Гвардия императора. Гвардия Стального Императора

Глава 1
Орда

1.1. Кто такие монголы и татары?

Л. Гумилев пишет: «Согласно свидетельствам современников, монголы были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым» . Сам же Стальной Император («Чингисхан») «…отличался очень высоким ростом, большим лбом и длинной бородой» .

В «Церковно-историческом словаре», изданном в конце XIX века под редакцией протоиерея Л. Петрова , говорится: «Монголы – то же, что татары – угорское племя, жители Сибири, родоначальники Венгров, основатели Угорской или Венгерской Руси, населенной русинами». Долгое время историки просто игнорировали эту информацию, так как не могли ее понять. С точки зрения господствовавшей в прошлом доктрины европоцентризма эти сведения выглядят нелепо. Однако, если избавиться от ложных политических установок и принять, что имена «монголы», «татары», «угры» («гунны») принадлежат казакам (скифам) – предкам современного русского народа, – всё становится на свои места.



В указанном словаре, достоверность и авторитетность которого никем и никогда не оспаривалась, содержится и другая важнейшая для нас информация: «Россы, Варяжское племя, жили в южной России; с Византией то вели дела торговые, то воевали. От них, говорят, заимствовал буквы Св. Кирилл». Таким образом, обобщив все вышеприведенные данные в одно целое, мы приходим к выводу, что именно скифы-казаки – прямые предки современного русского народа, прозванные «варягами», населявшие с древнейших времен территорию современной России, в том числе южной, – являются первоисточником современного русского языка и алфавита!

История русского народа не прерывалась с доисторической эпохи и насчитывает многие тысячи лет. И все это время русский народ жил на своих родовых землях – на территории современной России, которая до XVII века называлась на западноевропейских картах и в научных энциклопедиях «Скифией» или «Великой Тартарией».

Как следует из «Британской энциклопедии» 1771 года, на месте нынешней России существовала громадная страна, провинции которой имели разные размеры. Самая большая область этой империи называлась «Великой Тартарией» и охватывала земли Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока. На юго-востоке к ней примыкала «Китайская Тартария» (Chinese Tartary). На юге от «Великой Тартарии» существовала так называемая «Независимая Тартария» (Independent Tartary) в Средней Азии. «Тибетская Тартария» (Tibet) располагалась к юго-западу от «Китайской Тартарии». На севере современной Индии находилась «Монгольская Тартария» (Mogul Empire). «Узбекская Тартария» (Bukaria) была зажата между «Независимой Тартарией» на севере, «Китайской Тартарией» на северо-востоке, «Тибетской Тартарией» на юго-востоке, «Монгольской Тартарией» на юге и Персией (Persia) на юго-западе. В Европе тоже было несколько Тартарий: «Московия», или «Московская Тартария» (Muscovite Tartary), «Кубанская Тартария» (Kuban Tartars) и «Маленькая Тартария» (Little Tartary) на месте будущей Малороссии. Как видим, все это были регионы единой страны, которая обладала тысячелетней традицией и в XX веке почти полностью восстановилась в своих исторических границах под новым именем – СССР.

1.2. Моноэтнический состав войска «Золотой орды»

Мы располагаем достаточным количеством данных об этническом составе золотоордынских вооруженных сил в период XIV–XVI веков.

Моноэтнический состав войска-орды при Великом князе Узе (от его имени произошли русские фамилии Узов, Узин, Узков и др.), который правил в 1313–1341 годах, можно охарактеризовать со слов эль-Омари: «У султана Золотой Орды Уз бека рати черкесов, русских и ясов. Это жители городов благоустроенных, людных да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, водится скот и добываются плоды» .

По сообщению Шереф-ад-Дина Иезиди, ордынское войско при Тохтамыше в 1388 году выглядело следующим образом: «Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов собралось войско изрядно большое» .

Приведем полный список этих якобы «племен и народов», от которых шла мобилизация в войско-орду:

1) русские,

2) аланы (асы, ясы),

3) восточные половцы (именуемые Рашид-ад-дином и Иезиди «кипчаками»),

4) венгры-мадьяры,

5) булгары (будущие казанские татары),

6) черкесы,

7) население Крыма,

8) башкирды,

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные авторы придерживались единой позиции, относя русских, ясов-аланов, половцев-кипчаков, венгров-гуннов, булгар, черкес к одному большому скифскому народу с общей культурной традицией. Выделение указанных группировок происходит только по территориальному или религиозному признаку. Таким образом, речь в сообщениях идет прежде всего о географии расселения этого единого народа и его вероисповедании, а не о разных этносах или племенах. Скифы-казаки в этих источниках перечислены по месту их происхождения, проживания и верований на тот момент времени, как они были призваны в ряды вооруженных сил войска-орды. М. Меховский пишет о черкесах: «Дальше к югу есть еще кое-какие остатки черкесов (Circassorum). Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку – русские» . Армянские источники также сообщают, что армию орды составляли русские, куманы (половцы) и Черкассы (казаки). И все они, по мнению авторов, были скифами.

Для западноевропейских авторов русский народ всегда оставался «тартарами» – скифами. Однако у восточных исследователей мы не встречаем термина «тартар», – вместо этого тот же народ часто называется «русы». Западноевропейцы в название tartar всегда вкладывали сугубо отрицательный смысл и сделали само это имя синонимом слову «ад»: «Дабы не была вечной радость смертных, дабы не пребывали долго в мирском веселии без стенаний, в тот год люд сатанинский проклятый, а именно бесчисленные полчища тартар, внезапно появился из местности своей, окруженной горами, пробившись сквозь монолитность недвижных камней, выйдя наподобие демонов, освобожденных из Тартара (почему и названы тартарами, будто «[выходцы] из Тартара»)» .

Неудивительно, что следом за европейскими авторами и собственно российская европоцентристская историческая традиция стала применять имя «тартар» в сугубо негативном контексте, оставив это нарицательное имя только за теми потомками казаков, которые не приняли христианской веры. С подачи европейских исследователей XVIII века первоначально установилось мнение, что на земле существует одна человеческая раса – белая («желтые» и «черные», по представлениям этих «великих ученых», не были полноценными расами), которая в свою очередь делится на «чистую – красивую – созидательную», зародившуюся в Западной Европе, и «нечистую – разрушительную», сформировавшуюся на территории современной России путем смешения с азиатами. Эта человеконенавистническая доктрина перешла и в ту «историю России», которую до сих пор, к несчастью, изучают в наших школах. По страницам учебников, в иллюстрированных сказках, художественных и мультипликационных фильмах, на картинах художников с тех самых пор скачут мифические орды азиатов-монголоидов, обязательно ужасающей внешности – безобразные, злые, непонятные и неразвитые, разрушающие все на своем пути. А им по этой традиции противостоят цивилизованные жители Западной Европы, в частности, и славянские племена, которые якобы были на триста лет порабощены этой «нечистой силой». В первой, еще миллеровской редакции «Истории России» главными положительными «героями» были немцы (так как историю государства писали именно они), которые пришли на земли славян, на территории современных Украины и Белоруссии (Киевская Русь), и, обучив местные якобы дикие племена цивилизации, дали им и свое собственное имя «русь». Сразу возникает вопрос: почему же язык у нас с тех пор не немецкий и не шведский? В XIX веке, когда стала очевидна несостоятельность этой теории, появились дополнительные исторические нагромождения: дескать, варяги-норманны, может быть, пришли из Скандинавии, – а это вроде как и не совсем немцы. Славянофилы пошли еще дальше и придумали, что «цивилизаторами» были собственные народности – некие «балтийские славяне». Но в общем и целом главная идея оставалась неизменной: русские – народ сугубо европейский, который произошел от славянских племен, зародившихся где-то в центральной Европе, и к ужасным скифам никакого отношения не имеет. Эта нелепая попытка любыми способами скрыть свою подлинную историю в самой Европе всегда вызывала усмешку, поскольку там никогда не сомневались, кто такие русские и откуда они произошли. И подобно тому как «наши» современные расисты от истории придумывают образы получертей-полудикарей, почему-то обязательно с азиатскими чертами лица, времен мифического «татаро-монгольского ига», именно так, искаженно, себе и представляют современных русских западноевропейцы.

1.3. Миф о «татаро-монгольском иге»

Возможно, авторы многотомных исторических трудов прошлого, посвященных переселению казаков Центральной орды (под условным именем «калмыки»), добросовестно заблуждались, описывая их как малый монголоидный этнос мирных пастухов-кочевников. Это могло быть вызвано недостатком накопленных к тому моменту исторических знаний, в связи с чем предлагаемые гипотезы не соотносились с реальным масштабом происходивших событий. Но не стоит забывать и о том, что эти авторы находились под влиянием представлений о таком фантастическом по своей природе «историческом монстре», как «татаро-монгольское иго». «Калмыки» и «монголы» – это разные исторические имена одного и того же этноса, причем сами себя они называли казаками или ариями (до наших дней дошли искаженные варианты «ойраты», «араты», «ариаты»). Казаки – единственное корректное наименование этого народа. Этот народ всегда был европеоидным и таковым остается до наших дней, называясь сейчас «русский народ». До второй половины XVIII века европеоидные казаки населяли огромные пространства евразийского континента от Черного моря до реки Хуанхэ. Население монголоидного расового типа массово появилось в современной Монголии, Казахстане и Киргизии только после оккупации этих родовых земель европеоидных казаков войсками цинского Китая и перемещения на данные территории многомиллионного населения из Китая. История казаков, заселивших Россию в XVII веке и основавших Волжское (Калмыцкое) войско на юге России, неразрывно связана с историей монголов XIII века и основанием мировой империи Стального Императора из рода «Синеоких» («Борджигидов»). Это обстоятельство – ключ к пониманию событий XVII века и истории России и русского народа в целом.

Миф о «татаро-монгольском иге» уходит корнями в теории таких европейских ученых, как С. Мортон, Дж. Нотт, Дж. Глиддон, которые, несмотря на свои неоспоримые научные достижения, к сожалению, были подвержены расизму в его самых крайних и отвратительных проявлениях. Под прессингом их сильнейшего научного авторитета находились и создатели «российской истории»: Г. Ф. Миллер, Г. 3. Байер, А. Л. Шлецер и другие «ученые немцы». Они были специально приглашены в императорскую Санкт-Петербургскую академию наук для написания новой истории при щедром финансировании и по политическому заказу правящей немецкой династии Гольштейн-Готторпских – Дома Романовых. Частная фантазия, получившая наименование «татаро-монгольское иго», в рамках более широкой доктрины европоцентризма исходит из наличия двух противостоящих друг другу начал: европейской (красивой, созидательной) силы мира и добра и враждебной ей азиатской (уродливой и разрушительной) силы смерти и тьмы. На роль последней была выбрана раса под названием «монголо-татары», которая якобы и захватила огромные пространства России, нахлынув из неведомых глубин Азии, установив иго и отбросив в развитии порабощенные народы на столетия назад. Этим мифическим «татаро-монголам» приписывались всевозможные пороки, кровожадность и патологическая тяга к уничтожению всего вокруг, в противовес благородной миссии европейцев – созидать блага и просвещать весь остальной мир.

Таким же образом описывался и «безобразный внешний вид» этих мифических «азиатов». Под их образ несколько позже подгонялся и реальный тип современной монголоидной расы, которая в то время называлась «желтой». Хорошо известна крылатая фраза «поскреби любого русского – найдешь татарина», сказанная кем-то из европейских ученых – исследователей России. Подразумевалось, что внутри любого русского, только с виду похожего на европейца, скрывается «тартарин из Тартара-Ада» – разрушительная безобразная сила хаоса, противостоящая европейскому созидательному началу. Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882 гг.) в своем труде «О неравенстве рас» (1853 г.) пытался объяснить превосходство белых европейцев над всеми остальными народами биологическим и генетическим «предопределением». Он также говорил о том, что лишь определенный круг людей высшей расы является ее истинным представителем. Эти идеи получили поддержку всемирно известных ученых Э. Геккеля и Ф. Гальтона, которые попытались подвести под них научное обоснование. Под диктатом все той же утопической идеологии европоцентризма был сформулирован и другой постулат: родина «белой» расы – Европа. А Азия и, в частности, Россия (Азия в представлениях европейских ученых начиналась от границ современной Украины) провозглашалась источником всего разрушительного и ужасного.

Хотя расовые теории в своих крайних формах ушли в прошлое, их основа, в том числе и отношение к России, осталась прежней. Возможно, в XXI веке наконец пришло время избавиться от теорий противостояния, которые буквально пронизывают научную европейскую мысль прошлого и настоящего. За всю историю человечества раса, называемая сейчас «монголоидной», никогда не противостояла в военном, политическом или ином отношении европеоидной расе, не захватывала насильственным путем никаких земель. За пределы своего первоначального ареала обитания, в частности за границы Китая, они были вынуждены переселяться исключительно как трудовые мигранты. Пожалуй, нет на земле более мирных, трудолюбивых и законопослушных людей, чем представители монголоидной расы.

Мировая держава Стального Императора была создана европеоидными казаками, которые зародились на территории современной России и до сегодняшнего дня так и живут на своей собственной земле. Вся история гражданских и религиозных конфликтов и саморазрушения этой великой империи – это результат внутренних противоречий среди самих казаков и военных столкновений между их армиями-ордами. Попытки найти виновников в мифических «азиатских ордах татаро-монголов» и переложить ответственность на неких «монголоидных» завоевателей аморальны, неисторичны и имеют изначально ложные расовые мотивы.

В то время как в среде казаков разгорался масштабный междоусобный конфликт, который в итоге привел к обособлению многих регионов и формированию новых малых народов России, жители Западной Европы оставались в стороне. В сравнительно спокойный регион (по отношению к остальному Евразийскому континенту) устремились все те, кто желал спокойствия и старался держаться подальше от разрушительного пожара гражданской войны. В первую очередь это были купцы и предприниматели, носители особого мировоззрения, которое сейчас мы знаем как либеральную идеологию капитализма. В условиях децентрализации и войны всех против всех эти европейские бизнесмены оказались предоставлены самим себе. Создав достаточно эффективные самоуправляемые города-государства, а позже и первую капиталистическую республику – Республику Соединенных провинций Нидерландов – они постепенно изменили политический ландшафт Европы.

Какое же отношение имеет куцая история «Московии», выдуманная романовским сочинителем Миллером, к подлинной хронике существования нашего государства?

История России – это история появления и развития русского народа, названного в античности скифами и разделившегося по религиозному принципу в XVI–XVII веках на мусульман, православных и буддистов. Затем от оставшейся части сохранившихся казаков – предков русского народа – отделились и постепенно оформились различные малые этносы.



Русская культура и традиция военной коммунистической демократии до начала XX века дошла в виде вольных казачьих войск, а затем оформилась в государство – СССР. Это была страна-казарма с народом-воином. Цари – военные вожди и атаманы – всегда были только выборными, хотя избирательная процедура порой соблюдалась лишь формально. Важнейшие вопросы решались коллегиальным органом управления – Казачьим Кругом. Поэтому лозунг начала XX века «Вся власть Советам!» вовсе не был пустым – это формула исторической культуры и традиции, которая существовала в России-Скифии на протяжении тысячелетий. Казачий Круг – это и есть совет, на котором собравшиеся казаки одобряли или не одобряли проводимую центральной властью или атаманом (руководством) политическую линию. Эта схема власти в корне отличается от западноевропейской модели. Это иная демократия – коммунистическая, военного типа. С точки зрения западноевропейца это и вовсе не демократия, а тоталитаризм с формальными признаками одобрения народом, но без реальной возможности выбирать. Однако и для нас политический режим в странах Западной Европы – это не более чем набор уловок и выборных трюков, пронизанных обманом и закулисными сделками. В этом взаимном неприятии проявляется разность наших менталитетов, уходящая корнями в глубины нашего генотипа. Идеальные модели общественного устройства в представлениях воина и торговца в принципе не могут совпадать, а попытки навязать друг другу свои модели народовластия и заставить жить по своим правилам ничем хорошим не закончатся. Именно по этой причине была обречена на провал международная политика СССР, и так же представляется бесперспективной современная внешняя политика США.

1.4. Тюрки

«Тюрки» – термин, синонимичный слову «казаки», который в переводе означает «воины». Скифы стали называться тюрками еще до принятия ислама. Сразу после скифо-гуннской империи Аттилы начинается время «Вечного Эля», то есть эпоха все той же скифской державы, но под властью другого знатного казачьего рода – Ясинов (в китайском прочтении «Яашина» или «Ашина»), которые и назвали себя и своих подданных «тюрками», то есть «воинами-победителями». В Тюркской империи все религии были равны, но к IX веку треть знатных казачьих родов уже стали мусульманами. В XIII–XIV веках, в эпоху империи Стального Императора, когда на смену династии Ясинов – «Ясных» («Сияющих») – пришла династия «Синеоких» («Борджи-гидов»), тюрки, называемые многими авторами «тартарами» или «половцами», еще сохраняли свой арийский генотип.



Современные же потомки казаков, называемые «тюркскими народами», характеризуются монголоидными и негроидными генетическими признаками. Эти расовые отличия объясняются тем, что после религиозного раскола XVI–XVII веков казаки, сохранившие свое раннесредневековое наименование «тюрки», остались в южной, более богатой части мировой державы Стального Императора и очень быстро ассимилировались с преобладающим местным, неказачьим населением. Этому способствовал ислам, который провозглашал всех равными и не допускал кастовых преград или сохранения «чистоты крови». Именно так объясняется «память» всех современных тюркских народов о том, что они некогда были белыми арийцами, хотя внешне и по генотипу это уже далеко не так. Никто не писал историю покоренных народов, – казаки-победители создавали лишь свою собственную. По иронии судьбы эта письменная история казаков досталась в наследство завоеванным народам, в которых гены казаков растворились практически без остатка.

1.5. Миссия и идеология Орды

Если верить сводам Ясы (в переводе – «закон» или «кодекс»), сохранившимся свидетельствам самих «Синеоких» («чингизидов») и данным исследований, цель Орды была в высшей степени благородной: наведение порядка, установление межрелигиозного мира и справедливости во всем мире.

Г. Вернадский в книге «Монголы и Русь» отмечал: «Монгольские Императоры вели свои войны с очевидной целью достижения всеобщего мира и международной стабильности. В случае достижения этой цели, ценой безопасности человечества становилось постоянное служение государству каждого и всех; это должно было установить порядок жизни и социального равенства. Богатые будут служить государству так же, как и бедные; и бедные должны быть защищены от несправедливости и эксплуатации со стороны богатых» .

Армянский историк Григорий Аканцу утверждает, что основой закона Ясы было «уважение старых и бедных». Ибн аль Атир говорит, что монголы были жестокими только по отношению к богатым. Основа понимания природы императорской власти была четко выражена в письмах первых великих правителей мирового государства Стального Императора к лидерам держав Запада.

В качестве примера можно привести письмо Гуюка к папе римскому (1246 г.), привезенное в Европу монахом Иоанном де Плано Карпини, и письмо Мункэ Людовику Святому (1254 г.), доставленное монахом Вильямсом из Рубрука, а также эдикт Мункэ, дополняющий его послание.

Письмо Мункэ королю Людовику IX известно только в латинском варианте. Сопровождавший его эдикт задавал общую правовую формулу, на которой должны были базироваться международные документы наследников Стального Императора. Как указывает Эрик Фогелин, эта формула исходит из Ясы.

Письмо: Per virtutem eterni Dei, per magnum mundum Moallorum, preceptum Mangu chan.

В английском переводе В. В. Рокхилла документы гласят следующее.

Эдикт: «[Это] повеление Вечного Бога. На Небе существует лишь один вечный Бог, и на Земле существует лишь один повелитель, Чингис-Хан, Сын Бога. Это вам сказанное».

Письмо: «Через добродетель вечного Бога, через великий мир монголов. Это – слово Мункэ хана».

На основании указанных документов и иных писем монгольских монархов этого периода возможно установить иерархию трех основных элементов концепции власти: Бог – Вечное Небо, дарованный людям Стальной Император (основатель мировой империи) и ныне правящий властитель – наследник Стального Императора.

Монгольская империя в понимании ее владык была инструментом Бога для установления порядка на земле. Как говорит Эрик Фогелин: «Хан обосновывает свои притязания на правление миром на Божественном Порядке, которому он сам подчинен. Он обладает лишь правом, производным от Божественного Порядка, но он действует сообразно с долгом».

Чувствуя себя орудием Бога, монгольский император в обращении к врагам не хвастается силой армии, но просто ссылается на волю Всевышнего. Великая Яса Стального Императора рекомендовала следующую формулу: «Если вы сопротивляетесь, – что с нашей стороны можем мы знать? Вечный Бог знает, что случится с вами». Именно такая форма была использована ханом Гуюком в его письме папе. Даже если фактически какие-то народы не признавали власть монголов, то юридически, с точки зрения наследников Стального Императора, все государства на планете Земля все равно являлись их подданными. В соответствии с этим принципом в своих письмах понтифику и королям верховные предводители казаков настаивали, чтобы западные правители признали себя вассалами Стального Императора и его потомков.

Совершенно очевидно, что империя Стального Императора располагала мощнейшей идеологической базой и объединялась вокруг центральной доктрины. Эта идеология разделялась как элитой, так и всем населением каждой автономной казачьей орды, входящей в состав империи. Основная идея не была придумана Стальным Императором, – она сформировалась до него и является частью русского менталитета до сих пор, ярко проявившись в мессианстве русско-советского народа XX века. Однако наиболее яркие исторические свидетельства остались именно со времен Стального Императора, который систематизировал и сформулировал идеологию научного порядка, описанную в книге – своде законов, и получившую название «Яса».

Фактически эта доктрина сводилась к следующему: за весь мир без исключения ответственность несет казачий народ, то есть Орда – армия мира, а любая несправедливость в какой-либо части света непосредственно и напрямую касается Стального Императора и казачьего народа в целом. В наше время похожая ситуация складывалась с коммунистической идеологией Советского Союза, имевшей тот же мессианский смысл высшей справедливости, которая должна была восторжествовать на всей планете. Таким образом, мы видим, что доминирующая и подлинно государственная идея была заложена в генах русских людей со времен их зарождения, когда наш народ еще называли скифами, а до того – ариями. В эпоху Стального Императора эта доктрина была научно описана и активно внедрялась в повседневную жизнь. Ею руководствовались все приближенные правителя, элита империи и все казаки вплоть до рядового состава. Русские казаки XVII и XVIII веков так же, как их далекие предки, уходили в военные походы с уверенностью, что они по праву берут себе то, что даровано им самим Богом, и таким образом устанавливают божественный порядок в мире.

Сохранились письма монгольских императоров, свидетельствующие об их вере. Вот, например, отрывок из письма, отправленного 11 ноября 1246 года великим императором Гуюком папе римскому Иннокентию IV:

«Слова правителя, ставшего волей Вечного неба ханом великого народа… Волей Бога, под нашей властью находятся все территории от Востока до Запада. Если бы на то не было воли Бога, как могло бы такое случиться? Теперь вы должны сказать от всего сердца: мы будем вашими подданными, мы вам дадим нашу силу. Ты, собственной персоной, во главе королей, все вместе и без исключения, должны прийти к нам, предложить свою службу и выразить почтение… А если вы не подчинитесь воле Бога, то станете нашими врагами».

Рубрук цитирует письмо Великого хана Мункэ Людовику Святому, написанное в 1254 году:

«Вот предписание вечного Бога. На небе есть только один Бог и на земле есть только один хозяин, Чингис Хан… Когда волей Вечного неба весь мир, от самого востока, где восходит солнце, до самого запада, где оно заходит, будет объединен в радости и мире, тогда будет ясно, что нам предстоит сделать».

Рубрук был свидетелем еще одного интересного заявления Мункэ: «Мы, монголы, верим, что существует только один Бог… Он дал человеку много пальцев, и точно так же он дал ему много путей». Здесь имеется в виду, что Бог дал человечеству множество религий для поиска пути к нему.

Ко всем без исключения подданным, начиная с высших чиновников и атаманов и заканчивая рядовым составом, Стальной Император и созданные им институты власти предъявляли очень строгие нравственные требования, сравнимые с «кодексом аристократа» или «кодексом коммуниста». Дело в том, что в казачьей империи элитой фактически являлись все, даже простые воины, и все были равны между собой. Существует устойчивое заблуждение, что аристократия – это господствующий класс в государствах прошлых эпох, который формировался непосредственно из населяющих их народов. На самом деле аристократия формировалась в масштабах всей планеты почти исключительно на территории исторической России и только в результате походов на сопредельные территории и построения государств в этих княжествах, царствах и империях казаки становились элитой. Таким образом, происходила сегрегация общества: население, проживающее на завоеванных землях, играло роль производительных сил, а казаки – строители нового государства – являлись аристократией и носителями особой созидательной идеологии государственного строительства. При этом их кодекс поведения, взгляды на жизнь, менталитет оставались прежними (коммунистическими) до тех пор, пока они не ассимилировались с местным населением настолько, что теряли заложенный в них нравственный кодекс. Вследствие естественной ассимиляции происходила утрата генетических основ, аристократия вырождалась и деградировала, затем приходила новая волна казаков, которая военной силой сметала старую элиту и полностью ее заменяла, возрождая тем самым Кодекс аристократа. Это было характерно для Османской и Цинской империй, империи Великих Моголов, а до этого – для всех без исключения стран мира. Разумеется, существовал центр такого социального явления, в котором отсутствовало разделение на классы, потому что в Орде все по праву рождения являлись аристократами и других классов там просто не было, за исключением крайне малочисленной группы приглашенных наемных работников – инородцев (не более 5 % от численности казаков). Можно сказать, что мировая элита структурировалась по географическому принципу. С точки зрения Стального Императора и его предшественников, мир не делился на независимые территории – государства. Такого понятия, как «суверенное государство» в современном смысле этого слова, не существовало вплоть до образования буржуазных держав. Стальным Императором и его предшественниками рассматривалась сегрегированная географическая модель. Существовал обжитой аристократией общемировой центр – Орда – и периферии, которые были более густо населены и состояли из производительных сил, то есть трудовых ресурсов – из простого населения, нуждающегося в покровительстве, охране и установлении справедливых порядков. Именно такую защиту обеспечивала Орда-армия, в которой все жили по коммунистическим правилам и были равны между собой. Авторитет в таком обществе основывался исключительно на воинских достижениях и доблести, которые гарантировали особое отношение к герою. Этот Кодекс аристократа и героя был неким уставом жизни и деятельности для всего казачьего социума в пределах любой из орд и для каждого казака в отдельности.

Князь Н. Трубецкой описывает Стального Императора и его соратников следующими словами:

«В сознании их всегда живет особый кодекс, устав допустимых и недопустимых для честного и уважающего себя человека поступков; этим уставом они и дорожат более всего, относясь к нему религиозно, как к божественно установленному, и нарушение его допустить не могут, ибо при нарушении его стали бы презирать себя, что для них страшнее смерти. Уважая самих себя, они уважают и других, хранящих тот же внутренний устав. <…> Человек рассматриваемого типа все время осознает себя как часть известной иерархической системы и подчинен в конечном счете не человеку, а Богу. <…> Чингис-Хан сам принадлежал именно к этому типу людей. Даже после того, как он победил всех и вся и сделался неограниченным властелином самого громадного из когда-нибудь существовавших на земле государств, он продолжал постоянно живо ощущать и сознавать свою полную подчиненность высшей воле и смотреть на себя как на орудие в руках Божьих».

Имперское подразделение элитных бойцов, чье точное количество и чьи возможности так и остались тайной для Галактики. Постоянно сопровождающие императора Палпатина воины в красных плащах заслуженно считались лучшими из лучших в имперских войсках. Никто никогда не знал сколько именно таких воинов может защищать правителя Империи – их могло быть от нескольких десятков до нескольких тысяч. Оставаясь всегда частью Вооруженных Сил Империи, Гвардия подчинялась только одному человеку – Императору Косу Палпатину.

Гвардия была создана еще во времена Старой Республики незадолго до Войны Клонов, как специальное подразделение Стражи Сената, и называлось Алая Стража. Новое соединение состояло из лучших солдат республиканской армии, но не из клонов. Учреждение отряда личных телохранителей было вызвано инцидентом с покушением на жизни Канцлера Палпатина и нескольких сенаторов. Лишь быстрые и эффективные действия джедая Ронхара Кима с Набу спасли Канцлера от гибели. Так как создание отряда гвардейцев не было узаконено, это стало поводом для оппозиции во главе с Бэйлом Органной, критиковать это решение и выступать за роспуск Стражи. В этом с сенаторами были согласны и джедаи, считавшие, что среди Алых гвардейцев может прятаться таинственный Лорд ситов.

Но вскоре Алая Стража показала себя во время Битвы за Корускант, когда только их отряды во главе с Магистром Винду защищали Здание Сената от атак сепаратистов. Находясь во время битвы рядом с Верховным Канцлером, гвардейцы долго, но безуспешно пытались уговорить его покинуть резиденцию и отправиться под защиту корускантских сил обороны или в Храм Джедаев. Во время похищения Палпатина погибло много гвардейцев, но перед смертью они унесли с собой великое множество солдат сепаратистов.


После исполнения приказа №66 и создания Галактической Империи Алая Стража превратилась в Императорскую Алую Гвардию. Сохранив ту же структуру, форму и вооружение, они заняли свое место в новом государстве.

Кадры для высшего воинского подразделения в Галактике подбирались крайне осторожно. В Гвардию брались только лучшие представители военных Академий после длительных проверок. Отбирались воины, подходящие под строгие критерии физической силы, умственных способностей, личной верности Косу Палпатину и Новому Порядку, иногда проверялась и требовалась чувствительность к Силе. При этом в самой Гвардии имелась своя иерархия, высшей ступенью которой являлся слой элиты элит – Императорские телохранители. Эти бойцы, проходящие через самые непроходимые испытания, обучались всем видам боевого искусства, рукопашному бою, использованию любой техники, а также чувствованию Силы и ее адептов и использованию азов Темной Стороны для борьбы с ними. Личные телохранители сопровождали Палпатина везде и всегда, а основные силы собраны на разрушителе «Затмение», в Академии на планете Йинчор и на тайной базе в системе Бисс. Для постоянного сопровождения Императора были созданы специальные Гвардейские СИД-перехватчики, окрашенные в красный цвет, оборудованные гипердвигателем и генератором защитного поля.

Остальные бойцы Гвардии также готовились по лучшим программам для подготовки воинов в Галактике. Специально для них был разработан специальный язык, которым владели только сами гвардейцы. Никто за пределами гвардии не знал имен входивших в нее воинов кроме Императора Палпатина.



Обучение Алой Гвардии происходило в императорской Академии на Йинчоре. Мертвая планета подходила лучше других для подготовки верных и непобедимых солдат Империи. Ученики делились на классы по 40 человек, в которых улучшали свои навыки и познавали новое в военной науке в течение года. Особенный упор делался на действия в одиночку и в команде. Основным боевым искусством, преподаваемым новичкам был бой ичани, предполагавший гибель противника в любом случае. Результатом обучения становилось выживание одного или двух учеников из класса. Финальным испытанием для них был бой друг с другом до смерти перед Императором, который решал, достоин ли победитель чести служить ему.

Несмотря на всестороннее образование и способность вести бой в любых обстоятельствах с использованием любых сил и средств, гвардейцы никогда не сражались в составе крупного соединения. Любые операции проводились либо мелкими группами, либо индивидуально. Для постоянного поддержания формы, солдаты гвардии тайно отправлялись в рядовые части и другие спец отряды, где сражались на ровне с обычными солдатами.

После гибели Палпатина при Эндоре, основная часть гвардейцев собралась на своих базах, расположенных на планетах Йинчор и Бисс. Многие имперские лидеры, такие как Сейт Пестаж или контр-адмирал Терадок, использовали людей в доспехах гвардии для своих эскортов, чтобы увеличить свой вес в политическом мире Империи, но настоящих гвардейцев там не было. Среди окружения Исане Исард были настоящие императорские гвардейцы, служившие под ее началом еще до Эндора по приказу Императора. Несколько гвардейцев были отданы ею в распоряжение Темной Леди Люмии и служили основным ударным кулаком ее сил. Среди этих них был и молодой, но уже достигший ранга личного телохранителя, Карнор Джакс. Люмия обнаружила у него предрасположенность к использованию Силы и обучила основам ситского мастерства.

Еще один гвардеец служил претенденту на трон мутанту Триокулусу, возглавлявшему совет Гранд-моффов и оппозицию Исане Исард.
Некоторые представители Императорской гвардии продемонстрировали, что не так уж они были и верны Косу Палпатину: гвардеец Вин Нортал перешел на сторону повстанцев, а майор Гродиен Тиерс с удовольствием служил Гранд-адмиралу Трауну.



Дождавшись возвращения своего повелителя, верные гвардейцы сражались за него еще целый год. После окончательной смерти Императора и провала клонической программы Алая гвардия собралась на Йинчоре, где узнала, что в гибели их хозяина повинен один из них – личный телохранитель Карнор Джакс. В тот день гвардейцы Империи дали клятву отомстить всем предателям Империи и лично Коса Палпатина. Первое место в списке жертв занимали Карнор Джакс и члены Верховного Имперского Совета, узурпировавшие власть после поражения в последней кампании. Но гвардейцы не смогли даже покинуть Йинчора. Карнор Джакс, осознавая, что его главный враг это его бывшие братья, отправил в Академию Гвардии на Йинчоре легион имперских штурмовиков. Таким образом, элита Империи оказалась истреблена точно так же, как и Орден Джедаев десятилетиями тремя ранее. Гвардия унесла с собой практически всех своих убийц, но победить не смогла. Единственным выжившим оказался гвардеец Кир Канос. Он исполнил клятву, убив в поединке предателя Джакса, а также устроив охоту за членами Верховного Совета и всеми, кто считал себя правителем Империи.

Попытка адмирала Даалы воссоздать Алую Гвардию из верных штурмовиков не увенчалась успехом. Послужив некоторое время ей в качестве символа перерождения и возрождения Империи, новая гвардия распалась. Четверо из этих гвардейцев через несколько лет после поражения Освободительного похода Даалы стали лидерами и вдохновителями Второй Империи, создав образ выжившего Императора. С помощью этой идеи они взяли под контроль Академию темных джедаев и ее мастера падшего джедая Бракисса. После того, как их заговор был раскрыт, лжегвардейцы пали от меча самого Бракисса.

Информации о дальнейшей судьбе выживших гвардейцев таких, как Кир Канос и подчиненные Темной Леди Лумии, остается неизвестной. Один факт бесспорен – Императорская Гвардия исчезла вместе со своим Императором.

Известные гвардейцы:

Императорские телохранители:

Карнор Джакс – ученик Темной Леди Лумии, командир ее гвардейцев, убийца клонов Палпатина, Верховный Правитель Империи.

Рядовые Гвардейцы:

Страж 22716
Кайл Ханнад – выживший на Биссе гвардеец, достигший Йинчора и сообщивший о предательстве Карнора Джакса остальным.
Кир Канос – имперский мститель.
Вед Кеннеде – гвардеец, мастер в Академии на Йинчоре.
Мин Кайнё – мастер в Академии на Йинчоре, сопровождал Императора на Звезде Смерти.
Вин Нортал – гвардеец, перешедший на сторону Новой Республики.
Гродиен Тиерс – гвардеец, служивший Гранд-адмиралу Трауну.

Ученики Академии на Йинчоре, не достигшие финального испытания:

Бур Даннид
Алум Фрост
Лемет Таук

Чик Апла – гвардеец, организовавший покушение на Люка Скайвокра и Мару Джейд во время их свадьбы.

Предшественниками Императорских гвардейцев были гвардейцы Сената Старой Республики . Когда Палпатин стал Верховным Канцлером , он создал целый орден телохранителей , который подчинялся только лично ему. В гвардию не брали всех желающих людей. Большинство будущих гвардейцев являлись закалёнными в боях бойцами элитных подразделений штурмовиков. Императорская Гвардия - вершина карьеры имперского штурмовика. За исключением самого императора и нескольких ближайших советников Палпатина , никто не знал точного числа гвардии.

Файл:ImperialGuard.JPG

Императорский гвардеец

Императорская гвардия - одно из самых грозных военных соединений. Она подчиняется только самому Императору и фанатически предана лично ему. Гвардия Императора не стремится к орденам и привилегиям. Цель их жизни и наиболее желаемая причина смерти - служба Императору Палпатину и его Империи.

Императорская гвардия никогда открыто не принимала участия в боевых действиях. Однако с целью поддержания боевой готовности некоторые гвардейцы служили в обычных отрядах под видом простых штурмовиков и носили ту же форму, что и обычные солдаты Империи. Обычно все гвардейцы служили в одном подразделении, а не разбрасывались по разным частям. Говорят, что ни один гвардеец не погиб в бою во время «тренировки».

В то время, как одни гвардейцы служили в штурмовых отрядах Империи, другие выполняли приказы Палпатина: организовывали тайные нападения, уничтожали наёмных убийц и устраняли врагов Императора. Они защищали дворцы и храмы императора и клонирующие цилиндры на Биссе. Об их заданиях знал только сам Император, который очень редко появлялся без сопровождения хотя бы двух гвардейцев. Изредка гвардейцы сопровождали важнейших лиц Империи, например, одного из двенадцати гранд-адмиралов или гранд-моффов. Но такое сопровождение было, только если имелся соответствующий приказ Императора Палпатина.

Центр подготовки

Центр подготовки и штаб гвардии находится на планете Йынхорр (англ . Yinchorr ). Будущие воины Гвардии должны были быть высокими, иметь отличную физическую подготовку, выдающийся интеллект. Кроме того, что самое главное, все гвардейцы должны быть преданы императору Палпатину . Будущие гвардейцы подвергались массе тестов на определение их выносливости и рефлексов в бою. Каждый новый гвардеец учился сражаться, применяя в бою два коротких ножа с остроконечными лезвиями. Обучение и подготовка гвардейца длились один стандартный год. Императорские гвардейцы сражались друг с другом в бесконечных поединках, оттачивая и совершенствуя таким образом свои навыки. Поражение для гвардейца, пусть даже в тренировках, чаще всего означало его смерть. Видя умение и силу своего напарника, императорский гвардеец должен был достигнуть его уровня, а видя его слабости, он должен был преодолеть собственные недостатки. Тренировки проходили на арене «Шквал». Из более чем 40 кандидатов до последнего теста перед лицом самого императора Палпатина доживала только небольшая их часть. В этом испытании кандидаты в гвардию должны были доказать свою верность Императору, сражаясь со своим напарником до смерти одного из них.

Тренировочный центр на Йынхорре возглавлял мастер Вед Кеннеде, который и сам в своё время служил в гвардии. Палпатин признал его одним из самых лучших воинов и удостоил чести стать старшим инструктором всей его гвардии. Личность гвардейца для обычных людей является тайной. Их лица и имена известны только императору Палпатину и другим гвардейцам. По традиции, друг друга гвардейцы называли братьями.

Оружие и организация

В Императорской гвардии есть свои ранги. Самые лучшие из гвардейцев называются Верховными Имперскими Протекторами (англ . Imperial Sovereign Protectors ). Их доспехи выглядят гораздо более церемониальными, чем доспехи обычных гвардейцев, кроме того они украшены орнаментом. Некоторые говорят, что способности Протекторов были улучшены с помощью Тёмной Стороны Силы .

Обычное оружие императорского гвардейца - двухметровая силовая пика , больше похожая на безобидное дополнение к церемониальным доспехам, но в умелых руках любого из гвардии Империи превращающаяся в смертельное оружие - такое же смертоносное, как и скрытые в складках красных плащей тяжелые пистолеты-бластеры .

После смерти императора Палпатина ряды гвардии быстро рассеялись. Повстанческий Альянс долго считал, что практически вся гвардия погибла вместе со своим повелителем на второй «Звезде Смерти» . Но Императорская гвардия выжила. Нектороые гвардейцы последовали за военачальниками, которые стали новыми предводителями Империи. Другие воины гвардии отступили в миры в центре Галактики, чтобы потом занять место рядом с возрождённым Императором. О дальнейшей судьбе гвардейцев мало что известно. Говорят, что они попытались захватить власть в некоторых мирах Ядра, совершили массовое самоубийство и т. д. Не исключено, что некоторые гвардейцы служат в штурмовых частях Империи, другие могли скрыться во Внешних Регионах.

Форма одежды

Облачение Императорского гвардейца красного цвета состоит из широкого плаща, шлема и доспехов. Развевающиеся церемониальные плащи были спроектированы таким образом, чтобы не мешать движениям воинов в бою. За основу униформы гвардейцев были взяты униформы Солнечной Гвардии из Тирсуса и Стражи Смерти с Мандалора. Эти древние объединения воинов прославились своей свирепостью и отвагой. Блеск доспехов Императорской гвардии заставлял дрожать от страха даже самых смелых противников. Внешний, церемониальный, вид брони гвардейцев обманчив. Хоть она тонкая и гладкая, но по прочности намного превосходит доспехи штурмовиков.

Знаки различия

Код Знаки различия Звания
1 - -
2 - -
3 Генерал от гвардии (FG)
4 - -
5 - -
6 Генерал-полковник (CG)
7 Генерал-лейтенант (LG)
8 Генерал-майор (MG)
9 Бригад-генерал (BG)
10 Оберст (HC)
11 Полковник (COL)
12 Подполковник (LC)
13 Майор (MAJ)
14 Капитан (CPT)
15 Лейтенант (LT)
16 Суб-лейтенант (SL)
17 Капрал (CPR)
18 Сержант (SRG)
19 Рядовой (PRV)
20а - -
20б - -

Ссылки

Преданные и дикие. Легенда о Варяжской страже рассказывает о воинах, ведущих свое происхождение от викингов, которые в поисках богатства и славы отправлялись в Константинополь, начиная с X века, чтобы послужить византийским императорам. Военный опыт и присяга на верность делали их наиболее устрашающими воинами того времени, за что некоторые правители — как Василий II — приближали их к себе. Как никого другого. Варягам пришлось скрестить свои топоры даже с крестоносцами, которые во время четвертого Крестового похода осадили самый богатый на тот момент город мира.

Между тем, варяжские стражники были воплощением не только верности и отваги. Их репутацию несколько подмачивал тот факт, что пили они до беспамятства (за что были прозваны «винными бочками императора»), не вылезали из городских борделей и проигрывались в пух и прах на ипподромах в ожидании следующего похода. В общем, они были настоящими викингами, которые выполняли самые разнообразные функции — от полицейских в мирное время до тяжелой пехоты в военное.

«Последнее сражение, в котором упомянута Варяжская стража, это битва при Пелагонии 1259 года в ходе войн между «осколками» Византийской империи (странами, образовавшимися в результате раздела ее территории крестоносцами). Хотя их отряды и просуществуют до оттоманского завоевания 1453 г., но уже с чисто церемониальными функциями», — рассказывает ABC, Руже Лоссерталес, секретарь культурной ассоциации «Наследники Истории», которая занимается историческими реконструкциями той эпохи, когда эти воины сражались на службе у Византии.

Происхождение

Каково истинное происхождение варягов? На этот счет существует несколько теорий. Такие авторы как Карлос Каналес и Мигель Дель-Рэй в своей последней книге («Северные демоны. Экспедиции викингов») утверждают, что, несмотря на общее название, викинги происходили из разных мест: «Они имели различное происхождение, но пользовались для общения между собой одним языком — древненорвежским. Термины «русы» и «варяги» стали синонимами, применявшимися ко всем «северным воинам» без различия».

Профессор исторических наук Мария Исабель Кабрера-Рамос, автор книги «Варяги в Константинополе: происхождение, расцвет и эпигоны наемной стражи», изучает корни этого явления, помещая их в Восточную Европу IX века. Она считает, что это были торговцы-русы, населявшие Швецию, которые в районе IX века покинули берега Варяжского моря и спустились в степи в поисках мехов и рабов. «Там они десятилетиями вели торговлю, пиратствовали и служили наемниками», — пишет она в своем исследовании.

Но помимо этого варяги основали свое небольшое государство, предварительно завоевав окрестные населенные пункты. А затем начали налаживать отношения с Константинополем. Об этом говорит профессор Мишель Ален Дюсельер в книге «Близкий средневековый Восток»: «Ближе к середине IX века в Константинополе появляются торговцы-русы», иными словами, варяги, которые пересекли восточную Европу по озерам Ладога и Онега, чтобы прибыть в столицу Империи». «Этот путь соединил Византийскую империю с северными странами», — добавляет эксперт.

Поначалу варяги не обнажали мечей и использовали этот путь для торговли с Константинополем. Но постепенно ими овладела жажда наживы, и в 860 году они осадили город и, хотя были разбиты, сумели произвести устрашающее впечатление на его защитников.

Константинопольский патриарх Фотий так описывал нападение этих воинов: «Народ, живущий где-то далеко от нас, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна и истребил живущих на этой земле, как полевой зверь траву или тростник или жатву. Можно было видеть, как младенцы, отторгаемые от сосцов, лишаемы были молока и самой жизни и готовым гробом для них были, — увы — те скалы, о которые они были разбиваемы, а матери жалостно рыдали и были закалываемы вместе с разрываемыми и трепещущими перед смертию младенцами. В реках вода превращалась в кровь, источники и водоемы были завалены мертвыми телами». Таким был один из первых контактов между двумя цивилизациями, который сложно назвать гармоничным.

В последующие десятилетия, однако, многие из наших героев ничтоже сумняшися решили заработать, нанявшись в защитники той самой столицы, которую до того пытались завоевать. В конце концов, они себе уже завоевали славу жестоких и кровавых вояк. По словам Веласко (Velasco), до создания Стражи 425 северян уже состояли в качестве наемников Византии во время экспедиции на Италийский полуостров, и 692 — в экспедиции на Крит. Так, постепенно укреплялись отношения между обоими народами, а викинги проявили еще ярче свои боевые способности.

Прибытие в Константинополь

Историки Хулиан Донадо Вара и Ана Эчеваррия Арсуага («Средневековая история I: V-XII века») утверждают, что Варяжская стража обязана своим происхождением любопытному международному пакту конца X века. Тогда Василий II окончательно обосновался на троне Византийской империи и считался «высшей властью цивилизованного мира». Этот титул, тем не менее, не помешал многочисленным властителям меньшего калибра пойти на него с оружием, чтобы отобрать власть.

Титул императора, несметные богатства и внушительное войско не помогли, и Василию пришлось обратиться за помощью к Великому князю киевскому Владимиру I. Князь это был знаменит двумя вещами. Во-первых, он принял крещение в 987 году (согласно другим источникам, между 988 и 989 гг.). Во-вторых, своей жестокостью, поскольку казнил и убивал направо и налево без малейшего повода, просто чтобы внушить ужас своим подданным.

Несмотря на противоречивый характер этого персонажа, Василий II обратился к нему за помощью, чтобы подавить волнения, угрожавшие его империи. И получил ее, хотя и не задаром. Алехандро Муньос говорит в своей книге «Цари России»: «Киевский князь смог помочь византийцу, но взамен потребовал руки княгини Анны, сестры императоров Василия II и Константина VIII».

Византия ответила решительным отказом. По крайней мере, поначалу. Но когда киевлянин принял решение обратиться к истинному Богу (в форме православного христианства) все кардинально изменилось. Настолько, что свадьба была сыграна, а оба правителя заключили незыблемый союз. Для его подкрепления Киев отправил в Константинополь около 6 тысяч воинов с целью «отбивать постоянные набеги могущественных землевладельцев Малой Азии», как объясняет в своем труде «Краткая история викингов» писатель и эксперт по истории северных народов Мануэль Веласко Лагуна.

Кабрера-Рамос является сторонницей версии о том, что варяги быстро заняли особое положение в Константинополе. Не только в силу легендарной жестокости викингов (хотя из-за нее тоже), но и потому, что, происходя из далеких земель, они не имели никаких связей с вероломной местной знатью. Все это прибавлялось к их опять же легендарной преданности. «Василий II был первым, кто доверял этим «скифам» больше, чем грекам», пишет исследовательница. С момента прибытия в город и до XIII века, их количество колебалось между 5000 и 6000, хотя впоследствии сократилось до ничтожно малых цифр.

Личная стража

Решающая роль варягов в разгроме врагов Василия II, а также их последующая помощь в расширении пределов Константинополя стали причинами, по которым император возвел стражу в ранг элитного войска. Отчасти этому способствовали проявленные ими верность и отвага, но в значительно степени и то, что они не имели никаких личных или политических связей с ненадежными столичными «шишками», которые больше думали о том, чтобы захватить власть, как только представится возможность, чем о службе родине.

Хотя стража была сформирована Василием II, одной из любопытных характеристик ее было то, что воины приносили клятву на верность не конкретному императору, а императорскому титулу, о чем напоминает Веласко. Эта отличительная черта делала их идеальными солдатами на императорской службе, поскольку, когда умирал один властитель, они автоматически переходили в ведение следующего. «Именно поэтому они не принимали участия в бесконечных распрях и борьбе за власть при византийском дворе», — добавляет эксперт. Впрочем, за два века своего существования это воинство несколько раз предавало того, кому обещало безусловную защиту.

Дель-Рэй и Каналес уточняют, что варяги «сопровождали императора во всех перемещениях и военных походах» в качестве «элитной личной охраны». В этом же качестве они участвовали в публичных церемониях в столице и охраняли ключевые городские объекты (как резиденция императора). Так, постепенно они и завоевали репутацию его наиболее преданных слуг.

Вместе с тем 6 тысяч воинов Варяжской стражи выполняли еще огромное количество функций. Главной из них была охрана императора во дворце. Кроме того, на них лежала ответственность за неприкосновенность членов императорской семьи и казны, а также за сохранность властителя в бою «путем образования настоящего живого щита вокруг его» (пишет Веласко). Стражники могли выступать в качестве передовой тяжелой пехоты во время сражений, а также осуществлять полицейские функции в Константинополе. Плюс ко всему небольшие отряды варягов использовались для «охоты на пиратов» в открытом море, как «спецподразделения», шпионы и даже для «демонстрации силы перед лицом подданных или иноземных посланников», как отмечает Каррера-Рамос.

В практических целях стража была разделена на «городских варягов», которые работали в столице, и «внешних», выполнявших задания за ее пределами. Каррера-Рамос так описывает структуру подразделения: «Воины подчиняли своему непосредственному начальнику отряда, который получал приказы от «гетериарха» и «аколуфа» (начальник отряда иностранных наемников в императорской гвардии), который необязательно должен был быть варягом». Кроме того, по названию известна также должность «великого переводчика варягов».

Хорошая репутация

Причина, по которой варяги решили влиться в личную стражу Василия II, сейчас, века спустя, очевидна: слава и золото. Благодарный император за преданность и храбрость положил им жалование достойное знатного человека в ту эпоху, а также снабдил лучшим оружием. И не только, чтобы они хорошо сражались, но и с целью поразить подданных блестящим видом своей охраны. «Вид этих наемников производил впечатление даже на византийцев, привыкших наблюдать их на стенах и улицах города. Потрясали как свирепое выражение их лиц и горящие яростью глаза навыкате, так и вооружение», — добавляет автор.

Доход, на который могли рассчитывать воины Варяжской стражи, был так высок, что иные князья и другие благородные викинги проезжали полмира до Константинополя, чтобы поступить на службу к тамошнему императору, сколотить состояние и вернуться в родные края с золотом и славой. Каналес и Дель-Рэй пишут об этом так: «Служить в Варяжской страже было честью для тысяч викингов. Это открывало для них путь к богатству, уважению и славе. В нее стремились попасть как простые солдаты, так князья и будущие цари».

Того же мнения придерживаются Кабрера-Рамос и Веласко. Кабрера-Рамос указывает, что «факт службы в рядах Варяжской стражи считался поистине почетным и служил примером для остальных» до такой степени, что приходилось контролировать отток молодых людей за границу. Веласко пишет о том, что жалованье было «огромным» и включало в себя военные трофеи. Мало кого из историков удивляет, что сотни воинов направлялись в Константинополь. Ведь кроме верного богатства и желанной репутации варягов ждал экзотический и обетованный город, где их почитали (почти) как героев.

Разгул и пьянство

Со своим легендарным происхождением, экзотичным внешним видом и роскошным военным снаряжением варяжские стражники были притчей в языцех в городе. Но, как говорится, не все то золото, что блестит — и у могучих северных воинов были недостатки. Их непомерное жалованье позволяло им тратить огромные суммы на земные наслаждения. Так, например, в городских тавернах они напивались до беспамятства, за что были прозваны «винными бочками императора». «Во многих хрониках того времени описаны варяжские пьянки», — добавляет Варела.

Кабрера-Рамос сообщает даже, что чрезмерные возлияния соотечественников заставили устыдиться таких видных деятелей, как датского короля Эрика I, посетившего Константинополь в XII веке. Однако не пьянство было главным развлечением варягов. Они буквально не вылезали из городских борделей и с ипподромов. Кабрера-Рамос подтверждает это в своем исследовании: «Они имели определенную склонность к шумным гулянкам, борделям, скачкам и выпивке».

Против крестоносцев

Варяжская стража сражалась за константинопольских императоров до XIII века. Затем ее воины были постепенно заменены на англосаксов. Наиболее распространенная теория утверждает, что это произошло после почти полного разгрома варягов в битве при Манцикерте.

Это сражение, произошедшее в 1071 году, стало серьезным испытанием для Византийской империи. «Это было полное и решительное поражение Константинополя, предвосхитившее его падение четырьмя веками позже», — говорит Франсиско Вейга (Francisco Veiga) в книге «Турки: десять веков у ворот Европы» (изд. «Atril»). В тот день, мощные варяжские топоры не смогли остановить натиск сельджуков. Сам император Роман IV был захвачен в плен после того, как под ним убили коня.

Обновленной Варяжской страже пришлось защищать Константинополь от христианского войска во время четвертого Крестового похода. Изначально крестоносцы не собирались заходить в столицу империи по дороге в Иерусалим. Но когда император Алексей II предложил им несметные богатства за помощь в возвращении трона, рыцари приняли предложение и явились перед стенами города. В случае удачи они получили бы изрядную сумму денег, которая помогла бы им достичь конечной цели — отвоевать у мусульман Святой город.

В 1203 году Варяжская стража вступила в свое наиболее значительное сражение. Вот как говорит об том Ханс Эберхард Майер (Hans Eberhard Mayer) в «Истории Крестовых походов» (изд. «Istmo»). «Спустя некоторое время после прихода крестоносцы начали наступление на Константинополь. 17 июля 1203 года с земли и с моря они атаковали город, который был спасен благодаря англичанам и датчанам из Варяжской стражи». Несмотря на это стоическая оборона города ничего не дала. Царствовавший тогда Алексей III предпочел сбежать, спасая свою жизнь, чем продолжать участие в битве. В конце концов захватчики взяли штурмом стены города 12 апреля 1204 года, а днем позже столица была полностью в их власти.

И тогда крестоносцы дали волю себе разгуляться. «В течение трех месяцев в городе шли неописуемые убийства и грабежи», — пишет автор книги. Кругом царило насилие и жестокость, которое не пощадило ни православных христиан Константинополя, ни их сокровищницы.

«Западные рыцари захватили бесценные реликвии, которых в изобилии было в византийской столице, утверждая, что они не могут оставаться в руках раскольников», — пишет Жак Ле Гофф (Jacques Le Goff) в «Аргументированном словаре средневекового Запада» (изд. «Akal»). Это был последний гвоздь в крышку гроба Варяжской стражи. И хотя с 1261 года эта элитная гвардия формально была воссоздана и существовала до XIV века, ее роль была незначительна.

Три вопроса Марии Исабель Кабрере-Рамос

— Сражалась ли Варяжская стража с христианами во время всех Крестовых походов?

— Варяги не сражались с христианами во время первых трех походов. Они должны были защищать Константинополь от излишеств крестоносцев, которые выражались в провоцировании населения, набегах на окрестные села и другие бесчинства участников первого и второго походов во время их пребывания в греческой столице. Дело не дошло до схватки даже когда Готфрид Бульонский со своими рыцарями осадил Константинополь в 1096 году. Одно лишь появление вооруженных до зубов варягов остановило крестоносцев, которые были изгнаны из города и быстро направлены в Азию, где и начали свой столь долгожданный поход. Варяжская стража ожесточенно сражалась с христианскими рыцарями во время четвертого похода, став единственной защитой и надеждой города на все время осады: с момента появления крестоносцев под стенами 5 июля 1203 года до раннего утра 13 апреля 1204 года, когда Константинополь оказался во власти варварства крестоносцев.


— Почему после десятилетий существования стража была упразднена?

— Варяжская стража прекратила свое существование в один день, точнее в одночасье — в полночь с 12 на 13 апреля 1204 года. Отбиваясь от осаждающих Константинополь крестоносцев в те тяжелые для византийской столицы и ее жителей часы, варяги поняли, что не только окружены, но и преданы греками. Это произошло после изнурительных месяцев сражений с превосходящими силами противника, на протяжении которых варяги были единственной силой, способной противостоять врагу, при этом управляемой слабовольными императорами, вновь и вновь бросающими свой народ и свою личную стражу на произвол судьбы. Варяжская стража исчезла после стольких лет успешных сражений не только по причине физического и морального «износа» перед лицом более могущественного врага, она стала, в первую очередь, жертвой предательства и отсутствия сильного и умного предводителя, за которым могла следовать так же преданно, как и во все время своего существования.

Византийская империя и ее экономика так и не оправились от удара, нанесенного ей участниками четвертого похода, и никогда уже больше Константинополь не мог себе позволить содержать столь дорогостоящую гвардию, поэтому для защиты императора отныне нанимали воинственных критян.

— Состояла ли Варяжская стража преимущественно из варягов в последние годы существования?

— Определенно нет. Это воинское подразделение изначально было сформировано из 6000 шведов, посланных киевским князем Владимиром I Василию II в 988-989 годах. Тогда оно было стопроцентно варяжским по составу. Но в последние годы, и даже века его существования воины стражи были в своем большинстве англосаксами. Шведов, а значит варягов, среди них уже не было. Если при константинопольском дворе и были какие-то северяне во времена четвертого Крестового похода, то это были датчане, как следует их археологических находок и латинских хроник.

Руже Лоссерталес (Roger Loscertales), секретарь культурной ассоциации «Наследники Истории»: «Образование Варяжской стражи ознаменовало появление властной структуры, преданной титулу императора, а не конкретного властителя».

— Какое оружие и средства защиты носили воины Варяжской стражи?

— Мы ничего с точностью не можем сказать о вооружении и экипировке членов Варяжской стражи ввиду отсутствия описаний современников. Кроме того, это подразделение адаптировалось к своему времени, а значит, снаряжение воинов X века не могло быть тем же в XIV веке. Единственное, что можно установить по византийским учебникам военного искусства, это общую тенденцию экипировки воинов, имея в виду, что Варяжская стража являлась частью византийского войска, состоящей исключительно из людей германской культуры. Эволюция их снаряжения прошла несколько этапов.

— Какие это этапы?

— Поначалу варяги, присланные булгарским царем, видимо, были одеты на западный манер: штаны, низкие ботинки или сапоги, шерстяные или льняные туники, защитные доспехи из подбитой ватой ткани или кожи (в том числе чешуйчатые) и редко — шлемы. Вооружение у них тоже было скудное, приобретенное, как правило, на собственные средства. Вероятно, это были топор, кинжал, щит и иногда меч. Шлемы на начальном этапе могли позволить себе только состоятельные воины.

На втором этапе одежда варягов, которые находились на службе у могущественного императора, должно была изменить покрой на византийский, и, вероятно, приобрела некоторое единообразие.

Мы полагаем, что они носили чешуйчатые доспехи, а также (что, впрочем, нельзя утверждать наверняка) пластинчатые. Во многих византийских источниках (не только эпохи викингов) о них говорится как о воинах, вооруженных топорами. Учитывая их происхождение, можно предположить, что это были довольно крупные топоры на длинных ручках, удар которыми наносился двумя руками, как у подобной элитной гвардии в Скандинавии и Англии — хускарлов. Некоторые теории утверждают, что речь идет о другом виде рукояточного оружия — ромфее, двуручном мече с изогнутым как у косы, клинком.

На этом этапе воины стражи уже должны были быть лучше оснащены, в том числе шлемами (как с наносниками, так и без) и щитами иного типа, чем круглые германские. Это, вероятно, были миндалевидные наручные щиты с перегибом вдоль центральной оси.

В одном из дошедших до нас византийских источников, где предположительно изображены воины Варяжской стражи (рукопись Скилицы), они одеты в полные доспехи и круглые шлемы с назатыльниками и без наносников. Однако в этой же рукописи есть другая сцена, где женщина убивает стражника, который не имеет никакой защитной одежды…

Начиная с XII века и вплоть до XIV века снаряжение Варяжской стражи должно было претерпеть значительные изменения под влиянием столкновений между византийским войском и крестоносцами, венецианцами, мусульманами из бывшей Персии и зарождающейся империей турков. Но главным образом под влиянием развития металлургии, которое обусловило появление доспехов из наложенных друг на друга металлических пластин. И так вплоть до появления огнестрельного оружия.

— Каким образом варяги вступили в контакт с Византийской империей?

— Уже в античности бытовала легенда о германской воинской чести. Правители Рима и Византии высоко ценили германских воинов за их легендарную верность.

Известны факты эпизодической службы варягов (как повсеместно называли шведов на восточном направлении экспансии викингов) и русов (потомки славянских и скандинавских народов, жители Киевской Руси) в 874-988 годах в византийской армии. В том числе в качестве моряков во время морских походов против Критского эмирата.

На протяжении IX века Византийская империя вела непрерывные войны, в том числе против Киевской Руси. В конце концов, около 971 года было подписано мирное соглашение, одним из условий которого являлось безвозмездный переход части русского воинства на службу к византийскому императору.

— Почему при дворе Василия II варяги заняли столь сильную позицию?

— Князь Владимир I воспользовался просьбой о помощи императора Византии Василия II, чтобы в 988 исполнить условия договора, а заодно избавиться от слишком воинственных элементов северного происхождения. И послал 6 000 человек на службу императору, исполняя таким образом свои обязательства по мирному договору.

Этим, а также своим обращением в православие Владимир I добился женитьбы на Анне, дочери византийского императора, и одновременно избавился от необходимости платить пенсию ветеранам-варягам, отправленным в Константинополь.

— Что означало быть членом личной стражи императора?

Это была очень почетная должность, но одновременно и очень опасная из-за постоянных политических интриг. При этом образование Варяжской стражи ознаменовало появление властной структуры, преданной титулу императора, а не конкретного властителя, что было крайне необходимо.

Варяжская стража неизменно сопровождала императора. Ее отборная часть — дворцовые варяги — были при нем постоянно.

Стражники приносили клятву верности до смерти самому императорскому титулу, избегая самой возможности «фаворитизма» со стороны какой-либо из политических группировок, в отличие от того, что обычно происходило с греческими дворцовыми стражами.

— До какой степени простиралась верность императору?

— Она была абсолютной. Однажды страже сообщили о покушении на императора Никифора II. Когда стражники достигли спальни правителя, его убийца Иоанн Цимисхий уже провозгласил себя новым императором, и стража поклялась ему в верности. Они не отомстили за конкретного человека, а вновь принесли клятву титулу, который они охраняли.

— Говорят, они много пьянствовали и бесчинствовали?

— Варяжским стражникам прекрасно платили, их отлично кормили и снабжали лучшим оружием.

За свое пристрастие к выпивке они получили прозвище «винные бочки императора». Особенное предпочтение варяги отдавали вину, которого практически не знали на их родине.

Хотя сегодня это может показаться удивительным, во все времена проституция шла рука об руку с военным делом. Члены Варяжской стражи (равно как и их греческие коллеги) были завсегдатаями публичных домов, оставляли в них львиную долю жалованья и сопровождая визиты реками вина.

— В чем состояло участие варягов в противостоянии крестоносцам?

— Обычно, когда говорят о Варяжской страже, имеют в виду X и XI века, когда она состояла, в основном, из северян, а одним из ее капитанов был будущий король Норвегии Харальд Суровый. В действительности же гвардия просуществовала еще четыре века и не раз сталкивалась с войсками крестоносцев.

Во время четвертого Крестового похода (1202-1204 гг.), объединенная силы крестоносцев, при поддержке венецианского флота, напали на Константинополь, чтобы свергнуть царствовавшего императора и передать власть тому, кто будет защищать их интересы.

Варяжская стража отличилась при защите города, яростно отбивая атаки крестоносцев в рукопашном бою. Тем не менее, победа осталась за нападавшими, и они смогли возвести на трон своего ставленника.

— В чем заключается ваша работа как клуба исторической реконструкции?

— Наши задачи — популяризация исторических знаний, интерпретация исторического наследия, консультирование, исследования, исторические реконструкции.

Наши мероприятия мы обычно проводим в культурных и образовательных центрах, университетах, музеях, школах… Мы также участвуем в лекциях и средневековых ярмарках, которые призваны воссоздать на улицах современного города атмосферу Средневековья. Мы пытаемся это делать иначе, чем это принято. Так, чтобы зритель имел возможность физического и визуального контакта с деталями, характерными для той эпохи.

Иногда мы проводим мероприятия, привязанные не только ко времени, но и к конкретному месту. Мы проводим соответствующие исследования и воссоздаем картину нужной эпохи. Ярким примером такой работы является средневековый фестиваль в городке Айгуавива (Хирона) «Aquaviva Medievalis», который пройдет 21-22 октября этого года.

— Сколько человек в вашем объединении?

— Сейчас нас пятнадцать. Идея создания клуба родилась как коллективная инициатива нескольких из нас. Мы уже состояли в других исторических клубах, но наши взгляды на историю и историческую реконструкцию были очень разными: кто-то смотрел на это с академической точки зрения, у кого-то был больше интерес к народному творчеству, военному делу… Мы объединили наши силы и идеи и создали свой клуб.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Императорская гвардия (Звёздные войны)

Имперская Королевская Гвардия (англ. Imperial Royal Guard ) - вымышленное подразделение имперской армии из вселенной «Звёздных войн» . Данное подразделение выполняло функции телохранителей при Императоре Палпатине .

История и традиции Гвардии

Предшественниками Императорских гвардейцев были гвардейцы Сената Старой Республики . Когда Палпатин стал Верховным Канцлером , он создал целый орден телохранителей , который подчинялся только лично ему. В гвардию не брали всех желающих людей. Большинство будущих гвардейцев являлись закалёнными в боях бойцами элитных подразделений штурмовиков . Императорская Гвардия - вершина карьеры имперского штурмовика. За исключением самого императора и нескольких ближайших советников Палпатина , никто не знал точного числа гвардии.

Императорский гвардеец

Императорская гвардия - одно из самых грозных военных соединений. Она подчиняется только самому Императору и фанатически предана лично ему. Гвардия Императора не стремится к орденам и привилегиям. Цель их жизни и наиболее желаемая причина смерти - служба Императору Палпатину и его Империи.

Императорская гвардия никогда открыто не принимала участия в боевых действиях. Однако с целью поддержания боевой готовности некоторые гвардейцы служили в обычных отрядах под видом простых штурмовиков и носили ту же форму, что и обычные солдаты Империи. Обычно все гвардейцы служили в одном подразделении, а не разбрасывались по разным частям. Говорят, что ни один гвардеец не погиб в бою во время «тренировки».

В то время, как одни гвардейцы служили в штурмовых отрядах Империи, другие выполняли приказы Палпатина: организовывали тайные нападения, уничтожали наёмных убийц и устраняли врагов Императора. Они защищали дворцы и храмы императора и клонирующие цилиндры на Биссе. Об их заданиях знал только сам Император, который очень редко появлялся без сопровождения хотя бы двух гвардейцев. Изредка гвардейцы сопровождали важнейших лиц Империи, например, одного из двенадцати гранд-адмиралов или гранд-моффов. Но такое сопровождение было, только если имелся соответствующий приказ Императора Палпатина.

Центр подготовки

Центр подготовки и штаб гвардии находится на планете Инчхорр (англ . Yinchorr ). Будущие воины Гвардии должны были быть высокими, иметь отличную физическую подготовку, выдающийся интеллект. Кроме того, что самое главное, все гвардейцы должны быть преданы императору Палпатину . Будущие гвардейцы подвергались массе тестов на определение их выносливости и рефлексов в бою. Каждый новый гвардеец учился сражаться, применяя в бою два коротких ножа с остроконечными лезвиями. Обучение и подготовка гвардейца длились один стандартный год. Императорские гвардейцы сражались друг с другом в бесконечных поединках, оттачивая и совершенствуя таким образом свои навыки. Поражение для гвардейца, пусть даже в тренировках, чаще всего означало его смерть. Видя умение и силу своего напарника, императорский гвардеец должен был достигнуть его уровня, а видя его слабости, он должен был преодолеть собственные недостатки. Тренировки проходили на арене «Шквал». Из более чем 40 кандидатов до последнего теста перед лицом самого императора Палпатина доживала только небольшая их часть. В этом испытании кандидаты в гвардию должны были доказать свою верность Императору, сражаясь со своим напарником до смерти одного из них.

Тренировочный центр на Йынхорре возглавлял мастер Вед Кеннеде, который и сам в своё время служил в гвардии. Палпатин признал его одним из самых лучших воинов и удостоил чести стать старшим инструктором всей его гвардии. Личность гвардейца для обычных людей является тайной. Их лица и имена известны только императору Палпатину и другим гвардейцам. По традиции, друг друга гвардейцы называли братьями.

Оружие и организация

В Императорской гвардии есть свои ранги. Самые лучшие из гвардейцев называются Верховными Имперскими Протекторами (англ . Imperial Sovereign Protectors ). Их доспехи выглядят гораздо более церемониальными, чем доспехи обычных гвардейцев, кроме того они украшены орнаментом. Некоторые говорят, что способности Протекторов были улучшены с помощью Тёмной Стороны Силы .

Обычное оружие императорского гвардейца - двухметровая силовая пика , больше похожая на безобидное дополнение к церемониальным доспехам, но в умелых руках любого из гвардии Империи превращающаяся в смертельное оружие - такое же смертоносное, как и скрытые в складках красных плащей тяжелые пистолеты -бластеры . Иногда Императорские Королевские Гвардейцы вооружались световыми шестами.

После смерти императора Палпатина ряды гвардии быстро рассеялись. Повстанческий Альянс долго считал, что практически вся гвардия погибла вместе со своим повелителем на второй «Звезде Смерти» . Но Императорская гвардия выжила. Некоторые гвардейцы последовали за военачальниками, которые стали новыми предводителями Империи. Другие воины гвардии отступили в миры в центре Галактики, чтобы потом занять место рядом с возрождённым Императором. О дальнейшей судьбе гвардейцев мало что известно. Говорят, что они попытались захватить власть в некоторых мирах Ядра, совершили массовое самоубийство и т. д. Не исключено, что некоторые гвардейцы служат в штурмовых частях Империи, другие могли скрыться во Внешних Регионах.

Форма одежды

Облачение Императорского гвардейца красного цвета состоит из широкого плаща , шлема и доспехов . Развевающиеся церемониальные плащи были спроектированы таким образом, чтобы не мешать движениям воинов в бою. За основу униформы гвардейцев были взяты униформы Солнечной Гвардии из Тирсуса и Стражи Смерти с Мандалора. Эти древние объединения воинов прославились своей свирепостью и отвагой. Блеск доспехов Императорской гвардии заставлял дрожать от страха даже самых смелых противников. Внешний, церемониальный, вид брони гвардейцев обманчив. Хоть она тонкая и гладкая, но по прочности намного превосходит доспехи штурмовиков.

Знаки различия

Код Знаки различия Звания
1 - -
2 - -
3 Генерал от гвардии (FG)
4 - -
5 - -
6 Генерал-полковник (COL-GEN)
7 Генерал-лейтенант (LT-GEN)
8 Генерал-майор (MAJ-GEN)
9 Бригад-генерал (BRIG-GEN)
10 Оберст (HC)
11 Полковник (COL)
12 Подполковник (LT.COL)
13 Майор (MAJ)
14 Капитан (CPT)
15 Лейтенант (LT)
16 Суб-лейтенант (SUB-LT)
17 Капрал (CPL)
18 Сержант (SGT)
19 Рядовой (PVT)
20а - -
20б - -

Ссылки