Этика ораторского выступления. Этика ораторского выступления Этика ораторского выступления

Введение 3
Этические функции публичной речи 5
Нравственные качества оратора 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Этика - это наука о морали. Она изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, определяет моральную ценность ее поступков. Исследователи этических проблем Гельвеций, Гегель, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов связывали этику с профессиональным совершенствованием человека.
Главная социальная функция профессиональной этики (в том числе и в ораторском искусстве) заключается в том, что она способствует успешному выполнению задач профессии, выступает как своеобразный инструмент воспитания высоких профессионально-нравственных качеств. Этика разрабатывает и утверждает моральные принципы и нормы красноречия, активизирует его нравственные функции и всемерно содействует морально- воспитательной роли ораторского искусства.
В литературе употребляются термины «врачебная этика», «этика следователя» и другие. Имеется также более широкое понятие - служебная этика. Этими терминами обозначается свод неписаных правил, которыми должны руководствоваться в своем поведении врачи, педагоги, работники милиции, руководители. Скажем, врачу запрещается разглашать сведения о болезнях своих пациентов, педагогу не рекомендуется внушать ребенку комплекс неполноценности, работнику милиции предписывается, чтобы строгость не переходила в несправедливость, к людям проявлять доброжелательность и приветливость, ему противопоказаны черствость и подозрительность, профессиональная деформация.
В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней. Информационная и воспитательная функции публичного выступления, проблема правды и правдивости в ораторском искусстве, моральное право поучать других, нравственная характеристика оратора и его поведение в аудитории - вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. Применительно к речевой деятельности юриста этику можно рассматривать как совокупность нравственных стимулов, как принципы и нормы ораторского творчества, поведения оратора во время публичного выступления.

Этические функции публичной речи
Каждая публичная речь, во-первых, несет определенные знания - это ее информативная задача. Публичное выступление - если и не открытие нового, то, как правило, новое освещение уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал - информативно-познавательного и воспитательного - помогает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффективность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется, прежде всего, научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по данному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано.
Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтересованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, которых он придерживается. Этика предопределяет поведение оратора, все его выступление. Она проявляется в том или ином отношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей вопросы и отвечать на них. Если пропагандист права не может сказать больше того, что знают слушатели, то не следует и выступать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным - это одно из этических требований. Выступать следует тогда, когда есть уверенность в успехе.

Описание.

Нравственные качества оратора
Важным нравственным качеством оратора является его трудолюбие, его способность к систематической творческой работе. Только тот может оправдать надежды слушателей, кто накапливает материалы повседневно, а не только с того момента, когда им выбрана тема для выступления.
Оратор должен быть скромным. Скромность - неотъемлемая черта культуры отношений между людьми. Скромный человек отличается спокойным, сдержанным поведением, обладает хорошо развитым чувством собственного достоинства и умением ценить его в других. Ему присуще умение анализировать поступки и постоянно воспитывать в себе привычки, украшающие и возвышающие человеческую личность.
Опытный оратор в обращении к аудитории избегает поучения, назидательного, менторского тона. Уважать людей, не подчеркивать своего превосходства над слушателями - нравственный долг оратора. Поза и фразерство здесь противопоказаны. Лектор, выступающий в тоне «давайте подумаем», «а как вы считаете», скорее установит контакт с аудиторией и добьется успеха, чем тот, который руководствуется принципом: «Мое дело говорить, а ваше - слушать». Аудитория - самый чувствительный барометр. В практике вузовского обучения еще приходится встречаться со случаями, когда лектор, возможно, сам того не замечая, принижает своих слушателей. Такие фразы, как: «Я думаю, что вы это поймете...», «Не знаю как вы, а вот я...», «Классики литературы и я считаем...», «Я, как специалист...», свидетельствуют об отсутствии у оратора педагогического такта, создают атмосферу отчуждения между двумя сторонами, устанавливают психологический барьер. Поменьше личных примеров, поменьше информации о себе. Избыток ее делает оратора нескромным. Недостаток информации повышает интерес к говорящему.
Во взаимоотношениях со слушателями оратор обязан быть доброжелательным, тактичным. Такт чувство мерь, умение вести себя правильно по отношению к людям, умение чувствовать границу, за которой в результате слов и действий может возникнуть незаслуженная обида, конфликт. В переводе с латинского слово «такт» означает «касание». М. Горький, проникновенный психолог, человек большого обаяния, говорил, что в душе человека есть неведомые струны и если к ним прикоснуться умеючи, то они красиво зазвучат. В искусстве отыскать, проявить в человеке все лучшее, коснуться тех струн его души, которые обладают сильным и красивым звучанием, и состоит смысл педагогического такта.
Под педагогическим тактом в юридической деятельности понимается, с одной стороны, исполнение юристом своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, а с другой - нравственная его характеристика, моральное право выступать в качестве лидера общения и оставлять за собой право последней инстанции, это, наконец, корректность поведения. Когда говорят о педагогическом такте оратора, то под этим подразумевают умение говорить с аудиторией понятным языком, улавливать настроение и удовлетворять ее интересы. Сюда же относится и манера излагать мысли, держаться перед слушателями.
Манера поведения, пригодная для одной ситуации, оказывается непригодной для другой. Умение соблюсти чувство меры в каждом случае и Способность всякий раз выбрать подобающую манеру поведения - вот что значит быть тактичным, Тактичное поведение оратора на трибуне - это отсутствие хвастовства, подчеркивания своих знаний, положения, авторитета. Тактичное отношение к слушателям это, прежде всего уважение к ним, деликатность, внимательный учет ах настроений и запросов, постоянная озабоченность тем, насколько нужно им то, о чем ведет речь оратор, как доходчиво говорит, всем ли его слышно,
«Оратор - указывал Цицерон, - должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах...». Уместность и чувство меры касаются не только шуток и формы их преподнесения. Это требование в равной степени относится к характеру и количеству приводимых в лекции цитат, специальных терминов, цифрового материала.
Процессуальные партнеры у юриста, как правило, - люди взрослые. Каждый из них имеет уже определенные взгляды на вещи. Поэтому очень важно быть тактичным, даже тогда, когда приходится резко высказываться против явного заблуждения или, того хуже, вредного взгляда, Нельзя допускать, чтобы при этом оскорблялось достоинство человека. Всякое стремление поучать вызывает отпор, а снисходительный тон - даже обиду. Разъяснять терпеливо и вразумительно, серьезно, без сентенций и нравоучений - такова задача оратора-юриста.

Список литературы.

1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2002.
2. Киселев Я.С. Этика адвоката. – Л., 1974.
3. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. – М., 1981.
4. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. – М., 1996.
5. Петров О.В. Основы судебного красноречия. - М., 2006.
6. Порубов Н.И. Риторика: учеб. пособие. – Мн., 2001.
7. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. – Мн., 1974.

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм ре­чевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение ра­ботать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжела­тельно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудито­рию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора - его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чув­ства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичныеошибки, которые допускают вы­ступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследова­тельный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, ане его жизнь.

2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направ­лено против кого-либо из администрации города и носит критичес­кий характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязаннос­тям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, свя­зывая их с социальным положением или национальностью оппонен­та, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью со­впадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полеми­зируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторож­но следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РУБЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И.ПОЛЗУНОВА»

Гуманитарно - экономический факультет

Кафедра «Менеджмент и экономика»

ДОКЛАД

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

на тему: «Этика ораторского выступления»

                    Выполнила:

                    студентка группы М-11д

                    Гаврик В.В.

                    Руководитель:

                    Ханцева Г.Г.

Рубцовск 2011

  1. Введение ………………………………………………………………3
  2. Аристотель «о стиле ораторской речи»…………………………....5
  3. М.Т.Цицерон «о чистоте и ясности речи»………………………….7
  4. Этические особенности ораторской речи…………………………..8
  5. Советы начинающему оратору……………………………………….10
  6. Внешний облик оратора……….…….…………………………….... 13
  7. Манеры поведения…………………………………………….... .......15
  8. Значение жестов в ораторском выступлении…………………..…..17
  9. Заключение…………………………………………………… ……....19

10) Список использованной литературы…………………………….....20

    ВВЕДЕНИЕ

Ораторское искусство всегда являлось частью культуры того или иного народа. Оно могло развиваться только в обществе, где человек, выступающий с речью, был уверен, что его слово может оказать какое-то влияние на ход тех или иных событий.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится оратором и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль оратора в сфере политики, общественной деятельности. Академик И.П. Павлов неоднократно подчеркивал, что особенности индивидуального склада человека оказывают значительное влияние на его поведение и деятельность. Хорошего оратора, прежде всего, отличает такое качество как экстраверсия, т.е. общительность, тяга и интерес к людям, способность устанавливать эмоциональный контакт с ними, завоевывать доверие. Цель оратора состоит в том, чтобы донести каждого слушателя глубину и мудрость решений, зажечь людей огнем энтузиазма, и т.д. Именно такими качествами обладают лучшие ораторы. Они всегда среди людей, люди тянутся к ним. Талант общения помогает им достичь желаемого влияния на людей.

Цель данной работы - рассмотреть структуру этики ораторского выступления, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и с лексическими, синтаксическими особенностями построения ораторской речи.

Необходимость выступать с изложением своих взглядов и политических программ перед согражданами, острые споры в народном собрании, частые судебные дела породили потребность в специальных занятиях риторикой. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие». Возникают школы ораторского мастерства. Изучение красноречия становится не только модой, но и необходимостью.

    АРИСТОТЕЛЬ «О СТИЛЕ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ»

По его мнению, о стиле 1 следует заботиться не как о чем-то заключающем в себе истину, а как о чем-то неизбежном. Правильнее стремиться к тому, чтобы речь не причиняла ни неприятного ощущения, ни наслаждения; справедливо оперировать фактами так, все находящееся вне области доказательства становилось излишним. Но стиль приобретает важное значение вследствие испорченности слушателя 2 .

Достоинство стиля заключается в ясности. Стиль основывается на умении говорить правильно по-гречески, а это зависит от пяти условий:

  • Правильное употребление частиц
  • Употребление точных обозначений предметов, а не описательных выражений
  • Не следует употреблять двусмысленных выражений, кроме тех случаев, когда это делается умышленно, как поступают, например, люди, которым нечего сказать, но которые, тем не менее, делают вид, что говорят нечто
  • Следует правильно употреблять роды имен, как их разделял Протагор,- мужской, женский и средний
  • Следует соблюдать согласование в числе, идет ли речь о многих или о немногих, или об одном

Соответственным стиль будет в том случае, если он будет выражать чувства и характер, если он будет соответствовать излагаемым предметам.

1 Стиль - в данном случае вид, тип речи, определяемый условиями, обстановкой и целью сообщения. Различные стили отличаются друг от друга по используемым в них языковым средствам или по степени их использования. Стиль речи может быть торжественным, шутливым, ироническим, и т.п.

2 Аристотель хочет сказать, что оратор должен заботиться о стиле, поскольку он имеет перед собой искушенного в ораторском искусстве слушателя.

3 Частица в греческом языке имеет значение для правильного употребления слов. Многие из этих частиц прочно укоренились в русском языке в виде приставок анти , про и т.п.

Речь не должна быть ни метрической, ни лишенной ритма. В первом случае речь не имеет убедительности, так как кажется искусственной и вместе с тем отвлекает внимание слушателей. Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид, и следует придать ему вид законченности, но не метром 1 . Все измеряется числом, а по отношению к форме речи числом служит ритм, метры же - его подразделения, поэтому речь должна обладать ритмом 2 . По мнению Аристотеля, для каждого рода речи пригоден особый стиль, отличный в каждом случае: письменной речи, речи во время спора, политической речи, судебной речи. Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в письменной речи отвергаются, а в ораторской речи данные приемы употребляют. Речь, не соединенная союзами, имеет следующую особенность: кажется, что в один и тот же промежуток времени сказано многое, потому что соединение посредством союзов объединяет многое в одно целое; при устранении союзов единое сделается, напротив, многим. Следовательно, такая речь заключает в себе амплификацию 3: «Пришел, говорил, просил». Слушателю кажется, что он обозревает все то, что сказал оратор. Таким образом, перечисленные, Аристотелем, качества сделают стиль приятным, если в нем будут удачно перемешаны общеупотребительные и редкие выражения, если он будет обладать ритмом и убедительностью, основанной на соответствии.

1 В античном мире под метром подразумевали стихотворную размерную речь.

2 Ритм - звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.

3 Стилистическая фигура, накопление однородных элементов речи (сравнений, синонимов, и т.д.) для усиления ее выразительности.

    М.Т.ЦИЦЕРОН «О ЧИСТОТЕ И ЯСНОСТИ РЕЧИ»

Для чистоты речи, по мнению Цицерона, следует позаботиться не только о правильном подборе слов, но и соблюдение падежей, времен, рода и числа; необходимо также управлять органами речи, дыханием, звуком голоса.

Не допускается, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, когда их произношение затемняется излишней небрежностью, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки.

В отношении слов задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных, приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звучность. То есть должен производиться определенный отбор слов. Так как красноречие заключается в словах и мыслях, то нужно стараться говорить правильно и верно, различать понятия собственного и переносного значения. Между словами в собственном значении выбирать необходимо наиболее красивые, а в выборе метафор пользоваться выражениями, заимствованными по сходству.

    ЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

  • Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете.
  • Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.
  • Не следует отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.
  • Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.
  • Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.
  • Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте.
  • В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
  • Не преувеличивайте отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.
  • Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

    СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ

    ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА
    и т.д.................

Этика оратора.

Речевой этикет.

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или данной группе людей, а что нет; этика оперирует нравственными категориями. В чем-то они могут совпадать: говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали, но вот вежливого обхождения от вас требует лишь этикет, но не этика.

Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения, о которых должен думать каждый человек.

Начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной позиции оратора (говорящего). Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению до самокритичного анализа состоявшейся речи. Речь является всегда выражением позиции личности, средством передачи идей, слушатели оценивают не просто манеру и характер речи, а жизненную позицию оратора, его философское или профессионально « credo».

Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории; прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие, уважение. Неслучайно в античной риторике главным требованием к оратору считалась не собственно красивая и эффективная речь, а то, что оратор был «добродетельным человеком». Оратор должен иметь моральное право говорить и учить других. Существует этическая ответственность за качество речи.

«Что до состояния самого ритора надлежит, - пишет М.В.Ломоносов, - то много способствует к возбуждению и утолению страсти: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестливый человек. А не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен, ибо он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет…»

В «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении. Положим, на примере, что искусный оратор в прекрасных и трогательных выражениях преподает нам правила честности, с которыми весьма несообразно его поведение; он влечет нас, покоряет силою витийства; но в ту самую минуту, когда мы совершенно готовы ему верить, по несчастию приходит нам на ум мысль, что тот самый, кто предлагает нам столь мудрые правила, удаляется от оных своею жизнью: тогда очарование искусства в глазах наших исчезает, вместо наставника мы видим перед собой хитрого лицемера, и за стыд себе почитаем иметь столь недостойного руководителя».



Зарецкая Е.Н. в работе «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации» утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за внешне вполне корректными речами. Истинные чувства проявляются непроизвольно в мимике, жестах, интонации. При негативной нравственной установке вряд ли могут быть осуществлены важнейшие принципы речевой коммуникации – принципы сотрудничества и вежливости.

Речевое воспитание начинается не с речи, а с философско-этического мировоззрения и идет параллельно с выработкой определенных взглядов, жизненной и профессиональной позиции, которую оратору предстоит защищать своим единственным оружием – речью. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора философию, а в ней особое внимание обращал на этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха.

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

Каждая эпоха рождает свои философско-этические требования к поведению человека. В то же время этическая культура (как и каждая культура вообще) развивается таким образом, что последующая эпоха не отрицает достижений предыдущей, а вбирает их в себя, усложняя и обогащая новой информацией.

Возьмем этические (точнее религиозно-этические) требования, зафиксированные в одном из рассуждений отца церкви Василия Великого: «Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлоблив на дерзких, человеколюбив к смиренным, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не позволяй, чтобы и другие говорили о тебе… и т.д.»

Этот перечень этических наставлений начат некоторыми основополагающими качествами характера: доброта, кротость, человеколюбие, отсутствие презрения. Каждое из них может быть выражено в определенных поступках (прежде всего речевых), словах, и если мы попытаемся представить человека «доброго» или «кроткого», то непременно представим при этом и определенный характер речи. В речи необходимо соблюдать этические, нравственные нормы высказываний.

Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости, отсутствии назидательного, поучительного тона.

Сейчас в России господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой «моральный кодекс», который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении и решении тех или иных вопросов.

В процессе речевой коммуникации партнеры должны активизировать добрые начала, способствующие гармоническому сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции. Нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое обучение и воспитание должны сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко в обществе. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника. Немало вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др.

Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет. Под этикетом вообще понимается установленный, принятый обществом порядок поведения; он отражен и в речевых нормах. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления и поддержания контакта собеседников. Этикет этичен только тогда, когда основан на нравственных нормах, на добрых чувствах, когда отражается душевное богатство личности. Риторика во все времена придерживалась такого понимания в вопросах этикета.

Речевое взаимодействие в процессе общения требует соблюдения ряда принципов (максим), определяющих вклад участников речевого общения. Г.П.Грайс в книге «Логика и речевое общение» рассматривает четыре максимы, состоящие из нескольких постулатов (положений):

· максима полноты информации;

· максима качества информации;

· максима релевантности;

· максима манеры.

Первая максима полноты информации включает в себя следующий постулат количества: твое высказывание должно содержать не меньше, но и не больше информации, чем требуется для общения. Следующая максима качества информации содержит в себе следующие постулаты: не говори того, что ты считаешь ложным, и не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Максима релевантности (уместности) содержит постулаты последовательности высказываний, запрещает отклоняться от темы речи, говорить не по делу. Максима манеры содержит постулат ясности, требует избегать неоднозначности, ненужного многословия.

Этикет речевого общения требует соблюдения постулата, принципа вежливости, такта. Соблюдение этого принципа как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации общения.

Этикет в поведении и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.

В общении, в социальных контактах употребляются слова, сочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах. По словам нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень образования, и общественную принадлежность, а иногда даже профессию говорящего. Этикетные слова, принятые в молодежном общении, не употребляются среди немолодых людей. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета.

Обычно называют более десяти важнейших ситуаций, отчетливо отличающихся одна от другой и имеющих свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов. К этим ситуациям относятся:

1. Обращение – официальное или дружеское, фамильярное, интимное; обращение к одному человеку или ко многим; к знакомому или незнакомому; к мужчине или к женщине; к молодому или пожилому человеку и т.п.

2. Приветствие при встрече – на улице, на работе, дома, в официальных условиях, среди знакомых и незнакомых и т.п.

3. Прощание – дружеское и официальное, повседневное или надолго, с пожеланиями и без них и т.п.

4. Благодарность;

5. Знакомство;

6. Поздравления; пожелания; извинения; просьбы; приглашения; одобрение и др. Ситуации, в которых требуется этикет, бесконечно разнообразны.

Средства речевого этикета по своей языковой природе близки к фразеологии. Они устойчивы, подчас эквивалентны или синонимичны. Слова, например, «спасибо» и « я вам очень обязан» – взаимозаменяемы.

История возникновения этикетных слов и речений весьма поучительна, она отражает мир нравственных поисков наших предков. Например, слово «спасибо» идет от «спаси тебя (вас) бог»; «пожалуйста» – от вежливого приглашения «пожалуй, т.е. приди, войди ко мне в дом» с частицей учтивости «ста»; «благодарю» – от «дарю тебе благо, т.е. добро». Пожелания добра легли и в основу таких сочетаний, как «всего доброго». « до скорого свидания», «спокойной ночи» и т.п.

Многие этикетные обороты речи иносказательны, метафоричны: «приношу вам свои извинения» (метафора – «приношу»); « не знаю, как мне отблагодарить вас»; «не судите меня строго» и др.

Несмотря на свою устойчивость, даже стандартность, этикетные речения очень гибки и легко поддаются индивидуальному варьированию: « здравствуй, здравствуйте, здорово, будь здоров, будьте здоровы, сто лет здравствовать, здравия желаю, здорово живете, доброго здоровья».

Средства речевого этикета весьма чутки к историческому времени, к изменениям в общественной жизни. Так, за 10-20 лет произошли существенные сдвиги в обращениях «товарищ, гражданин», чаще стали употребляться формы, заимствованные из английского языка.

В употреблении речевых этикетных слов и выражений огромное значение имеет интонация. Этикетные формы только тогда эффективны, когда отражают действительные чувства, правдиво передают отношение говорящего к своему адресату. Интонации, выражение лица, особенно глаз, выдадут любую фальш и натяжку в этикете.

В то же время уже давно признано: привычка к этикетным формам общения, проще говоря – вежливое поведение, не только дисциплинирует человека, но и способствует усвоению нравственных норм, добрым отношениям между людьми. Таким образом, у этикета общая цель с риторикой.

В условиях устной речи, устного диалога выбор этикетных слов и оборотов речи протекает очень быстро, он должен быть усвоен до автоматизма, вежливые слова должны войти в привычку.

Этикет, как и язык в целом, усваивается как в практической деятельности (т.е. в речи), так и в целенаправленном обучении или самообучении.

Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей, но начальные фразы несут и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют т.н. «самоубийственные» начала выступления, затрудняющие контакт со слушателями: «я не знаю, как начать», «я, правда, специально не готовился», «вряд ли вам понравится то, что я скажу», «вам, конечно, пока не известно, что» и т.п.

Существует ряд правил речевого этикета, учитывая воздействие которых на собеседника, оратор соблюдает этику речевого общения. К ним относятся:

1. Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению. Все это не способствует успешному общению.

3. Не выпячивать собственное «я». Не следует навязывать собеседнику собственное мнение (но не запрещается убеждать!), уметь встать на точку зрения партнера.

4. Тема коммуникации должна быть понятна, уместна и интересна.

5. Учитывать порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограниченны. Исследования показали, что лучше всего воспринимается устное высказывание из 5-9 слов, при этом без паузы оно может длиться от 45 секунд до полутора минут. Рекомендуется употреблять короткие фразы, давать передохнуть слушателю.

6. Учитывать невербальные средства коммуникации. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные мимические и жестовые сигналы, дополнительно пробуждая в нем внимание и понимание.

Эти правила тесно связаны с правилами для говорящего и слушающего. Они представляют собой определенную последовательность действий, рекомендуемых для того, чтобы добиться успеха в речи. Мы уже говорили об этих правилах в восьмой лекции, но теперь рассмотрим их в связи с речевым этикетом. Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Если это сделать невозможно, то следует объяснить – почему. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Имейте такт, терпение, приложите старание к тому, чтобы выслушать внимательно и до конца. Выслушивая, ставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним (взглядом, мимикой, кивками головой, междометиями, словами). В роли слушателя надо уметь вовремя оценить мысль собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленные вопросы. Умело вступать в диалог, не уходя от роли слушающего. Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не договаривайте за него, не переводите слушание в собственное говорение. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную к другому. Но, если тот, к кому направлены слова, не реагирует, то другой может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе. Правила для слушающего теснейшим образом связаны с правилами для говорящего, т.к. они – две неразрывные стороны общения. По мнению Ю.В.Рождественского, действия слушающего определяют действия говорящего. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации вежливость. Надо не забыть поблагодарить, поздравить, одобрить какое-либо высказывание, идею и т.п. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», надо быть скромным в самооценках, не навязывать категорично свое мнение. Предписывается ставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность, осведомленность в теме разговора, следует смотреть на собеседника, постоянно поддерживая контакт внимания. Необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации. Говорящий должен помнить, что в устном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, мимику, позы. Следует ограничить свою жестикуляцию, сохранять определенную дистанцию.

Этикет проявляется в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией. Этот аспект изучается специальной наукой – проксемикой. Общие правила здесь таковы: расстояние между говорящим и слушающим определяется родом и жанром речи (наибольшая дистанция 3-4 м в ситуации официальной речи); превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи; уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется и как стремление навязать чужое мнение.

Все аспекты риторики сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Оратор одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему.

Вопросам этики и этикета письменной речи уделялось большое внимание еще в письмовниках России 18-19 вв. «Первая обязанность пишущего – помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем», - требовали от составителя письма «Табель о рангах».

Из произведений античной литературы известно, что уже в те времена существовал этикет делового письма. Так, письма античного периода должны были начинаться с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст.

С годами видоизменялись категории морали и нравственности, этические нормы и формы выражения, что не могло не коснуться этикета письменной речи. После второй мировой войны в этике письменной речи западных стран произошли значительные изменения, выразившиеся в актуализации форм изложения от третьего лица, в отказе от многих традиционных формул вежливости, в демократизации и упрощении языка текста.

П.В.Веселов в книге «Современное деловое письмо в промышленности» пишет: «Давно пора и в отечественной деловой переписке преодолеть скептицизм в отношении словесных «формул вежливости» и ввести в деловую письменную речь аспект содержания, посвященный речевому этикету». Далее он формулирует некоторые правила речевого этикета.

1. Формы обращения. Уже сложились формы обращения в официальной письменной речи, одной из которых является «Уважаемый».

2. Категории одушевленности (неодушевленности). Иногда составители текста не различают эти категории, что может привести к нарушению этики. Например, текст следующего объявления: «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выписываются в архив, а затем уничтожаются» – может нанести обиду тем, кому он адресован.

3. Местоимение «я» в деловой переписке. Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом письме. Для обозначения лиц и предметов употребляется местоимение «он».

4. Тон служебного документа. Основное требование, предъявляемое к официальному письму, - объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения, не допускается иронизирование, проявление грубости и т.п. Не следует впадать и в другую крайность – использование чрезмерной вежливости.

5. Роль вида глагола. Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а если действие находится в развитии - несовершенный вид.

Более подробно о деловой документации мы поговорим в семнадцатой лекции.

Еще со времен античности классическая риторика уделяет значительное внимание морально-нравственной составляющей ораторской речи и личности оратора. Эти важные вопросы регулирует этика красноречия. Термин этика восходит к греческому слову этос, что в переводе означает нравственный, а сама этика – систему философ-ских представлений о моральных и нравственных нормах, принятых в обществе. Этот термин впервые был употреб-лен Аристотелем в его научных трудах. Выступление в публичной аудитории предполагает сотрудничество, ко-торое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории осно-вание доверять ему; и как свойства аудитории, побуж-дающие ритора быть этичным. Этика публичной аргумен-тации связана с нормами, которые принимаются в одина-ковой степени ритором и аудиторией и с точки зрения которых оцениваются как публичные высказывания, так и участники общения

Норма – принцип или правило, регулирующее деятельность. Норма: 1) обобщает конкретные действия или опыт; 2) содержит значимые для общества категории; 3) оценивает опыт и категории, в которых он обобщен, ре-комендуя определенный образ действий. Нормы могут выражаться и формулироваться различным образом: в форме предписаний, запретов, рекомендаций, оценок, указаний на последствия действий. Нормы являются главной формой мышления и основанием культуры

По отношению к опыту, который нормы обобщает, они разделяются на умозрительные, или предварительные (априорные), прецедентные и смешанные. Умозрительные нормы предваряют возможные действия и строятся исхо-дя из анализа категорий, в которых выражаются. Преце-дентные нормы описывают имеющийся опыт, группируя и оценивая факты. В смешанных нормах используются оба принципа – логической классификации и эмпириче-ского обобщения. Понятно, что нормы всех трех видов одинаково необходимы и взаимно дополняют друг друга

В зависимости от предмета и характера оценки нор-мы подразделяются на этические и технические. Этиче-ские нормы сводятся на понятия «добро/зло», с точки зрения которых и оценивается опыт. Технические нормы сводятся на понятия «прекрасное/уродливое», которые также являются основанием оценок

Этические нормы могут быть подразделены на правовые, моральные и нравственные. Правовые нормы сво-дятся на оценку «справедливо/несправедливо», мораль-ные – на оценку «достойно/недостойно», а нравственные – на оценку «хорошо/дурно». Правовые нормы являются общеобязательными, минимальными в смысле содержа-ния требований и, как правило, нарушение правовой нор-мы влечет за собой санкцию. Правовые нормы обобщают моральные и нравственные в том смысле, что содержат необходимый минимум требований, например, закон ка-рает нанесение явного физического и морального ущерба, моральные Нормы порицают неправильное поведение, а нравственные – дурные помыслы. Правовые и нравствен-ные нормы общеобязательны. Правовые и моральные нормы содержат санкции. Моральные и нравственные нормы предполагают оценку поступка и личности, а пра-вовые – только оценку поступка

Риторическая этика имеет дело с нравственными, моральными, правовыми нормами, а также техническими нормами речи, причем последние понимаются как разряд этических. Ритор и аудитория несут этическую ответ-ственность за качество речи. Эта ответственность мо-жет быть юридической, моральной и нравственной

При всей значимости норм этика, в том числе этика речи, не исчерпывается ими. Риторическая этика изучает условия сотрудничества ритора и аудитории. В процессе обсуждения и оценки фактов, выработки, принятия и осуществления решений накапливается новый опыт, ко-торый обобщается, и создается новая реальность, в усло-виях которой протекает последующая деятельность. При этом неизбежно нарушаются те или иные нормы и, в за-висимости от последствий, они либо расширяются и до-полняются, либо отменяются, либо же в случае неоправданного нарушения нормы ритор и его аргументация оказываются этически несостоятельными

Вот почему этическая норма рассматривается как мера правильности и точности высказываний: «Кто оце-нивает произведение, не придерживаясь никаких правил, тот по сравнению с людьми, эти правила знающими, все равно, что не имеющий часов по сравнению с человеком при часах. Первый заявит: «Прошло два часа», – другой возразит: «Нет, только три четверти», – а я посмотрю на часы и отвечу первому: «Вы, видимо, скучаете», – и вто-рому: «Прошло не три четверти часа, а полтора; время для вас бежит». А если мне скажут, что для меня оно тя-нется и вообще мое суждение основано на прихоти, я только посмеюсь: спорщики не знают, что оно основано на показаниях часов»

В каждой развитой системе законодательства можно выделить правовые нормы, регулирующие речь. Они ка-саются использования языков, свободы слова и злоупотреблений ею, свободы совести, авторского права и интеллектуальной собственности, конфиденциальности, рекламирования товаров и услуг, неконтролируемого воздействия на сознание в средствах массовой информа-ции, документооборота, системы образования, публичных библиотек и издательской деятельности. Если таких за-конов нет, ритору приходится руководствоваться право-сознанием, но апелляция к правосознанию подобна опре-делению времени без часов

Моральные нормы касаются уместности публичной речи, порядка и последовательности высказываний, права на публичную речь, предоставляемого компетентностью ритора, стилистических качеств речи, обеспечивающих ее правильность, точность и ясность, ответственности за введение в заблуждение там, где она не регулируется правовыми нормами, психологического давления на ау-диторию, соблюдения правил этикета и учтивости

Нравственные нормы речи связаны с пониманием ритором ответственности за выбор предмета речи, за об-ращение к аудитории, за техническое совершенство вы-сказываний, за правильность положений, которые он вы-двигает, и за последствия решений, которые могут быть приняты

Аудитория оценивает ритора по его высказываниям. Эта оценка осуществляется с точки зрения этических и технических норм речи, но выходит за их пределы. Ауди-тория оценивает не только правильность, но и продук-тивность высказываний, то есть обоснованность отклонения от норм. Поэтому ритору могут простить, например, грубость, языковые погрешности, неточность выражения, неуместный пафос, ошибки в аргументации и многое другое, если его идеи правильны, а предложения конструктивны. Но если окажется, что предложения при-вели к нежелательным последствиям, а идеи несостоятельны, – все ошибки зачтутся