17 потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: „Царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лицо свое, а она не пошла“.
18 Теперь княгини персидские и мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут [то же] говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.

Мудрецы описали ему обвинение царице: виновна не только пред царём, но и по князьям рикошетом ударила, ибо дурной пример заразителен и жёны всех князей могут перенять его. А если жена непослушна мужу и верховодит им – то огорчение для всей страны немалое. Таки наказание неизбежно.
Да уж, переборщила царица-красавица в капризах своих, нечего сказать, понадеялась на то, что красота её – разум царя затмит и никуда он от неё не денется. А вышло иначе.

Задумались: царицу хотя бы можно понять, ей было чем манипулировать пред царём, пытаясь верх взять: красавица была неописуемая, а на красоту мужской пол таки падок.

А видали и такую суету: ни красоты, ни ума, а царицами - жёны некоторые держатся и мужьями верховодить норовят. И на что только надеются? Думаем, знаем на что: на то, что муж – не царского роду-племени, наказывать не станет, ибо в жене шибко нуждается.

1:19 Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление, и впишется в законы персидские и мидийские, и не отменяется о том, что Астинь не будет входить пред лицо царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.
Царю было предложено решение, чтобы возможно было выйти из этой ситуации, не теряя царского величия и достоинства. И решение-то простое: таких норовистых жён надо от себя прогонять, и заменять их на других, лучших, ибо не помощница мужьям - непослушная жена.
Доигралась царица, захотела великого: мужа на побегушках, ну и сиди теперь у разбитого корыта,
пусть не думают теперь все «царицы», что незаменимых нет.

1:20 Когда услышат об этом постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого».
Чтобы не допустить развитие ситуации до массового "бабьего" бунта в Мидо-Персии - очаг мятежа надо было задушить в зародыше и зачинщицу - наказать как-то. И вместо женской псевдосвободы - получилось наоборот, по глупости одной, пусть красивой и великой женщины -а мужчины в царстве укрепили свои позиции и права, данные им самим Богом изначально.

Видно и в то время несладко жилось мужскому полу, если целый указ царя понадобился для того, чтобы всех жён приструнить.

Услышав такое решение, и другие жёны поостерегутся права мужьям своим качать: и на них этот указ распространялся тоже. Разрешил царь всех непокорных жён гнать в шею и проблема непослушания жены мужу – легко была в Персидском царстве решена.

1:21,22 И угодно было слово это в глазах царя и князей; и сделал царь по слову Мемухана.
22 И послал во все области царя письма, писанные в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, чтобы всякий муж был господином в доме своем, и чтобы это было объявлено каждому на родном языке его.

И угодно было такое решение и царю, и всем князьям, и всем мужьям по всей Мидии и Персии. Не хотели жёны по доброй воле мужей - господами над собой почитать, заставили их страхом: не очень-то покомандуешь, когда законом разрешено от таких «командирш» избавляться.

Видели ещё и такую суету на земле, тяжёлую для нашей психики: жёны свидетелей (сестрейшины-командирши) – иногда не красотой вовсе и не умом - своими мужьями манипулируют, пренебрегая ими и даже уничижая их прилюдно. А вот чем – буквой закона бьют: «я не прелюбодействую, то и вовек тебе - от меня не отделаться, ничтожество!». И вытворяют, что хотят. Жуть.

Думаем, такой указ Артаксеркса и этих бы «цариц» вразумить бы смог и христианок из них сделать, уважающих мужей своих - если не по доброй воле, то хотя бы из страха быть заменённой на другую – на лучшую.

1 Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяца Нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из колена Вениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем Иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот - день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое на земле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных. - Мардохей, пробудившись после этого сновидения, изображавшего, что Бог хотел совершить, содержал этот сон в сердце и желал уразуметь его во всех частях его, до ночи. И пребывал Мардохей во дворце вместе с Гавафою и Фаррою, двумя царскими евнухами, оберегавшими дворец, и услышал разговоры их и разведал замыслы их и узнал, что они готовятся наложить руки на царя Артаксеркса, и донес о них царю; а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских. | И было во дни Артаксеркса, - этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, -

2 в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,

3 в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих,

4 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней.

5 По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.

6 Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах.

7 Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.

8 Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого.

9 И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса.

10 В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу - семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса,

11 чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива.

12 Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов.

13 И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена - ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, -

14 приближенными же к нему тогда были : Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве:

15 как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов?

16 И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;

17 потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.

18 Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.

19 Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.

20 Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого.

21 И угодно было слово сие в глазах царя и князей; и сделал царь по слову Мемухана.

22 И послал во все области царя письма, писанные в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, чтобы всякий муж был господином в доме своем, и чтобы это было объявлено каждому на природном языке его.