Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков —. Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков — Дифференциация с ц речевой материал

Галина Малышева
Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]

Поспорили однажды сова и цапля. Цапля утверждает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук , а сова не согласна с ней. Давайте поможем сове и цапле разобраться в этом.

Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков (с) и (ц) .

Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ?

А с какого звука начинается слово «цапля» ?

Произнесите эти звуки «с» , «з» . давайте посмотрим, чем они похожи?

Когда мы произносим эти звуки , губы находятся в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка проходит воздушная струя.

А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются . При произнесении звука «с» воздушная струя плавная, а при произнесении звука «ц» - отрывистая, толчкообразная.

Задание 2 . Игра «Повтори за мной»

Сова с цаплей подружились, а звук «с» подружился со звуком «ц» . И завели эти звуки хороводы из цепочек слогов :

ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца

са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы

ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц

Задание 3 . Игра «Добавь слоги»

Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками , но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.

-ца или са : больни, ли, рукави, сини, пти, поло, ко, ро, ули…;

-цы или сы :бу…. леден, ве, пти, у, паль…;

-со или цо : коле, коль, ли, про…

Задание 4 . Игра «Доскажи словечко» .

Сова с цаплей принесли вам загадки, попробуй их отгадать, досказав словечко.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Кто же этот удалец, ну конечно (заяц) .

При строительстве он нужен, с кирпичом и балкой дружен.

Как связующий момент, нужен печнику (цемент) .

Там всегда веселье, смех, а артистов ждёт успех.

Там енот устал от стирки. Это может быть лишь в (цирке) .

Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад) .

Два братишки-близнеца примостились у крыльца.

Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги) .

По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит.

Словно тыква голова. Это хищная (сова) .

Он весну встречает песней, нету песни той чудесней.

Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец) .

Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей.

У неё есть хвост-краса. Имя же её (лиса) .

Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке.

Ты не съешь её без хруста, ведь на то она (капуста) .

Задание 5 . Игра «4 лишний» .

Сова и цапля предлагают тебе внимательно послушать и сказать какое слово лишнее.

*сорока, ласточка, соловей, курица;

*блюдце, полотенце, сахарница, поднос;

* куница, лисица, овца, барсук.

Задание 6 . Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков : слезятся глаза, записывается песня, сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, вкусный голубец, ласковое солнце.

Задание 7 . Повторение чистоговорок с четким произнесением звуков :

СА – СА – СА – вот бежит лиса со – со- со - лиса катит колесо

Су – су – су – лиса живёт в норе, в лесу сы – сы – сы – у лисы усы

Ос – ос – ос – у Буратино острый нос ас – ас – ас – свежий квас

ус – ус – ус – у кваса кислый вкус ыс – ыс – ыс – старик пил кумыс

ис – ис – ис – сварили рис ЕС – ЕС – ЕС – сосновый лес

ёс – ёс – ёс – сварливый пёс со – со – со – у автобуса спустилось колесо

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.

Це - це - подошел пастух к овце.

Цу - цу - нужно гнать домой овцу.

Цо - цо - вот хозяйское крыльцо

Задание 8 . Медленное и четкое произнесение предложений с контролем артикуляции.

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветёт акация.

Сеня пас овец.

Задание 9 . Повторение скороговорок с четким произнесением звуков .

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Задание 10 . Пересказ.

“Наши друзья”

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце погибает. Насекомых поедают скворцы, синицы, дятлы, кукушки и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают скворечники. Прилетают весной скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц!

“Скворцы”

Весной прилетают с юга скворцы. Слава захотел, чтобы они поселились у него за окном. Он попросил папу помочь построить домик для скворцов. Вскоре скворечник был готов. Папа взял лестницу, забрался на высокую акацию и повесил скворечник. Скоро Слава увидел, что там поселилась семья скворцов. Потом у них появились птенцы. Скворцы целыми днями летали за гусеницами и кормили ими птенцов. Потом птенцы подросли и скворцы научили их летать.

Задание 11 .

Пальчиковая гимнастика» Дорожка»

Представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

Задание 12 . Работа в тетрадях «Графический диктант» .

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки , которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

-звук С мы отметим длинной чертой, т. к произносится долго, протяжно

-звук ц – короткой чертой , т. к произносится быстро, отрывисто.

Например :

свет :

Цвет :

Слова : птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: - Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по - очереди повторяют:
СА - СА - ЦА
ЦА - СА - СА
СУ - ЦУ - ЦУ
ЦЫ - ЦЫ - СЫ
СО - СО - ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.



6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность (свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по - очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва - …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц - двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дата проведения:

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет.

Форма проведения, количество обучающихся : подгрупповое занятие, 8 чел.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III ур.

Оборудование:

  • для детей: предметные картинки, в названии которых звуки [С], [Ц] (серия “Говорим правильно” Каше); подносы с частями звуковых домиков; кольца цепочки, листы бумаги, карандаши.
  • для учителя-логопеда: мультмедийная доска, презентация, ноутбук, кубики Н.Зайцева с буквами С, Ц.

Приоритетная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: Дифференциация звуков [С], [Ц] в слогах, словах и фразе. Развитие грамматически правильной речи.

Коррекционно-образовательные:

  1. Добиться усвоения слухо - произносительной дифференциации звуков [С] - [Ц];
  2. Обеспечить применение на практике умения давать характеристику звуков;
  3. Вызвать желание осуществлять самоконтроль за поставленными звуками.

Коррекционно-развивающие:

  1. Обеспечить развитие фонематического восприятия.
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза), внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Подвести к выводу, что дружба помогает преодолеть трудности.
  2. Порадоваться вместе с детьми результатами выполненной работы.
  3. Способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Планируемые результаты: позитивно-эммоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активизация аналитико-синтетической деятельности: выполнение задания “портрет цыпленка”.

Методы: перцептивный (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический); логический (дедуктивный).

Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы, показ способов действий.

1) Приветствие друг друга.

Собрались все дети в круг. (Говорит учитель-логопед)
Вы - друзья и я ваш друг! (Показывает на детей и себя)
Дружно за руки возьмёмся (Берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (Улыбаются друг другу)
С добрым утром, глазки! (Выполняют гимнастику для глаз: глаза вверх, вниз, вправо, влево)
С добрым утром, ушки! (Массаж мочек ушей)
С добрым утром, ручки! (Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (Топаем)

2). Создание проблемной ситуации.

Отгадайте загадку: “Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки”. Кто это? (Цыпленок). Почему вы так решили? (обращаю внимание, чтобы дети отвечали полным предложением)

Психогимнастика

Изобразите цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки. Сначала высунул головку. Потом - правое крылышко, затем – левое и громко запищал (дыхательная гимнастика: на выдохе произносят пи-пи-пи с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной).

2. Актуализация знаний

1). “Мыслительная гимнастика” Слайд 2.

Кто появился из яйца? (на слайде цыпленок). Как назовем цыпленка? (Ц ып) Какой первый звук в этом слове? Как называются части домика цыпленка? (С корлупки) Какой первый звук в этом слове?

2). Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия

Что мы с вами будем делать на занятии? (ответы детей)

Мы будем сравнивать звуки [С], [Ц], значит о чем мы будем говорить? (Чем они похожи и чем отличаются).

3. Открытие детьми нового знания. Слайд 3.

Цыпленок “Цып” жил в скорлупке. Давайте мы построим домики для звука [С], [Ц] (У детей подносы с частями звуковых домиков). Если дети затрудняются, то оказываю помощь вопросами: какой фундамент построим для домика звука [С]? Почему? Звук [С] согласный. Почему? Потому что воздушная струя выходит толкаясь. Какого цвета стены у домика звука [С]? Почему? (он твердый). Какая крыша: с колокольчиком или без? Аналогично строим домики для звука [Ц].

Чем похожи звуки? Чем отличаются? (произношением)

Проверьте, правильно ли вы построили домики?

(Дети проверяют по слайду)

1). Автоматизация и дифференциация звуков [С, Ц] в слогах. Слайды 4,5,6,7.

Цып только родился, ему все было незнакомо, интересно и он всему удивляется. Увидел (слайд 4) курицу и говорит: са-са-ца! Яйцо: оц-оц-цо?; (слайд 5) собаку со-цо-со?; цветок – цы-цы-сы!; (слайд 6) овцу – ца-цо-су; гусеницу: са-су- ца? (слайд 7) осу: су-цу-су?; солнце: ос-ос-це!

2). Дидактическая игра: “Закончи слово нужным слогом. Слайд 8.

Помогите Цыпу запомнить новые слова, добавляя слог СА или ЦА.

Ли...(са), кури...(ца), колба...(са), рукави...(ца), о...(са), гусени...(ца), ко...(са), мельни...(ца).

3). Физминутка “Цыпленок”

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом пошел гулять,
Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

4. Самостоятельное применение знаний на практике.

1). Упражнение “Составь предложение” Слайды 9,10,11,12.

(Слайд 9) курица – яйцо, яйцо – цыпленок, (слайд 10) цыпленок – гусеница, гусеница – цветок, (слайд 11) бабочка – цветок, бабочка – цыпленок, (слайд 12) цыпленок – курица, курица – зернышки.

2). “Составим рассказ” Слайд 13.

Рассмотрите внимательно картину. Какое время года нарисовано на картине? Почему вы так считаете? Кто нарисован? Что делают дети? Сколько цыплят у курицы? (считаем цепочкой, четко проговаривая окончания). Как вы думаете, цыплята только вылупились или уже подросли? Почему вы так думаете? Как можно назвать наш рассказ?

У вас есть кольца от нашей цепочки. Что надо сделать, чтобы цепочка стала целой и длинной? (составить рассказ, собрать цепочку). А для того чтобы рассказ был красивым надо слушать своих товарищей и не забывать про предложения, которые мы уже составляли.

(Дети составляют рассказ цепочкой - друг за другом, присоединяя кольца).

3). “Фотографы” Слайд 14.

Цыпленок Цыпа хочет, чтобы у вас на память о нем осталась фотография и предлагает устроить фотосессию: возьмите карандаши, бумагу, внимательно смотрите на слайд и приступайте к фотосессии.

5. Рефлексия.

Что для вас на занятии было нового? Какое задание вам было интересно выполнять? Какую игру хотелось бы повторить?

Литература:

  1. Т.А.Ткаченко Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. ГНОМиД, М., 2004

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ц

АСА-АЦА-АСА

ОСО-ОЦО-ОСО

УСУ-УЦУ-УСУ

ЫСЫ-ЫЦЫ-ЫСЫ

Слова

Сок – цок свет – цвет лиса - лица

Сел – цел бусы – бутцы сабля - цапля

Бас – пас сабля – цапля светик - цветик

Сено – цена светик – цветик садить – цедить

Прицел – присел целить – селить ценить – синить

Оценить – осенить цвел – свел расцвет – рассвет

Синица, сальце, словцо, сцена, сцепление, станция, столица, спица, свинец, ситец, песец, скиталец, сеянец, столбец, месяц, писательница, письмецо, маслице, бессонница, восклицание, гусеница, пословица, лисица, лестница, косица, спится, снится, смеется, садится, кусается, спускается, славится, спасается, оступается, светится, сломается, свалится, сомневается, ссорится, сгибается, стыдится, склоняется, сдается.

С цаплей, с цепью, с цукатом, с цыганом, с цыпленком, с цирком, с целью, с циновкой, с лестницей.

Самоцвет, самоцель, соцветие, социальный, сахарница, сухарница, салатница, расцепить, расценить, расцветать, расцарапать, спецовка, специалист, специальность, сцапать, сцепить, сцепка, сценка, сценарий, сценарист.

Стальная цепь. Цепная собака. Степная птица. Вкусное мясцо. Степная станция. Синие цветы. Садовый цветок. Целый стакан. Гусеница капустницы. Куцый пес. Ценная посуда. Сломанная спица. Кусты акации. Сильный боец. Смелые бойцы. Садится солнце. Снится сон. Цветной ситец. Цыганская песня.

Заяц сидел у сосны.

Лисица увидела зайца.

Заяц скрылся в кустах.

В саду цветы.

Соня любит цветы.

Соня сорвала цветок.

У нас цыплята.

Соня кормит цыплят.

Цыплята любят просо.

У Славы цапля.

У цапли длинный нос.

Цапля ходит за Славой.

Улица залита солнцем.

Зайца спасают ноги.

Заяц всех боится.

Цыбик – цепная собака.

Зимой птицам холодно.

С юга прилетели цапли.

Птицы поедают гусениц.

Курица увидела лисицу.

Гусеница съела все листья.

Друзья леса заботятся о деревьях.

Альпинисты поднимаются в горы.

Экспедиция отправилась на север.

Мы посетили выставку детских рисунков.

На кустах акации зацвели цветы.

Пословица не даром молвится.

У Симы платье из ситца.

Отец написал письмецо.

Сеня выпил целый стакан сока.

Заглянет солнце к нам в оконце.

Синица схватила гусеницу.

Лена повесила полотенце.

Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.

Светит месяц, светит ясный.

Гусеницы объели листья капусты.

Кто смел, тот и цел.

Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

Птицы –вестники весны.

В саду зацвели цветы.

Сима готовится к экзаменам.

Самолет спускается на землю.

В конце села стоит кузница.

В столице много высотных зданий.

Соне исполнилось двадцать лет.

Синица свила гнездо на осине.

На столе стоит ваза с цветами.

Слава смотрит детский спектакль.

Пловцы готовятся к соревнованию.

До конца игры осталось семь минут.

Синица попала в силок.

Роса блестит на солнце.

В редакцию принесли письмо.

В году двенадцать месяцев.

У нас в саду цветет акация.

Волк унес из стада овцу.

Зимой дети катаются на санках.

Передавался праздничный концерт.

Футболисты боролись за золотые медали.

Хоккеисты выступали во Дворце спорта.

Пословицы:

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орел – царь-птица, а сокола боится.

Где тонко, там и рвется.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Пословица во век не сломится.

Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Скороговорки

Съел молодец тридцать три пирога с творогом.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Рассказать вам сказку-небылицу про зайку и лисицу?

Жили-были журавль да овца, накосили стожок сенца.

Не сказать ли сказку с конца?

Связная речь

Кот лисицу пригласил,

Глаз с кокетки не сводил.

Их счастливый случай свёл.

Кавалер от счастья цвёл!

Рядом веселится цапля,

У неё не нос, а сабля!

Прилетела из села,

Голова едва цела!

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Обратите внимание, что сочетание «тс» произносится как «ц»

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Все незнакомые слова нужно обязательно объяснять ребенку

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится. Съел, наконец, кузнец варенец.

Объясняйте ребенку слова: колесница, куцый, сторонится, варенец.

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Выучить стихотворение

— Пальчик – мальчик где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Выучить загадки

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)

Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

(Белка)

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

(Очки)

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть… (водопровод)

Выучить стихотворения

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.

У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Выучить стихотворение

Весна.

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Выучить потешки

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Выучить стихотворение

Давай будем одеваться…

— Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

— Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Буквы.

Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Выучить стихотворения О. Дриза

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.

Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

— Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Хотите получать игры по почте?
Заполняйте форму!