Как связаны между собой тезис и вывод. Убеждение собеседника: Логическая схема "Тезис-Аргументы-Иллюстрации-Вывод"

сочинение-рассуждение на тему "Лексикология как наука.Что она изучает, почему?"

Сколько слов в русском языке? Есть ли ответ на этот вопрос?Или дать ответ на него очень сложно?К примеру, А.С. Пушкин использовал в своих произведениях более 21 тысячи слов, М.Горький-более 30 тысяч.
Богатство нашего языка в его огромном запасе-лексике.Изучением лексики, всего словарного состава языка, и занимется лексикология.Наука эта сравнительно молодая, но многоаспектная. Ведь объектом изучения ее является слово, слово с самых его различных сторон.
Какие задачи стоят перед лексикологией, как перед наукой? Что ее интересует?
Прежде всего, лексикология занимается изучением слова,его семантикой. Кроме того, лексикологию интересует и происхождение слова, его этимология. Профессиональные слова, заимствованные, неологизмы,синонимы, антонимы-вот далеко не полный перечень того, что интересует лексикологию. И тут ей на помощь приходят словари русского языка, "Этимологический","Словарь омонимов", "Фразеологический словарь".Примечательно,что и описанием лексики в виде словарей тоже занимается эта наука. Получается, что эта лингвистическая наука очень всеобъемлющая и безграничная.Почему же перед этой, такой молодой наукой, стоят такие сверхзадачи?
Вероятно,это связано с прогрессом, а, ведь как известно, именно в слове находят свое отражение все изменения, происходящие в мире:появление новых понятий и слов, заимствование из других языков, измения стилистистических свойств слова и оборотов речи.
Думаю,что "работы" у лексикологии еще много и много.И при этом нельзя не согласиться со словами известного лингвиста Розенталя, утверждающего, что изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями.

тезис :

Реферат по предмету «Методология исследовательской деятельности»

на тему « АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ»

студента 2 курса ГМУ

Мелконяна Арена.

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы строго следуйте правилам построения сочинения-рассуждения.

Рассуждение Тезис

(положение, которое надо доказать)

Аргументация

(доказательства, доводы)

Вывод

(общий итог)

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации , т.е. примеры, поддерживающие аргумент. Например:

Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1

Действительно, порой речь скажет о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрация к аргументу 1

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух.

Аргумент 2

Иллюстрация к аргументу 2

Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Виды аргументов:

    логические, или рациональные, – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы);

    психологические аргументы – доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и т.д.).

Есть и другие классификации аргументов, например:

    рациональные (логические) : реальные факты, статистика, законы природы, положения официальных документов;

    иллюстративные : конкретные примеры из жизни, примеры из художественных произведений, предположительные примеры;

Возможны различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая .

При поддерживающей аргументации ученик соглашается с мнением автора и приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Например:

ТЕЗИС

Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство.

__________________________________________________________

Аргумент 1 Аргумент 2

Связь языка и культуры очевидна для каждого Нельзя забывать и о том, что в

мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв переломные моменты истории именно

в книге очерков «Земля родная» назвал язык родная речь, родной язык становятся

главным богатством нации. В самом деле, вся той духовной опорой, которая

духовная культура немыслима без языка и речи, обеспечивает единство нации. Именно

которые не только создают особый «культурный об этом писал И.С. Тургенев в

слой», но и отражают нравственное состояние стихотворении в прозе «Русский язык»

народа. («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние

при виде того, что совершается дома»).

Вспомните также знаменитые строки

стихотворения А. Ахматовой

«Мужество», написанного в страшные

годы Великой Отечественной войны:

«Но мы сохраним тебя, русская речь,

великое русское слово». Мне кажется, в

этом произведении особенно ярко

звучит мысль о значимости русского

языка для каждого россиянина.

_______________________________________________________________

ВЫВОД

Да, русский язык богат и великолепен,

и задача каждого из нас – приобщиться

к этому богатству и преумножить его.

При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя примерами. Например:

Тезис: На войне осознаётся ценность человеческой жизни.

Контртезис: Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.

Аргумент 1: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали в 1914 – 1918 годах, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.

Аргумент 2 : Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В 1930 – 1931 годах немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение», в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.

Вывод : Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» (содержат указание на положительные последствия принятия тезиса)или «аргументы к угрозе» (указывают на негативные последствия принятия или непринятия тезиса). Например:

Тезис

Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека.

Аргумент к обещанию

Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.

Аргумент к угрозе

Подтверждение мысли автора можно найти в статье Д.С. Лихачёва «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчёркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.

Аргументы, оцениваемые 2 баллами:

    примеры из художественной литературы;

    примеры из публицистической литературы;

    примеры из научной (научно-популярной) литературы.

Эти аргументы всегда предполагают ссылку на автора и название произведения; необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой . Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить им путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

Приведя примеры из публицистической или научной (научно-популярной) литературы, не забудьте указать не только фамилию автора, но и название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал. Например: 1. Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www . gazeta . ru . По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности. 2. Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, - это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс вклад в развитие общества.

Аргументы, оцениваемые 1 баллом:

    примеры из жизни;

    собственные наблюдения и выводы;

    пословицы и поговорки, афоризмы (приведённые без объяснения);

    примеры из кинофильмов.

Примеры из жизни . Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку очень часто они неубедительны. Например: Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом , поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов: Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Любое доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов (основы) и демонстрации (формы доказательства). Тезисом доказательства называется положение, истинность которого надо доказать. Аргументом (основой) называют ться те суждения, которые приводятся для доказательства тезиса демонстрацией (формой доказательства) называется способ логической связи тезиса с основовою.

Тезис доказательства

Любой доказательство предполагает наличие доказываемых положения (тезисы). Если отсутствует тезис, то и доказывать ничего. Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой его момент. Обозна ачають тезис по-разному, например:"Положение, которое я доказываю, состоит в следующем":"Вот мой тезис","Вот мое положение","Вот моя позиция"и т.д.. Часто какое-то положение приходится без ссылки на то, этот тезис. Тезис выражается обычно в форме категорического суждения, например:"Подсудимый. Л находился ночью 15 августа в квартире потерпевшей","Это не самоубийство","Петренко соучастник подсудимых. К и. Р"и т.п.. Но часто его формулируют в виде вопроса:"Есть ли причинная связь между действиями обвиняемого и их последствиями?","Ли в. А мотивы для самоубийства?"И т обвинувачуваного і їхніми наслідками?"; "Чи були в. А. мотиви для самогубства?" і т. д.

В судебном познании доказательства, как правило, является сложным приходится не одно, а несколько положений. В сложном доказательстве следует различать основной тезис и подчиненные, частичные тезисы

Основным тезисом называется положение, которому подлежит обоснование ряда других положений

Частный тезис - это такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что с ее помощью приходится основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обоснования основного тезиса

Аргументы

Доказать тезис - значит привести такие суждения, которые были бы достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса качестве аргумента для доказательства тезиса может быть приведена всякая истинная мысль, если только она связана с тезисом, обосновывает ее. Основными видами аргументов являются: факты действительности, законы, аксиомы, определения и другие, ранее доказанные положенияня.

А. Факт - это явление или событие, которые имеют место в действительности факт, который правильно отражен в суждении, служит аргументом в доказательстве

Факты е достаточно важным видом аргументов. Они имеют большую силу убедительности и поэтому широко используются во всех отраслях познания. Поскольку факт - это действительность, то отрицать факты, тогда как они существуют, или ссылаться на факты, которых нет в действительности, - значит не считаться с действительностью. Факты настолько авторитетные, насколько авторитетна сама действительность. Согласие мнения по фактам есть согласие с о"Объективная реальностьістю.

Сами факты молчат, их объясняют люди. Тот же факт может объясняться по-разному. Например, факт обнаружения у обвиняемого инструмента, с помощью которого сломано стены склада, еще не свидетельствует. Безу условно о том, что кражу совершил именно он. Обвиняемый мог одолжить инструмент другому лицу, купить его после совершенной кражи, инструмент мог быть взят преступником без ведома его владельца (обвин увачуваного) и т.д.. Следовательно, те же факты могут использоваться для доказывания самых положений. Чтобы этого не было, факты, прежде чем стать аргументами, необходимо правильно понять и объяснитьснити.

Для того, чтобы факты были правильно объяснены, необходимо подходить к ним диалектически, рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи

Чтобы факты выполняли роль аргументов, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность фактов, касающихся рассматриваемого вопроса, без какого-либо исключения. Нельзя произвольно ни выхватывать лишь требуемых. Ибни факты и забывать, не замечать других, нежелательных фактов, ни брать в фактов лишь второстепенные стороны и не учитывать главных, существенных сторин.

Всякая односторонность в отборе и исследовании фактов приводит к непониманию сути фактов, к их искажения

В судебном познании факты (фактические данные) является основным видом аргументов. Раскрыть преступление и изобличить преступника - это значит выявить и собрать факты, которые с достоверностью воссоздают преступном событии, лицо что ее совершил, и его виновностьь.

Доказательством (фактом) в судебном деле может быть любое явление, событие, предмет или вещь, все, что окружает человека и составляет объективную реальность

Но судебным доказательством (аргументом) каждый факт делается только тогда, когда он установлен и закреплен с соблюдением требований процессуального закона. Факты, полученные без соблюдения надлежащей процессуальной форм мы, не могут быть взяты за основу выводов следствия и суда. Так, если какой-то факт устанавливается свидетельством лица, наблюдала этот факт, то такой факт становится доказательством (аргументом) по делу только с а условия, если это лицо будет допрошена как свидетель в определенном процессуальным законом порядке и ее показания занесены в протокол в соответствии с требованиями процессуального законну.

Б. Важным видом аргументов появляются законы науки. Ссылка на закон является веским аргументом. Авторитетность законов науки как аргументов связана с пониманием того, что такое закон

Законы науки - это особого рода истины, они отличаются от других знаний как по содержанию, так и по форме их открытия. Законы науки являются отражением законов объективного мира. Они выражают общие и необходимые связи, повторяющиеся между явлениями. Закон действует по необходимости: при определенных условиях закон действует обязательно, неизбежно. Закон не знает исключений не бывает так, чтобы закон распространялся на одни предметы или явления определенного класса и не распространялся на другие предметы или иные явления. Закон выступает как общее для всех конкретных случаев, для всех взаимосвязей объективного мира, подлежащих определенному закону. Если определено какой-то закон для некоторых явлений, то это означает, что ему неизбежно подлежат все явления определенного родго роду.

Закон - следствие длительного процесса познания. Для каждого нового положения, что является законом, предъявляются особые требования, оно должно быть доведено как закон и привлечено к активной проверки практикой. Науке не известны случаи, когда бы то или иное положение чрезвычайно легко объяснялось законом. Открытие закона - это событие в науке, оно находится в центре внимания не только определенной науки, но и других наук. Законы - о сновным положения, на которых основывается вся наука. Поэтому ссылки на закон всегда достаточное и убедительное. Если устанавливается, что доказываемое положение вытекает из определенного закона, то это означает, что оно является истиннотинним.

Но следует иметь в виду, что любой закон имеет границы своего действия и законы действуют при определенных условиях, с изменением которых может отпасть один закон и появится другой. Поэтому, обосновывая какое-то положения вспом мощью закона, следует знать, можно доказываемое тезис обосновать именно этим законом.

В судебном доказывании как аргумент возникают юридические законы. Как известно, следствие и суд основывают свои выводы прежде всего на доказательных фактах. Чтобы доказать, например, виновность подсудимого, необходимо навес сти доказательства (факты) по делу. Но в судебном доказательстве факты сами по себе, взятые вне правовой нормой (юридического закона), не обосновывают, из них нельзя сделать никакого заключения. Чтобы факты стали аргументами, необходимо определить их юридическое значение, а для этого факты должны быть сопоставлены с нормой права. Поэтому следствие и суд, обосновывая свое заключение, опираются одновременно и на факты действительно сти, и на правовую норму, статью законакону.

В качестве основы доказательства используются также аксиомы. Аксиомы - положения, принимаемые без доказательства. Истинность аксиом, находящихся в основе доказательства, не удостоверяется в каждом отдельном случае так как проверка их истинности проводилась раньше и их истинность подтверждается многовековой практикой человека. Аксиомы широко используются как основа в математике, механике, теоретической физике и других отраслях естествознания. В общественных науках аксиомы как основа доказательства почти не применяются. Объясняется это тем, что общественная жизнь, изучаемого общественными науками, является более сложной формой движения; с в совместной отношения не так просты и очевидны, чтобы получить значение аксиом. Но и здесь некоторые положения могут приобретать характер аксиом. Такую роль аксиом в уголовном процессе выполняют презумпцийезумпції.

Презумпция - положение, которое не требует доказательства. Презумпция есть результат повторяющихся наблюдений, передаваемых поколениями, традиционным опытом. Презумпция - не очевидна. Мы берем ее за истину н не потому, что ее правильность представляется бесспорной и вытекает из самого положения, что составляет содержание презумпции. Презумпция - это положение, которое формулирует какое-то отношение, часто встречаетсяться.

Презумпция, выраженная в юридическом законе, определяется за истину без доказательства. Такая презумпция становится правовой презумпцией. Примеры презумпции в уголовном процессе является презумпция невиновности:"Каждый при ипускаеться невиновным, пока обратное не будет доказано"Правовой презумпцией есть такое раньше признано правом положение, суды обязаны принимать без специальных доказательствельних доказів.

Г. Доказывая истинность или ложность какого-то положения как аргумент часто приводят определение понятий. Если выдвинутое положение непременно вытекает из приведенного в качестве аргумента определенного понятия, то оно признается аеться доказаноим.

Определение является следствием глубокого познания предметов, отраженных в данном понятии. Определение раскрывает содержание понятия, содержит признаки, выражающие сущность предметов. Поэтому ссылка на определение доступа татне для признания истинности положения, подпадающего под определенное определение. Определение в таких случаях берется за истину, что не требует доказательствання.

Но аргументом может быть не всякое определение. Чтобы определение могло быть использовано для обоснования тезиса, оно должно быть истинным, общепринятым, утвердившимся в науке. Оспариваемое определение, которое н не признается всеми, требует уточнения, не может быть аргументом; такое определение именно должно быть доведеноне.

В судебном познании определения используются как основания доказательства достаточно широко. Обусловлено это тем, что множество определений правовых понятий представлены в юридическом законе (в кодексах, других нормативных актах) и и имеют общеобязательную силу. Ссылка на признание здесь является ссылкой на закон. Такие аргументы-определение есть через это достаточнымніми.

определение как аргументами пользуются всегда, доказывая правильность юридической квалификации содеянного. Доказать положение о том, что действие обвиняемого квалифицированная правильно, нельзя иначе, как по ославшись на статью закона, описывает признаки преступления, который относится обвиняемому. Например, доказывая, что действия обвиняемого является вымогательство, необходимо привести в основание доказываемые факты, собран и по делу, и статью уголовного кодекса, которая описывает состав вымогательстваня.

Д. Наряду с названными видами оснований качестве аргументов доказательства широко используются и другие ранее доказанные научные положения, теории, принципы и т.п.

Признавая науку, мы обязаны признать и ее положения, принципы, научные суждения, входящие в содержания определенной науки. Поэтому, доказывая какое-то новое положение, ссылки на уже существующее научное положение вполне правомерное.

В судебном доказательстве"кроме положений науки, как основа возникают также указания. Пленума. Верховного. Суда и определения судебных коллегий. Верховного. Суда

Демонстрация

Тезис и аргументы доказательств является по своей логической форме суждениями. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргументы можно увидеть, если они написаны"услышать, если они произнесеныі.

Демонстрация является сложной, чем тезис и аргументы"составной частью доказательства. Демонстрация - это не какое-то отдельное суждение"имеется в доказательстве, кроме суждений"в которых выражены тезис и аргументы, а способ (или ф форма) связи тезиса и аргументов доказательствоу.

Тезис и аргументы сами по себе"вне логическим связью друг с другом, еще не есть доказательство. Аргументы приобретают определенное значение для тезиса лишь тогда, когда мы выводим из них тезис. Процесс выведения тезиса из аргументов ей и есть демонстрация. Она выражается всегда в форме умозаключений. Поэтому любой доказательство является умозаключением. Но отсюда не следует"что доказательство - некий вид умозаключений, нельзя делать вывод о том"что доказательство является н ова, кроме понятий, суждений и выводов, формы мышлениялення.

Любой доказательство по логического отношения является умозаключение и осуществляется в форме умозаключения. Но не всякий умозаключение является доказательством. Умозаключение - это логическая форма вывода нового знания, открытия истины. В умозаключении и мы идем от посылок к выводам, что является новым знанием. Доказательство -. ЦС средство обоснования знания уже известного, форма оправдания новой истины. В доказательстве мы идем от тезиса к аргументам, выбора аргументов предшествует знание того положения, для которого мы подыскиваем основания. В процессе умозаключения наше внимание сосредоточивается на вопросе о том, что следует из этих посылок, в доказательстве же главным для нас является вопрос я о том, действительно ли это вытекаетпливає.

Поскольку умозаключение может быть как дедуктивным, так и индуктивным, то и доказательство по способу логической связи тезиса и аргументов (демонстрации) может происходить либо в форме дедуктивного, или в форме индуктивность вного умозаключения.

03.10.2018 >>

Выделить тезис, доказательство, вывод. Помогите,пожалуйста!

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке - видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду - замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой? Её нет! Где она? Она плывёт под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Вынырнув, она делает движения головой, чтобы стряхнуть воду, и кажется, будто она утирается после купания всем небом! Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот и я позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути.

Ответ оставил Гость

ТЕЗИС

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель?

ДОК-ВО

Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке - видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду - замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой? Её нет! Где она? Она плывёт под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Вынырнув, она делает движения головой, чтобы стряхнуть воду, и кажется, будто она утирается после купания всем небом!

Алгоритм работы с текстом


  • внимательно прочитать текст не менее трех раз

  • определить тип и стиль речи

  • определить тему текста (о чем?)

  • выделить проблему (вопрос, волнующий автора)

  • определить идею (зачем написан текст, над чем заставляет задуматься)
Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.

Рассуждение в публицистическом стиле


  • Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста.

  • В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней.

  • Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может
(1)Формулирование проблемы

  • Опорное слово – первый вопрос – второй вопрос – клише
(2)Переходим к комментарию

  • Комментарий1) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; 2) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо ;

  • Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальным и концепционным.

  • Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы.

  • Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность.

  • Целесообразнее выбрать текстуальный комментарий.

  • Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительное замечание, толкование проблемы . Самое главное – чтобы не было пересказа , а цитирование было уместным.
(3)Формулируем позицию автора

  • Позиция автора отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль текста.

  • Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте её своими словами , подтвердив их цитатой из текста.
Проблема – вопрос, позиция автора – ответ.

(1-2-3 = работа с текстом)

(4)Выражаем своё отношение к проблеме


  • После того как сформулирована позиция автора , необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, еще раз сформулируйте свою позицию иными фразами . От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
Позиция автора – согласен / не согласен – моя позиция

(5)Приводим аргументы


  • Аргумент – доказательство, убеждение, довод. Вы должны доказать правильность своей позиции , приведя определенные аргументы.

  • Аргументов должно быть два . Лучше, если оба доказательства будут взяты из художественных произведений . Или в качестве второго аргумента можно использовать факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
Аргументация моей позиции:

Литературный аргумент и/или фактический аргумент

(6)Работа над выводом


  • Последней частью работы должен стать вывод , где необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос ) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Схема сочинения-рассуждения (Часть С) на ЕГЭ:

Ι. Вступление: Запомните: проблема (чего?)

1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)…

2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?)

ΙΙ. Комментарий : Не пересказ текста!


  • Толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

  • Эта часть вашей работы демонстрирует ваше умение находить и пояснять смысловые компоненты текста (в данном случае – проблему текста).

  • Читая ваш комментарий, эксперты проверяют

      • не только ваше умение строить связное монологическое высказывание,

      • но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста ,

      • увидели ли вы аспекты проблемы , намеченные автором,

      • умеете ли вы следить за ходом авторской мысли.
Задайте себе вопросы:

  • Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?

  • На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего своё внимание (и внимание читателя)?

  • Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы?
Переходный мостик:

  • Проблему лени автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев

  • Или: Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

  • Или: Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

  • Автор рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя
Подчёркивает, обращает наше внимание на…, выделяет, замечает

указывает на, размышляет над чем, приводит одно из определений

особо останавливается на, анализирует (характеризует, описывает, разбирает), неоднократно возвращается к, подробно комментирует,

затрагивает что, касается чего, ссылается на (если есть ссылки и они важны для комментария проблемы)

иллюстрирует (цитирует)

приводит примеры (факты, данные)


  • Что хотел сказать автор? Какова была его цель высказывания?

  • Ради чего он всё это написал?

  • Как он сам относится к поставленной проблеме?

  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными , ключевыми? Чему учит текст?
Клише:

  • Автор считает (полагает, утверждает), что… (отрицает, что…,

  • Автор подводит читателя к выводу о том, что… осуждает (кого)…

  • Автор заставляет читателя задуматься над тем; разделяет мнение (кого?)…

  • Автор иронизирует над тем…; опровергает что…; критикует кого…

  • Автор полемизирует с кем и по какому вопросу… обвиняет (кого, в чём)…

  • Автор возражает (кому) в связи с чем…; разоблачает (кого)…

  • Отстаивает что…; Доказывает (что)… С возмущением пишет о том, …

  • Призывает к…, так как убеждён в том, что…

  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

  • Позиция автора по затронутым вопросам очевидна

  • Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

  • Автор, ссылаясь на… (приводя примеры), утверждает, что…

  • Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие, что (свидетельствующие о том, что…)
V . Моё мнение по сформулированной проблеме. (Отношение к позиции автора)

Аргументация (доказательства, объяснение, примеры) Формулируйте свою позицию чётко и прямо . Задайте себе вопрос: разделяете ли вы точку зрения автора или не согласны с ней?


  1. Тезис (положение, которое надо доказать)

  2. Аргументация (2 примера из художественной литературы)

  3. Вывод.
Типовые конструкции:

Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется прежде всего подчеркнуть… . Трудно согласиться с …

Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых… .Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, полагаю), что…

Что привести в качестве аргументов?


  • Пословица и поговорки, афоризмы, отражающие традиционный опыт народа , народную мудрость, объяснить пословицу, прокомментировать её, объяснить связь с текстом)

  • Примеры из художественной литературы;

  • Примеры из исторической или научно-популярной литературы;

  • Примеры из худ фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;

  • Свои суждения, почерпнутые при изучении «Обществознания» и других школьных предметов;

  • Ссылки на «авторитет» (мнение уважаемого человека: учёного, специалиста по определённому вопросу)
VΙ. Заключение.

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)

В заключении сочинения хочется добавить… .В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)…

Особо следует выделить (отметить)… . Обобщая сказанное, можно сделать вывод.

Итак,… . Таким образом, … . Потому (поэтому)… .