Парыгин борис дмитриевич социальная психология. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 5, с. 117–124 памятные даты ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)1 © 2015 г. А. Л. Журавлев*, И. А. Мироненко** * Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, директор ФГБУН Института психологии РАН, Москва; ** Доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ, Санкт-Петербург e-mail: [email protected] Анализируется вклад Б.Д. Парыгина в становление методологии российской социальной психо- логии в 1960–70-х гг. и особенности его методологических взглядов, их духовно-философская ориентированность. На примере разработки социально-психологических концепций личности и общения, которым Парыгин отводил центральное место в предметной области социальной психо- логии, рассмотрены особенности структурно-динамического подхода как общего используемого им метода анализа и отношение ученого к деятельностному подходу в психологии. Раскрываются разработанное Парыгиным целостное представление о социальной психологии как системе знания и развитие оригинальной системы его взглядов, позволяющих с единых позиций изучать общие и частные вопросы методологии, теории и практики. Ключевые слова: методология социальной психологии, возрождение отечественной социальной психологии, структурно-динамический подход, духовно-философская традиция российской гума- нитарной науки, личность, общение. В развитии отечественной социальной пси- 1960–70-х гг. стояли такие ученые, как Г.М. Ан- хологии выделяется ряд этапов, существенно дреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, различающихся между собой. Это, во-первых, В.Н. Куницына, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, период организации специальных исследований К.К. Платонов, Б.Ф. Поршнев, А.А. Русалинова, социально-психологических проблем в рос- А.Л. Свенцицкий, Л.И. Уманский, А.С. Черны- сийской науке конца ХIХ – начала ХХ века . шев, Э.С. Чугунова, Ю.А. Шерковин, Е.В. Шоро- Во-вторых, период дискуссий и трансформаций хова и др. на фоне институционализации социальной пси- Этот период был отмечен противоречиями и хологии как отдельной области научного знания острой борьбой научных взглядов. В историогра- в послереволюционные годы. В-третьих, время, фии он “… начинается дискуссиями о предмете охватывающее почти тридцать лет (с 30-х до 60-х социальной психологии и может быть определен годов ХХ века), когда социальная психология как завершающий эти дискуссии: дискуссии пре- практически исчезает как область психологиче- кращаются, уступая место исследованиям этого ского знания. И, наконец, в-четвертых, период ее предмета” . возрождения (подробнее см. ). 1 Сегодня, через полвека, прошедшие со време- 1960–70-е гг. имеют особое значение. Именно ни 1960–70-х гг., состоявшиеся радикальные пе- в это время сформировалась методологическая ремены в обществе и парадигмальные изменения традиция развития отечественной социальной в психологической науке позволяют поставить психологии, продолжавшаяся до конца советско- задачу проведения исследований в этом направ- го периода и во многом определившая как совре- лении. менное ее состояние, так и перспективы развития. Отмечая в текущем году 85 лет со дня рождения У истоков возрождения социальной психологии в Бориса Дмитриевича Парыгина, мы остановимся ниже на его вкладе прежде всего в становление 1  Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РГНФ, методологии российской социальной психологии гранты №14-06-00668 и № 15-06-10082. в 1960–70-е годы. 117 118 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО ЦЕЛОСТНОСТЬ И ДУХОВНО- анализа. Парыгин, таким образом, на восемь лет ФИЛОСОФСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ опередил появление общей социально-психологи- МЕТОДОЛОГИИ Б.Д. ПАРЫГИНА ческой концепции в западной науке, которая была предложена в опубликованной в 1979 г. книге Первое, что обращает на себя внимание при британского философа и социального психолога, анализе творчества Бориса Дмитриевича – это профессора Оксфордского университета Харре целостность его системы взглядов, которая, “Социальное бытие: теория для социальной пси- прежде всего, проявилась в масштабности его хологии” . В книге Харре, как и в монографии подхода. Именно он, впервые в мировой психо- Парыгина, в центре внимания оказывается чело- логической литературе, разработал и предложил век как индивид и его общение с другими людьми. научному сообществу аргументированное виде- Естественно, что трактовка названными авторами ние социальной психологии в качестве всесто- как личности и индивида, так и феноменологии ронне обоснованной системы научного знания, общения в качестве главных составляющих соци- которая включает в себя три составляющих: ме- ально-психологической теории, различны. тодологию, общую социально-психологическую Представление о социальной психологии как теорию и прикладную социальную психологию. о системе научного знания в дальнейшем разра- Им с единых позиций были рассмотрены общие батывалось и уточнялось Парыгиным в после- и частные вопросы методологии, теории и прак- дующих крупных монографиях: “Социальная тики. И на протяжении всей профессиональной психология: Проблемы истории, методологии и жизни последовательно развивалась своя система теории” , “Социальная психология: Истоки взглядов. и перспективы” . В своей первой же, опубликованной в 1965 г. Важнейшее значение Парыгин придавал в раз- монографии , Парыгин ставит задачу построе- витии социальной психологии фактору духовного ния социальной психологии как относительно состояния и духовных потребностей общества. самостоятельной системы знаний и исследова- Характеризуя причины возрождения социальной ний, отмечает основные этапы и тенденции ее психологии в 1960-х гг., он в качестве первооче- развития, размышляет о ее возможностях и пер- редной и важнейшей причины отмечает рост ре- спективах. Ее предметом, в трактовке Парыгина, лигиозности в обществе , трактуемый им как является социальная психика человека во всем потребность общества в духовных практиках и многообразии ее проявлений, что предполагает культурном оформлении духовной жизни. Он по- изучение, прежде всего, особенностей психиче- дробно останавливается на этом обстоятельстве, ского состояния и поведения индивида в группе, фактически, не упоминаемом никем из других коллективе и массе, а также специфику группо- исследователей, и лишь далее, списком, обозна- вой, коллективной и массовой психической жиз- чает традиционно называемые факторы: «Вместе недеятельности людей. с тем в числе факторов, которые способствовали возрождению социальной психологии, были: ра- Публикации в конце 1950-х – начале 1960-х го- стущие запросы общества, связанные с потребно- дов даже кратких статей Парыгина о предмете и стью изучения и учета социально-психологиче- состоянии социальной психологии в нашей стра- ских знаний во всех областях социальной жизни, не вызвали серьезный интерес и име- необходимостью более полного представления о ли большой резонанс как в отечественной, так и в структуре общественных отношений и общест- зарубежной научной среде. Они были переведены венного сознания; успехи психологической науки и опубликованы за рубежом – в Германии и в в сфере изучения взаимоотношений личности в США . А его первопроходческая моногра- коллективе; изменение идеологической атмосфе- фия была вскоре переиздана в Уругвае , ры в стране, начавшееся в 1960-е годы, извест- Чехословакии и Болгарии . ное под названием “оттепели”, когда на волне В 1971 г. вышел в свет главный труд Парыгина общественно-политического подъема, вызван- “Основы социально-психологической теории” ного разоблачением культа личности, советским , который неоднократно переиздавался за ру- руководством было допущено некоторое смягче- бежом, например: в Германии в 1975 г. и 1976 г. ние идеологического контроля в духовной жизни , в Японии . В нем была предложена общества в целом и научной сфере в частности» общая социально-психологическая концепция, . в центре которой были личность и общение, О последовательной приверженности Пары- рассматривавшиеся здесь с единых методоло- гина отечественной духовно-философской пара- гических позиций структурно-динамического дигме свидетельствует и его очень определенная ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 119 позиция по отношению к зарубежным направле- идее изучения духовных основ жизни общества ниям в социальной психологии, знакомство с ко- и души человека в качестве главного социально- торыми сыграло огромную и неоднозначную роль психологического явления” . в процессе становления российской социальной Такого рода прямые высказывания, конечно, психологии. Как отмечалось, «для 60-х – периода были невозможны в работах 1960–70-х гг., од- “оттепели” – и особенно 70-х годов характерно нако об определенности философских взглядов все более интенсивное освоение теории и мето- Парыгина говорит и то, что он, декларируя свою дов за­рубежной психологии. … Отечественная приверженность марксизму, всегда остается вне социальная психология обогатилась категори- идеологически одобренного “мейнстрима” совет- альным, понятийным аппаратом мировой психо- ской психологии. логии, и это сыграло огромную роль в ее оформ- лении в самостоятельную область психологии … Однако повышение профессионального уровня ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И СТРУКТУРНО- отечественной социальной психологии создает ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТАХ глубокое противоречие в ее развитии, которое Б.Д. ПАРЫГИНА, ЕГО ОТНОШЕНИЕ до сих пор полностью не выявлено» К ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Полноценный синтез отечественных наработок и зарубежных концепций достигнут в социальной Особенно ярко проявилась ориентация Па- психологии не был, в результате чего «ее особен- рыгина на духовно-нравственное направление ностью оказалось двойное “гражданство” – ка- в его разработке проблемы личности. Личность тегориально-понятийный аппарат имел отечест- рассматривается Парыгиным как единство обще- венное и “импортное” происхождение, но только человеческого (проблема философии), социаль- в исключительных случаях осуществлялось их но-типического (проблема социологии) и инди- согласование» . видуально-неповторимого (проблема социальной В этой ситуации, прекрасно зная иностранные психологии). Существенной особенностью автор- источники и полемизируя с западными коллегами ского видения феноменологии личности является в своих работах, Парыгин остается на позициях ее рассмотрение и трактовка в качестве не “за- целостной разработанной им методологии в от- мыкающей” ряд объектов исследования, как это ношении категориально-понятийного аппарата. принято в социологическом подходе к ней и даже В предметной области социальной психологии он встречается в социальной психологии (Г.М. Анд- также сохраняет ориентацию на национальную реева, М.Р. Битянова и др.), а в качестве именно специфику и культурную традицию. Попытки же исходного и ключевого феномена и категории. разрабатывать предметную область, в которой В настоящее время такая позиция поддержива- сложились западные концепции (в первую оче- ется и развивается в научных работах и учебных редь имеются в виду исследования взаимодей- пособиях, выполненных в Институте психологии ствия индивидов в группе), по его мнению, ставят РАН . российских ученых “в положение ведомых и об- Личность в единстве динамики ее внешнего реченных на роль постоянно отстающих и безна- (в контексте социального взаимодействия) и дежно пытающихся догнать вырвавшегося далеко внутреннего индивидуально-неповторимого бы- вперед лидера, имеющего огромный потенциал тия является тем центром, к которому сходятся возможностей для наращивания скорости своего основные линии анализа в трудах Парыгина. продвижения” . Личность предстает здесь и исходной посылкой В своих поздних работах Парыгин прямо ставит для понимания проблем социума, и основной “задачу формирования новой фундаментальной проблемой современного общества. Заслуживает парадигмы. Последняя начинает уже приобре- внимания и то, что Парыгин анализирует лич- тать определенные очертания в качестве альтер- ность в контексте конкретных проблем современ- нативы бихевиоризму и возврата, теперь уже на ного общества, и это делает его труды не только новой основе, к идее души человека в качестве теоретически интересными для методологов, но истинного предмета психологии, отброшенного в и остро актуальными для современной практиче- начале прошлого века … Одной из тенденций при ской психологии . обсуждении вопроса о предмете социальной пси- Личность в трактовке Б.Д. Парыгина предстает хологии в последнее время является обращение не столько в качестве объекта или продукта соци- к заявленной еще в конце ХIХ – начале ХХ века альных или биосоциальных детерминант, сколько представителями отечественной философской в качестве субъекта своей жизнедеятельности, мысли (М. Троицкий, Г. Плеханов, С. Франк и др.) эмоционально-психических состояний, внутрен- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 120 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО него настроя и т. д. Этим акцентам соответствует период времени. Психический настрой личности и вытекающая из сказанного структурно-дина- представлен, с одной стороны, неосознанным мическая концепция личности, которая предпо- эмоциональным фоном, что соответствует невер- лагает рассмотрение двух основных подструктур бальному психическому состоянию, а с другой личности – статической и динамической. умонастроением, что соответствует вербальному В основу своей концепции Парыгиным поло- психическому состоянию. жено представление о личности как о сложном, Разработка Парыгиным проблемы личности многоплановом и внутренне противоречивом закономерно приводит к тому, что он формули- явлении. Он предлагает оригинальный выход в рует понятие духовного потенциала личности, поисках решения традиционной для психологии которое самым органичным образом связано с личности проблемы – описать и объяснить то, что, представлением о динамической структуре лич- с одной стороны, обладает определенной устой- ности. Под потенциалом личности он понимает чивостью и внеситуативным постоянством, с дру- определенный уровень ее психических возмож- гой – изменчиво в зависимости от ситуации . ностей и внутренней энергии, направленной на В его концепции представлена не структура лич- самовыражение и самоутверждение. Психиче- ности вообще, а разные, но взаимно дополняю- ские возможности личности складываются из ее щие подходы к ее построению и, соответственно, интеллектуального, эмоционального и волевого две качественно различные модели структуры потенциалов. Реализация духовного потенциала личности: статическая и динамическая. ограничена системой социально-психологиче- Под статической структурой личности Па- ских барьеров, блокирующих самовыражение и рыгин понимает абстрактную модель, харак- развитие личности . теризующую основные элементы, пласты или Представляется, что в концепции духовного компоненты психики индивида, предельно от- потенциала личности Парыгина особенно ярко влеченную от реального процесса функциони- проявилась его философская ориентация: суть рования человека, его психического состояния и личности, ее центральное образование и источ- социального поведения. Статическая структура ник энергии, понималась им не как результат и личности рассматривается им как состоящая из форма проявления реальных социальных взаимо- трех основных уровней: 1) общечеловеческого, действий в духе марксизма, но как проявление не- 2) социально-специфического, 3) индивидуаль- коего духовного начала, заданного apriori соци- но-неповторимого. альной реальности и ею не столько порождаемого Модель динамической структуры личности и развиваемого, сколько блокируемого. фиксирует основные компоненты психики инди- Чрезвычайно важное место в системе научных вида в непосредственной человеческой деятель- интересов Парыгина занимают социально-пси- ности, конкретной ситуации и т. п. Фактически хологические состояния личности и общества. она представляет собой модель психического В конце 1950-х – начале 1960-х гг. Парыгин вы- состояния и поведения человека. Важной осо- ступает с двумя публикациями в “Вестнике Ле- бенностью динамической структуры личности, в нинградского университета”. Первая посвящена отличие от статической, является ее приурочен- вопросам обоснования прав на существование ность к какому-то конкретному периоду времени, социальной психологии как науки , вторая – в течение которого можно говорить об определен- общественному настроению как важнейшему фе- ном состоянии психики человека и его активно- номену и категории этой науки . сти, в том числе и деятельности. В соответствии с этим нужно различать две основных стороны В монографии 1965 г. , характеризуя соци- динамической структуры личности: внутреннюю альную психологию как науку, он, с одной сторо- (структура психического состояния) и внешнюю ны, описывает ее систему, историю становления (структура поведения). И внешняя, и внутренняя и развития, а с другой, обращаясь к феномену об- стороны могут носить характер как осознанный, щественного настроения, углубляется в опреде- так и неосознанный. Именно в контексте динами- ление его сущности, психологической природы, ческой модели личности Парыгин вводит и актив- динамики и роли в обществе. но использует понятие психического настроя лич- В 1966 г. он публикует уже отдельную мо- ности. Под ним подразумевается интегральное нографию, посвященную общественному на- структурное образование, которое характеризует строению , в которой впервые в мировой тональность и степень предметной направлен- психологической литературе разрабатывается ности психического состояния человека в данный концепция этого явления, опирающаяся на тради- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 121 ционное внимание к нему, характерное для пионе- ческого настроя позволило Парыгину выйти на ров отечественной психологической социологии новые рубежи в построении общей социально- и социальной психологии Н.К. Михайловского, психологической теории, придав динамизм трак- Г.В. Плеханова, В.М. Бехтерева, Л.И. Петражиц- товке как социальной психологии в целом, так и кого, Л.Н. Войтоловского и др. истории ее становления и развития . В числе наиболее распространенных трактовок В дальнейшем применение принципов струк- сути “настроения” в работах других исследовате- турно-динамического подхода в сфере прикладной лей-психологов можно до сих пор встретить его социальной психологии получило свое развитие определение как непродолжительного и к тому же в разработке Парыгиным модели социально-пси- “слабо выраженного” чувства, из чего может сле- хологического климата коллектива, заслужившей довать понимание неустойчивости настроения и общую известность, а также методов его измере- его незначительной роли в социальных группах. ния и регуляции . Для Парыгина, при более пристальном знакомст- Нельзя не согласится с Г.М. Андреевой, когда ве с этим феноменом, становятся очевидными его она пишет, что в советской социальной психо- большая значимость, богатство его проявлений и логии «Принятие деятельности как важнейшего смысловых значений, важность его места в струк- методологического принципа в значительной туре не только психологии личности, но и многих степени обусловило весь “образ” советской со- других социально-психологических явлений. циальной психологии» . Однако, наряду Обращает, например, на себя внимание то, с использованием данного принципа, в отече- что еще в 1965 г. Парыгин, как бы между делом, ственной социальной психологии развивались в сносках к статье, посвященной Плеханову, ка- конкретные научные направления исследований саясь его суждения о значимости “настроения феноменов совместности и совместной деятель- чувств и умов” при характеристике обществен- ности . ной психологии, замечает: “Включение в опреде- Никак не умаляя достоинств и значимости ление общественной психологии трех основных деятельностного подхода в российской социаль- компонентов: 1) психических свойств; 2) процес- ной психологии, следует признать, что система сов; и 3) состояний – позволяет, на наш взгляд, взглядов Парыгина не может быть отнесена к охватить не только все элементы психики, но и деятельностному подходу. Парыгин органически все ее грани. Особенно следует подчеркнуть не принимает “понимание социально детермини- значение состояний в структуре общественной рованной предметной деятельности как творца психологии” . То есть в то время, как человеческих отношений” , а также другие понимали настроение лишь как “слабо положение о том, что “такое понимание детерми- выраженное” чувство, Парыгин увидел нечто нирующей роли предметной деятельности может гораздо большее – индикатор психического со- быть распространено на интерпретацию любых стояния человека в целом, а вместе с тем и одну межличностных отношений, хотя эффекты дея- из важнейших структурных составляющих пси- тельностного опосредствования в них могут быть хологии личности. Это было инновационное по стертыми, неявными” . тем временам понимание, раздвигающее границы Анализу деятельности в трудах Б.Д. Парыгина прежних представлений о структуре социальной уделяется значительное место, однако деятель- психики человека. И это естественно вытекало ность предстает здесь не как системная детер- из характера самого феномена психического на- минанта психического, а, напротив – как область строя не только как частного, фрагментарного проявлений динамики психических состояний элемента в сфере эмоциональных состояний, но личности, где определяющее значение имеет “сфе- и как интегративного эквивалента всех динами- ра межличностного общения, играющая особен- ческих структур индивида или личности, в том но существенную роль как мощный стимулятор числе и направленности психического состояния психической активности индивида” . на любые действия, и лежащего в основе других Парыгин говорит о “глубокой и органической по- проявлений человеческой жизнедеятельности. требности человека в понимании, сопереживании Методологический потенциал структурно-ди- и эмоциональном отклике себе подобному” , как о факторе, детерминирующем вклю- строения позволил использовать его для поиска ченность человека в предметную деятельность, путей формирования общей социально-психоло- в том числе трудовую, и, соответственно, как о гической теории, что и было реализовано . факторе, определяющем мотивацию и эффектив- Обращение к феноменам настроения и психи- ность самой предметной деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 122 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО Человек в видении Парыгина – прежде всего Интегральная (развернутая) модель структу- социальное существо, рождающееся в процессе ры общения дополнялась характеристикой ее под- общения как основного механизма социализации, структурных образований в качестве процессов и живущего в переплетении пластов и нитей об- коммуникации, с одной стороны, и интеракции щения – “Человек общающийся”. (коммуникативного поведения) – с другой. Пройдет без малого 12 лет прежде, чем в след ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ за Парыгиным, в 1983 г. американский социаль- В ТРУДАХ Б.Д. ПАРЫГИНА ный психолог Д. Майерс в первом из четырех последующих переизданий своей известной кни- Особенно четко эта позиция Парыгина про- ги по сути повторит предложенную когда-то явилась по отношению к трактовке понятия нашим соотечественником формулу содержания “Общение”, соотношению которого с понятием структуры общения, но применительно к предме- деятельность была посвящена специальная дис- ту социальной психологии в целом: “Социальная куссия в отечественной психологической науке. психология: наука, изучающая как люди думают Для Парыгина общение не только не является друг о друге, как они влияют друг на друга, и как лишь стороной деятельности, ее коммуникатив- они относятся друг к другу” . ным аспектом, напротив, именно оно является Работы Б.Д. Парыгина в области проблемы фактором, детерминирующим и порождающим общения заслуженно считаются классикой отече- психическую активность личности, деятель- ственной социальной психологии и представляют ность и жизнедеятельность – жизнь личности, собой существенно иной подход к трактовке это- как социального существа. Парыгин одним из го понятия, нежели принятый в деятельностной первых осознал фундаментальную значимость парадигме, где общение рассматривается через общения в предметной области социальной пси- призму деятельностного опосредствования: либо хологии. Он предложил рассматривать общение как деятельность в целом, либо как составляющая “как сложный и многогранный процесс, который деятельности. может выступать в одно и то же время и как про- цесс взаимодействия индивидов, и как информа- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ционный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг Работы Парыгина внесли существенный вклад на друга, и как процесс их сопереживания, и как в возрождение отечественной социальной психо- процесс их взаимного понимания друг друга” логии, составляют часть истории отечественной . и мировой социальной психологии. В сложном и В основном труде Парыгина , наряду с кон- противоречивом дискурсе 1960–70-х гг. его труды цепцией личности, впервые были сформулирова- занимают особое место. Не сливаясь с домини- ны и авторские концептуальные представления рующим деятельностным подходом, значение о феноменологии и проблемах общения в каче- которого мы не подвергаем здесь сомнению, они стве второй, но не менее значимой составляю- придают дискуссиям, в ходе которых формиро- щей общей социально-психологической теории. валась российская социальная психология, осо- Им была представлена двумерная – как сверну- бую глубину и составляют собой перспективы тая, так и интегральная (развернутая) – модель будущего развития социально-психологической структуры общения. мысли. Заложенные в рамках общей социально- Свернутая трехкомпонентная модель струк- психологической теории научные представления туры общения включала в себя следующие со- Парыгина о природе психических состояний лич- ности, ее структуры в целом, а также человече- ставляющие: а) психический контакт, возни- ского общения являются важной предпосылкой кающий между индивидами и реализующийся в развития современной социальной психологии. процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией с помощью вербальных или невербальных средств; в) во взаимодействии СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ взаимовлияние людей друг на друга. Каждый из перечисленных компонентов общения был, со- 1. Андреева Г.М. К истории становления социальной ответственно, назван: перцептивным, коммуни- психологии в России // Вестн. Моcк. Ун-та. Сер. 14. кативным, интерактивным, и вскоре эта модель Психология. 1997. № 4. С. 6–17. получила статус широко распространенной в 2. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной психологической науке. деятельности в современной отечественной психо- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 123 логии // Психология совместной жизнедеятельно- 18. Парыгин Б.Д. Проблема опосредованности в соци- сти малых групп и организаций. М.: Изд-во “Ин- альной психологии // Методологические проблемы ститут психологии РАН”, 2001. С. 120–136. социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. 3. Журавлев А.Л. Роль В.М. Бехтерева в становлении М.: Наука, 1975. С. 31–44. отечественной социальной психологии // История 19. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его отечественной и мировой психологической мысли: природа // Социальная психология и философия. ценить прошлое, любить настоящее, верить в буду- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1975. Вып. 3. С. 3–13. щее. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. 20. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руко- С. 37-46. водство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. 4. Журавлев А.Л. Современная социальная психоло- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. С. 5–12. гия в России: тенденции и перспективы развития // 21. Парыгин Б.Д. Совещание по проблемам социаль- Арзамасские чтения–2. Основные направления ной психологии // Вопр. психол. 1963. № 3. С. 181– развития отечественной и зарубежной психологии. 183. М.: Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2012. С. 46–56. 22. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб.: СПбГУП, 2010. 5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Парадигмальные изменения в психологических исследованиях лич- 23. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. ности и группы // Парадигмы в психологии: науко- Л.: ЛГУ, 1965. ведческий анализ. М.: Изд-во “Институт психоло- 24. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы гии РАН”, 2012. С. 217–239. истории, методологии и теории. СПб.: СПбГУП, 6. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: 1999. Питер, 2007. 25. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат 7. Методы социально-психологического исследова- коллектива. Пути и методы изучения / Под ред. ния личности и малых групп. М.: Изд-во “Инсти- В.А. Ядова. Л.: Наука, 1981. тут психологии РАН”, 1995. 26. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. М.: 8. Методы социально-психологической диагностики УРАО, 2000. личности и группы. М.: Изд-во “Институт психо- 27. Психологическая наука в России ХХ столетия: логии РАН”, 1990. проблемы теории и истории. М.: Изд-во “Институт 9. Мироненко И.А., Журавлев А.Л. Система научных психологии РАН”, 1997. представлений Б.Д. Парыгина в области социаль- 28. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ной психологии // Психол. журн. 2012. Т. 33. № 5. ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 28–38. 29. Психология совместной жизнедеятельности малых 10. Паригин Б.Д. Социалната психология като наука. групп и организаций. М.: Социум, Изд-во “Инсти- София: БКП, 1968. (На болг. яз.). тут психологии РАН”, 2001. 11. Парыгин Б.Д. Вопросы социальной психологии в 30. Регуляция социально-психологического климата работах Г.В. Плеханова // Проблемы обществен- трудового коллектива / Отв. ред. Б.Д. Парыгин. ной психологии / Под ред. В.Н. Колбановского и Л.: Наука, 1986. Б.Ф. Поршнева. М.: Мыcль, 1965. С. 89–106. 31. Совместная деятельность в условиях организаци- 12. Парыгин Б.Д. К вопросу о предмете социальной онно-экономических изменений. М.: Изд-во “Ин- психологии // Вопр. психол. 1962. № 5. С. 107–112. ститут психологии РАН”, 1997. 13. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: 32. Совместная деятельность: Методология, теория, Мысль, 1966. практика. М.: Наука, 1988. 14. Парыгин Б.Д. Общественное настроение как со- 33. Совместная деятельность: Методы исследования циологическая категория // Вестн. Ленингр. ун-та. и управления. М.: Изд-во “Институт психологии 1962. № 5. С.129–132. РАН”, 1992. 15. Парыгин Б.Д. О психологическом направлении 34. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Красников М.А. Соци- в современной буржуазной социологии и о соци- альная психология: Учебное пособие для студен- альной психологии // Вестн. Ленингр. ун-та. 1959. тов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ, Серия 23: Экономика, философия и право. Вып. 4. 2011. С. 164–169. 35. Социальная психология: Учебное пособие для 16. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, теории. М.: Мысль,1971. 2002. 17. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической 36. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Фундаментальная теории. Токио: Мэйдзи-Тосе, 1977. (Серия “Со- психология и практика: проблемы и тенденции брания выдающихся зарубежных произведений”; взаимодействия // Психол. журн. 2011. Т. 32. № 3. T. 76). (На яп. яз.). С. 5–16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015 124 ЖУРАВЛЕВ, МИРОНЕНКО 37. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Теория и практика: 42. Parygin B.D. Grundlagen der sozialpsychologischen взгляды с разных сторон (ответ на комментарии) // Theorie. Berlin: Groschke,1976. Психол. журн. 2012. Т. 33 № 2. С. 127–132. 43. Parygin B.D. La psicologia social como ciencia. 38. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психология нрав- Montevideo: Pueblos Unidos, 1967. (На исп. яз.). ственности как область психологического исследо- 44. Parygin B.D. On the subject of social psychology // вания // Психол. журн. 2013. Т. 34. № 3. С. 4–14. Joint publications research (selected translation abstract). Wachington, Number: AD0405666. 16 apr. 39. Harré H.R. Social Being: A Theory for a Social 1963. D.C Psychology. Oxford: Blackwell, 1979. 45. Parygin B.D. Socialni psychologie jaco veda. Praga: 40. Parygin B.D. Bemerkungen zum Gegenstand der Statni Pedagogiceske Nakladatelstvi, 1968. (На чеш. Sozialpsychologie // SGB.-Berlin, 1963. Heft 8. яз.). S. 889–898. 46. Parygin B.D. The subject matter of social psycho- 41. Parygin B.D. Grundlagen der sozialpsychologischen logy // American Psychologist. Vol. 19 (5). May 1964. Theorie. Koln: Pahl Rugenstein Verlag, 1975. P. 342–349. CONTRIBUTION OF B.D. PARYGIN TO THE REVIVAL OF RUSSIAN SOCIAL PSYCHOLOGY (TO THE 85TH ANNIVERSARY OF B.D. PARYGIN) A. L. Zhuravlev*, I. A. Mironenko** * Corresponding Member of RAS, Sc.D. (psychology), professor, Director of the Federal State-financed Establishment of Science, Institute of Psychology RAS, Moscow; ** Ph.D. (Doctor of sc.), professor of St. Petersburg St. University, St. Petersburg The article deals with the contribution of Parygin to the development of the methodological basics of the Russian social psychology in 1960-70s, when the tradition was formed that had defined the development of our science until the end of the Soviet period and today still largely determines its status and prospects. The basic features of the methodology of Parygin are considered. Integrity, which is manifested in the fact that he has developed a holistic view of social psychology as a system of knowledge; from unified positions considered general and specific questions of theory, methodology and practice; was consistently developing his system of views throughout his professional life. Attitude of the scientist to the dominant ideology and activity approach, spiritual and philosophical orientation of Parygin’s methodology is re- vealed. Characteristics of the structural-dynamic approach, which is a general method of analysis in his methodological framework, are reviewed by the example of the elaboration of the concepts of personality and communication, which Parigin gave a central place in the domain of social psychology. Key words: history of Russian social psychology, methodology of social psychology, Russian spiritual and philosophical tradition, structural-dynamic approach, personality, communication. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 36 №5 2015

Бендюков М.А. докт. психол. наук, профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения
Социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина и вызовы ХХI века.

(В преддверии 80-летия ученого) 1
19 июня 2010 года Борису Дмитриевичу Парыгину исполнится 80 лет. Трудно переоценить значение научного творчества профессора Б. Д. Парыгина для отечественной и мировой психологии и тот вклад, который внесли его работы в развитие научных знаний о функционировании человеческой психики. В нашей стране вряд ли найдется психолог, которому ничего не говорит имя Б. Д. Парыгина - пионера возрождения отечественной социальной психологии в 60-х годах прошлого века. Также общеизвестно, что именно этот ученый заложил те методологические и теоретические основы отечественной социальной психологии, которые и сегодня придают своеобразие и оригинальность российским социально-психологическим исследованиям. Представляется, что и в будущем социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина, может послужить фундаментальным основанием исследований в области социальной психологии.

Последнее утверждение может показаться некоторым преувеличением. Мир изменился, в научный обиход вошли другие имена и другие теории, и, вообще, ХХI век на дворе. А сделанное ранее уже потеряло свою актуальность и значимость.

Так ли это? Или это проявление известного социально-психологического феномена «Нет пророка в своем отечестве»?

Представляется, что сегодня рефлексия методологических оснований социальной психологии весьма актуальна по ряду причин. И потому что психология в целом, и социальная психология в частности являются идеологически весьма нагруженными дисциплинами, и потому, что якобы новые методологические подходы при ближайшем рассмотрении оказываются подобны старому перелицованному пальто, и потому что закат «великих нарративов», объявленный Ж.-Ф. Лиотаром, пожалуй, преждевременен, что стало особенно очевидным при возникновении мирового экономического кризиса.

Работы Б. Д. Парыгина дают возможность такой конструктивной рефлексии. В качестве объектов анализа мы выбрали две ключевых монографических работы Б. Д. Парыгина: «Основы социально-психологической теории» (1971 г.) и «Социальная психология» (2003г.).

Первое на что обращаешь внимание при прочтении этих книг - абсолютно ясная и одновременно идеологически не ангажированная методологическая позиция. Здесь, несомненно, сказывается блестящая философская подготовка автора и его склонность к прояснению базовых оснований своей теоретической работы, которая немыслима без обращения к философско-мировоззренческим основаниям естественной науки Нового времени.

Очевидно, что в качестве философской основы социально-психологической теории Б. Д. Парыгина выступает диалектический материализм. Однако, это не вульгарный и идеологизированный диамат «красной профессуры» и партийных работников, а научно-обоснованное применение философских принципов к новому объекту социальной реальности – совокупности социально-психологических феноменов. Выражаясь современным языком, социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина фрактальна относительно диалектического материализма (напомним, что Бенуа Мандельброт определял фрактал как «структуру, состоящую из частей, которые в каком-то смысле подобны целому»). В этом смысле Б. Д. Парыгин при построении своей теории шел тем же путем, что и Л. С. Выготский при создании культурно-исторической теории развития психики; А. Н. Леонтьев при разработке общепсихологической теории деятельности; Б. Д. Ананьев в разработке антропоцентристской методологии психологии и, несколько позже, Б. Ф. Ломов при разработке системного подхода в психологии.

Существенным отличием методологической позиции Б. Д. Парыгина является четко артикулированное различие между идеологией и общественной психологией как видами общественного сознания. Широко известна фраза А. Н. Леонтьева из предисловия к книге «Деятельность. Сознание. Личность» датированная 1974 годом: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно» 2 . Б. Д. Парыгин по этому вопросу занимает принципиально иную позицию: «Общественная психология качественно отличается от идеологии, прежде всего по способам своего функционирования. Идеология существует в виде системы взглядов и теорий, которые материализуются в форме политических программ, моральных и правовых кодексов и научных трактатов. Общественная психология же функционирует в форме настроений и действий, поступков и системы поведения, как отдельного индивида, так и различных социальных групп людей»(с. 66). 3

Рассматривая позицию Б. Д. Парыгина в историческом ракурсе, следует отметить, что разделение социальной психологии и идеологии было исторически оправдано и, на тот момент, весьма актуально. Индустриальное общество, одним из вариантов которого являлось советское общество, к 70-м годам принципиально изменилось. Индустриальный прогресс, характерным признаком которого является усложнение и интеллектуализация труда, привел к появлению новых социальных и профессиональных групп (партийные работники, управленцы-хозяйственники, силовики, ученые и проч.) самоидентификация которых в социальном поле принципиально отличалась от традиционного для вульгарного истмата классового деления. Структура власти уже не соответствовала традиционно ключевой для советской идеологии идее диктатуры пролетариата. Фактически идеология перестала отражать структуру советского общества, и стала служить легитимизирующей ширмой для новых властных групп.

Перед властными группами, на мой взгляд, возник системный выбор. Первый вариант, это модификация идеологии, на основе естественнонаучной методологии и эмпирических социологических и психологических исследований. Выбор этого пути, несомненно, сделал бы идеологию более адекватной возросшей сложности общества. Но при этом, действительные носители власти должны были бы вступить в открытую борьбу за новую идеологию, т.е. за легитимизацию своей власти. Здесь мы не будем обсуждать о то, почему это не было сделано, и лишь отметим факт: этот способ разрешения возникших общественных противоречий не был принят.

Другой – принятый – вариант состоял в том, чтобы ничего не менять. Борис Дмитриевич рассказывал, как в 1972 г. состоялось специальное совещание с идеологическим активом в ЦК КПСС посвященное его теории, где ее автор был объявлен лидером международного (sic!) ревизионизма в марксизме замаскированного психологическим подходом. И только выступление ведущих ученых (в том числе и А. Н. Леонтьева) избавило его от неприятных «оргвыводов». Тем не менее, несколько позже в Ленинграде Б. Д. Парыгину было предъявлено обвинение в стремлении подменить марксистскую философию философией человека. В связи с этим, он был фактически изгнан из Педагогического института, где на тот момент им уже были созданы лаборатория социально-психологических исследований и первый в стране факультет социальной психологии.

Даже беглый взгляд на структуру книги «Основы социально-психологической теории» показывает, что автором была предложена целостная естественнонаучная концепция социальной психологии. Б. Д. Парыгин стремился выстроить здание новой науки на принципах целостности, системности и, на мой взгляд, прикладной целесообразности. Прежде всего, автор определяет методологические основы социально-психологической теории и место социальной психологии в системе общественных наук. Этому посвящен первый раздел книги.

Очевидно, что в конце 60-х годов было необходимо убедить научное сообщество и представителей власти в наличии самих социально-психологических феноменов и их значимости для развития общества. Полагаю, что именно поэтому два из трех разделов книги названы «Феноменологические основы социально-психологической теории». В них обсуждается социально-психологическая структура личности, социализация, структура и динамика общения, а также такие прикладные аспекты темы как лидерство и, способы взаимодействия и воздействия на людей, мода, социально-психологические аспекты руководства производственными коллективами. При этом возможности и направления будущих эмпирических исследований прописаны четко и последовательно, в полном соответствии с методологическими принципами приращения объективного знания. Таким образом, автор занял академическую позицию свойственную роли науки в обществе и соответствующую принципу: «Ты можешь подвести лошадь к воде, но не можешь заставить ее пить».

Обращаясь к другой работе Б. Д. Парыгина: «Социальная психология» (2003г.) следует сказать, что плодотворные идеи, сформулированные в книге «Основы социально-психологической теории» нашли свое конкретное воплощение в результатах дальнейшей теоретической и экспериментальной работы автора. Исключительно ценными являются такие научные концепты как духовно-практический потенциал личности, социально-психологические барьеры личности, феномены психологической готовности к деятельности и психологической включенности в нее, подробно описанные в данной работе и обоснованные эмпирическими исследованиями самого Б. Д. Парыгина и его учеников.

Особое место в этом ряду занимает разработанный автором концепт «общность как социально-психологический феномен». Б. Д. Парыгин справедливо отмечает, что в настоящее время в социальной психологии гипертрофирован феномен малой группы, что не позволяет социальной психологии выявить универсальные социально-психологические механизмы, «а также такие глобальные социально-психологические явления и процессы, как психология социальных движений, психология и «душа» народа, история и судьба России» (с. 260). 4 Автор стремится к разрешению этой проблемы, предлагая принципы классификации общностей и описывая некоторые наиболее важные общности.

Еще одним концептом, обладающим большой эвристической ценностью является «состояние как социально-психологическое явление». Введение понятия «состояние» в социально-психологическую теорию позволяет по-новому взглянуть как на проблему психических состояний вообще , так и на детерминацию этих психических явлений. Исходя из этих концептуальных представлений, Б. Д. Парыгин по-новому описывает такие феномены как настроение, установка, социально-психологический климат, а также дает новое содержание понятиям «общественное настроение», «массовая культура», «гуманитарная культура».

Размышляя об актуальности социально-психологической теории Б. Д. Парыгина, следует заключить, что значимость этой теории возрастает. Действительно, сегодня наша страна стоит перед лицом многообразных глобальных вызовов. И не последнее место среди них занимают интеллектуальные и методологические вызовы.

Социальная психология сегодня переживает не лучшие времена. И первым методологическим вызовом для отечественной психологии является, казалось бы, давно признанный контрпродуктивным, радикальный позитивизм. Перелистывая современные переводные учебники по социальной психологии, которые с поистине посмодернистской иронией названы учебниками ХХI века, обнаруживаешь описание десятков локальных феноменов и результатов экспериментов абсолютно не связанных между собой и не находящих объяснений в рамках хоть какой-то общей социально-психологической теории. При этом, чем более новым является учебник, тем большее место там занимают истории, случаи из жизни, юмористические иллюстрации и картинки. И все это аргументируется необходимостью обеспечения практической направленности знаний.

В книге «Великая трансформация» Карл Поланьи обсуждая то, каким образом Германия смогла обеспечить быстрое развитие после первой мировой войны, указывает на «некое зловещее интеллектуальное превосходство» 5 (с. 41) тогдашних германских лидеров над государственными деятелями других стран. Как видно, уже в начале ХХ века значение знаний и способности создавать обобщенные и сложные интеллектуальные модели в целях обеспечения развития той или иной человеческой общности, было критичным. Однако сомнительно, что подобное «интеллектуальное превосходство» может развиться при освоении материала вышеупомянутых учебников.

Другим принципиальным интеллектуальным вызовом отечественной социальной психологии является социальный конструктивизм как новейшая методологическая парадигма .

В течение последних 20-ти лет нас стремятся убедить в том, что общество изменилось настолько кардинально, что можно говорить о новой эпохе – эпохе посмодерна. Многочисленные постмодернистские философы подробно объясняют, что эпоха «великих нарративов» закончилась и вместе с ней закончилась история, наука и культура Нового времени. Поскольку знание конструируется в дискурсивных практиках, то бессмысленно говорить об истине, прогрессе, законах, теориях и проч. По-сути, речь идет о том, что деятельность человеческих общностей, в прошлом или в настоящем, не может быть понята в категориях объективных законов, которые открыты или могут быть открытыми. Более того, не существует объективной основы, лежащей под тем, что люди могут думать, говорить или совершать в рамках общества, в котором они живут. Ученые могут выдвигать лишь ту или иную интерпретацию происходящего, но замена одной интерпретации на другую не выражает продвижения к чему-то объективно более истинному, чем то, что было написано ранее, так как не существует объективной истины.

Даже если не обсуждать вопрос о том, существует ли в действительности постмодернистское общество и не является ли оно «симулякром» (Ж. Бодрийар), вполне резонно задать следующие вопросы. Что по-сути может предложить данная методология для социальной психологии и в целом для общественных наук? Лингвистические игры? Постмодернистскую иронию? Нонфинальность социальной реальности, которая описывается как имманентная нестабильность ризоморфной среды (Ж. Делез)? И что такая наука может предложить обществу кроме примитивной мифологии и «шествия симулякров»? Не лишен смысла и вопрос о том, в какой степени социальный конструктивизм является философским учением, а в какой одним из идеологических компонентов так наз. «soft power», целью которого является легитимизация доминирования стран «золотого миллиарда»?

Вообще говоря, идеи социального конструктивизма отнюдь не новы. Первым кто предложил методологическую и прикладную антитезу этой мыслительной конструкции был Конфуций, который в трактате «Лунь Юй» («Беседы и высказывания») определил свой подход как «исправление имен» («чжэнмин»). Вот цитата из этого произведения: «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться». Именно с «исправления имен» китайский мыслитель предлагал начинать улучшение положения дел в обществе и государстве. И полагаю, что сегодня уже пришло время для «исправления имен» в психологической науке .

В заключение следует сказать следующее. Представляется, что социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина может быть вполне адекватным методологическим ответом отечественной психологической науки на интеллектуальные и методологические вызовы ХХI века. Во-первых, потому что она построена на прочном диалектико-материалистическом фундаменте, т.е. философском подходе, ценность которого не была опровергнута ни теоретически, ни общественной практикой. Во-вторых, теория Б. Д. Парыгина целостна и обладает достаточной степенью обобщенности, что позволяет на ее основе строить концепты, описывающие локальные психологические феномены в контексте общей теории. Иными словами, она обладает эвристической силой. И, в-третьих, рассматриваемая теория позволяет осуществить «исправление имен», т.е. избавить социальную психологию от постмодернистского субъективизма и вернуть теоретическим изысканиям прикладную направленность и связь с объективной социальной реальностью.


2Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

3 Парыгин Б. Д. : Основы социально-психологической теории. М.: Мысль 1971 – 347 с.

4 Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

5 Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. М.: Алетейя, 2002. – 240 с.

Серия: "Труды Университета"

В книге выдающегося российского ученого, основоположника отечественной социальной психологии, почетного заведующего кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктора философских наук, профессора Б. Д. Парыгина опубликованы его избранные труды, посвященные истории развитияи современному состоянию социально-психологической науки. Основы общей социально-психологической теории были заложены Б. Д. Парыгиным более сорока лет назад и явились первым фундаментальным опытом целостного анализа социально-психологических явлений. В издании представлены главные направления развития этой теории и ее внедрения в социальную практику. Особое внимание уделено перспективам дальнейшей разработки таких ключевых концептов, как общение и общественное настроение, духовно-психический потенциал и настрой личности, социально-психологический климат коллектива и психологическая готовность человека к преодолению барьеров на пути его самореализации. Определены современные тенденции и возможности развития социальной психологии как науки. Адресовано психологам, философам, социологам, преподавателям и студентам гуманитарных вузов.

Издательство: "Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП)" (2010)

См. также в других словарях:

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

    социальная эпистемология - СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    гуманистическая психология - Термин, введенный А. Маслоу (1954): третья сила, движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология… … Большая психологическая энциклопедия

    Борис Дмитриевич Парыгин Дата рождения … Википедия

    Настроение общественное - преобладающее состояние чувств и умов т ех или иных социальных групп в опр. период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

    - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Борис Дмитриевич Парыгин (19 июня 1930, Ленинград — 9 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии. Доктор философских наук, профессор. Специалист в области философско-социологических проблем социальной психологии — её истории, методологии, теории и праксиологии. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

После школы Б.Д. Парыгин поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета (1948-1953, диплом с отличием). В 1961 защитил кандидатскую диссертацию по проблеме общественного настроения, в 1967 — докторскую диссертацию «Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)».

После окончания вуза преподавал и исполнял обязанности заместителя заведующего кафедрой философии и замдекана по научной работе философского факультета ЛГУ (1953-1960), преподавал философию в Педиатрическом медицинском институте (1957-1962).

С 1968 Парыгин возглавлял кафедру философии в ЛГПИ им. Герцена (1968-1976), где создал лабораторию «Социально-психологических исследований» и первый в СССР факультет социальной психологии.

В 1971 вышел главный труд Б.Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории» (тир. 20000 экз.), в котором была представлена концепция узловых проблем социальной психологии и прежде всего личности и человеческого общения.

Эта книга имела большой резонанс в научной среде СССР и за рубежом, что нашло отражение в опубликованных рецензиях. Официально монография переиздавалась в Японии (Токио, 1977) и четыре раза в Германии (Кёльн, 1975, 1982, Берлин, 1975, 1976). Однако на совещании в ЦК КПСС с идеологическим активом (1972) Б. Д. Парыгин был квалифицирован лидером международного ревизионизма в марксизме за попытку трактовки последнего, смягченную психологическим подходом. Чуть позже и в институте Б. Д. Парыгину было предъявлено обвинение в намерении подменить марксистскую философию философией человека. Это привело к переходу Парыгина в 1976 из ЛГПИ им. А. И. Герцена в Институт социально-экономических проблем РАН (1976-1992), где он организовал и возглавил сектор социально-психологических проблем трудовых коллективов, а затем и регионального управления.

В 1992 году основал и возглавил кафедру социальной психологии в СПб ГУП. Нацелив её коллектив на разработку и внедрение новейших исследовательских и учебно-методических разработок, в частности, первого экспериментального социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию климата в масштабах целого факультета (юридического) и обеспечения перехода к новой роли кафедры, выпускающей специалистов-психологов.

Вел большую научно-педагогическую работу. 57 его учеников стали кандидатами наук, 10 — докторами наук. За прошедшие годы он читал курс лекций по социальной психологии в университетах и институтах многих городов страны, а также в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Действительный член ряда академий: Международной академии психологических наук, Петровской академии наук и искусств, Академии гуманитарных наук, Национальной академии Ювенологии, Нью-Йоркская академия наук и других.