Что послужило началу создания русского офицерского корпуса. История и традиции офицерского корпуса россии


Офицерский корпус Русской Армии - Опыт самопознания (Сборник)

Офицерский корпус Русской Армии

Опыт самопознания

Сост.: А. И. Каменев, И. В. Домнин,

Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред.А. Е. Савинкин.

Из предисловия: Военное дело, все более усложняясь, требует не только опыта, но и обширных знаний. Чтобы не отстать, необходима постоянная тренировка ума. Результаты военной реформы сегодня во многом зависят от идейного багажа, уровня подготовки и позиции командных кадров. Немалый интерес в этой связи может вызвать предлагаемый выпуск "Российского военного сборника", посвященный важнейшему вопросу военного строительства офицерскому. Проблемы офицерства и старой, и новой армии чрезвычайно созвучны. Через знание, воспитание, заветы и традиции необходимо унаследовать дух и ценности предшествующих поколений, восстановить офицерскую преемственность, вернуть звание офицера на должную высоту Нужно, чтобы служение России в офицерском мундире было делом чести, чтобы офицер знал и чтил свой исторический кодекс чести и, вслед за одним из героев Валентина Пикуля, мог с гордостью говорить: "Я, русский офицер, честь имею!"

С о д е р ж а н и е

Введение

РУССКОЕ ОФИЦЕРСТВО

А. Редигер, А. Добровольский, В. Муромский. Офицер

Определение. - Возникновение корпуса офицеров в Западной Европе. Значение офицеров для армии. - Обязанности. - Порядок чинопроизводства Служба по призванию. - Офицерский корпус России. - Требования М. Драгомирова.

Н. Глиноецкий. Исторический очерк развития офицерских чинов и системы чинопроизводства в русской армии

Значение чинопроизводства. - Градация военных чинов, установленная Петром I при учреждении постоянных войск. - Баллотировка. - Производство за отличие. - Служба в гвардии. - Послепетровские преобразования.

Н. Морозов. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений

Введение. Русская армия эпохи наполеоновских войн. - Наследие екатерининского века. - Вожди нашей армии в наполеоновскую эпоху. - Русская армия эпохи "плац-парада". - Гатчинский отряд. - Реформы Императора Павла I. - Военный режим в первую половину царствования Императора Александра I. - Военный режим после 1814. - Заключение о новой системе. - Выводы.

П. Режепо. Офицерский вопрос в начале ХХ века

Статистика генералов. - Численность. - Возраст. - Служба строевая и нестроевая. - Образование. - Титул. - Религия. - Боевой опыт. - Статистика полковников. - Численность. - Возраст. - Образование. - Боевой опыт. Командиры частей. - Роль офицеров. - Численность и состав корпуса офицеров. - Уход на нестроевые должности. - Уход в невоенные ведомства с сохранением мундира. - Подготовка к офицерскому званию. - Военные академии. Заключение.

Е. Месснер, С. Вакар, Ф. Вербицкий и др. Российские офицеры

Предисловие. - Было ли офицерство сословным? - Было ли офицерство кастовым? - Офицерство и режим. - Карьера офицера. - Служба офицера. Финансовое положение офицера. - Духовный облик офицерства.

ИСКУССТВО КОМАНДОВАНИЯ

А. Апухтин. Командный состав армии

Французский писатель Андре Гавэ о роли офицера-начальника Командование. - Профессия офицера. - Принципы командования. - Основные качества начальника. - Воинский дух - источник силы армии. - Назначение корпуса офицеров - быть очагом жизнеспособности армии. - Практические приемы командования. - Заключение.

Я. Червинка. Военная карьера у нас и за границею

Офицер должен подняться на высшую точку социального самосознания и доблести. - Развитие патриотизма. - Разница между нашим и заграничным корпусом офицеров. - Корпоративное сближение офицеров. - Неподготовленность к практической жизни молодых офицеров. - Товарищеские начала. - Аттестации. - Способности. - Браки. - Служба военному делу. - Офицеры и общество. Унтер офицеры. - Воспитание в военных училищах.

Н. Корф. О воспитании воли военачальников

Духовная сторона на войне. - Неумение решать и решаться. - Страх как главная отрицательная эмоция. - Виды страха. - Чувство мощи. - Уверенность в себе. - Чувство соревнования. - Самоуважение и гордость. - Уважение к начальнику. - Требования к военной системе с точки зрения воспитания воли. - Заключительные выводы.

Г. Ладыженский. О командном составе армии и системе его подбора

Идеал военачальника. - Черты военного гения Суворова. - Аттестации. краткая история духовной и умственной жизни каждого.

Э. Свидзинский. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии

Успех деятельности армии зависит от офицеров. - Стремление к развитию военного искусства, усовершенствованию военного дела. - Изучение последних войн. - Стремление к самообразованию и усиленному труду для общего дела. Долг и честь. - Военное дело основывается на практических началах. Корпорация. - Офицерские собрания и суды чести.

М. Драгомиров. Что нужно офицеру в нравственном отношении, чтобы сформировать солдата?

Твердость в основах. - Преданность военному делу. - Забота о подчиненных. - Правильное отношение к приказанию. - Единство взглядов на задачи образования и воспитания. - Законность. - Способность управлять.

А. Деникин. Начальники и подчиненные

Роль личности офицера. - Суворов и Паскевич. - Телесные наказания. Законность и человечность. - М. Драгомиров. - Мевес. - Забота о подчиненных со стороны Куропаткина.

А. Свечин. Офицеры полка в боевой обстановке

Командир полка. - Чувство ответственности - первая предпосылка успешного командования. - Значение молодости. - Кадровые офицеры. Прапорщики - Офицеры, произведенные из фельдфебелей и сверхсрочных унтер-офицеров. - Занятия с офицерами.

В. Флуг. Высший командный состав

Взгляд на войну. - Военная энергия. - Характеристика русского высшего командного состава. - Каким должен быть военный вождь. - Воспитание высшего командного состава. - Подбор высшего командного состава. - Лучше иметь мало офицеров, но превосходного качества.

ВОЕННЫЙ РЕНЕССАНС

П. Махров. Современная война и высшее командование

Неподготовленность высшего командного состава как причина поражения в Японской войне. - Случайные люди на высших постах. - Отсутствие инициативы. - Робость. - Авторитет власти, ума, боевого опыта. - Необходимость ценза. Управление войсками при помощи корпуса офицеров.

А. Розеншильд-Паулин. Строевая армия

Военная служба как профессия. - Офицерское сословие как профессиональная каста. - Отбор в корпуса и училища. - Офицерские занятия. - Курсы. - Все преимущества - строевым офицерам. - Идейность, а не мелочное обучение. - Унтер-офицеры.

Н. Морозов. К вопросу обновления армии

Сила нашей армии не в солдате, а в офицере. - Обратите внимание на офицера. - Подальше от строя. - Содержание подготовки офицера. - Воспитание офицера. - Примат боевой подготовки. - Офицерское дело. - идейное

А. Куропаткин. Меры по улучшению командного состава армии

Командный состав армии зависит от общего уровня духовных сил нации. Сделать военный мундир заманчивым. - Отбор лучших. - Армия существует для войны. - Военный мундир только для тех, кто служит в армии. - Материальное положение корпуса офицеров. - Недостатки военной иерархии. - Программа оздоровления

Е. Мартынов. Назревшие реформы

Особое значение корпуса офицеров для русской армии. - Служба без призвания. - Под постоянной опекой. - Хамство начальников по отношению к подчиненным. - Плачевное состояние офицерского вопроса. - Необходимые реформы

А. Мариюшкин. По вопросу об офицерских занятиях

Тактические занятия до сих пор носят нудный характер. - В области ратного дела необходимо постоянно учиться. - Храбрость и умение. - Армия вечный часовой. - Постоянное совершенствование. - Широта знаний. - Военная игра. - Стремление вперед и постоянная готовность.

А. Аничков. Офицерский вопрос в современной армии

Необходимость для армии доблестного офицерского корпуса. - Расширение института подпрапорщиков. - Создание типа офицера - фанатика своего дела. Воспитание и развитие будущих офицеров.

П. Краснов. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров?

, капитанов , лейтенантов . Каждый из них мог более или менее самостоятельно руководить подчинёнными в бою , а в мирное время обучать их военному делу .

В разных государствах и странах офицерские должности замещали по-разному: выбирали заместителя из нижних чинов или вербовщиков полка , продавали офицерские патенты. Позднее офицеров стали назначать королевским указом. Но вне зависимости от порядка замещения возник новый исторический феномен: армейские командиры и начальники стали составлять отдельное сообщество. В феодальных государствах офицеров набирали из дворян . Они составляли особую замкнутую касту.

Офицер в вооружённых силах России

Русское царство

В русской армии офицеры впервые появились в 1630-х гг. в полках нового строя , с привлечением (наймом) иностранных командиров (начальников), на Руси назывались начальными людьми . После Нарвской конфузии , Пётр I сделал упор на подготовку национальных командных кадров (офицерский корпус). Офицерский корпус стал формироваться из представителей дворянского сословия .

…полутора столетий офицерство в России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было наиболее привилегированной частью этого сословия. Офицеры как профессиональная группа в социальном плане стояли выше любой другой социально-профессиональной группы населения в стране. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени. И вряд ли случайно, что именно этот период ознаменован самыми славными победами русского оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко (какими они и оставались с тех пор до конца её существования), и именно в то время она была сильнейшей державой мира, занимая в нём такое положение, какое не занимала никогда ни в прошлом, ни в будущем. Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий поистине были «золотым веком» русской государственности.

Имперский период

«Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился, - вспоминал граф Е. Ф. Комаровский ; - при императрице Екатерине II мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрут».

Под опасением дурной отметки по кондуиту и даже, быть может, исключением из службы за неряшество, по прибытии в полк предстояла необходимость шить новую мундирную пару из лучшего сукна, купить или выписать шарф, вытишкеты, эполеты и темляк - по крайней мере мишурные, кивер и шпагу - одной формы с прочими офицерами своего полка. Без сюртука тоже нельзя обойтись офицеру и тёплой шинели (на вате) для зимы. Нужна кое-какая столовая посуда, постелишка, прибавить рубах, нельзя обойтись без полотенцу, носовых платков… На все это требовалось денег, больше годового прапорщичьего жалования, которого в то время он получал 450 рублей ассигнациями… Многие бедняки долго, по несколько лет, не могли выйти из долгу - или по займу у своего полкового командира, или выпрашивая своё жалование у полкового казначея вперед за треть года, чтобы рассчитаться с одним, крайне докучливым кредитором. «На брюхе шелк, а в брюхе - щелк» - никому более не приходится так истину, как пехотному субалтерн-офицеру, который содержит себя одним жалованием.

Е. И. Топчиев, мемуары.

Офицеры в ВС России делились на три категории:

  • штаб-офицеры (от нем. Stabsoffizier ) - старшие офицерские чины в вооружённых силах Российской империи (русской армии и на флоте) до 1917 года, в общем соответствовавших VI-VIII классам Табели о рангах , то есть майору , подполковнику и полковнику . Офицеры в этих чинах составляли в XVIII веке штаб полка, что определило их общее название. Штаб-офицеры имели право на обращение «ваше высокоблагородие»;
  • обер-офицеры - (от нем. Oberoffizier ) - наименование низшей категории офицерских чинов вооружённых силах Российской империи (русской армии и на флоте) до 1917 г., соответствовавших IX-XIV классам Табели о рангах, от прапорщика /корнета до капитана /ротмистра .

Было и более узкое толкование слова «офицер» - штаб- и обер-офицеры (не генералы) .

Главное назначение офицеров было - строевая служба, но нередко, замещали и такие должности, которые имели исключительно административный характер.

Также были в вооружённых силах Российской империи:

  • Унтер-офицер (от нем. Unteroffizier - младший офицер) - воинское звание и категория младшего командного, начальствующего состава в вооружённых силах (ВС) разных стран.
  • Офицер Генерального штаба - чин офицера, в последней трети XIX века - начале XX века, как правило, получивший высшее военное образование в академии Генерального штаба (окончившие полный курс Николаевской Академии Генерального штаба и причисленные к Генеральному штабу (то есть имевшие право со временем получить должность по Генеральному штабу).
  • Вахтенный офицер в русском императорском флоте - помощник вахтенного начальника .

В России с середины XIX века права личного дворянства давал чин подпоручика, потомственного - чин полковника.

«С течением времени комплектование офицерского корпуса все более затрудняется. С открыванием большого числа новых путей для деятельности лиц энергичных, образованных и знающих в армию идут наряду с людьми, имеющими призвание к военной службе, также неудачники, которым не повезло на других дорогах».

21 марта, в тот самый день, когда было отменено выборное начало в Красной Армии (приказом Высшего военного совета РСФСР), Всероссийская коллегия обратилась к специалистам военного дела, ко всем офицерам старой армии с призывом идти в РККА на командные должности.

Советский период

РККА

Командиры и бойцы РККА, 1930 г.

В начале 1942 года звания технических и тыловых служб были приведены в соответствие с традиционными («инженер-майор», «инженер-полковник»). 9 октября 1942 года была отменена система политических комиссаров вместе с особыми званиями. Должностные звания остались только для медицинской, ветеринарной и юридической служб.

В начале 1943 года прошла унификация уцелевших должностных званий. Снова вернулось в официальный лексикон слово «офицер» для командиров и начальников среднего и старшего командного состава (комсостав), вместе с погонами, и прежними знаками различия.

В период Великой Отечественной войны военно-учебными заведениями и курсами подготовлено:

  • 1941 г. - свыше 233 тысяч человек;
  • 1942 г. - 575 тысяч человек;
  • 1943 г. - более 402 тысяч человек;
  • 1944 г. - 317 тысяч человек;

Советская Армия и ВМФ

[Нагрудный знак для лиц, окончивших высшие военно-учебные заведения Вооружённых Сил СССР - высших военных училищ и военных институтов

ФСБ России

ФСО России

Имеются офицерские должности в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

СВР России

Имеются офицерские должности в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (сокращённое наименование - Росгвардия)

Предусмотрены воинские звания в войсках национальной гвардии Российской Федерации (бывшие внутренние войска МВД России), и специальные звания полиции в подразделениях выведенных из состава МВД России (Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157), таких как вневедомственная охрана и отделы (отделения) лицензионно-разрешительной работы. До перехода (в 2018 году) сотрудников на военную службу специальные звания полиции имеют сотрудники ОМОН, СОБР и авиации.

Офицеры в англоязычных странах

Офицеры Королевских вооружённых сил Великобритании.

Несколько иначе понимается категория «офицер» в странах с англосаксонской системой права, к примеру в США, Великобритании и других. Значение слова «офицер» (англ. officer ) - «служащий/сотрудник», не обязательно военный. Кроме вооружённых сил, полиции, военизированной пожарной охраны, таможенных и налоговых органов офицеры в этих странах служат в качестве начальствующего состава, например, на станциях скорой помощи и в государственных органах, контролирующих иммиграцию. Различают офицеров на комиссии (англ. соmmissioned officers ) и без комиссии (англ. non-commissioned officers ) в зависимости от наличия государственного сертификата об офицерской должности (англ. commission ). В сухопутных войсках США в составе офицеров без комиссии одним из младших званий является сержант - с категорией по денежному довольствию E5. Любой британский полицейский является «офицером полиции» (англ. police officer ), а внутрислужебный ранг определяется званием (примеры званий: констебль, сержант, инспектор). В США англ. police officer - «сотрудник полиции» может быть одним из низших рангов, наряду с «детективом полиции», «сержантом полиции», «лейтенантом полиции». Право командовать войсковыми подразделениями и иными военизированными формированиями, как правило, имеют только офицеры на комиссии .

Офицеры на комиссии

Обычно проходят обучение по теории и практике управления, а также по специальным предметам . В развитых странах комиссию, как правило, получают только офицеры с университетским образованием, хотя иногда такое повышение получают и офицеры, начавшие службу без комиссии (например, в ходе боевых действий). Не обязательно университетское образование для офицеров вооружённых сил Австралии, Великобритании, Непала, Пакистана (кроме военно-воздушных сил), Швейцарии, Сингапура, Израиля и Новой Зеландии. В израильской армии университетское образование необходимо только для продвижения в старший офицерский состав. В пакистанской армии обучение офицеров приравнено к степени бакалавра .

Офицеры без комиссии

Получают ограниченные права командования небольшими подразделениями при повышении из рядовых. Обычно проходят некоторое дополнительное обучение, но обычно их функции ограничиваются руководством по своей специальности. Обязанности в разных странах могут быть разными, в США и Великобритании именно этот состав считается «хребтом вооружённых сил» .

В военно-морском флоте иностранных государств офицеры без комиссии нередко именуются петти-офицерами или матами , а в прочих видах войск - сержантами и капралами . В странах, где принята служба по призыву, в том числе в России, их считают профессиональными солдатами, а не офицерами.

Прежде чем рассмотреть состояние офицерского корпуса русской армии на октябрь 1917 г., коротко остановимся на том, что представлял собой этот корпус перед первой мировой войной и какие изменения произошли в нем за три с половиной года. Необходимость такого экскурса диктуется тем, что без него невозможно уяснить отношение российского офицерства к Октябрьской революции и проследить его сложные пути в результате слома старой армии и упразднения офицерского корпуса. Проследить один из этих путей - переход на службу Республике Советов - и составляет основную задачу монографии.

Из табл. 1 видно, что наибольшая численность офицерских чинов была в Петербургском (с учетом Военного министерства), Киевском, Варшавском, Московском и Виленском военных округах; в Петербургском и Московском военных округах было сосредоточено и значительное число военно-учебных заведений: 100% академий, 40 военных (и специальных) училищ и 25% кадетских корпусов.

Что же представлял собой офицерский корпус русской армии в отношении социального и имущественного положения и какие изменения в нем произошли за три с половиной года войны по состоянию на октябрь 1917 г.?

При рассмотрении социального положения российского офицерства советские историки (Л. М. Спирин, П. А. Зайончковский, Л. Г. Протасов, А. П. Корелин, А. А. Буравченков и др. 1) основываются на данных, опубликованных в «Военно-статистическом ежегоднике русской армии на 1912 год». В нем, в частности, говорится, что потомственные дворяне в русской армии составляли: среди генералов - 87,5%, штаб-офицеров - 71,5, обер-офицеров - 50,4% 2 . Между тем приводимые указанными авторами сведения содержат, на наш взгляд, существенный недостаток: в них отсутствует категория «личных дворян» 3 , к которой принадлежал значительный процент русского офицерства, особенно в чине от подпоручика до подполковника включительно. Что же касается генералов и полковников, то они все относились к потомственным дворянам по происхождению или за службу, в последнем случае, согласно указу от 9 декабря 1856 г.,- при производстве в чин полковника. Из данных, приведенных, в частности, в работах Зайончковского и Корелина, видно, что удельный вес потомственных дворян по происхождению (родовых дворян) составлял в офицерском корпусе русской армии на 1895 г. 50,8% 4 , на 1897 г.-51,9% 5 (значительно более высокий процент родовых дворян сохранялся в привилегированных полках гвардии, особенно в гвардейской кавалерии). Однако накануне мировой войны, в результате определенной демократизации офицерского корпуса, что явилось следствием реформ после поражения царизма в русско-японской войне, удельный вес потомственных дворян по происхождению становится уже менее 50%, подтверждением чему может служить корпус офицеров Генерального штаба. Так, при его общей численности накануне мировой войны в 1135 человек из 425 генералов потомственных дворян по происхождению было 184 (43%), из 472 штаб-офицеров - 159 (33), из 238 обер-офицеров -106 (44%), т. е. в среднем потомственные дворяне составляли около 40% 6 .

ТАБЛИЦА 1. ШТАТНЫЙ СОСТАВ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РУССКОЙ АРМИИ ПО ДАННЫМ НА 1 ЯНВАРЯ 1914 Г. 1 *

Численность офицеров

генералы

штаб-офицеры

обер-
офицеры

всего

Военное министерство 2 *

Военные округа 3 *:

Петербургский (Гвардейский, 1-й, 18-й, 22-й армейские корпуса)

Виленский (2-й, 4-й, 20-й армейские корпуса)

Варшавский (6-й, 14-й, 15-й, 19-й, 23-й армейские корпуса)

Киевский (10-й, 11-й, 12-й, 21-й армейские корпуса)

Одесский (7-й, 8-й армейские корпуса)

Московский (Гренадерский, 5-й, 13-й, 17-й, 25-й армейские корпуса)

Казанский (16-й, 24-й армейские корпуса)

Кавказский (1-й, 2-й, 3-й Кавказские армейские корпуса)

Туркестанский (1-й, 2-й Туркестанские армейские корпуса)

Иркутский (2-й, 3-й Сибирские армейские корпуса)

Приамурский (1-й, 4-й, 5-й Сибирские армейские корпуса)

Итого по округам:

Военно-учебные заведения 5 *

1 * Составлено по: Подробная ведомость о штатном числе офицерских... чинов... в регулярных войсках, управлениях, заведениях и учреждениях военного ведомства//ЦГВИА. Ф. 2000. Оп. 2. Д. 2885. Л. 81, 82.

2 * Военное министерство накануне мировой войны включало девять главных управлений, два управления и шесть управлений генералов-инспекторов; кроме того, в состав Военного министерства входили: Военный совет, Александровский комитет о раненых, Главный военный суд и т. д. См.: Адрес-календарь: Общая роспись начальствующим и другим должностным лицам по всем управлениям в Российской империи за 1913 г. СПб., 1913.

3 * Состав военных округов по губерниям и уездам см.: Военно-статистический ежегодник за 1912 г. СПб., 1914. С. 473-515.

4 * В том числе 27 генералов, 241 штаб- и 2129 обер-офицеров казачьих войск. При этом в строевых частях русской армии существовал «некомплект», который на апрель 1914 г. составлял 3380 обер-офицеров (ЦГВИА. Научно-справочная библиотека. Всеподданнейший доклад Военного министерства за 1914 г. С. 1).

5 * К Октябрю 1917 г. в русской армии были следующие средние военно-учебные заведения: Пажеский корпус (привилегированное заведение, состоявшее из пяти старших классов кадетских корпусов и двух специальных классов с курсом военных училищ); военные училища: Александровское, Алексеевское, Владимирское, Виленское, Иркутское, Казанское, Киевское (с июля 1914 по октябрь 1915 г.- 1-е Киевское), Николаевское (с июля 1914 по октябрь 1915 г.-2-е Киевское), Одесское, Павловское, Ташкентское, Тифлисское, Чугуевское; кавалерийские училища: Елисаветградское, Николаевское, Тверское; казачьи училища: Новочеркасское, Оренбургское; артиллерийские училища: Константиновское, Михайловское, Николаевское, Сергиевское; инженерные училища: Алексеевское, Николаевское; Военно-топографическое. Всего в Пажеском корпусе и 25 училищах было 780 генералов, штаб- и обер-офицеров и 10 178 юнкеров (из них 330 пажей). Хотелось бы особо отметить, что в русской армии с 1910 г. «юнкерских училищ», о которых часто говорится в советской исторической литературе, уже не было: приказами по военному ведомству № 62 и 243 от 1910 г. последние юнкерские училища (Одесское, Чугуевское, Виленское, Тифлисское пехотные, Тверское кавалерийское, Новочеркасское, Оренбургское казачьи) были переименованы в военные (соответственно в кавалерийские и казачьи) училища. В русской армии было 29 кадетских корпусов, в которых по штату состояло 785 генералов, штаб- и обер-офицеров и 11 618 кадетов. См.: Общий состав чинов. Г. Управления генерал-инспектора военно-учебных заведений. II. Главного управления сил заведений. III. Всех военно-учебных заведений, подведомственных названному Главному управлению. СПб., 1914 г.

6 * В том числе офицеры, обучавшиеся в пяти академиях: Николаевской военной (до 1909 г.- Генерального штаба), Михайловской артиллерийской. Николаевской инженерной, Александровской военно-юридической, Интендантской и в офицерских школах (Стрелковой, Кавалерийской, Электротехнической, Воздухоплавательной и др.).

7 * В это число не входят: офицеры Отдельного корпуса пограничной стражи (27 генералов, 280 штаб- и 1338 обер-офицеров), который в мирное время имел двойное подчинение: его шефом был министр финансов, вопросы же укомплектования, размещения, обучения и т. д. находились в ведении военного министра; офицеры Отдельного корпуса жандармов (35 генералов, 407 штаб- и 555 обер-офицеров), подчинявшегося министру внутренних дел (после Февральской революции этот корпус был упразднен, многие генералы и старшие офицеры уволены, а младшие офицеры направлены в Действующую армию); примерно 200 генералов, штаб- и обер-офицеров казачьих войск, проходивших службу во внутреннем военном управлении во всех 11 казачьих войсках (Донском, Кубанском, Терском, Оренбургском, Забайкальском, Сибирском, Уральском, Семиреченском, Астраханском, Амурском, Уссурийском, по данным на 1 апреля 1912 г.).

По данным, приведенным в работе П. А. Зайончковского, «подавляющая часть офицеров - потомственных дворян (по происхождению,- А. К.) не имела никакой собственности» 7 ; исключение составляла гвардия. Поэтому можно согласиться с мнением А. П. Корелина, что «в целом для большинства (по нашему мнению, для подавляющего большинства.- А К.) офицеров жалованье (а после выхода в отставку - пенсия.- А. К.) представляло единственный источник средств существования» 8 .

Таким образом, несмотря на то что в сословном отношении офицерский корпус русской армии накануне мировой войны «сохранял в основном дворянский характер» 9 , родовое дворянство (исключая офицерство, относившееся к наиболее привилегированным полкам гвардии и особенно гвардейской кавалерии) было, как правило, беспоместным, а среди служилого дворянства высокий процент составляли разночинцы, хотя, как справедливо подчеркивает П. А. Зайончковский, это отнюдь не означало господства в офицерском корпусе «разночинной идеологии» 10 . Поэтому положение о том, что офицерский корпус русской армии был «буржуазно-помещичьим» или что он состоял, «как правило», «в подавляющем большинстве» из выходцев или представителей «эксплуататорских классов» 11 , не может быть, как нам представляется, признано правомерным ни для времени накануне мировой войны, ни тем более для осени 1917 г.

Коренные изменения в офицерском корпусе русской армии, особенно его обер-офицерском составе, который превышал 80% численности этого корпуса, произошли за время мировой войны.

12 июля 1914 г., на месяц раньше срока, был произведен в офицеры 2831 человек 12 , а с объявлением мобилизации 18 июля призваны офицеры из запаса и отставки, в результате чего общая численность офицерского состава достигла 80 тыс. 13 С начала войны - хотя и с сокращенным сроком обучения, но с чином «подпоручик» (т. е. с правами кадровых офицеров) - были выпущены: 24 августа - 350 человек в артиллерию, 1 октября - 2500 человек в пехоту, 1 декабря (последний выпуск подпоручиков) - 455 человек в артиллерию и 99 - в инженерные войска 14

Большие потери офицерского состава, особенно в пехоте 15 , расширение масштабов войны и необходимость в связи с этим формирования новых соединений и частей 16 потребовали значительного увеличения численности офицерского корпуса. Для этого была начата в широких масштабах подготовка офицеров военного времени - прапорщиков 17 путем перевода военных и специальных училищ на ускоренный (3-4-месячный для пехоты и 6-месячный для кавалерии, артиллерии и инженерных войск) курс обучения (причем в 1915 г. в Киеве были учреждены два военных училища - Николаевское артиллерийское и Алексеевское инженерное) и открытия школ прапорщиков с такими же сроками обучения (всего была открыта 41 школа) 18 . Подготовка офицеров военного времени проводилась также в школах прапорщиков ополчения; в школах, созданных при фронтах и отдельных армиях; при запасных пехотных и артиллерийских бригадах; при некоторых кадетских корпусах 19 , и т. д. Кроме того, в чин прапорщика производились и без прохождения ускоренного курса в училищах и школах прапорщиков вольноопределяющиеся, «охотники» и так называемые «жеребьевые 1-го разряда по образованию», поступившие на действительную военную службу по жребию к 1 января 1914 г. (по Уставу о воинской повинности 1912 г.), а также тысячи унтер-офицеров и солдат за боевые отличия, юнкера «ударных батальонов» после первых же боев, в которых они участвовали, независимо от времени их пребывания в военном училище или школе прапорщиков 20 и т. д. Первый выпуск прапорщиков пехоты - офицеров военного времени - из военных училищ численностью 4 тыс. человек состоялся 1 декабря 1914 г., всего же до 10 мая 1917 г. было подготовлено свыше 170 тыс. прапорщиков (табл. 2).

Для того чтобы выяснить, сколько же всего было выпущено офицеров военного времени по октябрь 1917 г. включительно, воспользуемся вспомогательными данными. Так, в течение десяти месяцев 1917 г. из школ подготовки прапорщиков пехоты было выпущено около 39 тыс. человек, из Петроградской школы подготовки прапорщиков инженерных войск - 830, из Екатеринодарской школы подготовки прапорщиков казачьих войск - 400 человек. Из военных училищ после окончания ускоренного курса за тот же период было выпущено офицерами 24 532 человека, из специальных военных училищ (артиллерийских и инженерных) - 3675 человек 21 ; с 11 мая по октябрь 1917 г. было три выпуска из казачьих училищ (два из Новочеркасского и один из Оренбургского) - всего 600 прапорщиков казачьих войск.

Приведенные цифры в основном характеризуют численность прапорщиков, выпущенных из военных (специальных) училищ и школ прапорщиков за 10 месяцев (с января по октябрь 1917 г.). Следовательно, мы можем принять, что за 6 месяцев (с мая по октябрь) была выпущена в среднем половина этого числа.

Таким образом, общее количество офицеров военного времени, подготовленных в военных и специальных училищах и в школах прапорщиков пехоты и специальных войск, по состоянию на октябрь 1917 г. может быть представлено следующим образом: подготовлено прапорщиков с 1 декабря 1914 по 10 мая 1917 г. 172 358 человек; выпущено из военных, специальных и казачьих училищ с 11 мая по октябрь 1917 г. 14 700 человек; выпущено из школ прапорщиков пехоты, инженерных и казачьих войск с 11 мая по октябрь 1917 г. 20 115 человек; всего около 207 тыс. человек. Если к этому прибавить произведенных в прапорщики за время июньского наступления 1917 г. юнкеров, унтер-офицеров и солдат «ударных батальонов», «батальонов смерти» и т. д., то можно в целом согласиться с мнением Л. М. Спирина, что всего за время войны в прапорщики было произведено около 220 тыс. человек 22

ТАБЛИЦА 2. ЧИСЛЕННОСТЬ ОФИЦЕРОВ, ВЫПУЩЕННЫХ ИЗ ПАЖЕСКОГО КОРПУСА, ВОЕННЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ, А ТАКЖЕ ПРОИЗВЕДЕННЫХ В ЧИН ПРАПОРЩИКА ЗА БОЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ С 1 ДЕКАБРЯ 1914 ПО 10 МАЯ 1917 Г. 1 *

Год и номер приказа
по военному ведомству

Число прапорщиков

1914, № 689. 756
1916, № 3091

Окончили школы подготовки прапорщиков пехоты,
комплектуемые воспитанниками высших учебных заведений 2 *

Произведены в чин прапорщика за боевые отличия
как пользующиеся правами по образованию, так и не имеющие таких прав

Выпущены из школ подготовки прапорщиков пехоты, школ прапорщиков
ополчения и школ прапорщиков инженерных и казачьих войск 3 *

1914, № 742
1915, № 189. 228, 689
1916, № 622

Произведены в чин прапорщика на фронте или в тылу по «удостоению
строевого начальства» для пополнения некомплекта (1-го и 2-го разрядов по образованию)

1914, № 587
1915, № 110, 423

Всего прапорщиков

1 * Составлено по: ЦГВИА. Ф. 2015. Оп. 1. Д. 4. Л. 5 об. - 6.

2 * Для подготовки офицеров пехоты военного времени из воспитанников высших учебных заведений было выделено 12 школ прапорщиков на 500 юнкеров и одна школа прапорщиков инженерных войск на 500 юнкеров (ЦГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 264. Л. 1, 2). После одного выпуска эти школы прапорщиков были переформированы в школы, комплектуемые на общих основаниях.

3 * В отношении этих прапорщиков было сказано: «Правами офицеров действительной службы не пользуются; по демобилизации армии подлежат увольнению в запас или ополчение» (ЦГВИА. Ф. 2015. Оп. 1. Д. 4. Л. 5).

Необходимость подготовки такого количества командного состава диктовалось тем, что кадровый состав основного рода войск - пехоты понес тяжелые потери уже в боях первых месяцев войны и был «добит» во время летнего отступления 1915 г.; уже к концу этого года подавляющее большинство ротных и даже часть батальонных командиров были офицерами военного времени. В результате к осени 1917 г. в пехотных полках командный состав сложно было разделить на две неравные, резко отличавшиеся друг от друга части - кадровых офицеров (главным образом начавших войну младшими офицерами), в какой-то степени еще сохранивших свои сословные признаки, и офицеров военного времени, которые в своем подавляющем большинстве представляли мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию, служащих. Первые составляли около 4% от всего офицерского состава 23 (т. е. 1-2 кадровых офицера на полк), остальные 96% были офицерами военного времени 24 .

Большинство из оставшихся в строю прапорщиков выпусков конца 1914 -первой половины 1915 г., получив боевой опыт, к октябрю 1917 г. были уже поручиками и штабс-капитанами 25 , многие из них успешно командовали ротами и даже батальонами. Прапорщики, выпущенные во второй половине 1916 г., и особенно в 1917 г. (они составляли не менее 50% от общего числа офицеров военного времени), имели значительно меньший боевой опыт, а многие из них вообще его не имели. Подобное положение можно объяснить тем, что боевых потерь с весны 1917 г. по сравнению с первыми двумя годами войны было относительно мало, производство же офицеров военного времени шло прежним, усиленным темпом, и на фронт поступали тысячи молодых офицеров.

Отсутствие достаточного боевого опыта у офицеров военного времени могло было быть в какой-то степени возмещено их теоретической подготовкой - общеобразовательной и специальной военной. Однако общеобразовательный ценз офицеров военного времени был невысок: несмотря на его разнообразие - от примитивной грамотности до законченного высшего образования, в целом свыше 50% офицеров военного времени не имели даже общего среднего образования. Что же касается специальной военной подготовки, то ее также нельзя было считать удовлетворительной, особенно у окончивших 3-месячный курс школ подготовки прапорщиков (уровень общеобразовательной и военной подготовки был выше у офицеров военного времени, окончивших кадетские корпуса).

Таким образом, к осени 1917 г. командный состав Действующей армии, составлявший почти 70% численности офицерского корпуса, практически соответствовал числу лиц в России того времени, имевших какое-либо образование (хотя бы и низшее); все такие лица призывного возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, становились офицерами 26 . Основная их масса происходила из мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, служащих и даже из рабочих, но их было немного 27 . Следует особо подчеркнуть, что до 80% прапорщиков происходили из крестьян и только 4% - из дворян 28 .

Важным источником для характеристики социального состава офицеров военного времени является доклад генерала А. А. Адлерберга, состоявшего в распоряжении верховного главнокомандующего, о результатах осмотра запасных батальонов в конце 1915 г. В докладе отмечалось, что «большинство прапорщиков состоит из крайне нежелательных для офицерской среды элементов» (среди них были чернорабочие, слесари, каменщики, полотеры, буфетчики и т. д.). Вследствие того что «нижние чины часто, не спросив даже разрешения, отправляются держать экзамен», имели место факты, когда «совершенно негодные нижние чины» попадали в прапорщики. В соответствии с резолюцией на этом документе Николая II - «на это надо обратить серьезное внимание» - военный министр предписал начальнику Главного управления военно-учебных заведений «при приемах в военные училища молодых людей со стороны (т. е. не из кадетских корпусов,- А. К.) обращать строгое внимание на соответствие кандидатов офицерскому званию, нижних же чинов принимать в военные училища при непременном условии удостояния (согласия.- А. К.) их к тому начальством» 29 . Приведенный документ является еще одним доказательством того, что основную массу строевого офицерства русской армии в годы первой мировой войны никак нельзя относить к «буржуазно-помещичьим» кругам России. Ошибочной также является точка зрения некоторых советских историков, и в частности 10. П. Петрова, согласно которой «офицерский корпус старой русской армии... комплектовался из представителей господствующих классов - помещиков и буржуазии» и лишь в связи со значительным увеличением численности этого корпуса в его среду получили «некоторый доступ» представители демократических элементов 30 . Между тем из вышеизложенного видно, что этот «некоторый доступ» в офицерский корпус демократических элементов практически означал, что они составляли свыше 80% офицеров военного времени. Что же касается генералов и штаб-офицеров, то можно согласиться с мнением Л. М. Спирина, что за время войны социальный состав генералов претерпел незначительные изменения, а среди штаб-офицеров несколько возросло число представителей буржуазии. Таким образом, к осени 1917 г. «верхушка офицерского корпуса по-прежнему оставалась дворянской» 31 .

В исторической литературе в отношении численности офицерского корпуса русской армии по состоянию на октябрь 1917 г. существуют различные точки зрения: Л. М. Спирин определяет ее в 240 тыс. человек 32 , А. А. Буравченков - в 275- 280 тыс. 33 , а Г. Е. Зиновьев доводит до полумиллиона 34 .

По нашему мнению, этот вопрос требует специального всестороннего исследования. Но в интересах темы целесообразно сделать попытку, не претендуя на исчерпывающую точность приводимых данных, высказать следующие соображения. Как отмечалось выше, после проведения мобилизации офицеров, состоявших в запасе и бывших в отставке, а также досрочных выпусков офицеров из военных и специальных училищ численность офицерского корпуса достигла 80 тыс. человек. За время войны в него влилось примерно 220 тыс. прапорщиков. Потери офицерского состава за время войны достигли 71 298 человек 35 , из них вернулось в строй (после излечения ранений, контузий, болезней и т. д.) до 20 тыс. человек 36 . Таким образом, можно принять численность офицерского корпуса русской армии к октябрю 1917 г. в 250 тыс. человек.

Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами традиция - это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение.

С точки зрения социальной роли, говорил А.С. Макаренко, традиции - это “социальный клей”, который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы. Это соединение осуществляется посредством следующих составных элементов традиций.

Основные понятия идей и взглядов, которые культивировались в офицерской среде и сформулированы выдающимися военными деятелями и мыслителями прошлого, сводятся к следующим положениям:

·Родина - святое и важное понятие для человека, особенно офицера. Он готов отдать для ее благополучия, процветания и независимости все. Нет больше чести, “как положить душу за други своя...”

· Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение - высочайший долг.

·Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне представляет собой организованную массу, девиз которой “Победить или умереть”.

· Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Готовить себя к войне поздно на поле сражения!

·Не так важно уничтожить врага, как подорвать его уверенность в силах, заставить прекратить борьбу, подчинить своей воле.

· Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовстве, унижающих солдата.

·Мы должны все время помнить, что окружены врагами... У России только два союзника - ее Армия и Флот.

В русской армии было единство взглядов офицеров по ряду принципиально важных позиций, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания.

Вот некоторые из них.

  1. Офицером может быть только честный, добросовестный и достойный уважения человек. Лица, не отвечающие этим требованиям, должны быть удалены из офицерского корпуса.
  2. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности, взаимной поддержке и выручке.
  3. Старший по званию или по должности начальник - такой же офицер, лишь обладающий большими полномочиями и ответственностью.
  4. Офицер стоит на страже общенациональных интересов, безопасности и покоя сограждан, независимо от того, к какому слою общества они относятся.
  5. Офицер не имеет права участвовать в политической или классовой борьбе. Основная политическая линия офицера - безусловная поддержка законной власти.
  6. Для русского офицера подчиненные - это его ближайшие соратники, которые нуждаются в наставлении, помощи, поддержке, понимании. “Не торопитесь заключать, что если вас не понимают, то потому, что неразвиты, - отмечал генерал М.И. Драгомиров, - проверьте лучше себя, доразвились ли вы сами до того, чтобы всякий вас понимал”.

Следующие четыре элемента традиций, рассмотрим через устоявшиеся общепринятые нормы поведения и действия офицеров в различных видах деятельности: боевой, служебной и бытовой.

Боевые традиции русских офицеров:

^ Без колебаний идти в бой, не дрогнув перед опасностью и смертью. Так, командир пехотного корпуса в Отечественную войну 1812 г. генерал Д.С. Дохтуров, совершенно больной, мчался защищать Смоленск со словами: “Лучше умирать на бранном поле, чем в постели”.

^ Воевать достойно и достойно умереть. Подтверждение этому положению - пример с генерал-майором Я.П. Кульневым, командиром кавалерийского отряда. Ему во время войны с наполеоновской армией, в сражении под Клястицами, ядром оторвало ноги. Упав с лошади, он сорвал с шеи крест Св. Георгия, бросил его окружившим со словами: “Возьмите! Пусть неприятель, когда найдет труп мой, примет его за труп простого рядового солдата и не тщеславится убитием русского генерала”.

^ Постоянная бдительность. Еще Владимир Мономах в своем “Поучении” говорил: “На войну выходя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает”.

^ Необыкновенное благородство, умение подавить в себе честолюбие в минуты опасности для Родины. В 1813 г., после смерти фельдмаршала М.И. Кутузова, главнокомандующим стал граф Витгенштейн. Три стар­ших, более опытных генерала были обойдены этим назначением, но беспрекословно, подавив в себе честолюбие, выполнили свой воинский долг.

^ Верность присяге, отсутствие всякой мысли об измене, плене и т.п. Примеров этому множество. Вот один из них. Майора Юрлова, начальника инвалидной команды, Пугачев хотел переманить на свою сторону, но тот ответил отказом, за что разбойник повесил его.

^ Отсутствие боязни перед вышестоящим начальником. Князь Голицын, будучи дважды отбитым при штурме крепости Шлиссельбург, получил приказание царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч. Но не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость.

Таким образом, вышеперечисленные действия русских офицеров в боевых условиях свидетельствуют об их верности присяге, преданности воинскому долгу, достоинстве, благородстве, смелости и чести. Они должны служить современным офицерам ВС РФ образцом для подражания и духовным ориентиром.

Наряду с множеством прекрасных боевых традиций русских офицеров достойны подражания и их служебно-бытовые традиции. Рассмотрим некоторые из них.

^ Верность своему слову. Данное положение свидетельствовало о том, что слово офицера должно быть залогом правды, а ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в честность офицера, бесчестят его звание и не могут быть терпимы.

^ Уважение законов государства. Офицер, будучи человеком государственным, должен уважать законы государства и личные права каждого гражданина.

Мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни. Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру.

Разборчивость в выборе друзей, знакомых, определение круга общения. Офицер должен бывать только в таком обществе, где господствуют добрые нравы. Ему нельзя забывать, что на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания, необходимо воздерживаться от действий, которые могут бросить хотя бы малейшую тень на корпус офицеров.

^ Преданность военной форме. Русские офицеры носили форму на службе, вне службы, дома, в отпуске. И это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он всегда находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии, что свидетельствовало о немедленной готовности обнажить его для утверждения чести и славы Родины.

^ Публичная вежливость. Поведение в общественных местах согласно традициям русских офицеров обязывало почитать старших по званию и должности.

Отцовская заботливость о солдате. “Офицеры суть солдатам, яко отцы детям” (Петр I); “Слуга царю, отец солдатам” (А.С. Пушкин).

^ Забота о пристойности брака. Офицеру нельзя было жениться, не спросив разрешения на это командира полка и согласия общества офицеров полка.

Офицеры были обязаны вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. Например, офицер не имел права ходить в трактиры и рестораны 2-го и 3-го класса, занимать места в театрах далее 5-го ряда и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что традиции пронизывали все сферы жизни и деятельности русского офицерского корпуса и являлись моральным законом их поведения в боевых условиях, в службе и в быту.

Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь - его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Священный долг офицера сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать прекрасные поступки, великие дела, ратные подвиги.

Честь - это высшее духовное благо армии. Истинная честь заключается в самоотверженном, доблестном служении во имя высших государственных интересов и общего блага страны. Она выражается в преданности, готовности жертво­вать жизнью во имя Отечества, в неколебимом мужестве, презре­нии к опасности, в правдивости, честности и скромности. Стремление не уронить чести побуждает офицеров быть цветом нации, приобретать особо ценные и ценимые качества.

Русский офицер - профессия идейная, ее основа - призвание. Офицерский корпус - особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой. Духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации, ее вековые традиции нашли свое отражение в кодексе чести русского офицера, основные положения которого предлагается рассмотреть.

Долг чести обязывает русского офицера:

1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями.

2. Сохранять верность присяге, знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность за оборону государства, состояние вооруженной силы, развитие военного дела.

3. Постоянно следовать примерам великих предков, опираться на их заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления армии, развития офицерского корпуса.

4. Неукоснительно следовать девизу “Жизнь - Отечеству, Честь - никому!”; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства.

5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным. Воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость и другие воинские добродетели.

6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор.

7. Знать государственные законы и воинские уставы, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, во благо интересам службы и государства.

8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно повышать свой образовательный уровень, “не могу знать” и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде.

9. Добиваться побед “малой кровью”, сражаться мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отчаиваться при поражениях, а использовать их опыт на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно.

10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданных разрушений, мародерства, грабежей.

11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти - трусость и малодушие должны быть чужды офицеру.

12. Искусно управлять войсками, сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии.

13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, вла­деть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений.

14. Крепить офицерское боевое братство, ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в любви, мире и согласии пребывать, по достоинству уважение оказывать; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков.

^ 15. Неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести.

16. Свято чтить Боевое Знамя воинской части как “душу армии”, символ чести и доблести защитников Родины. Вручение знамен и штандартов - высшее поощрение, утрата Боевого Знамени - преступление и позор.

17. Почитать награды - свидетельства подвигов, боевых отличий и воинских заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести - символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой и принадлежностью к своему роду войск.

^ 18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте своей репутации и всего офицерского корпуса; быть верным своему слову.

19. В гражданском обществе и в военной среде соблюдать приличие и правила этикета; быть достойным; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, естественно, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как подобает офицеру - рыцарю и джентльмену.

20. Воздерживаться от отрицательных привычек, которые могут бросить даже малейшую тень на офицерское звание; избегать доносительства, клеветы, распространения слухов, бахвальства, распутства, пьянства, бранных слов, участия в азартных играх, финансовых спекуляциях, политической борьбе.

Таким образом, можно заключить, что “Кодекс чести русского офицера” - это свод моральных и этических норм, который впитал в себя все лучшие многовековые традиции русских офицеров. Он, несомненно, актуален и для офицеров Вооруженных Сил России, являющихся продолжателями традиций русского офицерства.

Значение традиций состоит в том, что они способствуют формированию единства и сплоченности офицерского корпуса, заставляют людей, вливающихся в его состав, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения, требуют его очищения от тех лиц, которые не следуют традициям или нарушают их.

Высокий дух, которым наполнены традиции, рождает в душах военнослужащих чувство гордости за принадлежность к российскому воинству, побуждает их к самосовершенствованию, достижению идеала.

Достойными преемниками высоких боевых и моральных качеств русских и советских офицеров является нынешний офицерский корпус Вооруженных Сил РФ. История не раз доказывала нам, как мгновенно развязываются войны и конфликты и как тяжко расплачивается та из сторон, которая в мирное время не сумела подготовиться к ним, чьи армия и офицерский корпус не готовы к тяжелым испытаниям.

Используемая литература:

1. Акиндинов В. История становления и традиции офицерского корпуса русской армии «Ориентир № 3 2001 г.

2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат, 1993.

3. Драгомиров М.И. Избранные труды. – М., 1956.

4. Кедрин С.Е. Русский воин. – М., 1989.

5. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. – М., 1946.

6. Суворов А.В. Наука побеждать (Хрестоматия по русской военной истории).

7. Офицерский корпус русской армии (Российский военный сборник. Вып. № 17. – 2000. подполковник И. Грунтовский, преподаватель Военно-инженерного университета.

К нига посвящена истории и характеристике Русского офицерского корпуса от середины ХVII до начала XX века. Современные читатели, включая военных, не знают о нем почти ничего, либо имеют превратное представление, основанное на однобоких советских стереотипах. В книге впервые в исторической ретроспективе рассмотрены вопросы подготовки и обучения русских офицеров, прохождения службы, благосостояния, быта, социального облика, идеологии, морали, долга, чести и т.д.

Книга возвращает нам историческую память и знание о своих лучших достижениях и традициях, которым должно продолжать следовать.

Введение

До недавнего времени офицерский корпус русской армии рисовали обычно в мрачных тонах. Да и как иначе: офицеры были ядром, душой белого движения, которое на полях гражданской войны отстаивало идею великой России. В этой битве они приняли на себя главный удар, они же стали основным объектом красного террора. Лишь сравнительно небольшой их части удалось спастись на чужбине. Что ожидало их на родине, показывает судьба многих тысяч офицеров, поверивших на слово некоторым большевистским лидерам и оставшихся в Крыму после эвакуации русской армии: почти все они были зверски истреблены.

Русский офицер, с точки зрения идеологов новой власти, был просто преступником. Потому в конечном итоге трагической участи не избежали ни те, кто после революции ушел от борьбы, отрекся от прошлого и профессии, ни те, кто все же пошел на службу к большевикам. Всем им в подавляющем большинстве пришлось разделить судьбу жертв 1917–1920 гг. только потому, что когда–то они гоже носили золотые погоны и были опорой государства Российского. Сразу после гражданской войны начались их аресты и расстрелы, и в ходе нескольких таких кампаний (как их называли, «офицерских призывов») к началу 30–х гг. с бывшими офицерами было в основном покончено.

Целенаправленно убивалась и память о них. Уничтожалось все, что было связано с «царскими сатрапами», - сносили памятники, сбивали мемориальные доски с именами офицеров, разрушали воинские кладбища, ликвидировали военные музеи и т. д. Было сделано все, чтобы в представлении новых поколений с образом русского офицера, доставившего столько неприятностей строителям и: много рая», связывались самые отрицательные черты. Офицерские погоны стали символом абсолютного зла. Сурово преследовалось любое положительное или хотя бы сочувственное изображение офицеров в литературе и искусстве (достаточно вспомнить реакцию на булгаковские «Дни Турбиных»). Одновременно усилиями целой плеяды «пролетарских писателей» от В. Билль - Белоцерковского до I Соболева создавался карикатурный портрет российского офицерства как скопища негодяев и подонков - злейших врагов «трудового народа».

Так что же и откуда мог знать средний «советский человек» о русском офицерстве, представления о котором формировались под влиянием тенденциозных кинофильмов и такой же литературы и в некоторой степени - из русской классики, которая лишь выборочно была дозволена.

Положительные образы офицеров появились в советской литературе со времени Великой Отечественной войны, когда суровая необходимость заставила–таки отбросить наиболее одиозные догмы «революционного сознания» и опереться на сознание патриотическое. Но и тогда соотношение положительных и отрицательных образов офицеров строго дозировалось, и первые, как правило, должны были составлять или исключение, или, во всяком случае, меньшую часть.

Глава 1.

Офицеры и общество

Офицеры как социальный слой

Офицер - это профессиональный военный. Служба в армии для него - постоянное занятие, поэтому офицерство как социально–профессиональный слой появляется не раньше, чем возникают постоянные военные формирования с устойчивой внутренней организацией.

Там, где такие формирования существовали, существовали и профессиональные командиры. В частности, в древнеримских легионах офицерский состав был представлен центурионами, которые с V–IV вв. до н. э. определяли организационный стержень армии (тогда как высший командный состав - трибуны избирались на время войны). Позже, в I в. н. э., по мере усложнения организации армии трибуны (по 6 человек в легионе) превратились в старший командный состав, а высший составили легаты - помощники полководца, назначавшиеся сенатом. Центурионы (командовавшие центурией - подразделением численностью 100 человек) составляли весь остальной командный состав: командир первой центурии командовал и манипулой (состоящей из двух центурий), а когортой (состоящей из трех манипул) командовал центурион центурии триариев (самых старших воинов). Различаясь по значению, центурионы, однако, не различались по формальным чинам. Позже легионом (6–7 тыс. человек) командовал префект, когортами - трибуны, а за центурионами были оставлены более мелкие подразделения{37}.

Социально–профессиональное положение римских центурионов и (позднее) трибунов в принципе не отличалось от положения офицеров регулярной армии, хотя чиновно–ранговая система и прочие атрибуты офицерской системы еще отсутствовали.

В средневековой Европе офицерам, как таковым, практически не было места. Ни рыцарь, выступающий в поход в сопровождении нескольких слуг и оруженосцев, ни более крупный сеньор, созывающий под свое знамя вассалов–рыцарей, не могли претендовать на эту роль, поскольку не были командирами определенных структурных единиц постоянной армии, а только более или менее значимыми членами собиравшегося на период войны рыцарского ополчения, которое тогда и заменяло собой армию.

Положение стало меняться примерно с середины XV в., когда в европейских странах началось формирование постоянной армии. Во Франции начало ей было положено ордонансами 1445 г., согласно которым набор солдат превращался в государственную монополию, л офицеров мог назначать только король. Было сформировано 15 так называемых ордонансовых рот, состоящих из рыцарских «копий». В состав «копья» входили рыцарь, пехотинец, паж и конные стрелки. Таким образом происходило как бы врастание рыцарской организации войска в структуру постоянной армии (рыцарь не был, впрочем, командиром «копья», а только главным бойцом его: при боевом построении роты рыцари образовывали первую шеренгу). Офицеры рот, как и солдаты, получали жалованье от короля, в ротах устанавливалась строгая дисциплина, регламентировались отпуска, снабжение и т. д. Чуть позже такие же роты были введены в независимом тогда герцогстве Бургундском.