Л. А

…Бытьготовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться...

Л. А. Венгер, детский психолог

Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя - вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.

Начало учебы в школе - это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?

Что такое психологическая готовность к школе?

Психологи выделяют три составляющие психологической готовности к школе -интеллектуальную,

личностную и социальную.

Как психологически подготовить ребенка к школе?

Что же могут сделать родители будущего первоклассника, чтобы облегчить его адаптацию к школе?

Самая большая ошибка, которую совершают родители - это запугивание детей строгими порядками в школе: «Если бы ты в школе так выполнил это задание - тебе бы учитель поставил двойку», «Вот пойдешь в школу - играть будет некогда» и т.п.

Важно настроить своего ребенка на позитивное отношение к школе. Объясните ему, что там можно узнать много интересного, встретить новых друзей, найти себе увлекательные хобби, посещая внеклассные занятия и кружки. Расскажите ему о своих школьных годах - любимых предметах, учителях, забавных случаях, поездках с классом.

Развивая тему «Школьные годы чудесны», не забудьте упомянуть, что в школе могут возникнуть и определенные сложности. Ребенок, представляющий себе учебу только в радужных тонах, будет сильно разочарован, столкнувшись с первым замечанием учителя или плохой оценкой.

Психологи также предлагают поиграть с ребенком в школу - предоставить ему возможность почувствовать себя в роли ученика или учителя, смоделировать ситуацию урока.

Идеальный способ психологической подготовки к школе - посещение курсов для будущих первоклассников. Помимо того, что ребенок получит там необходимые знания, он сможет познакомиться со школьной обстановкой, с некоторыми учителями.

Если при школе нет подготовительного отделения - можно прийти с ребенком в день открытых дверей - походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с его будущим учителем и одноклассниками. Расскажите о школьном распорядке дня - расписании уроков, переменах, дисциплине.

Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель и канцелярские принадлежности.

С книгой "Готов ли ваш ребенок к школе? " Л. А. Венгер, А. Л. Венгер можно ознакомиться на следующей странице .

Аннотация к книге:

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний .

Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением . Соотношение это очень не простое.

Основной вид детской игры - совместная сюжетно-ролевая игра - основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого.

Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это - не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой.

Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружающим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью .

Часть I. От пяти до семи

Марцинковская Т. Д. Психологическая готовность к школе. Что это такое? 4 Хочет ли ребенок в школу? 5

Умеет ли ребенок слушать? 9

Слышит ли рука глаз? 10

Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? 11

Как «измерить» готовность к школе 27

После проверки 43 Сделай сам 55

Больше, меньше, поровну 62

Марцинковская Т. Д. Ох уж этот телевизор! 71

Ваш друг компьютер 74

Вреден ли компьютер нашим детям? 74

Компьютер, верни Сашу! 75

«Уход», но почему? 76

Этот сказочный компьютерный мир 78

Компьютер в роли учителя 78

Компьютер-тренер 80

А может, он все-таки волшебная палочка? 81

Компьютер и готовность к школе 82

Виды компьютерных игр 84

Компьютер - это и ваше будущее 87

Последние советы 88

Часть II. Венгер А. Л. «Трудные» дети

Неблагоприятные варианты развития 93

Родители просят совета 105

История о мальчике, который не умел говорить 106

Почему Мишу не отдали в школу 115

Илья и точные науки 124

Лена и Ленины родители 144

Марина 156

Первая встреча 157

Начало занятий 165

Достижения и неудачи 173

Послесловие 188

Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

Готов ли Ваш ребенок к школе?

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.

«Две вещи дети должны получить от своих родителей: корни и крылья»

Гёте

Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе. В этом материале, уважаемые родители, все что поможет Вам определить готов ли Ваш ребёнок к школе.

ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться.

Например, один говорит: « Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет, а если бы не заставляла, я бы в школу не ходил».

Второй : « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравиться делатьуроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Третий: « Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвёртый : « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

Пятый : « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, выучишься -можешь стать кем захочешь».

А теперь спросите своего ребёнка: « Как ты считаешь, почему нужно ходить в школу?»

Если он настроен исключительно на игру и среди его соображенийнетни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребёнка пересказать короткий рассказ (6-7предложений) или содержание небольшого мультфильма.

Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит Вам нужно с ребёнком поработать над развитием речи. Самый эффективный способ-чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие по объему рассказыне менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша каждый деньо том, как прошёл его день, что интересного он увидел, узнал.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Поиграйте с ребёнком в такую игру « Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, « гора» , и повторяете его несколько раз, потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка услышать другое слово и назвать его. Например,взрослый говорит, проговаривая по одному слову в секунду:

гора, гора, гора, гора, кора, гора, гора……..

коса, коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса………

Загадайте ребёнку загадку: « Что случиться, если имя Любочка потеряет букву «Л», а если слог « лю»?

Если ребёнок слышит и называет лишние слова, без труда делит слово на части, значит,с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями, в противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении русскому языку (в частности, орфографии).

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Попросите ребёнка закончить предложения: « Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», « Прошёл дождь, поэтому…», « У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»

В игре « Четвёртый лишний » ребёнку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например. стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка,мальчик.

Игра « Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформировались основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых- пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день-ночь, лето-…», «часы-время» , градусник-…», « глаз-зрение, ухо-…».

Игра «Выбери главное » .Ребёнка просятподобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, смел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».

Набор слов для предъявления:

САД (растения, садовник, собака, забор, земля)

РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово)

ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

Игра « Сравни понятия » Ребёнку объясняют, что понятия можно сравнивать. Для удобства сравнения, чтобы наглядно изобразить количество охватываемых данным понятием предметов, понятия изображаются с помощью кругов. Например, отношение между понятиями «собака» и «животное» может быть изображено как на Рисунке 1:

Понятия могут совпадать частично, например, «книга» и «учебное пособие». Тогда отношение между ними наглядно изображается как на Рисунке 2.

Понятия могут совпадать полностью и являться, таким образом, тождественными, или равнозначащими, или синонимами. Например, понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник». С помощью кругов отношение между ними изображается как на

Рисунке 3.

Если сравниваемые понятия не имеют ничего общего, например, понятия «отметка» и «сосна», отношение между ними изображаются как на Рисунке 4:

Муравей – насекомое

Загадка – головоломка

Тюлень – млекопитающее

Дрова – тигр

Лекарство – таблетки

Автомобиль – транспорт

Игра « Подбери общее понятие»

Ребенку называется пара слов, ондолжен назвать их одним словом, т.е. обобщить. Например, называется пара слов «пчела, жук». Ребёнок отвечают более общим понятием «насекомые».

Слова для предъявления:

Природоведение, математика - …

Плюс, минус - …

Точка, запятая - …

Уменьшаемое, вычитаемое - …

Дождь, снег - …

Метр, сантиметр - …

Скорость, время - …

Солнце, Луна - …

Повесть, рассказ - …

Торф, уголь - …

Озеро, море - …

Пчела, жук - …

Игра « Часть –целое»

Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое - часть».

Родитель читает набор из 5 слов и просит ребёнка найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть.

Слова для предъявления:

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва

Растение, сад, лепесток, мак, цветок

Игра Вордбол»

Родитель задает какую-либо тему, например, «Мебель - не мебель». Затем он называет вперемешку слова либо относящиеся к данной категории, либо слова, по смыслу далеко отстоящие от нее. Так, наряду со словами «стул», «кровать», «шкаф» называются слова «пальто», «книга», «чайник» и т.д. При этом, называя слово, родитель бросает ученику мяч, а ребёнок либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает его, если не соответствует.

Задание усложняется за счет сокращения времени на размышление.

Предлагаемые темы: «Насекомые – не насекомые», «Животные домашние - не домашние».

Не останавливаясь на других приемах логического мышления, укажем, что все рассмотренные приемы необходимы для полноценного усвоения изучаемых в школе предметов: действия, стоящие за этими приемами, и будут служить средством усвоения различных предметных знаний. Важно отметить и то, что на основе этих приемов можно формировать и более сложные методы логического мышления, например прием доказательства.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности при совершении любых логических действий (анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов) и операций со словами.

УРОВЕНЬ САМОКОНТРОЛЯ

Поиграйте с ребёнком в такую игру « да»и«нет» не говорить, « чёрное» и « белое» не называть. Задавайте ему простые вопросы: « Ты любишь шоколад?», « Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

Если малыш отвечал без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условийуспешной учёбы « Неуспешные школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способность к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: « Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их повторять за мной. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. А если услышишь название цветка, то хлопни в ладоши один раз». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга…Варианты: нельзя повторятьназвания животных, имена девочек…

Когда ребёнок хорошо и постоянно станет удерживать правило,можнопереходить к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, а нужно их отмечать одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму(или зелёный цвет), а нужно их отмечать двумя хлопками.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА (РАБОТА МЕЛКИХ МЫШЦ РУК)

Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и приклеить их на лист бумаги.

На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур и попросите малыша повторить его.

Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, солёного теста, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Пальчиковая гимнастика

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три- четыре -пять!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.


Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!


Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,

Разминка для пальчиков (учимся правильно делать замок - "скрепляем" пальчики между собой):
На двери висит замок (кроха делает замочек)
Кто его открыть бы мог?
Повертели, повертели(кроха крутит замочек сначала в одну сторону - развиваем кисти)
Покрутили, покрутили (кроха крутит замочек в другую сторону)
Постучали, постучали (кроха стучит замочком по коленочке)
Потянули, потянули(кроха тянет ручки в разные стороны)
И открыли замок!!!(разнимает ручки, будто наконец-то открыт замочек!!!)

Массаж пальчиков

Во время массажа руки ребенка должны удобно лежать на подлокотнике кресла или на столе. Одной рукой возьмите руку ребенка в области запястья, пальцами другой руки начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальчика по очереди. Повторите прием 3-5 раз. Затем перейдите к легкому растиранию каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию пальчиков ребенка. Повторите прием 3-5 раз. После растирания следует слегка сдавить подушечку каждого пальчика ребенка по очереди своими большим и указательным пальцами. Повторите прием 2-3 раза. Затем перейдите к массажу большого пальца. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении. Перейдите к разминанию мышцы у основания большого пальца. Для этого обхватите его так, чтобы ваш большой палец находился на ладони, а указательный и средний с наружной стороны кисти ребенка. Разминание произведите поступательными движениями. Повторите прием 4-5 раз. Массаж пальчиков заканчиваем поглаживанием и легким потряхиванием кистей рук.

Данные тесты носят рекомендательный характер. В любом случае решение остаётся за Вами. Но если у Вашего ребёнка не развиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и Вам требовать от него хороших результатов – тоже. Кроме того, есть риск, что столкнувшись с трудностями, ребёнок может вообще утратить интерес к учёбе. Поэтому занимайтесь с ребёнком и запишите его в Школу будущего первоклассника, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.

V.1. Показатели готовности к школе в современных условиях

Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Что еще важнее – это различный возраст начала обучения (одни школы принимают детей с шестилетнего возраста, другие – с семилетнего, а некоторые даже с восьмилетнего). Понятно, что готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому. Поэтому в предлагаемых рекомендациях вы не найдете указаний на то, какой именно уровень психического развития должен служить показателем достаточной готовности ребенка к школе: это зависит от особенностей самой школы. Тем не менее проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:

1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

Для выявления уровня сформированности этих психологических особенностей может быть предложена система из трех простых в проведении методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант». Все они могут проводиться фронтально, с группой из 15-20 детей. Желательно, чтобы в их проведении участвовали два человека: психолог и ассистент, функции которого может выполнять учитель. Выполнение каждого из этих заданий оценивается количественно.

При оценке итогового результата (готовность-неготовность к школе) следует ориентироваться на соотношение результатов данного ребенка со средними данными по группе. В связи с отмеченным выше отсутствием единых норм для разных типов школы, этот способ оценки позволяет достаточно надежно выявить детей, которые могут испытывать трудности в школьном обучении. Дело в том, что любой квалифицированный учитель при построении обучения в той или иной мере ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не должно служить серьезным препятствием для обучения. Для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба почти наверняка окажется весьма трудной.

V.2. Методики выявления готовности к школе

А. Рисунок человека

Индивидуальный вариант проведения этой методики описан в подразделе II.2.А. Здесь мы опишем лишь те отличия, которые возникают при групповом проведении.

Инструкция. Перед началом выполнения задания каждому ребенку даются карандаш и лист нелинованной бумаги, на котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Инструкция звучит так же, как при индивидуальном проведении: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Реакция на вопросы детей – та же, что при индивидуальном проведении. Если кто-то из детей не начинает рисовать, то надо подойти к нему, подбодрить и побудить к рисованию. Приходится индивидуально подбадривать и тех детей, кто работает особо медленно, не успевает закончить рисунок к тому времени, когда большинство остальных уже закончили. Если кто-то из детей рисует «портрет» (то есть только лицо), то надо индивидуально повторить для него указание нарисовать человека целиком и проследить за выполнением этого указания. Не забудьте подготовить точилку, чтобы точить карандаши, сломавшиеся во время работы.

Оценка результатов. Для определения степени готовности к школе полезна количественная оценка выполнения задания, которая выводится следующим образом.

Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка – 0 баллов.

Если имеются голова и туловище, то за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, руки (2 руки – одна деталь), ноги (две ноги – одна деталь), – ставится по 2 балла; за каждую из деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь), – ставится по 1 баллу; за правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.

Если способ изображения – пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим – 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание – 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) – 26 баллов (см. приложение IV).

Б. Образец и правило

Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Материалом служат задания, представленные в приложении IV (рис. 1). Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от нее «точки» разной формы (мелкие кружочки, треугольники и крестики).

Инструкция. Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан (так же, как листы для рисунка человека). Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. Проверяющий, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит: «У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются «точки» справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите: точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки – как маленькие крестики, другие – как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя треугольниками, или между двумя крестиками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющий и ассистент по просьбе детей стирают указанные ими линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверного решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».

Оценка результатов

За каждую из 6 задач ставится оценка, которая может колебаться от 0 до 2 баллов.

В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, то ставится 0 баллов. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутствующей в задаче – например, поставленной ребенком самостоятельно (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, если в какой-либо задаче проведено меньше трех линий, за нее также ставится 0 баллов.

В случае, если нарушено правило, но правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл. Все варианты, оценивающиеся как правильно воспроизводящие образец, представлены в приложении V (рис. 2, 3). Любые другие варианты оцениваются как неправильно воспроизводящие образец.

В случае, если соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. Правило считается соблюденным, если имеется не менее трех линий, все линии проведены между «точками», имеющимися в задаче (то есть не используются точки, отсутствующие в задаче), и ни одна линия не проведена между одинаковыми точками.

В случае, если соблюдено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Все фигуры, оцениваемые 2 баллами, приведены в приложении IV (см. рис. 2). Если фигура не завершена (отсутствует хотя бы одна из линий), то ставится 1 балл (за соблюдение правила).

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

Общий балл за выполнение задания выводится путем суммирования баллов, полученных за каждую задачу. Он может колебаться в пределах от 0 (если во всех задачах нарушено правило и неправильно воспроизведен образец) до 12 баллов (если во всех задачах соблюдено правило и правильно воспроизведен образец).

В. Графический диктант

Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками (см. приложение V, рис. 1). Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Инструкция. Как и в предыдущем задании, нужно иметь перед собой текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как в предыдущих заданиях), проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Образцы тренировочного и проверочных узоров приведены в приложении V (см. рис. 2). При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.

По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале.

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

Общая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится общая. Затем обе эти общие оценки суммируются, давая общую оценку выполнения всего задания в целом, которая может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по 4 балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продолжение).

Г. Выведение итоговой оценки по трем тестам

Итоговая оценка выводится в два этапа. На первом этапе по количественной оценке, полученной ребенком, определяется уровень выполнения им каждого из заданий. Каждому из пяти выделенных уровней соответствует свой условный балл. Уровни и соответствующие им условные баллы определяются по таблице 3.

Таблица 3

На втором этапе условные баллы, полученные за каждую из трех методик, суммируются и выводится итоговый балл, который может колебаться от 0 до 36. На его основе устанавливается окончательный уровень выполнения комплекса методик по таблице 4:

Мы не приводим статистических обоснований предлагаемой процедуры (для практического работника они несущественны). Отметим лишь, что она обеспечивает сбалансированную оценку, в которой высокие баллы по одной методике могут частично (но не полностью) компенсировать снижение баллов по другой. Проиллюстрируем работу с таблицами на одном примере. Предположим, ребенок получил 16 баллов за рисунок человека, 3 балла – за выполнение методики «Образец и правило» и 7 баллов – за графический диктант. По таблице 3 находим, что эти баллам соответствуют следующие уровни и условные баллы: «Рисунок человека» – IV уровень, 11 баллов; «Образец и правило» – II уровень, 6 баллов; «Графический диктант» – III уровень, 9 баллов. Сумма условных баллов составляет 11 + 6 + 9 = 26 баллов. Ей соответствует IV итоговый уровень (см. табл. 4).

Чтобы определить уровень, средний для данной группы, удобно воспользоваться показателем, который в статистике называется медианой (а не средним арифметическим). Для его определения надо составить пронумерованный список всех детей, входящих в обследованную группу, расположив их в соответствии с итоговым уровнем: начиная с того, чей уровень ниже всего, и кончая тем, чей уровень выше всего (в каком порядке располагать детей с одинаковым уровнем, безразлично). Уровень ребенка, занимающего среднее положение в этом списке, – это и есть медиана, то есть средний уровень группы.

Рассмотрим пример. Пусть наша группа состоит из 5 детей: А, Б, В, Г и Д со следующими уровнями: А – III, Б – III, В – VII, Г – II, Д – V. Расположив их по порядку, получаем список: 1. Г – II; 2. А – III; 3. Б – III; 4. Д – V; 5. В – VII. Среднее положение в этом списке (3-й номер) занимает ребенок Б; у него III уровень – это и есть средний уровень группы.

Рассмотрим пример с четным количеством детей: А, Б, В, Г, Д и Е со следующими уровнями: А – III, Б – III, В – VII, Г – II, Д – V, Е – IV. Расположив их по порядку, получаем список: 1. Г – II; 2. А – III; 3. Б – III; 4. Е – IV; 5. Д – V; 6. В – VII. Среднее положение делят 3-й номер (III уровень) и 4-й номер (IV уровень). Таким образом, средний уровень группы – III-IV (удобнее обозначать уровень как промежуточный, не пользуясь дробями).

Окончательные выводы не рекомендуется делать на основе группового обследования, так как его результаты менее надежны, чем при индивидуальном обследовании. Поэтому детей с особо низким (по сравнению с группой в целом) уровнем рекомендуется обследовать индивидуально с использованием тех или иных методик, описанных в главе II. Только после такого обследования можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, можно ли принять ребенка в школу или следует на год отложить его прием (а возможно, рекомендовать дополнительное обследование у невропатолога или дефектолога).

Недостаточная надежность групповых методов не отменяет их полезности. Они существенно сокращают работу при проверке готовности к школе, так как большинство детей (все, кто успешно прошел групповое обследование) могут быть приняты без дополнительного индивидуального обследования, занимающего очень много времени.