Из чего что сделано? — Гипермаркет знаний. Как из шерсти овец делают одежду Предметы из глины окружающий мир 2

ТЕМА: ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цели : познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с получения сырья в природе и кончая получением готового продукта. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к ним; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мяч, конверт с вопросами, различные предметы , шерсти, глины, дерева;- цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационый момент.

2. Проверка домашней работы.

Что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)

Какие отрасли экономики вы знаете? (с\х, строительство, торговля, промышленность, строительство и др)

Без экономики и её отраслей вокруг нас не было бы столько предметов, сейчас нас окружающих.

3. Актуализация знаний: Игра: «Назовите предметы одним словом»

Стол, табуретка, шкаф (Мебель)

Шарф, свитер, носки (Одежда)

Ложки, чайник, нож (Посуда)

Что объединяет эти три группы предметов? (Они сделаны человеком)

В чём их различие? (Для разных целей и из различных материалов).

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы? (деревянные, шерстяные, металлические)

Где человек берёт материал для их изготовления? (в природе)

Оглянитесь вокруг! Сколько привычных и в то же время удивительных предметов нас окружает! А знаете ли вы, что каждая вещь имеет свою историю? Лыжи когда-то «росли в лесу», валенки «бегали по горам, по долам», а школьный мел «носился по морским волнам». Всё это и ещё много интересного вы можете узнать, если познакомитесь поближе с теми предметами, которые вас окружают.

4. Самоопределение к деятельности.

Познакомимся с темой и целями нашего урока. Откройте учебник на с. 108 и прочитайте тему урока (Из чего что сделано)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? А умный Муравьишка нам подскажет (ответы детей)

5. Работа над новым материалом, групповая работа.

Учащиеся распределяются в 3 группы, в каждой группе назначается дежурный, проговариваются правила групповой работы:

Начало работы: соединив руки, сказать «Мы группа, значит, способны действовать»

Не говорить всем сразу.

Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)

Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что…»

Слушаться сигнала превышения шумового порога.

По окончании работы, все в группе должны соединить и поднять вверх руки.

Детям предлагается рассмотреть группу предметов, назвать их, из чего они сделаны, и выбрать по одному предмету в каждую группу. (шерстяные носки, глиняный кувшин, лист бумаги)

В соответствии с выбранным предметом, группам присваиваются названия (глина, шерсть, древесина).

Работа по учебнику: с.108.

Каждая группа должна найти на рисунках предметы, сделанные из материала, носящего названия группы и накрыть их в учебнике фишками разного цвета. После обсуждения в группе, выполняется правильность выполненной работы, за всю группу ответы представляют дежурные.

6. Знакомство с производством изделий из глины, древесины и шерсти.

Как появился глиняный кувшин

В музеях вы, конечно, видели различные вазы, сосуды, чашки и да, сделанные из специальной глины. Изделия лепят, покрывают красками Затем их обжигают в печах, чтобы они затвердели. Искусство делать вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, глины, используется песок и измельченные горные породы.

Глина добывается экскаваторами. В сыром виде она очень эластична. Глина смешивается с водой до состояния густой и из которой умелые руки могут вылепить и фигурки, и различные и горшки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.

Изготовление керамики - одно из самых древних искусств, поскольку глина встречается практически повсеместно. Были обнаружены черепки, сделанные еще в доисторические времена. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не сгниет и не заржавеет.

В давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась долго холодной.

Из шерсти: рассказ учителя.

7 . Физкультминутка

8. Групповая работа по учебнику : детям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин о производстве изделий из глины, древесины, шерсти.

Группа «Глина»-с.109

Группа «Древесина»-с.110

Группа «Шерсть»-с.111

Представление своих рассказов каждой группой. Выступающего из группы выбирает дежурный.

10. Домашнее задание: уч. с. 108-111.

11. Итог урока.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в при­роде различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не ве чны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное ис­пользование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета ста­нет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Шерсть — древнейший природный утеплитель — до сих пор остается во многом непревзойденным материалом с уникальным набором полезных для человека качеств

Баран Jan Eufinger

Среди тех, кто убежден в божественном происхождении человека, бытует мнение, что homo sapiens изначально был задуман и воплощен создателем голым. Однако, по мнению ученых, далекие предки современного человека все же имели на своем теле волосяной покров. Начиная разговор о шерсти и ее значении, стоит вспомнить, что в первобытные времена она обильно росла на человеке, являлась его естественной одеждой и лишь много позже стала и первой искусственной.


На длинном эволюционном пути наши предки почти растеряли собственный шерстяной покров, но взамен научились заимствовать его у животных. Еще ничего не зная о теплообмене, они добывали шкуры животных и кутались в них, чтобы согреться. В начале XIX века великий французский математик и физик Жан Батист Жозеф Фурье в своей работе «Аналитическая теория тепла» наконец объяснил, что такое теплопроводность, и благодарное человечество стало кутаться в теплую одежду, используя научный подход. С тех пор наука и технологии заметно продвинулись вперед, но шерсть, как была одним из основных утепляющих материалов, так им и осталась.

В чем же секрет шерсти? Почему она так хорошо сохраняет тепло? В мы подробно рассмотрели механизм удержания тепла одеждой. Напомним, что греющие свойства утеплителя напрямую зависят от того, насколько эффективно он удерживает воздух у поверхности тела. Воздушная прослойка препятствует оттоку тепла, потому что воздух имеет очень низкую теплопроводность. Любой утеплитель, будь то натуральный пух, вата, синтетические волокна или шерсть, «связывает» воздух в своей пространственной структуре и не дает ему перемешиваться с воздухом окружающей среды.

Из чего же «сделана» шерсть? Как ей удается удерживать воздух?

Что такое шерсть

Шерсть — это волосяной покров на теле животного, который состоит из двух основных типов волос — остевых и пуховых.Их главное отличие в толщине и назначении: остевые — длинные, толстые, грубые — это видимый слой шерстяного покрова, пуховые — тонкие извитые волокна. Остевые волосы формируют пространственную структуру шерсти, определяют степень ее волнистости и выполняют защитные и теплосберегающие функции. А основная задача пуховых волос, также называемых подшерстком, — удерживать тепло у кожи. Крупный остевой волос может иметь индивидуальный мускул, который этот волос поднимает. Шерсть, вставшая дыбом, — заслуга именно этих мускулов. Поднятые волосы не только придают угрожающий вид, но и временно увеличивают общую толщину шерстяного покрова, а значит, и его способность удерживать тепло.

Волосы в слое шерсти расположены густо, они часто бывают извиты и переплетены. Такая пространственная структура шерстяного покрова создает множество замкнутых воздушных карманов, которые и удерживают воздух у тела, не позволяя животному замерзнуть или, наоборот, погибнуть от жары. Кроме этого, воздушные полости могут быть и внутри самих волос. Например, волос белого медведя или верблюда полый, то есть с воздушным каналом внутри. Наличие воздуха внутри волоса существенно увеличивает его теплоизоляционные свойства.

Конечно, никто не видел верблюдов, разгуливающих по арктическим просторам вместе с белыми медведями, а умок никто не встречал в Кара-Кумах. Но воздушная прослойка, которую создает их шерсть, защищает и тех, и других: медведей — от холода, а верблюдов — от жары, благодаря все той же очень низкой теплопроводности воздуха.

Использование шерсти

Наши первобытные предки знали, что шерсть хорошо сохраняет тепло, но еще не могли ее собирать и обрабатывать. Весь нехитрый технологический процесс изготовления одежды в древние времена заключался в снятии шкуры с убитого на охоте животного. Собственно эти шкуры, вместе с покрывающей их шерстью, и становились одеждой для охотников и их собратьев.

Со временем одомашнивание животных и развитие скотоводства привели к тому, что человек научился использовать для изготовления теплой одежды не только шкуры, но и собранную с животных шерсть — преимущественно овечью, козью и верблюжью. Состриженная или вычесанная, она служила сырьем для пряжи — длинных нитей, состоящих из переплетенных волос. Ворсистые нити тоже хорошо удерживают воздух в своих переплетениях, поэтому и вязаные шерстяные изделия сохраняют тепло не хуже шкур животных. Для изготовления шерстяной нити использовались прялки и веретена, и можно сказать, что с этих нехитрых приспособлений началась вся современная легкая промышленность.

Виды шерсти

Овечья шерсть

Среди всех видов шерсти, которые использует человек, наиболее распространена овечья. Из нее производят шерстяную пряжу для вязки трикотажных изделий или нити для изготовления шерстяных тканей. Овечья шерсть упругая и плотная из-за извитости шерстяных волокон. Спиралевидная форма шерстинки защищает от загрязнений и атмосферных осадков. Ее можно вытянуть и выпрямить, но со временем она вернется в исходное состояние. Извитость шерстинки — очень ценное качество, благодаря которому изделия из шерсти объемные, пушистые, прочные, ноские и почти не мнутся. Наиболее высококачественной овечьей шерстью считается мериносовая . Тонкость мериносовой шерсти позволяет использовать ее даже при производстве термобелья.

Волосы овечьей шерсти покрыты мелкими чешуйками, поэтому они хорошо сцепляются друг с другом. На этом свойстве основана технология производства войлока — плотного нетканого материала, который применяется для изготовления одежды или обуви, например валенок. Войлок — отличный пример того, как материал с низкой теплопроводностью может защищать как от холода, так и от жары. О зимних валенках мы уже упомянули, но тот же самый войлок используется, например, и для изготовления головных уборов — панамок, треуголок и буденовок, защищающих головы любителей парилок и саун от перегрева. Да и кочевые жители пустыни — бедуины — до сих пор используют шерстяную одежду как надежную защиту от раскаленного африканского солнца.

Шерсть превосходно поглощает звук. Нередко шерстяные покрытия используют в звукозаписывающих студиях. Ковры из натуральной шерсти издавна пользуются популярностью благодаря разнообразному набору качеств, позволяющему сохранять тепло, создавать уют и комфорт в доме. А из низкосортной шерсти получают строительный войлок — материал для тепло- и звукоизоляции помещений.

Ангорская коза Nico Smit

Козья шерсть и пух

Козья шерсть является довольно однородной, но ее волосы намного более гладкие, чем овечьи, поэтому она не так хорошо свойлачивается и прядется. Наиболее известные и качественные виды козьей шерсти — оренбургская, кашмирская и ангорская. Они обладают самым тонким волосом: 16-18 мкм у оренбургской, 19-20 мкм у кашмирской и 22-24 мкм у ангорской козы. Мягкая и шелковистая пряжа от ангорской козы называется мохером. Любопытно, что шерсть ангорского кролика также называется ангорской , и это вносит некоторую путаницу. Козий пух — тоже вид козьей шерсти, который можно получать как состриганием, так и вычесыванием специальными гребенками. При вычесывании пух получается более нежным, легким и приятным на ощупь. Знаменитый оренбургский пуховый платок изготовлен именно из козьего пуха. А кашмирские козы дают пух, из которого производится тонкий, мягкий и теплый материал — кашемир.

Верблюжья шерсть

Верблюжья шерсть кардинально отличается от овечьей и козьей полым волосом. Как и в случае с белым медведем, полый волос значительно снижает теплопроводность шерсти верблюда. В производстве изделий из верблюжьей шерсти используется верблюжий пух — подшерсток. Изделия из верблюжьей шерсти гигроскопичны, легки, обладают низкой теплопроводностью и хорошо дышат.


Альпака Oliver Nowak

Экзотические виды шерсти

Самой дорогой и качественной шерстью считается шерсть ламы, альпака и викуньи. Это животные семейства верблюдовых, обитающие в Южной Америке в Андах. Шерсть альпака в семь раз теплее овечьей, она легкая, мягкая, шелковистая и при этом очень прочная. А шерсть викуньи собирается вручную в труднодоступных местах высоко в горах, зачастую в сложных климатических условиях. Цена за килограмм шерсти викуньи может доходить до тысячи долларов.

Польза шерсти

Природное происхождение и тысячелетия эволюции сделали шерсть отличным средством естественного утепления для многих теплокровных животных, но ею успешно пользуется и человек. Шерсть биологически дружественна человеку, поэтому она не только согревает его, но и оказывает терапевтическое воздействие. В шерсти также содержится ланолин, который по составу близок к кожному салу человека и благотворно действует на его кожу.

В отличие от многих синтетических волокон, которые способствуют размножению бактерий, вызывающих запах пота, волокна шерсти, наоборот, препятствуют бактериальному загрязнению. Считается, например, что волокна , имеющие положительный электрический заряд, притягивают к себе бактерии, которые заряжены отрицательно. Эти бактерии задерживаются в волокнах полиэстера, и именно их взаимодействие с потом приводит к возникновению неприятных запахов. Для уменьшения этого эффекта производители синтетических материалов обрабатывают волокна полиэстера или полипропилена солями серебра. С шерстью такой проблемы не возникает, точнее ее решила сама природа — она придала волокнам шерсти отрицательный заряд, благодаря чему шерсть отталкивает бактерии, сохраняет чистоту, препятствует возникновению запахов и даже «собирает» с кожи человека вредные положительные заряды.

Ангорская шерсть, пух кашмирских и оренбургских коз, а также мериносовая шерсть, помимо сухого тепла, создают комфортное ощущение мягкости. Однако шерсть с включениями более грубых волокон может быть колкой и вызывать раздражение. Кроме того, некоторые люди имеют аллергию на шерсть.

Характеристики шерсти

Теплопроводность

Среди всех волокон естественного происхождения волос шерсти, состоящий в основном из кератина, обладает наименьшей теплопроводностью — 0,033 Вт/(м·К ). Но это мало что говорит о теплосберегающих характеристиках той или иной шерстяной одежды, ведь лучше всего защиту от холода обеспечивает не сам материал, а воздушная прослойка, которую он в себе удерживает. Тем не менее благодаря малой теплопроводности кератина, а также способности шерстяных волокон создавать огромное количество микроскопических воздушных полостей, шерсть является одним из лучших натуральных теплоизоляторов.

Сравнительная теплопроводность некоторых материалов
Материал Коэффициент теплопроводности, Вт/(м·К )
Вакуум 0,0
Пух гаги 0,008
Воздух 0,026
Шерсть 0,033
Хлопок 0,049
Лен 0,067
Дерево 0,15
Вода 0,6
Сталь 47

Гигроскопичность

Шерсть отлично впитывает воду — до 30-35% от собственного веса — и хорошо дышит. Поэтому при относительно небольшом объеме поступающей влаги (пота) шерсть выводит часть этой влаги в виде испарений, а оставшуюся часть впитывает, не становясь при этом мокрой и холодной. Более того, при увлажнении шерсти выделяется даже некоторое количество тепла. Однако высокая гигроскопичность шерсти может дать и отрицательный эффект. Если шерсть все-таки намокает, то она становится тяжелой и очень долго сохнет, что может стать проблемой в походе или экспедиции.

Механические свойства шерсти

Прочность шерсти в значительной степени зависит от ее типа, породы животных, с которых она получена, и еще от многих параметров, описываемых специальными профессиональными терминами. На практике полезно знать, что шерсть упруга и эластична, и именно эти качества делают изделия из нее прочными и износоустойчивыми при достаточно малом удельном весе. Одежда из тонкой шерсти относится к наиболее легкой, по весу она может уступать лишь изделиям из капрона или эластана.

Часто от тех или иных изделий требуются характеристики, которые сама по себе шерсть обеспечить не может, и тогда в процессе производства нитей к волокнам шерсти могут добавлять другие волокна искусственного или естественного происхождения. Такие ткани носят название смесовых, но часто усиление одних достоинств смешиваемых материалов приводит к ослаблению других. На сегодняшний день наиболее передовыми являются технологии послойного соединения разнородных материалов. Так, к примеру, поступает компания .

К сожалению, шерсть обладает одним специфическим недостатком — она нравится не только людям, но и моли. При несоблюдении правил хранения шерстяных изделий моль способна привести их в полную негодность, а проще говоря — съесть, или хотя бы изрядно понадкусывать.

Современные технологии обработки шерсти

Несмотря на то что шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком, способ производства шерстяных изделий мало изменился — совершенствовались лишь технологии.

Как и ранее, процесс начинается со стрижки или вычесывания животных. На следующем этапе шерсть сортируется, моется, прессуется в тюки и отправляется на фабрики. Там на особых станках она расчесывается и разделяется на волокна. После расчесывания шерсть отправляется в смесительную камеру, где мощные воздушные потоки смешивают волокна шерсти разных сортов для придания ей нужных характеристик. В этой же камере шерсть может смешиваться и с синтетическими волокнами, например полиэстером.

После смесительной камеры шерсть поступает в следующую машину, которая называется кардочесальной. Эта машина распутывает и разделяет волокна на параллельные пряди, а также очищает их от остатков грязи. Из кардочесальной машины шерсть выходит в виде тонкого ровного полотна, которое на следующем этапе разделяется на полосы, скручивается и преобразуется в так называемые ровницы, которые уже напоминают шерстяную нить. Для придания нити необходимой прочности ровницу сучат — растягивают и плотно скручивают.

Шерстяная пряжа используется для вязки трикотажного полотна, а из нити на ткацких станках производят шерстяные ткани. Трикотажные шерстяные полотна и ткани используются затем для производства различной одежды и предметов быта.

Шерстяные изделия высокого качества маркируются знаком “Woolmark”, который ранее принадлежал Международному секретариату по шерсти (International Wool Secretariat). Сейчас торговым знаком владеет австралийская ассоциация производителей шерсти Australian Wool Innovation Limited, занятая продвижением и увеличением мирового спроса на качественную шерсть. Наличие на изделии ярлыка “Woolmark” говорит о том, что в составе ткани не менее 93 % высококачественной натуральной шерсти и материал произведен с соблюдением всех норм добычи и обработки сырья.

Страна, лидирующая по поставкам шерсти на мировой рынок, — Австралия. За ней следуют по убывающей Новая Зеландия, Китай, США, Аргентина, Турция, Иран, Великобритания, Индия, Судан и Южная Африка.

Резюме

    Шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком. Ее можно назвать дружественным человеку материалом благодаря природному животному происхождению.

    Из-за низкой теплопроводности шерсть является одним из лучших утеплителей, применяемых в одежде.

    Изделия из шерсти хорошо дышат и могут впитать большое количество влаги.

    Шерсть оказывает благотворное воздействие на организм человека, обладает антибактериальными свойствами и может оказывать лечебный эффект.

    Наиболее мягкие и приятные на ощупь шерстяные изделия производятся из руна овец мериносовых пород и козьего пуха.

    Шерсть упруга, эластична, имеет малый удельный вес. Она обладает достаточной прочностью и износостойкостью.

    Биологическое происхождение шерсти может являться причиной аллергии. Грубая шерсть колется и способна вызывать раздражение кожи.

  • Основным источником шерсти для легкой промышленности являются овцы, козы и верблюды.

МОАУ «Гимназия № 1 г. Орска»

Овечья шерсть и ее применение человеком


VII городская НПК младших школьников«Исследователь окружающего мира» Направление: Человек (деятельность человека)
Выполнила: Касенова Алина,
ученица 3 класса «А»

Руководитель: Лисичкина Елена Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

2012-2013 учебный год.

Введение…………………………………….…………………...…………………...3
Глава 1. Шерсть: история, виды.
1.1. История возникновения овечьей шерсти……………………………………..4
1.2. Строение и полезные свойства шерсти……………………………………….5
1 .3. Виды шерсти……………………………………………………………………6
2.1. Что делают из шерсти овцы?.............................................................................7
2.2. Стеганое шерстяное одеяло…………………………………………………...8 2.3. Различные изделия из шерсти……………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………………………….……………………………………..11
Глоссарий …………………………………………………………………………..12
Приложение…………………………………….…………………………………..13

Введение

В домашнем хозяйстве моей бабушки есть небольшое стадо тонкорунных мериносовых овец. С ранних лет я наблюдала за тем, как за ними ухаживают. Летом пасут на открытой местности, зимой их кормят сеном, специальными кормами. Два раза в год: весной и осенью проводится стрижка овец. Мне всегда было интересно, что делает моя бабушка с этой шерстью. Оказывается, из шерсти овец можно сделать много полезных вещей: вязаные вещи, валенки, коврики и одеяла. И бабушка предложила мне самой заняться и попробовать сделать что-нибудь своими руками.

В сентябре нам учительница рассказала об исследовательской работе, и я подумала, что могу рассказать о шерсти, о разных ее видах, показать свои работы и даже попробовать сделать шерстяное одеяло. Итак,

тема моей работы: «Овечья шерсть и ее применение человеком»

Цель исследовательской работы:

Изучить историю, свойства и виды шерсти

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме, собрать необходимую информацию;

Узнать, как человек научился использовать шерсть;

Выяснить, как правильно обрабатывать шерсть;

Исследовать, какие виды шерсти существуют;

Рассмотреть различные изделия из шерсти;

Совершенствовать навыки в практической работе и освоить способы обработки шерсти для изготовления изделий из шерсти.

Гипотеза: Предположим, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Актуальность: Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств. Изделия из овечьей шерсти являются экологически чистым и безопасным продуктом. Особенно в последнее время пользуется популярностью не только у старшего поколения, но и у молодежи.

Объект исследования : шерсть.


Глава 1. Шерсть: история, виды

1.1. История возникновения овечьей шерсти

Как и все в этом мире, овечья шерсть тоже была открытием. Чтобы это проверить, обратимся к старинным летописям. В первобытные времена с наступлением холодов, люди вынуждены были сшить себе одежду. И первым материалом, нашими с вами предками освоенным, была именно шерсть.

В домашнем производстве широкое применение нашли шерстяные нитки из овечьей или верблюжьей шерсти. Готовые шерстяные нити шли на изготовление тесьмы для юрт. Из овечьей и верблюжьей шерсти и конского волоса изготовляли веревки различной толщины и длины в зависимости от того, для чего они предназначались. Они служили для прикрепления юрт к земле во время сильных ветров с тем, чтобы предотвратить их падение. Из них делали воротца, куда привязывали телят, изготовляли конские путы для волов, ошейники для телят и т. д. Самыми прочными считались веревки, свитые из конского волоса. Из обработанной шерсти делали небольшой толщины - тесемочки, которыми обшивали края кошомных покрытий юрт.

Археологи обнаружили находки, свидетельствовавшие о развитии овцеводства и производства шерсти, которые относятся к четвертому веку до нашей эры. Еще в древней Месопотамии и Вавилоне первобытный люд разводил овец, а римляне уже начали заниматься селекцией. Ими была выведена новая порода тонкорунных мериносовых овец.

Мериносы - это порода тонкорунных овец, родиной которых считают Переднюю Азию. Впоследствии они распространились в страны Западной Европы, Северной Америки и Австралию.

Сегодня только в Австралии около 150 миллионов мериносов, при этом одна овца в среднем дает до 15 кг шерсти в год (другие породы овец 6-7 кг). Выход чистой шерсти 35-45%.

Мериносовая шерсть дороже обычной. Цена лучших партий этой шерсти (14-16 мкм) на ежегодных аукционах достигала нескольких тысяч долларов за килограмм.

Ежегодно в мире производится около 270 тыс. т овечьей шерсти, причем около трети этого количества приходится на Австралию, а остальное – на страны СНГ, Новую Зеландию, Аргентину, Южную Африку, Уругвай, КНР, Турцию и США.

5

1.2. Строение и полезные свойства шерсти

Шерсть мериноса однородна и состоит из очень тонких (13.5-23 мкм) и мягких пуховых волокон (у грубошерстных пород 23-35 мкм). Она длинная (длина шерсти годового роста 6-8 см), белая, теплая. Шерсть обладает прекрасными термостатическим свойствами. За счет естественных завитков она отличается упругостью. Немаловажно, что она не раздражает кожу.

Рассмотрим более детально строение овечьей шерсти и в очередной раз убедимся в том, что не зря её предпочитают многие зарубежные дизайнеры при создании своих коллекций. Волокно имеет извилистую структуру и обладает хорошей «памятью»: при деформации через некоторое время оно приобретает первоначальный вид. Благодаря этому качеству изделия имеют высокую прочность и при длительной эксплуатации не теряют свой опрятный внешний вид. Между ворсинками шерсти находится свободное пространство, так называемые воздушные пузырьки, которые обеспечивают доступ кислорода к телу. Таким образом, оно может дышать и регулировать температуру, избавляя от повышенного потоотделения либо замерзания, в отличие от синтетических материалов.

Шерстяные изделия обладают практичностью и их стоимость относительно невелика. Лидерами по производству и переработке овечьей шерсти являются Аргентина, Австралия и Новая Зеландия. Не секрет, что в этих странах процент заболеваемости людей значительно ниже. Возможно, этот фактор как-то связан с большим количеством шерстяных вещей на рынке.

Для людей страдающих артериальным давлением, заболеваниями нервной системы, бессонницей и слабым иммунитетом, шерсть - непревзойденный способ борьбы со своим недугом. Говорят, что шерстяные изделия даже улучшают сопротивляемость к простудным и инфекционным болезням, обладают противовоспалительным и антиаллергическим действием.


Шерсть овец породы меринос - это самая тонкорунная шерсть, которая стрижется с холки годовалых овец, выращиваемых в Австралии. Это наиболее известный и популярный тип шерсти, который обеспечивает комфортный и здоровый сон.

Постель из шерсти мериноса обладает множеством лечебных свойств: способствует уменьшению болей, особенно при ревматизме и радикулите; обеспечивает нормальный теплообмен тела, регулирует влажность, очень износоустойчива. Мериносовая шерсть отличается удивительной эластичностью и прочностью, она очень нежная и будет заботиться о Вас долгие годы.

1.3. Виды шерсти

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья. Виды волокон шерсти:

    пух (наиболее ценное тонкое, мягкое извитое волокно),

    переходный волос, ость (более толстое, жесткое и менее извитое, чем пух, волокно)

    "мертвый волос" (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.

Мёртвая и живая шерсть.

Шерсть считается настоящим волокном животного происхождения, если настригается с живых овец.

«Мертвая» же шерсть, собираемая на скотобойнях, во всех отношениях значительно хуже «живой». Шерстяные ткани, выработанные из смеси длинных и коротких волокон, мягки (хотя и не мнутся), но не сохраняют острой складки. Камвольные шерстяные ткани, или ткани из гребенной шерсти, изготавливаются только из длинных волокон. Они гладкие, прочные, довольно долговечные, но в процессе носки приобретают лоск.

Впервые переработанная шерсть дает, как правило, более эластичный текстиль, чем другие виды шерсти. Идеально подходит для обивки мебели и штор, а также используется для покрывал.

Глава 2. Экспериментальная работа

2.1. Что делают из шерсти овцы?

Шерстяная пряжа, пожалуй, самая популярная для ручного вязания. Из всех видов шерсти, которые используют для производства пряжи, наиболее распространена овечья. Пряжу для ручного вязания часто делают также из верблюжьей, козьей, кроличьей шерсти и пуха. Шерсть - самое дорогое сырье для производства пряжи для вязания, себестоимость ее в 2 - 15 раз выше, чем себестоимость хлопка (натуральный шелк еще дороже, но он практически не используется для этой цели).

Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств.

Народы, живущие в высокогорьях северного Кавказа и Тибета, и отличающиеся отменным здоровьем и долголетием по достоинству оценили изделия из овчины и овечьей шерсти, изготавливая из нее одежду и обувь.


2.2. Стеганое шерстяное одеяло

Стеганое шерстяное одеяло - хватит человеку не только на всю жизнь, но оно послужит и следующим поколениям, надо только менять чехол и подбавлять горсть-другую шерсти. Изделие это легкое, упругое. Оно все заполнено воздухом, и потому под ним можно спать и зимой, и летом. Я укрываюсь таким одеялом и не променяю его ни на какое другое.

Как же было сделано это чудо-одеяло? Я попросила мою бабушку помочь мне сделать такое одеяло для куклы.

Сначала я наблюдала за стрижкой овец. (Приложение № 1)

Я узнала, что чем длиннее волокна, тем лучшим окажется одеяло и тем дольше оно прослужит. Немытой шерсти потребуется почти вдвое больше. (Приложение № 2)

Промывают ее тщательно в теплой слегка мыльной воде в сетках, затем равномерно складывают на какой-либо поверхности и просушивают, вороша время от времени, как сено. Чесаная шерсть для изготовления одеяла не годится. При ческе волокна шерсти ломаются, в одеяле превращаются в труху, сбиваются в комки, оно приобретает свойства ватного одеяла и быстро выходит из строя. Вот почему шерсть надо не вычесывать, а перебирать, тогда в труху уходит совсем немного волокон. (Приложение № 3)

Мытую и высушенную шерсть укладываем горкой на полотнище или полиэтиленовую пленку. За 10-15 мин до начала перебивки шерсть равномерно мы обрызгали теплой водой, чтобы волокна «раскрылись» и стали упругими. В процессе обрызгивания шерсть ворошили. Перебивали шерсть гибким прутом.

Перебитую шерсть аккуратно перенесли на другое полотнище. И вот шерсть перебита.

К этому моменту мы уже приготовили чехол. Его сшили из ситца. Одну (короткую) сторону чехла оставили не сшитой. Чехол вывернули наизнанку.

Перебитую шерсть равномерно разложили по всей поверхности чехла и завернули в рулон, выправляя бока, и он неспешно вывернули в обратном направлении. (Приложение № 4) В результате чехол выворачивается на лицевую сторону, а вся шерсть равномерным слоем оказывается внутри чехла. Поверхность чехла осторожно разгладили руками. После этого открытый конец чехла зашили, и наступил самый ответственный этап – стежка.

Одеяло простегивают катушечной, лучше хлопковой, ниткой «десяткой» (в три нитки) и толстой иглой длиной 7-8 см с широким ушком. Пройдя по периметру всего одеяла, простегивали следующие ряды, двигаясь по спирали. (Приложение № 5) Для готового одеяла сшили верхний нарядный чехол.

Вот одеяло и готово! (Приложение № 6)

В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

2.3. Вязаные изделия из шерсти.

Еще бабушка показала мне, что шерсть можно использовать в вязании. Она вяжет носки, варежки, шапки, шарфы. Моя мама вяжет кофты и сумки.

Я тоже захотела научиться вязать из шерстяной нитки. Ох, нелегкая эта работа! Вот мои первые шаги: (Приложение № 7)


Заключение

Итак, прочитав различную литературу об истории, видах и свойствах шерсти, я добилась поставленной цели и доказала гипотезу своей исследовательской работы о том, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Овечья шерсть определенно является одним из первых материалов, который человек научился применять себе на пользу.

Можно получить так называемые грубые шерстяные изделия эту в первую очередь всем известные валенки.

Особенно хороши шерстяные вязаные изделия. Они обладают не только красотой привлекательностью, но и сделанные из натуральных шерстяных ниток очень хорошо согревают в холодное время года и легко отводят влагу от тела.

Я рада, что научилась немного вязать. Сама, в домашних условиях, сделала стеганое шерстяное одеяло. В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься своим новым увлечением, и планирую научиться вязать вещи не только для кукол, но и для себя и моих близких. Возможно, сошью стеганое шерстяное одеяло для сестренки. Мне хотелось бы не только самой вязать и делать красивые и полезные вещи, но и научить этому своих подруг.



Список литературы

    Ерохин А.И. Приусадебное хозяйство. Разведение коз и овец. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.
    Журнал "Овцеводство-козоводство"
    Кулешов, «Овцеводство» (СПб., 1896);
    www.russiangoats.com

Глоссарий

Шерсть - волосяной покров кожи у млекопитающих, кроме человека

Свойство - атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты»

Юрта - (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [ tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) - переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

МЕРИНОСОВАЯ ШЕРСТЬ ( MERINOS) - это шерсть, взятая с холки овцы мериноса.

Летопись -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Валенки -- тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Чехол - покрышка или оболочка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.

Приложение №1

Стрижка овец

Приложение № 2



Отбор шерсти Мытье шерсти

Приложение №3

Сущка шерсти

Перебирание шерсти

Приложение № 4

Раскладка шерсти

Распределение шерсти по чехлу

Сворачивание рулона

Укладка рулона

Рулон получился

Выпрямление одеяла

Укладка шерсти в одеяле

Приложение № 5


Зашиваем открытый конец одеяла

Стежка одеяла

Приложение № 6

Нарядный чехол для одеяла

Последние штрихи

Одеяло готово

Приложение № 7

Я учусь вязать!

Первые шаги

Глина - интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется в результате разрушения скальных пород. Многие, имея дело с этим пластичным веществом, задумываются: из чего состоит глина? Давайте узнаем ответ на этот вопрос, а также разберёмся, чем может быть полезен этот человеку.

Что такое глина, из какого вещества состоит

Глина - это осадочная порода, мелкозернистая по своей структуре. В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным и податливым материалом, принимающим любую форму. При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

Минеральный состав глин разных видов хоть и различный, но обязательно содержит в себе вещества группы каолинита и монтмориллонита или иные слоистые алюмосиликаты. Также глина может иметь в числе составляющих другие примеси, карбонатные и песчаные частицы.

Типовой состав этого вещества выглядит так:

  • каолинит - 47%;
  • оксид алюминия - 39%;
  • вода - 14%.

Это далеко не все составляющие глины. Минеральные вкрапления - галлуазит, диаспор, гидраргиллит, корунд, монотермит, мусковит и другие - тоже присутствуют в разных количествах. Загрязнять глины и каолины могут такие минералы: кварц, доломит, гипс, магнетит, пирит, лимонит, марказит.

Виды глин

То, из чего состоит глина, во многом зависит от места и способа её образования. В зависимости от этого выделяют:

1. Осадочные глины - это результат переноса природных продуктов выветривания и их отложения в определённом месте. Они бывают морскими - рождающимися на дне морей и океанов и континентальными - формирующимися на материке. Морские глины, в свою очередь, подразделяют на:

  • шельфовые;
  • лагунные;
  • прибережные.

2. Остаточные глины формируются в процессе выветривания непластичных горных пород и их преобразования в пластичные каолины. Изучение таких остаточных залежей может показать плавный переход глины в материнскую породу с изменением высоты.

Свойства глины

Независимо от того, из какого вещества состоит глина и где она образовалась, есть характерные свойства, отличающие её от других природных материалов.

В сухом виде глина имеет пылеобразную структуру. Если она застыла комками, то легко крошится. Этот материал быстро намокает, впитывает воду, вследствие чего разбухает. При этом глина приобретает водоупорность - способность не пропускать жидкость.

Главной особенностью глины является её пластичность - способность с лёгкостью приобретать любую форму. В зависимости от этой способности глину могут классифицировать на «жирную» — которой присуща повышенная пластичность, и «тощую» — разбавленную другими веществами и постепенно теряющую данное свойство.

Пластичная глина характеризуется клейкостью и вязкостью. Это свойство широко применяется в строительстве. Подумайте, строительная смесь из чего состоит? Глина - обязательная составляющая любого соединительного раствора.

Распространение на планете

Глина является очень распространённым материалом на Земле, а поэтому недорогостоящим. Месторождений глины очень много в любой местности. На морских побережьях можно увидеть глиняные отвалы, которые раньше были твёрдыми скалами. Берега и дно рек, озёр зачастую покрыто слоем глины. Если лесная тропа или имеет коричневый или рыжий оттенок то, вероятней всего, она тоже состоит из остаточной глины.

При промышленной добыче глины применяют способ открытых разработок. Чтобы добраться до залежей полезного вещества, сначала снимают а потом вынимают ископаемые. На разной глубине пласты глины могут отличаться по составу и свойствам.

Использование глины человеком

Как уже упоминалось, чаще всего глину используют в строительстве. Все знают, что привычный материал для возведения сооружений - кирпичи. Они из чего состоят? Песок и глина - вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в кирпич. Чтобы стена из отдельно взятых блоков не рассыпалась, используют вязкий раствор, в составе которого тоже есть глина.

Смесь глины с водой становится сырьём для гончарного производства. Человечество издавна научилось производить вазы, пиалы, кувшины и другие ёмкости из глины. Они могут иметь разные размеры и формы. Раньше гончарное ремесло было нужным и распространённым, а глиняные изделия становились единственными принадлежностями, используемыми в быту и очень ходовым товаром на рынках.

Широко используется глина в медицине и косметологии. Те, кто заботится о красоте и здоровье кожи, знают о благодатном воздействии некоторых видов этого вещества. Глина применяется для обёртываний, масок и примочек. Она эффективно борется с целлюлитом, придаёт коже эластичность, препятствует преждевременному старению. При некоторых медицинских показаниях глину даже применяют внутрь. А при кожных заболеваниях высушенный и перетёртый в пыль материал назначают в виде присыпок. Важно упомянуть, что для таких целей используется не любая глина, а только некоторые её виды, имеющие антисептические и противомикробные свойства.

Что такое полимерная глина

Полимерная глина позволяет легко имитировать текстуру других материалов, например, дерева или камня. Из этого пластичного вещества можно самостоятельно изготовить сувениры, ёлочные игрушки, бижутерию, украшения для интерьера, брелоки и много всего прочего. Такие изделия ручной работы станут отличным подарком, смогут долго храниться, при этом не теряя привлекательного вида и первоначальной формы.

Полимерная глина из чего состоит? Рецепт приготовления в домашних условиях

Рукодельницы, которых заинтересовал процесс изготовления таких ярких сувениров, наверняка задумались о том, как сделать полимерную глину самостоятельно. Это вполне реальная задача. Естественно, что полученный материал не будет идентичен заводской полимерной глине, но при правильном изготовлении его свойства ничем не будут уступать.

Необходимые компоненты:

  • клей ПВА - 1 стакан;
  • кукурузный крахмал - 1 стакан;
  • нежирный крем для рук без силикона - 1 столовая ложка;
  • вазелин - 1 столовая ложка;
  • сок лимона - 2 столовые ложки.

Вот всё, из чего состоит которую мы будем готовить в домашних условиях.

Крахмал, клей и вазелин тщательно перемешиваем, добавляем сок лимона и опять мешаем до получения однородной массы. Ставим в микроволновку на 30 секунд, перемешиваем и отправляем туда же ещё на 30 секунд. Корку, которая образовалась на поверхности, нужно снять и выбросить, а эластичную массу выложить на поднос, смазанный кремом для рук, и энергично вымешивать 5 минут. После остывания наша полимерная глина уже готова к использованию.

Узнав, как сделать полимерную глину самостоятельно, вы можете сэкономить на дорогом покупном материале и, не ограничивая себя, освоить интересное, творческое занятие.

Глина - интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется в результате разрушения скальных пород. Многие, имея дело с этим пластичным веществом, задумываются: из чего состоит глина? Давайте узнаем ответ на этот вопрос, а также разберёмся, чем может быть полезен этот природный материал человеку.

Предмет «Окружающий мир»

Конспект открытого урока по теме «Из чего что сделано?» 2 класс 04.12 2015 г.

ФГОС, УмК «Школа России» Лапина А.А. Учитель МБОУ «СОШ №37» г. Братска

Цели деятельности учителя

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

Познакомить с простейшими производственными цепочками при изготовлении различных предметов;

Формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

Воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Ставить проблему поискового характера;

Проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России» : - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

- Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2012.

Презентация;

Карточки – тесты для индивидуального опроса;

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. этап.

Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Ребята! Повторяйте за мной.

Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться. (слайд 1)

Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» (слайд 1 )

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Проверка домашнего задания

Какой раздел мы с вами изучаем?

(слайд2)

Что такое экономика?

Как называются части экономики?

Из каких отраслей состоит экономика?

Вспомним, какие профессии мы называли?

Назовите профессии ваших родителей.

Проверим ваши знания с помощью тестов (Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015). (слайд 3)

Без чего не может работать современная экономика?

Что вы о них знаете?

Жизнь города и села»

Это хозяйственная деятельность людей.

Отрасли

- Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.

Доярка, пастух, водитель….

Дети называют профессии своих родителей и говорят к какой отрасли экономики она относится.

Выполняют тест, взаимопроверка

- Без денег

Ребенок знакомит детей со своим мини проектом «Как появились деньги»

Регулятивные

Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные

3. Самоопределение в деятельности

Задачи: развивать логическое мышление,заинтересовать новым исследованием,

Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (слайд 4)

Определите, какой предмет «лишний»?

Почему?

Как называется то, что сделано руками человека?

Носки, варежки, книги, кастрюли, вилка, чайник, кувшин, ракушка.

Ракушка- создала природа, а остальные сделал человек.

Рукотворный мир.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Актуализация знаний,

1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока

Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

Какие цели и задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:

Я думаю, что узнаю…..(слайд 6)

Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке.(слайд 7)

Что кажется трудным и пока непонятным?

Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь?

Из металла, из шерсти,

Из бумаги, из глины…

Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.

Из чего что сделано?

Работа с учебником с.108

Что значит изображать производственные цепочки.

Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные:

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 2)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

3)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

4)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы. (слайд 8)

-Работа в группе Задание: Возьмите карточки на партах. Разделите все предметы на группы, объяснить свой выбор. (слайд 9)

- из глины (чайник, ваза),

- из шерсти (свитер, шарф),

-из металла (ложка, кастрюля),

-из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга) Проверяем. (слайд 10)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов?

Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме.

1. Отгадайте загадку: (слайд 11)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду?

Алиса провела небольшое исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из глины. (слайд 12-18)

Можем ли мы изготовить такую посуду?

Почему?

Алиса нас познакомила с порядком изготовления изделий из глины.

Порядок изготовления предмета –называется производственная цепочка. (слайд 19)

Откройте тетрадь и покажите последовательность изготовления посуды из глины. (работа в паре) (слайд 20)

Карьер - гончарный круг- печь-чашка. (слайд 21)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят глиняные изделия. (слайд 22)

ФИЗМИНУТКА (слайд 23)

2. Продолжаем работу (слайд 24)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу.

Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?

- Понятно, что линейка, шкаф сделаны из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? (слайд 25)

Диана провела исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают книги. (слайд 26-31)

В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.

- Работаем в паре . Заполните схему в тетради.- Как из дерева получается книга? (слайд 32)
Дерево- целлюлоза- бумага- книга.

(слайд 33)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят бумагу(слайд 34)

3. - В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла. (слайд 35)

Мой помощник Роман провёл тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла. (слайд36-41)

Составим производственную цепочку.- Как к нам в дом приходит металлическая посуда? (слайд 42)

Железная руда- чугун-сталь- посуда

- Посмотрите на экран, я предлагаю посмотреть отрывок из фильма, как производят предметы из стали(слайд 43)

4. Шерсть.

Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. (слайд 44)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Овца, баран)

Как связаны тёплые варежки, свитер и овцы? (слайд 44)

Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти» (слайд 45)

Откройте учебник. Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи.(слайд 46)

1.Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3.Изготовление шерстяного полотна;

4.Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Покажите в тетради последовательность изготовления вещей из шерсти. (работа в паре ) (слайд 47)

Овца-пряжа-полотно-изделие.

- Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки. (слайд 48)

Делят предметы на группы и объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку

Они сделаны руками человека.

Глина

ответы детей

нет

Нужны знания и труд многих людей.

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Дерево

ответы детей

Сообщение ученика (см. приложение ).

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Сообщение ученика (см. приложение ).

Работаем коллективно

Смотрят фильм

Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки.

Дети по картинкам в учебнике рассказывают с.111

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.

Работа в группе по «Рабочей тетради» с.79 №2,3 (слайд 49)

-№2 Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

-№3. Составить производственные цепочки(слайд 50)

глина - кирпичи, глиняные игрушки, вазы, посуда

шерсть – варежки, свитер, ковры, шарф. шапку…..

древесина – мебель, бумага, книги, картон, дома, мосты……

железная руда -завод-ножницы;

зерно -мельница-мука- хлеб

глина -гончарный круг-печь- ваза

……..

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

8. Физкультурная пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

9. Итог урока.

Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

(слайд 51)

Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны.

(слайд 52)

Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести?

Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд 53)

Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!

Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее.

Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (слайд 54)

В природе.

1)Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2)Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

Меня удивило …- Было трудно…

Теперь я знаю, что…(слайд 55)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

11. Домашнее задание.

С. 108-111, рабочая тетрадь стр.70 №3, №4 (слайд 56) , (слайд 57)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.