Урок вляется уроком повторения (по программе В.В. Бабайцевой есть часы, отведенные для повторения орфографии в течение года).
Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.
На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, задания для интерактивной доски (Приложения 1, 2, 4 ).
На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.
Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи». Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.
На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).
Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: составление предложения, производя различные действия (игра «Составь предложение» воспитывает внимание и быстроту реакции, а также этот вид работы способствует созданию мотивации к обучению); словарно-орфографическая работа на закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием, изученных ранее и на данном уроке; лингвистический анализ текста; повторение морфемного и синтаксического разборов; работа с тестовыми заданиями. В конце урока выполняется дифференцированное задание: одна группа записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает данную орфограмму, а у другой группы задание усложняется: необходимо распределить слова, учитывая условия выбора на месте пропусков. Такая работа помогает учащимся обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех учащихся.
Данный урок, я думаю, поможет учащимся 8-ого класса не только закрепить правописание чередующихся гласных, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.
Цель урока: закрепить знания и умения по правописанию корней с чередованием гласных.
Образовательные задачи:
- повторить ранее изученные орфограммы в корне слова;
- повторить знаки препинания при деепричастных оборотах;
- повторить общие сведения о тексте (тему, тип, стиль речи);
- познакомиться с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн;
- сформулировать умения различать слова с чередованием и проверяемой гласной.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление: операция анализа, выделение главного, обобщение;
- развивать орфографическую зоркость;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, таблица «Правописание корней с чередованием гласных».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу с игры «Составь предложение».
II. Синтаксическая пятиминутка
Задание . Составьте предложение, производя следующие действия (Приложение 1 ):
- В капельках дождя отражались лучи солнца – взять обстоятельство, сделав его подлежащим.
- Хорошо пробежаться утром по росе – взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
- Взять глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит . Согласовать его с полученным подлежащим и поставить в настоящее время.
- Растения выделяют кислород – взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в предложном падеже, употребив его с предлогом на .
- Продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот.
(Капельки росы блестят на растениях, отражая лучи солнца.)
1) Найдите в этом предложении орфограммы,
связанные с правописанием гласных в корне слова
(росы, блестят, растениях)
2) На какие группы можно разделить орфограммы на
правописание гласных в корне слова? (Безударные
проверяемые гласные, безударные непроверяемые
гласные и чередующиеся гласные.)
3) Назовите, какие корни с чередованием вы знаете?
Приведите примеры (это было вашим домашним
заданием)
4) От чего зависит написание гласных? (От
ударения, от суффикса, от последующей
согласной).
III. Объяснение нового материала
Сегодня мы с вамипознакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь! (Учащиеся заполняют 4-ую колонку таблицы по правописанию корней с чередованием в тетради для правил).
IV. Закрепление нового материала
1) Словарно-орфографическая работа.
Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.
2) Работа с текстом (текст представлен на интерактивной доске). (Приложение 2 )
Учитель читает текст, а учащиеся внимательно слушают. Задания и вопросы к тексту:
- О чем этот текст? (Об отдыхе ребят в летнем лагере)
- Определите тип речи. (Повествование)
- Какова цель автора? (Произвести впечатление)
- Каков же стиль данного текста? (Художественный стиль)
- Запишите 1-ый абзац текста в тетрадь, обозначьте графически корни с чередованием.
- Выполните морфемный разбор слов: разгоралась, позолотили, возраста, последнее предложение 2-ого абзаца разберите синтаксически.
После окончания работы один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, а остальные ребята проверяют.
Физкультминутка. Зарядка для глаз
3) Работа с тестовыми заданиями. Самопроверка(Приложение 3 ).
V. Самостоятельная работа . (Задание на интерактивной доске. Приложение 4 )
Учащиеся делятся на две группы: 1-ая записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает орфограмму, 2-ая распределяет слова по 4-ем колонкам, учитывая условия выбора на месте пропусков.
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание
Учащиеся заканчивают работу с текстом (у каждого есть распечатка текста).
Правописание корней –мак-, -мок-. -мок- – «пропитываться жидкостью» Пример: промокать, намокает, промокашка -мак- – «погрузить в жидкость и вынуть» Пример: обмакнуть кисть.
Картинка 13 из презентации «Правописание корней» к урокам русского языка на тему «Правописание корней»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Правописание корней.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 448 КБ.
Скачать презентациюПравописание корней
«Орфограммы в корнях слов» - На основании смысла и рифмы восстановите недостающие слова. И. Дайте характеристику предложений под №1, под №2.Какое задание следует выполнить? Установи, в какой части слова находится орфограмма. Правила правописания гласных и согласных в корне. А. Орфограммы в корне (обобщение). Сформулируйте тему урока.
«Однокоренные слова с корнем» - Очень сильно. Горняк – работник горной промышленности. Гора горняк горный гористый горка. Оса. Осина осиный. Однокоренные слова. Подосиновик. Задача урока: На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Алгоритм. Горелка горение горит.
«Корни Лаг-Лож» - Расти – выращивать растение – заросли вырасти – вырос. РАСТ – РАЩ – РОС РАСТЕНИЕ–ВЫРАЩИВАЛИ-ВЫРОС Исключения: росток, отрасль, Ростов. Подведём итоги: ВЕтЕран, вИтрина, теРРитория, миЛЛион, здраВСтвуйте, вИнЕгрет, профеССия, рОмашка, пАстух. Наблюдаем: от чего зависит написание? Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова.
«Безударные гласные корня» - И. Заколдованные буквы. Творческое название. Башня «Вставь безударные гласные». Рисунок «Дерево однокоренных слов». Я. Сочинение сказки «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. А. Основополагающий вопрос. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
«Орфограммы корня» - Чередующиеся гласные. Вспомните правило «И – Ы после Ц». Сомнительные и некоторые непроизносимые Каким образом проверяются согласные? О-Е-Ё после шипящих во всех частях речи. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Цели урока. Корень или нет? Да. Нет. Ответьте на вопросы
Правописание корней –мак-, -мок-. -мок- – «пропитываться жидкостью» Пример: промокать, намокает, промокашка -мак- – «погрузить в жидкость и вынуть» Пример: обмакнуть кисть.
Картинка 13 из презентации «Правописание корней» к урокам русского языка на тему «Правописание корней»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Правописание корней.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 448 КБ.
Скачать презентациюПравописание корней
«Орфограммы в корнях слов» - На основании смысла и рифмы восстановите недостающие слова. И. Дайте характеристику предложений под №1, под №2.Какое задание следует выполнить? Установи, в какой части слова находится орфограмма. Правила правописания гласных и согласных в корне. А. Орфограммы в корне (обобщение). Сформулируйте тему урока.
«Однокоренные слова с корнем» - Очень сильно. Горняк – работник горной промышленности. Гора горняк горный гористый горка. Оса. Осина осиный. Однокоренные слова. Подосиновик. Задача урока: На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Алгоритм. Горелка горение горит.
«Корни Лаг-Лож» - Расти – выращивать растение – заросли вырасти – вырос. РАСТ – РАЩ – РОС РАСТЕНИЕ–ВЫРАЩИВАЛИ-ВЫРОС Исключения: росток, отрасль, Ростов. Подведём итоги: ВЕтЕран, вИтрина, теРРитория, миЛЛион, здраВСтвуйте, вИнЕгрет, профеССия, рОмашка, пАстух. Наблюдаем: от чего зависит написание? Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова.
«Безударные гласные корня» - И. Заколдованные буквы. Творческое название. Башня «Вставь безударные гласные». Рисунок «Дерево однокоренных слов». Я. Сочинение сказки «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. А. Основополагающий вопрос. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
«Орфограммы корня» - Чередующиеся гласные. Вспомните правило «И – Ы после Ц». Сомнительные и некоторые непроизносимые Каким образом проверяются согласные? О-Е-Ё после шипящих во всех частях речи. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Цели урока. Корень или нет? Да. Нет. Ответьте на вопросы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя общеобразовательная школа»
Агаповского района Челябинской области
Конспект урока на тему:
«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»
6 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Алексеева Елена Александровна
г. Магнитогорск
2012
Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
Фотография животного, дидактический материал, схема.
Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.
развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;
воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.
Оформление доски:
Поравняться
макнуть
сровнять
сравнить
заровнять
промокнуть
промокает
Ход урока
1.Оргмомент (1 мин)
Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.
Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:
1. Все ли справились с домашним заданием?
2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.
3. Орфографическая разминка (5 мин)
Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.
2. Создать настрой для повторения материала.
Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.
Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.
Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах .
Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.
Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?
Учитель диктует второе предложение.
Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края .
Вопросы ученикам:
Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?
Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул , несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?
Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?
Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.
4.Изучение нового материала (5 мин)
Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».
равн- / ровн-
значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный
исключения : уровень, поровну, исключения : равнина, равнение ровесник
мак- / мок-
значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость
Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а , если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а , если слово имеет значение погружать в жидкость, о
5. Закрепление материала (15 мин)
Задача: отработка полученных знаний на практике.
1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн / ровн-, мак- / мок-.
Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о , потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а , так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о , так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о , так как они со значением – пропускать жидкость.
2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.
Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.
Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.
3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.
Вывод по заданию : в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а , если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а , если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.
4.Распределительный диктант . Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.
Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.
Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о , так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а , так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а , так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а , так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о , так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.
5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.
Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.
Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.
6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.
Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.
6. Работа с фотографией животного (10 мин)
Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.
Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:
Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?
Какими могут быть темы повествования?
Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?
Задание: у ченики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.
Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.
Вывод по заданию : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.
7. Подведение итогов (2 мин)
Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.
Вопросы к ученикам:
1.Что нового вы сегодня узнали?
2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?
Вывод : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.
Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.
8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)
Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.
Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.
Приложение
Карточка 1
(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…лалась зелёная равнина .
Карточка 2
Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.
Только Пиратка равнодушно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось .
Карточка 3
Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.
На б…лотах и на солончаках уже (ни)что (н…)росло .
Список использованных источников
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.
Интернет-ресурсы
http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/