Сообщение об императорском царскосельском лицее. Мой Питер

В город Пушкин (до 1918 года - Царское Село), бывшую загородную резиденцию русских императоров, теперь приезжают в целях ознакомления с местными достопримечательностями - Екатерининским дворцом и парком, для совершения экскурсии по Царскосельскому лицею, которая займет немногим больше получаса времени. Лицей Пушкина в Царском Селе - это особенное место, которое должен посетить каждый турист.

Популярность места

Учитывая то, что количество желающих посетить царские покои никогда не уменьшается, лучше заранее покупать билеты в но так, чтобы перед этим можно было прогуляться по знаменитому учебному заведению, теплые воспоминания о котором можно встретить в одном из произведений великого поэта и писателя.

Музей-лицей Пушкина в предлагает посетителям окунуться в старый быт и увидеть парту, за которой сидел один из самых талантливых людей России.

Немного истории

Первых своих учеников принял в 1811 году. Таким образом, дата его основания приходится на период эпохи либерализма Александра I. На учебу привозили своих чад 12-14-летнего возраста родители очень знатных дворянских родов, поскольку перед учебным заведением ставилась очень непростая задача - выпускник должен быть готов к «важным частям службы государевой».

Первых поступающих вначале даже не предупредили о том, что им предстоит находиться в стенах Лицея целых шесть лет без возможности ездить домой. Им преподнесли сюрприз только в конце дня поступления, когда дети полакомились вечерним десертом. Лицей Пушкина в Царском Селе имел особую значимость для высокопоставленных людей того времени. Все желали отдать своих детей на воспитание профессиональным учителям.

План постройки Царскосельского лицея

Между зданиями лицея и Екатерининского дворца сооружена соединительная арка с алтарной частью (хорами) придворной церкви. Постройка учебного заведения имеет 4 этажа, каждый из которых нес свое функциональное предназначение:

  • Самый нижний этаж использовался под жилые помещения, в которых жили инспекторы, чиновники, служащие и гувернеры.

  • На следующем этаже располагались конференц-зал с находящейся рядом канцелярией, больница и аптека, столовая, где питались сотрудники и учащиеся. Очень популярен у туристов лицей Пушкина в Царском Селе. Фото музея можно посмотреть в этой статье.
  • Этажом выше в двух классах проходил учебный процесс. В одном из них занятия проводили после прочтения лекций. Также на третьем этаже располагался физический кабинет, а внутри арки, о которой шла речь выше, находилась комната для периодических изданий - журналов и газет. В актовом зале на том же этаже 18 октября 1811 года в торжественной обстановке произошло открытие Царскосельского лицея. А в 1815 году состоялось еще одно историческое событие - лицеист Пушкин, которому тогда исполнилось только 15 лет, во время экзамена продекламировал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», заставив даже прослезиться пожилого Державина.
  • На четвертом этаже жили учащиеся. Со слов Пушкина, комнатки напоминали очень узкие «кельи», которые как для отпрысков знатных родов были обставлены довольно-таки скромно, по-спартански, с минимумом удобств. Мебель не блистала роскошью и представлена была всего лишь зеркалом, железной кроватью, комодом, конторкой и столом для умывания. В одной из таких комнат, под номером 14, жил и проводил свой досуг лицеист Пушкин. Годы учебы настолько впечатались в память, что спустя некоторое время после завершения учебы успевший прославиться Александр Сергеевич в конце каждого из писем, адресованных друзьям-лицеистам, ставил подпись «№ 14».

Распорядок дня лицеиста

Дворянским детям приходилось жить в спартанских условиях, в комнате была далеко не комфортная температура воздуха - в пределах 17 градусов. Лицей Пушкина в Царском Селе был образцом дисциплины. Лицеисты должны были придерживаться следующего порядка дня:

  1. Каждое утро подъем, как в армии, - 6.00.
  2. Строго один час отводился для того, чтобы, проснувшись и протерев глаза, последовательно совершить доведенные до автоматизма действия: утренний туалет, одевание, молитва, повторение уроков.
  3. Начало занятий - 7.00. Два из них проводились до обеда по два часа с некоторым перерывом. Во время первого перерыва лицеисты завтракали чаем и белой булкой, остальное время перед следующими двухчасовыми занятиями посвящали небольшой прогулке.
  4. Затем следующих два часа занятий, после которых разрешалось прогуляться, а потом надлежало повторять уроки.
  5. 13.30 - обед, который обычно состоял из трех блюд.
  6. Послеобеденные три часа занятий проводились в классной комнате с тремя рядами парт.
  7. и обязательные занятия физическими упражнениями.
  8. Ужинали лицеисты в 20.30.

Лицей Пушкина в Царском Селе пользовался уважением, родителям нравились строгие порядки, которых должны были придерживаться дети. В общей сложности приходилось заниматься по семь часов в день. Учебный год начинался 1 августа и заканчивался 1 июля следующего календарного года. В Царском Селе воспитанникам полагалось находиться даже в период каникул, которые длились целый месяц. Шестилетний учебный период состоял из двух частей: первые три года - начальное отделение, а следующие три года - окончательное отделение. За это время воспитанники успевали получить не только среднее, но и высшее образование. Программа обучения почти не соответствовала той, что преподавалась на юридическом и философском факультетах. Причем выпускники лицея приравнивались к выпускникам университетов.

Цены и режим работы

Кроме Пушкина, Царскосельский лицей окончили еще много известных личностей, таких как Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Корф, Горчаков и др.

Обязательно посетите лицей Пушкина в Царском Селе. Режим работы - с семи утра и до одиннадцати вечера. Стоимость билета - 120 рублей, дети до 18 лет проходят бесплатно. Скидки представляются и пенсионерам, им билет в музей обойдется в 30 рублей.

сайт вспомнил, какие известные личности учились в Лицее, а заодно, какими они были в молодые годы, постигая премудрости науки.

Александр Пушкин

(1799 - 1837)

Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».

Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.

По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников. Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.

Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят. По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным - будущим декабристом. Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике - поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры. Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже - Гавриил Державин.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского. 1827 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Горчаков

(1798 — 1883) )

Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.

«Желал бы я служить под его начальством», - говорил Горчаков.

В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», - писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин. Предсказание поэта сбылось - Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.

Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».

Александр Горчаков являлся кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Фото: Commons.wikimedia.org

Иван Пущин

(1798-1859 )

Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию. Однако в четырнадцать лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно, который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность.

Став взрослее, Пущин примкнул к «Священной артели», стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов. Позже он был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой. В 1856 году, в возрасте 58 лет, он был возвращен из ссылки. Через год он женился на вдове декабриста Михаила Фонвизина - Наталье Апухтиной. Но брак продлился недолго: 3 апреля 1859 года Иван Пущин скончался в имении Марьино.

Иван Пущин был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой. Фото: Commons.wikimedia.org

Модест Корф

(1800 —1876)

«Дьячок Мордан» - так прозвали в Лицее сына барона Корфа.

Директор Императорского Царскосельского Лицея Василий Малиновский отзывался о 12-летнем воспитаннике в самых лестных выражениях, отмечая прилежность и опрятность юноши. Лишь среди качеств, которые могли мешать юному Корфу, он указывал «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным».

Однако эти качества не помешали Модесту Андреевичу сделать блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки. К его заслугам можно причислить то, что он основал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, продвинул составление каталогов, а также смог привлечь частные пожертвования к финансированию учреждения.

«Дьячок Мордан» - так прозвали в Лицее сына барона Корфа. Фото: Commons.wikimedia.org

Михаил Салтыков-Щедрин

(1826 — 1889)

Когда будущий писатель обучался в Лицее, он был примечателен, прежде всего, своим мрачным видом.

Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Он приходил к нему по утрам по праздникам. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга и где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном». Впрочем, писатель был прав в своём недовольстве: система обучения в Лицее изменилась с пушкинских времён.

«Своеобразное аристократическое приволье и комфорт сменились серым, нивелированным и достаточно суровым режимом полувоенного интерната». В Лицее той поры систематически наказывали воспитанников: заставляли стоять в углу и заключали в карцер. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках.

Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга. Фото: www.russianlook.com / www.russianlook.com

Лев Мей

(1822 — 1862)

За прилежание и успехи будущего русского поэта перевели из Московского дворянского института в Царскосельский лицей, несмотря на то, что он был недворянского происхождения и семья жила в большой нужде.

Моментом взлёта его творческой карьеры стоит считать день и час, когда он близко сошёлся с издателем учёно-литературного журнала «Москвитянин» Погодиным, а позже и с самим драматургом Островским. Произведения Мэя, которые сначала не принимались обществом и клеймились как несовременные и камерные, впоследствии стали широко известны, а сюжеты драм в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» и «Сервилия» легли в основу оперы композитора Римского-Корсакова.

Мей перевел «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка на литературный язык XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Фёдор Матюшкин

(1799 — 1872)

Будущий полярный исследователь и адмирал Фёдор Матюшкин закончил Лицей в один год с Александром Пушкиным. Добродушного мальчика, обладающего мягким характером, но твёрдой волей, сразу же полюбили как сокурсники, так и преподаватели. Буквально в первые месяцы обучения он проявил недюжинные способности к географии и истории. Невзирая на то, что он обладал живым характером, всегда оставался скромным, в табеле, в котором писали характеристики по каждому из выпускников, было указано: «Весьма благонравен, при всей пылкости вежлив, искренен, добродушен, чувствителен; иногда гневен, но без грубости».

Сразу же после окончания курса отправился в кругосветное плавание, а ещё позже участвовал в экспедиции Врангеля. Эти путешествия стали грёзами наяву, которые преследовали его во время учёбы в лицее и которые «подпитывал» Пушкин, рисуя перед воображением Фёдора с помощью своей живой речи и поэзии невиданные и чарующие дальние страны. Любопытно, но своей семьи Матюшкин не имел и, встав на последний якорь в Петербурге, он поселился у лицейского товарища Яковлева. Позже он переехал в гостиницу, где прожил больше 15 лет. Только в последние годы жизни он построил дачу неподалёку от Бологого. Пережил Матюшкин почти всех своих однокурсников.

В 1811 Фёдор Матюшкин поступил в Царскосельский лицей, который закончил вместе с Пушкиным в 1817 году Фото: Commons.wikimedia.org

Михаил Петрашевский

(1821 - 1866)

Царскосельский университет закончил и русский революционер Михаил Петрашевский - организатор собраний «петрашевцев», которых в 1849 году осудили за эти самые сборища, невзирая на то, что хоть и были все члены его в каком-то роде «вольнодумцами», но были неоднородны по своим взглядам и лишь единицы имели замысли революционного характера.

В свои молодые годы на собрания также приходил Фёдор Достоевский. Именно тогда произошёл скандальный случай, получивший название «инсценировка казни», когда на осуждённых оказали психологическое давление, привезя их на эшафот, и держали до последней минуты, ожидали, что кто-то из них выболтает нужные сведения. На тот момент «осуждённые» уже были помилованы. Это была милая «шутка» от Александра II.

Сам же Петрашевский, который держал дома литературу по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии, а также выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, был сослан на вечное поселение в Сибирь.

Михаил Петрашевский одно время служил переводчиком в министерстве иностранных дел. Фото: Commons.wikimedia.org

Владимир Вольховский

(1798 — 1841)

Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе, был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский Лицей, где получил прозвища «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов».

Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей сборища декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Позже был отмечен в сражениях русско-турецкой войны и даже был консулом в Египте.

Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей. Фото: Commons.wikimedia.org

Николай Данилевский

(1822 — 1885)

Русский социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории, закончил Царскосельский Лицей в 1843 году, выдержал магистерский экзамен, а уже в 1849 был арестован по делу всё того же Петрашевского. Оправдательная записка спасла его от суда, но не от ссылки. Данилевский был определен в канцелярию вологодского, а затем — самарского губернатора.

Нужно сказать, что основания для подозрений в политической неблагонадёжности у власти были: Данилевский увлекался, как и все «петрашевцы», утопической социалистической системой Фурье. Однако судьба сложилась иначе: Данилевский не сложил голову на плахе, а отправился исследовать рыболовство по Волге и Каспийскому морю, а после прославился, написав историко-философский труд «Россия и Европа».

Данилевский одним из первых уделил внимание признакам упадка и прогресса цивилизации, и собрав обширный фактологический материал, доказал неминуемую повторяемость социальных порядков. Эдакая идея вечного возвращения по Ницше, но в зачаточном состоянии. Наряду со Шпенглером, Данилевский считается основателем цивилизационного подхода к истории.


Царскосельский Лицей

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования. Лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении, 3 – на окончательном. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

В нижнем этаже находилось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. На третьем же этаже располагался и актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здеcь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания в Царском Селе" перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14".

Первый "пушкинский" лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это Дельвиг , Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин , Кюхельбекер , Вальховский…

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля", Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу" . Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.

С начала 1820-х годов правительство сделало многое, чтобы вытравить вольный "лицейский дух", заменив его "духом казармы". В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений.

Пушкина волновала и огорчала участь Лицея:

История строительства здания

Царскосельский лицей

Четырехэтажное здание Царскосельского лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью . Строительство велось в - годах по проекту архитектора И.В. Неелова.

Создание Царскосельского лицея

Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Идея создания Лицея принадлежала видному российскому государственному деятелю М.М. Сперанскому , который был инициатором реформ, проводимых Александром I , считал, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями. Реформаторы той эпохи не были чужды романтизму, и это часто делало их реформы непоследовательными и плохо понятными населению страны. Работая над проектом Лицея, Сперанский вдохновлялся не только либеральными идеями, но и примером школы Аристотеля, которая называлась Лицеем или Ликеем. Античность была модной во времена царствования Александра I, и романтичная аналогия с античным предтечей оказала влияние как на программу, так и на распорядок дня лицеистов.

Целью Лицея была подготовка выпускников к государственной службе, и об этом прямо говорилось в его Уставе. В Лицей принимались мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов при открытии Лицея составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, жизнь его воспитанников была строго регламентирована, мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, в том числе – в каникулы.

День начинался подъемом в 6 утра, затем следовали утренний туалет, молитва и краткое повторение вчерашних уроков, затем 2 часа занятий, завтрак и еще 2 часа уроков. Потом – прогулка, обед и еще 3 часа занятий, вечерняя прогулка и занятия гимнастикой, плаванием, конной ездой, фехтованием – интересно, что набор видов спорта во многом совпадает с современным пятиборьем. Всего лицеисты занимались по 7 часов в день, но кроме этого, много времени отдавали чтению и беседам друг с другом.

В учебную программу входили предметы, которые разделялись на следующие категории:

  • нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география) физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование , верховая езда , плавание).

Лицеистам прививали вкус к литературному творчеству, они учились писать стихи и прозу, издавали собственные литературные журналы. Они много читали, благо в Лицее была прекрасная библиотека, пополнению которой профессора уделяли много внимания.

Выпускники Лицея были эрудированными людьми, воспитанными в духе любви к Отчизне и вольнодумия. Не случайно многие из них стали декабристами.

Лицеистов отличало то особое братство, которое воспел в своих стихах один из них – великий Пушкин . Когорта выпускников Лицея оказала серьезное влияние на изменения в культуре и политической жизни России, воплотив на деле девиз Лицея «Для Общей Пользы» и доказав тем самым возможность даже одного учебного заведения влиять на судьбы страны.

Судьба здания после революции 1917 года

Екатерининский дворец

О трагической судьбе библиотеки Царскосельского Лицея в СССР см. С. Шумихин «Странная судьба библиотеки Царскосельского лицея»

Современная история здания

Ссылки

Печатные источники

  • Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб. : тип. В. Безобразова, 1861.
  • Кобеко Д. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. - Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. - 554 стр.
  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811-1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811-1817 гг., тт. I-III. СПб., 1912-1913.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. Л., Лениздат,1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. - 1989. - 190 стр. -

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».


По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года - так называемый начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года - окончательный курс - содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».


Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования - развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, - подчеркивалось в лицейском уставе, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.


Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей - считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.


Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.


В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения.


Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.


В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику - значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.


Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.


Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? - спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...»


Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».


Одно из любимых занятий лицеистов - собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать - выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.


Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, - «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея - Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.