Личность и историческая роль Александра II. Реформы Александра II Основные положения реформы

Земская реформа.

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. В марте 1859г. при Министерстве внутренних дел под

председательством Н.А. Милютина была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». Уже заранее предусматривалось,

чтобы вновь создаваемые органы местного управления не выходили за рамки чисто хозяйственных вопросов местного значения.

Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Это были выборные организации из представителей

всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы -

земские управы - в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных и

утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения:

устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной

властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

И всё же земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в организации местного мелкого кредита, путём образования крестьянских

судо-сберегательных товариществ, в устройстве почт, дорожном строительстве, в организации медицинской помощи в деревне, народного образования. К 1880г. на селе

было создано 12 тыс. земских школ, которые считались лучшими.

Городская реформа.

Следующим шагом была Городская реформа. Подготовка к ней началась в 1861 г. В 509 городах возникли местные комиссии. Её проект долго обсуждался и переделывался.

Министерство внутренних дел составило сводку материалов этих комиссий и на основании её к 1864г. выработало проект «Городового положения».

В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское

налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой (сроком на 4 года, как и сама дума),

утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решение городской думы. К 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе

Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она являлась всё же крупным шагом вперёд, поскольку заменила прежние, феодальные,

сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления

сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

Судебная реформа.

Наиболее последовательной из реформ 60-х гг. стала судебная реформа.

В 1861г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке реформы были

привлечены крупные юристы страны.

Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей,

равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов

(присяжных поверенных).

Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической

волокитой.

20 ноября 1864г. Александр II утвердил судебные уставы. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице

мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями,

утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата,

Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали

апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов,

поданные на кассацию.

По новым судебным уставам предварительное расследование было передано из введения полиции особым чиновникам – судебным следователям. Прокуратура осуществляла

судебный надзор, а не общий надзор как раньше. Вводилась адвокатура - присяжные поверенные, не состоявшие на государственной службе, но действовавшие под

контролем судебных палат.

Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных и высших чиновников и др. Важнейшие политические

преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях.

Судебные уставы распространились на 44 губернии и вводились в течение тридцати с лишним лет.

17 (21) апреля 1863 г. был принят Указ об отмене телесных наказаний, применялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных каторжных и

штрафных солдат.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в

60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления.

Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы

общественного призрения.

Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений.

Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем

всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от

губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты

государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной

направленности финансовой политики правительства.

Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные

сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов

составляли косвенные налоги.

Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу

субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Подготовка реформ на флоте началась ещё до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов,

по которым в 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии (1862-1874).Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Милютин, возглавлявший военное

министерство с 1861 по 1881 год. В 1862 году началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделены на 15 военных

округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года – с 1864 по 1867 год – численность армии снизилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс.

при сохранении военного потенциала. В 1865 году началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса.

В 60-е, по настоянию Военного министерства, были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска.

В течение 70-х гг. в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и

Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но

правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка.

Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная

и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и небывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование

за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились

особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Значение буржуазных реформ

Проведённые преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определённой степени

приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и

превращении России в буржуазную монархию.

После отмены в 1861 г. крепостного права назрела острая необходимость приспособить политический строй царской России к новым, капиталистическим отношениям. Чтобы удержаться у власти, помещики- дворяне вынуждены были пойти до некоторой степени навстречу требованиям дальнейших преобразований. К решению этих задач и сводились буржуазные реформы, осуществленные в период 1864-1874 гг.

Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство, а в числе членов постоянно действовавших управ крестьяне насчитывались единицами.

Всеми делами в земстве, касавшимися прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики. Они ограничивали инициативу и нередко самоотверженную деятельность демократически настроенных земских деятелей - учителей, врачей, статистиков. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам.

Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.

Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились главным образом о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Новые судебные уставы 1864 г. вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения.

Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны для защиты в суде своих интересов могли нанимать присяжных поверенных - адвокатов, которые имели юридическое образование и не состояли на казенной службе.



Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития страны, но на нем сказывалось влияние пережитков крепостничества; правительство и в данном случае допустило ряд важных отступлений от общих принципов буржуазных реформ. Для крестьян были созданы особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания; по политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии; политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. Вместе с тем должностные преступления чиновников объявлялись неподсудными общим судебным инстанциям. Суд в царской России продолжал оставаться зависимым от самодержавной власти.

Реформы 60-х годов коснулись также образования. Была создана сеть начальных народных училищ. Наряду с классическими гимназиями открывались реальные гимназии (училища), в которых главное внимание обращалось на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов - выборность ректора и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Несколько облегчено было положение печати. По уставу 1865 г. от предварительной цензуры освобождались книги объемом свыше 10 авторских листов, а по особому ходатайству также некоторые столичные периодические издания. За первое нарушение правил цензуры издатели получали «предостережение» , при повторном нарушении издание приостанавливалось на шесть месяцев и при третьем запрещалось.

Все эти реформы в действительности носили весьма ограниченный характер. Как учебные заведения, так и печать по-прежнему продолжали находиться под постоянным надзором царских властей и церкви.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости вынудило самодержавие провести целую серию либеральных реформ:

1) Земская реформа (1864 г.). В России появилось местное самоуправление. В уездах и губерниях создавались выборные (на 3 года) земские собрания (распорядительные органы) и управы, которые выбирались собраниями (исполнительные органы). Бессословные выборы в уездные земские собрания проводились по 3 избирательным разрядам – «куриям». а) Курия уездных землевладельцев – крупные местные землевладельцы. Курия была по преимуществу дворянской (0,9% населения – 49% «гласных»). б) Курия городских избирателей – городская буржуазия (10% населения – 20% «гласных»). в) Курия выборных от сельских обществ – крестьянство (89% населения – 30% «гласных»). Земства занимались лишь вопросами местного хозяйства и благоустройства. Финансовая база земств была крайне ограничена. Земства не располагали собственным аппаратом для реализации своих решений и поэтому полностью зависели от чиновников. Над земствами был установлен мощный бюрократический контроль. Земствам запрещалось взаимодействовать между собой. Гласность их деятельности была ограничена. Общероссийского земского органа создано не было. Несмотря на вышеуказанные недостатки реформы (объясняющиеся нежеланием абсолютизма и дворянства всерьёз поступаться монополией на власть) создание земств имело колоссальное положительное значение. Они способствовали: формированию основ правового государства и гражданского общества, психологии гражданина, развитию местной экономики. Земства стали базой формирующегося либерального движения (либеральное дворянство и «третий элемент» - земские служащие).

2) Городская реформа (1870 г.). Местное самоуправление появилось и в городах. Выборные (на 4 года) городские думы являлись распорядительными органами, а городские управы, выбираемые думами – исполнительными. Правом выбора в думу обладали лишь городские налогоплательщики (около 5 % жителей). Голосование проводилось по 3 разрядам (плательщики первой, второй и третьей трети городских налогов), каждый из которых выбирал одинаковое количество «гласных», что давало преимущество наиболее зажиточным слоям городского населения. Городской голова возглавлял и думу и управу. Городские органы самоуправления так же занимались лишь хозяйственными вопросами. Все недостатки и значение земской реформы можно приписать и городской, за исключением одного – органы городского самоуправления не стали «рассадником либерализма» в силу политической инертности российской буржуазии.

3) Судебная реформа 1864 г. Она заменила принципы средневекового судопроизводства, которые господствовали в России на новые, которые соответствовали потребностям капиталистического общества. Это: 1. Гласность судопроизводства. 2. Состязательность процесса (с обеспечением обвиняемому права на адвокатскую помощь). 3. Равенство всех перед судом. 4. Независимость судей и судебных следователей (в введение которых от полиции было передано расследование преступлений). Учреждались местные и общие суды. 5. Местные суды были представлены: а) волостными судами (для крестьян – применявшими телесные наказания и судившими не на основе законов, а на основе обычаев); б) мировыми судами (в которых единственный судья, разбиравший мелкие уголовные и гражданские дела, выбирался органами самоуправления из лиц, обладавших значительным имущественным цензом, а процесс характеризовался простотой и быстротой). 6. Общие суды – это: а) Окружные суды. В них гражданские и мелкие уголовные дела рассматривались «коронными судьями», а дела о тяжких преступлениях – судьями с участием присяжных заседателей которые должны были обладать крупным имущественным цензом. Присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. б) Судебные палаты. Они рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях и апелляции на приговоры, выносимые окружными судами без участия присяжных. В их заседаниях участвовали «сословные представители». в) Сенат. Он рассматривал наиболее важные дела о государственных и должностных преступлениях и кассации на приговоры судебных палат и окружных судов с участием присяжных. 7. Судебная реформа – самая последовательная и радикальная либеральная реформа, способствовавшая формированию основ правового государства и гражданского общества. Однако вскоре либеральные принципы судопроизводства стали ограничиваться самодержавием по делам о политических преступлениях.

После отмены в 1861 г. крепостного права назрела острая необходимость приспособить политический строй царской России к новым, капиталистическим отношениям . Чтобы удержаться у власти, помещики- дворяне вынуждены были пойти до некоторой степени навстречу требованиям дальнейших преобразований. К решению этих задач и сводились буржуазные реформы, осуществленные в период 1864-1874 гг.
Земская реформа 1864 г . состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически дозывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство, а в числе членов постоянно действовавших управ крестьяне насчитывались единицами.
Всеми делами в земстве, касавшимися прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики. Они ограничивали инициативу и нередко самоотверженную деятельность демократически настроенных земских деятелей - учителей, врачей, статистиков. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам.
Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами , избравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.
Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились главным образом о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.
Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.
Новые судебные уставы 1864 г . вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения.
Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными , и отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны для защиты в суде своих интересов могли нанимать присяжных поверенных - адвокатов, которые имели юридическое образование и не состояли на казенной службе.
Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития страны, но на нем сказывалось влияние пережитков крепостничества; правительство и в данном случае допустило ряд важных отступлений от общих принципов буржуазных реформ. Для крестьян были созданы особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания; по политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии; политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. Вместе с тем должностные преступления чиновников объявлялись неподсудными общим судебным инстанциям. Суд в царской России продолжал оставаться зависимым от самодержавной власти.



Реформы 60-х годов коснулись также образования . Ряд реформ в социально-культурной сфере , способствовали высвобождению личности, повышению уровня образования, правовой культуры общества. К этой группе можно отнести школьную, цензурной, реформы. Была создана сеть начальных народных училищ. Наряду с классическими гимназиями открывались реальные гимназии (училища), в которых главное внимание обращалось на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов - выборность ректора и деканов и расширение прав профессорской корпорации. Школьная реформа была направлена на развитие системы начального образования . Согласно Положению о начальных народных училищах (1864), разрешалось создавать начальные школы государственные, общественные учреждениям и частным лицам. Устав 1864 г предусматривал реформирование среднего образования: создавались классические и реальные, мужские и женские гимназии . В 1869 г. в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Несколько облегчено было положение печати. По уставу 1865 г. от предварительной цензуры освобождались книги объемом свыше 10 авторских листов, а по особому ходатайству также некоторые столичные периодические издания. За первое нарушение правил цензуры издатели получали «предостережение», при повторном нарушении издание приостанавливалось на шесть месяцев и при третьем запрещалось. Реформа предусматривала передачу цензурных учреждений от Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел и создания Главного управления по делам печати и центральный комитет иностранной цензуры Предварительный цензуре подлежала только печатная продукция для массового читателя, а периодические издания освобождались от нее в условиях денежного залога от 2,5 до 5 тыс. руб.

Все эти реформы в действительности носили весьма ограниченный характер . Как учебные заведения, так и печать по-прежнему продолжали находиться под постоянным надзором царских властей и церкви.