Сочинение «Краткий обзор творчества Данте. Краткий обзор творчества данте Творчество данте алигьери в контексте средневековой культуры

(оценок: 4 , среднее: 3,75 из 5)

Имя: Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Дата рождения: 1265

Место рождения: Флоренция
Дата смерти: 1321
Место смерти: Равенна

Биография Данте Алигьери

Данте Алигьери — известный литературовед, богослов и поэт. Всемирную известность получил благодаря своей повествовательной работе «Божественная комедия». В ней автор пытался показать, насколько тленна и недолговечна жизнь, и старался помочь читателям перестать бояться смерти и мучений в аду.

Все, что сегодня известно о Данте Алигьери, известно из его работ. Он родился в Италии в городе Флоренция, и до самой своей смерти был предан своей родине.

К сожалению, практически ничего не известно о его семье. Алигьери практически не упоминал о ней в своей пьесе «Божественная комедия». Его мать звали Беллой и она умерла очень рано, и это все, что о ней известно. Отец связал себя узами брака во второй раз, и у него родилось еще двое детей. Примерно в 1283 году отец умер. Он оставил своей семье простое, но очень комфортное поместье во Флоренции и небольшой дом за городом. В этот же период Данте женился на Гемме Донати.

Очень важную роль в жизни и становлении Алигьери как личности сыграл его друг и наставник Брунетто Латини. Этот человек имел огромные знания, он постоянно цитировал известных философов и литераторов. Именно он привил Данте любовь к прекрасному и светлому.

Данте был слегла самоуверенной личностью. В восемнадцатилетнем возрасте он заявил, что сам научился писать стихи и теперь делает это в совершенстве.

Данте Алигьери часто упоминал в своих произведениях своего талантливого товарища Гвидо Кавальканти. Их дружба была весьма сложной. Данте даже пришлось вместе с ним уехать из Флоренции, так как Гвидо оказался в изгнании. В итоге Кавальканти заражается малярией и умирает в 1300 году. Данте был омрачен этим событием, и отдавал дань другу, включая его в свои произведения. Так, в поэме «Новая жизнь» много раз упоминается Кавальканти.

Также, в данной поэме Данте описал свои самые светлые и первые чувства к женщине — Беатриче. Сегодня специалисты считают, что этой девушкой была Беатриче Портинари, которая скончалась совсем молодая, в 25 лет. Любовь Данте и Беатриче сравнима с чувствами Ромео и Джельетты, Тристана и Изольды.

Смерть любимой заставила Данте по-другому взглянуть на жизнь, и он начал изучать философию. Он много читал Цицерона, и размышлял о жизни и смерти. Также, писатель постоянно бывал в религиозной школе во Флоренции.

В 1295 году Данте стал членом гильдии в то время, когда началась борьба между Папой и императором. Город был разделен на два фронта: «черных» возглавлял Корсо Донати, и «белых», в которых и был Алигьери. Именно «белые» и победили в сражении, и вытеснили врагов. Со временем Данте все больше был против Папы.

«Черные» однажды зашли в город и устроили настоящий погром. Данте неоднократно вызывали в городской совет, но он так ни разу туда не явился. Поэтому его, и еще нескольких «белых», заочно приговорили к смертной казни. Ему пришлось бежать. В итоге он разочаровался в политике и вернулся к писательству.

Именно во врем ена, когда Данте был вдали от родного города, он начал работать над произведением, которое принесло ему всемирную славу и успех — «Божественной комедией».

Алигьери пытался в своей работе помочь тем, кто боится смерти. В то время это было весьма актуально, ведь душа людей того времени разрывалась ужасами перед мучениями в аду.

Данте не заставлял не думать о смерти, и не утверждал, что ада не существует. Он искренне верил и в рай, и в ад. Он считал, что лишь светлые, добрые чувства и отвага помогут выбраться из адских мучений без повреждений.

В «Божественной комедии» Данте рассказывает, как он пытался писать стихи, чтобы через строки постоянно воспроизводить в памяти образ любимой Беатриче. В итоге, он начал понимать, что Беатриче вовсе не умерла, не исчезла, ведь она неподвластна смерти, а наоборот, она способна сама спасти Данте. Девушка показывает живому Данте все ужасы ада.

Как писал Данте, ад – это не определенное место, а состояние души, которое в определенный момент может появиться у человека и поселится там надолго именно тогда, когда будет совершен грех.

В 1308 году Генрих стал королем Германии. Данте вновь окунулся с головой в политику. С 1316 по 1317 года он живет в Равенне. В 1321 году он отправляется в для заключения мира с республикой Святого Марка. По пути домой Данте подхватил малярию и скончался в сентябре 1321 года.

Библиография Данте Алигьери

Поэмы и трактаты

  • 1292 — Новая жизнь
  • 1304-1306 — О народном красноречии
  • 1304-1307 — Пир
  • 1310-1313 — Монархия
  • 1916 — Послания
  • 1306-1321 —
  • Это любовь
  • Вопрос о воде и земле
  • Эклоги
  • Цветок

Стихотворения флорентийского периода:

  • Сонеты
  • Канцоны
  • Баллады и стансы

Стихотворения написанные в изгнании:

  • Сонеты
  • Канцоны
  • Стихи о каменной даме

Творчество Данте

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» переводится как «Новый сладостный стиль» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-07, издание 1529), «Послания» (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма «Божественная комедия» (1307-21, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДАНТЕ Алигьери (май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы.

Биография

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией.

Последний эпизод в его политической биографии связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую поддержку в ряде публичных посланий и в трактате «Монархия».

Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.

Лирика

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства.

Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.

Кроме «Новой жизни» до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере «сладостного нового стиля» (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием «каменного» (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма «Цветок», атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Трактаты

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате «Пир» (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате «О народном красноречии», писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате «Монархия» (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

«Божественная Комедия»

Над поэмой «Божественная Комедия» Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение «божественная» присвоили ей потомки.

В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в «сумрачном лесу» (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления.

Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук).

Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В «Божественной комедии» они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей).

Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия.

По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части «Комедии» острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный.

На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою личную вину и до конца от нее очищается.

Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения.

Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама «Божественная комедия», будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.

Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них — «Банкет», задуманный как своеобразная энциклопедия в области философии и искусства и предназначенный для широчайших кругов читателей; название «Банкет» аллегорическое: просто и доходчиво изложенные научные идеи должны насытить не выбранных, а всех, так как Данте считал необходимым сделать ученость и культуру достоянием масс; его идея была чрезвычайно демократической для тех времен. Трактат «Банкет» (незавершенный) был написанный на итальянском языке, в нем чередуются стихи и проза, интегрируются аллегория и конкретика.

В «Банкете» снова появляется образ Беатриче, но теперь она «святая Беатриче», поскольку к тому времени реальная Беатриче Портинари умерла. Данте горько оплакал ее и канонизировал (хотя ни одной официальной канонизации Беатриче не было, и со стороны Данте было дерзостью самому объявлять ее святой). Данте сознавался, что сохранил своей покойной любимой даже и «духовную верность»: у него возникали другие увлечения, но он снова и снова возвращался воспоминаниями к Беатриче. Поэт отождествляет Беатриче с единственной верой в своей жизни, иногда он называет ее «донная Философия», которая ведет его по жизни, помогая постигнуть лабиринт его собственного сознания.

В «Банкете» Данте высказывает одну из самых сокровенных своих мыслей — о человеческом достоинстве, которое заключается не в благородстве рождения и тем более не в богатстве, а в благородном сердце и, прежде всего, в благородных помыслах и поступках ради блага людей. Эта мысль прорицала гуманистическую концепцию человека. Настоящее благородство, по мнению творца «Банкета», предусматривает физическую красоту, «благородство плоти». Понятие о гармонии физического и духовного свидетельствует о близости поэта XIV ст. к гуманизму Возрождения. В «Банкете», как и в предыдущем «Новой жизни», поэт предчувствует близкие и благодатные изменения, вот почему оба отличные за стилем произведения преисполнены ощущения весеннего обновления. Данте пишет о новом литературном языке: «Он будет новым светом, новым солнцем… и он дарит свет всем, кто находится в мраке и тьме, поскольку старое солнце им больше не светит». Под «старым солнцем» поэт имел в виду латынь и, возможно, всю старую систему взглядов.

Проблема нового литературного языка стала центральной в трактате «О народном красноречии», вероятно, написанном в те самые года (длятся споры о датировании этого трактата). Этот трактат Данте написал латинским языком, поскольку адресовал его не только итальянскому, а и европейскому читателю в целом. Вопрос о происхождении языков Данте излагает согласно Библии, но его мысли об общности романских языков, их классификация, рассмотрение итальянских диалектов являются чрезвычайно интересными для истории лингвистики. Приметно, что латынь Данте рассматривает не как язык общения римлян, а как сконструированный, условный язык современной Европы, необходимый для общения ученых. Языком искусства, поэзии, по мнению Данте, должен стать живой итальянский язык.

Данте рассматривает разнообразные диалекты итальянского языка, выделяя наиболее «ученые» из них — флорентийский и болонский, но придет к выводу, что ни один из них, взятый отдельно, не может стать литературным языком Италии, нужен какой-то обобщенный современный язык, который уместил бы все диалекты. Дело создания такого языка Данте «поручает» профессиональным итальянским писателям, поэтам, людям, призванным Богом к литературной работе. В этом заключалась безграничная вера Данте в возможности творческой личности. Вероятно, Данте осознавал, что именно ему принадлежит выполнить эту чрезвычайно трудную задачу — создать итальянский литературный язык, как оно и случилось в недалеком будущем, так как Данте сделал для национального литературного языка настолько много, что его последователям, даже таким выдающимся, как Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, осталось лишь идти путем, который проложил он.

В трактате «О народном красноречии», также незавершенном, Данте ведет разговор и о трех литературных стилях. Здесь он придерживается античных традиций, в частности, эстетичных заповедей Горация. Данте выделяет трагический, комический стили и стиль элегии (т. е. средний). Во всех случаях речь идет не о драматических, а именно о лирических жанрах: стилем трагедии принадлежало писать о высоких чувствах, стиль допускал простой народный язык, который мог доминировать в комическом стиле. Просторечным стилем допустимо было говорить об «животном» в человеке, поскольку для средневекового поэта человек был «божественным животными» («divino animal»), интеллект приближал ее к Богу, инстинкты — к животным.

В годы изгнания Данте отошел от Черных гвельфов, которые его выгнали и пригрозили ему в случае самовольного появления во Флоренции сожжением на костре, отошел и от своих союзников — Белых гвельфов и стал, цитируя его самого, — «сам себе партией». Но все же таки политические взгляды Данте сближали его с гибеллинами, которые верили в германского императора. Данте подает в трактате «О монархии» свою политическую программу, согласно которой все европейские страны, в том числе и Италия, должны объединиться под единой властью германского императора, при этом государственная власть, сосредоточенная в руках императора, должна стать самостоятельной от власти папской, церковь не должна вмешиваться в земные государственные дела. Как на те времена эта идея была не только дерзкой, а и крамольной, поскольку поэт хотел отстранить церковь от исполнительной власти императора.

В трактате «О монархии» Данте высказал также идею консолидации разъединенных итальянских городов-коммун, идею единства итальянской наций. Данте осуждал феодальные распри и писал о мире и объединении как необходимых условия государственности. Все три трактата («Банкет», «О народном красноречии», «О монархии») утверждали идею итальянского государственного единства, которое должно было основываться на единстве территории и языка. Соотечественники поэта усматривали в этих трактатах теорию будущей итальянской государственности.

Краткий обзор творчества Данте

Другие сочинения по теме:

  1. Николай Васильевич Гоголь (полная его фамилия Гоголь-Яновский, но он рано отбросил вторую половину) родился 19 марта 1809 г. в торговом...
  2. Александр Иванович К У Прин (произношение Купр И Н неправильное) тоже начинал как писатель школы «Знание», но его литературная личность...
  3. Внебрачный сын богатого флорентийского купца. Отец мечтал видеть в сыне наследника своего дела и с 1324 г. отдал его на...
  4. Первый роман Писемского Боярщина (опубликованный в 1858 г., но написанный в 1845) уже содержит многие из его достоинств. Там даже...
  5. Первый период творчества поэта, который охватывает два десятилетия (928-948 гг.), минул в Сирии. Через то поэтический сборник этого периода был...
  6. «Божественная комедия» — величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом...
  7. Он родился во Флоренции, в вельможной рыцарской семье, которая принадлежала к партии Гвельфов. Флоренция была богатейшим городом-коммуной в Италии XIII-XIV...
  8. Ко времени создания Шекспиром своих поэм в литературе английского Возрождения уже сложилась значительная эпическая традиция. Как в прозе, так и...
  9. » Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом...
  10. Лермонтов начал писать прозу очень рано. За три года, с пятнадцати до восемнадцати лет, он написал три пьесы в прозе,...
  11. «Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигьери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и...
  12. Достаточно было бы только объективности и беспристрастия Аксакова, чтобы выделить его из всех русских романистов середины девятнадцатого века. Все остальные...

Творчество Данте Алигьери пришлось на эпоху Пред-возрождения. Данте прожил яркую, полную неординарных событий жизнь. Здесь и участие в политической борьбе, и изгнание, и яркая литературная деятельность. Он известен как создатель ученых трактатов, темы которых касались и государственного устройства, и языка, и поэзии; как создатель «Новой жизни» - лирической автобиографии - нового жанра в мировом литера-

турном творчестве и, конечно, как создатель «Комедии», названной потомками

Божественной.

Поэт в сопровождении Вергилия странствует по загробному миру, посещает Ад,

Чистилище, Рай. Принадлежность этого произведения к новой культуре сказывается уже

хотя бы в том, что души людей, встреченные Данте по ту сторону бытия, продолжают

испытывать простые человеческие чувства, а сам поэт искренне сострадает грешникам.

Так, Данте глубоко переживает трагедию мятущихся душ Паоло и Франчески, терпящих

муки за прелюбодеяние. Ему удается вступить в диалог с Франческой, которая с глубокой

скорбью повествует о своем грехе:

«Любовь, любовь, велящая любимым, Меня к нему так властно привлекла, Что он со мной пребыл неразлучимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела». И далее: «"В досужий час читали мы однажды

0 Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.

Над книгой взоры встретились не раз, И мы бледнели с тайным содроганьем; Но дальше повесть победила нас.

Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем Прильнул к улыбке дорогого рта, Тот, с кем навек я скована терзаньем,

Поцеловал, дрожа, мои уста. И книга стала нашим Галеотом! Никто из нас не дочитал листа"».

Дух говорил, томимый страшным гнетом, Другой рыдал, и мука их сердец Мое чело покрыла смертным потом;

И я упал, как падает мертвец» 1 .

Художественный образ, созданный Данте, не только вызывает сострадание к Паоло и Франческе, но и заставляет заду-

1 Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад / Пер. М. Лозинского. М., 1998. С. 38.

маться, а столь ли уж велик грех людей, которые искренне полюбили друг друга. Всю часть «Ад» пронизывает не только чувство ужаса перед мучениями грешных душ, но сострадание и даже уважение, восхищение отдельными героями.

С именем Франческо Петрарки связывают начало Ренессанса, называя при этом определенную дату - 8 апреля 1341 г. (Пасха). В этот день сенатором Рима на Капитолийском холме поэт был увенчан лавровым венком за поэму «Африка», посвященную подвигу Сципиона Африканского Старшего. Над этой поэмой Петрарка работал всю жизнь.

Почему этот факт трактуется как начало эпохи Ренессанса? С одной стороны, само увенчание лавровым венком - своеобразный реверанс в сторону античности, но у этого события есть и другая, более важная сторона - весной 1341 г. был впервые награжден оригинальный самобытный художник, творческая индивидуальность. Уникальной (и принадлежащей Новому времени) фигуру Петрарки делает и то, что он на протяжении всей своей жизни, находясь на службе многих сильных мира сего, всегда подчеркивал: «Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне», т.е. Петрарка всегда отстаивал приоритет личности.



Петрарка впервые воспел эстетическое (т.е. бескорыстное) отношение к миру, любование его красотой. Его знаменитое путешествие на гору Ванта имело только одну цель -созерцание ландшафта. Именно у Петрарки путешествие становится фактом культурного сознания, и именно он открыл сопряженность путешествия и уединения 1 . Это было новым мотивом, отстаивающим чисто человеческие желания.

Отчетливо возрожденческой чертой является внутренний конфликт поэта: любование миром приносит наслаждение, но не приведет ли это упоительное чувство к каким-либо нравственным потерям, т.е. не лишится ли он своей души, открыв гедонизму и отдавшись ему? Иными словами, в творчестве (об этом говорят и другие его литературные произведения, в частности сонеты) и жизни Петрарки присутствовало трагическое начало, выражавшееся во внутренних сомнениях. Эти сомне-

1 См.: Косарева Л.М. Культура Возрождения // Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

ния, в которых поэт оставался человеком уходящей эпохи, можно счесть неким метафизическим страхом перед новым отношением к миру, но поскольку Петрарка не мог не высказать их, т.е. показывал ценность внутренней жизни человека, он предстает человеком Нового времени.

Новым в культурном сознании является обращение Петрарки к античности. Вновь возрожденная античная традиция со времени Петрарки стала развиваться наравне с христианской. Описывая судьбу Цицерона, он, в сущности, первым привлек внимание к соответствующему художественно-культурному пласту историй. Мыслителем новой эпохи его делает и то, что он не просто писал о знаменитом римлянине, а все время пы­тался узнать себя в нем, пытался создать свой образ этого человека. Совершенно не случайно Петрарка многими исследователями эпохи Возрождения признается первым гуманистом.

Элитарность культуры Возрождения подтверждает и тот факт, что наиболее популярным в среде народа был не художник, но монах Джироламо Савонарола (1452-1498) - насто­ятель монастыря Сан-Марко, проповедник-доминиканец. Будучи ортодоксальным верующим, он не принимал и ренессансную культуру, и мирские тенденции в искусстве, и власть Медичи, и стремление к наживе, роскоши, власти, удовольствиям, и прогнившую церковную иерархию. Он призывал в проповедях к достойной жизни, к покаянию, обличал пороки папы Александра VI, требовал реформы церкви - возвращения ее к принципам раннего христианства. Савонарола стал особенно популярен после изгнания сына Лоренцо Великолепного из Флоренции в результате восстания против тирании Медичи в 1494 г. и установления республики. Его проповеди собирали огромное число людей. Результатом их часто было уничтожение мирских «суетных» предметов -произведений искусства, книг светского содержания, ярких нарядов, косметики, украшений и т.п. Но отказ от производства предметов роскоши подрывал экономику Фло­ренции, поэтому богатые горожане, сторонники Медичи, были настроены против Савонаролы 1 . Нельзя забывать, что критика Савонаролой папской власти (хотя и погрязшей в пороке, но

1 См.: Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., 1995. С. 269.

весьма могущественной) также была крайне неприятна и невыгодна церковному

руководству. Поэтому с Савонаролой расправились: он был сожжен на костре по приговору суда инквизиции.

Множеству простых людей христианские проповеди Савонаролы ближе, чем идеи гуманистов. Этот аргумент, а также его огромная популярность свидетельствуют об элитарном характере культуры итальянского Возрождения.

Почему культуре и эстетике Возрождения свойственна такая четкая ориентация на человека? С точки зрения современной социологии причиной независимости человека, его растущего самоутверждения является городская культура. В городе более чем где-либо человек открывал достоинства нормальной обычной жизни. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на свое ремесленное мастерство. Число городских жителей пополняли и люди предприимчивые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни.

Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Чувство хозяина, который сам производит и сам распоряжается доходом, безусловно способствовало формированию особого независимого духа первых жителей городов. Итальянские города расцвели не только в силу этих причин, но и благодаря их активному участию в транзитной торговле. (Соперничество городов на внешнем рынке явилось, как известно, одной из причин раздробленности Италии.) В VIII-IX вв. Средиземное море вновь становится местом пересечения торговых путей. Жители побережья получали от этого большую выгоду, города, не имевшие достаточных природных ресурсов, процветали. Они связывали между собой приморские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа людей со снаряжением и лошадьми оказалась очень выгодной). Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Такой опорой выступила античность. Конечно, не случайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземное море «сапожок» более тысячи

лет назад населяли представители ушедшей античной (римской) цивилизации. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений», - писал русский историк Н. Кареев в начале XX в.

Итак, эпоха Возрождения - это обращение к античности. Но вся культура этого периода доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового нет. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм . А.Ф. Лосев показывает причины широкого распространения этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не привлечь внимания возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе к человеку. Он мыслится почти пантеистически (Бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божест­венной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения 1 .

Наилучшим способом постижения божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда - расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер.

Интерес к культуре античности сопряжен у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповтори-

1 См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М, 1978.

мость культуре Италии XIV-XVI вв. Возрожденцы по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не переставали быть людьми Средневековья. Наличие этих перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, о чем говорят многие источники этой эпохи, а с другой стороны, он постиг всю трагичность своего существования. И то, и другое в мироощущении человека Возрождения связано с Богом.

Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники эпохи Возрождения были одержимы прорывом в иной трансцедентный мир. Мечта о нем была дана человеку Христом. Художники ориентировались на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой, по существу, онтологические задачи.

Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Иисусом Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества» 1 .

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев НА. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 445.

чается в неустойчивости личности, в конечном итоге опирающейся только на себя. Трагическое мироощущение великих людей эпохи Возрождения связано с противоречивостью этой культуры: в ней происходит переосмысление античности, но в то же время продолжает доминировать христианская (католическая) парадигма, хотя и в модифицированном виде. С одной стороны, Возрождение - эпоха радостного самоутверждения человека, с другой - эпоха глубочайшего постижения всей трагичности его существования.

Итак, в центре внимания возрожденцев стоял человек. В связи с изменением отношения к человеку изменяется и отношение к искусству. Оно приобретает высокую социальную ценность. Художники берут на себя функцию теоретиков художественного творчества. Все эстетические исследования ведутся практиками искусства. В рамках того или иного вида искусства (преимущественно живописи, скульптуры, архитектуры, тех искусств, которые получили наиболее полное развитие в эту эпоху) ставятся общеэстетические задачи. Правда, разделение деятелей Возрождения на ученых, философов и художников довольно условно - все они были универсальными личностями.

Основная мировоззренческая установка - отображение реального, признанного прекрасным мира, подражание природе - обусловливает значимость разработки теории искусств, правил, которым должен следовать художник, ведь только благодаря им и возможно создать произведение, достойное красоты реального мира. Великие художники эпохи Возрождения пытаются решить эти проблемы, изучая, в частности, логическую организацию пространства. Ченнино Ченнини («Трактат о

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

живописи»), Мазаччо, Донателло, Филиппо Брунелески, Паоло Учелло, Антонио Поллайола, Леон-Баттиста Альберти (раннее Возрождение), Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти поглощены исследованием технических проблем искусства (линейная и воздушная перспектива, светотень, колорит, пропорциональность, симметрия, общая композиция, гармония).

Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них – “Банкет”, задуманный как своеобразная энциклопедия в области философии и искусства и предназначенный для широчайших кругов читателей; название “Банкет” аллегорическое: просто и доходчиво изложенные научные идеи должны насытить не выбранных, а всех, так как Данте считал необходимым сделать ученость и культуру достоянием масс; его идея была чрезвычайно демократической для тех времен. Трактат “Банкет”

(незавершенный) был написанный на итальянском языке, в нем чередуются стихи и проза, интегрируются аллегория и конкретика.
В “Банкете” снова появляется образ Беатриче, но теперь она “святая Беатриче”, поскольку к тому времени реальная Беатриче Портинари умерла. Данте горько оплакал ее и канонизировал (хотя ни одной официальной канонизации Беатриче не было, и со стороны Данте было дерзостью самому объявлять ее святой). Данте сознавался, что сохранил своей покойной любимой даже и “духовную верность”: у него возникали другие увлечения, но он снова и снова возвращался воспоминаниями к Беатриче. Поэт отождествляет Беатриче с единственной верой в своей жизни, иногда он называет ее “донная Философия”, которая ведет его по жизни, помогая постигнуть лабиринт его собственного сознания.
В “Банкете” Данте высказывает одну из самых сокровенных своих мыслей – о человеческом достоинстве, которое заключается не в благородстве рождения и тем более не в богатстве, а в благородном сердце и, прежде всего, в благородных помыслах и поступках ради блага людей. Эта мысль прорицала гуманистическую концепцию человека. Настоящее благородство, по мнению творца “Банкета”, предусматривает физическую красоту, “благородство плоти”. Понятие о гармонии физического и духовного свидетельствует о близости поэта XIV ст. к гуманизму Возрождения. В “Банкете”, как и в предыдущем “Новой жизни”, поэт предчувствует близкие и благодатные изменения, вот почему оба отличные за стилем произведения преисполнены ощущения весеннего обновления. Данте пишет о новом литературном языке: “Он будет новым светом, новым солнцем. и он дарит свет всем, кто находится в мраке и тьме, поскольку старое солнце им больше не светит”. Под “старым солнцем” поэт имел в виду латынь и, возможно, всю старую систему взглядов.
Проблема нового литературного языка стала центральной в трактате “О народном красноречии”, вероятно, написанном в те самые года (длятся споры о датировании этого трактата). Этот трактат Данте написал латинским языком, поскольку адресовал его не только итальянскому, а и европейскому читателю в целом. Вопрос о происхождении языков Данте излагает согласно Библии, но его мысли об общности романских языков, их классификация, рассмотрение итальянских диалектов являются чрезвычайно интересными для истории лингвистики. Приметно, что латынь Данте рассматривает не как язык общения римлян, а как сконструированный, условный язык современной Европы, необходимый для общения ученых. Языком искусства, поэзии, по мнению Данте, должен стать живой итальянский язык.
Данте рассматривает разнообразные диалекты итальянского языка, выделяя наиболее “ученые” из них – флорентийский и болонский, но придет к выводу, что ни один из них, взятый отдельно, не может стать литературным языком Италии, нужен какой-то обобщенный современный язык, который уместил бы все диалекты. Дело создания такого языка Данте “поручает” профессиональным итальянским писателям, поэтам, людям, призванным Богом к литературной работе. В этом заключалась безграничная вера Данте в возможности творческой личности. Вероятно, Данте осознавал, что именно ему принадлежит выполнить эту чрезвычайно трудную задачу – создать итальянский литературный язык, как оно и случилось в недалеком будущем, так как Данте сделал для национального литературного языка настолько много, что его последователям, даже таким выдающимся, как Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, осталось лишь идти путем, который проложил он.
В трактате “О народном красноречии”, также незавершенном, Данте ведет разговор и о трех литературных стилях. Здесь он придерживается античных традиций, в частности, эстетичных заповедей Горация. Данте выделяет трагический, комический стили и стиль элегии (т. е. средний). Во всех случаях речь идет не о драматических, а именно о лирических жанрах: стилем трагедии принадлежало писать о высоких чувствах, стиль допускал простой народный язык, который мог доминировать в комическом стиле. Просторечным стилем допустимо было говорить об “животном” в человеке, поскольку для средневекового поэта человек был “божественным животными” (“divino animal”), интеллект приближал ее к Богу, инстинкты – к животным.
В годы изгнания Данте отошел от Черных гвельфов, которые его выгнали и пригрозили ему в случае самовольного появления во Флоренции сожжением на костре, отошел и от своих союзников – Белых гвельфов и стал, цитируя его самого, – “сам себе партией”. Но все же таки политические взгляды Данте сближали его с гибеллинами, которые верили в германского императора. Данте подает в трактате “О монархии” свою политическую программу, согласно которой все европейские страны, в том числе и Италия, должны объединиться под единой властью германского императора, при этом государственная власть, сосредоточенная в руках императора, должна стать самостоятельной от власти папской, церковь не должна вмешиваться в земные государственные дела. Как на те времена эта идея была не только дерзкой, а и крамольной, поскольку поэт хотел отстранить церковь от исполнительной власти императора.
В трактате “О монархии” Данте высказал также идею консолидации разъединенных итальянских городов-коммун, идею единства итальянской наций. Данте осуждал феодальные распри и писал о мире и объединении как необходимых условия государственности. Все три трактата (“Банкет”, “О народном красноречии”, “О монархии”) утверждали идею итальянского государственного единства, которое должно было основываться на единстве территории и языка. Соотечественники поэта усматривали в этих трактатах теорию будущей итальянской государственности.

  1. Творчество и жизнь Данте так всесторонне освещены научными работниками, критиками, философами, что добавить что-то новое маловероятно. Ребенок знает, что его гений стал предтечей Ренессанса. Он не перестает быть идеалом и...
  2. Отображение политического противодействия сил того времени в “Божественной комедии”. Произведение начинается с повествования о том, что в середине жизни, т. е. где-то около 30-35 лет, заблудился поэт в жизненном лесу....
  3. Вершиной творчества Данте является “Божественная комедия”. Поэма написана как странствие поэта по загробному миру. Проводником Данте в этом путешествии является поэт, автор “Энеиды”, Вергилий. В произведении это символ разума, направляющего...
  4. “Божественная комедия” – вершина творчества Данте Алигьери Это произведение стало не только итогом творческой деятельности писателя, а и итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековье. Создание такого произведения –...
  5. “Божественная комедия” – величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери – вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор...
  6. Поэма “Божественная комедия” является вершиной творчества Данте. Поэма была задумана как “видение” – путешествие поэта в загробный мир, и состоит из 3 частей: “Ада”, “Чистилища”, и “Рая”. Еще римские поэты...
  7. Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких представителей “сладостного нового стиля”. Он усвоил все условности этой школы, присущую ей философичность. К этому присоединяется его...
  8. Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение – Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его одновременно...
  9. Дия” Данте Алигьери – одно из самых известных произведений мировой литературы. Она была написана в начале XIV века, но и до сих пор ее читают и пытаются понять тот смысл,...
  10. “Новая жизнь” начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже при этой первой встрече душа поэта “содрогнулась”. Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая...
  11. Мощный реализм Данте, достигающий своей высшей ступени в показе страшных мучений грешников, томящихся в аду, находит адекватное выражение в лексике поэмы, ее образности и стилистике. Если уже в ранних своих...
  12. Данте Алигьери родился в 1265 году во Флоренции. В те времена в городе бурлила активная политическая жизнь: боролись две партии – гебелини и гвельфи. Первые из них были приверженцами императорского...
  13. Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был...
  14. Произведение Данте “Божественная комедия” – уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к человеческой личности, к ее земным...
  15. Итальянец Данте Алигьери – поэт, писатель, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, автор “Божественной комедии”, которую читают и комментируют до сих пор. Данте известен во всем мире не только...
  16. Ная комедия” – величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком...
  17. “Божественная комедия” признана вершиной творчества самого известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта из простых людей верили даже, что он составил настоящий путеводитель по потустороннему миру, но...
  18. Если бы Данте не написал больше ничего, его имя все равно бы вошло навечно в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним...