Что есть совесть? Ученые обнаружили, где у человека находится совесть Хорошо ли что у человека есть совесть.

Часть I. Совесть

«Совесть – когтистый зверь, скребущий в сердце», А.С. Пушкин

Когда-то давно меня поразил такой факт: Один русский авиационный инженер предложил императору Николаю II бросать бомбы на головы противника с аэропланов на полях сражений . Знаете, что ответил «Директор тюрьмы народов» ? Он сказал, что делать это крайне безнравственно и неблагородно . Такие трюки, мол, ставят противника в заведомо неравное положение. Нет, ну не дурак ли он был? Ведь немцы-то не постеснялись и впервые в истории создали и применили против русских же войск бомбардировочную авиацию. Ну не знают они, эти гуманисты, просвещённые, цивилизованные европейцы таких слов, как Совесть , Скромность , Стыд и Честь . А если знают, то оставляют эти понятия для врагов, иначе не одолеть этих тупых славян, которые даже врать не умеют.

А не так давно попалась на глаза заметка с интервью, взятым у афганского моджахеда, который успел повоевать ещё с русскими в восьмидесятых годах прошлого века. Он говорил про то, как американские солдаты дарят детям игрушки, жевательную резинку и кока-колу на глазах у представителей миссии , фотографируются и снимаются на видео во время «вручения подарков»; после чего всё отбирают и едут в соседнюю деревню , чтоб сняться в этом же ракурсе и там. И так и ездят с сотней многоразовых подарков по афганским провинциям, а отчёты об их «благотворительных подвигах» заполняют всю мировую прессу. В конце интервью меня поразила фраза: «Да, мы воевали с русскими, но мы их уважали, потому, что они отважные воины и у них есть совесть. У американцев совести нет вообще »!

Вот, когда я серьёзно задумался о том, что же такое совесть , и у всех ли она есть.

Дело в том, что моё поколение не ПИ и не пепси. Мы росли в стране, в которой слово Совесть было наполнено таким же реальным смыслом, как сейчас «Икея». Это не было чем-то эфемерным, потому, что у большинства людей Совесть была, и ощущалась физически, как рука или нога. Да, она спрятана внутри, но вы же чувствуете боль, если, к примеру, ноет сердце или желудок! Первый раз я испытал боль от угрызений совести в нежном возрасте, в , а во второй раз довелось почувствовать эту боль, когда забрался через открытое окно в чей-то гараж, и взял с верстака перочинный нож. Ну, не удержался, понимаете? Мне было лет семь, в таком возрасте иметь собственный складной нож – мечта для каждого мальчишки. Такой красивый, с рукояткой, на которой изображена чёрная пантера. Вот он. Без труда разыскал точно такой в Интернете.

Помню, как недолго радовался украденной вещи. Отец спросил меня, откуда у меня появился новый нож, а я опустил глаза в пол и промямлил: «Ды… Ну… На земле нашёл». Отец посмотрел на меня так, словно рентгеном просветил. Он всё понял, но ничего не сказал. А когда услышал, что я всхлипываю в своей комнате, уткнувшись лицом в подушку, вошёл ко мне, сел на край софы, молча, положил ладонь на моё вздрагивающее плечо, и молвил: «Ничего! Это тебе на будущее. Отдай нож тому, у кого взял и попроси прощения. Это будет по-мужски. Так ты заслужишь доверие и уважение. Не сможешь этого сделать – станешь чушком, и вырастешь свиньёй. Моя мать, твоя бабушка Катя, говорила: «Смолоду прореха – к старости дыра» .

Так я понял, что гораздо проще жить в ладу с собственной совестью. Чтоб не заболело горло, не нужно налегать на мороженое, а чтоб совесть не причиняла нестерпимую боль, сравнимую только с зубной, не нужно давать ей пищу. Живи по совести и не будет больно – простой закон, казалось бы, но вскоре предстояло убедиться в том, что есть, редко, но есть люди, которым проще взять и вырвать совесть с корнем, чтоб не болело когда напакостишь. И с каждым годом таких людей становилось вокруг всё больше и больше. А теперь я вижу вокруг такое, что впору в психушку сдаваться, потому, что не замечаю больше, чтоб кто-то это слово – СОВЕСТЬ – произносил. Если её нет, то и говорить не о чём! Страна инвалидов с обрезанной совестью, вот где я живу. Как же такое могло случиться?

Одно для меня очевидно: с ампутированной совестью общество идёт вразнос и самоуничтожается. Чтобы бесплатно, за счёт противника и руками самого же противника его уничтожить – ампутируйте ему совесть. И всё! Сидите и наблюдайте, как агонизирующее общество самоуничтожается. Потом подонков пустите во власть, дураков усадите перед телевизором, и грабьте страну, сколько угодно. Оставляйте рабам столько, сколько им нужно, чтоб не умереть с голоду, иначе случится революция.

Так что же это за зверь такой, совесть ?

Официальная трактовка такова: «Внутренний голос человека, помогающий самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности». Этимология слова происходит от церк.– слав., ст.– слав. – калька др.– греч. Из со + весть (см. ведать). Итак. Это совместное знание, ведание чего-либо. Чего? Истины разумеется. Правильного поведения, которое ценится обществом и принимается всеми членами, как безусловное благо.

Не нужно вспоминать про религиозные заповеди. В любом обществе существует и неписаный моральный кодекс, который не всегда соответствует нормам уголовного или административного кодексов. Причём сила его такова, что даже негодяи не в силах противопоставить ничего существенного моральным нормам. В этом плане очень показателен пример генерала Горбатова, который побывал на Колыме в качестве осуждённого в конце тридцатых годов. Вот цитата из его воспоминаний:

«Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трёхсот человек. Хотя я не скрывал крайнего нерасположения к этому теоретизирующему клеветнику, тот почему-то всегда старался завести со мной разговор. Меня это сначала злило; потом я стал думать, что он ищет в разговорах успокоения своей совести. Но однажды, будучи выведенным из терпения, сказал ему: Ты и тебе подобные так сильно запутали клубок, что распутать его будет трудно. Однако распутают! Если бы я оказался на твоём месте, то давно бы повесился… На следующее утро его нашли повесившимся. Несмотря на мою большую к нему неприязнь, я долго и болезненно переживал эту смерть».

Ну, а что же иностранцы , они-то знают про совесть что-нибудь? В словаре, прямо скажем, информации не густо. Значение слова переведено дословно – совместное знание. Но что это значит для них? Да то и значит. Дословно – совместное знание. В английском языке Conscience каншнс – буквально общая наука, совместное знание. То же и по-немецки – Gewissen . На чешском это звучит Svědomí , поляки и литовцы говорят – Sumienie , а белорусы – Сумленне . Итак, неопровержим тот факт, что во все иные языки понятие совести попало именно из русского языка. Очевидно, что и смысл его понимает только русский, ну или славянин, если быть объективным. Для носителя иного языка всё это лишь набор звуков , не подкреплённый образом, реальным наполнением.

А раз нет слова такого, понятия, значит, и совесть , как таковая, у англосаксов отсутствует ! Да простят меня читатели, симпатизирующие британцам и американцам. Но разве не является подтверждением озвученному мысли и откровения самих англосаксов? Вот что сказал, например, всеми горячее любимый, общепризнанный классик Оскар Уайльд: «Совесть – официальное название трусости». А?! Каково! А что другие говорят? Цитирую:

«Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: „но мы понимаем, что имеем в виду“. Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности – они себе верят. Это и смешно, и опасно…»

Угадайте кто? Не поверите. Это написал доктор Йозеф Геббельс .

Часть II. Скромность

«Гордость пучит, а скромность учит», (русск. народ. поговорка)

Скромность – неотъемлемая черта русского характера. Ошибаются те, кто путает её с робостью, стеснительностью и нерешительностью. У славян считалось одной из главных добродетелей – умение не выпячивать свои достоинства. Именно так. А значит, истинная скромность может быть присуща только сильным, способным, талантливым людям. Бахвальство – признак слабости и никчёмности . Оно вызвано исключительно комплексом собственной неполноценности. Трус и слабак кричит о том, какой он герой. По-настоящему сильный человек, максимум, усмехнётся про себя, не считая нужным даже опровергать хвастуна.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения её отношения к окружающим и самой себе, и проявляющееся в том, что человек не признаёт за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Скромность – это форма осознания личностью своих обязанностей перед обществом и окружающими людьми. Скромный человек потому не придаёт особого значения своим положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися.

Замечали когда-нибудь, что русский, видя как кто-либо гордится своими достижениями, неосознанно произносит: «Ой, ой, самый умный нашёлся»? А ведь дело тут не в том, что человек позавидовал «умнику». Дело в том, что в этой ситуации срабатывает генетический предохранитель, ограничивающий гордыню того, у которого получилось что-то лучше других. Если это «лучше» на самом деле имеет какую-то ценность, то общество, независимо от желания «героя», оценит это по достоинству, и это будет наградой.

В иносоциуме установлена иная модель . Там традиции самовосхваления привели к появлению совершенно абсурдных, уродливых явлений, таких например, как реклама .

Меня всегда поражали в кино сцены, где показывались старинные русские базары. Продавцы наперебой горланят хвалебные стишки, всячески нахваливая свой товар. Извините, как-то не верится в это. В 20 веке уже да, реклама прочно вошла в сознание русских купцов, но чтоб такое могло быть в допетровские времена – просто не верю. Это противоречит русскому сознанию, всему укладу жизни и вековым традициям. Это так же противоестественно, как давать односельчанину деньги в займы под процент.

Как купец мог расхваливать свой товар в присутствии другого купца, торгующего таким же товаром? Это то же самое, как указать всем, публично, что на соседнем лотке товар плохого качества. Нет, не могло такого быть на русском базаре. Покупатель сам голосовал за товар лучшего качества, и голосование проводилось рублём. А расхваливать свои пряники или баранки не только нескромно, но и аморально, неэтично. Это попытка обогатиться за чужой счёт. Это то же самое, что нагло лгать. Мы-то с вами знаем, что любая реклама – ложь . Если товар востребован, то он не нуждается ни в какой рекламе. Рекламируют как раз то, что никому не нужно, но это ненужное мошенники пытаются вам всучить, что, в принципе, уголовно наказуемо.

Реклама – такая же часть мошеннической афёры, только юридически исполнители рекламы всегда остаются в стороне, как и СМИ, которые эту рекламу распространяют. Теперь понятно, почему реклама, и для русских на таком убогом качественном уровне? Просто русские даже по прошествии сотен лет так и не научились хвалить себя и то, что нужно всучить доверчивым лохам – потреблятелям.

Часть III. Стыд

«Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества…» , М. Салтыков-Щедрин

Чувство стыда очень тесно связано с чувством, которое определяется как «совесть» . Стыд, как и совесть, присущ подавляющему числу существ на нашей планете. Разница между стыдом и совестью заключается в том, что совесть – это общественный, совместный с другими членами общества, регулятор нравственности , а стыд – индивидуальный предохранитель . Он не позволяет переступить грань дозволенного отдельной личности, индивидууму. Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

  • смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм, либо обнаружением такого.
  • позор, бесчестье,
  • то же, что срам.

Очевидно, что, находясь в полном одиночестве, человек нечасто испытывает чувство стыда, ибо «стыдно – когда видно». Однако, чувство стыда человек зачастую способен испытывать даже перед самим собой. Если вдруг он позволил себе мысль, которая идёт в разрез с общеустановленными моральными нормами. Знакомая ситуация? Значит для вас ещё не всё потеряно. Необходимо помнить, что мысль – материальна , и она может быть услышана даже без её озвучивания голосом.

Но у всех ли есть этот регулятор, позволяющий человеку оставаться человеком?

Ответ вы найдёте легко, если ответите на вопрос: имеют ли стыд те, кто позволил себе бомбардировки Белграда? Нет. Не может быть стыда у того, кто идёт к достижению цели любой ценой. Посмотрим, есть ли у англосаксов такое понятие вообще. Формально есть – shame (англ.) означает бесславие, неприятность, досаду. Как по-вашему, это и есть стыд? Нет . Это далеко не то, что чувствует человек, уличённый в безнравственности. А откуда взялось слово «шейм» – шаме? Первый результат поиска даёт: «Шам». У евреев это был продавец свечей. Нормаль так, да? А на латыни? Оказывается – «pudor» . Чувствуете откуда «ноги растут»? Нет никаких сомнений в том, что, как и первые два исследуемых понятия, слово «стыд» попало на запад из славянских языков.

«Позор» – вот этимология латинского «пудора». Так есть ли хоть какой-то положительный момент в том, что у русских существует такой тонкий ограничитель в виде стыда, если он делает русского более беззащитным перед тем, у кого это чувство отсутствует? Пока вы будете бороться с чувством стыда, принимать решение, тот ли это случай, когда сомнение нужно побороть, а стыд преодолеть, вам уже трижды оторвёт голову тот, кому не ведомы сомнения, совесть, скромность и стыд. Ему недосуг. Он знает с младых ногтей, что все методы в достижении цели хороши, и деньги не пахнут.

И какой же следует вывод? Избавиться от этого, бесполезного в нашем мире, понятия? А как же быть с его основополагающей функцией – служить ограничителем? Всем ведь известно, что ни один механизм, ни один организм не может функционировать без системы сдержек и противовесов, иначе он пойдёт в разнос. Для того и существует предохранитель, чтоб выстроить систему защиты и выжить в самых сложных условиях. Значит, Творец не стал бы наделять человека бессмысленным даром.

А вот дьявол не раз уже демонстрировал свою любовь отбирать что-то ценное. Именно он создал себе , который спроектировал себе сам. Народ, который, по его мнению, более совершенен в этом мире. Только просчитался он. Бездушная машина, сколь бы не гениально она построена, всегда проиграет человеку, имеющему душу. Помните старый советский фильм «Отроки во вселенной»? Как там подросток вывел из строя идеального робота. Всего-навсего задал ему детскую загадку: «А», «И», «Б», сидели на трубе, «А» упала, «Б» пропала. Что осталось на трубе»? Все андроиды, пытаясь решить эту задачу, превращались в груду дымящегося железа.

admin

Что такое совесть? Внутренний голос, диктующий правильную модель поведения, или бесполезное качество, мешающее достигать новых карьерных высот? Зачем она нужна человеку? Как избавиться от угрызений совести и вернуться к нормальному образу жизни? Чем руководствоваться, чтобы воспитать в себе высокоморальную и нравственную личность? ? Где находится незримая грань между понятиями «добра» и «зла»? Зачем прислушиваться к внутреннему голосу, когда выгода «лежит» на поверхности? Комплекс вопросов, возникающих у людей на подсознательном уровне. В поисках ответов нам нередко приходится постигать неизведанные области собственной души, изменяя мировоззрение и корректируя устоявшиеся принципы.

Разбираясь с терминологией, совесть – это «цензор» психологических процессов, с помощью которого человек оценивает масштабы происходящих событий. Руководствуясь внутренним голосом, мы можем определиться с целесообразностью собственных действий, выявив необходимость нашей помощи или отстраненности. Подобное чувство становится своеобразным «стоп-краном», предупреждающим нас об опасности предстоящей ситуации. Если вы поступили неправильно, то душевные муки, объясняемые угрызениями совести, направляют на верный путь в попытке исправить уже сложившееся стечение обстоятельств.

Человек, укравший чужую вещь, вернет предмет только в том случае, если у него присутствует корректно сформировавшаяся совесть. Внутренние призывы изменить положение дел помогут одуматься, сохранив свой моральный и нравственный облик. У людей, лишенных такого чувства, останется кромешная тьма в душе, сопровождающаяся .

Разновидности искаженного чувства совести

Совесть не передается человеку на генетическом уровне – она приобретается в детстве, базируясь в недрах души в процессе воспитания. Если родители выбирают некорректную модель поведения со своим ребенком, то у отпрыска автоматически складывается мировоззрение, не соответствующее общепринятым моральным законам. В семьях, где отец бьет мать, малыша во взрослой жизни не будет мучить совесть, связанная с рукоприкладством. На подсознании ребенка четко сформируется понимание того, что подобное общение между мужчиной и женщиной – это классический формат взаимоотношений.

Если вовремя не скорректировать собственное мировоззрение, то человек становится аморальной, отвергнутой социумом личностью. Гармонично сосуществовать с подобными устоями с окружающим миром у него не получится. Неудивительно, что у людей, воспитанных в неблагополучных семьях, нередко смещены понятия «добра» и «зла». Объяснение таких последствий только одно – детям не прививались нравственные и моральные законы, по которым живет общество. С течением времени у человека, на подсознании которого сложилась неверная модель социума, появляются серьезные психические нарушения, сопровождающиеся . В XXI веке выделяют четыре вида искаженной совести:

Неправильно сформированная.

Подобные чувства становятся объективным результатом неверной модели поведения, привитой ребенку в детстве. Например, ранее рабовладельческие отношения между людьми считались нормальным явлением, поэтому права на человека принадлежали высокопоставленному чиновнику или царю. Такой формат общения в социуме являлся стандартом, поэтому юношей и молодых девушек воспитывали, основываясь на этом «лекале». Неудивительно, что отпрыски впитывали свой ранг с молоком матери, зная свои привилегии и обязанности. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась, поэтому подобная модель поведения – проявление аморальных качеств, не соответствующих законам общества.

Безосновательное чувство вины.

Гнетущая форма совести, сопровождающаяся и внутренними духовными истязаниями. Возникает такое чувство в процессе образования личностного конфликта, в котором общепринятые устои и социальные законы не соответствуют мировоззрению человека. Например, родители на протяжении длительного времени воспитывали в ребенке модель отношений, в которых мужчина должен строить семью с женщиной. Повзрослевший отпрыск осознает, что испытывает сексуальное влечение к представителям своего пола. Удовлетворяя собственные желания, ему приходится идти наперекор мнению мамы и папы, нарушая устоявшиеся социальные «законы». Неудивительно, что результатом такого поступка становится появления безосновательного .

Консервативная совесть.

Беспрекословное следование общепринятым законам – нецелесообразное решение, присущее особо исполнительным или ответственным людям. Спеша на деловую встречу, они могут не обратить внимания на человека, который нуждается в помощи. Что делать в сложившейся ситуации? Какими принципами руководствоваться? Консервативная совесть будет настаивать на личной выгоде, объясняемой важностью предстоящего собеседования. Опираясь на моральные и нравственные устои, нужно остановиться и забыть о своих делах, если вы убедились в необходимости вашей помочь.

Проигнорированная или оправданная.

Угрызения совести заставляют человека испытывать духовные терзания, в процессе которых внутренний голос указывает ему на неправильность сделанного поступка. Подобное состояние неизменно сопровождается многообразием , формирующих пессимистичное мышление. В попытках скрыться от гнетущего чувства вины люди придумывают способы утолить «голод» собственной совести. Оправдание своих действий – эффективный метод, позволяющий на время вернуться к нормальному образу жизни. Игнорирование внутренних «призывов» справедливости – еще один популярный вариант, которым с удовольствием пользуются психически больные люди. Нарушая на своем подсознательном уровне гармоничное соотношение «добра» и «зла», человек лишается моральных и нравственных качеств.

Как подавить в себе совесть: распространенные ошибки

Формирование совести у ребенка напрямую зависит от воспитания родителей и ближайшего окружения отпрыска – школьных друзей или товарищей по спортивному клубу. Исправить искаженную модель поведения, избавившись от и душевных мучений, можно только с помощью профессиональной помощи практикующего психолога, который разберется с внутренними перипетиями пациента. Однако начать изменять собственное мировоззрение самостоятельно никогда не поздно. Чтобы развивать в себе подобное чувство, первостепенно нужно отказаться от типичных отговорок и оправданий бессовестных людей. Исключите из своего личностного облика следующие распространенные факторы, присущие безнравственным и безвольным персонажам:

Первоначально измените свой круг общения, перестав поддерживать отношения с бессовестными товарищами. Влияние друзей сильно сказывается на формировании личностного образа, поэтому нельзя пренебрегать этой процедурой. Регулярно находясь в компании безнравственных приятелей, вы рискуете перенять комплекс аморальных качеств. В сложившейся ситуации важно рационально подойти к решению проблемы, дав объективную характеристику каждому другу.
Перестаньте оправдывать себя, руководствуясь историческими событиями. Люди, запечатлевшие свои имена в мировых событиях, неизменно отличались набором других личностных качеств. Наполеона, объявившего войну своему тестю, сделал великим, но кровавым императором не этот поступок, а смекалка и развитое стратегическое мышление. Аристотелю, предавшему своего учителя – Платона, помогло совершить открытия не это безнравственное деяние, а гибкий ум и сообразительность. Не равняйтесь на исторические личности, у которых отсутствовала совесть – это нецелесообразное решение.

Прекратите прикрывать собственные проступки альтернативными вариантами, признанными обществом в других странах мира. Муж, изменивший избраннице, не должен объясняться с супругой, руководствуясь привилегиями многоженства в Исламе. Обманывая друга или товарища, не ссылайтесь на буддистов, которые ставят в центре религии личные желания и требования человека. Важно осознавать, что вы находитесь в обществе с устоявшимися законами, поэтому моральный и нравственный облик должен соответствовать именно таким стандартам.
Не оправдывайте свое бездействие или бессовестное поведение, прикрываясь благими целями. Нельзя помочь детям в приюте, купив игрушки на деньги, которые вы украли со сберегательных книжек пенсионеров. Женщины не смогут построить полноценные отношения, уведя мужчину из семьи, где ребенок скучает без внимания отца. Чистые помыслы отличаются прозрачностью поступков, под которыми не должно быть неприятной подоплеки.
Перестаньте злоупотреблять наркотическими средствами и табачными изделиями, заглушая чувство вины в бокале с алкоголем. Подобные препараты и вещества помогают утолить «голод» совести только на время. В результате вам придется либо спиться, либо научиться решать проблемы с появляющимися угрызениями. От внутреннего конфликта нельзя избавиться с помощью внешних факторов – только признание собственных поможет исправить сложившуюся ситуацию.
Прекращайте заниматься самобичеванием, стараясь загладить свои проступки перед обществом. Если вы искренне осознаете масштабы вины, то предпочтите тысяче слов – одно действие. Помогите детям в приюте, потратив собственные сбережения на игрушки и теплую одежду. Неприятную ситуацию можно искупить только положительными поступками и добрыми делами.

Совесть – это своеобразное , помогающее справиться с отрицательной энергетикой и дурными помыслами. В важные периоды жизни высокоморальные и нравственные люди могут рассчитывать на поддержку и полезные рекомендации своего внутреннего голоса, руководствуясь собственными желаниями в пределах социально-допустимых границ. Главное, научиться управлять своими мыслями, чтобы исключить риск возникновения неприятных ситуаций. Если человек умеет контролировать свое эмоциональное состояние, сохраняя спокойствие даже в стрессовых случаях, то вариантов положительного исхода событий становится существенно больше.

Наличие совести, которая помогает в трудные минуты жизни выбрать правильный путь – это способ избавиться от негативных эмоций и самоистязаний, обретя и спокойствие. Сосуществуя в гармонии со своими мыслями, вы сможете рационально оценивать происходящие в окружающем мире события, выбирая оптимальную модель поведения. Если вовремя не задуматься о своем моральном и нравственном облике, то можно существенно испортить отношения с близкими людьми, находясь в противоречии с общепринятыми устоями и социальными стандартами.

23 марта 2014, 16:44

Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть - лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё заявил Гитлер: «Совесть - выдумка евреев».

Понятно, что невозможно достичь ясного понимания явлений духовных с помощью одних лишь предположений. Только Всевышний, Знающий в точности сущность духовных явлений, может открыть её людям. Ниже излагается еврейский взгляд на явление, которое называется «совестью». Этот взгляд основывается на Традиции, которую Моше-рабейну получил от Владыки мира на горе Синай.

Слово мацпун («совесть») в «современном» иврите и в иврите древнем

В современном иврите совесть называется мацпун - от слова цафун - «скрытое», потому что голос совести - внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово мацпун связано со словом мацпэн («компас»), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти.

Но в древнем иврите совесть называется мусар клайот, буквально «муки почек».

В статье «Что говорит Иудаизм о “сердце”? » мы писали, что у каждого органа тела кроме физиологической имеется духовная функция. В Талмуде (трактат Брахот 61а) сказано, что духовная функция почек - указывать («советовать») человеку прямой путь. Так сказано в Гмаре: «Почки советуют».

Эта функция подобна физиологической функции почек - отделять полезное от вредного, выводить вредное (прежде всего - выделение мочи). Так и духовная их функция - отделять добрый путь от дурного.

Источник выражения мусар клайот

Выражение это восходит к словам царя Давида в книге Тэилим (16, 7): «Благословлю Господа, Который советовал мне, и ночами наставляли (мучили) меня почки мои». «Наставляли (мучили) меня почки мои» - йисруни хильйотай. Объясняет Мальбим этот стих так: хотя каждый человек наделён свободой выбора и свободен делать добро или зло, Всевышний не оставляет человека полностью во время осуществления свободы выбора. Из любви к Своим творениям Он помогает им спастись от греха. Помощь эта осуществляется двумя путями:1) Всевышний дал Тору, в которой мы находим совет, как преодолеть дурное стремление и спастись от него; 2) Всевышний вложил в душу человека нравственное чувство, называемое «совесть»; оно мучает человека, когда тот идёт дурным путём, и хранит от греха.

За эту помощь царь Давид благословляет Всевышнего, говоря: «Благословлю Господа, Который советовал мне…» - Всевышний дал нам Свою Тору, которая «советует» нам, как спастись от дурного стремления. Затем царь Давид продолжает: «…и ночами наставляли (мучили) меня почки мои» - Всевышний поместил внутрь человека почки (совесть), которые мучат его и удерживают от совершения дурных дел.

Об этом сказано и в книге Ийова (33, 15-16): «В сновиденье ночном, когда сон падает на людей, во время дремоты на ложе. Тогда открывает Он уху людей и запечатляет Свои назидания (мосарам)».

Объясняет Мальбим: во сне и в видении Всевышний «открывает ухо людей», сообщая им постановление Небес, «и запечатляет Свои назидания (мосарам)», т.е. нравственная (мусари) сила, запечатлённая в душе (совесть), побуждает человека прислушаться ко сну и оценить свои поступки.

Совесть как путь к раскаянию

Рав Кук в своей книге Орот а-Тшува перечисляет три основных пути к раскаянию. Один из этих путей он называет Мусар Клайот (т.е. совесть, как мы видели выше).

Рав Кук пишет: «Более внутренним является естественное раскаяние, душевное и духовное, то, что называют мусар клайот. Природа человеческой души - идти прямым путём. И когда [человек] сходит с такого пути и впадает в грех, если душа его ещё не испорчена полностью, это ощущение [потерянной] прямоты печалит его сердце, и оно томится и болит, и человек торопится исправить то, что испортил, пока не почувствует, что грех его стёрт. Этот путь раскаяния значительно более сложен, он зависит от многих условий, внутренних и внешних, и на нём подстерегают несколько возможных ошибок, которых следует остерегаться. Но в любом случае это - одна из основ, на которых держится раскаяние». (О возможных ошибках см. ниже «Возможность проигнорировать голос совести»).

Источник голоса совести

Как мы писали, источник голоса совести - изначально добрая природа человека (как сказано в Коэлет 7, 29: «…сотворил Б-г человека прямым»). Когда человек отклоняется от прямого пути, в глубине сердца он чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал это. Это ощущение страдания и называется «муками совести».

Муки совести, о которых говорится в Танахе

В книге пророка Шмуэля рассказано о двух случаях, когда царь Давид испытывал муки совести. В обоих случаях эти муки названы «болью (избиением!) сердца» - акаат а-лев, потому что угрызения совести воспринимаются человеком как боль в сердце.

  • 1) В книге Шмуэль I (24) рассказывается: преследуя Давида, царь Шауль зашёл «за нуждой» в пещеру, где находился Давид и его люди. Шауль не знал, что они прячутся в этой пещере, поэтому зашёл туда один. Люди Давида без труда могли бы его убить. Хотя царь Шауль преследовал Давида, тот не хотел поднимать руку на «помазанника Всевышнего». В темноте Давид тихо приблизился к Шаулю и отрезал край его одежды (меила). Давид сделал это, чтобы позднее доказать Шаулю, что не является его врагом: ведь он мог убить Шауля, но не убил. Через какое-то время Давид почувствовал угрызения совести: ведь такой поступок выражал пренебрежение к царю и царскому одеянию. Сказано: «И было после того: больно стало сердцу Давида, что он отрезал край (одежды) Шауля» (Шмуэль I 24, 5).
  • 2) В книге Шмуэль II (24) рассказано, как царь Давид не обратил внимания на запрет пересчитывать евреев и приказал своему военачальнику произвести «перепись населения». Через какое-то время царь Давид вспомнил об этом запрете и испытал муки совести, как сказано: «И дрогнуло (заболело от раскаяния) сердце Давида после того, как он сосчитал народ… И сказал Давид Господу: весьма согрешил я, что сделал это; а теперь, Господи, прости, прошу, грех раба Твоего, ибо поступил я весьма неразумно» (Шмуэль II 24, 10).
  • Муки совести, о которых говорится в Талмуде

    В трактате Гитин (57 б) говорится о Нэвузарадане, военачальнике Нэвухаднэцара: когда он захватил Иерусалим, увидел на одной из иерусалимских улиц кровь, которая не прекращала кипеть. Это была кровь пророка Зхарьи, которого евреи убили за то, что тот обличал их. Его кровь кипела долгие годы и не могла «успокоиться».

    Нэвузарадан решил «успокоить» кровь. Для этого он привел туда членов Сангедрина и зарезал их - в надежде, что теперь кровь пророка перестанет кипеть. Этого, однако, не случилось. Нэвузарадан привёл юношей, девушек и маленьких детей, казнил и их, но кровь не прекратила кипеть. Сказал Нэвузарадан: «Зхарья, Зхарья, лучших в твоём народе я погубил, хочешь ты, чтобы я погубил всех?». После этих слов кровь пророка прекратила кипеть.

    Талмуд рассказывает, что в этот момент Нэвузарадан испытал муки совести. Он подумал: «Что же, если за одну душу (пророка Зхарьи) так (полагается такое наказание - гибель стольких евреев), то мне, убившему все эти души (всех этих людей), во сколько раз большее наказание полагается?». Он раскаялся в том, что сделал, оставил войско и принял еврейство.

    Необходимость прислушиваться к голосу совести

    Говорит царь Шломо в книге Мишлей: «Глубокие воды - совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает его» (20, 5). Автор Ховот а-Левавот разъясняет: «Мудрость скрыта в истории жизни человека, в его природе, в силе его познания, как вода скрыта в недрах земли. И разумный, понимающий постарается отыскать те частицы мудрости, которые скрыты в нём, чтобы открыть её, увидеть её и почерпнуть её из своего сердца, как черпают воду из глубин земли» (Предисловие).

    Когда человек слышит голос совести?

    Как следует из стихов Танаха, приведённых выше, совесть начинает свою работу, главным образом, после того, как действие уже совершено, а не во время самого действия, т.к. во время совершения действия человек слишком занят, чтобы прислушаться к её голосу.

    И в истории с Нэвузараданом мы видим: он не почувствовал угрызений совести прежде, чем кровь пророка перестала кипеть. До этого у него просто не было времени задуматься о том, что происходит. Всё время, пока он пытался «успокоить» кровь пророка, он не мог слышать голоса своей совести.

    Из стиха Тэилим (16, 7) «…и ночами наставляли (мучили) меня почки мои» следует: муки совести обычно приходят ночью. По той же причине: в это время человек не занят, у него есть время прислушаться к голосу совести.

    Выделение времени на «вслушивание» в голос совести

    Поскольку человек способен слушать голос совести, когда он не занят, очень важно в течение каждого дня выделить себе некоторое время, чтобы оценить свои действия и прислушаться к голосу совести. О необходимости выделения на это специального времени подробно говорится в книге Рамхаля Мэсилат Йешарим (ч. 4, 5).

    Совесть указывает верный путь

    Как мы уже видели, внутренний голос предостерегает нас от дурных поступков и заставляет раскаиваться, когда мы их уже совершили. Кроме того, тот, кто умеет к нему прислушиваться, может узнать, какой путь является верным. В Мидраше Бэрейшит Рабба (95, 3) мудрецы делают вывод: праотец Авраам соблюдал все заповеди Торы прежде, чем она была дана на горе Синай. Мидраш спрашивает: «А где Авраам учил Тору?». И отвечает: «Почки его (имеется в виду совесть, см. выше) были источником его знаний».

    Но в течение веков лишь немногие смогли настолько вслушаться в свой внутренний голос, чтобы понять, в чём заключается верный путь. В книге Rejoice of Youth (ч. 2) рав Авигдор Миллер пишет: «Разум человека был более надёжен, когда мир был молод. Впечатляющей массы ложных воззрений, существующей ныне в мире, тогда не существовало. Тогда люди были в большей мере способны доискаться до истины своими силами, с помощью собственных размышлений. Их собственное сознание могло подсказать им, что истинно, а что ложно. Поэтому поколения, жившие до дарования Торы, считаются ответственными за действия, которые тогда ещё не были запрещены Всевышним (Рав Нисим Гаон в предисловии к трактату Брахот). Сегодня ложные воззрения настолько утвердились, что способны подавить голос разума».

    Возможность проигнорировать голос совести

    Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Пишет рав Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим:

    «Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».

    Сказано в Талмуде (Кидушин 20а): «Если человек не прислушался к голосу совести, Б-г наказывает его муками». Рав Хаим так объясняет это изречение: «Пока совесть ещё жива в человеке, существует надежда, что исправление придёт изнутри: ухо сможет услышать, и тогда человек пробудится и раскается, приведёт свои дела в соответствие со своим внутренним миром. В этом случае надежда не потеряна. Но если человек продолжает грешить и приходит к нему второе бедствие - он повторяет тот же грех, - то этот грех уже представляется ему разрешённым действием. Отныне он уже не сможет услышать крик своей совести. Единственная возможность - “пока не примет ещё одно бедствие”, т.е. может случиться так, что к раскаянию его побудят события внешнего мира - бедствия и мучения, и он раскается из-за бедствий и мучений, которые потрясут его и заставят задуматься о том, что он делает».

    Обычно совесть мучает человека, когда тот чувствует, что совершил какой-то поступок, который ему не подходит. Поэтому сказали мудрецы (Пиркей Авот 12:13): «Не будь грешником в своих глазах». Объясняет Рамбам: если человек ценит себя низко - не будет ему страшно совершить низость.

    И ещё в одной ситуации человек не чувствует угрызений совести, совершив грех. Это происходит тогда, когда он совершенно не осознаёт, что его поступки дурны. Например, есть люди, для которых позлословить о ком-то совершенно не представляется грехом. Но Тора относится к злословию как к одному из самых тяжких грехов, который, в определенном смысле, приравнивается к убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству.

    У йецер а-ра (дурного начала) есть очень грозное оружие в войне с совестью. Это оружие называется «разделение». Работает это так: обычно люди остерегаются воровать, но иногда позволяют себе проехать на автобусе зайцем, убеждая себя, что это вовсе не кража. Йецер а-ра часто убеждает человека: то, что ему хочется сделать, вовсе не является тем аморальным поступком, совершить который он так опасается.

    Из того, что сказано выше, следует: недостаточно во всех делах руководствоваться голосом совести, ведь ее так легко убить или обмануть. Человек, который хочет идти прямым путём, должен прислушаться к голосу Творца, Который говорит ему, какие действия являются добром, а какие - злом. И услышать его можно только с помощью изучения Торы.

    Без страха перед Небесами совесть не имеет достаточной силы

    В недельной главе Вайера (Бэрейшит 20) рассказывается: когда праотец Авраам был в Граре, он не хотел открывать тамошним жителям, что Сара его жена. Он боялся, что кто-то из них захочет взять её в жёны и ради этого убьют его. Поэтому он сказал, что Сара - его сестра. Авимелех, увидев красоту Сары, пожелал взять её в жёны и приказал слугам доставить её во дворец. Но ночью во сне Всевышний открыл Авимелеху, что Сара - жена Авраама, и предостерёг его: если он прикоснётся к Саре - умрёт. Рано утром Авимелех призвал Авраама и спросил его: «Что ты имел в виду (букв. что ты видел?), когда делал это дело?» (стих 10). Мальбим разъясняет вопрос Авимелеха: почему ты боялся, что тебя убьют, чтобы забрать Сару? «Разве ты видел, что люди моего царства проливают кровь или отнимают жён у мужей?» Мы - культурное государство, у нас много философов, просвещённых людей, у всех у нас есть совесть. Почему ты боишься, что кто-то поступит по отношению к тебе так отвратительно?

    Авраам отвечает на это (стих 11): «Так как я подумал, что нет вовсе страха Б-жия на месте сём, и убьют меня из-за жены моей». Объясняет Мальбим: «Сказал ему [Авраам]: даже если человек или народ выглядит большим философом, и установил для себя прямые обычаи, и приучил себя к добрым свойствам по своему разумению, и творит суд и милость - всё по своему разумению. При всём этом мы не можем полагаться, что в тот момент, когда соблазняет этого человека или народ его вожделение совершить злое дело, разум его окажется сильнее его вожделения. Наоборот: когда загорится в нём огонь вожделения к прекрасной женщине или богатству ближнего, и не будет вокруг посторонних глаз, тогда и разум его поддастся обману и [оправдает] и убийство, и разврат, и любое другое зло. Есть только одна сила в душе человека, на которую можно полагаться в таком случае: это страх перед Всевышним, укоренённый в душе… Потому что когда душа человека исполнена страха перед Всевышним, Который видит в нём всё открытое и скрытое и наблюдает за всеми его делами, то даже если возобладает в нём дурное начало, он будет страшиться и стыдиться Великого Царя, Который видит всё, что он делает. Тогда он остережётся творить зло… И это то, что ответил ему Авраам: “Так как я подумал - хотя я и видел, что народ твой обладает добрыми свойствами, творит суд и милость, и не видел в них никакого порока, кроме одного - что нет страха перед Всевышним на месте сём. [Страх перед Небесами может быть у людей только в том случае, если они верят в то, что Всевышний наблюдает за каждым, видит, знает и следит за всем, что происходит. Страха Б-жия не может быть у тех, кто верит, что мир существовал всегда и им управляют законы природы]. И убьют меня из-за жены моей. Я не могу полагаться на них в тот момент, когда они увидят прекрасную женщину и загорится в них огонь вожделения. Тогда они не смогут одолеть своё дурное начало и убьют меня, потому что не страшатся Всевышнего, а один только разум (т.е., человеческая совесть) и разумные обычаи не устоят перед силой вожделения”».

    Действительно, каждый может вспомнить примеры: многие люди, считающиеся большими философами, несмотря на все красивые речи, дурно обходятся с окружающими, особенно когда что-то препятствует исполнению их желаний.

    Рассказывают о великом Аристотеле. Его как-то застали за совершением неблаговидного поступка и спросили: как может быть, чтобы человек его уровня поступал подобным образом? Ответил философ: «Сейчас я не Аристотель».

    Страх перед Небесами помогает человеку всегда прислушиваться к голосу совести

    В противоположность этому, человек, у которого есть страх перед Небесами, чаще всего прислушивается к голосу совести и не снижает уровня, т.к. всегда помнит, что Всевышний - «вся земля полна Славы Его!» (Йешайа 6, 3) - видит все его дела. Рав Дов Яфэ пишет в своей книге Левадха бэ-Эмет: «Я удостоился много раз побывать у великого рава Ицхака Хунтера, благословенна память праведника. И могу засвидетельствовать, что он всегда был великим равом Ицхаком Хантером, всегда с той же мудростью и достоинством и с тем же абсолютным самообладанием».

    Заключение

    Совесть - внутренний голос, который Всевышний «встроил» в человека, чтобы тот мог исправлять свои поступки. Но человек не всегда прислушивается к этому голосу. Тому, кто хочет, чтобы совесть вела его прямым путём, следует выполнять три правила:

  • 1) Выделить время, чтобы слушать этот голос.
  • 2) Изучать Тору, чтобы знать, что в действительности является добром, каких действий ждёт от него Всевышний.
  • 3) Принять в свою душу страх перед Небесами, чтобы и в момент великого желания совершить грех слушать голоса совести.
  • Тогда пути человека будут прямыми.

    Академика Н.В. Левашова в марте 2010 года

    Что это такое – совместная весть (СоВесть)?

    Вроде, всем такое близкое понятие – Совесть … Что в нём может крыться? А ведь, скорее всего, недаром проводится массовая замена близких нам слов иностранными. Значит, то родное, чему мы зачастую не придаём значения, может действительно нести в себе немало интересного и глубинного, связывающего нас с нашими корнями – предками.

    Для того, чтобы разобраться самим и помочь разобраться другим, пожелавшим этого, людям, ребятами из омской ячейки Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век» был организован «Круглый стол» на тему Совести .

    Вообще, дискутируя друг с другом, каждый рассуждает со своей колокольни, в силу своего опыта и знаний, но мнений много, а истина – одна, и мы к ней будем подбираться постепенно. В процессе дискуссии возник вопрос: а у всех ли людей она есть, совесть? Действительно хороший вопросец!

    Некоторыми участниками «Круглого стола» высказывались мнения, что совесть имеется у каждого человека от рождения. Давайте разберёмся. Такое вполне возможно, ежели она уже присутствует при рождении конкретного человека в его генетике . Это значит, что генетика у такого человека эволюционировала уже не одно воплощение на этой Земле, а точнее – в этом или похожем социуме (у некоторых людей – и за пределами Земли). То есть, это качество возникает у человека (Сущности) на определённом этапе его развития, и при правильном развитии может закрепиться в структурах этой Сущности, т.е. в генетике. И если человек воплотился с относительно высокого уровня, то в его генетике уже заложено понятие Совести .

    Но вот, что касается её пробуждения… Сейчас на нашей Земле искусственно созданы всевозможные условия для того, чтобы, если даже такое наработанное качество, как совесть и смогло пробудиться, то человеку было достаточно трудно с ним жить. Так как существует множество ловушек, благодаря которым понятия «анти-совести» (по типу: действуй себе во благо; развивай себя; если другого бьют – это его карма, тебе вмешиваться не нужно) начинают активно внедряться в умы наших детей с раннего возраста – учителями, телевизионными программами, а что самое обидное – и самими родителями, которые воспитывают своих чад своими же примерами.

    Но генетика большинства народов достаточно сильная, чтобы смочь пробудиться (пусть и не до конца) в подобных условиях, и нашим долгом является помощь другим людям при преодолении подобных «ловушек». Таким образом, в течение текущей жизни, человек может способствовать как углублению и ещё большему укреплению в своей генетике понятия совести, так и её «усыплению». Тут многое зависит уже от самого человека.

    Но не стоит забывать – вышесказанное касается коренных народов России.

    Например, у другого народа в их «священном писании» говорится, что, так как понятия «Совести » нет в самой Торе, то такого понятия нет и в природе… То же самое касается и понятия «нравственности» (видео). Интересная логика? Не законы природы определяют то, что должно быть написано в «священных книгах», а текст какой-то «священной книги» определяет, что может быть в природе, а чего в ней нет, и не может быть.

    Вот так, если следовать понятиям, из такой «священной книги», можно делать всё что захочешь, вплоть до убийства, лишь бы это не противоречило тому, что там написано… И при этом самому думать не надо – «священное писание» делает это за тебя.

    Но почему-то, следуя логике Писания, получается, что, порой, ответственность за тот или иной поступок зависит не от сути свершённого поступка, а например, от вероисповедания того, на кого этот поступок был направлен. А на возмущение со стороны общественности, ответ примерно один: так написано в моём «священном писании», и оно наделяет меня тем или иным правом.

    УД обно, не правда ли?

    Тора Торой – о том, что там написано, конечно, знать нужно, но у нас и своих дел с проблемами хватает. На круглом столе каждый увидел свою грань понятия «Совесть» и поделился этим со всеми присутствовавшими.

    В результате беседы, мнения большинства людей, пришедших на встречу, сошлись в общей точке, совесть – это мерило поступков человека: для себя он действует, либо же вовне , на благо других. Николай Викторович Левашов очень хорошо сказал об этом в первый день проведения своего Семинара в Москве в марте 2010 года:

    «Для того, чтобы эволюционное развитие шло в нужном направлении и высокими темпами, нужно понимать некоторые простые вещи: чтобы научиться влиять на внешние процессы и события, человеку нужно не «грести под себя», а отдавать! Т.е. его действия должны быть направлены не на себя, а вовне . Когда человек озабочен только своим телом – своим желудком и кишечником – он не способен ощутимо повлиять на внешние процессы. Но если он старается работать наружу, то и эффект проявится там , куда направлены его усилия! Чтобы в человеке что-то ощутимо изменилось за время одной жизни, он должен «пахать, как папа Карло»! Он должен постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками, изживать из себя привитые инстинкты и извращённое мировоззрение, пагубные привычки и неправильное . Он должен чётко узнать и понять более высокий уровень ответственности , который непременно сопровождает более высокий уровень умений!..»

    Совесть имеется не у всех живых существ, называющих себя людьми (см. выше). Действие по совести – это когда понимаешь ответственность за совершаемое действие (как и бездействие тоже!) и не станешь делать так, как бы не хотел, чтобы поступили (или не поступили) с тобой.

    А теперь предлагаю немного задуматься над написанием самого слова – Совесть (по материалам из Интернета, в частности с сайта Википедия). Со-весть со вместная весть , то есть общеизвестные сведения, опыт, накапливаемые нами и нашими предками в течение многих жизней (о законах природы, о добре и зле и т.д.), передаваемых из поколения в поколение.

    Когда человек дорастает до уровня зарождения совести , он учится мыслить и руководствоваться не личными интересами (так мне лучше, удобнее, проще), а более масштабными интересами (так лучше для рода, природы, планеты). Когда человек дорастает до уровня зарождения совести , происходит оценка своих и чужих интересов, их сравнение и сворачивание «узконаправленных и менее ценных» в пользу «широко направленных и более ценных». Поступать по со-вести – значит действовать в интересах общества в целом: общества людей, живых организмов, природы, то есть, значит часто жертвовать личными интересами, в случае необходимости.

    Если у человека (из коренных народов ) не сильно нарушена генетическая связь – связь с его корнями – его предками, на генетическом уровне у него будет заложена достаточно сильное ощущение и понимание совести. Именно поэтому к народам Руси и применяются изощрённые методы деградации, так как такие основополагающие для нас понятия как честь , совесть , взаимопомощь очень сложно усыпить – они в нашей генетике достаточно сильно развиты.

    Новый исследовательский проект показал, что в головном мозге человека есть участки, которые отвечают за оценку жизненных ситуаций, т.е. так называемую совесть человека. Автор проекта отметил, что определенные области в головном мозге, которые отвечают за совесть, активизируются в то случае, когда человек сталкивается в жизни с каким-либо выбором или оценивает какое-либо действие (хорошее или плохое). Результаты своих работ ученые опубликовали в одном из научных журналов.

    Специалисты предполагают, что сгусток ткани в мозге, которые и удалось обнаружить, помогает человеку выбрать между «хорошим» и «плохим». Эксперты считают, что также выявленный ими участок отвечает за стратегическое планирование. Благодаря этому участку, человек способен решать несколько задач, а также делать выводы из ошибок и не совершать их в будущем.

    В ходе своих исследований ученые из Оксфорда изучили головной мозг человека, что позволило им «увидеть» часть в головном мозге, которая и отвечает за проявление совести.

    В эксперименте ученых участвовало 25 человек (и мужчин, и женщин). Специалисты хотели определить, есть ли у совести определенное месторасположение или это чисто психологический термин.

    Все добровольцы прошли магнитно-резонансную томографию, после которой группа исследователей проанализировала данные о прифронтальных зонах головного мозга человека.

    Проведенные ранее исследования показали, что совесть присуща только человеку, у животных такое явление просто отсутствует.

    В ходе анализирования данных ученые сравнивали мозг добровольцев с мозгом обезьян, которым также провели томографию, что позволило им сделать выводы, что в прифронатльной зоне имеются существенные отличия.

    Именно в этой части головного мозга располагается совесть, которая отличает человека от животных, отметил руководитель исследовательского проекта. После продолжительных исследований специалисты определили, что у приматов и человека мозг практически идентичен, за исключением области, которая отвечает за совесть.

    Условно специалистами исследуемый мозг был поделен на 12 частей, из которых 11 частей у человека и обезьяны были полностью одинаковыми, однако у человека имелись «боковые лобные полюса», которых не было обнаружено у приматов. Специалисты подчеркивают, что обнаруженные ими боковые лобные полюса совершенно уникальная часть мозга человека, которой нет ни у одного другого млекопитающего.

    Область в головном мозге, которая выделяет человека среди всех животных, имеет вид небольшого сгустка ткани шаровидной формы, за счет которой человек способен оценивать хорошие или плохие поступки. Если говорить другими словами, благодаря этой части мозга человек может проанализировать ситуации и обучаться не только на своих, но и на чужих ошибках. Человеческий мозг имеет два лобных полюса, которые расходятся в разные стороны в области за бровями.