Игры-потешки для развития мелкой моторики рук. Конспект занятия «Дети войны Совсем другой Берсут, и только Кама та же

Ирина Брюхачева
Конспект занятия «Дети войны»

«Дети войны » .

Воспитатель : вам сейчас 5-6 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строятся новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вам невозможно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как сладкий утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана. Это был день начала войны : 22 июня 1941года. (слайд № 1-2) .

Воспитатель : вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн . Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война , сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война (слайд № 3) .

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно :

Страдали тяжко дети от войны… (слайд 4)

Все кто мог, ушли на фронт. Среди бойцов были мужчины, немного женщин и даже дети которым едва исполнилось 12-13 лет. Старики, матери и дети остались дома и также, но без оружия в руках, помогали фронтовикам идти к победе. Они собирали теплые вещи, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах. Время было тяжелым. (слайд 5-6)

Дети теряли родителей , братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал детдом, в худшем – лагеря фашистов, где дети работали , изнемогая от тяжести, боли и голода. (слайд 7-11) В тревожное военное время, когда фашисты подходили к большим городам. детей вывозили в глубь страны, подальше от взрывов, сигналов тревоги, голода и холода. Маленькие дети расставались с мамами. Матери сильно переживали разлуку со своими детьми. Боль расставания и разлуки поэтесса Зинаида Александрова отразила в стихотворении «Островок на Каме» . Её семилетний сын был отправлен в Чистополь вместе с детским садом. Послушайте это стихотворение.

«Островок на Каме»

Мне рукою машет маленький сынок. Боковой карманчик от платка промок. Мальчик синеглазый, веточка моя, так еще ни разу не грустила я.

Тронутся вагоны через пять минут, в первом эшелоне детский сад везут. Дети страшных сказок слышать не должны, грохота фугасок, топота войны .

Когда матери провожали своих детей подальше от войны , вслед уходящим эшелонам они кричали, просили ребятишек не забывать своего имени, помнить о родных, а в глубине души каждая мать понимала, что может быть она видит своего ребенка в последний раз, и от этого становилось очень горько.

Слайд 12. Приехав на Каму детей, захватили новые впечатления : летние забавы и труд, помощь госпиталю, проводы в школу, воспоминания о доме долгими зимними вечерами. В один из таких вечеров воспитательница средней группы вместе с детьми услышала по радио, что гвардии сержант Костин разыскивает свою дочь Светлану, оставленную им в детском саду в Курске. По радио неслись слова, полные нежности, любви и тревоги за дочку. Отец давно разыскивает ее и просит всех, знающих о местопребывании Светланы, сообщить ему на фронт. Но ответа ни откуда нет… пока нет.

В группе Марьи Петровны много детей фронтовиков. «А что, дети ,- предложила Марья Петровна,- не написать ли нам письмо папе этой Светланы?». Дети принялись за рисунки, за «письма» ; никогда еще с таким старанием, с такой любовью не рисовали дети , как в этот раз. Письмо было отправлено. Дети просили «дядю Гришу» не отчаиваться : Светлана где нибудь найдется. Теперь они сами будут каждую Светлану спрашивать, кто ее папа, не дядя ли Гриша. В ответ было получено растроганное, взволнованное письмо, полное любви и нежности к детям. Так началась переписка детей с тов. Костиным. Григорий Иванович нашел себе друзей. А в это же время появляются новые стихи З. Александровой.

Мы утром гуляем у светлой воды, пускаем кораблики в Каме, для раненых мы собираем цветы и в госпиталь входим с цветами. Там наши картинки у коек висят, на столиках наши альбомы, и старшая группа – пятнадцать ребят – со всеми бойцами знакома.

Вот этот боец в окружении был, но вел себя смело, как надо. Сам раненый, - восемь фашистов убил огнем своего автомата. А этот, что с виду совсем некрасив и звонко смеется, по – детски, Он спас командира, его заслонив собою от пули немецкой.

На крайне кровати лежит паренек, он тоже представлен к награде За то, что два вражеских танка поджег в бою у себя в Сталинграде.

И лишь одному нам ни чем не помочь, ни песней своей, ни цветами. Фашисты его пятилетнюю дочь в Крыму закололи штыками. Ребята садятся к нему на кровать, но мрачен боец загорелый : Светланка вот так же могла рисовать, такие же песенки пела.

Две раны получены мною в бою, но снова винтовку мне дайте,- и я отомщу за Светланку мою, за девочку в беленьком платье.

В палату на цыпочках входит сестра, веселая девушка Таня. – Ребята, нам скоро обедать пора. Скажите бойцам «До свиданья» . – Вам надо на солнышке больше гулять, пускать на веревочке змея. А завтра с утра приходите опять, чтоб нам было здесь веселее.

Есть поговорка : «На войне детей не бывает » . Что же помнят дети войны ? Вот некоторые воспоминания ребятишек.

«…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба», «отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал : «Сына уведите, сына уведите, чтобы не смотрел.» , «не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой» ,- умоляет солдата маленькая девочка.

Всем детям погибшим во время ВОВ посвятили много песен, одну из них я предлагаю вам послушать (песня маленького трубачиста)

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.

Надя Богданова (слайд 17)

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой.

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки : её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В . П. Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь.

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, по заданию партизанского отряда она вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Валя Котик

Слайд № 19

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени , медалью "Партизану Отечественной войны " 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

С ужасом фашизма боролась вся Россия. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах (слайд № 20) Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России, наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей и эти мечты сбылись. Мы живём в тёплых домах, ходим в красивый детский сад. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны .

«Мы этой памяти верны»

Музыкально-литературная композиция посвященная 70-летию Победы для детей старшего дошкольного возраста.

Зал украшен шарами, цветами. У всех на груди приколоты георгиевские ленточки. У центральной стены экран, для презентации.

Звучит вступление песни «День Победы»,

затем ведущий читает слова : «Сегодня и года уже седы с тех пор, как минула война, но поздравляет с Днем Победы дедов и прадедов страна!»

вход детей с шарами и голубями под фонограмму песни «День Победы». На заключительные слова песни, дети отпускают шары вверх. Затем проходят на свои места.

Ведущий: «Много праздников мы отмечаем, все танцуем, играем, поем. И красавицу осень встречаем, и нарядную елочку ждем. Но есть праздник один- самы главный! И его нам приносит весна. День Победы- торжественный, славный, омечает его вся страна!»

Выступление барабанщиц и мажореток

О.Газманов «Москва»

Ведущий: «День Победы – это праздник со слезами на глазах. Мы радуемся победе и печалимся о погибших в той войне. Путь к победе был трудным и долгим. Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом.»

Дети:

1 ребенок: «Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети, Гитлер дал врагам приказ и послал солдат немецких против русских, против нас.»

2 ребенок: «Вставай, народ! Услышав клич земли на фронт солдаты Родины ушли. Отважно шли солдаты в бой, за каждый город и за нас с тобой!»

Звучит музыка «Вставай страна огромная»

Выход мальчиков и взрослых.

Хорографическая композиция

«К нам напрошена пришла война»

в исполнении детей и взрослых.

Ведущий: «Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт, а детей везли в глубь страны, спасая от гибели.»

Воспитатели:

  1. «Мне рукою машет маленький сынок, боковой карманчик от платка промок»
  2. «Мальчик синеглазый, веточка моя,так еще ни разу не грустила я»
  3. «Тронутся вагоны через пять минут, в первом эшелоне детский сад везут»
  4. «Дети страшных сказок слышать не должны, грохота фугасок, топота войны.»
  5. «Вас везут на Каму, дальше на восток, ты почаще маму вспоминай сынок.»
  6. «Письма шли почаще, буквы не забудь…там почтовый ящик будет где-нибудь.»

Ведущий: «А с фронта шли письма домой. Во многих семьях сохранились солдатские письма-треугольники, которые присылали с фронта отцы и сыновья. Они писали, что вернуться домой с победой.»

Ребенок:

«Здравствуй, доргой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги сыночек мать.

Позабудь печаль и грусть

Я с победою вернусь!

Обниму вас наконец,

До свиданья.

Твой отец.»

Ведущий: «Дети, которые пережили окупацию фашистов, очень рано позврослели. Одни помогали взрослым бороться с врагом в партизанских отрядах, другие – работали на заводах вместо ушедших на фронт отцов. А те, кто был поменьше, помогали по дому, играли и твердо верили, что война скоро закончится.»

Ребенок: «Громыхали пушки на передовой

Целый день до вечера продолжался бой.

Пели пулеметы: «Тра-та-та-та!»

Все враги разбиты, высота взята!

Петя, Вася, Саша! Николай! Домой!

Позабыт на лавке чей-то автомат,

У порога мамы встретили солдат.

Синяки, царапины…

Ох, вздохнули мамы

И зеленкой смазали боевые раны»

Песня «Игруушечный солдатик идет спасать страну»

Ведущая: «На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки»

Девочки:

  1. «Пушки грохочут,

Пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

«Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу»

  1. «Все позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!»

Ведущий: «В годы войны композиторы и поэты написали много хороших песен. Одной из самых любимых по прежнему остается «Катюша»».

Песня «Катюша»

Ведущий: «Песни помогали бойцам на фронте. Авторы посвящали их доблестным воинам: морякам, танкистам, летчикам.»

Танец «Пилоты»

Ведущий: «Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами». Эти слова звучали повсюду. И вот 9 мая 1945 года война закончилась. Враг разбит. Все ликуют, букетами весенних цветов встречали всех, кто возвращался с фронта. Но мы знаем, что многие не вернулись. Во всех городах и поселках нашей страны стоят памятники погибшим солдатам, где горит Вечный Огонь. Люди возлагают к нему цветы и помнят о их подвиге.»

Ведущий: «Объявляю минуту молчания, в память о погибших в годы Великой Отечественной войны»

Звучит негромко песня «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры»

Ведущий: «Наши земляки защищали Родину от фашистов. Многие вернулись с наградами. Четверо наших земляков удостоины звания Героя Советского Союза. Это Разин Филипп Дмитриевич, Луговцев Николай Иванович, Мамистов Василий Андреевич, Федаков Сергей Михйлович»

Ребенок:

«У меня в руке звезда

Фронтовая, боевая.

Мой прапрадед воевал,

Нашу землю защищал.

Он сраженьями в боях

До Берлина путь измерил

И хоть было нелегко,

Но в Победу свято верил!

Не вернулся он с войны,

только вот его награда:

На ладони у меня!

Тяжела ее прохлада…

В день победы всей семьей

Мы проснемся утром рано

И парад пойдем смотреть,

И поздравим ветеранов.

Песня «Прадедушка»

Ребенок:

«Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойнее спят города

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой!»

Ребенок:

«Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Вместе: «Пусть не будет войны никогда!»

Песня и танцевальная композиция «Аист на крыше»

Ребенок:

«Пусть аист гнезда вьет на крыше,

Курлычат в небе журавли,

Пусть будет мир, он так нам нужен,

Он нужен детям всей Земли.»

Ведущий:

«Спасибо милые, родные

Нас защищавшие тогда.

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда»

Хореографическая композиция «Мир, который нужен мне».

В заключении дети выходят с рисунками.

Ведущий:

«Рисуй, художник маленький,

Бумаги не жалей, рисуй в лесу проталинки,

Котенка на завалинке,

И в небе журавлей.

Братишку первоклассника

И бабушкин портрет.

Салют большого праздника

Похожий на букет.

Рисуй, рисуй без устали

Вот этот мирный день!»


Несколько лет назад бывший в ту пору директором Национального музея Татарстана Геннадий Муханов, уроженец Чистополя, подарил мне свою книгу «Чистопольские страницы». Прочитала ее, как говорят, на одном дыхании. Книга полностью состоит из дневников, писем, воспоминаний эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в городок на Каме большой группы деятелей литературы и искусства и членов их семей. Так вот, вторым домом для них после Чистополя стало небольшое село Берсут, где на берегу Камы в живописном месте располагался Дом отдыха Татарской АССР и где летом 1941 года поселили писательских детей.

«Мне рукою машет маленький сынок,
боковой кармашек от платка промок…»

Это строки из стихотворения детской поэтессы Зинаиды Александровой, которое она сочинила, провожая своего сына в Берсут. А вот как описывает встречу с Берсутом в книге «Чистопольские страницы» литературный критик и литературовед Галина Колесникова:


«…Тревога в Москве нарастала, правление Союза писателей СССР постановило эвакуировать детей вместе с детским садом и пионерлагерем в Чистополь… Через десять дней отправился в путь второй эшелон: матери отправленных в Чистополь детей, пожилые писатели с семьями. Мы знали, что ребята наши добрались благополучно, отправлены в Берсут под Чистополем…


Несмотря на предупреждение, что нас к детям не пустят — как бы не занесли инфекцию, — я тайком на катере отправляюсь в Берсут. Здесь Кама разлилась широко. Плывем мимо островов, заросших благоухающим шиповником, мимо прибрежных селений. Вот и Берсут. Поднимаюсь по шатким мосткам на пристань, лезу в гору. Перед глазами ворота в пионерлагерь, над ними надпись «Добро пожаловать»… Над головой синее безоблачное небо, по-летнему жаркое солнце. С трепетом открываю калитку…»


Еще один кусочек текста, посвященный Берсуту, из воспоминаний известной советской поэтессы Маргариты Алигер:


«Если ехать от Камского Устья вверх по Каме, на высоком левом берегу стоит под горой деревянная пристань Берсут. Гора покрыта смешанным лесом, в лесу рассыпались голубые домики Дома отдыха Татарской АССР. Туда Союз писателей вывез в первое военное лето женщин с детьми. Моей дочке было девять месяцев, и я уехала с ней. Муж мой (композитор Константин Макаров) с первого дня войны был на фронте.


Мы жили в одной комнате с Ниной Ольшанской, актрисой театра Красной Армии, женой писателя В.Е.Ардова, близким другом Ахматовой — в их доме мы и познакомились с нею. …Нина с двумя сынишками (старший Алеша — нынешний актер Алексей Баталов — жил в лагере) и я с дочкой чем могли помогали друг другу. Уставали за день отчаянно, но вечером, уложив детей, … мы спускались к Каме и, стирая пеленки, читали на память любимые стихи, вспоминали интересные и смешные истории, отдыхали душой, как умели — это было необходимо, как еда, как сон…»


Не знаю, тронули ли вас, уважаемые читатели, эти строки, посвященные далекому и трудному прошлому, но меня после прочтения «Чистопольских страниц» отчаянно потянуло в Берсут. Так иногда бывает, когда спустя много лет, как некое наваждение, душу гложет желание посетить какое-то памятное место. И ты, словно загипнотизированный, исполняешь эту волю. Но я никогда не бывала в Берсуте, и война для меня — книги, кино да рассказы ветеранов. Тем не менее Берсут звал, тянул, как магнит…


Хотелось постоять на высоком берегу Камы, представить, как причаливает к деревянной пристани пароход с детьми, как разносится среди деревьев их гомон, как кто-то плачет, зовет маму… Еще хотелось прижаться к стволу большой березы (она непременно там должна быть), которая так много успела повидать, хотелось посидеть на старинной лавочке — возможно, на ней сидел Пастернак…. Почему бы и нет, ведь его жена Зинаида с сыновьями тоже была эвакуирована в Чистополь… Короче, еду в Берсут.

Совсем другой Берсут, и только Кама та же

— А почему выбрали Берсут? Там же ничего интересного нет, жителей мало, кругом одни дачники. Лучше о поселке зверосовхоза напишите. Вот где люди богато живут! Или об Урманчеево — там церковь восстановили, мечеть скоро построим, и школа у нас новая, — убеждала глава Урманчеевского сельского поселения Зульфира Юнусова, пока мы ехали из Мамадыша в Берсут. Она в райцентр ветеранов возила на экскурсию, и встретились мы, можно сказать, случайно.


Путь от Мамадыша до Берсута неблизкий — более 60 километров, так что поговорить удалось о многом. Зульфира Гараевна — бывшая учительница, в ранге главы всего два года. Но за это время успела проникнуться нуждами односельчан, расположить к себе людей. На трудности не жалуется, привыкла их преодолевать без стонов. И с гордостью говорит, что возглавляемое ею Урманчеевское сельское поселение — самое большое в Мамадышском районе. В него входят семь населенных пунктов, в которых проживают около трех с половиной тысяч человек. Больше всего в поселке Камского леспромхоза — почти полторы тысячи жителей. Затем идет поселок зверосовхоза — 897. В Берсуте проживают 78 человек, более половины из них — пенсионеры. А в поселке Сухой Берсут — только один житель. Похоже, скоро этот населенный пункт вовсе перестанет существовать.


В последние годы хорошо идут дела в зверосовхозе «Берсутский», в перестроечные годы сумевшем не только удержаться на плаву, но и развить производство. Люди, которые здесь работают, получают хорошую зарплату. А если учесть, что у каждого есть собственное подворье, земельный участок и скотина, можно понять, почему здесь на судьбу не ропщут и исправно живут. «Все ведь от человека зависит», — считает Зульфира Гараевна.


— Если сидеть сложа руки и ничего не делать — то, конечно, будет голодно и холодно. А надо действовать, — говорит она. — Вот у нас люди очень предприимчивые и трудолюбивые. Скажем, поспевают в округе ягоды да грибы (а наши места этими дарами природы очень богаты), тут же целыми семьями устремляются на их сбор. И себе припасы сделают, и на продажу вынесут, на трассу. Кто не ленится, за сезон только на ягодах может 20-25 тысяч рублей заработать. На грибах, правда, поменьше — 10 тысяч. Но тоже неплохо.


Мы шли по ухоженной улочке поселка Новый. Старожилы утверждают, что он возник примерно в 30-е годы прошлого века, когда сгорела часть леса недалеко от Берсута. На освободившейся территории стали селиться люди. Свой новый поселок они так и назвали — Новый.


Я не заметила, как кончился Новый и пошли дома уже Берсута. И не мудрено: два населенных пункта настолько близко примкнули друг к другу, что почти невозможно определить, где кончается один и начинается другой. Вот только наступает и раздвигает границы не старинный Берсут, основанный еще в XVIII веке, с некогда красивой деревянной церковью и богатыми купеческими домами, а новый…


А вот и Дом отдыха имени Максима Горького Совета профсоюзов ТАССР — таково его бывшее официальное название. В дореволюционные времена лесной массив «Песочно-Горная дача», куда входила и территория вышеназванного дома отдыха, принадлежал одному из богатых помещиков. В 1931 году этот участок в составе Берсутского лесхоза был передан дому отдыха. Рядом в то время располагалась пароходная пристань «Берсут», куда в 1941 году прибывали суда с эвакуированными из Москвы и Ленинграда детьми. Сегодня от пристани ничего не осталось после того, как резко сократилось судоходство на Каме. И знаменитый дом отдыха сегодня в запустении. Вокруг все так густо поросло травой, что я с трудом пробралась к забору, отгораживающему край обрывистого берега Камы, чтобы полюбоваться величавой рекой…


Только деревья, такие большие и такие старые, без сомнения, — свидетели тревожного прошлого. А больше ничто не напоминало о былом. И даже местные жители, когда я им рассказала о живших в доме отдыха в 1941 году писательских детях, удивились. Неужели правда? Надо же…


Впрочем, нашелся в Берсуте человек, который вспомнил этот эпизод. Марии Петровне Мыльниковой (в девичестве Вахламовой) было 10 лет, когда началась война.


— Да, были здесь эвакуированные дети, — рассказала она, — только они с нами, деревенскими, не особо общались, жили обособленно, да и недолго они у нас пробыли.


Бродя по территории дома отдыха, в густых зарослях неожиданно обнаружила памятник Владимиру Ильичу Ленину в классической позе: вождь стоит на постаменте, держась за лацкан пиджака. Явно тридцатые годы… Видно, что за памятником никто не ухаживает: нос у вождя полностью отбит. Но уничтожить памятник из-за старости рука не поднимается, вот и засунули его с глаз долой в заросли…


Говорят, захиревший дом отдыха пару лет назад приобрело некое частное лицо, которое собиралось организовать на этой территории элитную зону отдыха. Да пока не получается. Слишком велики расходы: сейчас ведь, кроме красивой природы, должна обязательно присутствовать и не менее красивая, хорошо развитая инфраструктура. А ее в Берсуте нет. И до Казани путь дальний.


…Чтоб уже совсем не было грустно перед отъездом, мы зашли в аккуратное жилище коренных берсутчанок, трех сестер-пенсионерок: Галины, Тамары и Марии. По отчеству они Петровны, а фамилии разные — Багашева, Василенко, Мыльникова. Мы сидели в их чудесном садике, благоухающем цветами, и разговаривали о судьбе Берсута, его прошлом.


— А вы знаете нашу легенду? — спросила Тамара Петровна и тут же начала ее рассказывать. — У нас тут, как раз недалеко от бывшей пристани, в удобной бухте, была стоянка отряда Стеньки Разина. Все так говорят. Там есть старинная землянка, в которой он якобы жил. Мы в детстве любили играть в Стеньку Разина…

На этой странице читайте текст "Островок на Каме" Зинаиды Александровой, написанный в (?) году.

Мне рукою машет
Маленький сынок.
Боковой карманчик
От платка промок.

Мальчик синеглазый,
Веточка моя,
Так еще ни разу
Не грустила я.

Тронутся вагоны
Через пять минут,
В первом эшелоне
Детский сад везут.

Дети страшных сказок
Слышать не должны,
Грохота фугасок,
Топота войны.

Письма шли почаще,
Буквы не забудь…
Там почтовый ящик
Будет где-нибудь.

На зеленой Каме
Больше не болей,
На прощанье маме
Улыбнись смелей.

Примечание:

В первые дни войны Зинаида Александрова жила в Москве. В ее воспоминаниях война — это сигналы тревоги, душные бомбоубежища с испуганными плачущими детьми… Детей вывозили из опасных зон в глубь страны. Семилетнего сына Зинаиды Александровой отправили в Чистополь вместе с детским садом. Горечь разлуки матери, которая должна была расстаться с ребенком, она выразила в стихах "Островок на Каме". Трогательное прощание мамы и сына, выраженное в стихах, отразило судьбы сотен тысяч людей, оказавшихся в разлуке с близкими, терявших друг друга во время войны. Разлука учит ребенка не теряться в новой сложной обстановке, сохранять связь с матерью, помнить ее, писать ей.

"На прощанье маме улыбнись, сынок" – эти строки воплощают мужество матери, от которой требуется огромная концентрация душевных сил. Эти стихи волнуют и сейчас, мотив прощания вечен.

«Бабушка в очках»

«Кому что делать»

«Забывчивый зайка»

«Грабли»

«Цепочка»

>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

«Бегающий человечек»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«Ути-ути»

«Ладушки»

«Совушка-сова»

«Колпачок на колпачок»

«Опята и ребята»

«Сорока-белобока»

«Мальчик с пальчик»

«Сорока-ворона»

«Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

«Тук-тук»

«Бараны»

«Дятел»

«Засыпалочка»

«Указочка»

«Пальчики»

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«Червячки»

«Котята»

«Пять пальцев»

«Собака»

«Зайка и барабан»

«Мышонок»

«Гуси-гуси»

«Кулачки»

Песенки-потешки

«Купила бабушка…»

Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево

Показать руками, как плавает уточка

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу…
Показать, как умывается кошка

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав…
Показать рукой собачьи уши

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе коровёнку.
Коровёнка муки-муки…
Показать пальцами рога коровы

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе поросёнка.
Поросёнок хрюки-хрюки…
Показать рукой пятачок поросенка

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время-факты,
Дикторша ля-ля-ля…
Развести руками широко в стороны

Изобразить руками синхронный перевод

(Перечислить все предыдущие покупки)

«Паучок»

«Ветер»

Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. (2 раза)
Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит, (2 раза)
Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями»
Чайка над водой летает Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими
И за рыбками ныряет, (2 раза) Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть»
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернуть ладони и повторить движения

«Часы»

Сесть на пол.

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) Хлопать по всему телу ладонями
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Щипать себя, как бы собирая складки
На лбу, ушах… (и т.д.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах… (и т.д.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) Провести рёбрами ладоней по телу
На лбу, ушах… (и т.д.)

«Поросята»

По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.

<Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Мизинцы
>Этот толстый поросёнок
Спинку об забор чесал.
Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сделать «фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сжимать и разжимать кулачки<
Этот толстый поросёнок
Носом землю ковырял,
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
Что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок –
Лежебока и нахал.
>Большие пальцы
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.
Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь
Ля-ля-ля-ля …

Использованы материалы следующих сайтов: