Биография. Уильям голдинг, краткая биография Стоит вспомнить

Не вызывал вокруг своего творчества столь ожесточенную полемику, как Уильям Голдинг. Споры критиков начались с выходом первого его произведения и продолжаются до сегодняшнего дня. Но равнодушным к творчеству английского писателя не остается никто.

Краткая биография

19 сентября 1911 года Уильям Голдинг родился в доме своей бабушки в Ньюквее (графство Корнуол), где семья проводила все праздники. Вырос в Мальборо (графство Уилтшир). Там отец Алекс преподавал в гимназии до самого выхода на пенсию. В этом же учебном заведении Уильям и его старший брат Джозеф получили начальное образование.

В 1930 году Уильям поступил в Брасенос-колледж (Оксфорд), где изучал естественные науки. Отец лелеял надежду, что сын станет ученым. Но Уильям понял, что совершил ошибку, и занялся изучением английского языка и литературы.

В 1934 году, за год до окончания университета, Голдинг издает дебютный сборник стихов. Получив по почте свой первый гонорар, воодушевился и еще больше укрепился в своем желании стать писателем.

После колледжа Уильям Голдинг некоторое время писал пьесы и ставил их в небольших театрах Лондона. Подрабатывал в счетной палате и приюте для бездомных. В конце концов, принял решение идти по стопам отца.

С 1935 года преподает английский язык и философию в школе епископа Вордсворта (Солсбери). Опыт, полученный здесь в воспитании непослушных мальчиков, послужит вдохновением для создания произведения «Повелитель мух».

В 1940 году, в начале войны, Уильям временно оставляет профессию преподавателя, сильно его увлекшую, и присоединяется к Королевскому флоту. В 1945 году Голдинг демобилизовался, вернулся к преподавательской деятельности и занимался ею вплоть до 1960 года.

Личная жизнь

Старинный дом, в котором провел детство писатель, находился рядом с кладбищем. Голдинг связывал это мрачное место с необоснованными страхами, преследующими его всю жизнь. Рос Уильям замкнутым и необщительным ребенком. О своем детстве писал, что в круг его общения входили только члены семьи, поскольку друзей у него не было.

Ранимый, сверхчувствительный, пугливый ребенок пронес через всю жизнь обиды и неудачи. Впоследствии Уильям говорил, что зашел так далеко, что ему нравилось причинять людям боль, унижать. Война наложила на мировоззрение писателя свой отпечаток. С его слов, он разочаровался в людях и понял, что они способны на все.

С будущей женой Анной Брукфилд, специалистом по химии, Уильям Голдинг познакомился в школе Мейдстоун. В 1939 году они поженились. В 1940 году, почти сразу после рождения сына Дэвида, Уильям ушел служить на флот. Дочь Джуди родилась в 1945 году. Она, как и отец, стала писательницей.

Общественность считала Голдинга мрачным и грубым человеком. Публикация Джона Кэри в 2009 году и вовсе представила писателя чуть ли не монстром. Джуди не стала опровергать скандальные подробности особенностей характера своего отца. Но в одном из своих интервью сказала, что ее отец был добрым, внимательным, понимающим и веселым человеком. И странно, что в это никто не верит.

Умер писатель в июне 1983 года от сердечного приступа, в собственном доме в Перранауортоле (графство Корнуолл).

Неудивительно, что биографы уделяют внимание личной жизни писателей, их характеру или привычкам. Многое из жизни литераторов, так или иначе, находит отражение в их творчестве.

О чем и как пишет Голдинг?

Для творчества Голдинга характерна философская глубина, драматизм, разнообразие и многозначность иносказательных образов. За простотой и непринужденностью его произведений скрывается слаженность деталей, цельность и строгость формы; каждый компонент работает на заданную автором философскую концепцию.

Убеждения писателя основывались, в основном, на пессимистичном отношении к человеку и перспективам его эволюции. Зачастую автор противоречил сам себе. Но через все его произведения красной нитью проходит искренняя забота о судьбе человечества. Разум, доброта, общественное переустройство кажутся ему не более чем иллюзией.

Сам писатель говорил, что его целью является исследовать все темные стороны человеческой природы, поскольку и сам человек не ведает, что скрывается в нем. Творчество Голдинга вызвало споры критиков, сталкивало совершенно противоположные мнения.

Первые говорят, Уильям Голдинг - самый интересный современный писатель. Вторые утверждают, что иносказательность его произведений слишком отягощает повествование. Претенциозная манера автора и глобальные вопросы бытия, поднимаемые им, больше смахивают на «проповедническую литературу». События, происходящие в его романах, далеки от реалистичности и очень напоминают притчи.

География событий в произведениях Голдинга ограничивается, зачастую, определенным пространством: остров, скала, участок леса. Но именно данная литературная уловка позволяет автору создать экстремальные условия для своих героев. Вырванный из повседневности и привычной жизни человек раскрывается полностью, без остатка. Так считает сам писатель.

Каковы бы ни были выводы литературных критиков, роман Голдинга «Повелитель мух», после долгих споров, был включен в общеобразовательную программу, наряду с известнейшими антиутопиями Джорджа Оруэлла.

Дебютный роман

В своем первом романе «Повелитель мух» писатель взял за основу традиционную, для литературы того времени ситуацию. Вступив в полемику со своими предшественниками, разработавшими похожий сюжет, писатель не собирался развивать романтическую «робинзонаду» и идеализировать поведение человека, находящегося в экстремальных условиях. Куда выше других авторов «замахнулся» в своем романе Уильям Голдинг.

Краткое содержание произведения дает ясное понимание того, что власть цивилизации над человеком очень сильна. В романе Голдинг показывает, как представители цивилизованной нации, которая дала миру великих композиторов и поэтов, ученых и писателей, превращаются в элементарных дикарей. Автор, шаг за шагом, открывает истинную человеческую сущность на примере своих героев-подростков.

Роман вызвал много нареканий со стороны критиков и читателей. В действительности, очень тяжело наблюдать, как постепенно «налет» цивилизации стирается с героев произведения, попавших на необитаемый остров, и мальчишки превращаются в варваров. В процессе разложения и одичания есть свои этапы. Это наглядно показывает автор Уильям Голдинг.

«Повелитель мух» (краткое содержание)

Время происходящих событий в романе не определено. Во время эвакуации в годы войны группа подростков от шести до четырнадцати лет оказывается на необитаемом острове. Двое ребят находят на побережье большую раковину и, используя ее в качестве рога, собирают остальных ребят. Все вместе выбирают Ральфа главным в группе.

Джек претендует также на роль «вождя», поэтому Ральф предлагает ему возглавить охотников. Вскоре Ральф понимает, что никто ничего не хочет делать. Костер, разведенный для того, чтобы их заметили, гаснет. Между Ральфом и Джеком вспыхивает серьезная ссора. Не получив поддержки, Джек оставляет группу и уходит в лес. Постепенно лагерь пустеет, ребята понемногу уходят к Джеку.

Один из подростков, Саймон, стал очевидцем охоты на свинью. Охотники насаживают ее голову на кол, в качестве жертвы «зверю». Свиная голова сплошь усеяна мухами - это и есть «повелитель мух». Вскоре охотники, чтобы добыть огонь, совершают набег на лагерь Ральфа. Лица налетчиков вымазаны сплошь глиной: под личиной творить бесчинства намного проще.

Джек приглашает Ральфа вступить в его отряд, но Ральф напоминает, что он был выбран демократическим путем. Его слова Джек сопровождает первобытным танцем. Неожиданно на площадку выходит Саймон. В темноте его принимают за зверя и, в диком ритуальном танце, убивают.

Разгоревшаяся жестокость и дикость торжествуют. Место Джека готов уже занять другой подросток. Еще один ребенок погибает, а тяжело раненому Ральфу удается убежать от раскрашенных "дикарей". Подросток понимает, что они не остановятся ни перед чем. Племя преследует его. Как затравленный зверь он выскакивает на берег и сталкивается с морским офицером.

Какие проблемы поднимает автор в своем произведении? Он начинает с того, что показывает, насколько трудным был первый шаг к убийству животного. Но, оказалось, что, вымазав лицо глиной, в диком танце, выкрикивая слова-декламации, творить бесчинства не так уж сложно. Даже убийство человека не кажется таким уж страшным.

Вопросы воспитанности, культуры и цивилизованности поднимает в этом романе автор Уильям Голдинг. Произведения, которые были написаны после «Повелителя мух», также затрагивают основные аспекты человеческого существования.

Другие книги автора

Ни одна из последующих работ не достигла такого успеха как «Повелитель мух». И все-таки продолжал создавать романы, вызывавшие шквал всесторонней критики, писатель Уильям Голдинг. Книги этого автора обсуждаемы и сталкивают между собой полярные мнения.

В следующем произведении «Наследники» Голдинг стремится показать истинную человеческую природу. Автор исследует регресс человека, где на первый план выходит насилие и агрессия, направленные против себе подобных.

«Воришка Мартин» - третий роман Голдинга, являющийся одним из самых сложных произведений автора, продолжает поднятую им тему исследования человеческой души. В книге рассказывается о морском офицере, потерпевшем крушение корабля. На протяжении всего повествования он борется за то, чтобы вопреки всему остаться в живых. Литературные критики отмечают, что в книге автор опирается на многие события из личной жизни - учебу в колледже, театральную жизнь, службу на флоте. Через все произведение просматривается страх перед мраком - страх, сопровождавший Голдинга всю его жизнь.

Роман «Свободное падение» отличается от предыдущих работ Голдинга тем, что лишен всякой иносказательности. Здесь просматривается линия, начатая в первых романах, - исследование человеческой природы. Главный герой на протяжении всего сюжета вспоминает свою жизнь от детства до взрослости, пытаясь определить момент, когда утратил внутреннюю свободу.

«Шпиль» - роман, в котором автор вновь обращается к темным сторонам человеческой личности. На протяжении всего произведения явственно прослеживается конфликт между религиозной верой главного героя и искушениями. Автор символически сравнивает эту борьбу с возведением шпиля над собором.

«Пирамида» - произведение, состоящее из трех новелл, объединенных местом действия и персонажами. Этот роман скорее принадлежит к реалистичной литературе и является своего рода исключением в творчестве Голдинга: здесь нет очевидных аллегорий. Рассказ ведется о мальчике из небольшого городка, который взрослеет на протяжении произведения. В новеллах описаны три различных эпизода из жизни главного героя.

Книга повестей-притч «Бог-скорпион» раскрывает, по словам одного из критиков, «чисто голдиновский дар». Действие происходит в Древнем Египте, но писатель поднимает здесь самые актуальные проблемы. Это своего рода «Наследники» в более скромном масштабе.

Признание

Роман «Зримая тьма» был написан Голдингом после большого перерыва в творчестве. Автор, удостоенный в 1980 году за это произведение премии Джеймса Тейта Блэка, освещает здесь извечное противостояние добра и зла.

«Ритуалы плавания» - первая книга «Морской трилогии», принесшая автору Премию Букера. В цикл также вошли романы: «Тесное соседство» и «Пожар внизу». Социально-философский роман, напоминающий человеку о том, что хорошо отработанные ритуалы скрывают под собой разрушительную силу.

Сборник эссе «Движущаяся мишень» был опубликован в 1982 году. Через год, в 1983 году, Голдинг стал обладателем Нобелевской премии. В 1984 году вышел в свет роман «Бумажные людишки», вызвавший ожесточенные споры критиков. В 1988 году писатель получил Рыцарский титул.

Роман «Двойной язык» остался недописанным и опубликован был в 1995 году, после смерти писателя.

Произведения автора были экранизированы. В 1963 году на экраны вышел фильм «Повелитель мух», снятый по одноименному роману Голдинга. В 2005 году был снят сериал «Путешествие на край земли», в основу которого легла «Морская трилогия».

Уильям Джералд Голдинг (англ. William Gerald Golding; 19 сентября 1911 — 19 июня 1993) — английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года.

Родился 19 сентября 1911 в Сент-Колумб Майнор (графство Корнуолл). Образование получил в Брейзноз-колледже Оксфордского университета, где два года посвятил естественным наукам, после чего специализировался по английскому языку и литературе. По окончании университета в 1935 работал в Лондонском приюте для бездомных. В свободное время писал, играл в театре. В 1939 начал преподавать английский и философию в Бишоп-Уордсвортс-скул в Солсбери. Во Вторую мировую войну Голдинг служил в вмс Великобритании, и этот опыт, по его признанию, лишил его иллюзий относительно природы человека.

Исследователи по-разному классифицировали жанр произведений Голдинга : «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман», отмечая, что его персонажи, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях. Сам писатель не отрицал притчевого характера своей прозы; более того, посвятил размышлениям на эту тему лекцию, прочитанную американским студентам в 1962 году. Признавая свою приверженность мифотворчеству, он трактовал «миф» как «ключ к существованию, открывающий конечный смысл бытия и вбирающий в себя жизненный опыт целиком и без остатка. Исследователями отмечалось своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко — замкнутость (остров в «Повелителе мух», участок первобытного леса в «Наследниках», одинокая скала посреди океана в «Воришке Мартине»). Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстремальных (пограничных — в экзистенциалистской терминологии) ситуаций», обеспечивая тем самым «чистоту опыта».

Первым из его романов был напечатан « » (1954). Отклики на дебютный роман были сдержанными. По мере того, как репутация и популярность романа росли, стало меняться и отношение к нему. Литературные критики, поначалу воспринявшие произведение как очередную приключенческую историю, — вскоре стали выстраивать вокруг него целые теоретические структуры. В конечном итоге «Повелитель мух» был включён в основные образовательные программы; более того, по уровню интереса к нему со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла. В США, как отмечал Дуайт Гарнер, обозреватель «Нью-Йорк Таймс», именно «Повелитель мух» «заменил сэлинджеровскую "Над пропастью во ржи" в качестве Библии несчастливого детства». В списке роман занял строку лучшего романа 1954 года.

Второй роман Голдинга , « », рассматривался, с одной стороны, как неявное продолжение первого, с другой — как полемика с «Очерком истории» Герберта Уэллса, исповедовавшего оптимистический, рационалистский взгляд на прогресс человечества. Голдинг вспоминал, что его отец-рационалист именно эту работу Уэллса рассматривал как «истину в последней инстанции».

«Первобытный» период в творчестве Голдинга с публикацией третьего романа, « », завершился, но критики отметили в нём отголоски знакомых идей. Аллегория смехотворности мелочной борьбы человека, чье «видимое существование является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и умереть» рассматривалась и в библейских категориях.

Роман « » (1958), посвящённый исследованию вопроса о границах свободного выбора человека, отличался от первых произведений Голдинга отсутствием всякой иносказательности.

В романе « » (1964) Голдинг вновь проявил «интерес к замутнённым областям человеческого характера», продолжив «исследование человеческой воли, готовой всё принести себе в жертву». История настоятеля Джослина, оказавшегося во власти навязчивой идеи о собственной «миссии», получила множество толкований.

В 1967 году вышел роман «Пирамида».Не все литературные критики сочли « » — сборник трёх новелл, объединённых местом действия, провинциальным английским городком Стилбурном, — романом. Некоторые из них назвали это произведение слабейшим в наследии писателя, другие отметили его непохожесть на остальные.

Более благосклонно был встречен критикой « », сборник 1971 года.

В 1979 году вышел роман Голдинга « ». Многие исследователи отметили возвращение автора к библейским аллегориям.

В 1988 году Голдинг получил от Королевы Елизаветы Второй рыцарский титул. За четыре года до этого писатель опубликовал роман « », в англо-американской прессе вызвавший ожесточённые споры. За ним последовали «В непосредственной близости» (1987) и «Негасимое пламя» (1989). В 1991 году писатель, незадолго до этого отпраздновавший свой восьмидесятый день рождения, самостоятельно объединил три романа в цикл, который был издан под одной обложкой под заголовком « ». В цикл также вошёл роман « » (1980). Историческая сага, действие которой разворачивается в XVIII веке, вернула писателя к жанру аллегории: принято считать, что корабль здесь служит символом Британской империи.

В 1992 году Голдинг узнал о том, что страдает злокачественной меланомой. В начале 1993 года начал работать над новой книгой, завершить которую не успел. Роман « » - восстановленное по незавершённым наброскам и потому сравнительно небольшое произведение, рассказывающее (от первого лица) историю прорицательницы Пифии, был опубликован в июне 1995 года, через два года после смерти автора.

Уильям Голдинг скоропостижно скончался от обширного инфаркта у себя дома в Перранауортоле 19 июня 1993 года.

Дата рождения: 19 сентября 1911 года
Место рождения: Корнуолл, Великобритания
Дата смерти: 19 июня 1993 года
Место смерти: Корнуолл, Великобритания

Уильям Джеральд Голдинг – английский писатель.

Уильям Джеральд Голдинг был рожден 19 сентября 1911 года в Великобритании. Его отец был учителем. В детстве Уильям интересовался древней историей, много читал и занимался математикой.

В 1921 году начал обучаться в средней школе, где его учителем был отец. Уже в 12 лет у него проявляется талант писателя, и он замышляет написать книгу на тему зарождения профсоюзного движения в 12 томах.

Однако, грандиозным планам не суждено было сбыться – от величественного произведения сохранилась только первая фраза.

В 1930 году начал обучаться в колледже при Оксфорде и изучать естественные науки, предварительно изучив латынь. Но проучившись на отделении естествознания, сменил курс на изучение английской литературы и языка.

В 1934 году окончил колледж, выпустившись с дипломом второй степени.

Уже в студенчестве Голдинг писал стихи, его друзья прознали об этом и тайком собрали его произведения в один и прислали в издательство.

В 1934 году Голдинг получил по почте свою первую зарплату за стихи и понял, что стал писателем. Впоследствии Голдинг жалел о сборнике стихов, так как считал их никчемными.

В 1935 году Уильям стал бакалавром в области искусства и начал преподавать в школе, а также подрабатывать в приюте для бездомных и расчетной палате. В эти же годы он пишет первые пьесы и ставит в маленьких театрах Лондона.

В 1938 году он возвращается в Оксфордский университет, получает диплом об его окончании и работает в школе епископа. Там он познакомился со своей будущей женой, на которой женился в 1939 году и переехал в Солсбери.

В этом городе Уильям преподает английский язык и философию, вскоре у него рождается сын, и Голдинг уходит на войну.

В 1941-1945 годы Голдинг служил на флоте, сначала на корабле в Атлантическом океане, а в 1942 году переходит в Ливерпуль.

В 1943 году побывал в Нью-Йорке, а позже участвовал в высадке в Нормандии. Впечатления от войны были настолько сильными, что Голдинг разочаровался в людях, так как понял, что они способны а все.

В 1945 году вернулся в родной город, вновь занялся преподаванием и начал изучать произведения Древней Греции. После этого работал рецензентом и писал статьи для журналов.

Он попробовал писать, но его 4 романа так и не увидели свет, так как в издательстве от него ждали мемуаров о войне, а не художественной литературы.

В 1952 году он начал работать над романом Незнакомцы, явившиеся изнутри. Первоначальная оценка романа не вызвала бурю эмоций, так как практически все издательства отвергли его печать, находя сюжет скучным и абсурдным.

Однако,Голдингу повезло – его роман прочитал бывший юрист Чарльз Монтейт, редактор издательства Фабер и выпустил его в печать под заголовком Повелитель мух.

Книга оказалась невероятно популярной среди читателей. Голдинг получил известность и в 1955 году стал членом Королевского общества литературы.

В 1959 году Повелитель мух был выпущен в США, и писатель стал популярен и там.

В 1955 году он выпускает второй свой роман с названием Наследники, который писал в свободное от преподавания время.

В 1956 году свет увидел роман Воришка Мартин, в США озаглавленный как Две смерти Кристофера Мартина. Это произведение стало самым сложным для Голдинга.

Ближе к концу 1950-х писатель вливается в модную жизнь литератора столицы, сотрудничает с известными журналами и выступает на радио.

Пишет рассказ Чрезвычайный посол и ставит пьесу Медная бабочка в 1958 году.

В 1959 году пишет роман Свободное падение.

В 1961 году переезжает в США, работает в женском колледже художеств в Вирджинии, а в 1962 году пишет новый роман Шпиль.

В 1963 году по Повелителю мух снимают фильм.

В 1965 году выпускает сборник Горячие врата. Писатель становится знаменит, но берет паузу и пишет только рассказы, не прибегая к серьезным произведениям.

В 1967 году выпускает сборник Пирамида и Бог-скорпион.

В 1979 году выпускает новый роман Зримая тьма и получает за него премию Блэка.

В 1980 году за роман Ритуалы плавания Голдинг получает премию Букера.

В 1983 году получил Нобелевскую премию, обойдя Грэма Грина.

В 1984 году выпускает роман Бумажные людишки, в 1987 году Тесное соседство.

В 1988 году стал рыцарем и получил право именоваться сэром. Через год пишет роман Пожар снизу.

В 1991 году выпускает цикл романов На край света. Морская трилогия.

В 1992 году Голдинг проходит операцию по удалению злокачественной меланомы, в 1993 году приступает к роману Двойной язык, но не успевает его закончить из-за смерти в июне 1993 года.

Достижения Уильяма Голдинга:

Даты из биографии Уильяма Голдинга:

19 сентября 1911 года – родился в Лондоне
1930-1934 годы – учеба в колледже при Оксфорде
1934 год – первый сборник стихов
1941-1945 годы – служба на флоте
1952 год – знаменитый роман Повелитель мух
1963 год – первая экранизация Повелителя мух
1983 год – Нобелевская премия
19 июня 1993 года – скончался от инфаркта

Интересные факты Уильяма Голдинга:

До конца жизни Голдинг считал, что Повелитель мух написан плохо и сырым языком, и никогда не перечитывал его
Его мать была феминисткой
Был женат, имел сына и дочь. Дочь его также стала писательницей.
У писателя было тяжелое детство, часть фрагментов которого было описано в его книгах

Sir William Gerald Golding was a British writer, poet and playwright born on 19th September 1911 in Newquay, Cornwall. He studied at Marlborough Grammar School; the same school where his father, Alec Golding was a teacher. He enrolled at Brasenose College, Oxford to study Natural Sciences but then changed his major to English Literature after two years. He was a graduate in 1934 receiving his B.A honors in English Literature. The same year he published his first book titles ‘Poems’.

Golding got married in 1939 to Ann Brookfield who was an analytical chemist. They had two children. Shortly after their marriage, Golding got a job as a schoolmaster. The next year, Golding enlisted in the Royal Navy and fought in the Second World War. He was involved in various missions before the war ended. Golding returned home safe to start a normal life teaching Philosophy and English as before. In 1953, nearly a decade later, Golding wrote a novel that was to become the reason for his success. Although his publisher demanded some editing in the work, the book was finally published in 1954 named ‘Lord of the Flies’ that was very well received.

William Golding decided to devote all his time to writing so in 1961 he resigned from his post at Bishop Wordsworth’s School. He spent the rest of the years as a writer in residence at Hollins College in Virginia. His first novel was followed by others including ‘The Inheritors’ in 1955, ‘Pincher Martin’ in 1955 and ‘Free Fall’ that was published in 1956. Other novels by Golding are ‘The Spire’ (1964), ‘The Pyramid’ (1967), ‘Darkness Visible’ (1979), ‘To the Ends of the Earth’ trilogy (1980, 1987, and 1989) and ‘The Double Tongue’ that was published posthumously in 1995.

Golding also wrote short fiction, plays and essays. He also authored a travel book. His play was called ‘The Brass Butterfly’. His essays include ‘The Hot Gates’ (1965), ‘A Moving Target’ (1982) and ‘An Egyptian Journal’ (1985). William Golding also had some works that were unpublished. These included an account of the D-Day training whilst sailing on the south coast of London. It was called ‘Seahorse’ and was written by Golding in 1948. He wrote a novel named ‘Circle under the Sea’ which was about an ambitious writer who uncovers archaeological treasures on Isles of Scilly. His third unpublished work was a novel called ‘Short Measure’.

William Golding’s writing style mostly used classical literature, Christian symbolism and mythology and all his novels are distinct from each other. There is no common plot or story however all of them are set on villages and island, courts and monasteries; mostly closed settings. Golding was nominated as a candidate for ‘Chancellorship’ of the University of Kent, Canterbury but lost. He was honored with awards such as the ‘James Tait Black Memorial Prize’ in 1979, the Booker Prize in 1980. He was given the Nobel Prize for Literature in 1983. He was awarded the title of ‘Sir’ by the Queen in 1988. The Times included him in the list of ‘The 50 Greatest British Writers since 1945’.

Сэр Уильям Джералд Голдинг (англ. William Gerald Golding; 19 сентября 1911 - 19 июня 1993) - английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг издал 12 романов; всемирную известность ему обеспечил первый из них, «Повелитель мух», считающийся одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века.

Родился 19 сентября 1911 года в деревне Сент-Коламб Майнор (графство Корнуолл) в семье Алека Голдинга, школьного преподавателя и автора нескольких учебников. О своём дошкольном детстве Уильям сохранил немного воспоминаний: знакомых и друзей у него не было, круг общения ограничивался членами семьи и няней Лили. Запомнились лишь прогулки по сельской местности, продолжительные выезды к корнуоллскому морскому побережью, а также очарованность «ужасами и мраком фамильного особняка в Мальборо и близлежащего кладбища». В эти ранние годы у Голдинга зародились два пристрастия: к чтению и математике. Мальчик начал самообразование с классики («Одиссея», Гомер), прочёл романы Дж. Свифта, Э. Р. Берроуза, Жюля Верна, Э. А. По. В 1921 году Уильям поступил в среднюю школу Мальборо, где его отец Алек преподавал естественные науки. Здесь у юноши впервые появилась идея заняться писательством: в двенадцатилетнем возрасте он задумал своё первое художественное произведение, посвящённое теме зарождения профсоюзного движения. Сохранилась лишь первая фраза запланированной 12-томной эпопеи: «Я родился в герцогстве Корнуоллском 11 октября 1792 года; мои родители были богатыми, но честными людьми». Как отмечалось впоследствии, употребление «но» уже говорило о многом.

В 1930 году, уделив особое внимание латыни, Уильям Голдинг поступил в Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где, следуя воле родителей, решил заняться естественными науками. Ему потребовалось два года, чтобы понять ошибочность выбора и в 1932 году, изменив программу обучения, сконцентрироваться на изучении английского языка и литературы. При этом Голдинг не только сохранил, но и развил в себе интерес к древности; в частности к истории первобытных сообществ. Именно этот интерес (по мнению критика Бернарда С. Олдси) обусловил идейную основу его первых серьёзных произведений. В июне 1934 года он окончил колледж с дипломом второй степени.

Будучи студентом Оксфорда, Голдинг начал писать стихи; поначалу это увлечение служило своего рода психологическим противовесом необходимости погружаться в точные науки. Как писал Бернард Ф. Дик, начинающий литератор начал просто «записывать свои наблюдения - о природе, безответной любви, зове морей и соблазнах рационализма». Один из его студенческих друзей самостоятельно скомпоновал эти отрывки в сборник и отослал их в издательство Macmillan, готовившее специальную серию публикаций поэзии молодых авторов. Однажды утром, осенью 1934 года, Голдинг неожиданно получил чек на пять фунтов стерлингов за сборник, таким образом и узнав о начале своей литературной карьеры.

Впоследствии Голдинг неоднократно выражал сожаление о том, что этот сборник увидел свет; как-то раз даже приобрёл подержанный экземпляр - для того, чтобы порвать его и выбросить (лишь позже он узнал, что уничтожил коллекционную редкость). Однако стихотворения 23-летнего поэта стали впоследствии рассматриваться критиками как вполне «зрелые и самобытные»; кроме того, отмечалось, что они ярко характеризуют спектр интересов автора, центральное место в котором занимают тема разделённости общества и критика рационализма.

В 1935 году Голдинг получил степень бакалавра искусств и осенью в качестве преподавателя приступил к работе в школе Майкл-холл в Стритеме на юге Лондона. В эти годы, подрабатывая в расчётной палате и социальных службах (в частности, в лондонском приюте для бездомных), он начал писать пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре. Осенью 1938 года Голдинг вернулся в Оксфорд для получения диплома об окончании университета; в январе следующего - начал подготовительную преподавательскую практику в солсберийской школе епископа Вордсворта, первоначально - в средней школе Мейдстоун, где и познакомился с Энн Брукфилд, специалисткой по аналитической химии. В сентябре 1939 года они поженились и переехали в Солсбери: здесь начинающий литератор приступил к преподаванию английского языка и философии - уже непосредственно в Вордсвортской школе. В декабре того же года, вскоре после рождения первенца, Голдинг ушёл служить на флот.

Первым боевым кораблём Голдинга стал HMS Galatea, действовавший на севере Атлантического океана. В начале 1942 года Голдинга перевели в Ливерпуль, где в составе морского патрульного подразделения он нёс многочасовые дежурства в Гладстонском доке. Весной 1942 года он был направлен в MD1, военный исследовательский центр в Букингемшире, а в начале 1943 года, в соответствии с поданным прошением, был возвращён в действующий флот. Вскоре Голдинг оказался в Нью-Йорке, где занялся организацией переправки миноносцев - из доков изготовителя в Нью-Джерси в Великобританию. Пройдя специальную подготовку на десантном корабле-ракетоносце, в качестве командира такого судна он принял участие в событиях D Day: высадке союзников в Нормандии и вторжении на остров Валькерен.

Жизненный опыт военных лет, как сам писатель признавался впоследствии, лишил его каких бы то ни было иллюзий относительно свойств человеческой природы.

Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, - или слеп, или не в своем уме. Будучи молодым человеком, до войны я имел легковесно-наивные представления о человеке. Но я прошёл через войну, и это изменило меня. Война научила меня - и многих других - совсем иному.

Демобилизовавшись в сентябре 1945 года, Уильям Голдинг вернулся к преподаванию в школе в Солсбери; в эти же дни он приступил к серьёзному изучению древнегреческой литературы. Тогда же Голдинг вернулся к довоенному увлечению: литературной деятельности; поначалу - к написанию рецензий и статей для журналов. Ни один из четырёх ранних романов писателя не был опубликован, все рукописи впоследствии оказались утраченными. Позже Голдинг говорил, что эти попытки были заранее обречены на провал, потому что в них он пытался удовлетворить потребности - не свои собственные, но издательские. От писателя, прошедшего войну, ждали чего-то, основанного на военном опыте - мемуаров или романа.

В 1952 году Голдинг приступил к работе над романом, озаглавленным «Незнакомцы, явившиеся изнутри»; в январе следующего года принялся рассылать рукописи издателям, раз за разом получая отказы. В 1953 году роман в течение семи месяцев читался и отвергался издателями; рецензент Faber & Faber счёл произведение «абсурдным, неинтересным, пустым и скучным». В общей сложности двадцать один издатель вернул рукопись автору. А затем Чарльз Монтейт, в недавнем прошлом - юрист, принятый издательством на должность редактора за месяц до этого, почти в буквальном смысле слова вынул роман из мусорной корзины. Он и уговорил Faber & Faber купить произведение - за смехотворную сумму в 60 фунтов стерлингов.

Аллегорический роман о группе школьников, оказавшихся на острове во время некой войны (разворачивающейся, скорее всего, в недалёком будущем), в жёстко отредактированном Монтейтом варианте и под новым заголовком «Повелитель мух» вышел в сентябре 1954 года. Изначально задуманный как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна, он являл собою сложную аллегорию первородного греха в соединении с размышлениями о глубинной человеческой сути. Первые отклики на это произведение, приключенческое по сюжету, апокалиптическое по духу, были сдержанными и неоднозначными. После выхода в мягком переплёте книга стала в Великобритании бестселлером; по мере того, как росла репутация романа, менялось и отношение к нему литературной критики. В конечном итоге «Повелитель мух» по уровню интереса со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла.

Голдинг всю свою жизнь считал самый свой знаменитый роман «скучным и сырым», а его язык - «школярским». К тому факту, что «Повелитель мух» считается современной классикой, он относился не слишком серьёзно, а заработанные на нём деньги рассматривал как нечто, равнозначное «выигрышу в Монополию». Писатель искренне не понимал, как мог этот роман оставить в тени его более сильные книги: «Наследники», «Шпиль» и «Воришку Мартина». В конце жизни Голдинг не смог заставить себя даже перечитать рукопись в её изначальном, неотредактированном варианте, опасаясь, что расстроится до такой степени, «что сможет сотворить с собой нечто ужасное». Между тем, в дневнике Голдинг раскрывал и более глубокие причины своего отвращения к «Повелителю мух»:

В сущности, я презираю себя, и мне важно, чтобы меня не открыли, не разоблачили, не распознали, не разворошили.

Голдинг продолжал заниматься преподавательской деятельностью вплоть до 1960 года: всё это время он писал в свободные от основной работы часы. В 1955 году вышел его второй роман «Наследники»; тема «общественный порок как следствие изначальной порочности человеческой природы» получила здесь новое развитие. Роман, действие которого происходит на заре становления человечества, Голдинг называл впоследствии своим любимым; высоко оценили произведение и литературные критики, обратившие внимание на то, как автор развил здесь идеи «Повелителя мух».

В 1956 году был опубликован роман «Воришка Мартин»; одно из самых сложных произведений писателя в США вышло под заголовком «Две смерти Кристофера Мартина». История о «современном Фаусте», который «отказывается принять смерть даже из рук Господа», - потерпевшем кораблекрушение морском офицере, выбирающемся на утёс, который представляется ему островом и тщетно цепляющемся за жизнь, - завершила «первобытный» этап в творчестве Голдинга лишь формально; исследование основных тем двух первых романов здесь было продолжено в новом ключе, в экспериментальной структуре и с изощрённым вниманием к мельчайшим деталям.

Во второй половине 1950-х годов Голдинг начал принимать активное участие в столичной литературной жизни, сотрудничать в качестве рецензента с такими изданиями как The Bookman и The Listener, выступать на радио. 24 февраля 1958 года в Оксфорде состоялась премьера пьесы «Медная бабочка», поставленной по рассказу «Чрезвычайный посол». Спектакль с успехом прошёл во многих городах Британии, месяц демонстрировался на столичной сцене. Текст пьесы был опубликован в июле. Осенью 1958 года Голдинги переехали в селение Боуэрчок. В течение двух следующих лет писатель перенёс две тяжёлых утраты: скончались его отец и мать.

В 1959 году был опубликован роман «Свободное падение»; произведение, основной идеей которого, по замыслу автора, была попытка показать, что «жизнь изначально нелогична и остаётся таковой до тех пор, пока мы сами не навяжем ей логику», многими считается сильнейшим в его наследии. Облечённые в художественную форму размышления о границах свободного выбора человека отличались от первых произведений Голдинга отсутствием иносказательности и строго вычерченной сюжетности; тем не менее, и развитие основных идей, касавшихся критики базовых понятий о человеческой жизни и её смысле, было продолжено и здесь.

Осенью 1961 года Голдинг с женой отправился в США, где год проработал в женском художественном колледже Холлинс (штат Вирджиния). Здесь в 1962 году он начал работу над своим следующим романом «Шпиль», а также произнёс первую версию лекции «Притча» - о романе «Повелитель мух». Объясняя в интервью 1962 года суть своего мировоззрения в отношении основной темы своих первых романов, Голдинг говорил:

В глубине души я оптимист. На интеллектуальном уровне понимая, что... шансы у человечества взорвать себя - примерно один к одному, на эмоциональном уровне я просто не верю, что оно это сделает.

В том же году Голдинг уволился из школы Вордсворта и стал профессиональным литератором. Выступая на встрече европейских писателей в Ленинграде в 1963 году, он так формулировал свою философскую концепцию, выраженную в романах, обеспечивших ему известность:

Факты жизни приводят меня к убеждению, что человечество поражено болезнью... Это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь и нахожу её в самом доступном для меня месте - в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе её невозможно будет держать под контролем. Вот поэтому я и пишу со всей страстностью, на какую только способен...

Одним из важнейших произведений Голдинга считается «Шпиль». В романе, прочно сплетающем миф и реальность, автор обратился к исследованию природы вдохновения и размышлениям о том, какую цену приходится человеку платить за право быть созидателем. В 1965 году вышел сборник «Горячие врата», включавший в себя публицистические и критические работы, написанные в 1960-1962 годах для журнала The Spectator. К этому моменту Голдинг приобрёл как массовую популярность, так и авторитет у критиков. Затем, однако, в творчестве писателя наступила многолетняя пауза, когда из-под пера его выходили лишь рассказы и новеллы.

В 1967 году вышел сборник трёх новелл под общим заголовком «Пирамида», объединённых местом действия, провинциальным Стилбурном, где восемнадцатилетний Оливер познаёт жизнь как «сложное нагромождение лицемерия, наивности, жестокости, извращённости и холодного расчёта». Произведение, в некоторых элементах автобиографическое, вызвало разноречивые отклики; не все критики сочли его в полной мере романом, но многие отметили необычное сочетание социальной сатиры и элементов психологического романа. Значительно теплее был встречен сборник «Бог-скорпион», три новеллы которого переносят читателя в Древний Рим («Чрезвычайный посол»), в первобытную Африку («Клонк-клонк») и на побережье Нила в IV тысячелетие до новой эры («Бог-скорпион»). Книга вернула писателя к более привычному жанру притчи, который был использован им здесь, чтобы проанализировать актуальные для новейшего времени философские вопросы человеческого бытия, но сохранила элементы социальной сатиры.

В последующие годы критики терялись в догадках о том, что произошло в 1970-х годах с писателем, заметно снизившим творческую активность; высказывались самые мрачные прогнозы, связанные с мировоззренческим кризисом, творческим тупиком, в который якобы зашел «усталый пророк» из Солсбери. Но в 1979 году роман «Зримая тьма» (заголовок которого был заимствован из поэмы Мильтона «Потерянный рай»; такое определение поэт-классик давал Преисподней) ознаменовал возвращение Голдинга в литературу больших форм. Первые же сцены книги, в которых маленький ребёнок со страшными ожогами выходит из огня во время бомбардировки Лондона, заставили критиков вновь заговорить о библейских аналогиях и взглядах писателя на проблему изначального, первобытного Зла. Исследователи отмечали, что в конце 1970-х годов у Голдинга словно бы открылось «второе дыхание»; за последующие десять лет из-под его пера вышли пять книг, по глубине проблематики и мастерству исполнения не уступавших его первым произведениям.

За романом «Зримая тьма» последовали «Ритуалы плавания», положившие начало «морской трилогии» - социально-философскому иносказательному повествованию об Англии, «плывущей в неизвестность по волнам истории». В 1982 году Голдинг опубликовал сборник эссе, озаглавленный «Движущаяся мишень», а год спустя стал обладателем наивысшей литературной награды.

В 1983 году Уильям Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе. Для многих явилось неожиданностью то, что Голдинга предпочли другому английскому кандидату, Грэму Грину. Более того, один из членов Шведской академии, литературовед Артур Лундквист, голосуя против избрания Голдинга, заявил, что этот автор - явление чисто английское и его произведения «не представляют существенного интереса». Иную оценку произведениям кандидата дал Ларс Юлленстен: «Романы и рассказы Голдинга - это не только угрюмые нравоучения и тёмные мифы о зле и предательских разрушительных силах, это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия». «Его книги волнуют и увлекают. Их можно читать с удовольствием и пользой, не прилагая особых усилий... Но при этом они возбудили необычайный интерес среди профессиональных литературных критиков, которые обнаружили огромный пласт сложностей и двусмысленностей в работах Голдинга», - говорилось в официальном заявлении Шведской академии.

В Нобелевской лекции Уильям Голдинг в шутливой форме отрёкся от репутации безнадёжного пессимиста, сказав, что он - «универсальный пессимист, но космический оптимист».

Двадцать пять лет назад на меня легкомысленно наклеили ярлык пессимиста, не понимая, что этот титул прицепится надолго, так же, как, к примеру, к имени Рахманинова прицепилась знаменитая до-диез минорная прелюдия. Ни одна аудитория не отпускала его со сцены, до тех пор пока он не исполнит её. Так и критики вчитываются в мои книги до тех пор, пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадёжным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадёжности.

Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь... Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы.

В 1984 году Голдинг опубликовал роман «Бумажные людишки», в англо-американской прессе вызвавший ожесточённые споры. За ним последовали «Тесное соседство» и «Пожар внизу». В 1991 году писатель, незадолго до этого отпраздновавший свой восьмидесятый день рождения, самостоятельно объединил три романа в цикл, который был издан под одной обложкой под заголовком «На край света: Морская трилогия».

В 1992 году Голдинг узнал о том, что страдает злокачественной меланомой; в конце декабря опухоль была удалена, но стало ясно, что здоровье писателя подорвано. В начале 1993 года он приступил к работе над новой книгой, завершить которую не успел. Роман «Двойной язык», восстановленное по незавершённым наброскам и потому сравнительно небольшое произведение, рассказывающее (от первого лица) историю прорицательницы Пифии, был опубликован в июне 1995 года, через два года после смерти автора.

Уильям Голдинг скоропостижно скончался от обширного инфаркта у себя дома в Перранауортоле 19 июня 1993 года. Его похоронили на церковном кладбище в Бауэрчоке, а панихиду отслужили в солсберийском кафедральном соборе под тем самым шпилем, который вдохновил писателя на одно из его самых известных произведений.