Китайские храмы в горах. Китайские монастыри и храмы как колыбель древних религий

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Предлагаем вам снова прикоснуться к древней буддистской культуре и совершить очередное путешествие, на этот раз – в буддийские храмы в Китае.

Китайская архитектура, даже воплощенная по традиционным канонам буддизма, неповторима. Она вобрала в себя черты фасадов императорских дворцов с их легкой помпезностью и классических индийских храмов с простыми крышами в несколько ярусов. Сочетание этих двух стилей вылилось в китайские памятники буддизма – яркие, щедро украшенные барельефами, скульптурами и золотом.

Таких шедевров архитектуры и зодчества по всей стране – огромное количество, и перечислить их все довольно непросто. В этой статье мы составили список самых знаменитых, любопытных или необычных храмов Поднебесной с описанием. Вместе мы узнаем, где находится каждый из них, когда был основан, чем он примечателен и какая тайна за ним кроется.

Храм Неба

Китайцы называют его довольно просто – Тяньтань. Он был построен во времена правителя Юн Лэ из семейства Мин в первой половине 15-го столетия на юге столичного Пекина.

Своей известностью он обязан необычному по китайским меркам виду – с основанием в форме круга. Однако эта форма была выбрана неслучайно – она как нельзя лучше символизирует небо.

Другое название этого места – Храм мольбы о хорошем урожае. Сюда стекались люди перед летней страдой с обращениями к небу, к буддам о плодородии.

Это интересно! Целые поколения императоров каждый год в конце декабря – в день зимнего солнцестояния – приезжали в Тяньтань, обращаясь к небесам с мольбами об удачном лете и хороших посевах.

Заходя на территорию храма, посетители попадают в уютный парк, который носит одноименное название – парк Храма Неба. Он начинается с большого алтаря, открытого любому желающему. Дальше, к главному зданию, которое находится на севере, приводит широкая дорога – около тридцати метров в ширину.


Шаолинь

Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – . Поэтому мы не могли обойти его стороной.

Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – .


Статуя Бодхидхармы

На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.

Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.

Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.


Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.

Храм Нефритового Будды

Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.

Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.

Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.


Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.

Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств.

Храм Пяти пагод

В Пекине существует художественный музей, и он не совсем обычный, потому что расположился в здании Храма Пяти пагод, некогда крупного и могущественного. Также он известен под именем Храма Великого Пробуждения праведника.

Он был эпицентром распространения буддийской философии по китайским широтам, а с 1961 года стал признан национальным достоянием. Впрочем, и сегодня к нему рвутся паломники со всей страны, а потому святыня является одной из самых охраняемых в мире.

Стены храма строились в период правления семейства Мин. Изначально они были выполнены кирпичной и белой мраморной кладкой. Фасад щедро усыпан резной символикой, скульптурами в филигранном исполнении.

Но главная особенность этого храма, из-за которой он получил свое название следующая: в основе его стоят пять ступ. Четыре из них расположились в каждом углу прямоугольного фундамента, а пятая – в центре. За века непростой судьбы храм не раз менял свой внешний вид.


Храм Тысячи Будд

Говоря о красивейших храмах Китая, нельзя не упомянуть о пещерных постройках, которых в Поднебесной огромное множество. Одна из них – Цяньфодун, больше известная как Храм Тысячи Будд.


Его история насчитывает больше полутора тысяч лет. Появился он в пещерах близ провинциального городка современности Цзюхуа. Потребовалась смена десятка императорских семейств, чтобы довести строительство до конца.

На сегодняшний день тут сосредоточены древние постройки и важные артефакты, которым перевалило за добрую тысячу лет.

Цяньфодун оставил нам в качестве наследия:

  • 500 ступ;
  • больше 700 пещер;40 000 кв.м. священной земли;
  • драгоценные фрески;
  • статуи Будды;
  • иллюстрации, расписанные мантрами и рисунками божеств.


Любой желающий может приехать сюда сейчас, однако на осмотр может не хватить и нескольких дней – свыше двухсот пещер были уже отреставрированы.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — рекомендуете наши статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписываетесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

В древние века индийский принц Сиддхартха Гаутама положил начало развитию буддизма в Китае. Первоначально веру эту приняли члены королевской семьи, знать.

Буддизм в Китае в процессе своего становления оказывает сильное влияние на даосизм и конфуцианство, но и сам подвергается влиянию этих двух религий. Следствием этого стало развитие так называемого китайского буддизма.

С 3 по 6 века в Китае было возведено множество буддийских храмов.

В середине третьего столетия появляются первые буддийские монахи среди мужчин, а первая буддийская монахиня появилась только в четвертом столетии.

Монах Далянь основал доктрину, запрещающую монахам и монахиням употреблять в пищу рыбу и мясо.
Во времена династий Тан и Сун буддизм в Китае достиг наибольшего своего влияния и расцвета.
Сюань Цзан, знаменитый китайский монах, предпринял эпическое путешествие в Индию, которое длилось 17 лет. Он привез с собой оттуда драгоценные сутры, которые впоследствии перевел на китайский язык, чем внес неоценимый вклад в развитие буддизма в Китае. В Китае получили распространение восемь буддийских школ: «Три доктрины», «Дхармалаксана», «Аватамсака», «Виная», «Тяньтай», «Тантра», «Чистая земля» и «Чань», которая также широко известна под своим японским названием «Цзэн».

Буддизм в Китае на протяжение веков претерпевал ощутимую трансформацию.

До тех пор пока буддизм в 7-8 веках не проник из Центрального Китая и Непала в Тибет, тибетцы практиковали Бон, многотеистическую религию. Принцесса Иэньчан стала очень важной фигурой в деле распространения буддизма в Тибете, когда император династии Тан Тайчжун, выдал её замуж за Сунцена Гам по, правителя Королевства Тибет.


Принцесса династии Тан Тайчжун доставила в Лхасу множество буддийских предметов культа. Тем самым, она способствовала внедрению в Китае буддизма.

Падмасамбхава, индийский монах, совместил Тантру с местной религией Бон. Его буддийские проповеди пользовались популярностью среди Тибетского населения, потому что он адаптировал их к идеям и ритуалам религии Бон. Это постепенно развилось в Тибетский буддизм, который также известен как Ламаизм, по названию монаха – лама. Группы национальных меньшинств, проживающие на юго-западе Китая, позже также приняли буддизм и, таким образом из древней Индии буддизм распространился и дальше в Шри-Ланку, Бирму, Таиланд и другие страны Юго-восточной Азии.


Буддийский комплекс Майцзишань (5-17 вв.), к сожалению или к счастию, не слишком популярен у туристов.


Располагается монастырь в провинции Ганьсу, на Пшеничной горе. (это на север-западе страны, в нескольких километрах от Великого шелкового пути). Архитектурный комплекс Майцзишань высечен в скале. Комплекс составляют 194 гротов: 54 из них находятся на востоке, 140 пещер-келий – на западе.

В комплексе 7000 буддийских скульптур. Майцзишань, помимо скульптур, имеет большое количество росписей. Ранние росписи и скульптуры отличаются утонченной грацией, мягкостью. Более поздние - полны земной, чувственной красоты. Изучение росписей и скульптур позволяет просмотретьвсе этапы развития скульптурного и живописного искусства в Китае. Помимо этого, в монастыре было обнаружено около 2000 керамических, бронзовых изделий, предметов из яшмы и железа. Также были найдены древние документы, и картины.книги, труды каллиграфов

Огромные статуи Будды стоят практически перпендикулярны склону горы, самая высокая из скульптур в высоту - более 16 м.

Лестницы, ведущие вверх и вокруг гротов, первоначально были сделаны из дерева, но после были оснащены металлическими опорами, в целях безопасности.

Буддийский комплекс Майцзишань является одним из крупнейших буддийских монастырей в Китае.

Монастырь Шаолинь – известная на весь мир буддийская святыня Китая, расположенная в живописной местности провинции Хэнань, в окружении леса и гор. Это место издавна обладало священным ореолом, ведь ещё в 5 веке здесь возник даосский храм, который в период гонений сторонников даосизма и заняли монахи-буддисты.

По одной из старинных китайских легенд, данное место на горе было выбрано для монастыря за сходство со священным цветком Будды – лотосом. Своё же наименование легендарный китайский монастырь получил от горы Шаоши, на склоне которой он и расположен. «Шао» досталось в наследство от названия горы, а «линь» — по-китайски означает «лес», который и окружает этот монастырь. За всю историю Китая здесь насчитывалось около 10 монастырей с таким наименованием, а аналогичные культовые сооружения в разные периоды существовали в различных регионах Юго-Восточной Азии.

Обитель монахов-воинов

Основателем шаолиньских традиций, история которых насчитывает порядка 1500 лет, считается индийский монах по имени Бодхидхарма. Именно благодаря ему послушники Шаолиня обрели несколько видоизменённые буддийские практики, включающие гармоничное сочетание усовершенствованных медитаций и посвящённых поддержанию физической формы тренировок. В силу такого единства духовной практики и боевых искусств монастырь стал не просто духовным центром обитания медитирующих монахов-послушников, а и истинным храмом восточных боевых искусств настоящих монахов-воинов. Впоследствии эта оригинальная святыня сыграла немаловажную роль в истории развития Китая, а также стала истоком зарождения многих восточных единоборств, возникших именно в этих стенах.


Путь шаолиньского воина

Согласно легендам, монах-воин Шаолиня мог в полной мере овладеть искусством боя лишь после 10-15 лет постоянных ежедневных тренировок, включающих в себя совершенствование, как боевых техник, так и духа воина. Он должен был не только в совершенстве владеть всеми техниками боя, но и отлично знать историю монастыря, историю самих боевых искусств и основные буддийские каноны, а также уметь сражаться с противников с оружием и без оружия. В завершении такого обучения послушник шаолиньских традиций должен был пройти ряд испытаний, включая заключительный экзамен, чтобы доказать овладение искусством на высшем уровне.

Одним из наиболее серьёзных испытаний для воинов Шаолиня было прохождение тёмного коридора, где располагались 108 манекенов, которые могли быть в любой момент приведены в действие. Требовалось отразить в темноте все удары невидимых воинов, которых неосознанно приводил в действие сам же испытываемый, становясь на половицы, соединенные с механизмом приведения в движение манекенов, а пройти этот непростой путь надо было за время, пока не догорит свеча. После прохождения такого испытания монаху-воину, доказавшему своё виртуозное мастерство, выжигали изображение тигра или дракона, что служило символом обретения им высшего уровня шаолиньского мастерства.

Архитектурные особенности монастыря Шаолинь

Монастырь расположен на склоне горы, из-за чего каждый двор Шаолиня располагается выше предыдущего и напоминает своими очертаниями ступенчатую лестницу. По периметру этот восточный храм окружает стена высотой до 3 метров, окрашенная в тёмно-красный цвет, тогда как черепица по китайским традициям покрыта зелёной глазурью. Входом на территорию легендарного монастыря служат ворота Шаньмэнь, украшенные величественными 3-хметровыми скульптурами львов. Они были возведены примерно в 30-е годы 18 века и реконструированы в 1974 г.

Особый интерес среди сооружений монастыря представляет зал Небесных Королей, расположенный на окраине леса и названный так из-за размещённых в нём четырёх буддийских скульптур, и роскошный зал Тысячи Будд. В зале Западных Святых, где обычно практиковали боевые навыки шаолиньские монахи-воины, можно даже заметить отпечатки таких тренировок в виде прогнувшегося во многих местах пола. В комнате Аббата, ранее служившей покоями императора, проживает настоятель монастыря, а центром Шаолиня является Зал Махавира, в восточной части которого располагается колокольня, а в западной – барабанная башня. В стенах этого китайского монастыря существует многовековая традиция: по утрам бьют в колокол, оповещая о начале нового дня, а по вечерам – в барабан, оповещая о наступлении времени спокойствия и умиротворения.

Отдельный интерес на территории Шаолиня представляет расположенный в западной части монастыря т.н. «Лес Пагод», аналогов которого в Китае больше нигде нет. На территории общей площадью в 20 тысяч кв.м располагается более 230 башен, каждая из которых выполнена в своём особом стиле, но для всех сооружений присущ типичный восточный колорит, что представляет собой уникальное зрелище. Все эти оригинальные архитектурные сооружения есть не что иное, как некрополи давних послушников Шаолиня.

Монастырь Шаолинь является культурным наследием Китая, взятым под эгиду ЮНЕСКО. В стенах этой святыни Китая находится множество культовых реликвий. Здесь можно полюбоваться около 500 старинными росписями, а своеобразная архитектура, включающая элементы, присущие различным эпохам, позволяет соприкоснуться с многовековой культурой жителей Поднебесной.


«Шаолинь — не в здании, а в сердце!»

Во все времена своего существования монастырь Шаолинь периодически то обретал статус высшего духовного центра под императорским покровительством, то попадал в немилость, а его монахи предавались гонениям. Храм разрушили, сжигали, но он каждый раз возрождался из пепла, ведь всегда оставались верные последователи шаолиньской традиции, которые передавали её своим ученикам от поколения к поколению, не позволяя уничтожить самобытную культуру Шаолиня. Сами же китайцы утверждают, что Шаолинь живёт в душе каждого, кто его ищет, ведь носители традиций гораздо важнее их обители.

Всемирная известность и особая популярность к буддийскому монастырю Китая пришла после выхода на большой экран в 1982 г. фильма «Храм Шаолиня», спровоцировавшего значительный поток желающих стать послушниками в этой легендарной святой обители. Сейчас вблизи монастыря располагается немало коммерческих школ боевых искусств, которые рассчитаны специально на туристов, желающих приобщиться к восточному искусству самозащиты и боя. Современный Шаолинь в большей степени является Меккой туристов, чем храмом боевых искусств в том смысле, в котором существовал изначально, но при этом он всё также остаётся одной из наиболее мистических святынь Китая.

Осилит дорогу идущий. Лестница в китайское небо July 12th, 2013

Hua Shan (Цветочная гора) является одной из восьми священных гор даосизма. Миллионы китайцев ежегодно совершают паломничество на Hua Shan, чтобы посетить храмы, построенные прямо на вершинах скал и полюбоваться головокружительными красотами, открывающимися по дороге. Многие путают Хуашань (Hua Shan Mountain) и Хуаньшань.

Звучит похоже, но, как уже понятно, горы совершенно разные. И расстояние между ними 1000 км. Вход на гору начинается в даосском храме. На дорожках выложен символ даосизма – единство инь и янь.

Большую часть дороги придется подниматься в сплошном тумане. Очень красиво, но немного сыро. С одной стороны хорошо, что не хочется пить, а с другой стороны – майка абсолютно не высыхает, и на привале быстро становится холодно.

Дорога очень ухоженная, сначала (примерно 4 км) каменная дорожка, идущая довольно круто вверх, потом ступеньки с поручнями или цепями вместо поручней (примерно 2-3 км). Через каждые 400-500 м стоят отметки сколько пройдено. Через каждые 300-400 метров стоят палатки, продающие напитки и чифан. Через каждые 500 метров оборудованы туалеты.

Периодически встречаются «достопримечательности». Это места, где каждый китаец мечтает оставить о себе след. Такие места легко опознать по красным ленточкам и замкам (похоже, эта традиция уже давно стала международной).Хорошо, что таких «достопримечательностей» немного. В остальных местах подобные следы цивилизации тщательно убираются служителями парка.

Финалом восхождения будет подъем по Blue Dragon Ridge (ребро синего дракона). Это лестница идущая круто вверх, при этом справа обрыв и слева обрыв.

Белые пушистые облака, проплывающие прямо у твоих ног, вносят нотку нереальности в происходящее.

Транспорт: Садится на автобус Сиань-Хуаинь с автовокзала Чэндун г. Сиань.

Hua Shan Mountain, Shaanxi Province, China.

Одна из пяти священных гор даосизма в Китае, находится в хребте Циньлин. Гора знаменита живописными скалами и сложным опасным подъёмом на вершину. Горная тропинка соединяет много вершин до самой высокой 2160 м.

Южный пик (Пик Падающего Гуся) — 2154,9 м

Северный пик -1614,9 м

Западный пик - 2082,6 м

Восточный пик - 2096,2 м

Центральный пик (Нефритовая Девушка) — 2037,8 м

Это уникальный горный маршрут. По дороге находятся многочисленные даосские монастыри, пагоды, храмы, ворота и мостики.

«Если вы посетили пять священных гор Китая, то можете в другие горы не ходить, а если вы посетили Хуашань, то и остальные четыре вам ни к чему» , - говорят китайцы. Горы Хуа раньше назывались Сиюэ, «Западные горы». Имя Хуашань , «Цветущая гора», они получили благодаря сходству пяти их пиков: Восточного, Западного, Южного, Северного и Центрального - с цветком лотоса.

Горы Хуашань тесно связаны с даосизмом и упоминаются в его ранних текстах как одно из мест, подходящих для даосских религиозных практик и занятий алхимией. Говорят, что сам Лао-цзы жил в этих местах. (Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» - «Книги о даопути и благой си-ле-дэ» ).

Больше всего построек было возведено здесь во время правления династии Мин (1368–1644) . До наших дней хорошо сохранились монастырь Юйцюань XI века, xрам Дундао 1714 года и дворец Чжэньюе династии Юань. В декабре 1990 года ЮНЕСКО внесла Хуашань в Список объектов мирового природного наследия.

Это место — очень популярное направление внутреннего туризма. Подняться на гору можно пешком или на фуникулере.Традиционно паломники поднимались только по пешей тропе и ночевали под одной из гор, а на следующий день обходили все пять вершин.

Вот такой вид вы должны увидеть поднявшись по этой крутой лестнице.

А помните, я вам показывал вот такую лестницу в небо:

Китай, горы Taihang

Вот жителям деревушек, расположенных рядом с горами Taihang (провинция Henan) повезло гораздо больше, ведь у них есть так называемая «Лестница в Небо» - 300-футовая спиралевидная лестница, ведущая к вершине одной из гор.
Судя по приведенной фотографии, подниматься по ней одно сплошное удовольствие. Один из чиновников, работающий в местной администрации, весьма поэтично отозвался об этом, без малейшей тени сомнения, грандиозном сооружение следующим образом: «Во время подъема по лестнице даже в самую сильную жару вы ощущаете свежее дуновение прохладного ветерка, до ваших ушей доносится совершенно дивный щебет пташек, вы слышите как поскрипывают ступеньки. Разве с этим чудом сможет сравниться какой-нибудь презренный лифт или фуникулер?»
Впрочем, стоит отметить, что сам чиновник затруднился с ответом на вопрос - сколько раз ему самому приходилось совершать подъем на такую высоту?

Горы занимают особое место в китайской культуре: это и места обитания богов, и источники вдохновения для художников и поэтов, и места активных действий в политическом и религиозном дискурсе. В наши дни многие из знаменитых китайских гор превратились в пункты назначения массового туризма, некоторым удалось сохранить сакральный ореол. И хотя лучше гор могу быть только горы, Магазета попыталась разобраться, чем примечательны самые знаменитые из них в Китае.

В «Книге гор и морей», классическом трактате, создаваемом в течение нескольких веков в конце прошлой и в начале нашей эры, упоминается 447 гор. Трактат лишь до 10-го века рассматривался как источник географической информации, а после — скорее как сборник мифов. Тем не менее, как минимум в течение двух тысячелетий в китайской культуре горам придавалось особое значение, а мифы и реальные истории настолько в ней перемешались, что уже неважно, как оно было на самом деле, а имеет значение, во что верили и верят в Китае.

Если отойти от сакрального значения и взглянуть на горы как на предмет культурного и экологического туризма, то за века китайские горы были облагорожены проложенными маршрутами, а за последние десятилетия и туристической инфраструктурой. Даже в самых отдаленных местах трудно рассчитывать на «дикую» природу, что с одной стороны может показаться большим недостатком (тебя лишают ощущения первооткрывателя), но с другой стороны — посещение даже 3099-метровой Эмэйшань не требует ни какой-либо подготовки, ни даже запаса еды.

5 великих гор (五岳)

Самая древняя группа знаменитых гор связана с мифами о сотворении мира и известна с периода Борющихся царств. По легенде, они были образованы из тела первого человека — Паньгу. И действительно, если взглянуть на карту, то точки гор на карте образуют крест. В последующие века они стали местом поклонения китайских императоров — сыновьям Неба было важно прикоснуться к истокам человеческой цивилизации. И хотя на территории Пяти великих гор за последующие тысячелетия появились и буддийские храмы, и конфуцианские академии, традиционно в них сильно присутствие даосов.

#1 Великая северная вершина — Хэншань (恒山, 2017 м, Шаньси)

Висячий монастырь, Хэншань. Источник: Amusing Planet

Гора Хэншань, почитаемая в Китае со времен династии Чжоу (11 век — 221 г. до н.э.), в древности имела военно-стратегическое значение: здесь находят останки древних крепостей и следы активных боевых действий.

Ближайший город: Датун (大同) — 6 часов на поезде или 1 час на самолете от Пекина.

Среди основных культурных достопримечательностей — храм Северной вершины (北岳庙), первоначально построенный при династии Хань, и Висячий монастырь (悬空寺), построенный в 6-ом веке и сохраняющий влияние трех основных религий Китая: даосизма, буддизма и конфуцианства.

#2 Великая восточная вершина — Тайшань (泰山, 1545 м, Шаньдун)

6660 ступеней к вершине Тайшань. Источник: UNESCO World Heritage Centre

Самая-самая гора в китайской культуре и истории. Религиозные поклонения горе можно проследить на протяжении более двух тысяч лет. Именно сюда направился первый император Китая Цинь Шихуан после объединения государства, чтобы отдать дань богам.

Ближайший город — Тайань (泰安) — 2 часа на скоростном поезде от Пекина.

У подножия горы находится один из древнейших храмов Китая — храм бога горы Тайшань (岱庙), основанный еще во времена первого императора. А к восточному пику ведет каменная лестница из 6 660 ступеней.

#3 Великая южная вершина — Хэншань (衡山, 1290 м, Хунань)

Пик Чжужун, Хэншань. Источник: 360doc

Со времен династии Мин бытовало мнение, что именно в этом регионе располагалась колыбель китайской цивилизации. Как и другие четыре великие горы, Хэншань была центром даосов и буддистов. Южная вершина со времен династии Хань была известна как гора долголетия, а также была популярным местом паломничества поэтов и художников.

Ближайший город — Хэнъян (衡阳) — 40 минут на поезде от Чанши или 6 часов от .

Основные культурные объекты: у подножия расположен крупнейший храмовый комплекс в Южном Китае — Большой храм Южной вершины (南岳大庙), первоначально построенный при династии Тан (618-907). На пике Чжужун (祝融峰) расположен одноименный храм, посвященный богу огня.

#4 Великая западная вершина — Хуашань (华山, 2154 м, Шэньси)

Опасные тропы Хуашань. Источник: Being In Awe

Самая экстремальная из знаменитых китайских гор: хотя большая часть маршрутов рассчитана на массового туриста, некоторые из них по-прежнему проходят вокруг отвесных скал. Даже с установкой канатной дороги и открытием новых более безопасных троп, до сих пор путешествия с фатальным исходом не так редки.

4 священных буддийских горы

Хотя эти четыре горы почитались в китайской культуре до того, как они были признаны святыми в буддийской традиции, сейчас они прежде всего связаны с учением Будды и почитаются его последователями в соседних государствах, в том числе Японии, Корее, Монголии.

#6 Утайшань (五台山, 2058 м, Шаньси)

Утайшань. Источник: Trip China Guide

Утайшань считается местом пребывания бодхисатвы Манджушри — воплощения высшей мудрости. В первую очередь Утайшань представляет интерес с точки зрения буддийского искусства в Китае: здесь можно проследить развитие буддийской архитектуры и скульптуры со времен династии Тан вплоть до падения династии Цин (1644-1911), а в монастырских библиотеках можно найти древнейшие рукописи и переводы.

Добраться до Утайшань можно за 6 часов на поезде от Пекина и за 4 часа от Тайюаня.

В числе важнейших культурных достопримечательностей — монастырь Наньшань (南山寺), основанный при династии Юань (1271-1368), крупнейший в горах Утайшань, а также храмы Наньчань (南禅寺) и Фогуан (佛光寺), древнейшие залы в которых были построены при династии Тан.

#7 Эмэйшань (峨眉山, 3099 м, Сычуань)

Эмэйшань.