Положение человека в систематике органического мира. Систематическое положение человека в животном мире

1. К какому виду относят современного человека?

Ответ. Вид Человек разумный.

2. Что такое рудименты и атавизмы?

Ответ. Рудиментальные органы или рудименты - это некоторые органы или их части не функционирующие у взрослых животных и являющиеся для них «лишними». Наличие рудиментов - свидетельство общности происхождения.

Атавизмы - появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам.

Вопросы после § 69

1. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?

Ответ. К. Линней. в своей книге «Система природы» он выделил род людей с одним видом – Человек разумный (Homo sapiens L.) и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 г. К. Линней опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Жан Батист Ламарк в своем труде «Философия зоологии» (1809 г.) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внес Ч. Дарвин. В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) он на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. На основании этого он пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека.

2. Какие данные указывают на связь человека с животными?

Ответ. Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.

Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие. Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.

Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.

Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов на постоянные и др.

Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.

В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99 %.

О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов (наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.)

3. Каково систематическое положение современного человека?

Ответ. Полная научная классификация человека

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Плацентарные

Отряд: Приматы

Подотряд: Сухоносые

Инфраотряд: Узконосые

Надсемейство: Человекообразные

Семейство: Гоминиды

Подсемейство: Гоминины

Род: Люди

Вид: Человек разумный

Подвид: Человек разумный разумный

4. Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?

Ответ. Между человеком и животными существуют коренные отличия. Только для человека характерно истинное прямохождение. В связи с этим в строении скелета человека произошли характерные изменения: позвоночник приобрел S-образную форму, появилась сводчатость стопы, большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры, тазовые кости стали более широкими, произошло уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении.

Освободившиеся верхние конечности с гибкими кистями и противопоставленным большим пальцем превратились в органы труда.

В черепе человека мозговой отдел преобладает над лицевым. Средняя масса мозга человека составляет 1350–1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе – всего лишь 460–600 г.

Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи (вторая сигнальная система) и абстрактных символов (письмо), а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (

Появление человека как биологического вида - это результат длительного эволюционного процесса и связано с историческим развитием животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Но в отличие от них он обладает значительными особенностями, в том числе высокоразвитым мышлением, сознанием, творческой активностью, членораздельной речью, которые возникли в результате трудовой деятельности человека и его социальных отношений. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens).

Кроме признаков общих с животными человек обладает присущими только ему особенностями строения:

  • прямохождение;
  • позвоночник с четырьмя изгибами;
  • сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем;
  • очень подвижный скелет руки, и особенно кисти;
  • очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 1800 ;
  • расположение таза под углом 600 к горизонтальной плоскости;
  • сильно развитая мускулатура нижних конечностей;
  • большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;
  • мощно развитые большие полушария головного мозга с большой площадью коры (около 2400см2);
  • бинокулярное зрение;
  • ограниченная плодовитость;

44. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей.

Обычно выделяют следующие этапы эволюции человека:

1. Древнейшие стадии гоминизации - происхождение рода Homo.

2. Эволюция рода Homo до возникновения современного человека.

3. Эволюция современного человека.

Первый этап антропогенеза есть чисто биологическая эволюция. На втором этапе к элементарным факторам биологической эволюции подключается действие социального фактора, который на третьем этапе является доминирующим.

Стадия антропогенеза

1. Человек умелый – Homo habilis высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.

Первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Именно Человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ - он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающей природы. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все быликварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км. Это доказывало, что Человек умелый действительно был человеком. Он заранее подбирал камень для своих орудий. Ни одно из животных не только не подбирает сырьё для своих орудий, но и вообще не додумывается раскалывать камень, чтобы сделать его острым, превратить в орудие. Однако в отличие от более поздних видов Homo, небережно относились к изготовленным собой орудиям труда, и после использования попросту выбрасывали их. Учёные провели серию исследований и пришли к выводу, что кисть Человека умелого была способна к труду. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет. При этом самый древний из представителей нового рода, Australopithecus anamensis, произошёл непосредственно от Ardipithecus ramidus 4,4-4,1 миллиона лет назад, а 3,6 миллиона лет назад дал начало Australopithecus afarensis, к которому принадлежит знаменитая Люси.

2.Архантропы (древнейшие люди): Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и 160 см у мужчин. Рука была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейший человек и получил свое название - человек прямоходящий.

3. Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) - ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего и непосредственным предшественником неандертальца. Представитель архантропов. Обнаружена ниж. челюсть (массивная, без подбородочного выступа, в целом сходная с обезьяньей) с полным наборов зубов, к-рые как по размерам, так и по форме и строению близки к человеческим. Обычно Г. ч. объединяют с питекантропами, синантропами и др. древнейшими людьми в один вид - человек прямоходящий (Homo erectus).

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Н. habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы. в этих адаптациях значительную роль играли наряду с факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление укрытий, орудий труда и использование огня.

4.Палеоантропы (древние люди) Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Рассматривают как подвид человека разумного (Homo sapiens neanderthalensis)

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня. Для них были характерны плотное мускулистое сложение при небольшом росте (160-163 см у мужчин), массивный скелет, объемистая грудная клетка, чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности, что уменьшало относительную поверхность теплоотдачи. Эти признаки могли быть результатом отбора, действовавшего в направлении энергетически более выгодного теплообмена и увеличения физической силы. Неандертальцы имели крупный, хотя еще и примитивный мозг (1400-1600 см3 и выше), длинный массивный череп с развитым надглазным валиком, покатым лбом и вытянутым «шиньонообразным» затылком; очень своеобразно «неандертальское лицо» - со скошенными скулами, сильно выступающим носом и срезанным подбородком.

5.Неоантропы (новые люди) Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь, мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии. Ископаемые люди имели несколько более массивный скелет, чем современные люди. Древние люди создали богатую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге). Необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что может быть доказательством «взрывного», скачкообразного характера антропогенеза в этот период как в биологическом, так и в социальном смысле. С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции.

Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах , закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде.

В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов:

Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения). Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.

Человек появился на Земле в ре­зультате длительного процесса историко-эволюционного развития – филогенеза и тесно связан своим происхождением с животным миром.

Однако человек отличается от жи­вотных не только более совершен­ным строением, но и развитым мыш­лением, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые опреде­ляются комплексом социальных усло­вий жизни, общественными взаимо­отношениями, общественно-истори­ческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические осо­бенности человека.

В системе животного мира чело­век занимает следующее положение: царство – Животные, тип – Хордо­вые, подтип – Позвоночные, класс – Млекопитающие, отряд – Приматы, подотряд – Человекоподобные, сек­ция – Узконосые, надсемейство – Гоминоиды, семейство – Гоминиды, род – Человек, вид – Человек ра­зумный (Homo sapiens).

Организм человека обладает сле­дующими отличительными признака­ми, свойственными всем представи­телям класса млекопитающих.

1. Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным поз­вонком при помощи мыщелков за­тылочной кости.

2. Грудобрюшная преграда (диа­фрагма), построенная из мышечной ткани и отделяющая грудную по­лость от брюшной.

3. Два поколения зубов – мо­лочные и постоянные, подразделяющиеся на резцы, клыки и коренные зубы.

4. Наличие оформленных губ и мускулистых щек.

5. Четырехкамерное сердце, обес­печивающее доставку в ткани арте­риальной крови, которая не смеши­вается с венозной.

6. Сохранение одной (левой) ду­ги аорты, тогда как амфибии и рептилии имеют две (правую и ле­вую) дуги аорты.

7. Развитие наружного уха и на­личие в полости среднего уха трех слуховых косточек.

8. Кожа покрыта волосяным по­кровом (у некоторых – только в ут­робный период развития), богата по­товыми и сальными железами.

9. Наличие молочных желез.

Кроме перечисленных признаков строения человек имеет ряд сходных с млекопитающими биологических особенностей. Так, тело человека об­ладает постоянной температурой, близкой к 37 °С. Человеку свойствен­но живорождение, продолжительное вынашивание плода в теле матери и развитие специальных органов для выполнения этих функций.

Наиболее велико сходство челове­ка с приматами. Приматы – живот­ные, обладающие пятипалой хвата­тельной конечностью. Они способны схватывать предметы, что обеспечи­вается увеличением подвижности пальцев и способностью большого пальца противопоставляться осталь­ным.

Большая подвижность верхней конечности связана с развитием клю­чицы и с особенностями строения шаровидного плечевого сустава. Пальцы приматов снабжены плоски­ми ногтями, а не когтями. Прима­ты – стопоходящие животные. При передвижении они опираются на всю стопу. Приматы имеют хорошо раз­витые полушария большого мозга.

Для них характерна низкая пло­довитость, забота о потомстве, высо­кое развитие стадных отношений, богатая мимическая и звуковая сиг­нализация.

Человек и антропоморфные (че­ловекообразные) обезьяны (шим­панзе, горилла, орангутанг, гиббон) образуют надсемейство высших узко­носых, или гоминоидов. Важнейшие черты сходства антропоморфных обезьян с человеком проявляются в пропорциях тела: короткое туловище и длинные конечности, комплекс признаков, связанных с прямохождением: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и пояс­ничных позвонков, увеличение коли­чества крестцовых позвонков, нали­чие зачатков изгибов позвоночного столба, широкая грудина и др.

Человек и антропоморфные обезь­яны сходны по цитологическим и биохимическим признакам. Так, двойной набор (диплоидное число) хромосом в ядрах соматических кле­ток у высших антропоморфных при­матов и у человека почти одинаков (48 хромосом у приматов, 46 – у человека). Установлена гомология человека и шимпанзе по группам кро­ви и резус-фактору, который был впервые обнаружен у обезьян.

В то же время человек в отличие от высших, человекообразных обезь­ян имеет ряд характерных особен­ностей (признаков «гоминизации»).

1. Прямохождение, связанное с преобразованиями в опорно-двига­тельном аппарате.

2. Интенсивное развитие голов­ного мозга, особенно коры полуша­рий большого мозга.

3. Приспособление руки и особен­но кисти к трудовой деятельности. Возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам, особенно мизинцу.

4. Изменения зубочелюстного аппарата и формирование членораз­дельной речи.

5. Перестройка этапов онтогене­за – увеличение длительности внут­риутробного периода, замедление по­лового созревания, удлинение перио­да детства, увеличение продолжи­тельности жизни.

Следует подчеркнуть, что у чело­века свойства, появившиеся у выс­ших обезьян, выражены наиболее ярко.

А с ней и положение человека в системе животного мира, не обязательно окунаться в прошлое, потому что эволюция - это процесс, который происходит всегда и везде вокруг нас. Например, бактерии, которые легко уничтожались пенициллином раньше, приобрели новую, стойкую к антибиотикам, форму.

Естественный отбор

Природа распорядилась следующим образом: чем лучше животное приспособлено к условиям ареала, в котором оно живет, тем больше его шансы выжить и иметь потомство. Его дети могут унаследовать отклонения, которые сделали отцовское животное таким успешным в своем местном окружении. Виды животных меняются со временем, лучше приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Возникают новые виды, живут тысячи или миллионы лет, а потом исчезают. Эволюции нужно время и счастливые случаи для того, чтобы происходили изменения.

Черты, которые могут помочь выжить виду, например, - лучшие зубы или больше мозг, - могут появиться в новорожденных особей как случайные отклонения. Если новые черты действительно помогают выживать, и животные могут дольше прожить, или выжить в условиях, при которых обычный представитель вида умирает, значит, эти черты будут передаваться из поколения в поколение. Когда эти способности действительно полезны, животные, которые их имеют, постепенно вытеснят тех, которые их не имеют.

Теория Дарвина

Согласно теории Дарвина, любое живое существо не производит в ходе своей жизни тождественную копию самого себя. Дитя не похоже на мать, котенок не похож на маму-кошку, даже зерна пшеницы отличаются друг от друга. Если рассмотреть их под микроскопом или провести химический анализ, то можно заметить их непохожесть. Изменчивость является материалом для естественного отбора. Если эти свойства необходимы для жизни нового существа, то оно будет жить и приведет потомство, если - нет, то беспощадный естественный отбор уберет его из биологической сферы, и оно умрет, как сотни и тысячи неприспособленных особей. Каково положение человека в системе животного мира? Самым загадочным отбором природы, а также ее венцом, конечно, выступает человек.

Положение человека в системе животного мира

Люди причисляются к приматам, которых насчитывается более 100 видов, включая человекоподобных обезьян, горилл и шимпанзе. Если указывать положение человека в системе животного мира, - приматы, а именно шимпанзе имеют с человеком самые близкие родственные связи, 98,4% генов у них совпадают. Доказано, что 2,6 млн. лет назад произошло разделение приматов на 2 ветки. 1- в австралопитека, впоследствии вымершего, а 2 положение человека в системе животного мира, - в человека умелого. Известно, что первые человекообразные существовали на Земле еще 3-5 млн. лет назад.

Множество исследований, измерений, раскопок и, сделанных на их основе, научных доказательств, свидетельствует, что положение человека в системе животного мира причисляется к виду приматов. У всех приматов есть общие признаки.

  1. У всех есть руки и ноги с пятью пальцами на каждой.
  2. Есть зубы, которые приспособлены разжевывать много различной пищи.
  3. Все рожают в основном по одному детенышу, реже - по несколько детей.

Признаки положения человека в системе животного мира

Но между ними существуют и значительные различия.

  1. Лишь человеку свойственно прямохождение на двух ногах и, соответственно, особенное строение хребта, таза, ног, рук, мышц и других органов.
  2. Человеческая рука умеет осуществлять множество различных и точных движений. Человеческий череп более высокий и круглый;
  3. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой, имеет высокий лоб, слабые челюсти с небольшими клыками, подбородок четко очерчен.
  4. Человеческий мозг занимает объем - 1800 см3, что в 3 раза больше мозга приматов. У человека отлично развиты части мозга, где находятся важнейшие психические и речевые центры.

Первый человек среди приматов

Самый первый человеческий предок - австралопитек, уже мог передвигаться в вертикальном положении. Благодаря этому он мог держать в руках орудия труда и примитивное оружие.

По научной теории появление человека разумного не произошло внезапно, оно стало итогом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет. Ученые присвоили название «гомо сапиенс» человеку, умеющему изготавливать элементарные орудия, а также погребать своих соплеменников. Самым примитивным орудием труда были обточенные камни. 500 тысяч лет назад люди уже обрабатывали деревянные палки, делая из них копья. И лишь 250 тысяч лет назад появился

50 тысяч лет назад научились делать лампы, высеченные из камня, в которых вместо горючего был жир животных, спустя еще 20 тысяч лет появились первые лук и стрелы. От первоначального вида предков до вида «гомо сапиенс» скачки развития происходили в течение 14-20 миллионов лет. Дальнейшая эволюция привела к появлению австралопитека, умеющего применять окружающие предметы в качестве орудий, и даже подвергать их элементарной обработке.

Развитие человека

Когда приматы разделились на две ветви: первый подвид в ходе эволюции превратился в человека умелого, а второй - в австралопитека африканского, позже вымершего. Эволюция сделала скачок, когда возник вид «человек умелый». Он владел элементарным мышлением и речью, главными носителями информации, которая передавалась затем следующим поколениям. Вид «человек прямостоящий» возник 100 тыс. лет назад. С его появлением существенно увеличилось количество информации, что способствовало созданию нового типа наследия - не генетически, а через материальный и духовный опыт. У такого равнялся 1250 см3, но его эволюция на этом не остановилась. На этой стадии развития отмечался ускоренный прогресс биологических изменений.

Рассматривая положение человека в системе животного мира, кратко можно описать так.

Древнейшие люди занимались собиранием и охотой. Они вели кочевую жизнь, поедали растения и мясо животных, которые попадались им на пути. Для жилья они использовали пещеры, но древние находки подтверждают, что в этой период сооружались первые жилища из веток. В какой-то момент племена осознали, что постоянное жилище имеет ряд достоинств. В надежном месте можно спрятать съестные запасы для голодных периодов, защитить себя от непогоды и хищников. В таких селениях удобнее уживаться друг с другом, а также проще отбиваться от врага. В процессе эволюции человеческий мозг увеличился непропорционально телу. Но самое важное достижение: люди стали коллективной деятельной сущностью, основными составляющими которой выступает труд, разум и речь, и это главное отличие людей от животных.

Человек и животный мир

Положение человека в системе животного мира имеет мощное воздействие на этот мир. Человек времен палеолита уже охотился, истребляя вымерших нынче существ. Животные, птицы и рыбы давали людям еду, шкуры служили первой одеждой, обувью и предметами обихода. С тех пор как люди начали употреблять мясо, они научились добывать огонь и приручать животных. По мере улучшения орудий охоты и приручения животный мир возрастало.

Эволюция в в наше время уже не имеет значения для человека, скорее наоборот, он оказывает глобальное влияние на окружающую среду. Положение человека в современной системе животного мира несет опасность для биологического многообразия видов. Она исходит из деятельности человека, и связана с изменением среды обитания животных, глобальным изменением климата, выведением экзотических видов и распространении болезней. Независимо от цвета кожи, форм и размеров, все человечество принадлежит к одному виду - "человек разумный". Поведение человека отображает то, как запрограммировала действовать эволюция, например, искать пару, наполнять желудок или убегать от опасности.

Эволюция или внешнее вмешательство?

Все вроде бы просто и понятно в эволюционной теории происхождения человека. Но тем не менее ученые до сих не пришли к единому и неоспоримому утверждению, что именно стало толчком к переходу от приматов до человека разумного.

Согласно различным теориям могло быть внешнее вмешательство, такое как скрещивание представителей внеземных цивилизаций с предками людей или управление эволюцией силами внеземного сверхразума.

Благодаря интеллекту человек сделал огромный прорыв: он может позаботиться о себе, сделать выбор или пойти на риск. Умеет писать, сочинять музыку, рисовать красками. А также строить самолеты и корабли для исследования всей планеты, а также космические корабли, чтобы познавать космос.