Когнитивизм — это современное направление в психологии. Список когнитивных искажений Когнитивных искажения в восприятии человека

Наш разум устанавливает много разных ловушек. Если мы не осведомлены о них, это влияет на нашу способность мыслить критически и рационально, что ведет к принятию плохих и даже катастрофических решений.

В некоторых случаях борьба с подобными играми разума заключается просто в их выявлении. Однако бывают случаи когда человек осознает ловушку, но продолжает совершать иррациональный поступок. Такие ловушки представляют очень большой интерес, они слишком сложны, однако даже с ними можно эффективно бороться.

Рассмотрим самые замысловатые ловушки и искажения нашего разума.

Ловушка якорения

«Если население Турции больше 35 миллионов, то каково ваше предположение об их количестве?». Исследователи задавали этот вопрос людям и редко получали ответ намного больше 35 миллионов. В среднем назывались цифры от 40 до 50 миллионов. Когда же исследователи задавали вопрос другой группе людей «Если население Турции больше 100 миллионов, то каково ваше предположение об их количестве», люди называли в среднем число от 140 до 150 миллионов. Если кому интересно, правильный ответ 70 миллионов, однако реальное число и не было ключевым в этом исследовании.

Урок: Стартовая точка может существенно смещать ваше мышление - первое впечатление, идеи, оценки или мысли, на которые влияет предыдущая информация.

Эта ловушка крайне опасна, потому что используется как для манипуляции общественным сознанием, так и для влияния на другого человека. Например, когда продавец сначала показывает дорогой товар, а затем более дешевый.

Что вы можете сделать?
- Всегда рассматривайте проблему со всех точек зрения. Избегайте оценки чего-либо с одной точки зрения. Для начала сформулируйте проблему, а уже затем ищите решение. Так вам будет сложно запудрить голову.
- Сначала думайте сами, затем слушайте других. Соберите как можно больше информации о вашей проблеме, обдумайте ее, обдумайте решение. И только затем выслушивайте чужое мнение.
- Ищите информацию из разных источников. Рассмотрите все точки зрения с холодной головой.

Ловушка статуса кво
В еще одном эксперименте две группы людей получили по одному подарку: первая группа получила разукрашенную кружку, вторая - швейцарский шоколад. Им сказали, что они могут поменять друг у друга эти подарки, если большинство в обоих группах будет за. Логика подсказывает, что ровно половина людей согласилась бы на обмен, однако на практике таких было только 10%.

Урок: Мы склонны повторять установленное поведение, даже если нам его навязали извне. Более того, изменить наше поведение может лишь очень большой стимул. Так что человек согласен оставаться в проигрышном положении и не соглашаться менять свое поведение. Небольшой стимул не заставит его отказаться от своего поведения. Статус кво говорит о том, что человек считает свое нынешнее положение более выигрышным, чем возможную альтернативу.

Что вы можете сделать?
- Рассматривайте статус кво как еще одну альтернативу. Спросите себя, остались бы вы в текущей ситуации, если бы не было статуса кво.
- Знайте свои цели. Если ваше нынешнее положение не позволяет достичь ваших целей максимально эффективно, думайте над изменением своего поведения.
- Избегайте преувеличения недостатков смены положения. Обычно недостатки не такие большие, как вы думаете.

Ловушка невозвратных затрат
Государство или компания придерживается линии поведения в ситуации, когда она не работает, лишь потому что уже вложило много денег в этот проект. Например, компания вкладывает деньги в разработку пейджеров, когда уже созданы более совершеные устройства. Но так как деньги были вложены и потеряны, принимается решение продолжать бессмысленную разработку.

Урок: Вам нужно понять, что эти деньги безвозвратно ушли и это не должно влиять на ваше решение, иначе будет только хуже.

Что вы можете сделать?
- Смотрите на свои ошибки позитивно. Выясните, почему признание прошлых ошибок так расстраивает вас. Причин может быть много, а ошибка ошибке рознь. Осознайте, что ошибка - это хорошо, это значит, что вы делаете что-то новое. Признайте ее наличие и исправьте.
- Найдите незаангажированных людей. Они эмоционально не были вовлечены в принятия ваших решений, поэтому могут достаточно объективно оценивать ситуацию.
- Фокусируйтесь на своих целях. Мы принимаем решения, исходя из своих целей. Если вы видите, что ваше принятое решение не работает, не жмите на эту кнопку до посинения.

Ловушка подтверждения
Вы видите то, что хотите видеть. Если вы игрок на бирже, то не продаете свои акции просто потому что уверены в том, что их стоимость будет расти. Вы выискиваете подтверждения своей правоты: например, читаете книгу, в которой описана ситуация, схожая с вашей. Уверенность в своем решении может подпитываться успехами в другой сфере вашей жизни.

Поздравляем, вы только что попали в ловушку подтверждения. Ею часто страдают плохие писатели: они сначала понимают, что глава написана плохо, а затем начинают себя убеждать, что она прекрасна. Вот только реальности все равно.

Урок: Воспринимать информацию, которая подтверждает вашу правоту, нужно с осторожностью. Другая точка зрения тоже должна быть рассмотрена.

Что вы можете сделать?
- Откройте свое сознание для информации, которая противоречит вашим желаниям. Конечно своей мечте нужно следовать, даже когда никто в вас не верит, но и реальность отрицать тоже не стоит. Не убеждайте себя, что посредственная работа может восприниматься хорошей только потому что вы так решили.
- Наймите адвоката дьявола. Найдите того, кто любит спорить. Пускай он досконально изучит ситуацию и примет противоположную вашей точку зрения.
- Не задавайте наводящих вопросов. Когда просите совета, задавайте нейтральные вопросы и не влияйте на ответ человека.

Ловушка неполной информации
Данная ловушка сознания может привести к катастрофическим последствиям. Вы можете принимать финансовые решения, основываясь на одном-двух финансовых фактах, в то время как их сотни и даже тысячи. Вы можете отказаться от работы с человеком, который не знает столицу Австрии, однако порой это ничего не значит. Хотя и неприятно.

Урок: Вы принимаете решения, исходя из небольшой доли информации, хотя в большинстве случаев вам ничего не стоит узнать побольше.

Что вы можете сделать?
- Сделайте ваши предположения точными. Помните, что каждая проблема состоит из одного важного элемента - ваших предположений. Выявите различие между фактом и предположением.
- Всегда поддерживайте тяжелое знание в обмен на ментальное упрощение.
- Стереотипы, упрощения и предубеждения редко кого приводят к успеху. Всегда задавайте вопросы.

Ловушка конформности
Если человек решает пойти в ресторан, будучи уже на улице, скорее всего он пойдет в тот, где больше всего народу. Стадный инстинкт существует в разной мере во всех нас. Некоторые изобретают радикальные способы борьбы и выбирают другую крайность. Они становятся нонконформистами и для них популярность является признаком плохого тона.

Урок: Мы боимся выглядеть глупо. Ведь если столько людей выбрали именно этот ресторан, значит они знают, что делают. Если популярно, значит как минимум есть смысл проверить почему.

Что вы можете сделать?
- Преуменьшайте влияние другого мнения. При анализе информации, защищайте себя от мнения других людей. Как минимум поначалу. Узнать чужое мнение можно всегда: люди охотно им делятся.
- Остерегайтесь социального доказательства. Когда человек пытается доказать ценность чего-либо, только исходя из популярности, сразу укажите на этот момент и потребуйте реальных доказательств его правоты.
- Будьте смелым. Всегда будьте готовы отстоять свою точку зрения. Но только не впадайте в другую крайность: доказывать, что что-то плохо лишь потому что популярно - тоже правило плохого тона.

Ловушка иллюзии контроля
Наблюдение за людьми, бросающих кости, помогает воочию убедиться в существовании этой ловушки. Люди, стреляющие в темноте, просто верят что выстрел попадет в цель, потому что они так хотят. Оптимизм - прекрасная вещь, когда она оправдана.

Урок: Мы склонны верить в то, что как-то способны повлиять на то, на что объективно повлиять не способны. Мы просто любим контроль.

Что вы можете сделать?
- Осознайте, что случайность это просто часть жизни. Всегда трудно признавать, что многие моменты нашей жизни просто случайны и хаотичны. Ведь так хочется познать все законы Вселенной и предсказывать разные события. Примите ответственность за то, что вы способны контролировать и перестаньте думать о вещах, которые контролировать не можете.
- Сторонитесь суеверий. Посмотрите, сколько вы принимаете решений в жизни, которые даже объяснить не в состоянии. Тщательно их исследуйте вместо того, чтобы притворяться, будто контролируете их.

Ловушка совпадения

Многие совпадения можно объяснить статистикой. Если вы участвуете в 1000 лотерей и при этом покупаете по 1000 билетов каждый раз, вероятность вашего выигрыша может составить, например, 10% (смотря сколько людей участвует и билетов покупает). И если вы выиграете, об этом узнают все; а вот о чем они не узнают, так это о количестве ваших попыток и купленных билетов.

Урок: Чудо возможно. Однако чтобы повысить вероятность его наступления, сделайте хоть что-то.

Что вы можете сделать?
- Не полагайтесь чрезмерно на интуицию. Это прекрасная вещь, но во всем нужно знать меру. А также научитесь отличать ваше желание от интуиции.
- Сторонитесь вероятности «послеэффекта». Одно дело, когда человек выигрывает лотерею дважды подряд, мы просто смотрим в прошлое. И совершенно другое дело, если человек выиграл в лотерею один раз и мы ждем, чтобы именно этот человек выиграл ее второй раз - вот в этом случае вероятность достигает условно одной миллиардной.

Ловушка воспоминания

Вероятность попасть в авиакатастрофу 1 к 10-ти миллионам. Однако после авиакатастрофы люди склонны преувеличивать вероятность ее повторения.

Мы преувеличиваем значения событий, которые выделяются. Никого по сути не волнует, что за день без проблем приземлилось сто тысяч самолетов, это воспринимается как данность и не берется в расчет.

Урок: Мы анализируем информацию, базируясь на опыте или на то, что мы вынесли из этого опыта. А люди склонны делать негативные выводы и много драматизировать.

Что вы можете сделать?
- Получите точные данные. Не полагайтесь на свою память, она имеет свойство менять реальность.
- Осознавайте свои эмоции. Эмоции часто мешают анализировать информацию. В случае с путешествием на самолете попытайтесь изолировать свои эмоции и подумать рационально. К тому же можете спросить мнение другого человека, не связанного с вашей проблемой.
- Остерегайтесь СМИ. Медиа-пространство может помешать рациональному мышлению даже если оно не имеет четкого намерения напугать вас, а в случае, когда это намеренное желание, все становится еще хуже. Узнавайте, что происходит в мире, но не переусердствуйте.

Ловушка собственного превосходства
Было проведено исследование, в котором таксистов просили оценить свои водительские навыки. Выяснилось, что 93% из всех опрошенных оценили свои навыки выше, чем среднее число, получившееся из тестовых проверок их способностей. Разница между верой в свои силы и переоценке способностей - это разница между уверенностью и самоуверенностью.

Урок: Люди имеют чересчур раздутое мнение о себе. Они переоценивают свои способности и навыки, что приводит к очень большим ошибкам (и не только в их жизни, но и жизни компаний).

Что вы можете сделать?
- Будьте скромны. Каждый имеет слепые зоны.
- Окружите себя скромными, но талантливыми людьми. Если же вы окружили себя людьми с раздутым эго и при этом эти люди ничего из себя не представляют, вы можете впитать их манеру поведения.
- Не переходите грани. Если вы замечаете, что другие люди часто попадаются в ловушки сознания, не поддавайте их критике, просто спокойно объясните им, в чем состоит их ошибка.

Как и было сказано, многие искажения и ловушки сознания исчезают, когда вы просто выявляете их. Однако другие настолько сильно въедаются, что приходится долго распутывать этот клубок. Изучайте манеру своего мышления и выявляйте все ловушки.

Изучайте когнитивные искажения и ловушки сознания. Это вооружит вас знаниями о подводных камнях вашего разума.

Комментарии

    Когнитивные искажения в образовании

    Гало-эффект или «эффект ореола»

    В этом случае одна яркая черта человека затмевает остальные. В итоге суждения, связанные с этой главной особенностью, распространяются и на другие сферы. Из-за «ореола» ученики, которые зарекомендовали себя хорошо в выполнении определённых заданий, часто получают отличные оценки и за упражнения, в которых совсем не блещут, в том числе и по другим предметам. Так получаются «отличники по инерции», которым потом трудно приходится на независимых экзаменах.

    Ещё более обидный гало-эффект касается внешней привлекательности. В ходе эксперимента, который проводили с американскими учителями исследователи Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфильд выяснилось, что дети, наружность которых традиционно считают симпатичной и милой, казались более успевающими. То же касается и обратного варианта - «слишком симпатичные» молодые люди и девушки могут казаться менее умными. При этом соотвествие бытующим стандартам красоты никак не влияет на способность быть дельным человеком.

    Как бороться. Если вы преподаватель, попробуйте отделить конкретные результаты от предыдущих заслуг, достижений в не связанных областях и личных качеств. Оценивайте не людей, а их успехи. Не нужно закрывать глаза на то, что вчерашний отличник не справляется с каким-то видом заданий - попробуйте выяснить, в чём проблема.

    Несправедливо завышенные оценки приносят столько же вреда, что и заниженные.

    Случается и так, что успехи ученика, от которого вы по каким-то причинам уже ничего хорошего не ждёте, остаются незамеченными. Нужно понять, а почему, собственно, вы ничего не ждёте? Может быть, именно это убивает его инициативу?

    Если же вы стали жертвой предубеждения, помните, что это никак не должно влиять на вашу самооценку: учителя тоже ошибаются. В то же время, не стоит путать дискриминацию с собственной ленью. Само собой, каждые родители считают, что их ребёнок «не такой», что его не оценивают по достоинству. Чтобы разобраться, действительно ли к вам несправедливы, или вы увлеклись перекладыванием ответственности, достаточно задать себе вопрос: «Готов ли я обратиться к объективному эксперту, чтобы отстоять свои знания?».

    «Проклятие знания»

    Этот вид искажения очень мешает преподавателям, школьным учителям и тренерам - вернее, их ученикам. Часто нам кажется, будто задание лёгкое, а решение - очевидное. При этом ученик, которому всё далеко не так ясно, кажется учителю отстающим, а то и вызывает раздражение: «Ну как этого можно не понимать?».

    Наш разум устроен таким образом, что, поняв и усвоив что-то, нам трудно вернуться назад, к своему прежнему незнанию.

    Проблема понимания вообще является животрепещущей темой когнитивистики и гносеологии. При освоении какого-то навыка мы сперва не понимаем, как это вообще кому-то под силу, потом пытаемся повторить, неоднократно ошибаемся и долго исследуем методологию, делая неожиданные открытия. Потом появляются автоматизм и свободное владение инструментарием, зарождается желание импровизировать. Тут-то люди обычно и начинают учить других. Но ведь эти другие вовсе не обладают такой свободой!

    Как бороться. Когда «обременённость знанием» мешает, попробуйте мысленный эксперимент, возвращающий к тем временам, когда вы сами только учились. Немного отстранитесь от своей теперешней личности, знаний и умений. Представьте себя «чистой доской», словно вы в первый раз видите эти цифры, книгу или спортивный снаряд.
    Если воображение упрямо уверяет, что вы всегда легко справлялись с этим, попробуйте представить что-то до сих пор не освоенное. Например, вы не умеете ездить на велосипеде. Наверное, вам должно казаться, что сохранять равновесие просто невозможно. Вот так видит незнакомый материал ваш ученик. Ему пригодится помощь - только не с Олимпа недостижимого опыта, а от того, кто готов исследовать и удивляться вместе с ним.

    «Ложная телепатия»

    «Чтение мыслей» - частный случай проективного искажения, при котором мы бессознательно ожидаем, что у других на уме то же самое, что и у нас. Такому заблуждению подвержены неуверенные в себе подростки, которым кажется, что одноклассники только и делают, что их обсуждают (выбирая именно то, что хотелось бы сохранить в тайне), а учителя считают их глупыми. Уверенность, будто «родители думают, что я не справлюсь» способна действительно повлиять на успехи. Учителям и родителям свойственна мысль «он делает это мне назло!», хотя ребёнок понятия не имеет о такой своей мотивации.

    Не придумывать чужие мысли - важный для адекватного восприятия навык.

    Как бороться . Убеждения, которые субъект приписывает другим, часто принадлежат ему самому. Поэтому, если ребёнок уверен, что учителя считают его глупым, имеет смысл разобраться, почему он вообще применяет к себе такое слово. Что именно у него не получается? Как это исправить? Неясные опасения сразу перейдут в конструктивное русло.

    Чтобы не попадаться в ловушку проекций относительно детей, не стесняйтесь искренне общаться.

    Никогда не слушайте советов довериться «преподавательской интуиции», «родительскому чутью» или ещё какой-нибудь тайной силе. Обращение к иррациональному призвано оградить человека от реального пересмотра установок, хотя никакая интуиция не заменит честного разговора напрямую. Этот подход приводит тому, что картина мира становится мифологизированной и стереотипной. В результате спустя годы ребёнок скажет вам такое, что волосы встанут дыбом: оказывается, вы совсем не знали его подлинных интересов и жизненных ценностей.

    Катастрофизация

    Это уверенность, что неудачи, с которыми мы столкнулись или можем столкнуться, так велики, что их нельзя выдержать. При этом мы обычно не уточняем сами для себя, что это такое - «нельзя выдержать». Яркий пример - страх перед экзаменами. Если ЕГЭ будет сдан на меньший балл, чем нужно, то... Дальше обычно делают страшные глаза и многозначительно молчат, давая возможность представить самое худшее стечение обстоятельств. Сама возможность не поступить в желаемый вуз рассматривается как катастрофа. Хотя на деле это стало бы всего лишь изменением планов.

    Психолог Ричард Лазарус, называя катастрофизицию в числе других видов искажений мышления, определяет её как ситуацию, при которой значение негативного события завышено или усиливается. Согласно эксперименту Лазаруса, в случаях, когда стресс зависит от оценки угрозы, а её вред переоценён, стрессовые реакции можно свести на нет, отвлекая человека от ситуации.

    Как бороться . Если посмотреть объективно, ужас оказывается преодолимым. Не поступишь в этот вуз - поступишь в другой. В некоторых странах вообще есть практика отложенного поступления, чтобы молодой человек мог год позаниматься самообразованием, волонтерской работой, освоить рабочую профессию прежде, чем заниматься науками. Значит, есть разные способы относиться к образовательной гонке. Источником огорочений является не ситуация как таковая, а массовая истерия.

    Также важно не впасть в обратную крайность, обесценивание переживаний. Само собой, для абитуриента его экзамены и поступление сейчас - главная проблема, а его чувства - настоящие и глубокие. Катастрофизация и не предполагает выдумывания проблем на пустом месте, это раздувание значимости объективно существующих проблем. Но по сравнению с бедами детей, вообще не имеющих доступа к образованию, эти печали не так уж велики. Объясните ребенку, что его личностная ценность не зависит от результатов экзаменов, а проблемы решаемы. Или примените классическое «Будет ли тебе это важно через десять лет?».

    «Раньше было лучше»

    Это высказывание связано с целым ворохом искажений мышления. Согласно экспериментам, люди больше склонны верить информации, которую получают первой - даже если потом получили опровержение. Такой вид ошибки характеризуют как «устойчивость дискредитированных убеждений». Убеждения, один раз отпечатавшиеся в нашем сознании, всё равно продолжают оказывать влияние, и отказаться от них довольно трудно.

    Согласно другим экспериментам, впечатление оказывается более положительным, когда кого-то характеризуют как «умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого, завистливого», чем когда эти же слова даются в обратном порядке. Мы склонны расстраиваться из-за потери чего-либо больше, чем радовались бы от обретения того же самого. Словом, к новому мы относимся настороженно, это часть механизмов инстинктивной защиты, которые достались нам от предков. Даже обновление ПО становится для многих стрессом.

    Этолог Конрад Лоренц, исследуя импринтинг животных, выяснил, что утёнок, родившийся на свет, принимает первый же объект за маму-утку. Так проявляется адаптивное поведение, которое позволяет животным перенимать повадки. В ходе испытаний утята следовали за животными других видов, заводными игрушками и самим Лоренцом. В отличие от предыдущих ссылок на исследования, это, конечно, метафора, а не релевантный эксперимент. Тем не менее, справиться с преклонением в отношении первого и прежнего людям тоже удаётся не всегда. Еще древние вавилоняне жаловались глиняным горшкам, что молодые люди «злокозненны, нерадивы и не похожи на молодёжь былых времен».

    Само собой, ваши сверстники были лучше нынешних детей, прежние ученики - умнее, старая форма экзамена - удобнее... А мороженое когда-то стоило 48 копеек и было по-настоящему вкусным!

    Как бороться . Как и остальные виды необъективности, это искажение преодолевается рационализацией. Составьте список плюсов и минусов новой и старой методики, программы, события. Чтобы не дать себе погрузить новое в пучину минусов, введите чёткие параметры для оценки: практичность, удобство, экономия времени - всё, что посчитаете важным. Смиритесь с тем, что в жизни всё может измениться. Главное - понимать, что из новшеств способно принести реальный вред, а что просто невротизирует, поскольку вы на какое-то время теряете знание и контроль.

    Рефлексировать о собственном мышлении трудно, потому что предмет и объект в данном случае совпадают. Застать механизмы собственного сознания за работой - это словно увидеть код вместо интерфейса или обнаружить сложную механическую систему за театральными декорациями.

    Однако, в отличие от машин, мы способны изменять программу действий, предприняв сознательное волевое усилие. Это означает, что искажения в мышлении поддаются коррекции. Чуть-чуть поразмыслив и задав себе вопрос «а почему, собственно, я так себя веду?» можно перестать беспокоиться и сделать границы своего мира немного шире.

    Задумался о психических защитах. Первая - репрессия, проекция так и названа, а вот к чему отнести проклятие знанием и раньше было лучше?


    Ментальные ловушки, в которые мы попадаем
    Помните выражение «Язык мой - враг мой»? То же можно сказать об уме: мы часто мыслим себе во вред.

    В книге американского психолога и философа, профессора Андре Кукла «Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» автор весело и непринужденно учит обнаруживать ментальные ловушки и избегать их.

    Таких ловушек Андре Кукла насчитал одиннадцать. Все они мешают нам жить, заставляя впустую тратить силы и время, лишая естественной способности радоваться жизни. Хроническое неумение делать нужное дело в нужное время - причина большинства наших несчастий.

    Андре Кукла: «Всему свое время. Эту библейскую заповедь мы нарушаем на каждом шагу и попадаем в ловушки: преждевременно тревожимся или медлим в нерешительности, строим планы, которые вскоре опрокинет жизнь, или оттягиваем дело, которое давно пора начать.

    Правила безошибочного мышления
    Основных причин, по которым мы из раза в раз попадаем в одни и те же ментальные ловушки, три:

    Мы не осознаем то, о чем думаем. Если вы полагаете, что мышление и осознание - одно и то же, вы ошибаетесь. Одно вполне возможно без другого. Например, испытывая восторг или, скажем, оргазм, мы прекрасно осознаем, что именно с нами происходит, но мы не размышляем над этим. И наоборот, зачастую люди погружаются в лаву мыслей, совершенно не осознавая их природу. И если первое не приносит вреда, то второе может оказаться крайне разрушительно.
    Мы не понимаем, насколько опасны и непродуктивны наши мысли. Зачем распознавать ядовитую поганку, если мы не уверены, что она ядовита? Также и с ментальными ловушками: необходимо четко понимать, как именно они способны осложнить нашу жизнь.

    Мы рабы своих привычек, в первую очередь ментальных. Заведомо ошибочный образ мысли представляет собой накатанную схему, стереотип, от которого придется избавляться так же, как курильщики избавляются от своего пагубного пристрастия: пробуя, срываясь, упрямо начиная сначала и в конце концов побеждая».
    Итак, о ментальных ловушках из теории Андре Кукла:

    1. Упорство
    Это обдумывание события, которое давно утратило ценность и смысл. Мы часто досматриваем до конца фильм, который не нравится, доедаем еду, уже насытившись (чтобы не выкидывать), продолжаем что-то доказывать, хотя оппонент уже согласился с нами. Большинство культур рассматривают упорство как добродетель. Начиная что-то, мы заранее настраиваем себя довести дело до конца, хотя часто это уже не имеет никакого смысла. Мы годами растрачиваем себя на несчастливые отношения или нелюбимую работу, упорно пытаясь поддерживать огонь там, где все давно стало пеплом.

    Как этого избежать?

    Время от времени пересматривайте свои цели и соотносите их со своими действиями. Приносит ли мне это ощутимую радость и реальные результаты? Соотносятся ли мои нынешние достижения с той целью, которую я ставил в начале? Зачем я продолжаю начатое несмотря на явный дискомфорт и неудачи?

    2. Амплификация
    Это привычка тратить на дело значительно больше сил и времени, чем оно требует. Увидев человека, который пытается убить муху кувалдой, вы посмеетесь или пожалеете его. Однако большинство людей именно так решают свои проблемы. И вы в том числе. Излишняя активность и бесконечная погоня за совершенством могут быть причинами провала. Попытки сэкономить, покупая больше на распродажах, поиск все новых и новых вариантов вместе с невозможностью принять решение - все это формы амплификации.

    Как этого избежать?

    Снова пляшите от цели. Цель может оправдывать средства, но не наоборот. Утроив старания, вы рискуете получить не лучший результат, а лишь усталость и головную боль. И будьте осторожны: излишняя скрупулезность в сопоставлении целей и затрат может превратиться в очередную амплификацию.

    3. Фиксация
    Подстерегает нас тогда, когда обстоятельства выше нас. Яркий пример - автомобилист, застрявший в пробке. Он раздражается и безуспешно пытается взять себя в руки, не сознавая, что бессилен. В итоге растрачивает уйму сил и выезжает из пробки измотанным. Хотя результат от этого не меняется - он был бы точно таким же, если бы человек вел себя спокойно.

    Как этого избежать?

    Радуйтесь! Неожиданно вам досталась самая ценная вещь на свете - время. Если вы не можете распорядиться им ради одной цели, это не значит, что его нельзя потратить с пользой для другого дела. Переключайтесь! Самое лучшее - использовать периоды вынужденного ожидания для удовольствий, на которые в обычной жизни не хватает времени: лишний раз поиграть с ребенком или собакой, позвонить близкому человеку, послушать любимую музыку. Все это наполнит вас энергией.

    4. Реверсия
    Это переживания по поводу тех дел, стремлений и ожиданий, которые закончились неудачей не по нашей вине. Например, мы собрались на вечеринку, настроились, но в последний момент узнали, что праздник не состоится. Изменить эту ситуацию мы не можем, но часто и принять ее отказываемся: в итоге расстраиваемся по поводу испорченного вечера вместо того, чтобы найти другое развлечение. Эта ловушка противоположна фиксации. При фиксации мы яростно трудимся над тем, чтобы ускорить наступление застывшего будущего. При реверсии мы тщимся изменить необратимое прошлое. И то и другое отнимает у нас силы, энергию и потенциальную возможность провести время с пользой и удовольствием. Ситуация цепляет и опустошает нас.

    Как этого избежать?

    Единственный способ - это считать неслучившиеся события несуществующими вовсе. Сравните две ситуации: вы рассчитывали получить наследство, но оно досталось другому родственнику. И вторая - на вашем пути не повстречалась фея, не взмахнула палочкой и не сделала вас в мгновение ока богачом. В каком случае вы будете чувствовать горечь и разочарование? Правильно - только в первом. Тому способствует привычка мыслить в сослагательном наклонении, «если бы да кабы», - она лишает нас ресурсов. Хотя по факту та и другая ситуации абсолютно равнозначны - они не существуют в реальности. Именно так к ним и стоит относиться.

    5. Опережение
    В эту ловушку мы попадаем, когда начинаем дело раньше, чем нужно. В итоге тратим вдвое больше энергии вхолостую. Глупо специально тащиться на почту в воскресенье, чтобы отправить письмо, когда это можно сделать в понедельник по дороге на работу - результат будет тот же.

    Как этого избежать?

    Трезво оценивайте цель, затраты и желания. Нести письмо в воскресенье имеет смысл, например, если выдался солнечный день и хочется прогуляться. Губительны не только преждевременные действия, но и мысли. Думать заранее - популярная ошибка. По дороге с работы мы строим планы на ужин. За ужином обдумываем, что посмотреть по телевизору. И так без конца. Останавливайте этот процесс, иначе вы будете малоэффективны и в текущих делах, и в будущих. Другими словами, давайте решать проблемы по мере их поступления.

Как правило, наш ум использует когнитивные искажения, чтобы усилить какую-то негативную эмоцию или негативную цепочку рассуждений. Голос в нашей голове звучит рационально и достоверно, но на самом деле лишь подкрепляет наше плохое мнение о нас самих.

Например, мы говорим себе: «Я всегда проигрываю, когда пытаюсь сделать что-то новое». Это пример «черно-белого» мышления - при этом когнитивном искажении мы воспринимаем ситуацию только в абсолютных категориях: если потерпели неудачу в чем-то одном, то обречены терпеть ее и впредь, во всем и всегда. Если мы добавим к этим мыслям еще и «я, должно быть, полный лузер», это будет примером чрезмерного обобщения - такое когнитивное искажение обобщает рядовую неудачу до масштабов всей нашей личности, мы делаем ее своей сутью.

Вот основные примеры когнитивных искажений, о которых стоит помнить и практиковаться, отслеживая их и отвечая на каждое более спокойно и взвешенно.

1. Фильтрация

Мы концентрируемся на негативе, одновременно отфильтровывая все позитивные аспекты ситуации. Зациклившись на неприятной детали, мы теряем объективность, и реальность расплывается, искажается.

2. Черно-белое мышление

При черно-белом мышлении мы видим все либо в черном, либо в белом цвете, других оттенков быть не может. Мы должны делать все идеально или окажемся неудачниками - золотой середины нет. Мы бросаемся из крайности в крайность, не допуская мысли о том, что большинство ситуаций и характеров - сложные, составные, с множеством оттенков.

3. Чрезмерное обобщение

При этом когнитивном искажении мы приходим к выводу, основываясь на единственном аспекте, «кусочке» произошедшего. Если что-то плохое случается однажды, мы убеждаем себя, что так будет повторяться снова и снова. Мы начинаем видеть единственное неприятное событие как часть нескончаемой цепочки поражений.

4. Поспешные выводы

Другой человек еще слова не сказал, а мы уже точно знаем, что он чувствует и почему ведет себя именно так. В особенности мы уверены, что можем определить, какие чувства люди испытывают к нам.

Например, мы можем сделать вывод, что кто-то не любит нас, но и пальцем не пошевелим, чтобы выяснить, правда ли это. Другой пример: мы убеждаем себя, что дела примут плохой оборот, как будто это уже свершившийся факт.

5. Нагнетание

Мы живем в ожидании катастрофы, которая вот-вот разразится, не обращая внимания на объективную реальность. То же самое можно сказать о привычке преуменьшать и преувеличивать. Услышав о проблеме, мы тут же включаем «а что, если?..»: «Если это случится со мной? Если произойдет трагедия?» Мы преувеличиваем важность незначительных событий (скажем, свою ошибку или чужое достижение) или, наоборот, мысленно уменьшаем важное событие, пока оно не покажется крошечным (например, собственные желаемые качества или недостатки других).

6. Олицетворение

При этом когнитивном искажении мы верим, что действия и слова окружающих - личная реакция на нас, наши слова и поступки. Мы также постоянно сравниваем себя с другими, пытаясь выяснить, кто умнее, лучше выглядит и так далее. Кроме того, мы можем считать себя причиной какого-то неприятного события, за которое объективно не несем никакой ответственности. Например, цепочка искаженных рассуждений может быть такой: «Мы опоздали на ужин, поэтому хозяйка пересушила мясо. Если бы только я поторопила мужа, этого бы не случилось».

7. Ложный вывод о контроле

Если мы чувствуем, что нас контролируют извне, то ощущаем себя беспомощной жертвой судьбы. Ложный вывод о контроле заставляет нас нести ответственность за боль и счастье каждого вокруг нас. «Почему ты несчастлив? Это потому что я сделал(а) что-то не так?»

8. Ложный вывод о справедливости

Мы обижаемся, считая, что с нами поступили несправедливо, но у окружающих может быть другая точка зрения на этот счет. Помните, в детстве, когда что-то шло не так, как нам хотелось, взрослые говорили: «Жизнь не всегда справедлива». Те из нас, кто оценивает каждую ситуацию «по справедливости», в итоге часто чувствуют себя плохо. Потому что жизнь бывает «несправедлива» - не все и не всегда складывается в нашу пользу, как бы нам того ни хотелось.

9. Обвинение

Мы считаем, что другие люди ответственны за нашу боль, или, наоборот, виним себя в каждой проблеме. Пример такого когнитивного искажения выражен во фразе: «Ты все время заставляешь меня плохо думать о себе, перестань!» Никто не может «заставить думать» или заставить испытывать чувство - мы сами контролируем наши эмоции и эмоциональные реакции.

10. «Я (не) должен»

У нас есть список железных правил - как мы и люди вокруг нас должны себя вести. Тот, кто нарушает одно из правил, вызывает наш гнев, и мы злимся на себя, когда нарушаем их сами. Мы часто пытаемся мотивировать себя тем, что должны или не должны, как будто обречены получить наказание еще до того, как сделаем что-то.

Например: «Мне надо заниматься спортом. Я не должен быть таким ленивым». «Надо», «обязан», «следует» - из той же серии. Эмоциональное последствие этого когнитивного искажения - чувство вины. А когда мы используем «должен»-подход в отношении других людей, то часто чувствуем гнев, бессильную ярость, разочарование и обиду.

11. Эмоциональные аргументы

Мы верим: то, что мы чувствуем, автоматически должно быть правдой. Если мы чувствуем себя глупыми или скучными, значит, мы и правда такие. Мы принимаем на веру то, как отражают реальность наши нездоровые эмоции. «Я так чувствую, значит, это должно быть правдой».

12. Ложный вывод о перемене

Мы склонны ожидать, что окружающие изменятся, чтобы подстроиться под наши желания и требования. Надо только как следует надавить или умаслить. Стремление изменить других так настойчиво дает о себе знать, потому что нам кажется, что наши надежды и счастье полностью зависят от окружающих.

13. Навешивание ярлыков

Мы обобщаем одно или два качества до глобального суждения, доводим обобщение до крайности. Это когнитивное искажение также называют навешиванием ярлыков. Вместо того чтобы проанализировать ошибку в контексте конкретной ситуации, мы приклеиваем нездоровый ярлык к самому себе. Например, говорим «я лузер», потерпев неудачу в каком-то деле.

Столкнувшись с неприятными последствиями чьего-либо поведения, мы можем приклеить ярлык к человеку, который так себя повел. «Он(а) постоянно бросает своих детей на чужих людей» - о родителе, чьи дети каждый день проводят в детском саду. Такой ярлык, как правило, заряжен негативными эмоциями.

14. Желание всегда быть правым

Мы всю жизнь пытаемся доказать, что наши мнения и действия - самые правильные. Оказаться неправым - немыслимо, поэтому мы идем на все, чтобы продемонстрировать нашу правоту. «Мне плевать, что тебя ранят мои слова, я все равно докажу тебе, что я прав, и выиграю этот спор». Сознание своей правоты для многих оказывается важнее, чем чувства людей вокруг, включая даже самых близких.

16. Ложный вывод о награде на небесах

Мы уверены, что наши жертвы и забота о других в ущерб собственным интересам обязательно окупятся - как будто кто-то невидимый ведет счет. И мы чувствуем горькое разочарование, когда так и не получаем долгожданную награду.

Когнитивные искажения - это ошибки мышления или шаблонные искажения в суждениях, которые систематически происходят в определённых ситуациях. Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения.
Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших полезными ранее.

Нет конца ошибкам, которые мы делаем, обрабатывая информацию, вот 10 наиболее распространенных из них.

10. Эффект подтверждения

Эффект подтверждения проявляется в склонности искать или толковать информацию так, чтобы подтвердить то, во что человек верит. Люди укрепляют свои идеи и мнения, выборочно собирая свидетельства или искажая воспоминания. Например, мне кажется, что в день полнолуния случается больше обращений за экстренной медицинской помощью. Я узнаю, что в день следующего полнолуние было 78 обращений, это подтверждает мою веру, и я не смотрю на число обращений в остальные дни месяца. Очевидная проблема тут в том, что эта ошибка позволяет выдать неточную информацию за истину.
Возвращаясь к вышеупомянутому примеру, предположим, что в среднем, ежедневно наблюдается 90 обращений в скорую помощь. Мой вывод о том, что 78 выше нормы, неправилен, и все же я не в состоянии заметить это, и даже не обдумываю такую возможность. Эта ошибка очень распространена, и может иметь опасные последствия, если на основе ложной информации принимаются какие-либо решения.

9 Эвристика доступности

Эвристика доступности основана на ярких воспоминаниях. Проблема в том, что люди имеют тенденцию запоминать яркие или необычные события легче, чем каждодневные, обыденные. Например, авиакатастрофам уделяют много внимания в СМИ. Автокатастрофам нет. Однако, люди боятся летать на самолетах больше, чем ездить на машине, даже при том, что статистически самолет - более безопасный транспорт. Здесь играют свою роль СМИ, редкие или необычные события, типа медицинских ошибок, нападений животных и стихийных бедствий всегда вызывают много шума, в результате людям кажется, что эти события имеют более высокую вероятность произойти.

8 Иллюзия контроля

Иллюзия контроля - это тенденция людей полагать, что они могут управлять или по крайней мере оказывать влияние на события, которые они ни в коей мере не контролируют. Эта ошибка может выражаться в склонности к азартным играм и вере в паранормальные явления. В исследованиях, проводимых на психокинезе, участников просят предсказать результаты подбрасывания монеты.
С обычной монетой, участники будут угадывать правильно в 50% случаях. Однако, они не понимают, что это результат вероятности или чистая удача и вместо этого воспринимают свои правильные ответы как подтверждение их контроля над внешними событиями.

Интересный факт: играя в кости в казино, люди бросают кости сильнее, когда нужно высокое число и более мягко, когда низкое. В действительности, сила броска не определяет результат, но игрок верит, что он может управлять числом, которое выпадет.

7 Ошибка планирования

Ошибка планирования - это тенденция недооценивать время, нужное для завершения задачи. Ошибка планирования фактически происходит от другой ошибки, ошибки оптимизма , которая возникает, если человек чрезмерно уверен в результате запланированных действий. Люди более подвержены ошибке планирования, если ранее не решали подобных задач, потому что мы оцениваем, основываясь на прошлых событиях. Например, если спросить человека, сколько минут займет дорога пешком до магазин, он вспомнит и даст близкий к правде ответ. Если я спрошу, как долго займет что-то, чего вы никогда не делали прежде, например, написать диссертацию или взойти на гору Эверест, и вы не имеете такого опыта, из-за врожденного оптимизма, вам покажется, что нужно меньше времени, чем в действительности. Чтобы избежать этой ошибки, помните Закон Хофстадтера: всегда требуется больше времени, чем вы ожидаете, даже если вы принимаете во внимание Закон Хофстадтера.

Интересный факт: «реалистический пессимизм» - это такое явление, когда люди, находящиеся в депрессии или чрезмерно пессимистические люди делают более точные прогнозы о результате завершения задачи.

6 Ошибка сдержанности

Ошибка сдержанности - тенденция к преувеличению способности устоять перед каким-либо искушением или “способности управлять импульсом”, обычно относится к голоду, наркотикам и сексу. Правда в том, что люди, не управляют интуитивными импульсами. Вы можете игнорировать голод, но вы не можете перестать ощущать его. Возможно, вам встречалось высказывание: «единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему» звучит забавно, но это верно. Если вы хотите избавиться от голода, вы должны поесть. Сдерживать импульсы бывает невероятно трудно, требуется большое самообладание. Однако, большинство людей склонны преувеличивать свою способность контролировать себя. А большинство наркоманов говорят, что они могут «завязать в любое время, если захотят», но в действительности это не так.

Интересный факт: к сожалению, это заблуждение часто имеет серьезные последствия. Когда человек слишком высоко оценивает способность контролировать свои импульсы, он часто стремится подвергнуть себя искушению в большей мере, чем это необходимо, что в свою очередь способствует импульсивному поведению.

5. Феномен справедливого мира

Феномен справедливого мира - это явление, когда свидетели несправедливости, чтобы рационализировать свое переживание, пытаются найти в поступках жертвы что-то, что могло спровоцировать эту несправедливость. Это ослабляет их беспокойство и позволяет им чувствовать себя в безопасности; если они избегают совершать подобные поступки, такого не случится с ними. Фактически это обретение душевного спокойствия за счет обвинения невинной жертвы. В качестве примера можно привести исследование, проведенное L. Carli из колледжа Wellesley. Участникам рассказывали две версии истории о мужчине и женщине. Обе версии были одинаковыми, но в самом конце, истории отличались: в одном окончании, человек изнасиловал женщину и в другом, он предложил выйти за него замуж. В обеих группах, участники охарактеризовали действия женщины как неизбежно предопределившие результат.

Интересный факт: существует противоположное явление: Теория жестокого мира - при обилии насилия и агрессии в телевидении и СМИ, зрители склонны считать мир более опасным, чем в действительности, выказывая чрезмерное опасение и принимая различные защитные меры.

4. Эффект вклада

Эффект вклада предполагает, что люди будут требовать больше за какую-либо вещь, чем они заплатили бы, чтобы приобрести ее. Эта идея основана на гипотезе, что люди высоко оценивают свою собственность. Конечно, эта оценка не всегда ошибка; например, многие вещи имеют сентиментальную ценность или могут быть «бесценны» для человека, однако, если я покупаю кофейную чашку сегодня за один доллар, и завтра требую два, у меня нет на это никакой обоснованной причины. Часто так случается, когда люди продают автомобиль и хотят получить больше, чем он на самом деле стоит.

Интересный факт: это заблуждение связано с двумя теориями: «отвращение потери» согласно которой люди предпочитают избегать потерь, а не получать прибыль, и идея «статус-кво» согласно которой люди не любят перемены и по возможности избегают их.

3. Ошибка самооценки

Ошибка самооценки происходит, когда человек приписывает положительные результаты внутренним факторам, а отрицательные - внешним. Хороший пример этому - школьные оценки, когда школьник получает хорошую оценку по контрольной, он считает это заслугой своего ума или своей прилежной учебы. Когда он получает плохую оценку, он приписывает ее плохому учителю или плохо составленным заданиям. Это очень распространено, люди регулярно приписывают себе успехи, отказываясь принять ответственность за неудачи.

Интересный факт: если мы оцениваем достижения других людей, ситуация кардинально меняется. Когда мы узнаем, что человек, который сидит рядом с нами, провалил экзамен, мы ищем внутреннюю причину: он глуп или ленив. Аналогично, если они получили высшую оценку, им просто повезло, или учитель любит их больше. Это известно как фундаментальная ошибка атрибуций.

2. Криптомнезия

Криптомнезия - искажение, при котором человек ошибочно «вспоминает», что он придумал что-то - мысль, идею, шутку, стихотворение, песню. Воображаемое событие принимается за воспоминание. Есть много предполагаемых причин криптомнезии, включая расстройство когнитивной функции и слабую память. Однако, нужно отметить, что нет никакого научных подтверждений существования криптомнезии.
Проблема в том, что сведения полученные от людей подверженных этому искажению с научной точки зрения ненадежны: возможно, это был осознанный плагиат, и жертва просто оправдывает себя.

Интересный факт: синдром ложной памяти - противоречивое явление, при котором человек и его отношения с окружающим миром находятся под воздействием ложных воспоминаний, которые самим объектом воспринимаются как реально произошедшие события. Часто вину за возникновение таких ложных воспоминаний возлагают на различные терапии восстановления памяти, включая гипноз, и успокоительные средства.

1. Заблуждение «слепое пятно»

Заблуждение «слепое пятно» - тенденция не признавать собственные заблуждения. В исследовании, проводимом Эмилией Пронин Университета Принстона, участникам рассказывали о различных когнитивных искажениях. Когда их спросили, насколько они сами подвержены им, все они ответили, что меньше, чем люди в среднем.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

В лабораторных наблюдениях за птицами исследователи один раз заметили, как некоторые подопытные совершают непонятные действия, например, настойчиво стучат клювом по стенкам клетки или по полу, топчут ногой и т. д. И каждый раз оказывается, что это, так сказать, неправильно понятый условный рефлекс. То есть однажды птица случайно ударила клювом в пол, и в этот момент в клетку подали корм; животное расценило эти два события как связанные и принялось стучать клювом в пол каждый раз, когда хотело есть. В действительности два этих действия – появление корма и постукивание клювом – никак не были связаны.

Это пример когнитивных искажений, имеющих место в животном мире. Видимо, в дикой природе животные постоянно впадают в такие заблуждения, которые иногда могут стоить им жизни. У человека, стало быть, когнитивные искажения не являются чем-то уникальным (и уж тем более не следствием его «испорченной природы»), а представляют собой обыкновенный и даже неизбежный результат мыслительной деятельности.

Иллюзия корреляции

Когнитивных искажений насчитывается великое множество (у нас даже уже была ), и описанный выше пример – одно из самых распространённых (ведь ему подвержены даже «братья наши меньшие»!). Это иллюзия корреляции – то есть привычка видеть взаимосвязь в следующих друг за другом событиях, хотя в реальности этой связи нет. Можно сказать, что мозг автоматически фиксирует череду событий и присваивает им статус взаимосвязанных, и чисто автоматически человек в дальнейшем воспроизводит эти действия, надеясь получить тот же результат. Таким образом сформировались приметы, ритуалы, верования и в конечном итоге – все «мировые религии». Избавиться от этой иллюзии можно лишь с помощью умения анализировать происходящее. Теоретически это свойство мышления в полной мере доступно только человеку, однако в действительности пользуются им далеко не все.

Но следствием этого искажения являются не только религии и суеверия в привычном смысле слова. В повседневной жизни, выборе профессии, учёбе и работе многие действуют именно по этому принципу. Например, кто-то заметил, как его сосед устроился работать рекламным агентом и через несколько месяцев стал миллионером (ну или просто очень обеспеченным). Он «на автомате» связал эти два события и также устроился в рекламное агентство, но «обещанных» миллионов не заработал. В своё время в нашем обществе сложился список «хлебных» и «денежных» профессий: в начале 90-х это были бухгалтер, «бизнесмен» (весьма расплывчатое понятие), позже – менеджер (всё равно какой – по торговле, рекламе, производству…), агент по недвижимости, чиновник, поп-звезда, даже программист. Тысячам людей кажется, что принадлежность к этим профессиям сама по себе принесёт благосостояние и положение в обществе, но на самом деле работа рекламным агентом и получение большого дохода – события, не связанные между собой напрямую. Однако многие тихие-скромные бухгалтеры и торгующие китайской одеждой на рынке программисты по-прежнему уверены, что их образование «хлебное», а свои неудачи объясняют сторонними причинами.

Иллюзия контроля

Это ещё одно когнитивное искажение, выражающееся в том, что люди убеждены, что как-то влияют на некоторый процесс, хотя этого влияния на самом деле нет. Данное явление было исследовано в одном эксперименте. Двум группам людей предложили купить лотерейные билеты; при этом первой группе позволили самостоятельно выбрать билет, а вторым не позволили. Затем им предложили обменять купленные билеты на другие, из другой лотереи, в которой было больше шансов на выигрыш. И люди из первой группы отказывались менять, поскольку были уверены, что их билеты точно выиграют – ведь они сами выбирали!

Причин этого может быть несколько. Может быть, всё дело в эгоцентризме: мы, опять-таки автоматически, ставим себя в центр происходящих событий. А возможно, свою роль играет и иллюзия корреляции: когда-то выбранный нами билет выиграл, вследствие чего возникло представление о связи двух событий. Выяснилось, что вероятность появления иллюзии контроля выше в привычной обстановке, чем в новой. Известно также, что в подавленном настроении человек в меньшей степени подвержен этой иллюзии.

Очевидно, что иллюзии контроля подвержены многие учителя, выпускники которых добились положительных результатов в будущем. «Это мой бывший ученик!». В действительности вклад учителя в его образование может быть минимальным, тем более что хороших результатов добился один из десятков или сотен «бывших учеников» (и даже не всегда тот, которого учитель любил и выделял особо). Успешная карьера «бывшего ученика» на самом деле связана только с его личными способностями и талантом, а также с внешними обстоятельствами (востребованность на рынке труда, экономическая ситуация в стране, уровень коррупции в вузах и на предприятиях и др.). Если способностей нет, то учитель мало что может сделать; если способности есть, то и учитель не нужен или почти не нужен. Чаще всего успешно реализуют себя в будущем те ученики, которые занимаются самостоятельно, а школу посещают «для формальности».

«Каскад доступной информации»

Если повторять что-то долго и упорно, то в конечном итоге это станет правдой. Это утверждение стало уже избитым. Почему убеждённый атеист начинает вдруг верить в бога? Потому что многие окружающие верят в бога, религиозная информация потоком льётся с телеэкранов, вере и религии посвящены книги, песни, фильмы и даже мультфильмы. Таким способом можно убедить кого угодно в чём угодно, чем и пользуется пропаганда. Постоянное повторение какого-то утверждения из разных каналов создаёт впечатление того, что это утверждение доказано и подтверждено, стало общеизвестной истиной.

Данное когнитивное искажение – неизбежный атрибут нынешнего информационного общества. Сведений, утверждений, теорий, фактов стало так много, что мозг индивида не в состоянии отследить все эти элементы построения знания. Поэтому он упрощает себе задачу — моделирует процесс исследования и фиксирует «общепринятые истины» — конечную стадию. Но «исследование» нетрудно сымитировать, и тогда в статус общеизвестной истины попадёт любой «вброс».

Самоисполняющееся пророчество

Это когнитивное искажение более «историчное». Основано оно на вере в пророчества и предсказания, которые часто принимаются на свой счёт. Услышавший пророчество делает всё возможное, чтобы оно сбылось, и бывает, что оно действительно «сбывается».

Так, по легенде, было с Жанной д’Арк. Она будто бы услышала, что Францию погубит женщина, а спасёт девушка. Перед рождением Жанны королева Изабель объявила своего сына незаконнорождённым, чем повлекла потерю политической независимости страны. Узнав об этом, Жанна решила, что первая часть пророчества сбылась, и принялась «исполнять» вторую, так как была девственницей. В результате Франция была спасена.

«Самоисполняющимся пророчествам» посвящены многие мифологические сюжеты. Часто в них герои слышат предсказание и пытаются его предотвратить, однако в конечном итоге становятся виновниками его исполнения. Таков русский Вещий Олег, который услышал, «что примет он смерть от коня своего». Он приказал спрятать коня подальше, потом и вовсе узнал, что он умер, но из черепа животного выползла змея и ужалила его.

Более « » пример – сцена в «Матрице», где Нео приходит к пророчице Пифии. Когда он вошёл в ней на кухню, она попросила его не беспокоиться о вазе. Нео заметался, начал оглядываться и случайно задел вазу, которая от этого разбилась. И тогда Пифия загадочно спросила: «Интересно, разбилась бы ваза, если бы я не сказала про неё?».

Причина действия «самоисполняющегося пророчества» лежит в том, что убеждения влияют на поведение людей, особенно слабовольных и впечатлительных. Фанатичная вера в предсказания, собственную великую миссию и другие химеры толкает их на безумные поступки, масштаб которых может быть огромным.

Феномен Третьего Рейха – это тоже пример такой когнитивной иллюзии. Самые обычные люди, потрясённые поражением Германии в Первой мировой и последующим упадком страны, сошедшие с ума на этой почве, поверили в бредовые рассказы об «арийцах», сверхлюдях и тому подобных вещах; вера в сочинения любителей эзотерики придала им силы и уверенность, заставила их действовать, — и в результате действительно было построено нечто такое, что внешне напоминало великую империю. Сказочных арийцев никогда не существовало (были лишь арьи – древний народ индоарийской группы, не сильно развитый в материальном и духовном плане), но в ХХ веке они появились и едва не установили господство над планетой. Появились после многих лет «пророчеств» о них.

В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм» .

Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

Расшифровка термина

Когнитивизм - это направление в психологии , согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции .

Когнитивность — что это простыми словами? Когнитивность - термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Понятие когниции

Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.

То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.

Что значит когнитивный?

Когда характеризуют что-то как «когнитивный» — что имеют ввиду? Какой это?

Когнитивный - это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению , сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

Несколько определений для примера

Что означает слово «когнитивный»?

Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

В данном видео разбираются когнитивные стили:

Что представляет собой когнитивное поведение ?

Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

Когнитивный компонент - это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

  • представление о самом себе;
  • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас;
  • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

Когнитивное восприятие - это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией . К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

Эмпатия - это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

К самым сложным видам научения относят когнитивное.

Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «я»-концепцией.

Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Что такое «Я-Концепция»? Клинический психолог пояснит в этом видео:

Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.

В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.

Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.

Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.

Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.

Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.

С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.

К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.

Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.

Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека , исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.

О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео: